Дидактика (didaktos - поучающий, didasko - изучение (от греческого)) - часть педагогики, которая изучает проблемы обучения и образования (теория обучения).
Впервые слово дидактика ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке. Трактовал дидактику Я. А. Коменский , как универсальное искусство обучения всех всему. В начале 19 века немецкий педагог И. Гербарт ввел в дидактику теорию воспитательного обучения.
Дидактика - наука об обучении и образовании, их целях и содержании, методах, средствах и достигнутых результатах.
1) преподавание - упорядоченная деятельность педагога по передаче ЗУНов, их осознании и практическом применении;
2) учение - процесс, в ходе которого на основе ЗУНов, упражнений и социального опыта возникают новые формы поведения и деятельности;
3) обучение - систематический целенаправленный специальноорганизованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на передачу ЗУНов и развитие творческих способностей;
4) образование - результат обучения, система объема ЗУНовполученных в процессе обучения;
5) знания - понимание, сохранения в памяти и умение воспроизвести основные факты науки и вытекающие их них теоретические обобщения;
6) умения - овладение способами применения знаний на практике, которая проявляется в деятельности;
7) навык - автоматическое умение безошибочно и быстро выполнять действия на основе имеющихся знаний (в результате многократного выполнения определенного действия);
8) учебный предмет - область научных знаний;
9) учебный материал - содержание учебного предмета, которое определяется ГОСТом;
10) цель обучения - то, к чему стремится обучение и на что направлены его усилия;
12) метод обучения - способ достижения цели;
13) средства обучения - предметная поддержка учебного процесса (голос учителя, классное оборудование, ТСО);
14) результаты обучения - то к чему приходит обучение, конкретная реализация намеченных целей.
Предмет, задачи и противоречия дидактики:
Дидактика охватывает всю систему обучения по всем предметам.
Дидактика бывает:
- Общая - понятие преподавание, учение; факторы, влияющие на процесс обучения; условия, в которых осуществляется обучение и результаты
- Частная - методика преподавания учебных предметов, учебный предмет, который имеет свою специфику преподавания
Основные задачи дидактики:
1) разработка проблем - чему учить, как учить, кого учить;
2) изучать закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения;
3) организация познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;
4) развивать у учащихся познавательные психические процессы и творческие способности;
5) разрабатывать более совершенные организации процесса обучения, внедрять новые обучающие технологии в обучении;
Дидактика выполняет следующие функции:
1) обучающая - передача системы ЗУНов на каждом возрастном этапе развития личности;
2) развивающая - формирование и развитие психических качеств личности, их изменение;
3) воспитательная - связь между знаниями и отношениями к окружающему миру, к себе и другим людям.
Движущими силами обучения являются противоречия - столкнувшиеся в конфликте противоположные мнения :
а) противоречия между интересом учащихся и учебным предметом;
б) противоречие между преподаванием и учением;
в) противоречие между уровнем прежних знаний и новыми знаниями;
противоречия между требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся к учению, т.е. мотивом учения и практически усвоенных знаний.
Дидактические концепции (Я. А. Коменский, И. Ф. Гербарт, Дж. Дьюи, П. П. Гальперин, Ш. А. Амонашвили):
В дидактике выделяют 3 основных концепции обучения :
а) традиционная - главную роль в ней играет преподавание и деятельность учителя (Я.А. Коменский, И.Ф. Гербарт, А. Дистерверг и И.Г. Песталоцци);
б) прагматическая - главная роль отводится учению и деятельности учеников (Д. Дьюи, Л. Толстой, В. Лай);
в) современная - главная роль взаимодействию преподавания и учения, деятельности учителя и учащихся (Занков, Давыдов, Эльконин, Ильин).
