Доктор богословия алексей осипов. Православные монахи сжигают книги профессора А.И Осипова

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    ✪ ЗАЧЕМ БОГ человеку? Алексей Осипов

Биография

Окончив МДС в 1959 году, продолжил своё обучение в Московской духовной академии (МДА), выпустившись в 1963 году со степенью кандидата богословия за сочинение «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником синодального издания». В 1964 году прослушал курс аспирантуры МДА .

В том же году был назначен в МДА преподавателем по совершенно новой тогда дисциплине «Экуменизм ». В 1965 году был приглашён читать лекции по основному богословию в Академии, а затем в следующем году - тот же предмет и в семинарии . В последующие годы в аспирантуре читал лекции по истории русской религиозно -философской мысли, протестантизму , современным богословским проблемам; в академии, кроме основного богословия, - по западным исповеданиям .

С 1965 года - преподаватель основного богословия в Московской духовной академии. С 1969 года - доцент .

В 1985 году в связи с 300-летием МДА присвоена почётная степень доктора богословия honoris causa . В 2004 году удостоен почётного звания заслуженного профессора Московской духовной академии .

Читает лекции по основному богословию на пятом курсе семинарии и первом курсе академии. Интересы - основное богословие (апологетика), западные исповедания. Много выступает в различных аудиториях и на радио «Радонеж » с лекциями и беседами, значительная часть которых получили распространение на компакт-кассетах , компакт-дисках и в интернете .

Преподавательская и общественная деятельность

Кроме преподавания в московских духовных школах, Алексей Осипов имел многие другие обязанности.

В 1964 году назначен секретарём комиссии Русской православной церкви по подготовке материалов в религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах .

С 1967 по 1987 год и с сентября 1995 по 2005 год - член редакционной коллегии сборника «Богословские труды ».

С 1990 по 1993 год - главный редактор возобновлённого журнала Московской духовной академии «Богословский вестник ».

С 1991 по 1999 год - сопредседатель ежегодной международной конференции «Наука . Философия . Религия » (город Дубна Московской области).

С 1994 по 1995 год - член совместного координационного комитета по взаимодействию между Вооружёнными силами Российской Федерации и Русской православной церквовью.

В 1994 году назначен в состав издательского совета Московской патриархии.

С 1995 по 1997 годах - член постоянного Президиума II-IV Всемирных русских соборов .

В 1995 году определением Священного синода включён:

  • в рабочую группу на базе учебного комитета по разработке детальной концепции новой системы богословского образования Русской православной церкви;
  • в рабочую группу по изучению темы «Об отношении Русской православной церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства»;
  • в Синодальную рабочую группу по разработке основ социальной концепции РПЦ.

В 2005 году определением Священного синода включён в состав рабочей группы «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской православной церкви в сфере межрелигиозных отношений».

В 2017 году утверждён в составе Межсоборного присутствия на 2014-2018 годы в Комиссии по церковному просвещению и диаконии

С 1979 года состоял членом Межправославной подготовительной богословской комиссии по подготовке православно-лютеранского диалога, а с 1982 по 2007 год - смешанной Православно-лютеранской богословской комиссии по диалогу; с 1991 по 1998 год - членом комиссии «Вера и церковное устройство» Всемирного совета церквей .

Принимал участие в двусторонних диалогах, проводимых Русской православной церковью с Дохалкидонскими церквами , Ватиканом, католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис», лютеранскими церквами ФРГ , ГДР , Финляндии , Национальным советом церквей США, Всемирным союзом реформатских церквей, Англиканской церковью , Епископальной церковью в США и др.

Был участником ряда ассамблей Всемирного совета церквей, Конференции европейских церквей , Христианской мирной конференции, многих всемирных, международных, региональных и иных церковных и общественных конференций и ассамблей как в России, так и за её границами.

Выступал с докладами и лекциями в России и за рубежом перед различными аудиториями, как церковными, так и светскими: в академиях, университетах, институтах, школах, в общественных, военных и деловых организациях, по радио и телевидению .

Публиковал работы в «Журнале Московской патриархии», в «Богословских трудах», «Stimme der Orthodoxie » (издательство Московской патриархии), в светских журналах и газетах, а также за рубежом (Германия, Финляндия, Греция, США, Италия и другие страны) .

В 2014 году в СМИ появилась информация об увольнении из Московской духовной академии в связи с достижением 75-летнего возраста , однако на сайте МДАиС указан в составе кафедры богословия .

Награды

На страницах «Литература России» утверждает, что среди людей, считающих себя православными, распространено безразличие «к догматическому и нравственному учению». Отмечает тенденции превращения Церкви в религиозное объединение людей, разномыслящих и равнодушных к истине Христовой. Он связывает это с тем, что «православный народ плохо знает свою веру, легко подвержен суевериям и маловерию, заражён язычеством» .

Отзывы

Положительные

Отрицательные

Синодальной библейско-богословской комиссии

В 2016 году получило огласку «Заключение Синодальной библейско-богословской комиссии по результатам рассмотрения обращения верующих относительно спорных богословских воззрений профессора А. И. Осипова». «Заключение» представляет собой ответ на просьбу верующих разъяснить, являются ли положения учения Осипова точным изложением православной веры . В «Заключении» СББК отметила, что высказывания профессора Осипова о конечности адских мучений и связанные с ним богословские воззрения не находят основания в Священном Писании, что Осипов не раскрывает православное учение об Искуплении, что теория Осипова о таинстве Евхаристии является богословским новшеством, отмечает расхождение того, что пишет Осипов, с православным учением о крещении младенцев; в заявлении говорится также, что по «вполне определённо» выраженному учению Церкви Христос не воспринимал первородного греха », считая их, так как в данном издании, по их мнению, есть фрагменты, не соответствующие православному учению Александра Маркова), лектор допустил 15 ошибок. Таким образом, по мнению авторов критической заметки, Осипов едва ли компетентен в затронутых в этом ответе вопросах .

Публикации

Из основных работ

  • Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания (Рукопись. Библиотека МДА. 1963).
  • Основное богословие. Курс лекций в Московской духовной семинарии. - М., 1994.
  • Игумен Никон (Воробьев). Письма о духовной жизни. - М.: Сретенский монастырь, 2005.
  • Путь разума в поисках истины. - М.: Сретенский монастырь, 2010 г. (The Search for Truth on the Path of Reason. - Pokrov Press, 2009 (англ.) ; Droga rosumu w poszukiwaniu prawdy. - 2011 (польск.) )
  • Посмертная жизнь души. - М.: Даниловский благовестник, 2007.
  • Любовь, брак, семья. - М.: Изд-во Моск. патриархии, 2009.
  • Стать святым. - М.: Изд-во Моск. патриархии, 2010.
  • Из времени в вечность: посмертная жизнь души. - М.: Сретенский монастырь, 2011. (Kuolemanjalkeinen elama. - Ново-Валаамский монастырь, 2010 (фин.) ; Aus dem Zeitlichen in die Ewigkeit das Leben der Seele nach dem Tod. - Вена, 2011 (нем.) ; перевод на китайский язык - Гонконг, 2012)
  • Бог. - М.: Сретенский монастырь, 2011 (перевод на тайский язык - Таиланд, 2011; перевод на монгольский язык - Бурхан. Улан-Батор, 2011).
  • Носители Духа. - М.: Сретенский монастырь, 2011.

Статьи

  • Справедливость и насилие. // Богословские тр. - № 11. - 1973.
  • Насилие и справедливость. // Журн. Моск. патриархии (ЖМП). - 1973. - № 5.
  • Спасение - освобождение для мира и справедливости во Христе. Значение Церкви. // ЖМП. - 1976. - № 3.
  • О некоторых принципах православного понимания экуменизма. // Богословские тр. - № 18. - 1978.
  • Тридцатилетие Всемирного Совета Церквей. // ЖМП. - 1978. - № 12; 1979. - № 1.

Калужской области, затем в поселке Оптино Козельского района. С года жил в г. Гжатске (теперь Гагарин) Смоленской области.

