Педагогическая деятельность. Основные понятия Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, - презентация Упорядоченная деятельность педагога по реализации о

Дидактика (didaktos - поучающий, didasko - изучение (от греческого)) - часть педагогики, которая изучает проблемы обучения и образования (теория обучения).

Впервые слово дидактика ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке. Трактовал дидактику Я. А. Коменский , как универсальное искусство обучения всех всему. В начале 19 века немецкий педагог И. Гербарт ввел в дидактику теорию воспитательного обучения.

Дидактика - наука об обучении и образовании, их целях и содержании, методах, средствах и достигнутых результатах.

1) преподавание - упорядоченная деятельность педагога по передаче ЗУНов, их осознании и практическом применении;

2) учение - процесс, в ходе которого на основе ЗУНов, упражнений и социального опыта возникают новые формы поведения и деятельности;

3) обучение - систематический целенаправленный специальноорганизованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на передачу ЗУНов и развитие творческих способностей;

4) образование - результат обучения, система объема ЗУНовполученных в процессе обучения;

5) знания - понимание, сохранения в памяти и умение воспроизвести основные факты науки и вытекающие их них теоретические обобщения;

6) умения - овладение способами применения знаний на практике, которая проявляется в деятельности;

7) навык - автоматическое умение безошибочно и быстро выполнять действия на основе имеющихся знаний (в результате многократного выполнения определенного действия);

8) учебный предмет - область научных знаний;

9) учебный материал - содержание учебного предмета, которое определяется ГОСТом;

10) цель обучения - то, к чему стремится обучение и на что направлены его усилия;

12) метод обучения - способ достижения цели;

13) средства обучения - предметная поддержка учебного процесса (голос учителя, классное оборудование, ТСО);

14) результаты обучения - то к чему приходит обучение, конкретная реализация намеченных целей.

Предмет, задачи и противоречия дидактики:

Дидактика охватывает всю систему обучения по всем предметам.

Дидактика бывает:

  • Общая - понятие преподавание, учение; факторы, влияющие на процесс обучения; условия, в которых осуществляется обучение и результаты
  • Частная - методика преподавания учебных предметов, учебный предмет, который имеет свою специфику преподавания

Основные задачи дидактики:


1) разработка проблем - чему учить, как учить, кого учить;

2) изучать закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения;

3) организация познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;

4) развивать у учащихся познавательные психические процессы и творческие способности;

5) разрабатывать более совершенные организации процесса обучения, внедрять новые обучающие технологии в обучении;

Дидактика выполняет следующие функции:

1) обучающая - передача системы ЗУНов на каждом возрастном этапе развития личности;

2) развивающая - формирование и развитие психических качеств личности, их изменение;

3) воспитательная - связь между знаниями и отношениями к окружающему миру, к себе и другим людям.

Движущими силами обучения являются противоречия - столкнувшиеся в конфликте противоположные мнения :

а) противоречия между интересом учащихся и учебным предметом;

б) противоречие между преподаванием и учением;

в) противоречие между уровнем прежних знаний и новыми знаниями;

противоречия между требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся к учению, т.е. мотивом учения и практически усвоенных знаний.

Дидактические концепции (Я. А. Коменский, И. Ф. Гербарт, Дж. Дьюи, П. П. Гальперин, Ш. А. Амонашвили):

В дидактике выделяют 3 основных концепции обучения :

а) традиционная - главную роль в ней играет преподавание и деятельность учителя (Я.А. Коменский, И.Ф. Гербарт, А. Дистерверг и И.Г. Песталоцци);

б) прагматическая - главная роль отводится учению и деятельности учеников (Д. Дьюи, Л. Толстой, В. Лай);

в) современная - главная роль взаимодействию преподавания и учения, деятельности учителя и учащихся (Занков, Давыдов, Эльконин, Ильин).