Понятие дидактика впервые появилось в его произведении «Великая дидактика». Он говорил, что детей в школе надо принимать одинаково всех: благородных и плебеев, богатых и бедных. Он ввел принцип наглядности, который называл «золотым правилом дидактики». Большой заслугой является введение классно-урочной системы школьного обучения. Появилось понятие «урок» и «перемена», поделил год на четверти и выделил каникулы. Класс состоит из постоянного коллектива детей.
В «Великой дидактике» выделено 4 шестилетия ступеней развития , включающих в себя годы обучения и воспитания молодого человека:
Материнская школа (от рождения до 6 лет);
Школа родного языка (от 6 до 12 лет);
Школа латинского языка (от 12 до 18 лет);
Академия и путешествия (от 18 до 24 лет).
На все эти ступени были разработаны программы обучения. Я. А. Коменский уделял больше внимания 3 особенностям человека: разум (связь с мышлением), рука (связь с деятельностью), язык (связь с речью). Благодаря этим особенностям человек способен к саморазвитию.
Ш. Амонашвили«Технология гуманной педагогики».
Он изучал возможности освоения учащимися новых содержательных понятий. Его методика получила название «Теория поэтапного формирования умственных действий». В основе теории лежит алгоритм - это строгая последовательность выполнения действий приводящих к заданному результату.
Это обучение широко используется в начальной школе и имеет следующие этапы:
1) предварительное ознакомление с действием, условием его выполнения (ориентированный этап);
2) формирование действия как внешне речевого (проговаривание);
3) формирование действий во внутренней речи (сознание);
4) переход внешних действий во внутренние (интериоризация) и действие становится актом мышления.
Усвоение информации должно происходить в процессе целенаправленного обучения. В начале в теории обучения отдавалось предпочтение индуктивному методу (обучение от частного к общему), а затем дедуктивному (от общего к частному).
Следовательно, дидактика – это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.
Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.
Учение – процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.
Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.
Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.
Знание – понятия, схемы, факты, законы, закономерности, обобщенная картина мира, ставшие достоянием сознания человека. Знания могут быть эмпирическими, приобретенными опытным путем, и теоретическими, полученными в результате рассмотрения закономерностей, связей, отношений между предметами и явлениями. Знания играют побуждающую и регулирующую роль. Их структуру составляет единство познавательных, эмоциональных, мотивационных и волевых компонентов.
Умения – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.
Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. Навыки бывают сенсорными, умственными, двигательными, комплексными.
Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.
Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.
Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т. п.
Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.
Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д.
Результаты (продукты обучения) – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы (совокупность методов, средств и процессов, направленных на достижение эффективности процесса образования) и технологии обучения (система приемов, способов).
См. также
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 23., стр. 50, 188-189.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Педагогическая деятельность" в других словарях:
Процесс обучения и воспитания, направленный на всестороннее развитие обучающегося и осуществляющийся как в институализированных формах, так и посредством индивидуальной трудовой деятельности... Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О СТАТУСЕ РАБОТНИКА… … Официальная терминология
педагогическая деятельность - pedagoginė veikla statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Žmogaus, įgijusio žinių, kultūros ir tam tikros patirties, sąveika su žmogumi, siekiančiu visa tai įgyti. atitikmenys: angl. pedagogical activity vok. pädagogische Tätigkeit,… … Sporto terminų žodynas
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность, осуществляемая специально подготовленными профессионалами в образовательных учреждениях для достижения результатов, предусмотренных учебной программой или рядом программ, а также иными задачами образования и его социальными целями… … Профессиональное образование. Словарь
Это деятельность по воспитанию и обучению людей, основанная на специальной профессиональной подготовке педагога и соответствующая нормам и правилам его личного поведения в процессе этой деятельности. Виды педагогической деятельности разнообразны … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. М., 2005. С. 418) Ч30,0 … Педагогический терминологический словарь
Словарь-справочник по педагогической психологии
Особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями … Словарь по педагогической психологии
Педагогическая деятельность Остроградского. Педагогическая деятельность Остроградского была очень разнообразна. Он читал публичные лекции по высшей алгебре, небесной и аналитической механике, преподавал в Главном педагогическом институте (1832… … Википедия
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. Деятельность педагога, направленная на планирование, организацию и реализацию процесса образования, целью которого на занятиях по языку является формирование коммуникативной компетенции учащихся на изучаемом… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Книги
- Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной сферы , Липский И.А.. Учебное пособие ориентировано на обоснование содержания социально-педагогической деятельности специалистов разных профессий в учреждениях социальной защиты населения, технологий…
Тема 3. Какова структура педагогической деятельности?
Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный.
Конструктивный компонентОрганизаторский компонент
Коммуникативный компонент
распадается ещё на 3 компонента 1)конструктивно-содержательный (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса); 2)конструктивно-оперативный (планирование своих действий и действий учащихся); и 3)конструктивно-материальный (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).
предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.
направлен на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.
А.И.Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты (функции) к общетрудовым, то есть проявляющимся в любой деятельности.
Структура педагогической деятельности включает в себя следующие компоненты:Организаторский
компонент включает в себя функции:
Рефлексивный компонент также называют
Коммуникативный компонент включает в себя функции:
Конструктивный компонент включает в себя функцц:
1)информационную
2)развивающую 3)ориентационную
4) мобилизационную
контрольно-оценочным
компонентом
1)перцептивную
(связана с проникновением во внутренний мир человека);
2)коммуникативную
(направлена на установление педагогически целесообразных отношений);
3)коммуникативно-операциональную (предполагает активное использование средств педагогической техники).
1) аналитическую 2)прогностическую3) проективную
В чем сущность педагогической деятельности? Сущность педагогической деятельности - в переходе деятельности «для себя» в деятельность «для другого», «для других». В этой деятельности соединяются самореализация педагога и его целенаправленное участие в изменении обучаемого (уровня его обученности, воспитанности, развития, образованности).
Каковы цели педагогической деятельности? Цель педагогической деятельности- приобщение человека к ценностям культуры. Цель педагогической деятельности определяет не только её организацию, но и методы обучения и воспитания, всю систему отношений в ней.
3.Что такое педагогическое действие и каковы формы его проявления? Педагогические действия - действия, направленные на решение педагогических задач и осуществляемые педагогическими средствами, методами и приемами. К таким действиям относятся:- педагогическое наблюдение;- педагогическое изучение человека;- педагогический анализ;- педагогическое оценивание;- педагогическое решение;- разработка педагогического сценария предстоящего действия или проводимого мероприятия;- педагогическое поведение;- педагогическое общение; -педагогическое воздействие;- педагогическое требование;- педагогическое консультирование;- педагогическая помощь;- педагогическое взаимодействие и множество другого.
4. Дайте сравнительный анализ основных видов педагогической деятельности - преподавания и воспитательной работы.
ПреподаваниеВоспитательная работа
Различия
Преподавание - это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.
Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности
Имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели.
Не преследует прямого достижения цели, ибо она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.
Содержание обучения, а следовательно и логику преподавания, можно жестко запрограммировать, чего не допускает содержание воспитательной работы. Формирование знаний, умений и навыков из области этики, эстетики и других наук и искусств, изучение которых не предусмотрено учебными планами
В воспитательной работе приемлемо планирование лишь в самых общих чертах: отношение к обществу, к труду, к людям, к науке (учению), к природе, к вещам, предметам и явлениям окружающего мира, к самому себе. Логику воспитательной работы учителя в каждом отдельно взятом классе нельзя предопределить нормативными документами.
Обычно не предполагает взаимодействия с учащимися в подготовительный период, который может быть более или менее продолжительным.
При условии отсутствия непосредственного контакта с учителем воспитанник находится под его опосредованным влиянием..
Результаты деятельности учащихся легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно-количественных показателях.
