Конспект урока на тему "шахматная доска". Шахматные уроки. Данное пособие создано для учителей, преподающих курс «Введение в шахматы». Материалы презентации помогут Вам и Вашим ученикам в стихотворной


Данное пособие создано для учителей, преподающих курс «Введение в шахматы». Материалы презентации помогут Вам и Вашим ученикам в стихотворной и игровой форме быстрее освоить все основные шахматные понятия и правила. Порядок страниц презентации соответствует поурочным разработкам для учителя И. Г. Сухина «Шахматы, первый год, или учусь и учу». И. Г. Сухина «Шахматы, первый год, или учусь и учу». Использованы материалы из учебников и пособий И. Г. Сухина и дополнительных источников: И. Весела, И. Веселы «Шахматный букварь», В. В. Князева «Азбука шахматиста», сказка и стихотворение моего собственного сочинения. Пусть это пособие будет Вам в помощь! Елена Юрьевна Лобачева МОУ «Кисловская СОШ»


Скучно было детворе Ранним утром во дворе. - Знаю я одну игру, - Сказал ребятам Петя. – Где бы ни был я, везде в неё играют дети. везде в неё играют дети. В игре той есть ладья и ферзь, В игре той есть ладья и ферзь, Слон, конь и пешек ряд, А возглавляет всех король – А возглавляет всех король – Его хранит отряд. Хочу задание вам дать: Игры названье угадать!

















Вся в квадратах – белых, чёрных – деревянная доска, А ряды фигур точёных – деревянные войска. Люди их передвигают, коротая вечера, Люди в шахматы играют – интересная игра! Ты, дружок мой, без опаски, без смущения вступай, Словно в мир чудесной сказки, в чёрно- белый этот край. Что? Трёхглавые драконы нас не ждут здесь? Не беда! Тут, зато лихие кони и пехота хоть куда! Тут ферзи, слоны отважны, мчатся поперёк и вдоль, И, совсем как в сказке, важный возвышается король. Тут герои в каждом войске, и выходит рать на рать Хитроумно и геройски воевать и побеждать!
















Начальное положение Проговаривай! Расставляй! Запоминай! Я смотрю на первый ряд, По краям ладьи стоят. Рядом вижу я коней, Нет фигуры их хитрей. Меж коней заключены Наши славные слоны. И ещё два поля есть, А на них король и ферзь. А теперь без спешки Идут на место пешки.


Начальное положение Белый отряд, чёрный отряд – Друг против друга два войска стоят. Строгий порядок в отряде одном, Точно такой же – в отряде другом. В каждом отряде – ты сам погляди – оба угла занимают ладьи. Рядом с ладьями кони видны, Рядом с конями встали слоны. Кто ж посредине? Ферзь с королём – самые главные в войске своём. Чтобы не путать, какие поля тут для ферзя и для короля, Нужно запомнить одну из примет: ФЕРЗЬ ВЫБИРАЕТ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ЦВЕТ – Белый на белом квадрате стоит, Чёрному чёрный удачу сулит. Есть свой квадрат у любого ферзя, Путать ферзей с королями нельзя! А перед всеми – ладьёй и конём, Перед слоном, королём и ферзём – Пешки-малышки встали стеной, Им начинать этот сказочный бой.


Ладья Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо, не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок. не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок. Так от края и до края может двигаться она. Это башня боевая неуклюжа, но сильна. Шаг тяжёлый у ладьи, в бой её скорей веди!

















Ферзь Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион, и шаг у ферзя широк. Ферзь может ходить как ладья и как слон – и прямо и наискосок. Направо, налево, вперёд и назад… А бьёт он и вдаль и в упор. И кажется, будто ферзю тесноват доски чёрно-белой простор. Ферзь очень опасен вблизи и вдали – ты больше вниманья ферзю удели.








Конь Не мила коню неволя, перед ним простор широк, очень ловко на два поля совершает конь прыжок, замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок! Ну, а если угрожает окружения заслон, через тех, кто окружает, перепрыгивает он, совершает конь прыжок: поле – прямо, поле – вбок. Замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок!








Пешка Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт, чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд. На войну, не на парад, пешка держит путь, ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть. Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой, первым ходом можно ей сделать шаг двойной. А потом - вперёд, вперёд, за шажком шажок. Ну, а как же пешка бьёт? Бьёт наискосок. Всю доску пройти должна пешка до конца – превратится там она в грозного бойца. Кем ей стать – ферзём, ладьёй? Может быть, конём? Как решать вопрос такой, мы потом поймём.








Король Король любит гладкий, расчищенный путь: в любую он сторону может шагнуть, однако легко ты заметишь, дружок, что в силах он сделать не шаг, а шажок. Всего одно поле – вот шага длина, не очень проворен король– старина. не очень проворен король– старина. Зато начеку королевская рать – должна короля она оберегать. Ведь если б король беззащитный погиб, фигуры войну продолжать не смогли б. Запомни: король всех главней, всех важней, нет в шахматном войске важнее вождей!











Шах На тебя решил нагнать твой противник страх: королю сейчас опять объявил он шах. Ты пугаться не спеши вражеских атак, поразмысли-ка в тиши: может, шах – пустяк? Короля-владыки честь войску дорога – посмотри, нельзя ли съесть дерзкого врага? А ещё я путь другой подсказать могу: ты дорогу перекрой этому врагу. ты дорогу перекрой этому врагу. Стань фигурою своей на его пути – короля всего верней сможешь так спасти. Подскажу тебе, позволь, я и третий путь: не сумеет ли король в сторону шагнуть? не сумеет ли король в сторону шагнуть?