Критика

Оппоненты проф. Осипова находили в его высказываниях взгляды, которые, по их мнению, серьезно противоречили церковному учению, градус критики порой доходил до обвинений в ереси. В 2013 году на имя патриарха Московского и всея Руси Кирилла было направлено письмо группы верующих (48 подписей) во главе с руководителем Школы православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе А. В. Люлькой , в котором авторы просили дать разъяснения относительно того, соответствуют ли мнения А.И. Осипова "точному изложению православной веры". Неправота профессора была выражена авторами письма в к следующих пяти пунктах:

  1. Отрицание Осиповым А.И. вечности (бесконечности) гееннских мук.
  2. В некоторых лекциях Осипов А.И. прямо утверждает о восприятии Христом первородного греха, учит, что Господом первородительская греховность была воспринята и уврачёвана «в Самом Себе» путём постепенного исправления.
  3. Осипов А.И. объявляет догмат Искупления заимствованием из римокатолицизма, якобы чуждым Православной догматике и учению отцов.
  4. Говоря о Таинстве Евхаристии профессор Осипов А.И. учит, что в Таинстве происходит не подлинное пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя, а «воипостазирование» («по-халкидонски») хлеба и вина в Ипостась Бога Слова, то есть верующие причащаются не истинными Телом и Кровью, но собственно хлебом и вином.
  5. Отрицание необходимости крещения младенцев, отрицание вообще необходимости Таинства Крещения для спасения.

В 2016 году авторы письма получили Заключение Синодальной Библейско-богословской комиссии за подписью её секретаря А. А. Шишкова по всем пяти пунктам, суть которого сводится к следующему:

  1. Мнение о конечности адских мучений и связанные с ним богословские воззрения не находят основания в Священном Писании
  2. В Новом Завете неоднократно подчеркивается совершенная непричастность воплотившегося Сына Божия какому-либо греху.
  3. Православное богословие, не принимая крайностей юридической теории Искупления, всегда признавало догмат Искупления одной из фундаментальных основ христианского учения о спасении.
  4. Ни в одной Поместной Церкви, ни на одном церковном Соборе термин «пресуществление» не был отвергнут или осужден в качестве неправославного. Что касается теории профессора А. И. Осипова, то она является богословским новшеством, основанным на воззрениях протоиерея Сергия Булгакова.
  5. Практика крещения младенцев упоминается в раннехристианских источниках. На вопрос о конечной участи некрещеных младенцев однозначного ответа в православной традиции нет.

Письмо заключалось следующим образом:

"Синодальная Библейско-богословская комиссия с уважением отмечает значимые положительные заслуги профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова в деле проповеди Православия за многие годы его трудов на благо Русской Православной Церкви. В то же время комиссия обращает внимание уважаемого профессора на необходимость более сбалансированного освещения указанных выше тем. Православный богослов должен стремиться к тому, чтобы излагать, прежде всего, то, «во что верили всегда, повсюду и все» (св. Викентий Леринский), а при наличии разных подходов в святоотеческом предании - освещать их, по возможности, равномерно, не давая явного предпочтения одной частной точке зрения" .

Алексей Ильич не согласился с "Заключением", в своем ответе он указал на то, что его высказывания отчасти были искажены обвинителями, либо вырваны из контекста, и выразил сожаление, что Комиссия не приняла во внимание его аргументов и приводимых им святоотеческих высказываний. С ответом профессора А.И. Осипова на "Заключение" и реакцией его оппонентов на этот ответ можно ознакомиться на странице "Заочная полемика по поводу заключения СББК о богословских воззрениях проф. Осипова" интернет-ресурса "Азбука веры" - https://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/zaochnaja-polemika-po...va/

Видео

Передача Костромского телевидения "Актуальное интервью" с А. И. Осиповым

Награды

Труды, публикации

Публиковался в "Журнале Московской Патриархии"(ЖМП), в "Богословских трудах", "Stimme der Ortodoxie" (издательство Московской Патриархии), в светских журналах и газетах, а также за рубежом: в Германии, Финляндии, Греции, США, Италии и других странах.

  • Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания. (Рукопись. Библиотека МПДА.)
  • Основное богословие. Курс лекций для учащихся Московской духовной семинарии. Москва.1994.
  • Путь разума в поисках истины. М. "Даниловский благовестник". 1997; "Братство во имя св. Александра Невского". 1999; М. "Сретенский м-рь". 2002, 2003, 2004; М. "Благо". 2003; СПб. "Сатис". 2007.
  • Православное понимание смысла жизни. Киев. 2001.
  • Посмертная жизнь души. "Даниловский благовестник". 2005; 4-е изд.: М. 2007.
  • Игумен Никон (Воробьев). Письма о духовной жизни. Сретенский м-рь. 2005.
  • Посмертная жизнь. М. "Дар". М. 2006.
  • Носители духа святителя Игнатия (Брянчанинова). М. 2007.
05.02.2009 | Рубрики: , Метки

(1938) — крупнейший богослов модернистского направления, представитель «нравственного монизма», участник экуменического движения, « «.

В 1963 году окончил Московскую духовную академию, приглашен в аспирантуру при МДА. По ее окончании был оставлен в ней преподавателем по дисциплине «Экуменизм».

В последующие годы в аспирантуре читал лекции по Истории русской религиозно-философской мысли, протестантизму, современным богословским проблемам; в академии кроме Основного богословия — по западным исповеданиям.

С 1967 — 1987 гг. и с сентября 1995 по 2005 гг. — член редакционной коллегии сборника «Богословские труды».

В 1969 г. получил звание доцента.

С 1973 по 1986 гг. — член Учебного Комитета при Священном Синоде от Московской духовной академии.

В 1975 – утвержден в звании профессора.

С 1976 по 2004 гг. — член комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, преобразованную в 1994 г. в Синодальную богословскую комиссию.

3 июля 1975 г., Ватикан. Делегация во главе с митр. Никодимом на приеме у «Святейшего папы» (так в ЖМП) Павла VI. Крайний слева — А.И. Осипов

С 1979 г. состоял членом Межправославной подготовительной богословской комиссии по подготовке православно-лютеранского диалога, а с 1982 г. по 2007 г. — Смешанной Православно-лютеранской богословской комиссии по диалогу; с 1991 г. по 1998 членом комиссии «Вера и Церковное устройство» .

С 1981 по 2004 гг.- заведующий филиала аспирантуры Московской духовной академии при ОВЦС.

В 1985 году присвоена ученая степень доктора богословия honoris causa. Профессор кафедры Основного богословия Московской духовной академии.

В 1995 — 1997 годах на II — IV-м Всемирных Русских Соборах был членом его Постоянного Президиума.

В 1995 г. определением Священного Синода был включен в рабочую группу по изучению темы: «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства»; в Синодальную рабочую группу по разработке Основ Социальной концепции РПЦ.

Выступал против канонизации Царя-мученика Николая II и Царственных мучеников.

Является сторонником кремации: Тела сжигать в принципе возможно, но делать это тогда надо с благоговением, с любовью, например, так, как это делается в Индии. Мы знаем, что там действуют именно такие традиции. И никто там не рассматривает эти традиции как нечестивые, напротив – это считается нормой отношений к усопшему. У нас же, как и у греков – другая традиция. Но это именно традиция, а не то, что затрагивает суть веры .

В 2005 г. определением Священного Синода включен в состав рабочей группы «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений».

Принимал участие в двусторонних диалогах, проводимых Русской Православной Церковью с: Дохалкидонскими церквами, Ватиканом, католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис», лютеранскими церквами ФРГ, ГДР, Финляндии, Национальным Советом церквей США, Всемирным союзом реформатских церквей, Англиканской церковью, Епископальной церковью в США и др.

Был участником ряда Ассамблей , Конференции Европейских Церквей, Христианской Мирной Конференции; многих всемирных, международных, региональных и иных церковных и общественных конференций и ассамблей как внутри страны, так и за рубежом.