Очень трудно в развивающейся личности выделить результат деятельности именно воспитателя. В силу стохастичности воспитательного процесса затруднено предвидение результатов тех или иных воспитательных действий и их получение намного отсрочено во времени. В воспитательной работе невозможно своевременно установить обратную связь.
Итог
Преподавание значительно легче по способам его организации и реализации, а в структуре целостного педагогического процесса оно занимает подчиненное положение. Успешность учения во многом зависит от сформированности познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, то есть от результатов не только преподавания, но и воспитательной работы.
Преподавание и воспитательная работа в их диалектическом единстве имеют место в деятельности педагога любой специальности.
6. Раскройте смысл утверждения: учитель является субъектом педагогической деятельности . Одно из требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.
Позиция педагога - это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество. А с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности - влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.
В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.
Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентации, которые были сформированы еще с детства.
Л.Б.Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве:
Информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм;
Друга, если он стремился проникнуть в душу ребенка;
Диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
Советчика, если использует осторожное уговаривание;
Просителя, если педагог упрашивает воспитанника быть таким, "как надо";
Вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) интересными целями, перспективами.
Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя.
7. Дайте определение профессиограммы как модели личности учителя.
Профессиограмма - это идеальная модель учителя, образец, эталон, в котором представлены основные знания, умения и навыки, личностностные профессионально значимые качества педагога.
Исходя из понимания смысла понятия “профессиограмма”, можно говорить о профессиографическом методе изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у учителя знаний, умений и навыков, личностных качеств с теми, которые могли бы у него быть в соответствии с идеальной моделью. Такой метод позволяет проектировать личностный и профессиональный рост педагога.
Необходимость создания профессиограммы современного педагога продиктована рядом причин:
- важностью социального заказа школе, педагогической профессии;
- возрастанием требований общества к личности учителя;
- изменением критериев его профессиональной компетентности (в связи с с социально-экономическими и научно-техническими преобразованиями);
- необходимостью повышения качества профессионально-педагогической подготовки .
В связи с этим проблема профессионально-педагогического моделирования всегда была и будет в центре внимания ученых, педагогов и психологов. Каждому этапу общественного развития будет соответствовать адекватная профессиональная модель учителя. Традиционными, устойчивыми ее модулями являются объективно-необходимые качества педагога (профессиональные знания, умения и навыки) и личностно-субъективные (моральный облик учителя, его профессионально-педагогическая направленность, специальные педагогические способности; индивидуальные психофизические качества, востребованные профессией)
В деятельности учителя идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность. В частности, социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности. Идейная убежденность лежит в основе социальной активности учителя. Именно поэтому она по праву считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности учителя. Учитель-гражданин верен своему народу, близок ему. Он не замыкается в узком кругу своих личных забот, его жизнь непрерывно связана с жизнью села, города, где он живет и работает.
В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем стержнем вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога.
Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу.
Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.
Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности.
Качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности.
Основу познавательной направленности личности составляют духовные потребности и интересы.
Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности является потребность в знаниях. Непрерывность педагогического самообразования - необходимое условие профессионального становления и совершенствования.
Один из главных факторов познавательного интереса - любовь к преподаваемому предмету.
Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало - он должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.
Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности учителя является культура научно-педагогического мышления, основным признаком которого является диалектичность. Она проявляется в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать составляющие его противоречия.
Тесты Теория обучения
Образцы обучающих тестов
1. Дидактика – это:
А. Наука о закономерностях развития личности
Б. Наука о закономерностях формирования личности ребенка
В. Раздел педагогики об образовании и воспитании подрастающего поколения
Г. Отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования
2. Обучение - это:
А. Процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков, подготовку к жизни
Б. Организация самостоятельной учебной работы учащихся с целью овладения знаниями, умениями и навыками
В. Специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и закрепление навыков самообразования
Г. Передача знаний, умений и навыков
3. Базовыми функциями процесса обучения являются * :
А. Образовательная.