Мат В бой ты ведёшь деревянную рать, ну, а умеешь ли мат объявлять? Мат – это шах, при котором, учти ты, у короля никакой нет защиты. Шах, от которого не отступить, шах, от которого нечем закрыться, нечем фигуру грозящую сбить, и с поражением нужно смириться. Мат – торжество атакующих сил, мат – цель игры, мат – сраженья конец. ЕСЛИ ДАЛ МАТ, ЗНАЧИТ, ТЫ ПОБЕДИЛ, ЗНАЧИТ, ТЫ МОЛОДЕЦ!








Рокировка Рокировать можно: 1. Король и ладья в этой партии ещё не сделали ни одного хода. 2. Между королём и ладёй нет других фигур. 3. Король не стоит под шахом. 4. Поле, через которое собирается прыгнуть король, не находится под ударом фигур противника. 5. После рокировки король не окажется под шахом.


Шахматная партия Партия – запомнить ты готов? – из отдельных состоит ходов. Что такое ход? Сейчас узнаем. Вот фигурку мы передвигаем с одного квадрата на другой – делаем свой ход очередной. А порой противника фигура высится на поле, как скульптура, не даёт твоей фигуре встать. Как тут быть? С доски фигуру снять! На освободившийся квадратик встанет твоей армии солдатик. Не стесняйся делать ход такой, ведь игра напоминает бой. Тот, кто белым войском управляет, первым ходом битву начинает. А подряд два хода можно? Нет! Нужно ждать противника ответ. Так, за ходом ход, идёт сраженье, наступленье или отступленье. Игроки же видят цель одну: шахматную выиграть войну. И дают приказ своим солдатам – постараться кончить дело матом.


Шахматная партия Правила поведения при игре в шахматы. Играть надо молча, не спеша. Если дотронешься до фигуры противника, её придётся побить (если это возможно). Если тронешь свою фигуру, ею нужно обязательно сделать какой-нибудь ход. Если сделал ход и отпустил руку от своей фигуры, перехаживать нельзя. Нельзя мешать партнёру думать. Нельзя подсказывать игрокам. Не следует произносить вслух «шах» и «мат». Если какая-нибудь своя фигура или фигура противника расположена не в середине клетки, то при своём ходе можно сказать: «Поправляю» - и поставить её поаккуратнее. Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнёром и зазнаваться. Если проиграешь, не стоит расстраиваться – даже лучшие шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений. После окончания партии проигравший пожимает противнику руку – это дань уважения партнёру. Перед партией тоже принято рукопожатие (последние два правила относятся к серьёзным турнирным партиям). Запрещается водить пальцем по шахматной доске, высчитывая варианты.


ЭТО ИНТЕРЕСНО! Шахматная физминутка: Раз и два, и три, четыре – Ставим ноги мы пошире. Руки врозь, наклон вперёд, Вправо, влево. Вот народ! Засиделся, застоялся – В шахматы так заигрался. - Пешка здесь и пешка там? Ни за что их не отдам! За коня слона, ладью? Хорошо, подумаю! Отдохнем сейчас немного И по шахматным дорогам. И по шахматным дорогам. Раз – присели, встали – два: Отдохнула голова.


ЭТО ИНТЕРЕСНО! Шахматная физминутка: Пешки раз, и раз, и раз – Конь получится как раз. Пешка раз, и два, и три – На слона теперь смотри. Восемь пешек смелых ряд – Боевой у нас отряд! Раз присели, два присели – Восемь пешек одолели. Шаг вперёд шагнули вместе, Шаг назад – и мы на месте.





Цена фигуры Давным-давно в Шахматном королевстве задумали фигуры помериться мощью своей и решить: «Кто же самый могучий?» Договорились, что самая маленькая и бесстрашная Пешка будет всех взвешивать, чтобы ей не так обидно было! Сел Слон, и чтобы его уравновесить пришлось на другую чашу шахматных весов усадить ТРИ Пешки! Подошла очередь Коня. И опять ТРЁХ Пешек хватило! Уселась Ладья. Пришлось звать на помощь ПЯТЬ Пешек! Наконец и Ферзь до весов добрался. ДЕВЯТЬ Пешек потребовалось! Вот с тех пор и называют СЛОНА и КОНЯ лёгкими фигурами, а ЛАДЬЮ и ФЕРЗЯ – тяжёлыми.


Цена фигуры У каждой фигуры своя есть цена. Вот посмотри на Коня и Слона. Запомни! У каждого стоимость ТРИ! В игре их смелее, смелее бери! Не бойся же и на Ладью наступать, Добудешь, и сразу получится ПЯТЬ! А у Ферзя большая цена: ДЕВЯТЬ он стоит во все времена! ДЕВЯТЬ он стоит во все времена! Пешка-малышка стоит ОДИН, Пешка-малышка стоит ОДИН, А поле пройдёт, и она – господин!




Несколько месяцев назад ко мне подошел мой младший сын Антошка (4 года), и сказал: «Мама, а почему Артём (старший брат) умеет играть в шахматы, а я нет?».

Действительно, как-то я упустила этот момент. Артема с трех лет в шахматы учил играть папа, читал сказки о шахматах и показывал на доске. Сейчас ему 6 лет, он хорошо играет сам с собой, с папой и на компьютере. А Антошка в это время скучает… Да, муж пытался научить младшего, но ребенку очень трудно понять принцип и правила игры.