См. также

О нем

Основные труды

Основное богословие. Курс лекций для учащихся Московской духовной семинарии. Москва, 1994

Путь разума в поисках истины. М.:Даниловский благовестник, 1997

Православное понимание смысла жизни. Киев, 2001

Справедливость и насилие // Богословские труды. №11. М., 1973

Насилие и справедливость // Журнал Московской Патриархии. 1973. №5

Спасение — освобождение для мира и справедливости во Христе. Значение Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1976. №3

О некоторых принципах православного понимания экуменизма // Богословские труды. №18. М., 1978

Тридцатилетие Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1978. №12.- 1979. №1

Канонизация Царской семьи: за и против // Церковь и время. 1998. № 4 (7). СС. 203-209

Источники

Я долгое время слушал Лекции А.И. Осипова, можно сказать на них строил понимание о Боге, т.к только воцерковлялся. Но однажды (2009 г. я уже регулярно ходил на службу, исповедовался,Причащался и прислуживал в алтаре) у меня случилось большое искушение, я думал: как!?? я могу слезно просить прощение в грехах у Бога, если Бог есть любовь и мы сами себя наказываем.
долгое время я не мог придти в себя, читал статьи о том, что такое грех, но успокоения не находил, я понимал, что этот тупик был следствием лекций Осипова, но сомневался, думая, что это я не правильно, что-то понял.
Только сейчас я понимаю сколько у меня не верных представлений о многом. Я надеюсь, что изложенное в статье «О не православном учении профессора Московской Духовной Академии А.И. Осипова» истина.
Сейчас мне нужно пересматривать свои представления о многих вещах. Помолитесь за меня.

  • Сергей Петров:

    Поддерживаю предложение Николая. Надо подготовить аргументированный иск. К тому же, содержание иска может быть использовано в качестве учебного пособия. Подобно «Точному изложению Православной веры», только с учетом текущего момента.

  • Москвичам это легче было бы сделать наверно чем человеку проживающему в сибири, как я. Если взять осиповскую лекцию о Евхаристии, то даже и разбирать ничего не надо, просто использовать ровно те аргументы, которые в заключении Синодальной Богословской комиссии указаны. Ведь напрямую те, кто хулят слово «пресуществление», подпадают под анафему Константинопольского собора 1691 г. И это только одна из лекций всего лишь.
    Решения Церковного суда внушают осторожный оптимизм, что это действительно работающий институт, а не формальный. Надо использовать его.

    2 Роман Вершилло
    Уважаемый Роман, огромное Вам спасибо за Ваш труд по созданию и поддержанию этого сайта. Я, например, много из него почерпнул для себя. И другие почерпнут и почерпнули. Насчет Осипова, что Вы его туда включили, я правда офигел, но тут уж люди сами разберутся что к чему. Все модернисты боятся света, поэтому огромное значение имеет освещение их деятельности. Еще раз спасибо.

  • здравствуйте, Роман!
    Вчера вечером случайно оказалась на вашем сайте и до сих пор нахожусь в шоке. А днем вчера была на катехизаторских занятиях, организованные нашим храмом, и нам задали читать список литературы — стала искать в интернете имена авторов, чтобы понять, что это за богословы, практически все они оказались в «персоналиях» вашего сайта с грифом модернисты и участники экуменического движения. Чему же нас учат в лоне церкви? Зачем? Простой народ верит катехизатору, восхищается его многознанием, а меня насторожили некоторые слова о Предании Церкви и делении его на Священное Предание и просто Предание, иногда полезное для воспитания благочестия, но имеющего неизвестные источники и потому сомнительное в целом.
    Роман, не подскажите мне, кто такой архимандрит Лев (Жилле), нам даны ссылки на его статьи, но мне даже слог его не нравится.

    Спасибо, Роман, за Ваш бесценный труд на ниве обличения лжи и ереси в Церкви.

  • мон. Паисия:

    А кем, собственно, является Роман Вершилло? Может поделитесь степенями своей учености? И еще вопрос: Вы лично к Алексею Ильичу обращались? Просветите, будьте так добры, всех читающих и участвующих в дискуссии по поводу «православности» или «неправославности» метода преподавания А.И. Осипова

  • мон. Паисия:

    Я не случайно, не из праздного любопытства спросила о наличии у Вас именно богословского образования. Очевидно для всех, что для дачи правильной оценки чему или кому-либо, необходимо самому быть подкованным в этих вопросах. Даже учителей, которые оценивают знания учащихся, почему-то обязывают получить соответствующие знания. Так вот, чтобы оценивать, в данном случае методику преподавания заслуженного профессора богословия, нужно, как минимум, иметь один уровень образования с ним. А иначе это выглядит смешно,непрофессионально и дерзко. Ну и раз Вы уж взялись критиковать А.И. Осипова, то удосужтесь пожалуйста задать ему самому все интересующие Вас вопросы и сообщите о своих недоумениях, возможно ведь и такое, что публицист плохо понимает, что говорит профессор. Ведь это естественно, уровни разные. Вы согласны? А Вы поступаете крайне нечестно и некорректно, занимаясь охуждением эттого человека, до которого, я думаю нужно сначала дорасти. Ну и, наконец, вводить в заблуждение множество народа, посещающих этот сайт, крайне бессовестно и просто не по-христиански.

  • о.Владимир:

    Разве не каждый православный несет ответственность за чистоту принятой от Господа через Апостолов и Святых отцов веры? Например — веры в пресуществление Святых Тайн Тела и Крови Христовых. Разве не каждый из нас, филолог он или священник, профессор ли, пономарь ли — исповедует: «ЕЩЕ ВЕРУЮ, ЯКО СИЕ ЕСТЬ САМОЕ ПРЕЧИСТОЕ ТЕЛО ТВОЕ»? Разве Вы, уважаемая Матушка, не читали в курсе лекций профессора А. И. Осипова, что Пресуществления нет, что учение о Пресуществлении — следствие «латинского плена нашего школьного богословия» (возмутительная, клеветническая выдумка!), а есть «Халкидонское соединение хлеба и Тела Христова» в Евхаристическом Хлебе, в котором хлеб и Тело Христово соединены «непреложно, неслиянно, нераздельно и неразлучно», то есть как две природы в Ипостаси Христа? Прочтите. По-моему, это не нуждается в пояснениях, но прямо говорит о неверии Православному Апостольскому учению, на котором стоит Церковь и в Церкви — каждый сознательный крещеный. «Стойте в вере», — говорит Апостол (1 Кор 16:13).

  • «…Хотя Бог и один, но каждая религия, имея свой Его образ, исповедует в этом смысле своего Бога. Наряду с таким интуитивным путем возникновения различных образов Бога имело место и другое - непосредственное Откровение Бога о Себе отдельным людям: пророкам, святым. Такие религии относятся к категории сверхъестественных. Их, фактически, три: ветхозаветная иудейская, христианская и мусульманская. Все они монотеистичны, но каждая из них имеет свой образ Бога…»(А.И.Осипов)
    Упаси Господи, чтобы «не дорасти» до таких «высот».

    Чтоб всякому православному бороться с ересью надо глубоко понимать Православное учение,но и этого мало.Если это не сопряжено с борьбой со грехом в самом себе,с воздержанием,с понуждением себя к молитве лучше это оставить.Можно нанести себе большой вред. Духовно повредиться.

  • ВладимирАлексеевич:

    Если А.И.Осипов настолько отошёл от истинного православия, как вы тут говорите, то почему он до сих пор преподаёт в академии? Неужели высшие отци РПЦ не видят его ереси? Не по своей же воле он преподаёт богословие семинаристам? вот в чём вопрос.

  • Роман, пожалуйста, объясните, а когда появились термины «юридического» объяснения учения об Искуплении и «юридизма» католического учения о Спасении. Эти понятия введены в 1895 году в магистерской диссертации «Правоославное учение о спасении» архимандрита Сергия(Страгородского) или появились раньше?