Б. Воспитательная
В. Стимулирующая
Г. Развивающая
4.Преподавание – это:
5. Укажите последовательность этапов управления процессом обучения в соответствии со структурой педагогической деятельности * :
А. Планирование
Б. Регулирование (стимулирование)
В. Оценка и анализ результатов
Г. Организация
Д. Контроль
6. Важнейшими компонентами учения являются:
А. Мотивы, учебные действия
Б. Учебные задачи и упражнения
В. Самостоятельная работа
Г. Методы учения
7. Устойчиво повторяющиеся связи между типичными педагогическими фактами, явлениями и событиями – это:
А. Методы обучения
Г. Приемы обучения
Д. Закономерности обучения
8. Основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями – это:
А. Методы обучения
Б. Принципы обучения
Г. Приемы обучения
Д. Формы обучения
9. К принципам развивающего обучения относят*:
Д. Успешное обучение как сильных, так и слабых
10. Компонентами содержания образования являются*
А. Методы обучения
Б. Формы обучения
В. Знания
Г. Опыт эмоционально- ценностных отношений
Д. Умения, навыки и опыт творческой деятельности
11. Нормативные документы, отражающие содержание образования:
А. Государственный образовательный стандарт, учебные планы, учебные программы
Б. Тематические и поурочные планы учителя
Г. Перспективные планы
12. Учебный план школы определяет:
А. Количество учебных предметов, содержание материала по каждому учебному предмету
В. Продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул, полный перечень предметов, распределение предметов по годам обучения, количество часов по каждому предмету за время обучения и на изучение предмета в каждом классе, количество часов в неделю на изучение каждого предмета, структуру и продолжительность практикумов
Г. Количество основных предметов, определяющееся государственным стандартом
13. Учебная программа содержит:
4. Технические средства обучения
Г. Диапроекторы, кинопроекторы, кодоскопы, телевизоры, видеомагнитофоны , компьютеры, компьютерные сети и др.
17. Недостатки классно-урочной формы обучения*:
А. Использование одних и тех же методов обучения;
Б. Трудность в учете индивидуальных особенностей учеников;
В. Ориентированность на "среднего" ученика;
Д. Обязательность занятий для всех.
18. Укажите основоположника классно-урочной системы:
А. Джон Локк
Д. Ж.-Ж. Руссо
19. К формам организации обучения относятся*:
А. Беседа
Б. Экскурсия
Г. Наблюдение
20. Организационный этап урока (оргмомент) включает:
А. Приход учащихся на урок, их готовность к занятиям
Б. Повторение и систематизация знаний в форме обзорных лекций, конференций, экскурсий, консультаций
В. Вопросы, задания, упражнения и практические работы с целью анализа усвоения нового материала и закрепления
Г. Организация учащихся к учебной работе (привлечение их внимания, проверка готовности рабочего места)
21. Высокое общее развитие учащихся, создание основы для всестороннего гармонического развития выступают в качестве основных целей:
А. Системы развивающего обучения - ;
Б. Дидактической системы развивающего обучения;
В. Системы обучения на основе операциональной теории поэтапного формирования действий;
Ключи
3. А, Б, Г 5. А, Г, Б, Д, В 9. А, В, Г, Д 10. В, Г, Д |
16. 1-А, 2- Б, 3-В, 4-Г 17. Б, В, Г 19. В, Б |
МАТЕРИАЛЫ ИТОГОВОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
по курсу «Теория обучения»
Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
Функции обучения.
1. Совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание – это:
А. Воспитательный процесс
Б. Обучение
В. Воспитывающая среда
Г. Развитие
2. Методологической основой процесса обучения является:
А. Теория о природосообразности в обучении
Б. Философская теория познания
В. Фрейда о психоанализе
Г. Развивающая
3. Движущей силой процесса обучения является :
А. Методы обучения
Б. Преподаватель
В. Противоречия
Г. Оценка деятельности
4. Функция обучения, которая направлена на формирование у учащихся системы научных знаний, умений и навыков с целью использования их на практике называется …
А. Воспитывающей.