Понятие дидактика впервые появилось в его произведении «Великая дидактика». Он говорил, что детей в школе надо принимать одинаково всех: благородных и плебеев, богатых и бедных. Он ввел принцип наглядности, который называл «золотым правилом дидактики». Большой заслугой является введение классно-урочной системы школьного обучения. Появилось понятие «урок» и «перемена», поделил год на четверти и выделил каникулы. Класс состоит из постоянного коллектива детей.

В «Великой дидактике» выделено 4 шестилетия ступеней развития , включающих в себя годы обучения и воспитания молодого человека:

Материнская школа (от рождения до 6 лет);

Школа родного языка (от 6 до 12 лет);

Школа латинского языка (от 12 до 18 лет);

Академия и путешествия (от 18 до 24 лет).

На все эти ступени были разработаны программы обучения. Я. А. Коменский уделял больше внимания 3 особенностям человека: разум (связь с мышлением), рука (связь с деятельностью), язык (связь с речью). Благодаря этим особенностям человек способен к саморазвитию.

Ш. Амонашвили«Технология гуманной педагогики».

Он изучал возможности освоения учащимися новых содержательных понятий. Его методика получила название «Теория поэтапного формирования умственных действий». В основе теории лежит алгоритм - это строгая последовательность выполнения действий приводящих к заданному результату.

Это обучение широко используется в начальной школе и имеет следующие этапы:

1) предварительное ознакомление с действием, условием его выполнения (ориентированный этап);

2) формирование действия как внешне речевого (проговаривание);

3) формирование действий во внутренней речи (сознание);

4) переход внешних действий во внутренние (интериоризация) и действие становится актом мышления.

Усвоение информации должно происходить в процессе целенаправленного обучения. В начале в теории обучения отдавалось предпочтение индуктивному методу (обучение от частного к общему), а затем дедуктивному (от общего к частному).

Следовательно, дидактика – это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение – процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.

Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знание – понятия, схемы, факты, законы, закономерности, обобщенная картина мира, ставшие достоянием сознания человека. Знания могут быть эмпирическими, приобретенными опытным путем, и теоретическими, полученными в результате рассмотрения закономерностей, связей, отношений между предметами и явлениями. Знания играют побуждающую и регулирующую роль. Их структуру составляет единство познавательных, эмоциональных, мотивационных и волевых компонентов.

Умения – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. Навыки бывают сенсорными, умственными, двигательными, комплексными.

Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т. п.

Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д.

Результаты (продукты обучения) – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы (совокупность методов, средств и процессов, направленных на достижение эффективности процесса образования) и технологии обучения (система приемов, способов).

См. также

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 23., стр. 50, 188-189.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Педагогическая деятельность" в других словарях:

    Процесс обучения и воспитания, направленный на всестороннее развитие обучающегося и осуществляющийся как в институализированных формах, так и посредством индивидуальной трудовой деятельности... Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О СТАТУСЕ РАБОТНИКА… … Официальная терминология

    педагогическая деятельность - pedagoginė veikla statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Žmogaus, įgijusio žinių, kultūros ir tam tikros patirties, sąveika su žmogumi, siekiančiu visa tai įgyti. atitikmenys: angl. pedagogical activity vok. pädagogische Tätigkeit,… … Sporto terminų žodynas

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность, осуществляемая специально подготовленными профессионалами в образовательных учреждениях для достижения результатов, предусмотренных учебной программой или рядом программ, а также иными задачами образования и его социальными целями… … Профессиональное образование. Словарь

    Это деятельность по воспитанию и обучению людей, основанная на специальной профессиональной подготовке педагога и соответствующая нормам и правилам его личного поведения в процессе этой деятельности. Виды педагогической деятельности разнообразны … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. М., 2005. С. 418) Ч30,0 … Педагогический терминологический словарь

    Словарь-справочник по педагогической психологии

    Особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    Особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями … Словарь по педагогической психологии

