Комплексная программа дополнительного образования детей. Дополнительная комплексная образовательная программа «Здравствуй, Мир

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 2»

Комплексная программа

дополнительного образования детей

«Развивайка»

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации программы: 1 год

Великий Новгород

Пояснительная записка

Программа «Развивайка» имеет социально-педагогическую направленность, реализуется с целью предотвращения трудностей в обучении, воспитании, социализации, отклонений в развитии воспитанников. Разработана на основе программ Пылаевой Н.М., Ахутиной Т.В. «Школа внимания», Семаго Н.Я. И Семаго М.М. «Развитие произвольной регуляции», Чистяковой М.И. «Психогимнастика», Гатанова Ю.Б. «Учусь творчески мыслить».

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12 2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» с учётом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. Программа реализуется в «Малой подготовительной гимназии» муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 2».

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что произвольная регуляция собственной деятельности является одним из важнейших факторов, определяющих готовность ребенка к обучению, способствующих дальнейшему развитию различных компонентов учебной деятельности.

Актуальность данной программы заключается в том, что с каждым годом возрастает количество учащихся, испытывающих трудности в обучении уже в первом классе, связанные с недостаточным развитием умения контролировать и планировать свою деятельность. По данным исследований, у 27-35% современных детей отмечены трудности организации деятельности. Учащиеся не понимают инструкции, им трудно выполнять задания по плану, удерживать заданную последовательность действий, осуществлять самопроверку, находить и исправлять свои ошибки и т. д. От 52 до 59% дошкольников имеют несформированность эмоциональной сферы: сложности в процессе определения эмоций других людей, в выражении собственных эмоций, что затрудняет их взаимодействие с взрослыми и ровесниками. От 35 до 45% дошкольников имеют средний или низкий уровень сформированности творческого мышления, от которого зависит и степень развития познавательной мотивации, организации целенаправленного действия.Таким образом, у современных дошкольников часто оказываются не сформированы необходимые базовые компоненты деятельности, позволяющие детям в дальнейшем успешно учиться.

Программа реализуется с целью профилактики школьной дезадаптации: профилактики трудностей произвольного внимания и запоминания, развития произвольной регуляции речевой активности, эмоционального состояния и поведения в целом, развития навыков планирования и контроля своих действий, развития творческого потенциала дошкольников.

Целью данной программы является формирование и развитие у ребенка произвольной регуляции собственной деятельности через создание среды, способствующей активизации познавательной деятельности, повышению эмоционального тонуса, повышению работоспособности, способствующей развитию эмоционально-волевой сферы.

Для достижения данной цели выдвигаются следующие задачи :

Обучающие:

    сформировать навык предварительной «ориенировки» в задании

    сформировать навык планирования собственной деятельности

    сформировать навык самостоятельного выполнения заданий по плану

    освоить правила само- и взаимопроверки

    освоить правила выполнения заданий различного типа

    освоить правила поведения на занятиях, в школе

Развивающие:

    развивать произвольную регуляцию собственных движений

    развивать произвольную регуляцию собственного эмоционального состояния (в том числе адекватного восприятия собственного неуспеха, ошибок)

    развивать произвольную регуляцию поведения в целом

Воспитывающие:

    воспитывать аккуратность

    воспитывать желание проявлять активность, в том числе творческую

    воспитывать умение доводить работу до конца

    воспитывать желание сотрудничать с детьми и взрослыми, работать в паре

    воспитывать терпимость к мнению другого

Структура занятия

        Разминка, в ходе которой можно оценить степень закрепления уже отработанных заданий

        Овладение новым «материалом»

        Игровой этап, обязательный для каждого занятия,в ходе которого так же происходит формирование произвольности, как на двигательном уровне, так и произвольности высших психических фунуций - внимания, памяти ит.п.(в ходе удержания заданных игровых правил) с учетом как ведущего типа мотивации каждого ребенка, так и специфики межличностных коммуникаций в целом

        Завершающий этап: различные задания с использованием уже имеющихся умений

Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная - адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения. В рамках адаптации уменьшено количество часов с 28 до 14.

Данные изменения обусловлены необходимостью внедрения дополнительного курса занятий в установленный учебным планом срок.

Количество учебных часов в течение года - 14.

Возраст детей , участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы - 5-6 лет .

Сроки реализации образовательной программы - 1 год.

Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей наполняемостью от 15 до 20 человек. Наполняемость учебных групп выдержаны в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 № 06-1616 «О методических рекомендациях» Приложение 7 «Примерная наполняемость групп».

В целом состав групп остаётся постоянным. Однако состав группы может изменяться по объективным причинам.

Ведущей формой организации обучения является групповая.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся: в связи с индивидуальными способностями результативность в усвоении учебного материала может быть различной.

Продолжительность занятий - 25 минут.

Занятия по программе проводятся с использованием двигательных заданий, групповых двигательных игр, вербальных игр, игр по правилам, психогимнастических упражнений, дидактических игр и заданий.