Б. Образовательной.
В. Воспитательной.
5. Воспитывающая функция реализуется посредством:
Б. Форм, методов обучения.
В. Познавательных потребностей и возрастных особенностей учащихся.
Г. Организации общения с учителем.
6. Термин «дидактика» впервые в научно-практический оборот ввел:
Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.
Двусторонний и личностный характер обучения.
7. Единство процессов обучения и воспитания заключается в ……
А. Воспитывающей возможности содержания образования, организации воспитывающей коллективной познавательной деятельности , включении форм организации воспитательной работы в учебный процесс
В. Использование на уроке результатов воспитательной деятельности
8. Целостность процесса учебно-воспитательного процесса заключается в ….
А. Единстве образовательной, воспитательной и развивающей функций
Б. Единстве преподавания и учения
В. Единстве процессуальной и содержательной сторон учебно-воспитательного процесса
Г. Единстве процессов воспитания и обучения
Д. Единстве развития и формирования
9. Обучение это единство:
А. Преподавания и учения
Б. Развития и личности
В. Субъективного и объективного
Г. Знаний и умений
10.Упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний – это:
А. Воспитание
Б. Преподавание
В. Умения
Г. Навыки
11.Преподавание – это:
А. Упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения
Б. Познавательная деятельность учащихся
В. Самообразовательная деятельность педагога
Г. Работа учителя над личностными качествами
12. Учение - это:
А. Процесс приобретения учащимися содержания обучения
Б. Упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения
В. Работа учителя над личностными качествами
13. Автоматизированное умение решать поставленную задачу - это…
А. Знание.
В. Свойство.
Г. Качество.
14. Назначение деятельности учителя в процессе обучения состоит в …
А. Управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся
Б. Организации процесса самообразования педагога.
В. Организации внеклассной воспитательной работы
Г. Управлении методической работой
15. Укажите последовательность этапов усвоения знаний:
А. Понимание
Б. Восприятие
В. Осмысление
Г. Применение
Д. Обобщение
Закономерности и принципы обучения.
16. Устойчиво повторяющиеся связи между типичными педагогическими фактами, явлениями и событиями – это:
А. Методы обучения
Б. Закономерности обучения
Г. Приемы обучения
Д. Формы обучения.
17. Основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями – это:
А. Методы обучения
Б. Принципы обучения
Г. Приемы обучения
Д. Формы обучения.
18. «Золотое правило» дидактики:
А. Научность
Б. Связь теории с практикой
В. Наглядность
Г. Систематичность
19. К принципам развивающего обучения относят*:
А. Обучение на высоком уровне трудности
Б. Принцип наглядности и научности
В. Ведущая роль теоретических знаний
Г. Осознания учащегося значимости знаний
Д. Успешное обучение сильных и слабых
20. Установите соответствие принципов обучения и соответствующих им дидактических требований.
1 Принцип научности в обучении. | А. Предлагает решение жизненных, практических задач, заключенных в содержании учебного материала, формах и методах работы учителя и учащихся. |
2 Принцип связи обучения с жизнью, практикой. | Б. Выражает зависимость эффективности обучения от умелого управления со стороны преподавателя активным усвоением школьниками учебного материала. |
3 Принцип воспитывающего обучения. | В. Предлагает обеспечение усвоения детьми первоначальных научных представлений о природе, обществе, человеке и его труде. |
4 Принцип сознательности и активности учения школьников | Г. Требует решения воспитательных задач школы через содержание, формы и методы учебной работы, применяемые в деятельности учителя и учащихся. |
А. Перечень предметов, которые должны изучаться в общеобразовательной школе количество часов на их изучение
Б. Круг знаний, который отбирает каждый учащийся для своего развития
В. Систему знаний, умений и навыков, отобранных для изучения в школе, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие учащихся, формирование их мышления, познавательных интересов и подготовки к трудовой деятельности
Г. Всестороннее развитие личности
22. К элементам содержания образования относятся*
А. Знания о природе, обществе, человеке, мышлении и способах деятельности
Б. Опыт осуществления известных способов деятельности
В. Учебники
Г. Учебные пособия
Д. Опыт творческой поисковой деятельности по решению новых проблем
Е. Опыт ценностного отношения к окружающему миру
23. Образовательный стандарт – это:
Б. Продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса.