    Педагогическая деятельность Остроградского. Педагогическая деятельность Остроградского была очень разнообразна. Он читал публичные лекции по высшей алгебре, небесной и аналитической механике, преподавал в Главном педагогическом институте (1832… … Википедия

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. Деятельность педагога, направленная на планирование, организацию и реализацию процесса образования, целью которого на занятиях по языку является формирование коммуникативной компетенции учащихся на изучаемом… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Книги

  • Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной сферы , Липский И.А.. Учебное пособие ориентировано на обоснование содержания социально-педагогической деятельности специалистов разных профессий в учреждениях социальной защиты населения, технологий…

Тема 3. Какова структура педагогической деятельности?

Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Конструктивный компонент

Организаторский компонент

Коммуникативный компонент

распадается ещё на 3 компонента 1)конструктивно-содержательный (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса); 2)конструктивно-оперативный (планирование своих действий и действий учащихся); и 3)конструктивно-материальный (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

направлен на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

А.И.Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты (функции) к общетрудовым, то есть проявляющимся в любой деятельности.

Структура педагогической деятельности включает в себя следующие компоненты:

Организаторский

компонент включает в себя функции:

Рефлексивный компонент также называют

Коммуникативный компонент включает в себя функции:

Конструктивный компонент включает в себя функцц:

1)информационную

2)развивающую 3)ориентационную

4) мобилизационную

контрольно-оценочным

компонентом

1)перцептивную

(связана с проникновением во внутренний мир человека);

2)коммуникативную

(направлена на установление педагогически целесообразных отношений);

3)коммуникативно-операциональную (предполагает активное использование средств педагогической техники).

1) аналитическую 2)прогностическую3) проективную

    В чем сущность педагогической деятельности? Сущность педагогической деятельности - в переходе деятельности «для себя» в деятельность «для другого», «для других». В этой деятельности соединяются самореализация педагога и его целенаправленное участие в изменении обучаемого (уровня его обученности, воспитанности, развития, образованности).

    Каковы цели педагогической деятельности? Цель педагогической деятельности- приобщение человека к ценностям культуры. Цель педагогической деятельности определяет не только её организацию, но и методы обучения и воспитания, всю систему отношений в ней.

3.Что такое педагогическое действие и каковы формы его проявления? Педагогические действия - действия, направленные на решение педагогических задач и осуществляемые педагогическими средствами, методами и приемами. К таким действиям относятся:- педагогическое наблюдение;- педагогическое изучение человека;- педагогический анализ;- педагогическое оценивание;- педагогическое решение;- разработка педагогического сценария предстоящего действия или проводимого мероприятия;- педагогическое поведение;- педагогическое общение; -педагогическое воздействие;- педагогическое требование;- педагогическое консультирование;- педагогическая помощь;- педагогическое взаимодействие и множество другого.

4. Дайте сравнительный анализ основных видов педагогической деятельности - преподавания и воспитательной работы.

Преподавание

Воспитательная работа

Различия

Преподавание - это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.

Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности

Имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели.

Не преследует прямого достижения цели, ибо она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.

Содержание обучения, а следовательно и логику преподавания, можно жестко запрограммировать, чего не допускает содержание воспитательной работы. Формирование знаний, умений и навыков из области этики, эстетики и других наук и искусств, изучение которых не предусмотрено учебными планами

В воспитательной работе приемлемо планирование лишь в самых общих чертах: отношение к обществу, к труду, к людям, к науке (учению), к природе, к вещам, предметам и явлениям окружающего мира, к самому себе. Логику воспитательной работы учителя в каждом отдельно взятом классе нельзя предопределить нормативными документами.

Обычно не предполагает взаимодействия с учащимися в подготовительный период, который может быть более или менее продолжительным.

При условии отсутствия непосредственного контакта с учителем воспитанник находится под его опосредованным влиянием..

Результаты деятельности учащихся легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно-количественных показателях.