Игровая организация деятельности дошкольников является наиболее эффективной для детей 5-6летного возраста, т. к. оказывает наибольшее влияние на их развитие. Материал для игр и их содержание могут быть изменены в соответствии с возможностями обучающихся.

Ожидаемый результат и способы определения их результативности

По окончании курса занятий учащийся должен знать :

    что такое «правила», для чего они нужны

    правила выполнения заданий различного характера

    критерии оценивания выполненного задания: «правильно-неправильно», «аккуратно-неакккуратно»

    названия основных эмоций

    что такое «план»

Учащийся должен уметь:

    действовать в соответствии с установленными правилами в игре и в заданиях

    совершать произвольные движения в соответствии с заданной инструкцией

    осуществлять само- и взаимопроверку

    осуществлять «ориентировку» в задании, строить программу действий самостоятельно

    удерживать программу выполнения различных дидактических заданий(работать по плану)

    определять основные эмоции по главным признакам

    работать в паре, обращаться с просьбой к детям и взрослым

Способами определения результативности реализации даннойпрограммыявляются организация и проведение диагностики уровня сформированности знаний и умений с учетом поставленных в программе задач.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

    проверочные задания различной направленности

    наблюдение за поведением ребенка в ситуации занятия (ориентировка в задании, целенаправленность деятельности, планирование деятельности при работе с заданием)

Тема 1. «Холодно-жарко»

Теория (1час) Знакомство с приемами гармонизации эмоционального и двигательного состояния.

Объяснение важности положительного настроя на занятие, на общение

Практика (1 час) Выполнение упражнений на расслабление-напряжение различных частей тела. Игры, поднимающие мышечный тонус, способствующие двигательному раскрепощению, произвольному расслаблению.

(«Заморозки», «Море волнуется..», «Флажок», «Противоположные движения», проигрывание этюдов на расслабление-напряжение различных мышц)

Тема 2. «Правила нужны!»

Теория (1 час) Объяснение, для чего нужны правила в жизни, в учебе, в игре.

Знакомство с правилами поведения в школе и на занятиях. Знакомство с правилами выполнения различных заданий.

Практика (2 часа) Выполнение упражений, способствующих развитию умения действовать по правилу. Игры, способствующие развитию устойчивости, распределения, переключения внимания

(«Четыре стихии», «Пожалуйста», «Выполняй по хлопку», «Сова», «Запрещенные движения»)

Тема 3. «У меня получилось!»

Теория (1 час) Объяснение, для чего нужно уметь проверять и оценивать свои действия и выполненнные задания. Знакомство с разными видами проверки. Знакомство с критериями оценивания «правильно-неправильно», «аккуратно-неаккуратно».

Практика (2 часа) Задания и упражнения на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Игры, способствующие поддержанию положительного представления о себе. Задания, направленные на развитие умения работать в паре, осуществлять совместную деятельность

(«Потопаем-похлопаем», «Дирижер и оркестр», «Слепой и повадырь», «Ближе-дальше»)

Тема 4. «Что сначала, что потом?»

Теория (1 час) Объяснение понятия «план», «дейсвие по плану». Знакомство с разными способами составления плана.

Практика (2 часа) Игры и упражнения, направленные на формирование последовательного анализа и наблюдательности, планомерного выполнения задания

(«Змейки», «Путешествие друзей», «Пишущая машинка», «Сосед справа-сосед слева», «Слушай и исполняй»)

Тема 5. «Наше настроение»

Теория (1 час) Знакомство с названиями наших эмоций, способами выражения эмоций. Объяснение важности понимания своих и чужих эмоций для общения.

Практика (2 часа) Игры, повышающие внимание, интерес к занятию, настраивающие на контакт со взрослым и детьми. Упражнения на развитие выразительных движений и жестов, на преодоление замкнутости. Задания на развитие умения осознавать, выражать и изменять свое настроение

(«Здороваемся глазами», «Рисунок настроения», «Заколдованный ребенок», «Переход через болото», этюды на воспроизведение различных эмоций)

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Общее кол-во часов

В том числе теория

В том числе практика

«Холодно-жарко»

Игры и упражнения, способствующие развитию осознания состояния покоя, ненапряженности; снятию психоэмоционального напряжения

«Правила нужны!»

Игры и упражнения, способствующие формированию умения действовать по правилу

«У меня получилось!»

Игры и упражнения, способствующие формированию самоконтроля и самопроверки

«Что сначала, что потом?»

Игры и упражнения, способствующие формированию функции планирования

«Наше настроение»

Игры и упражнения, способствующие формированию эмоциональной сферы

Итого по программе

Методическое обеспечение программы

дополнительного образования детей.

Обеспечение программы методическими видами продукции

    Дидактические игры, упражнения, задания для развития внимания, памяти, воображения.

    Мимические и пантомимические этюды на выражение отдельных эмоций

    Тестовые задания для диагностического и итогового контроля

Материально-техническое оснащение занятий

Кабинет для обучения с игровой зоной

Доска - 1 шт.