В. Система основных параметров принимающихся в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
24. Учебный план школы имеет такие компоненты*:
А. Федеральный;
Б. Национально-региональный;
В. Школьный;
Г. Вариативный;
Д. Инвариантный.
25. Учебный план – это:
А. Документ, в котором реализуются цели и задачи воспитания
Б. Нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, порядок их изучения по годам, количество времени, отводимого на каждый предмет в целом и по неделям на все предметы в каждом классе
В. Документ, раскрывающий содержание образования
Г. Документ, определяющий количество часов на изучение тем, разделов, начало и окончание учебного года, длительность каникул
26. Вариативная часть учебного плана образовательного учреждения направлена на:
А. Обеспечение теоретического обучения
Б. Обеспечение индивидуального характера развития учащихся
В. Обеспечение приобщения учащихся к общекультурным и национально-значимым ценностям
Г. Обеспечение практического обучения
27. Способ построения учебной программы, в котором учебный материал повторяется и разъясняется на последующих ступенях обучения:
А. Смешанный
Б. Линейный
В. Концентрический
Методы и средства обучения.
28. Методы обучения – это:
А. Путь движения мысли от учителя к учащимся с целью передачи знаний последним
Б. Исходные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса
Г. Способ упорядоченной деятельности педагога и учащихся, направленный на достижение цели обучения
Д. Способ сотрудничества учителя с учащимися
29. Выбор методов обучения зависит*:
А. От особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы, методики преподавания конкретной учебной дисциплины
Б. От возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
В. От родителей
Г. От целей, задач и содержания материала конкретного урока
Д. От директора школы
30. К наглядным методам обучения относят*:
А. Рассказ
Б. Иллюстрация
В. Беседа
Г. Демонстрация
31. Установите соответствие методов обучения с классификационными признаками:
32. Материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся - это:
А. Методы обучения
Б. Средства обучения
Г. Формы обучения
Д. Образование
А. Средства обучения;
Б. Метод обучения;
В. Технические средства обучения;
Г. Все ответы неверны.
34. Для развития мышления наиболее эффективен метод обучения:
А. Лекция
Б. Дискуссия
В. Иллюстрация
Г. Лабораторный.
35. Формированию теоретических знаний в наибольшей степени способствует метод обучения:
А. Лекция;
Б. Демонстрация;
В. Обучающий контроль;
Г. Практический.
Современные формы организации обучения.
36. Классификация типов уроков по дидактическим целям:
А. Основные типы уроков следующие: заучивание наизусть, комбинированный урок, экскурсия на природу, урок формирования умений, индивидуальная работа, киноурок
Б. Уроки бывают таких типов: вводные, уроки первичного ознакомления с материалом, комбинированные, заключительные, формирования навыков
В. Выделяются следующие типы уроков: комбинированные; изучения новых знаний; формирования новых умений; обобщения и систематизации изученного; контроля и коррекции знаний, умений; практического применения знаний, умений
Г. Можно выделить следующие типы: индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися; иллюстрации учебного материала; компьютерные уроки; тренировочные работы.
