Храм троицы в хорошеве. Информация о богослужениях

Построен в 1598 по повелению Бориса Годунова в его вотчине, селе Хорошёве, по образцу Малого собора Донского монастыря предположительно Фёдором Конём.

Трапезная часть и колокольня - XIX века.

Основной объём храма одноглавый, увенчан несколькими ярусами пышных кокошников. С боков к нему примыкают два симметричных придела со схожим декором. Стены и апсиды украшены тонкими лопатками и карнизами со сложной профилировкой.

Первоначальные узкие окна храма были растёсаны в XVII веке, тогда же открытую паперть заменили на обходную галерею. В середине XVIII века (1764-1768) разобрали обветшавшую звонницу и выстроили отдельную колокольню, сохранившуюся до наших дней. В процессе строительства проект колокольни, выполненный Андреяном Афанасьевым, сильно изменился: её сделали выше и скромнее по декору. Чуть меньше чем через сто лет, в 1845 году, разобрали западную часть галереи и выстроили новую трапезную, соединившую церковь с колокольней. По некоторым свидетельствам, уже к тому времени кокошники спрятали под простую четырёхскатную железную кровлю, что значительно обеднило художественный облик храма.

Во время Отечественной войны 1812 года храм был разграблен французскими мародерами. В 1813 году заново освящен.

В 1939 году храм был закрыт и отдан под колхозный клуб, потом - под детскую консультацию.

В 1963-1964 годах под руководством архитектора Б. Л. Альтшуллера церковь исследовали и отреставрировали, частично вернув ей первоначальный облик. Однако восстановить в прежнем виде стёсанные при перестройках перспективные порталы не оказалось возможным. Трапезной и колокольни реставрация не коснулась. В них располагался цех фабрики офсетной печати.

В 1990-х годах церковь полностью передали верующим. Богослужения возобновлены на Пасху 1989 года (30 апреля).

В 1998 году храм отметил свое 400-летие, впервые в истории Троицкого храма его посетил Предстоятель Русской Православной Церкви - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и совершил освящение двух престолов. В благословение храму-юбиляру Его Святейшество передал Казанскую икону Божией Матери с дарственной надписью.

Храм Живоначальной Троицы расположен в одном из районов столицы, в Хорошево-Мневниках. Построили его по приказу Бориса Годунова, имеющего здесь вотчину, а архитектором церкви считают Федора Коня. В советские времена храм был закрыт, но сегодня он отреставрирован – строению вернули его первоначальную строгую красоту. Побывать здесь стоит не только верующим, но и тем, кто интересуется русским церковным зодчеством.

Где находится храм

Как добраться до церкви Живоначальной Троицы

Сделать это можно как на такси или собственном авто, так и при помощи общественного транспорта.

  • Удобнее всего доехать до метро Щукинская, после чего сесть на трамвай №30 или 28. Выходить следует на конечной трамвайной остановке.
  • Троллейбусом № 59, сесть на который можно на станциях метро Сокол или Октябрьское поле, тоже нужно доехать до конечной.
  • Если вам удобнее добираться от метро Полежаевская, тогда садитесь на троллейбусы №86, 20, 65, 21, 35 или автобусы №155, 48. Выходить из них нужно на остановке улица Живописная, после чего перейти по подземному переходу на другую сторону шоссе.

Посещение храма, режим его работы

Побывать в этой церкви можно ежедневно, поскольку богослужения проводятся здесь каждый день. Обратите внимание, что храм является действующим, поэтому здесь следует соблюдать тишину, отключать мобильные телефоны во время пребывания внутри.

Важно! Съемка и фотографирование храма не разрешается.Женщинам необходимо посещать храм в юбках или платьях, которые закрывают колени, с покрытыми плечами, в головных уборах, без косметики (особенно это касается помады). Мужчинам следует снять головные уборы. Нельзя входить в храм с голым торсом или в шортах.