    1. Обвинения Христианского учения об Искуплении в «юридизме» встречаются уже у славянофилов и Достоевского. Но на Западе мы встречаем их и раньше, у Гегеля или Баадера, например. По моему мнению, первоисточником противопоставления юридизма — любви является каббала. И уже от каббалы это противопоставление проникло в протестантскую и оккультную мысль Запада. Я подбираю материалы на этот счет и, возможно, это во что-то выльется…

      1. «По моему мнению, первоисточником противопоставления юридизма - любви является каббала. И уже от каббалы это противопоставление проникло в протестантскую и оккультную мысль Запада.»
        Роман Алексеевич! Можно поинтересоваться, Вы написали на эту тему статью?
        Если да, то дайте, пожалуйста, ссылку.

        1. Я собирался написать об этом, но пока не получается. Раньше 17 века я этого противопоставления не нашел. А 17 век это как раз новый всплеск интереса к каббале. У возрожденцев тоже была каббалистика, но их интересовали другие вещи, а не антиюридизм каббалы. Хорошо бы исследовать этот вопрос. Это несложно, но все-таки требует времени.

          1. Фотиния:

            На сайте антимодернизм,есть статьи на эту тему о.Р Карелина:»об учение проф.А.И.Осипова»и А.Буздалова»ещё раз о «юридической» теории искупления,там же есть цитаты из работ на эту тему прот.ПетраГнедича.например:»Освобождение от самых принципов юридического истолкования сущности искупления[а значит,»освобождение»и от православного учения о грехе как о духовном преступлении,что ставит под сомнение и право Царя Небесного судить своё пришедшее в неповиновение творение(например см.у митрСергияСт,он учит» грех-болезнь а не вина».Ф)],по самому славянофильскому происхождению в русском богословии являясь праволиберальной состовляющей общеевропейского культурно-революционного проекта»эмансипации»,»освободительного движения»,предопределяет самые неожиданные расхождения с тем же святоотеческим наследием»

        2. Фотиния:

          Св.СерафимаСоболева статья1:»Отрицание М.Антонием юридического взгляда на искупление»-Всем православным советую прочитать и выучить.Небольшие выдержки:»Необходимо заметить,что Православная Церковь смотрит на искупление одновременно,как на проявление Божественнаго правосудия и как на проявление Божественной любви.Само собой разумеется,что выражения:»юридический» и «правовой», столь принятыя для обозначения взаимных человеческих отношений,по своему содержанию далеко не совпадают с выражениями:Божественная правда,Божественное правосудие.Слишком уж непохожа человеческая правда на правду Божественную.Но у нас нет термина для обозначения взаимных отношений между Богом и людьми на основе Божественнаго правосудия,кроме слова-юридический или правовой.И если мы этим термином пользуемся,то тем самым мы не хотим сказать,что между Богом и людьми возможны такия же юридическия отношения,какие существуют между людьми.В частности,употребляя слова » юридический»или «правовой» в учении об искуплении и спасении нас крестною смертию Христа,мы только обозначаем этими терминами искупительное дело Христово,в котором проявилось свойство Божественного правосудия.
          Это известно М.Антонию.Он знает,что та юридическая теория искупления,которую он совершенно уничтожает,есть,в своей сущности,Богооткровенное и святоотеческое учение об искуплении нас крестною смертию Христа,в удовлетворение Божественному правосудию.Тем не менее,он открыто отрицает этот юридический взгляд Православный Церкви на дело искупления.»и далее свСерафим пишет:Термин»удолетворение»наше богословие заимствовало не из права феодальных рыцарей,а из слов Ап.Павла:Егоже предположи Бог очищение верою в крови Его,в явление правды Своея,за отпущение прежде бывших грехов»св.СерафимСоболев.жизнеописание и сочинения.ПрпИоаннДамаскин,7-8в.Точное изложение православной веры.гл27″.. Он умирает,претерпевая смерть за нас.Ибо перед Ним[то есть Отцом]мы погрешили,и надлежало,чтобы Он принял выкуп,бывший за нас,и чтобы мы таким образом были освобождены от осуждения;ибо кровь Господа была принесена никак не тирану.»гл25:»Господь усвоил Себе и проклятие,и оставление наше»

          1. Фотиния:

            Как Алексей Ильич сделал открытие и» утешил»всех что ад не вечен,не смотря на Евангельские слова Христа и как профессор объясняет почему критикуют и обличают его учение.из интервью»А.И Осипов:Я скептик,вы учтите»2014г.правмир.Проф.Осипов:»Поскольку приходиться выступать мне в университетах часто,на обществ-х площадках,в Домах Культуры,и нередко задают об этом вопрос-о вечных мучениях,-я занялся немножко и сделал буквально открытие:нашёл целый ряд св.отцов,которые говорят,что муки,конечно,будут,помучают нас нашими страстями,но не бесконечно…Безразличие не должно быть!Ясно,что мучения не будут бесконечными.задача в другом:не хотелось бы помучиться!»О тех,кто с ним не согласен:»Забыли,наверное,что не они,грешные,будут мучиться,а мы с вами,грешные будем мучиться.И страдают,что,оказывается,мы не вечно будем мучиться.Ах,бедные,как я вам сочувствую.»

  • Насколько мне понятно, сторонники обвинения в «юридизме» часто объясняют появление «юридизма» следующим образом: искажение догматического вероучения при отсутствии Благодати Божией привело католиков к искажению «содержания» Веры и к накоплению искаженного духовного опыта, которые и привели с течением времени к понятию «юридизма».
    Роман, а когда обвинения в «юридизме» появляются не в светском обществе, а впервые у священноначалия Русской Православной Церкви?
    «Юридизм» пришел из светского общества или появился в богословии у священноначалия Церкви?

  • о.Владимир:

    Слово «юридизм» происходит от лат. jūs, род. п. jūris «право». В самом общем виде война модернистов-либералов с «юридизмом» есть война поборников прав человека против Права Божия. Модернисты же коллективисты не терпят Богодарованных прав личности: преграды личности пред «существенным реальным единством человеческого естества» (М. Антоний Храповицкий). Поэтому выражение «право» в отношении к Богу не терпится модернистами всех мастей. Это сатанизм, или путь к нему. Человек ставится на место Бога со своими «правами» – и это не юридизм, а «любовь». Бог же, который есть Любовь, не терпится в полноте Своих прав на правосудие, так как это – «юридизм».

  • Ах вот почему у модернистов «Бог есть любовь» всегда звучит в повелительном наклонении. А «Наклоненный», по ихнему,является сам Бог.
    А что до «юридизма», в общем-то модернисты занимаются прилеплять Православию этикеты-епитеты, с чьем содержании не совсем хорошо ознакомлены. А то что Роман сказал, что никакого юридизма нет, я разумею в смысле, что конечно нет в модернистском смысле. Ну пусть назовут нас «юридисты», если это значить признавающих Божие право судить человека. Пусть назовут нас «креационисты», если это значит верующих, что Бог Творец мира и человека, при том без никакой «помощи» эволюции. А модернисты просто лгут: «Юридизм» = католицизм; «креационизм» = протестантизм; модернизм = … Православие. Ударники-словоблудники они…

  • Положение об ученых званиях и штатных должностях

    Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 марта 2011 года (журнал № 11).

    19. Конкурс на должность профессора объявляется каждые пять лет, но если профессор прошел конкурсный отбор три раза подряд, то дальше конкурсный отбор по этой должности не объявляется до достижения им возраста 65 лет и, соответственно, присвоения звания «заслуженный профессор».
    20. По достижении штатным профессором или доцентом возраста 65 лет его должность объявляется вакантной и на нее объявляется новый конкурс (без права участия в нем последнего, кто занимал эту должность).

    III. Почетные звания
    1. Штатному профессору по достижении возраста 65 лет присуждается почетное звание «заслуженный профессор».

    3. Заслуженные профессора не имеют права участвовать в конкурсах на замещение штатных должностей профессора.
    8. Эти почетные звания присуждаются решением Ученого совета и не несут в себе никаких преимуществ в отношении преподавания или занятия штатной должности для их обладателя.

    Ув.Роман, прокомментируйте эти слова Осипова:
    //www.pravoslavie.ru/smi/1360.htm
    Затем на Евхаристии что делается порой! Вливают столько вина, и немного теплоты, что потом эти бедные диакона, или священник… Им же прямо ложиться надо, когда чаша двух- трех- пятилитровая чаша соборная. И там сколько вина влито! Зачем? Неужели нельзя наоборот – немного вина, а много теплоты? Кто определил эти пропорции? Зачем это делается? Боюсь, что это наш русский менталитет.