Парты - 14 шт.

Стулья - 28 шт.

Ноутбук - 1 шт.

Проектор - 1 шт.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

1. Чистякова М.И. «Психогимнастика». Москва, «Просвещение», 1995

2. Пылаева Н.М, Ахутина Т.В. «Школа внимания».Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет.Москва, Тереинф, 2004

3. Гатанов Ю.Б. «Учусь творчески мыслить». Спб, ГП «Иматон», 1997

4. Мищенкова Л.В. «Развивающие занятия, игры и упражнения для детей 6-8 лет». Ярославль, академия развития, 2007.

Любовь Артемьева
Дополнительная комплексная образовательная программа «Здравствуй, Мир»

"Здравствуй , Мир"

Аннотация

Программа «Здравствуй , МИР!» создана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программ дополнительного образования детей . Основная цель программы – создание условий для развития социальных форм поведения детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Программа включает пояснительную записку, тематическое планирование и содержание по 3 разделам, методическое обеспечение.

В приложении к программе даны образцы мониторинговых карт , памятка для родителей, конспекты занятий и др.

педагог дополнительного образования Л . А. Артемьева

«Мир вокруг меня» - Л. А. Артемьева

«Солнечная музыка» - Е. В. Годунова

«Цветные детки» - И. В. Родионова

Пояснительная записка

Обедняя мир детства, мы затрудняем

вхождение ребенка в общество…

В. А. Сухомлинский

Дополнительная комплексная образовательная программа «Здравствуй , Мир!» реализуется на базе «Малышкиной школы» МБОУДОД ДЮЦ «АРС» .

Программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов : Закона Российской Федерации «Об образовании » , Государственная программа РФ «Развитие образования 2013-2020 г . г» , Федеральный Закон об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации, Конвенция о правах ребёнка. Структура программы соответствует Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей .

Направленность Программы – социально-педагогическая.

Актуальность программы

В последние годы увеличивается количество детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения . Одна из главных причин – нехватка мест в ДОУ, в настоящее время охват детей по стране составляет в среднем 59 %.

В то же время количество детей, не посещающих ДОУ, растет и по другим причинам :

Родителей не удовлетворяет уровень образования в дошкольных учреждениях;

Родителей настораживают сложившиеся традиции массового воспитания и «зарежимливания» детей;

Родители недовольны невозможностью или нежеланием воспитателей учитывать индивидуальные возможности ребенка.

Современные родители боятся упустить время, хотят, чтобы ребёнок активно развивался, приобщился к какой-либо деятельности. Поэтому к проблеме вовлечения дошкольников в образовательное пространство стали подключаться учреждения дополнительного образования детей . В настоящее время учреждения дополнительного образования работают не только с дошкольниками, но и с детьми раннего возраста.

Все чаще в «Малышкину школу» стали обращаться родители «домашних» детей, которым не исполнилось еще 3-х лет. Однако работа с такими детьми требует особых условий, специальных программ и методик , значительно отличающихся от тех, которые разработаны для детей 4,5-7,5 лет. В возрасте 3-4 лет для детей характерны развитие самости – «я сам» , потребность в общении со сверстниками, потребность в исследовании окружающей действительности и др. Таким образом , программа «Здравствуй , Мир!» ориентирована на особенности развития детей данного возраста. Большой опыт работы с «домашними» детьми, знание их характерных особенностей позволил нам удовлетворить запрос родителей, чьи дети 3-4 лет не посещают детский сад.

В данном возрасте общение с мамой все еще остается наиболее значимым и актуальным для ребёнка. Дети данной группы не посещают детский сад, основное время проводят с близкими людьми. Поэтому на занятиях они находятся вместе с мамой, бабушкой или другими членами семьи. Такая ситуация поставила педагогов перед необходимостью создать Программу не только для детей , но и для мам, бабушек или тех, кто непосредственно занимается с ребенком в течение всего дня. Для родителей в рамках Программы создан Семейный клуб, где проводятся групповые и индивидуальные консультации специалистов (психолога и логопеда, педагогов, мастер-классы и открытые занятия.

Мы убеждены, что основное воспитание и развитие ребенок получает в семье. Но как бы грамотно и ответственно родители не подходили к этому вопросу, к 3-м годам очень важным является процесс социализации – общение ребенка со своими сверстниками, взаимодействие детей в игре (подвижной, сюжетно-ролевой, дидактической) . Всё это становится возможным в рамках Программы «Здравствуй , Мир!» , когда дети встречаются и учатся взаимодействовать со сверстниками и «новыми» взрослыми.

Программа предназначена для детей 3-4 лет, не посещающих ДОУ. Срок реализации программы – 1 год .

Публикации по теме:

«Игры зверей» - авторская методика по организации занятий с детьми 3–5 лет "ИГРЫ ЗВЕРЕЙ" (авторская методика по организации занятий с детьми 3 -5 лет) Данное методическое пособие предназначено для педагогов.