Очень трудно в развивающейся личности выделить результат деятельности именно воспитателя. В силу стохастичности воспитательного процесса затруднено предвидение результатов тех или иных воспитательных действий и их получение намного отсрочено во времени. В воспитательной работе невозможно своевременно установить обратную связь.

Итог

Преподавание значительно легче по способам его организации и реализации, а в структуре целостного педагогического процесса оно занимает подчиненное положение. Успешность учения во многом зависит от сформированности познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, то есть от результатов не только преподавания, но и воспитательной работы.

Преподавание и воспитательная работа в их диалектическом единстве имеют место в деятельности педагога любой специальности.

6. Раскройте смысл утверждения: учитель является субъектом педагогической деятельности . Одно из требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.

Позиция педагога - это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество. А с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности - влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.

В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентации, которые были сформированы еще с детства.

Л.Б.Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве:

Информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм;

Друга, если он стремился проникнуть в душу ребенка;

Диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

Советчика, если использует осторожное уговаривание;

Просителя, если педагог упрашивает воспитанника быть таким, "как надо";

Вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) интересными целями, перспективами.

Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя.

7. Дайте определение профессиограммы как модели личности учителя.

Профессиограмма - это идеальная модель учителя, образец, эталон, в котором представлены основные знания, умения и навыки, личностностные профессионально значимые качества педагога.

Исходя из понимания смысла понятия “профессиограмма”, можно говорить о профессиографическом методе изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у учителя знаний, умений и навыков, личностных качеств с теми, которые могли бы у него быть в соответствии с идеальной моделью. Такой метод позволяет проектировать личностный и профессиональный рост педагога.

Необходимость создания профессиограммы современного педагога продиктована рядом причин:

- важностью социального заказа школе, педагогической профессии;

- возрастанием требований общества к личности учителя;

- изменением критериев его профессиональной компетентности (в связи с с социально-экономическими и научно-техническими преобразованиями);

- необходимостью повышения качества профессионально-педагогической подготовки .

В связи с этим проблема профессионально-педагогического моделирования всегда была и будет в центре внимания ученых, педагогов и психологов. Каждому этапу общественного развития будет соответствовать адекватная профессиональная модель учителя. Традиционными, устойчивыми ее модулями являются объективно-необходимые качества педагога (профессиональные знания, умения и навыки) и личностно-субъективные (моральный облик учителя, его профессионально-педагогическая направленность, специальные педагогические способности; индивидуальные психофизические качества, востребованные профессией)

В деятельности учителя идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность. В частности, социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности. Идейная убежденность лежит в основе социальной активности учителя. Именно поэтому она по праву считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности учителя. Учитель-гражданин верен своему народу, близок ему. Он не замыкается в узком кругу своих личных забот, его жизнь непрерывно связана с жизнью села, города, где он живет и работает.

В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем стержнем вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога.

Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности.

Качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности.

Основу познавательной направленности личности составляют духовные потребности и интересы.

Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности является потребность в знаниях. Непрерывность педагогического самообразования - необходимое условие профессионального становления и совершенствования.

Один из главных факторов познавательного интереса - любовь к преподаваемому предмету.

Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало - он должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.

Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности учителя является культура научно-педагогического мышления, основным признаком которого является диалектичность. Она проявляется в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать составляющие его противоречия.

Тесты Теория обучения

Образцы обучающих тестов

1. Дидактика – это:

А. Наука о закономерностях развития личности

Б. Наука о закономерностях формирования личности ребенка

В. Раздел педагогики об образовании и воспитании подрастающего поколения

Г. Отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования

2. Обучение - это:

А. Процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков, подготовку к жизни

Б. Организация самостоятельной учебной работы учащихся с целью овладения знаниями, умениями и навыками

В. Специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и закрепление навыков самообразования

Г. Передача знаний, умений и навыков

3. Базовыми функциями процесса обучения являются * :

А. Образовательная.