    Это один из факторов церковной жизни, когда мы молодежь приучаем к алкоголю, когда бедный молоденький дьякон, а ему потом потребляй 2-3-х литровую чашу. Это я не просто говорю – мне же жалуются. Вопрос очень важный, который надо решать на уровне епархий, причем с серьезными указаниями, в какой пропорции смешивается вино и теплота. Вино нужно довести до минимума.

    Люди спиваются от причастия, по логике Осипова?

  • всё хуже…
    в этом месяце (Июль 2011 г.) Осипов провел новую лекцию про Таинство Евхаристии, где повторил свою ересь! и канал Союз её записал…

    одно не ясно: если ему Церковь в лице Синодальной Богословской Комиссии ещё 2006 году объяснила ошибочность его взглядов, то как он смеет сейчас(!) учить ереси в стенах академии?!

    кто смотрит за учебным процессом? есть ли люди, которые контролируют процесс обучения не из академии?
    если таковые есть, им срочно донести эту информацию (допустим что они не в курсе), например нужно написать коллективное письмо.

    ведь это же открытое выступление против учения Церкви!

  • пишет иеромонах подвизающийся в Греции:

    «Его [м.п. — Осипова ] обвинения в прелести по отношении к известным подвижникам, некоторые из которых уже являются местночтимыми святыми, а другие готовятся к канонизации, по отношению к тем, кто является сейчас главными монашескими авторитетами Святой Горы, в чьей духовной традиции живут десятки монастырей как Греции, так и других стран — в том числе России — странны и необоснованы.»

    кроме, того Осипов выступает против книги, по которой рекомендовали учиться непрестанной молитве: свт.Феофан Затворник, прп.Амвросий Оптинский, старец Иосиф Ватопедский и др.

    показательно, однако

    Роман, благослови Вас Господь за труды, делаете нужное дело.
    Искренняя благодарность и глубокий поклон.

    Не погрешу ли я против истины, если предположу, что Ваше исповедание православия оч. близко исповеданию убиенного о. Даниила Сысоева? Я не могу не любить этого прекрасного священника, как не могу не любить и человека, взвалившего на себя тяжкий труд противостояния модернизму.

    Но вот парадокс. Осипова я тоже люблю, и не я один. Пожалуйста, обратите внимание на то, что Осипов бескомпромиссно негативно относится к Бёме, Бердяеву, Мережковскому, Соловьеву (и кстати к софиологии вообще), Флоровскому, Меню, Шмеману, Антонию Сурожскому, ВСЦ и прочей «братии», а так же вполне беспощадно, строго на святоотеческой основе, вскрывает суть антицерковной деятельности последних. Именно Осипов провалил защиту кандидатской А. Меня и характеризует его труды как покушение против человечности. Именно Осипову принадлежат специальные учебные лекции, вскрывающие антихристианский смысл наследия Бердяева и Соловьева, содержащие великолепный восходящий философский анализ от Борухо Спинозы к современному модернизму. Именно Осипов сумел деликатно (не переходя на личности), но твердо, обесценить в глазах думающей части верующих письменное наследие Шмемана и Блума. Осипов никогда не принадлежал к кругу этих людей, в то время как они сами друг друга нахваливают и высоко ценят. О том, что люди этого круга, подобно бешеным псам, при любом удобном случае стараются укусить Осипова, и говорить не приходится. Этот факт так же стОит учесть. Пожалуйста, обязательно примите во внимание, что Осипов — любимый в церкви человек.

    Поскольку наверняка Вы не имеете времени (и, наверное, желания) переоценивать свое сложившееся отношение к профессору, прошу Вас рассмотреть вопрос о возможности смягчения высказываний об Осипове на Вашем сайте. Например, можно было бы говорить о тех или иных «признаках модернизма», где и как Вы их усматриваете, в преподавательской и научной деятельности Алексея Ильича. Это может принести немалую пользу. Это означало бы перейти из состояния «диагноза» в состояние диалога, и значительная часть церковного народа, в т.ч. и клира, перестала бы гнушаться сайтом Антимодернизм.ру, что было бы и прекрасно и полезно. Уверен, что многие немедленно бы выставили ссылки на Ваш сайт.

    Может быть, прошу Вас, пожалуйста!, может быть Вы хотя бы найдете возможным в статье об Осипове указать на его негативное отношение к модернистам и процитировать некоторые его антимодернистские высказывания? Это было бы справедливо. Я берусь их подобрать и представить.

    С неизменным уважением,
    Ваш постоянный читатель и пользователь опубликованной информации.
    Простите.

  • У меня к Алексею Ильичу по большому счету только одна претензия.
    ПМСМ он недопустимо мало уделяет внимания (хотя понимает, принимает и верит в это) тому, что законы нормального человеческого существования, сиречь заповеди, установлены благой Господней волей, и последствия их нарушения или исполнения – происходят по благой Его воле же. Ведь мы веруем во единого Бога-Отца Вседержителя, а не «частичнодержителя» или «немножкодержителя». В результате крайне скудного освещения этого факта, Бог и Его благая воля в богословии профессора отходят на второй план и могут потеряться для тех, кто не знает Осипова целиком (а это трудно, оч. много материала).
    И так же мало уделяет Алексей Ильич внимания разъяснению, что с пастырской точки зрения в рамках икономии юридическая трактовка спасения (кроме учения о заслугах) содержит, с одной стороны, весьма мало дурного, а с другой — весьма много достоинств ясности и простоты.
    Ну и разумеется не было никакой необходимости в публикации его «Посмертной жизни». Напротив, это был опрометчивый шаг, и я стараюсь убеждать священников не покупать эту книгу для своих приходских лавок и библиотек.

    1. Владимир Р.:

      «и значительная часть церковного народа, в т.ч. и клира, перестала бы гнушаться сайтом Антимодернизм.ру, что было бы и прекрасно и полезно. Уверен, что многие немедленно бы выставили ссылки на Ваш сайт.»

      Православие никогда не было популярным!

      С Уважением

    2. Протоиерей Владимир Переслегин:

      Вся риторика «нравственного монизма» сводится к той мысли, что человек сам себя наказывает, сам себя награждает, а Бог в этом не участвует и участвовать не может и не должен. Поэтому огромное количество цитат из Отцов, где они говорят о естественном наказании, которое несут в себе грехи, имеет другой смысл и ничего общего с мыслью модернистов. Нравственные монисты (арх. Сергий, проф. Ухтомский, митроп. Антоний, проф.Осипов) имеют ввиду именно то, что никто кроме самого человека не может решить его судьбу и никто кроме самого человека не может обречь себя на рай или ад. И никто кроме самого человека не может его наказывать или награждать. Только сам себя. То есть все решает человек, и последнее слово — за человеком. В этом «правый» модернизм смыкается с «левым», шмемановским.

  • Чиорня Роман:

    На сайте «Благодатный огонь» появилась статья с рассуждениями в стиле Осипова, что душа сама выбирает куда ей отправляться после смерти //blagogon.ru/digest/287/added/ По логике статьи любому грешнику будет хорошо, так как он по смерти выберет то, что любил при жизни. Непонятно тогда, а в чем же мучение?