«Мишка-трусишка». Музыкальная авторская игра для детей средней группы «МИШКА – ТРУСИШКА» Музыкальная авторская игра для детей средней группы Медведи поют песенку (на мотив «Собираем урожай» Г. Ф. Вихаревой):.

В нашем детском саду проходила неделя сказок. Было очень много проведено мероприятий посвященных данному виду творчества. И итоговым мероприятием.

Россол-Завалейкова Мария Эдуардовна Учитель начальных классов, преподаватель изобразительного искусства Севастопольской гимназии №1, мастер.

Авторская программа Математического кружка «Пифагорики» государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области начальная школа «Гармония» п. г. т. Безенчук муниципального района.

МБДОУ «Центр развития ребёнка – Детский сад № 18 «Родничок»» городского округа город Шарья Костромской области.

Дополнительная образовательная

программа

«Играем в шахматы»

для детей старшего дошкольного возраста

в соответсвии с ФГОС дошкольного образования

«Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепляются настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни…»

Бенджамин Франклин

Дополнительная образовательная программа «Играем в шахматы»

для детей старшего дошкольного возраста (разработана с учетом ФГОС дошкольного образования) / автор воспитатель МБДОУ ЦРР № 18 «Родничок» Крохичева И.С.

Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В программе представлена система работы по освоению детьми шахматной игры. Программа реализует ряд задач направленных на развитие у дошкольников интеллекта, волевых качеств, самостоятельности.

Программа адресована работникам дошкольного образования, родителям.

Стр.

I . Целевой раздел.

    Пояснительная записка

      Цели и задачи реализации Программы

      Принципы и подходы к формированию Программы

1.3.Планируемые результаты освоения основной Программы

II. Содержательный раздел.

2.1 Тематическое планирование

2.2. Комплексно-тематическое планирование

III . Организационный раздел.

3.1.Продолжительность и этапы реализации Программы

3.2. Материально – техническое обеспечение программы

3.3.Методическое обеспечение реализации Программы

IV . Дополнительный раздел

4.1. Литература

4.2. Приложения

    Целевой раздел

Пояснительная записка.

В.А. Сухомлинский писал: «В воспитании культуры мышления большое место отводится шахматам. Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное – это развитие памяти»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.

Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность

Игра дает ребенку-дошкольнику радость творчества и обогащает его духовный мир, воспитывает находчивость, сообразительность, умение рассчитывать время, приучает ребенка к дисциплинированности, объективности. Игра в шахматы способствует формированию основных компетенций у дошкольников и позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Исследования, проведенные современными российскими психологами Л.Венгером, В.Давыдовым, В.Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.

Дополнительная образовательная программа «Играем в шахматы» для детей 5-7 лет реализуется в дошкольном образовательном учреждении и направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и умственного развития личности ребенка.

Цели программы: Создать условия для личностного и интеллектуального развития дошкольников посредствам игры в шахматы.

Задачи программы

    Обучать правилам игры в шахматы.

    Формировать устойчивый интерес воспитанников к игре в шахматы.

    Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики.

    Формировать мотивацию к познанию и творчеству; активизировать мыслительную деятельность воспитанников.

    Создать условия для формирования и развития коммуникативных, интеллектуальных и социальных компетенций воспитанников.

    Способствовать воспитанию волевых качеств и самостоятельности.

Обучение игре в шахматы осуществляется на основе общих методических принципов :

Принцип развивающей деятельности : игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

Принцип доступности , последовательности и системности изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов :

принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса

принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

Использование данных принципов позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Процесс обучения игре в шахматы необходимо сделать максимально наглядным, доступным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Использование различных технологий позволит увлечь ребенка:

    Развивающее обучение – при развивающем обучении ребёнок самостоятельно приобретает какую – либо информацию, самостоятельно приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий.

    Игровое обучение – влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутые действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

    Эвристическое обучение позволяет подвести детей с помощью умелой постановки вопросов воспитателя и благодаря собственным усилиям к самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний.

На начальном этапе работы преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы . Они применяется:

1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.

Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.

Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых и практических действий.

Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный . Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.

Метод проблемного обучения . Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения:

    Дидактические игры и задания;

    Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;

    Практическая игра;

    Теоретические занятия, шахматные игры;

    Шахматные турниры.

Планируемые результаты освоения основной Программы

В результате реализации дополнительной образовательной программы «Играем в шахматы»

    дети научились играть в шахматы

    у дошкольников сформирован устойчивый интерес к игре в шахматы.

    дети самостоятельно организуют игру и умело используются знания в процессе игровой практики.

    воспитанники проявляют себя как творческие, активно мыслящие и стремящиеся к познанию личности.

    наблюдается рост личностного, интеллектуального и социального развития воспитанников.

    у детей сформированы волевые качества и самостоятельность.