Б. Воспитательная

В. Стимулирующая

Г. Развивающая

4.Преподавание – это:

5. Укажите последовательность этапов управления процессом обучения в соответствии со структурой педагогической деятельности * :

А. Планирование

Б. Регулирование (стимулирование)

В. Оценка и анализ результатов

Г. Организация

Д. Контроль

6. Важнейшими компонентами учения являются:

А. Мотивы, учебные действия


Б. Учебные задачи и упражнения

В. Самостоятельная работа

Г. Методы учения

7. Устойчиво повторяющиеся связи между типичными педагогическими фактами, явлениями и событиями – это:

А. Методы обучения

Г. Приемы обучения

Д. Закономерности обучения

8. Основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями – это:

А. Методы обучения

Б. Принципы обучения

Г. Приемы обучения

Д. Формы обучения

9. К принципам развивающего обучения относят*:

Д. Успешное обучение как сильных, так и слабых

10. Компонентами содержания образования являются*

А. Методы обучения

Б. Формы обучения

В. Знания

Г. Опыт эмоционально- ценностных отношений

Д. Умения, навыки и опыт творческой деятельности

11. Нормативные документы, отражающие содержание образования:

А. Государственный образовательный стандарт, учебные планы, учебные программы

Б. Тематические и поурочные планы учителя

Г. Перспективные планы

12. Учебный план школы определяет:

А. Количество учебных предметов, содержание материала по каждому учебному предмету

В. Продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул, полный перечень предметов, распределение предметов по годам обучения, количество часов по каждому предмету за время обучения и на изучение предмета в каждом классе, количество часов в неделю на изучение каждого предмета, структуру и продолжительность практикумов

Г. Количество основных предметов, определяющееся государственным стандартом

13. Учебная программа содержит:

4. Технические средства обучения

Г. Диапроекторы, кинопроекторы, кодоскопы, телевизоры, видеомагнитофоны , компьютеры, компьютерные сети и др.

17. Недостатки классно-урочной формы обучения*:

А. Использование одних и тех же методов обучения;

Б. Трудность в учете индивидуальных особенностей учеников;


В. Ориентированность на "среднего" ученика;

Д. Обязательность занятий для всех.

18. Укажите основоположника классно-урочной системы:

А. Джон Локк

Д. Ж.-Ж. Руссо

19. К формам организации обучения относятся*:

А. Беседа

Б. Экскурсия

Г. Наблюдение

20. Организационный этап урока (оргмомент) включает:

А. Приход учащихся на урок, их готовность к занятиям

Б. Повторение и систематизация знаний в форме обзорных лекций, конференций, экскурсий, консультаций

В. Вопросы, задания, упражнения и практические работы с целью анализа усвоения нового материала и закрепления

Г. Организация учащихся к учебной работе (привлечение их внимания, проверка готовности рабочего места)

21. Высокое общее развитие учащихся, создание основы для всестороннего гармонического развития выступают в качестве основных целей:

А. Системы развивающего обучения - ;

Б. Дидактической системы развивающего обучения;

В. Системы обучения на основе операциональной теории поэтапного формирования действий;

Ключи

3. А, Б, Г

5. А, Г, Б, Д, В

9. А, В, Г, Д

10. В, Г, Д

16. 1-А, 2- Б, 3-В, 4-Г

17. Б, В, Г

19. В, Б

МАТЕРИАЛЫ ИТОГОВОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

по курсу «Теория обучения»

Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
Функции обучения.

1. Совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание – это:

А. Воспитательный процесс

Б. Обучение

В. Воспитывающая среда

Г. Развитие

2. Методологической основой процесса обучения является:

А. Теория о природосообразности в обучении

Б. Философская теория познания

В. Фрейда о психоанализе

Г. Развивающая

3. Движущей силой процесса обучения является :

А. Методы обучения

Б. Преподаватель

В. Противоречия

Г. Оценка деятельности

4. Функция обучения, которая направлена на формирование у учащихся системы научных знаний, умений и навыков с целью использования их на практике называется …

А. Воспитывающей.