    1. Интересно, что когда автора статьи //blagogon.ru/digest/287/added/ обвинили в осипизме он необинуясь возразил: «Увы, сами выберут и сами пойдут. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф.25:46). Никто никого не будет гнать и заставлять. Это не мысли профессора Осипова, это слова Господа. И другие слова Священного Писания в подтверждение того, что люди сами себе избирают место вечного пребывания, можно привести.» Вот так, что хочу то горожу, вы что сомневаетесь в моей образованности? Как можно читать Евангелие и не заметить нижеследующее:
      «Не убойтеся от убивающих тело, души же немогущих убить, убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне. (Мф 10:28).
      Скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь (Лк 12:5).
      Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут (Лк. 13,24).
      Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? (Мф. 7. 22)
      Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? (Мф. 25, 44)
      Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты (Лк. 13, 26)
      Господи! Господи! отвори нам.
      Но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.
      И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф.25:46)»
      «О сем-то бедственном разлучении вспомнил я и не могу перенести его. У кого есть слезы и сокрушение, плачьте, потому что в страшный оный Час бедственною разлукою разлучены будут все друг с другом и каждый пойдет в переселение, из которого нет возврата. Тогда разлучены будут родители с детьми, друзья с друзьями, супруги с супругами, и те даже, кои клялись не разлучаться друг от друга вовеки. Тогда грешные будут наконец выгнаны из Судилища и поведутся на место мук немилостивыми ангелами, принимая от них толчки, побои, скрежеща зубами, все чаще и чаще обращаясь, чтоб увидеть праведников и ту радость, от которой сами отлучены. И увидят неизглаголанный оный свет, увидят красоты райские, увидят великие дары, какие приемлют от Царя Славы подвизавшиеся в добре. Потом, постепенно отдаляясь от всех праведников, и друзей, и знакомых, сокроются, наконец, и от Самого Бога, потеряв уже возможность зреть радость и истинный оный свет. Наконец приближатся к местам неописанных мучений и там будут рассеяны и расточены.» (Прп. Ефрем Сирин)
      Кто не имеет в себе страха Божия, тот открыт нападениям диавольским. Кто не имеет у себя страха Божия, тот парит умом и равнодушен к добру, спит без меры и нерадит о делах своих; тот вместилище сластолюбия, тешится всем, что ему приятно, потому что не боится пришествия Владыки; тот хвалится страстями, любит покой, бегает злостраданий, гнушается смирением, лобызает гордыню. Наконец приходит Господь его и находит его в занятиях, Ему не угодных, и рассечет его, и предаст вечной тьме. Такого человека кто не признает окаянным? (Он же)
      Если бы возможно было, при пришествии Господа после общего воскресения, уничтожиться от страха душам человеческим: то весь мир вымер бы по причине ужаса и трепета. Точно, каково увидеть небеса разверзающимися, являющегося прогневанного, негодующего Бога, бесчисленное воинство Ангелов, и весь, воедино собранный, род человеческий! По этой причине мы должны проводить жительство с тщательнейшим бодрствованием над собою, как долженствующие дать отчет Богу в каждом движении нашем. (Отечник)
      Так, в главе «Зачем Христос нисходил в ад» А.И. Осипов утверждает, что в конце времен произойдет восстановление всего человечества. Это лжеучение, известное под названием апокатастасиса (в переводе с др.-греч. «возвращение в прежнее состояние, восстановление». – Примеч. ред.), изобретенное Оригеном, было осуждено и предано анафеме на Пятом и Шестом Вселенских Соборах. В подтверждение своей мысли А.И. Осипов ссылается якобы на слова святителя Григория Нисского: « и по совершенном устранении зла из всех существ во всех снова воссияет боговидная красота, по образу которой мы были созданы в начале» (Указ. соч. С. 148).

      Однако еще святитель Герман, Патриарх Константинопольский († 740), доказал, что эти слова, приписываемые святителю Григорию, – еретическая вставка. В своем «Muriobiblion» (знаменитая библиотека «Muriobiblion» (= тысяча книг) свт. Фотия представляет собой сборник отзывов на прочитанные Патриархом произведения как христианских, так и языческих авторов. Всего «Muriobiblion» содержит 280 таких отзывов, сопровождаемых рассуждениями святителя относительно авторов и их писаний. Кроме того, в «Muriobiblion» имеются ценные сведения о тех памятниках церковной письменности, которые, к сожалению, до нас не дошли.) в разделе «Germanon Patriarcon Kwnjtantinoupolewj» святитель Фотий Константинопольский пишет, что в VIII веке святитель Герман, Патриарх Константинопольский, исследовал все творения святителя Григория Нисского. Он признал их совершенно свободными от оригеновых заблуждений и доказал, что «ложное учение о конце будущих мучений в душеполезные его книги внесено еретиками» (Myriobiblon sive bibliotheca, Фотиевская Библиотека. Изд. 1653, л. 903).

      Таким образом профессор А.И. Осипов вводит читателя в заблуждение, приписывая святителю Григорию еретические высказывания, и реанимирует оригенову ересь, попадая под анафемы Пятого и Шестого Вселенского Соборов.

      1. Владислав Л:

        Кстати, насчёт этого зловредного словечка «теологумен» — ведь это неологизм, выдумка конца XIX в., но звучит-то как звучно! Раз по-гречески, значит очень по-православному, значит во все времена в Церкви половина вопросов всегда оставались открытыми, и церковный народ будто бы лишь гаданиями и занимался — у меня такой вот «теологумен», у меня вот другой, так будем же дружить!.. Однако просто не было никаких таких ни «теологуменов», ни самое главное самой практики такого вот гадания! Церковная практика не знала ничего такого! Ситуация (временного) отсутствия соборного решения и потому наличия церковной дискуссии никогда не имела ничего общего с тем, что хотят легализовать, прикрываясь этим нелепым словечком!
        Церковная дискуссия всегда была ориентирована «назад», к древности, на выяснение Предания, но никогда не на производство «мыльных пузырей», не на «мыльнопузырничество», по выражению свт. Феофана!..
        Ситуацию дискуссии хотят превратить из ситуации церковно ненормальной в ситуацию постоянную и нормальную, ввести «плюрализм» в саму церковную жизнь, полить кислотой то самое единомыслие, о котором мы молимся на Литургии.
        Единомыслие — вот что есть норма в Церкви, остальное ненормально и требует преодоления.

      2. Нафанаил:

        Мнение свт.Германа — лишь одно из представленных в святоотеческой литературе объяснений этих мест у свт.Григория (прекрасный обзор дается в известной дореволюционной монографии митроп.Макария (Оксиюка) «Эсхатогия свт.Григория Нисского»»). Скорее всего, свт.Григорий все-таки разделял учение о «всеобщем восстанговлении». Достаточно прочитать некоторые его подлинные сочинения (например, диалог со св.Макриной «О душе и воскресении»), чтобы убедиться в том, что простыми позднейшими вставками этого не объяснишь, настолько последовательно и подробно это изложено, и композиционно эти рассуждения очень органично входят в ткань всего сочинения. Прп.Варсонофий Великий, свидетель оригенистских споров в Палестине, в отличие от свт.Германа признавал наличие этого учения у свт.Григория, и объяснял это тем, что тот доверился уважаемому им учителю (т.е. Оригену), но при этом не помолился Богу о вразумлении. То есть это именно тот случай, когда мы обязаны применить принцип «согласия Отцов» и отвергнуть ошибочное частное мнение святого отца. Где-то читал правдободобное суждение, что непопадание свт.Григория Нисского в числу отцов, титулованных «вселенскими учителями и святителями», как раз связано с его «апокатастасисом».

        Излагает своё еретическое (несторианское) учение о Евхаристии: «Даже в Евхаристии происходит не превращение (так называемое «пресуществление») хлеба и вина в натуральные тело и кровь — в «невареное мясо», как записано в одном документе 17-го века, но их соединение с Божеством Христа».

      3. светлана:

        Кто знает,может он вообще неверующий.Иначе как об’яснить такое бесстрашие,кощунство.мы тут пытаемся понять как,почему же он так учит,а он смеётся над нами,как над дураками и не боится ни Суда ни Бога.
        Может он больше верит в абстракцию,или в лопух на могиле,незнаю,но ведь какая риторика,акробат словес и изречений,эрудит,профи,и многие доверяют ему,как Антонию Великому.Слышала изречение православного батюшки,после лекции профессора:»Осипов для нас-все!».Ну значит все..

        Я не отрицаю еретических «заслуг» А. И. Осипова. Он серьезный мыслитель. Он создал из имевшихся до него кирпичиков свою стройную систему.
        Я просто всюду подчеркиваю, что нигде нет ничего оригинального: в Православии мы лишь следуем Писанию и прежде бывшим Святым Отцам. Но и модернисты ничего нового не открывают, а следуют своим «отцам», составляют из них себе мировоззрение.
        У митр. Антония были все предпосылки для учения Осипова. Он писал, например, о благодати, которую отождествлял с сострадательной любовью:

        Нравственно возрождающее начало или сила есть сила сострадающей любви. В некоторой степени она уделена природе даже невозрожденного человека.