Если вы решили посетить этот храм, обязательно обратите внимание на его иконостас , в котором немало образов, датируемых XVIII-XIX веком: несколько икон Спаса Вседержителя, Спаса Нерукотворного, списки Казанской, Тихвинской, Владимирской икон Богоматери, Троеручница, Неопалимая Купина. Также здесь сохраняются реликвии из Иерусалима – крест из перламутра, часть маврийского дуба. Есть и несколько серебряных распятий, датируемых XIX веком.
Стоит обратить внимание и на изящную архитектуру храма , которая сочетает в себе роскошь кокошников и достаточно скромные апсиды и фасады.

Знаете ли вы? Некоторые исследователи уверены, что изначально три церкви стояли отдельно друг от друга, соединяясь закрытым гульбищем.

Расписание богослужений в храме Живоначальной Троицы в Хорошеве

Если вы решили посетить храм Живоначальной Троицы в Хорошево-Мневниках в период Великого поста, обратите внимание, что расписание богослужений сдвигается – утренняя служба начинается не в 8.30, а в 8.00 (по будням).

История церкви Живоначальной Троицы

  1. История храма Живоначальной Троицы началась в конце XVI века, когда в селе Хорошево (ранее эта местность называлась Ходынским лугом), которое было подарено Борису Годунову его братом, Федором Иоанновичем, начали строить каменный собор. Архитектором его считается Федор Конь (мастер, известный строительством Белой стены в Москве, крепости в Смоленске), однако нет точных документальных данных, подтверждающих этот факт. Примечательно, что храм очень похож на малый («старый») собор Донского монастыря, авторство которого тоже приписывают Коню.
  2. Само село привлекало многих российских правителей – кроме храма, здесь возвели в XVIII веке дворец и конный завод. Однако на сегодняшний день именно церковь является одной из достопримечательностей этого района (позже Хорошево слилось со столицей). Поставили ее на берегу реки, на высоком склоне – считается, что предыдущий храм, который был деревянным, находился на том же месте.
  3. Изначально здание было кирпичным, имело два придела, а галереи к нему пристроили потом. Глава храма установлена на пятирядной пирамиде кокошников (такие строения называли «огненными»), причем два нижних ряда были украшены круглыми вставками – исследователи считают, что это были блюда, которые Борису Годунову дарили послы и иностранные купцы. В советское время эти блюда передали столичному Историческому музею.
  4. Как и многие другие церкви, Троицкий храм был закрыт с приходом советской власти – здесь были фабричные цеха, детская консультация, клуб, что не могло не сказаться на внешнем облике строения. Частично отреставрировали его лишь в шестидесятых, а через три десятилетия вернули верующим.

Фото храма Живоначальной Троицы

  • Церковь выглядит очень уютно и живописно.
  • С высоты особенно хорошо видны пять рядов кокошников, на которых установлена глава.
  • В ходе реставрационных работ храму вернули его исторический облик.
  • Восстановили и колокольню рядом с церковью.
  • В ночное время храм выглядит таинственным и величественным.
  • Сегодня в обновленном храме ежедневно ведутся богослужения.
  • Многие жители Хорошево стали прихожанами этой церкви.

Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве в интересном видео сюжете

Храм Живоначальной Троицы, который был построен по велению Бориса Годунова, пережил немало смутных лет, разграблений, пожаров, но сегодня ему вернули красоту, восстановив исторический облик. Приятного просмотра!

Церковь во имя Троицы Живоначальной построена в 1598 году по указу Бориса Годунова, только что ставшего московским царем, в селе Хорошеве, его вотчине. Стоявший рядом дворец впоследствии был разобран. Хорошевская церковь – единственная сохранившаяся часть годуновского дворцового ансамбля. Название же «Хорошево» принято связывать с красотой этих мест. В Смутное время, когда неподалеку в Тушине расположился лагерь Лжедмитрия II , его сторонники называли бывшую усадьбу Годунова «монастырь Нехорошево».

Образцом для церкви послужил построенный пятью годами ранее Малый собор Донского монастыря: почти кубический в плане, с одной главой и горкой кокошников. Есть версия, что строил оба храма зодчий Федор Конь, создавший также стену Белого города в Москве и Смоленский кремль. Но есть и отличие: в Донском соборе приделы появились позже, а в Хорошеве были построены сразу. Это связано с особым дворцовым статусом церкви. Один придел был освящен в честь Бориса и Глеба, а другой во имя Феодора Стратилата, то есть в честь святых покровителей самого Бориса Годунова и его сына Федора.