Антону, вообще, очень трудно запоминать что-то просто так…. На собственном опыте мы убедились, что все дети разные и подход нужен к каждому свой, так же, как и подача материала. И то, что одному дается легко, другому очень трудно понять и объяснить.

Изучив несколько учебников, я решила воспользоваться безотказной практикой! Ребенок лучше всего развивается в игре. Поэтому знакомство с шахматами решила проводить в виде небольших игр с заданиями и веселыми героями.

И вот однажды в гости пришел Кот Федот.

После знакомства и обсуждения любимых занятий, Кот рассказал сказку о появлении шахмат.

Жили-были два короля. Между собой они не ладили, часто воевали. Люди устав от постоянных войн, пошли к мудрецу. Тот немного подумав, достал из ящика шкафа небольшую коробочку в черно-белую клетку.

— Вот эта игра примирит ваших королей.

Он отправился в гости к одному из королей и велел пригласить другого в гости. Когда те оказались на месте, мудрец раскрыл перед ними коробочку, которая стала полем для сражения, и расставил фигуры.

Эта игра называется «шахматы». У каждого из вас будет своя армия. – сказал Мудрец. – Эта игра обладает магической силой, начав играть, вы забудете про все свои ссоры и обиды.
И действительно, короли так увлеклись, что забыли о войне. И с этого момента вели только шахматные сражения. С тех пор люди в королевствах живут дружно и спокойно.

Знакомство с игрой Кот Федот предложил начать с шахматной доски.

У нас несколько разных досок, но больше всего ребята любят играть с большой доской, которую сделал папа. На квадратный кусок фанеры он наклеил квадраты 10 х 10 из самоклеящейся пленки. Что-то подобное можно сделать на листе ватмана.

Знакомство с полями шахматной доски и их обозначением

Кот Федот : Знакомьтесь дети – это шахматная доска. Посмотрите, как ровненько она расчерчена на равные клетки-квадратики (всего их 64: 32 – белые и 32 – черные) – это поля. Они одинаковые по размеру, но разные по цвету – черные и белые.

Цвет полей на шахматной доске может быть разный, но называются клетки: белые (светлые поля) и черные (темные поля). Например: желтые – это белые поля, а зеленые – это черные.

Антоша упрямо отстаивал цвет каждой клеточки. А Артем, как и полагается старшему, принялся учить брата и объяснять: Желтая – она светлее зеленой, поэтому она белая… Но пока Антон не сдает позиции…

Затем Кот познакомил мальчишек с центральными полями (2 белых и 2 черных кубика). Для разнообразия игр я воспользовалась черно – белыми кубиками. Но сначала кубики нужно было найти.

Кубики-поля «замаскировались» под свой любимый цвет. И Артему с Антоном пришлось искать их по всей квартире. Там, где есть что-то черное (сапоги, сумка), дети обнаружили черный кубик, где белое (шуба, холодильник) – белый.

Один из кубиков (полей) по имени Полик вызвался провести по шахматной доске. Для начала Полик расположил правильно доску между детьми.

Полик : Шахматная доска располагается между противниками так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета.

Затем несколько раз мы раскрутили доску. Когда она останавливалась, мальчишки определяли, где им нужно занять место. Заодно повторили право — лево. Задание оказалось легким, но очень веселым!

Когда дети расселись по своим местам Полик предложил разглядеть доску повнимательнее. Кроме черно – белых полей мальчишки обнаружили на доске цифры и буквы латинского алфавита.

Полик : Теперь я буду диспетчером, а ваши машинки – это такси с пассажирами. Я говорю, откуда вам выезжать: красная Тойота, ваш маршрут по горизонтальной линии « 4»; желтая Ауди едет по вертикальной линии «c» и т.д.

Неохотно, но согласились. А потом вошли во вкус и еще час играли сами, по очереди назначая маршрут друг другу.

Задания от Кота Федота на повторение вертикали и горизонтали

На следующий день мы повторяли название линий. В кармашке у Котика оказались записки-задания, которые нужно было выполнить детям:



Со всеми вопросами ребята справились очень легко и с радостью выполняли все задания! А после, детей ждал Полик.

Знакомство с диагональю

Полик : Сегодня будем гулять по дорожке на нашей доске, которая называется диагональ. Диагональ – это цепочка полей одного цвета, которые касаются друг друга уголками. Диагонали бывают черные и белые, а еще они разные по длине. Самая короткая — 2 клетки, а самая длинная – 8 клеток.

Артем вызвался показать Антошке, как построить диагональ из кубиков. Затем выкладывали цепочку диагонали большими квадратами из бумаги белого цвета. Затем прыгали по этим «дорожкам».

Когда дети напрыгались, Полик попросил помочь ему на поле рассадить семена. Детям нужно было разложить камешки по самым коротким и самым длинным диагоналям. Тёма занялся «посадкой» на белых диагоналях, Антошка – на черных. Семенами у нас были стеклянные камешки.

Когда работа была окончена, Федот предложил детворе перекусить «шахматным печеньем». Ребята были в восторге от такой идеи! Из молочного и шоколадного печенья мы строили горизонтали, вертикали, диагонали, сделали шахматное поле.

Больше всего мальчишкам понравилось убирать и путать поля местами. Артём просил меня отвернуться, и в это время с хохотом дети перемешивали поля, ели печенье, как голодные динозавры, напавшие на шахматную страну. А потом мы вместе «ремонтировали» доску.

Детям очень запомнилась шахматная доска из печенья! Теперь в магазине берут обязательно печенье двух цветов, предварительно посовещавшись, кто берет шоколадное, а кто молочное или клубничное печенье.