Б. Образовательной.

В. Воспитательной.

5. Воспитывающая функция реализуется посредством:

Б. Форм, методов обучения.

В. Познавательных потребностей и возрастных особенностей учащихся.

Г. Организации общения с учителем.

6. Термин «дидактика» впервые в научно-практический оборот ввел:

Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.
Двусторонний и личностный характер обучения.

7. Единство процессов обучения и воспитания заключается в ……

А. Воспитывающей возможности содержания образования, организации воспитывающей коллективной познавательной деятельности , включении форм организации воспитательной работы в учебный процесс

В. Использование на уроке результатов воспитательной деятельности

8. Целостность процесса учебно-воспитательного процесса заключается в ….

А. Единстве образовательной, воспитательной и развивающей функций

Б. Единстве преподавания и учения

В. Единстве процессуальной и содержательной сторон учебно-воспитательного процесса

Г. Единстве процессов воспитания и обучения

Д. Единстве развития и формирования

9. Обучение это единство:

А. Преподавания и учения

Б. Развития и личности

В. Субъективного и объективного

Г. Знаний и умений

10.Упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний – это:

А. Воспитание

Б. Преподавание

В. Умения

Г. Навыки

11.Преподавание – это:

А. Упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения

Б. Познавательная деятельность учащихся

В. Самообразовательная деятельность педагога

Г. Работа учителя над личностными качествами

12. Учение - это:

А. Процесс приобретения учащимися содержания обучения

Б. Упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения

В. Работа учителя над личностными качествами

13. Автоматизированное умение решать поставленную задачу - это…

А. Знание.

В. Свойство.

Г. Качество.

14. Назначение деятельности учителя в процессе обучения состоит в …

А. Управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся

Б. Организации процесса самообразования педагога.

В. Организации внеклассной воспитательной работы

Г. Управлении методической работой

15. Укажите последовательность этапов усвоения знаний:

А. Понимание

Б. Восприятие

В. Осмысление

Г. Применение

Д. Обобщение

Закономерности и принципы обучения.

16. Устойчиво повторяющиеся связи между типичными педагогическими фактами, явлениями и событиями – это:

А. Методы обучения

Б. Закономерности обучения

Г. Приемы обучения

Д. Формы обучения.

17. Основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями – это:

А. Методы обучения

Б. Принципы обучения

Г. Приемы обучения

Д. Формы обучения.

18. «Золотое правило» дидактики:

А. Научность

Б. Связь теории с практикой

В. Наглядность

Г. Систематичность

19. К принципам развивающего обучения относят*:

А. Обучение на высоком уровне трудности

Б. Принцип наглядности и научности

В. Ведущая роль теоретических знаний

Г. Осознания учащегося значимости знаний

Д. Успешное обучение сильных и слабых

20. Установите соответствие принципов обучения и соответствующих им дидактических требований.

1 Принцип научности в обучении.

А. Предлагает решение жизненных, практических задач, заключенных в содержании учебного материала, формах и методах работы учителя и учащихся.

2 Принцип связи обучения с жизнью, практикой.

Б. Выражает зависимость эффективности обучения от умелого управления со стороны преподавателя активным усвоением школьниками учебного материала.

3 Принцип воспитывающего обучения.

В. Предлагает обеспечение усвоения детьми первоначальных научных представлений о природе, обществе, человеке и его труде.

4 Принцип сознательности и активности учения школьников

Г. Требует решения воспитательных задач школы через содержание, формы и методы учебной работы, применяемые в деятельности учителя и учащихся.