Наибольшее внимание привлекает горка кокошников, образующая пышное завершение церкви. Ранее в их полукружиях располагались круглые глазурованные блюда, выполненные в турецком городе Изник в Малой Азии. Их остатки перенесены в музей, а на фасаде остались лишь выемки.

Облик храма с годами менялся. Сначала были растесаны узкие щелевидные окна, затем в середине XVII века вокруг четверика появилась крытая галерея на аркадах. В 1745 году вместо обветшавшей звонницы над западным входом построена новая трехъярусная колокольня. А в 1845 была заменена часть галереи и выстроена существующая трапезная. Разновременные объемы церкви XVI –XIX веков оказались соединены между собой. Менялись и интерьеры: первоначальный иконостас не сохранился, стены и своды заново расписывались, перспективные порталы с резьбой стесаны, приделы расширены, их изначальные западные стены снесены. Но ядро древней церкви оставалось почти не искаженным.

Летом 1939 года богослужения были прекращены, в здании разместили детскую консультацию и колхозный клуб. В 1963–64 гг. архитектор Б.Л. Альтшуллер провел подробное исследование храма и его реставрацию, в процессе которой были уточнены его датировка и некоторые архитектурные особенности. После этого в здании расположился цех фабрики офсетной печати, ему на смену пришел салон «Цветные камни». В 1989 году было организовано первое богослужение в стенах храма, после чего начался медленный процесс его передачи православной общине.

Богослужение в нашем храме совершается ежедневно.

В воскресные и праздничные дни обыкновенно совершаются ранняя и поздняя Божественные литургии. Начало богослужения — в 6.40 и в 8.40 соответственно. Ранняя Божественная литургия совершается в приделе святого пророка Илии (этот придел находится слева от главного алтаря), в редких случаях — в приделе святителя Николая (правый придел; как правило, в нем служат ранние литургии в дни памяти святителя 22 мая и 19 декабря , а также в других исключительных случаях).

Продолжительность совершения Божественной литургии обычно не превышает 2 часов.

Накануне воскресных и праздничных дней в 17.00 в храме собором духовенства совершается вечернее богослужение, называемое Всенощным бдением. Кроме того, вечернее богослужение совершается в пятницу вечером накануне субботней Божественной литургии.

Всенощное бдение продолжается до 3 часов.

Во время Всенощного бдения и Божественных литургий в храме совершается Таинство покаяния — исповедь. За Всенощным бдением и поздней Божественной литургией исповедуют в приделе святого пророка Илии (слева), за ранней Божественной литургией — в Никольском приделе (справа).

В субботу в храме совершается одна Божественная литургия. Начало богослужения в 8.40.

В будние дни в нашем храме совершается утреня, богослужение Часов и Божественная литургия. Начало богослужения в 8.30. Во время службы до начала Божественной литургии в приделе святого пророка Илии совершается исповедь.

По окончании Божественной литургии обычно совершается молебен о здравии (до 11.00) и богослужение об усопших (отпевание или панихида, после 11.00). Затем совершаются частные богослужения — венчания (если положено), крещения и т.д.

В воскресенье вечером в 17.00 в нашем храме совершается вечернее богослужение — вечерня с чтением акафиста. Обычно читается Акафист Пресвятой Богородице. По окончании этого богослужения, примерно в 18.00, все желающие могут отправится посетить болящих в корпус «Травма» городской клинической больницы #67.

В дни Великого поста ежедневное богослужение в будние дни начинается в 8.00 и состоит из так называемых служб суточного круга — утрени, часов, изобразительных и вечерни. В среды и пятницы, а также в праздники, приходящиеся на понедельник — пятницу, к службам суточного круга присоединяется Литургия Преждеосвященных Даров.

Полная Божественная литургия, как правило, совершается только в субботы (Божественная литургия Иоанна Златоуста) и воскресенья (Божественная литургия Василия Великого).

Причаститься Святых Христовых Таин в дни Великого поста можно только тогда, когда совершается литургия — полная или Преждеосвященных Даров.

Более подробно о богослужениях предстоящей недели — см. обновляемый раздел