см. Приложение 1

Тематическое планирование содержит три основных блока:

    «Шахматная страна» - знакомство с шахматной доской;

    «Шахматные фигуры» - знакомство с шахматными фигурами;

    «Шахматные позиции» - знакомство с шахматными позициями.

Название блока

Задачи блока

Кол-во часов

    Шахматная страна

Познакомить детей с шахматной доской, дать представление о вертикали, горизонтали, как располагается доска между партнёрами.

    Шахматные фигуры

Познакомить детей с шахматными фигурами их ходом и взятием.

    Шахматные позиции

Упражнять в построении шахматных комбинаций в коллективных играх.

Тематическое планирование.

Месяц

Тема

Кол-во часов

Задачи

1. Шахматная страна

Сентябрь

Диагностика детей

«Путешествуем в Волшебной стране»

Дать детям представление о том, откуда появилась игра – шахматы.

Познакомить детей со сказкой о волшебной Шахматной стране

«Путешествие по Волшебной доске»

Дать представление о вертикали и горизонтали шахматной доски, как располагается доска между партнерами

«Волшебная страна - шахматная доска»

как располагается доска между партнерами

2. Шахматные фигуры

Октябрь

«В стране шахматных чудес»

Познакомить детей с Шахматным королем и его Шахматным войском.

«Проспекты, улицы и переулки Волшебной доски»

Познакомить с солдатом шахматной доски – пешкой. Дать представление о правилах передвижения пешки

Прогулка по Волшебной доске

Познакомить с новой фигурой – ладья – ее комбинации

Игра-эстафета «Расставь фигуры быстро и правильно»

Упражнять в умении быстро и правильно расставлять фигуры на доске.

Ноябрь

Упражнять в умении передвигаться по шахматному полю фигурами

«Вежливые слоны»

Познакомить детей с новой шахматной фигурой – слоном, способами передвижения по доске

«Могучая фигура»

Познакомить с генералом среди фигур – ферзем и способами его передвижения

«Прямолинейная и бесхитростная фигура»

Упражнять в знании комбинаций.

Декабрь

«Шахматная шкатулка»

Упражнять в способах передвижения по полю ферзя и слона.

Знакомство с конем.

Познакомить с шахматной фигурой и ее способы передвижения

Дидактическая игра «Игра на уничтожение»

Познакомить с позициями: «Конь против ферзя, ладьи, слона, сложные положения»

Викторина «Шахматная шкатулка»

Упражнять в умении правильно делать срубы.

Январь

«И король жаждет боя»

Познакомить с самой главной фигурой – королем, способы передвижения

Игровое упражнение «Прыг, скок и в бок»

Дать представление о том, что такое – мат, шах, пат.

Февраль

Сказка «Как ладья похудела»

Дать представление о рокировке.

Игра «Нотация Волшебной доски»

Упражнять в представлении шахматной памяти.

Дидактическая игра «Непобедимый»

Дать представление о шахматном мудреце по прозвищу «непобедимый».

Шахматная викторина «Игра на уничтожение»

Шах, мат, партия

3. Шахматные позиции

Март

«Волшебный квадрат»

Учить находить правильный выход в сложившейся ситуации.

«Рокировка»

Дать понятие рокировки. Длинная и короткая рокировка. Три правила рокировки

Мат. Пат. «Вечный шах». Игра в парах

Позиция «Вилка». Коллективная игра

Упражнять в построении шахматных комбинаций в коллективных играх

Апрель

«Волшебный мир комбинаций»

Упражнять в построении шахматных комбинаций в игре со взрослыми.

Викторина «Реши этюд, отгадай задачу – найдешь удачу!»

Упражнять в решении шахматных ситуаций.

«Ответь кА в сказке без подсказки»

Воспитывать чувство уверенности в своих силах, умение решать серьезные комбинации.

Шахматный турнир

Упражнять детей играть в шахматы, соблюдая правила игры. Подготовка к конкурсу «Шахматная Королева»

Турнир с родителями

Закрепить основные правила, комбинации игре в шахматы

Диагностика

Творческий отчет

Подвести итоги работы за учебный год.

Календарно-тематическое планирование.

1 год обучения

Мероприятие

Шахматная доска

Рождение, история развития шахмат. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

Шахматная доска.

Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

Практическое занятие по теме «Шахматная доска».

Горизонталь, вертикаль, диагональ.

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей и горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

Дидактическая игра «Тайны шахматной доски»

Центр шахматной доски.

Поля. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Центр. Ходы фигур, взятие

Белые фигуры, черные фигуры.

Познакомить детей с чёрными и белыми фигурами

Практическое задание

Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьи. Диаграмма и ее решение. Шахматные позиции.

Дидактическая игра «Тайны шахматной доски», «Мешочек

Практическое занятие по теме «Ладья».

Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие.

Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя

Дидактическая игра «Шахматные прятки».

Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух. Конь против ферзя, ладьи, слона, сложные положения. Легкая фигура – конь. Ход коня – буква «Г». С белого поля на черное.

Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. Правила шахматной игры.