Напоследок сделали поделку «шахматный коврик». Получились такие веселенькие плетоночки из обложек от цветной бумаги (бумагу до этого уже использовали на поделки). И выполнили немного заданий в тетради для закрепления знаний.

Для этого я нарисовала детям в тетрадях горизонталь, вертикаль, диагональ и шахматные доски. Нужно было исправить ошибки и на доске провести направление линий. У Артёма подобные задания не вызвали затруднений, а Антошка немного запутался с диагональю… Но это дело времени, да и не это важно, а то, что дети ждут продолжения игр.

Теперь мальчишки с удовольствием строят из кубиков и рисуют шахматную доску и играют своими машинками на ней.

А ваши дети играют в шахматы? Расскажите в комментариях как вы знакомили их с шахматной доской и правилами игры!

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Увлеченная мама двух сыновей: Артема (6 лет) и Антона (4 года). Считаю, что лучшее правило воспитания ребенка - это собственный пример. Поэтому я познаю этот мир вместе с мальчишками. У нас нет занятий и четких правил, я просто наблюдаю за своими детьми и стараюсь дать знания, поиграть в игры, которые будут интересны здесь и сейчас.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

    Очень интересно! У нас в семье только дедушка в шахматы хорошо играет, который живет в другом городе. Но хотелось бы хоть азы показать ребенку. Спасибо за такой подробный план!))

    Вера, какая вы молодец! Я — педагог со стажем, учила многих детей играть в шахматы, но столько интересных игр, как у вас, я вижу впервые. Действительно вашим детям с вами интересно играть! И обязательно они научатся с такой мамой! Вы — большая умница, очень творческий человек, спасибо большое!

    Мне очень понравилось. У дочки есть желание научиться играть в шахматы… Спасибо. Будем пробовать.

    большое спасибо за такие интересные занятия с шахматами, мы с мужем не играем, но хочется объяснить детям про эту игру, на вашем примере увидели как это можно сделать играючи! ждем продолжения!

    Спасибо за интересные идеи начала знакомства с шахматами, наш внук (4 года) сам уже просит деда научить его играть в «игру с конями», в шахматы, а как подойти к обучению, чтобы было просто и понятно, и занятно при всем этом, мы с дедом не знаем…

    Вера, спасибо. Я сама далека от шахмат, но хочу пощнакомиться сама и своих детей с ними поближе. Спасибо за увлекательные игры!

    Девочки, Благодарю всех за поддержку! Обещаю, дальше еще интереснее будет;)

Шахматы 1класс

МКОУ «Погорельская СОШ»

Кощеев М.М.



Зовется Шахматной страной Двухцветная страна, Ведётся в ней упорный бой Двухцветная война Там обе армии смелы, Борьбой увлечены, В одной из них бойцы белы, В другой бойцы черны. Но разве цвет всего важней? Выигрывает бой Тот, кто решительней, умней, Вот там закон такой!





УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШАХМАТНОЙ ДОСКИ

Вольготно жили люди на Земле в стародавние времена. Они дышали чистым, бодрящим воздухом, пили прозрачную ключевую воду, охотились в густых величественных лесах на диких животных.

И дети их полной грудью вдыхали живительный аромат луговых трав и цветов. Вот только интересных игр у ребят не было.

Пошли как-то раз самые отважные ребята Лена и Ален к Чародею и спросили:

– Где бы нам игру необыкновенную найти? Усмехнулся Чародей:

– Если пересечете Дремучий Лес, проплывете по Бурной Реке и пройдете сквозь Жгучий Огонь, рядом с вами окажется такая игра... Но остерегайтесь колдуна.

Поблагодарили Лена и Ален Чародея и отправились в путь. Уж очень им хотелось получить заветную игру.



Очень спешили ребята и не заметили, что за ними увязался старичок один. Он хищно следил за детьми и, ухмыляясь, похлопывал себя по бокам, где болтался пустой мешок и покоился в ножнах острый меч. Вошли Лена и Ален в Дремучий Лес, и закачались вековечные деревья, шелестя листьями: "Опа... Опа... Опа...". Хотели они подсказать, что опасность подстерегает детей. Но не обратили внимания ребята на шепот деревьев.

И Звол попробовал накинуть мешок на ребят, да промахнулся. А Ален не растерялся, подставил колдуну ножку, и старичок упал.

Лена и Ален вышли на поляну и лицом к лицу столкнулись со старичков Тот злобно расхохотался:

– Ага, попались! Не знаете меня? Я колдун Звол. А это мой мешок. я вас в него посажу и унесу к себе. Будете мне прислуживать.



Пустились Ален и Лена наутек. Видит колдун – не догнать беглецов вытащил меч и рубанул по высокому дереву. Как пилой его перепилил.

Направил Звол дерево на ребят, но не попал. Лишь ветки хлестнули по щекам Лены и Алена.

С досады хватил колдун по пню мечом и срезал с него кругляк, большой и гладкий.

Схватил Звол кругляк, с силой запустил его в беглецов. Пролетел кругляк над самым ухом Алена

Приглянулся кругляк Алену. Подобрал он его, показал колдуну язык и помчался с Леной дальше. Убежали от Звола.

Вот и Лес позади. Перед ребятами – Бурная Река.



Давай твою деревяшку на воду опустим – плот получится предложила Лена.

Вдруг, откуда ни возьмись, появился перед ребятами колдун. Стоит, насмешливо свой меч поглаживает.