        То есть сам митр. Антоний не говорил о всеобщем спасении, но оно вытекает из его учения.

    2. Светлана:

      проф.А.И.Осипов о экуменическом движение[доклад1978г.жМ.П.]:»Оно может оказаться орудием идейной подготовки многих,»если возможно,и избранных»,к принятию идеала,прямо противоположного Христу»..И в этом же докладе,уже в конце:»В диалоге с инославными христианами о церковном единстве,Православие не стремится к достижению единообразия всех форм церковной жизни.Его неизменным принципом в этом вопросе всегда остаётся требование:»в главном-единство,во второстепенном-свобода,во всем любовь».В других выступлениях сново критика экуменизма,а в лекциях и в своей книги»Посмертная жизнь»призыв молиться на литургии за инославных.»Катехизатор современности»,в1963г стал даже первым предподователем новой дисциплиныв МДА:»Экуменизм»Наверно для сугубой критики этого пагубного явления.?Например,он утверждал,что если увлечься экуменизмом в ложном ключе понимания этого движения,то «исчезнет,погибнет Церковь» и даже: «всякая религиозность»За себя он видно был спокоен,он-то правильно понимал экуменизм.» Профессор Осипов активно участвовал в экуменическом движении.Он являлся участником ряда Ассамблей Всемирного Совета Церквей,Конференции Европейских Церквей,Христианской мирной конференции,многих всемирных,международных,региональных и иных церковных и общественных конференций и ассамблей как внутри страны,так и за рубежом.Можно утверждать,что экуменическая деятельность является особой содержательной страницей в биографии проф.Осипова.»-это из статьи типа панегирик»феномену Осипова»,2012г.протоиерейДимитрийПредеин.Еще он пишет,что никто так не обличал атеистов как проф.Осипов,никто так не свидетельствовал о Православие на всех этих ассамблеях,как он.»он способен буквально»загипнотизировать»аудиторию»Вот и у меня в глазах уже двоится:он и ученик о.Никона и учитель так сказать свободной геенны,он сам подвижник,как бы монах в миру от юности и в тоже время не мало сумняся ездил всю жизнь на сборища,где барабаны,идолы,кощунство-сам же поведал о экуменических съездах!Атеистов вразумляет,а сам пишет,что «страшность[его слово]» Суда именно в том,что»человек -навсегда решает свою участь».Но ничего,геенна все равно не вечна по Осипову-все спасутся!Но его наставник О.Никон в письмах часто пишет о том,что необходима:»память о муках,у которых никогда не будет конца».Как так:и любить о.Н и навязывать свое наглое истолкование Евангельских текстов!Книгу Осипова «Посмертная жизнь»вновь распространяют,уже вышло несколько изданий.Такой искренний,такой русский,такой по письмам о.Никона:Ал-нька»,и вот выходит,что м.НикодимРотов не успел,пр.Осипов дополнил- веру Христову,утвержденную на Вселенских Соборах,разрушает и при этом: бодр и весел,и » украшение церкви»,только какой?

  • Осипов Алексей Ильич родился 31.03.1938 года в г. Беляев, Тульская область, в семье простых служащих. Детство провел в родном городе, позднее с родителями переезжал жить сначала в Козельск, а потом – в поселок Оптино (Козельский район). В г. Гжатск переехал в 1952 году. В биографии Алексея Ильича Осипова есть информация о его молодости, карьере, но нет ничего о личной жизни, жене, детях и даже семейных фото.
    https://youtu.be/Rr6dSXIbR8k

    Молодость и учеба

    В школьные годы ему, как и всем ученикам предлагали вступить в комсомол. Но Алексей был из немногих, кто наотрез отказался от предложения. О причинах такого решения он не рассказывал, но, возможно, это связано с верой.

    Через 3 года, а именно в 1955, Осипов окончил среднюю школу, но поступать в ВУЗ, несмотря на уговоры родителей, отказался. Причиной отказа опять же была вера. Вместо высшего образования, он на несколько лет углубился богословие под руководством священнослужителя игумена Никона. В 1958 году получил от наставника рекомендательное письмо, благодаря которому ему удалось с первого раза поступить в четвертый класс Московской духовной семинарии.

    Осипов Алексей Ильич

    Всего через 1 год он уже учился в Московской духовной академии. Защитил диссертацию по кафедре древнегреческого языка. Окончил учебное заведение, получив степень кандидата богословия. При выпуске ему оформили справку, направляющую на работу в Смоленскую епархию.

    Карьера

    Несмотря на возможности, принял приглашение в аспирантуру при Московской духовной академии. Окончив, ее остался там преподавать по новой для того времени дисциплине «Экуменизм». Через два года ему предложили вести занятия по Основному богословию, а потом этот же предмет в семинарии.

    Экуменизм (вселенная, обитаемый мир) — это идеология всехристианской сплоченности, стремление единству религиозных общин во всей Вселенной.

    Будучи аспирантом, Ильич проводил лекционные занятия по Современным богословским проблемам, Истории русской религиозно-философской мысли, Протестантизму. В академии, кроме своего основного предмета, еще преподавал Западные исповедания.


    Будучи аспирантом, Алексей Ильич читал лекции по Современным богословским проблемам

    По карьерной лестнице поднимался медленно, но уверенно. В 1969 году он стал доцентом той же академии, через 6 лет – профессором, а через 9 – доктором богословия.

    Многие люди интересуются, почему Алексей Иванович, пройдя довольно длинный путь обучения, в итоге при выпуске получив степень кандидата богословия, не стал священником, ведь по идее все шло именно к этому. На самом деле, он просто в какой-то момент понял, что его истинное направление - это не священнослужение, а педагогика.

    По его мнению, принять сан в академии, это очень странный поступок. У священника должна быть паства. В академии ее главой является ректор, а дело священника лишь служить. Они могут вести преподавательскую деятельность, но только в сане.

    Жизнь вне академии

    За пределами академической жизни Алексей Осипов также много достиг. К примеру, в 1964 был назначен секретарём комиссии Русской православной церкви по подготовке материалов в религиозно-этническую энциклопедию Афин. С 1967 по 1987, а позднее и 1995-2005 гг. - в составе коллегии альманаха «Богославские труды». Примерно в этот же период (1973-1986) был членом учебного комитета при Священном синоде. Также в продолжительное время (1976-2004) состоял в комиссии Священного синода.

    Около 22 лет Осипов работал заведующим филиалом аспирантуры Московской духовной академии при отделе внешних церковных связей. Был главным редактором журнала «Богословский вестник» и сопредседателем ежегодной международной конференции «Наука. Философия. Религия».


    С 2009 года является членом президиума Межсоборного присутствия и его церковной комиссии

    Год работал одновременно в издательском совете Московской патриархии, совместном координационном комитете по взаимодействию между Русской православной церковью и Вооруженными силами РФ. Позднее состоял в постоянном Президиуме I-IV Всемирных русских соборов.

    С 2009 года является членом президиума Межсоборного присутствия и его церковной комиссии.

    Участвовал в двусторонних диалогах, которые проводились Русской православной церковью с Ватиканом, Дохалкидонскими церквями, лютеранскими церквями ГДР, Национальным советом церквей США и т. д.

    Участвовал в различных ассамблеях, например, во Всемирном совете церквей, Христианской мирной конференции, многих международных, региональных и других мероприятиях как на родине, так и заграницей.

    Выступал на радиоэфирах, телевизионных передачах, в средних школах, институтах, университетах, домах культуры, приходских храмах и конференциях (Россия, Украина, Белоруссия, Турция, Польша, Индия и т. д.).

    Отрывки из его книг публиковались в «Богословских трудах», «Журнале Московской патриархии», газетах, а также заграницей.