Практическое занятие по теме «Пешка».

Знакомство с королем. Место коня в начальном положении. Ход короля, взятие. Король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Партия.

Мероприятие «Шахматная эстафета».

Сравнительная сила фигур.

Познакомить с силой каждой фигуры в шахматной игре

Дидактическая игра «Шахматный теремок».

Ценность шахматных фигур

Познакомить детей о приблизительной стоимости фигур, приняв за единицу измерения одну пешку

Игра в парах

Начальное положение (начальная позиция).

Начало шахматной партии (дебют). Развитие фигур (8-10 ходов). Показать несколько вариантов начала партии. Игры в парах.

Практическое задание

Расположение каждой из фигур в начальном положении;

Познакомить детей с расстановкой фигур в начальное полжение

Практическое задание

Правило «Каждый ферзь любит свой цвет».

Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь любит свой цвет".

Игра в парах

Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Закреплять знания детей о горизонтальных линиях, познакомить с их обозначениями. Закрепить цифры от 1 до 8. Закреплять умения правильно и быстро расставлять фигуры на исходную позицию называя вслух поля на которые они ставятся.

Диаграмма и ее решение. Шахматные позиции.

Правила хода и взятия каждой из фигур.

Познакомить с правилами хода и взятия каждой фигур

Практическое задание

Игра «на уничтожение».

Закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность, точно рассчитывать правильные ходы.

Игра в порах

Белопольные и чернопольные слоны,

Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов.

Дидактическая игра «Знатоки шахмат»

Одноцветные и разноцветные слоны.

Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов. Закрепить знания почему слонов надо быстрее выводить в центр.
Развивать сообразительность,

Дидактическая игра «Игра на уничтожение».

Качество. Легкие и тяжелые фигуры.

Объяснить качество лёгких и тяжёлых фигур

Дидактическая игра «Шахматные прятки».

Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки..

Познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки

Дидактические игры «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат», «Игра на уничтожение».

Взятие на проходе.

Продолжать знакомить с местом пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки

Превращение пешки.

Закрепить знания о том как ходит пешка, что делать если мешает своя пешка, можно ли вернуться на исходную позицию, является ли пешка фигурой? По каким линиям ходит пешка. Развивать находчивость, сообразительность речь.

Игра в парах

Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.

Поля. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Центр. Ходы фигур, взятие. Шах.

Дидактическая игра «Шах или не шах».

Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля.

Игра пешками, слоном, ладьей, ферзем, королем. Мат. Правило «Короля не бьют».

Мероприятие «Шахматная викторина».

Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья.

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход".

Практическое задание

Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход.

Формировать представлений о положении «пат» , выделение отличий пата от мата.

Практическое задание

Длинная и короткая рокировка и ее правила.

Понятие рокировки. Длинная и короткая рокировка. Три правила рокировки.

Практическое занятие по теме «Рокировка».

Шахматная партия. Начало шахматной партии.

Закрепить представления детей о позиции «шах» Развивать логического мышления умения доказывать правильность решения, опровергать неправильные, сообразительность, быстроту реакции. Воспитывать умение выслушивать других детей.

Игра в парах

Представления о том, как начинать шахматную партию.

Закреплять умения правильно и быстро расставлять фигуры на исходную позицию называя вслух поля на которые они ставятся.

Практическое задание

Короткие шахматные партии.

Практическое задание

    Организационный раздел

Продолжительность и этапы реализации Программы

Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации

Количество занятий в неделю

Продолжительность занятий

Время проведения

1 занятие

Вторая половина дня

Материально-техническое обеспечение программы:

    Шахматные столы;

    Настольные шахматы разных видов;

    Демонстрационная настенная доска с комплектом шахматных фигур;

    Дидактические игры для обучения игре в шахматы;

    Комплект методической литературы.

Методическое обеспечение программы

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ

    «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17.10.2013 г. №1155 утверждён Министерством образования и науки Российской Федерации от 1 .

    «Шахматы – первые шаги» В.В. Костров, Москва, «Глобус», 2006.

    «Малыши играют в шахматы» В. Г. Гришин, М, Просвещение, 1991.

    «Я играю в шахматы» В. Зак, Я. Длуголенский, «Санта», 1994.

    «Шахматы для детей и родителей» В. Костров, А. Давлетов, Санкт- Петербург, 1997.

    «Играем в шахматы» В. Гришин.

Интернет-ресурсы

    Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт] URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;

    Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;

    Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/.

IV . Дополнительный раздел

4.1. Литература

    Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС.

    Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение.

    Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК.

    Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение

    Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература

    Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС

4.2. Приложения .

Приложение 1

Механизм определения результатов деятельности по реализации Программы

При реализации программы проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики.

Цель: выявить уровень понимания и решения развивающих игровых задач.

Критерии педагогической диагностики:

    шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, верти­каль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат;

    названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, король; пешка, правила хода и взятия каждой фигуры.

    ориентироваться на шахматной доске;

    согласованность действий пе­шек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом.