Взмахнул Звол над Аленом мечом, еле успел мальчик закрыться кругляком, как щитом.

Еще трижды поднимал и опускал меч колдун, но не смог он даже оцарапать Алена. Только щит из круглого стал квадратным.

Толкнул тогда колдун Алена, перекинул через плечо Лену и затрусил прочь.

Не растерялся Ален, ловко метнул свой щит вслед злодею. Сбил щит колдуна с ног.



Подхватила щит Лена, бросила в воду. Поплыли они с Аленом по Бурной Реке.

Плыли ребята, плыли в быстрых водах, с трудом удерживаясь на ногах, и, наконец, пристали к берегу.



На другом берегу появился Звол с луком в руках и одну за другой послал стрелы в беглецов.

Но плот снова превратился в щит и спас детей. От злости колдун разломал лук и побрел прочь. Лена и Ален вытащили стрелы из щита и заметили, что он стал расчерчен на клетки.



Впереди Жгучий Огонь стеной стоит. Взял Ален Лену за руку, выставил щит вперед, и быстро-быстро пробежали они через Огонь.

С яростью набросились языки пламени на щит, а Лена и Ален остались целыми и невредимыми. Пробрались они через бушующее пламя и подивились: Жгучий Огонь шалуном оказался – на щите почернела каждая вторая клетка.

Но рано он радовался. Дно мешка выгорело, и ребята из него вылезли.

– Надоел мне этот злюка! – в сердцах вскричала Лена. – Как от него отвязаться?

В небе возник лик Чародея:

– Сила колдуна в его имени... Расшифруйте его, и Звол потеряет силу. Достал Ален из кармана мел и написал в клетках щита: "ЗВОЛ".

– "3" – это, наверное, "злой"? – предположила Лена. – А что такое "ВОЛ"?

– Молчите, молчите! – испуганно залепетал злодей.

– Ура! Мы правы! – обрадовался Ален. – Он злой колдун... Но тогда его звали бы ЗКОЛ, а не ЗВОЛ?!

– Знаю, знаю! – закричала Лена. – ЗВОЛ – это Злой Волшебник! Вот его секрет!

Скрючился колдун, подряхлел и понуро побрел прочь, как побитая собака.

Вдруг из Огня с воем выскочил Звол с мешком на плече. Пощипал ему пятки Жгучий Огонь, да не помогло это ребятам – с победным криком нахлобучил колдун на них мешок.



– Мы прошли трудный путь. Даже колдуна одолели. Где же заветная игра? – огорченно спросил Ален.

– Она в твоих руках, – улыбнулся Чародей. – Ты держишь в руках ШАХМАТНУЮ ДОСКУ. Это площадка самой увлекательной на свете игры, имя которой ШАХМАТЫ!





КОТЯТА-ХВАСТУНИШКИ

– Головы у вас круглые, – засмеялась Поля. – А шахматная доска и шахматные поля квадратные.

Котятам стало очень стыдно. Они перестали хвастаться и вскоре научились играть не только в салочки, но и в шахматы.

А что больше: шахматная доска или шахматное поле?

– Они равны, – ответил черный котенок.

– Поле больше, чем доска. Поле – оно большое-пребольшое, – сказал белый котенок.

– И ничего-то вы не слушаете, – покачала головой девочка. – Шахматная доска больше любого шахматного поля... А какая форма у шахматных полей и шахматной доски?

– У полей круглая, – сказал белый котенок.

Тут котята фыркнули и отвернулись:

– Не будем учиться. Мы все-все знаем. Мы на этих полях в салочки играл.

– Тогда скажите: какие шахматные поля больше – белые или черные? – спросила Поля.

– Белые, – сказал белый котенок.

– Черные, – сказал черный котенок.

А ВЫ КАК ДУМАЕТЕ?

– И ничего-то вы не знаете, – усмехнулась однажды Поля. – Так и быть поучу вас. Вот смотрите: это шахматная доска. На шахматной доске много-много белых и чёрных клеток-полей. Вот чёрные шахматные поля. Вот белые шахматные поля.

Вот и вся сказка.

Котята очень любили бегать по шахматной доске и хвастать, что знают все шахматные премудрости.

В некотором царстве – шахматном государстве у девочки Поли жили два котенка: белый и черный.

– Эх, вы – вздохнула Поля. – Белые и черные поля равны... Можете проверить.

А ВЫ ЧТО СКАЖЕТЕ?

ТАК ЛИ ЭТО?





Рожь на нем не колосится, Не растет на нем пшеница, Слон и конь резвятся вволю, Это - шахматное ….. (поле)

1. На каких полях ничего не растет?

2. Из каких досок не строят теремок?

3. В каких клетках не держат зверей?

  • черное поле
  • белое поле

6. Товарищ Ильи Муромца, прославленный былинный богатырь, обыгравший в шахматы хана Бахтияра Бахтияровича. (Добрыня Никитич.)

3. Электронный мальчик, двойник Сережи Сыроежкина, предложивший шести экс-чемпионам мира по шахматам сеанс одновременной игры. (Электроник.)

4. Девочка из будущего, которая обыграла гроссмейстера в сеансе одновременной игры. (Алиса Селезнева.)

5. Человечек из театра Карабаса Барабаса – "весь клетчатый, как шахматная доска." (Арлекин.)

1. Какой знаменитый коротышка играл в Солнечном городе в шахматы с шахматным автоматом? (Незнайка.)

2. Знаменитый джинн, друг Вольки Костылькова, большой поклонник шахматной игры. (Старик. Хоттабыч.)