37. Основные признаки урока:
А. Постоянный состав учащихся, имеющих примерно одинаковый уровень развития, твердое расписание и установленный регламент
Б. Постоянный состав учащихся, наличие классной комнаты, учебных пособий и оборудования, соединение обучения с воспитанием
В. Постоянное время работы - 45 мин
Г. Руководящая роль учителя, наличие расписания, связь обучения с практикой, индивидуальный подход к учащимся, проведение проверки знаний
Д. Наличие триединой цели: научить, воспитать, развить
38. Недостатки классно-урочной формы обучения*:
А. Использование одних и тех же методов обучения
Б. Трудность в учете индивидуальных особенностей учеников
В. Ориентированность на "среднего" ученика
Г. Отсутствие общения между учащимися разного возраста
Д. Обязательность занятий для всех
39. Укажите основоположника классно-урочной системы:
А. Джон Локк
40. Самостоятельная работа – это:
А. Такой способ организации, где учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения; работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством; выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения
Б. Деятельность, которую осуществляет учащийся вне аудитории
В. Такая работа, которая проводится без педагога и не оценивается им
41. Организационные формы обучения – это*
А. Консультация
Б. Лекция, семинар
Г. Конкурс
42. Установите соответствие формы обучения и их характеристики.
А – индивидуальная форма | 1. Группа учащихся получает познавательную задачу, инструктаж о последовательности работы, обсуждает учебное задание внутри группы, участвует в решении познавательных задач, проблемной ситуации, выводит правило на основе анализа фактов, обсуждает и сообщает о результате работы, о достижении поставленной цели. |
Б – групповая | 2. Каждый из учащихся по заданию учителя или по собственной инициативе готовит собственные ответы на вопросы, выполняет упражнение, работу творческого характера, решает примеры, осуществляет самопроверку. |
В – фронтальная форма | 3. Обеспечивается одновременное участие всех учащихся в классе в выполнении общих задач в процессе объяснения, рассказа учителя с применением наглядности, ТСО, работе с учебником, исправление ошибок в ответах товарищей. |
43. Программированное обучение - это:
А. Обучение с помощью обучающих машин
Б. Обучение с помощью алгоритмов
В. Обучение по оптимальным программам
Г. Обучение по шагам
44. Развитие мышления, творческих способностей и сил учащихся является преимуществом обучения:
А. Компьютерного
Б. Алгоритмизированного
В. Проблемного
Г. Объяснительно-иллюстрированного
45. Проблемное обучение - это:
А. Организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей
Б. Организация учебных занятий, которая предполагает овладение учебной программой на основе обучающей программы
В. Специальная конструкция процесса обучения, обусловленная временем, местом, количеством учащихся и видами деятельности учителя и учащихся
46. Подача информации небольшими порциями; установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации; предъявление ответа для самоконтроля; дача указаний в зависимости от правильности ответа – это принципы:
А. Объяснительно-иллюстративного обучения
Б. Проблемного обучения
В. Программированного обучения
Г. Личностно-ориентированного обучения
47.Развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребенка; выявлять, инициировать, использовать, «окультуривать» субъектный опыт ребенка; помогать личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства – это цели
А. Личностно-ориентированного обучения
Б. Объяснительно-иллюстративного (традиционного) обучения
В. Алгоритмизированного обучения
Г. Программированного обучения.
КЛЮЧИ
1. Б 2. Б 3. В 4. Б 5. А, Б, Г 6. А 7. А 8. А, Б, В, Г 9. А 10. Б 11. А 12. А 13. Б 14. А 15. Б, А, В, Д, Г 16. Б 17. Б 18. В 19. А, В, Г, Д 20. 1-В, 2- А, 3-Г, 4-Б 21. В 22. АБДЕ 23. В 24. АБВ | 25. Б 26. Б 27. В 28. Г 29. А, Б, Г 30. Б, Г, Д 31. 1-А, 2-Б,3-В 32. Б 33. Б 34. Б 35. А 36. В 37. А 38. Б, В, Г 39. В 40. А 41. АБ 42. 2-А, 1-Б, 3- В 43. Г 44. В 45. А 46. В 47. А |