    правильно помещать шахматную доску между партнерами;

    правильно расставлять фигуры в начальном положении;

    различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

    рокировать;

    объявлять шах;

    решать шахматные элементарные задачи.

Приложение 2

Дидактические игры и игровые задания.

«Узнай фигуру»

Задачи: Развивать тактильные ощущения, память; обследовать выбранную фигуру с закрытыми глазами и назвать её, находить фигуру по словесному указанию («найди колючего слона», «гладкого коня»).

«Шахматные прятки»

Задачи: Закреплять знание шахматных фигур и их отличительные признаки – название, как ходят; учить детей придумывать и отгадывать загадки.

«Шахматный теремок»

Задачи: Закрепить знание шахматных фигур и их отличительные признаки.

Описание. Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегают шесть разных, белых фигур (от пешки до короля). Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить»- поднять.

«Мешочек»

Задачи: Закрепить название шахматных фигур и их начальную позицию на шахматной доске.

Описание. Дети по одной вынимают из мешка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Горизонталь» .

Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками и пешками).

«Вертикаль» .

То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ» .

То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.

«Волшебный мешочек» . В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.

«Угадай-ка» .

Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура» .

Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай» .

Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?» .

Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).

«Большая и маленькая» .

Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.

«Кто сильнее?» .

Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».

«Обе армии равны» .

Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

«Мешочек» .

Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да или нет?» .

Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Не зевай!» .

Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: «Ладья стоит в углу», и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.

«Один в поле воин» .

Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт» .

Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски,не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых» .

Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых» . Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.

«Кратчайший путь» .

За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля» .

Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля» .

Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры» .

Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар» .

Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Взятие» .

Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

«Защита» .

Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт» и т.п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные ситуации, с которыми шахматисты сталкиваются в игре за шахматной доской. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

«Два хода» . Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд.

Приложение 3

Дидактические задания.

«Мат в один ход». «Поставь мат в один ход нерокированному королю». «Поставь детский мат». Белые или черные начинают и дают мат в один ход.

«Поймай ладью». «Поймай ферзя» . Надо найти такой ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.

«Защита от мата» . Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (в данном разделе в отличие от второго года обучения таких видов несколько).

«Выведи фигуру». Определяется, какую фигуру и на какое поле лучше развить.

«Поставь мат «повторюшке» в один ход» . Требуется поставить мат в один ход противнику, который слепо копирует ваши ходы.

«Мат в два хода» . В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

«Выигрыш материала» . «Накажи пешкоеда». Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.

«Можно ли побить пешку?» . Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.

«Захвати центр» . Надо найти ход, ведущий к захвату центра.

«Можно ли сделать рокировку?» . Надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.

«Чем бить фигуру?» . Надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.

«Сдвой противнику пешки» . Требуется так побить фигуру противника, чтобы у него образовались сдвоенные пешки.

«Выигрыш материала» . Надо провести тактический прием и остаться с лишним материалом.

«Мат в три хода» . Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода.

«Мат в два хода». Белые начинают и дают мат в два хода.

«Мат в три хода» . Белые начинают и дают мат в три хода.

«Выигрыш фигуры» . Белые проводят тактический маневр и выигрывают фигуру.

«Квадрат» . Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.

«Проведи пешку в ферзи» . Требуется провести пешку в ферзи.

«Выигрыш или ничья?» . Нужно определить, выиграно ли данное положение.

«Куда отступить королем?» . Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.

«Путь к ничьей» . Точной игрой нужно добиться ничьей.

«Самый слабый пункт» . Требуется провести анализ позиции и отыскать в лагере черных самый слабый пункт.

«Вижу цель!» . Сделать анализ позиции и после оценки определить цель для белых.

«Объяви мат в два хода» . Требуется пожертвовать материал и объявить мат в два хода.

«Сделай ничью» . Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.

«Выигрыш материала» . Надо провести тактический прием или комбинацию и достичь материального перевеса.

Проведение шахматного досуга

Приложение 4

Конспект досуговой деятельности с детьми старшей группы

«Шахматное королевство»

познакомить дошкольников в игровой форме с историей шахмат; дать представление о шахматной доске, шахматных полях, шахматных фигурах; вызвать у детей интерес к игре в шахматы.

ОБОРУДОВАНИЕ: декорация “Шахматное королевство”, большая шахматная доска, шахматные фигуры, “шапочки” для детей с изображением шахматных фигур.

УЧАСТНИКИ ДОСУГА:

Королева

Старик Хоттабыч

Шахматные фигуры – дети

ХОД ДОСУГА

ВЕДУЩИЙ: Сегодня, ребята, мы пригласили вас в этот зал, чтобы совершить волшебное путешествие в Королевство Шахмат. Все вы знаете эту игру, но мало кто умеет играть.

Чтобы в шахматы играть,

Надо все законы знать:

Как поставить доску нам,

По каким ходить полям,

Где ладья стоит, где слон,

Где король воссел на трон.