Ольга Векшина
Конспект «Знакомство с шахматами»

«ШАХМАТНАЯ ДОСКА »

план – конспект урока №1

по программе И. Г. Сухина «Шахматы – школе »

Работа выполнена :

Векшина Ольга Викторовна

воспитатель

г. Урай, МБДОУ «Детский сад №7 «Антошка»

Тема : Шахматная доска

Цель : познакомить детей с волшебным миром шахмат , развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость

Методы : наглядный, эвристический, словесные.

Оборудование : шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран с проектором, комплект шахмат для каждого ученика , по одной книге на парту И. Г. Сухина «Шахматы 1 год обучения или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны», мультфильм «Котята – хвастунишки» , комплект вырезанных из картона элементов шахматной доски , дракон из картона, простые карандаши и схемы горизонталей для раскрашивания.

1. Вступительная часть

Добрый день!

Меня зовут Ольга Викторовна.

Мы с вами отправляемся в сказочную шахматную школу , открываем волшебную книгу (учебник, стр. 3) . А кто может назвать шахматные фигуры , которые ждут их в шахматной школе ? Каких сказочных героев вы узнали?

2. Основная часть.

1) Переверните страничку (ст. 4-5) . И вот наша первая сказка.

(слайды) Однажды девочка Лена и мальчик Ален пошли в лес. И тут их увидел злой волшебник. Он своим острым мечом срубил дерево и направил его на ребят, но не попал. Тогда с досады он ударил по пню и срезал с него кругляк. С силой запустил его в беглецов. Ален схватил кругляк и стал им защищаться. Колдун ударил мечом с разных сторон четыре раза, и кругляк стал квадратным. Побежали ребята дальше. А на пути речка. Бросили они свою доску в воду, и, словно на плоту, переплыли на другой берег.

Колдун не унимался. Он стал пускать в ребят стрелы. И тут плот превратился в щит и снова спас детей. Стрелы, попадая в доску, ложились каким – то очень странным образом ведь тот лес был волшебным… А когда Ален их убрал, то увидел интересный рисунок из клеточек.

Колдун не унимался. Он наслал огонь, и тут доска снова защитила детей. Пламя выжгло каждую вторую клеточку и получилось… Кто знает, что же это получилось? (Шахматная доска )

Ребята, а кто раньше видел игровые шахматные доски ?

А в какие игры можно играть на таких досках?

Смотрите, какая у меня есть доска. (Показываю шахматную «матрёшку» - разных размеров три шахматные доски , вложенные друг в друга : большая, обычная, маленькая от дорожных шахмат .) Как вы думаете, что внутри моей доски? Ой – здесь ещё одна… А что же тогда внутри этой досочки? - Какая крошечная доска. Это, ребята, дорожные шахматы . Как вы думаете, для чего они нужны?

А это – большая демонстрационная шахматная доска , которая хранит много секретов, о которых мы с вами скоро узнаем.

2) Переворачиваем страничку (стр. 6) . А здесь у нас загадка.

Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

Знаю я одну игру,-

Сказал ребятам Петя. -

Где бы ни был я, везде

В неё играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь, Слон, конь и пешек ряд, А возглавляет всех король –

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать :

Игры названье угадать!

Что же это за игра?

Игра малой подвижности.

Чёрно-белые поля - (Шагают на месте)

Дружно встали у меня – (остановились)

Тут ферзь- (хлопают)

Здесь два коня – (топают)

Защищайтесь от меня! –(разбегаются по напольным клеточкам) .

3)На доске есть белые шахматные поля , и … черные шахматные поля . Но вы скажете : «Ведь они же коричневые и желтые!» . Просто шахматисты договорились между собой называть все светлые поля белыми, а все темные поля - черными.

Покажите на своих досках любое белое шахматное поле . Покажите любое черное поле.

Скажите, какая форма у шахматного поля ? А у шахматной доски ? А что больше – шахматное поле или шахматная доска ? Что больше – черное шахматное поле или белое ? А как с помощью пальчиков можно показать квадратное поле?

Посмотрите, на нашей доске есть вот такие линии (показываю горизонталь) .

Кто знает, как она называется? (горизонталь)

Повторим все вместе. – 3 раза.

5) Физ. минутка

Быстро встала вся пехота – (шагают на месте)

Защищают короля – (похлопывание у себя на груди руками крест на крест)

Только в бой им всем охото – (бег на месте)

Начинается игра – (прыжки на месте) .Тихонько садимся на места.

Посчитайте, сколько в горизонтали белых полей, а сколько черных? Сколько на доске всего горизонталей?

Обозначаются горизонтали на доске цифрами. Давайте все вместе назовем горизонтали : первая горизонталь…

А сейчас возьмите 8 пешек и выставьте их на вторую горизонталь, 8 чёрных пешек – на 7-ю горизонталь, все белые фигуры, кот. остались, поставьте на 3-ю горизонталь, а все чёрные фигуры – на 6-ю. Вот как у нас с вами здорово получилось! Теперь уберём все фигурки с доски.

Возьмите коня любого цвета и проскачите им щёлкая язычком, по первой горизонтали. Перепрыгиваем на вторую горизонталь : проскачите по второй горизонтали и так до 8-й.

7) (слайд) Ребята, кто знает, как называются люди, играющие в шахматы ? (стр. 9) (Противники, партнёры)

Веселые человечки Чиполино и Дюймовочка решили сыграть в шахматы . Положили перед собой шахматную доску , но черные и белые поля сбежали с доски и спрятались. Ребята, помогите их найти. 1 вариант будет искать черные поля, а 2 – белые. Кто нашел – подымает руку.