А. Перечень предметов, которые должны изучаться в общеобразовательной школе количество часов на их изучение

Б. Круг знаний, который отбирает каждый учащийся для своего развития

В. Систему знаний, умений и навыков, отобранных для изучения в школе, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие учащихся, формирование их мышления, познавательных интересов и подготовки к трудовой деятельности

Г. Всестороннее развитие личности

22. К элементам содержания образования относятся*

А. Знания о природе, обществе, человеке, мышлении и способах деятельности

Б. Опыт осуществления известных способов деятельности

В. Учебники

Г. Учебные пособия

Д. Опыт творческой поисковой деятельности по решению новых проблем

Е. Опыт ценностного отношения к окружающему миру

23. Образовательный стандарт – это:

Б. Продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса.

В. Система основных параметров принимающихся в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

24. Учебный план школы имеет такие компоненты*:

А. Федеральный;

Б. Национально-региональный;

В. Школьный;

Г. Вариативный;

Д. Инвариантный.

25. Учебный план – это:

А. Документ, в котором реализуются цели и задачи воспитания

Б. Нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, порядок их изучения по годам, количество времени, отводимого на каждый предмет в целом и по неделям на все предметы в каждом классе

В. Документ, раскрывающий содержание образования

Г. Документ, определяющий количество часов на изучение тем, разделов, начало и окончание учебного года, длительность каникул

26. Вариативная часть учебного плана образовательного учреждения направлена на:

А. Обеспечение теоретического обучения

Б. Обеспечение индивидуального характера развития учащихся

В. Обеспечение приобщения учащихся к общекультурным и национально-значимым ценностям

Г. Обеспечение практического обучения

27. Способ построения учебной программы, в котором учебный материал повторяется и разъясняется на последующих ступенях обучения:

А. Смешанный

Б. Линейный

В. Концентрический

Методы и средства обучения.

28. Методы обучения – это:

А. Путь движения мысли от учителя к учащимся с целью передачи знаний последним

Б. Исходные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса

Г. Способ упорядоченной деятельности педагога и учащихся, направленный на достижение цели обучения

Д. Способ сотрудничества учителя с учащимися

29. Выбор методов обучения зависит*:

А. От особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы, методики преподавания конкретной учебной дисциплины

Б. От возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

В. От родителей

Г. От целей, задач и содержания материала конкретного урока

Д. От директора школы

30. К наглядным методам обучения относят*:

А. Рассказ

Б. Иллюстрация

В. Беседа

Г. Демонстрация

31. Установите соответствие методов обучения с классификационными признаками:

32. Материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся - это:

А. Методы обучения

Б. Средства обучения

Г. Формы обучения

Д. Образование

А. Средства обучения;

Б. Метод обучения;

В. Технические средства обучения;

Г. Все ответы неверны.

34. Для развития мышления наиболее эффективен метод обучения:

А. Лекция

Б. Дискуссия

В. Иллюстрация

Г. Лабораторный.

35. Формированию теоретических знаний в наибольшей степени способствует метод обучения:

А. Лекция;

Б. Демонстрация;

В. Обучающий контроль;

Г. Практический.

Современные формы организации обучения.

36. Классификация типов уроков по дидактическим целям:

А. Основные типы уроков следующие: заучивание наизусть, комбинированный урок, экскурсия на природу, урок формирования умений, индивидуальная работа, киноурок

Б. Уроки бывают таких типов: вводные, уроки первичного ознакомления с материалом, комбинированные, заключительные, формирования навыков

В. Выделяются следующие типы уроков: комбинированные; изучения новых знаний; формирования новых умений; обобщения и систематизации изученного; контроля и коррекции знаний, умений; практического применения знаний, умений

Г. Можно выделить следующие типы: индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися; иллюстрации учебного материала; компьютерные уроки; тренировочные работы.