Конь с ферзем дополнит ряд,

Пешек их прикрыл отряд,

Вот и армия в строю,

Не уронит честь в бою.

ПОД МУЗЫКУ ПОЯВЛЯЕТСЯ СТАРИК ХОТТАБЫЧ, ПРИГОВАРИВАЯ ЗАКЛИНАНИЯ И ОГЛЯДЫВАЯСЬ.

СТ. ХОТ.: О, отрада для моего сердца, какое ослепительное великолепие, я попал в дивный сад, а это (указывая на детей) – цветы жизни!

Приветствую вас, мудрейшие из мудрейших! Тысячу лет я просидел в глиняном кувшине прежде, чем услышал сладкие слова для моих ушей: “ШАХМАТЫ!”. Это же великая игра царей, настоящее военное сражение. Вы умеете играть в шахматы?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

ВЕДУЩИЙ: Немногие из детей владеют этим мастерством, но все хотят научиться.

1-й РЕБЕНОК:

У кого же мне узнать,

Кто мне может подсказать,

Где могу я научиться

Сильно в шахматы играть?

Папа мне сказал:- Сынок,

Иди в шахматный кружок.

Там научишься играть.

И возможно, будешь многих

Через время побеждать.

2-Й РЕБЕНОК:

Эта древняя игра

Так коварна и хитра,

Что без знания секретов

Не придёт побед пора.

Чтобы в шахматы играть

Нужно всё о них узнать,

Как различные фигуры

Перед боем расставлять.

Помнить, как их называть

И куда переставлять.

Строго правила игры

Соблюдать и уважать.

/ЩербаковГ./

Старик Хоттабыч: Вам несказанно повезло, мои драгоценные дети, я лучший знаток этой древнейшей игры, я познакомлю вас с шахматными фигурами, но все по порядку.

Родиной шахмат считается Индия. Там ее когда-то называли чаттураджа. Шахматная доска изображает поле сражения, на котором борются две армии. В давние времена армия не могла выступить в поход до тех пор, пока не была сыграна партия в шахматы. Тогда шахматных фигур не было, и по размеченным шахматным полям по знаку правителя передвигались специально назначенные для этого люди. Позже людей заменили фигуры.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король-

Его хранит отряд.

Давайте познакомимся с шахматными фигурами.

ПОД МУЗЫКУ ВХОДЯТ КОРОЛЬ И КОРОЛЕВА.

КОРОЛЕВА: Вот властелин идет, Король.

КОРОЛЬ: Но правит все же Королева.

Мы партии познаем соль

Когда найдем защиту слева.

КОРОЛЕВА: Мой Король – отважный воин

Пешке помогать идет.

Ее грудью защищает

И в обиду не дает.

У меня есть и другое название – ФЕРЗЬ, что в переводе значит “советник”. Я могу рассказать о всех фигурах шахматного королевства.

ВХОДИТ “ ПЕШКА”. СТАРИК ХОТТАБЫЧ РАССТАВЛЯЕТ ФИГУРЫ НА ДОСКЕ.

Хоть пешка ростом и мала,

Имеет очень скромный вид.

Но в злобе так она сильна,

Себя всегда героем мнит.

ВХОДИТ “ КОНЬ”.

Конь шахмат – вовсе и не конь.

Он мудрый, хитрый дипломат.

И скачет буквой хитрой он.

И объявить желает мат.

ПОЯВЛЯЕТСЯ “ СЛОН”.

Лишь одноцветные поля

Слона в походе привлекали.

Он на чужого короля

Нацелен по диагонали.

ВХОДИТ “ЛАДЬЯ”.

Её манёвр – сплошной кроссворд.

Горизонтали, вертикали...

Ладье по нраву – "тихий" ход,

Но вот – удар, и враг в печали!

Старик Хоттабыч: Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ. Шахматы.

Старик Хоттабыч:Вот вам еще несколько загадок.

На каких полях ничего не растет? (шахматных)

Из каких досок не строят теремок? (шахматных)

В каких клетках не держат зверей? (шахматных)

Какой формы шахматная доска? (квадратная)

Закончите строку:

Скоро бой. И ждет войска

Найдите на доске (ферзя)

Старик Хоттабыч: Шашки – игра тоже очень древняя, играют в нее тоже на шахматной доске, но по другим правилам и другими фигурами. Есть среди вас ребята, которые принимали участие в шашечном турнире. Мы хотим поздравить их, пожелать удачи в освоении более сложной игры, с фигурами которой мы познакомились, – шахмат.

НАГРАЖДЕНИЕ.

Старик Хоттабыч: Пора прощаться. Я снова появлюсь у вас, как только в вашем прекрасном детском саду состоится шахматный турнир.

ВЕДУЩИЙ: Ребята, старик Хоттабыч не знает, что в нашем современном мире играть в шахматы могут на только люди, но и умные машины – компьютеры, которые иногда обыгрывают мастеров по игре в шахматы. Вы сегодня очень много узнали, побывав в Королевстве Шахмат.