– Молодцы!

6) А к нам в гости кто- то стучится. (Показываю куклу бибабо - Медведица) . Настасья Петровна, здравствуйте! Что это Вы нам принесли? (Кукла держит листики с заданием)

Ребята, Настасья Петровна узнала, что мы умеем уже горизонталь на доске находить, и хочет, чтобы её медвежата тоже узнавали такие шахматные дорожки . Поможем ей раскрасить горизонтали?

Вот вам листочки и карандаши.

- Задание такое : нужно правильно раскрасить две горизонтали : 1-ю и 2-ю. Внимательно посмотрите на демонстрационную доску. Чем отличаются эти две горизонтали? (Порядком чередования белых и чёрных полей) . Обратите внимание, что у одних вначале стоит черное поле, а у других – белое. (Дети закрашивают под музыку; образец в приложении 1)

(Большим сувенирным карандашом дети ставят на своих работах звёздочки за правильное выполнение задания. Тем, кто не справился, даю ещё один листик – переделать)

Спасибо, ребята! Я поняла, как надо учить своих медвежат.

А сейчас – сюрприз. Как вы думаете – какой? (Мультфильм «Котята-хвастунишки)

Скажите, что же нового вы узнали сегодня в волшебной шахматной школе ?

Какая форма у поля? А у доски? Что больше – доска или поле? Эта шахматная дорожка называется… (показываю горизонталь) . Сколько на доске горизонталей, сколько в каждой горизонтали белых полей, сколько черных?

Дополнительный материал.

1. На каких полях ничего не растет?

2. Из каких досок не строят теремок?

3. В каких клетках не держат зверей

4. Спрятались ли шахматные клетки в словах : поляна, поляк, полярник?

Скоро бой и ждет войска деревянная … (доска)

На этом наше путешествие в Волшебную шахматную школу подошло к концу. До свидания.

Литература

1. И. Г. Сухин «Программы курса «Шахматы – школе » : Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск : Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013.)

2. Сухин И. Г. Шахматы , первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны : Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск : Духовное возрождение, 2012.

3. Сухин И. Г. Шахматы , первый год, или Учусь и учу : Пособие для учителя – Обнинск : Духовное возрождение, 2011.

4. Сухин И. Шахматы , первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Рабочая тетрадь - Обнинск : Духовное возрождение, 2012.

«ШАХМАТНАЯ ДОСКА»

План – конспект урока

С опорой на программу И. Г. Сухина «Шахматы – школе»

Тема: Шахматная доска

Цель: Познакомить детей с шахматной доской.

Задачи: Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы. Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление у учащихся младшего школьного возраста. Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость

Методы: наглядный, эвристический, словесные.

Оборудование: Шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран с проектором, комплект шахмат для каждого ученика, мультфильм «Маша и медведь, ход конем.», Простые карандаши и схемы горизонталей для раскрашивания.

    Вступительна часть

Добрый день ребята!

Меня зовут Ильнур Рафаилевич.

Ребята, а Вы любите сказки?

Тогда, мы с Вами отправимся в удивительный мир шахматного королевства.

2 Основная часть

2.1 Жили- были когда-то давным – давно король и королева. Король был черный, с черными волосами, черными глазами, и носил постоянно черную одежду, внешностью он был весьма не плох. А Королева была белая, (1слайд)

с русыми волосами, Белыми рисничками, и в белом платье, такой красы, что ни в сказке сказать ни пером описать! Они жили очень дружно, и каждый день выходили на прогулку, объезжали свое королевство на конях: Король на черном коне, Королева на белом своем любимом коне. (2слайд)

Доезжали до самых границ своих владений, каждый встречный им улыбаясь кланялся, приветствовали их. В Королевстве царил мир и покой. Но не было у Короля и Королевы детей.

Однажды, старая колдунья, сделала из пшеничной и ржаной муки маленькие две фигурки, черную и белую, и подарила Королевской семье.

Ваше Величество, вот вам мой скромный подарок-два мальчика из теста. Если Вы захотите, я в них вселю человеческие души, и они оживут. Дам им человеческие качества: доброту, щедрость, ум. Но если в течение жизни они растеряют эти человеческие качества, они снова превратятся в маленькие бездушные фигурки. И тогда уже им никто не поможет, они останутся игрушками навечно.

Король и Королева с удовольствием согласились. И у них появились детки. (слайд 3)

Мальчики росли не по дням, а по часам. Король и Королева их баловали: им было все дозволено, не знали слова «нельзя».Выросли мальчики такие красавцы: один темненький, другой светленький, но такие капризные и завистливые. То и дело они ругались, а то и дрались. Прошли годы: мальчики женились, создали свою семью. Каждая семья хотела жить отдельно друг от друга, иметь свое государство, свою армию. Пока Король и Королева были живые, они терпели друг друга, но в один прекрасный день Короля и Королевы не стало… Все плакали, долго горевали. Все знали, что эти два брата не уживутся вместе. Так и случилось- (слайд 4) они стали делили королевство по квадратикам, делили их на кусочки делили все на полянки, черный принц красил все в черные, а белый принц в белые цвета. Каждый имел, своих коней, свою армию …

Случилось страшное, они, стали черствыми, злыми. Ну и как обещала Колдунья в одно утро они проснулись маленькими твердыми, как камень, фигурками. Не могли не шевельнуться, ни глазом моргнуть. Исполнилось предсказание старой колдуньи прекрасные принцы-красавцы, со всей королевской свитой, армией, владениями, превратились в игрушки. (слайд 5)

А королевство которое они делили и красили,на черные и белые поля на всегда остались черно-белыми(слайд 6)

С тех пор много воды утекло, но люди все еще играют с этими причудливыми фигурками, далеко напоминающими живых людей. (слайд 7)

Понравилась сказка?