37. Основные признаки урока:

А. Постоянный состав учащихся, имеющих примерно одинаковый уровень развития, твердое расписание и установленный регламент

Б. Постоянный состав учащихся, наличие классной комнаты, учебных пособий и оборудования, соединение обучения с воспитанием

В. Постоянное время работы - 45 мин

Г. Руководящая роль учителя, наличие расписания, связь обучения с практикой, индивидуальный подход к учащимся, проведение проверки знаний

Д. Наличие триединой цели: научить, воспитать, развить

38. Недостатки классно-урочной формы обучения*:

А. Использование одних и тех же методов обучения

Б. Трудность в учете индивидуальных особенностей учеников

В. Ориентированность на "среднего" ученика

Г. Отсутствие общения между учащимися разного возраста

Д. Обязательность занятий для всех

39. Укажите основоположника классно-урочной системы:

А. Джон Локк

40. Самостоятельная работа – это:

А. Такой способ организации, где учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения; работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством; выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения

Б. Деятельность, которую осуществляет учащийся вне аудитории

В. Такая работа, которая проводится без педагога и не оценивается им

41. Организационные формы обучения – это*

А. Консультация

Б. Лекция, семинар

Г. Конкурс

42. Установите соответствие формы обучения и их характеристики.

А – индивидуальная форма

1. Группа учащихся получает познавательную задачу, инструктаж о последовательности работы, обсуждает учебное задание внутри группы, участвует в решении познавательных задач, проблемной ситуации, выводит правило на основе анализа фактов, обсуждает и сообщает о результате работы, о достижении поставленной цели.

Б – групповая

2. Каждый из учащихся по заданию учителя или по собственной инициативе готовит собственные ответы на вопросы, выполняет упражнение, работу творческого характера, решает примеры, осуществляет самопроверку.

В – фронтальная форма

3. Обеспечивается одновременное участие всех учащихся в классе в выполнении общих задач в процессе объяснения, рассказа учителя с применением наглядности, ТСО, работе с учебником, исправление ошибок в ответах товарищей.

43. Программированное обучение - это:

А. Обучение с помощью обучающих машин

Б. Обучение с помощью алгоритмов

В. Обучение по оптимальным программам

Г. Обучение по шагам

44. Развитие мышления, творческих способностей и сил учащихся является преимуществом обучения:

А. Компьютерного

Б. Алгоритмизированного

В. Проблемного

Г. Объяснительно-иллюстрированного

45. Проблемное обучение - это:

А. Организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей

Б. Организация учебных занятий, которая предполагает овладение учебной программой на основе обучающей программы

В. Специальная конструкция процесса обучения, обусловленная временем, местом, количеством учащихся и видами деятельности учителя и учащихся

46. Подача информации небольшими порциями; установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации; предъявление ответа для самоконтроля; дача указаний в зависимости от правильности ответа – это принципы:

А. Объяснительно-иллюстративного обучения

Б. Проблемного обучения

В. Программированного обучения

Г. Личностно-ориентированного обучения

47.Развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребенка; выявлять, инициировать, использовать, «окультуривать» субъектный опыт ребенка; помогать личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства – это цели

А. Личностно-ориентированного обучения

Б. Объяснительно-иллюстративного (традиционного) обучения

В. Алгоритмизированного обучения

Г. Программированного обучения.

КЛЮЧИ

1. Б

2. Б

3. В

4. Б

5. А, Б, Г

6. А

7. А

8. А, Б, В, Г

9. А

10. Б

11. А

12. А

13. Б

14. А

15. Б, А, В, Д, Г

16. Б

17. Б

18. В

19. А, В, Г, Д

20. 1-В, 2- А, 3-Г, 4-Б

21. В

22. АБДЕ

23. В

24. АБВ

25. Б

26. Б

27. В

28. Г

29. А, Б, Г

30. Б, Г, Д

31. 1-А, 2-Б,3-В

32. Б

33. Б

34. Б

35. А

36. В

37. А

38. Б, В, Г

39. В

40. А

41. АБ

42. 2-А, 1-Б, 3- В

43. Г

44. В

45. А

46. В

47. А