А кто то из вас раньше видел игровые шахматные доски?

А в какие игры можно играть на таких досках?

2.2 _-предлагаю вам отгадать загадку

Есть тихий спорта вид -
Спортсмен всегда сидит,
Соперник перед ним
Безмолвный, словно мим.
Слова им не нужны,
Раздумья здесь важны.
Умы воюют тут.
Часы идут, идут.
Нет хуже для ребят
Двух слов, чем «шах» и «мат».
(Шахматы)

Вы большие молодцы!

2.3-Ребята, посмотрите внимательно, ведь на рисунке поля которые мы называем белыми, они не совсем белые, а поля которые мы называем черными каричневые, почему мы их так называем? Как вы думаете?

-(действительно) Цвет полей на шахматной доске может быть разный, но называются клетки: белые (светлые поля) и черные (темные поля)

А сейчас все очень аккуратно достаньте шахматы и положите перед собой шахматную доску. У доски есть один секрет. Кто его знает?

Доска должна лежать так, чтобы правое нижнее поле было белым. И еще посмотрите, чтобы возле этого поля была цифра 1

Покажите на своей шахматной доске белые поля,

А теперь черные поля, молодцы!

Кто выйдет покажет на большой демонстрационной доске где черные поля?

А кто покажет где белые поля? (слайд 8)

А кто скажет какой формы наши белые поля?

Ну а какой же формы наши черные поля?

Молодцы! Конечно же они квадрвтные.

А как вы думаете, каких полей больше на шахматной доске?

А давайте мы с вами посчитаем, сколько на шахматной доске белых полей, а сколько черных.

Белых 32!

Черных 32!

Что же у нас получается?

Правельно!их равное количество.

Молодцы!

А вы заметили как на шахматной доске интересно расположились поля? Они наверно заколдованы? Ведь они- они чередуются! После белого поля обязательно следует черный! А после черного какой?

Правельно дети, белый!

И какие дружные белые поля между собой, они все держатся друг за друга уголками! А черные поля дружные?

Как? И они держатся уголками? Действительно, наши поля просто волшебные!

Ребята, посмотрите внимательно, что мы видим (слайд 9)

Поезд?

А выше? Что то очень напоминает на фрагмент нашей волшебной шахматной доски?

А чем же напоминает? Что там схожее?

Я вам скажу по секрету, это - Горизанталь! (повторить хором)

Обратите внимани, он длинный и ровный как поезд с вагонми?!

Найдите и проведите пальцем у себя на шахматной доске где у вас есть горизонтали?

Сосчитай те скольо горизонталей у вас на шахматной доске? (8)

А сколько черных полей в горизонтале? (4)

А сколько белых полей в горизонтале? (4)

А какие примеры в можете привести похожие на горизонтали?, а быть может кто нибудь сможет показать горизонталь? (линии парт, линии доски, вытянутые в стороны руки)


Ребята, в волшебной стране шахматного королевства случилось ужасное!

Пропали горизонтали!

Стерлись черные поля!

Вы поможете расколдавать и раскрасить поля? (раздаются листочки с заданием и карандаши)

-Ренбята, смотрите внимательно на шахматные доски, как располагаются наши черные и белые поля, постарайтесь раскрасить так же…

Замечательно! Вы большие молодцы! Без вас не справиться в волшебном королевстве.

    Динамическая пауза:

- Давайте ка мы с вами немного снимем усталость, взбодримся!

И поиграем ! Если в наших движениях что то напоминает горизонталь, мы говорим –« ГОРИЗОНТАЛЬ!»

(учитель показывает движения зеркальным способом)

Правую руку в верх,

Левую руку в верх,

Руки в сторону (хором ГОРИЗАНТАЛЬ)

Руки в перед,

Руки назад,

Руки в сторону(ГОРИЗАНТАЛЬ!)

Руки на пояс,

Руки к плечам,

Руки в верх,

Руки в стороны(ГОРИЗОНТАЛЬ)

Хорошо, молодцы рассаживаемся на места.

    Итог

А сей час, конечно если только вы хотите, мы с вами посмотрим мультфильм! (маша и медведь, ход конем).

Ребята,- скажите, что же вы узнали сегодня?

Без чего ну никак не сыграть в шахматы? (шахматная доска)

Из чего состоит шахматная доска? (из полей)

Из каких цветов состоят шахматные поля? (черный, белый)

А как называется эта линия? (провожу рукой по гориознтали)

    Дополнительный материал.

    На каких поля ничего не растет?

    Из каких досок не строят теремок

    В каких клетках не держат зверей

    Спрятались ли шахматные клетки в словах: полянка, поляк, полярник?

    Скоро бой и ждет войска деревянная…(доска)

Литература:

1. И. Г. Сухин « Программы курса «Шахматы школе»: для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2012, 2013.)

2. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно – белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырехлетний и трехлетний начальной школы. 2-х частях – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

3. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и Учу: Пособие для учителя - Обнинск Духовное возрождение, 2011.

4. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно – белые чудес и тайн полны. Рабочая тетрадь - Обнинск: Духовное возрождение, 2012.