    В 2014 г. во многих газетных изданиях, журналах, в Интернете появилась информация о том, что Алексей Ильич Осипов ушел из Московской духовной академии в связи с достижением 75-го возраста. Но на официальном сайте академии он все еще числится как работник.


    Алексей Ильич Осипов получил много наград

    За активную деятельность Осипова удостоили множеством наград, к примеру: Орден святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси III степени, Орден святого благоверного равноапостольного князя Владимира III степени и т. д.

    Алексей Ильич уверен, что среди людей, которые считают себя православными, распространено безразличие к «нравственному и догматическому учению». Считает, что сейчас Церкви объединяют совершенно равнодушных к вере и истине Христовой. По его мнению, это связано с тем, что православный народ очень плохо знает свою веру и с легкостью подвергается суевериям.
    Осипов, несмотря на свою известность даже за пределами России, является очень закрытым человеком. Настолько, что, наверное, даже все те, кто с ним долгие годы общаются, почти ничего о нем не знают. На официальном сайте Осипова Алексея Ильича есть много фото с коллегами из академии и не только, но нигде нет семейных снимков с женой и детьми. В биографии ничего не говорится о его .
    https://youtu.be/GTEJ1TSe9hw

    Осипов Алексей Ильич (31 марта 1938, Белев, Тульская область) — советский и российский учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия honoris causa. Профессор Московской духовной академии, крупный апологет, видный православный катехизатор современности. Действительный член РАЕН.

    В 1955 г. окончил Среднюю школу в г. Гжатске (ныне Гагарин, Смоленская обл.).

    В 1959 г. закончил Московскую Духовную Семинарию.

    В 1963 г. — Московскую Духовную Академию. Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия по теме: «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви1951-гогода издания в сравнении с русским служебником Синодального издания».

    В 1964 г. окончил аспирантуру МДА и был оставлен при ней преподавателем. В разные годы читал лекции по Экуменизму, Истории Русской религиозно-философской мысли, Актуальным богословским проблемам, Протестантизму.

    В 1969 году получил звание доцента, в 1975 г. — профессора, в 2004 г. — заслуженного профессора.

    В 1985 году за совокупность богословских трудов присвоена ученая степень доктора богословия.

    С 1982 по 2006 годы — заведующий аспирантуры МДА.

    В 2007 году получил диплом почетного профессора Института Дружбы народов Кавказа. В том же году избран действительным членом Российской Академии Естественных Наук.

    С 1991 года сопредседатель Международной ежегодной конференции «Наука. Философия. Религия» (г. Дубна Моск. обл.).

    Состоял секретарем комиссии Русской Православной Церкви по подготовке материалов в Религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах. Главным редактором журнала Московской духовной академии «Богословский Вестник».

    Принимал участие в двусторонних диалогах, проводимых Русской Православной Церковью с Древними Восточными (Дохалкидонскими) церквами, Римско-католической церковью, католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис», Лютеранскими церквами ФРГ, ГДР, Финляндии, Всемирным альянсом реформатских церквей (WARC), Англиканской церковью, Национальным Советом церквей США, Протестантской Епископальной церковью США, Учениками Христа (США).

    Был участником ряда Ассамблей Всемирного Совета Церквей, Лютеранской Всемирной Конференции Конференции

    Европейских Церквей, Христианской Мирной Конференции, Африканской Христианской Мирной конференции и других Всемирных и региональных христианских конференций.

    Выступал на всемирных, международных, региональных православных, межхристианских и светских ассамблеях, конференциях, в университетах и институтах, в аудиториях общественных и деловых организаций, в Домах культуры, как в России, так и за рубежом: в Австралии, Австрии, Англии, Белоруссии, Бельгии, Германии, Голландии, Греции, Израиле, Индии, Иране, Исландии, Италии, Кипре, Латвии, Польше, Сирии, Словакии, США, Турции, Украине, Финляндии, Чехословакии, Швеции, Эстонии.

    Книги (14)

    Бог

    Удивительный факт - все попытки найти в доступном исторической науке времени какой-либо атеистический народ или хотя бы маленькое племя не увенчались успехом.

    Некоторые предполагали, что в те далекие времена это было обусловлено незнанием законов природы и невозможностью естественного объяснения многих ее явлений, особенно таких, которые вызывали страх, или, напротив, поражали воображение своей красотой и величием, отсюда и возникали фантазии о существовании другого мира, духов, богов, Бога.

    Но вот наступило долгожданное царство науки, время потрясающего развития научно-технического прогресса и... мало что изменилось.

    Из времени в вечность: посмертная жизнь души

    Книга рассматривает один из самых сложных и жизненно важных вопросов бытия: что ожидает человека в вечности?

    Многочисленные свидетельства святых Отцов Церкви, ее соборы и литургическое предание говорят о парадоксальном ответе Церкви на этот вопрос. Она не осудила учения ни Отцов, говорящих о бесконечности адских мучений грешников, ни Отцов, утверждавших об исполнении во Христе творческого замысла Божия о человеке, когда будет Бог все во всем (1Кор. 15,28).

    Таким образом, Церковь по целому ряду причин оставила этот вопрос тайной вечной жизни, но, предупредив, устами святых, «что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания — степень страдания в ней».

    Ищущему спасения. Советы и предостережения

    Брошюра профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова поможет читателю взглянуть на вопросы личного спасения через призму святоотеческого учения, которое указывает истинный путь спасения и предупреждает о возможных ошибках на этом пути.

    Любовь, брак и семья

    «Любовь, брак и семья» - тема, охватывающая, можно сказать, самую сердцевину земной, «горизонтальной» стороны жизни человека, в современных условиях приобретающая особенную остроту.

    «Горизонтальность» эта может восходить к полноте единства в браке, но может и погружаться в глубины распущенности, противоестественности и измен. Эти векторы в огромной степени определяются уже в юные годы жизни человека.

    Известный русский философ конца XIX века Владимир Соловьев очень точно заметил: «И ад, и Земля, и Небо с особым вниманием следят за человеком в ту роковую пору, когда в него вселяется Эрос». Эрос - античный бог любви. Но почему время, когда в человека «вселяется Эрос», философ назвал «роковым»?

    Носители духа

    Знание законов духовной жизни и тех опасностей, которые стоят на пути христианина, — одно из необходимых условий верного достижения им горнего Иерусалима.

    Исключительную важность приобретает такое знание в настоящее время, когда, с одной стороны, в Россию бурным потоком нахлынули всевозможные «духи» и появились бесчисленные варианты духовности; с другой — святоотеческое понимание духовной жизни и мудрость применения ее законов к психологии и силам современного человека в силу многих причин становится все большей редкостью.

    Незнание этих законов приводит к тому, что многие, даже искренне ищущие, нередко увлекаются внешне притягательными, но, по существу, далекими от Священного Предания Церкви формами духовности, в результате чего в лучшем случае они остаются без плода, в худшем — попадают в секты, губя свои души и расстраивая свое физическое и психическое здоровье. Все это имеет самые серьезные последствия не только для их жизни, но и жизни всей Церкви и общества в целом.

    О началах жизни

    Современные представления о духовной жизни наполнены многими и глубокими противоречиями. Поэтому православное ее понимание особенно нуждается в разъяснении. Игумен Никон (Воробьев), 50-летие кончины которого отмечается в этом (2013) году, с особой верностью сохранил и с любовью передал своим соотечественникам главное в ней — святоотеческое учение о ее законах. Значение таких людей в наше время неоценимо.

    В предлагаемой книге собраны наиболее важные мысли из писем, проповедей и бесед игумена Никона о вере и жизни в Православии.

    Письма духовным детям

    Настоящее издание избранной части эпистолярного наследия игумена Никона (Воробьева) вызвано большим интересом к его творчеству, которое полностью посвящено главному в человеческой жизни — ее духовным запросам.

    Эта тема приобретает сейчас особую насущность в связи с развитием многих негативных процессов в ее понимании. Верующий найдет в этой книге ответы на многие вопросы, неразрешимые научной психологией.

    Посмертная жизнь души

    Брошюра посвящена проблемам бытия человека за гранью смерти. Как понять Вечность с помощью наших земных мерок? Как действуют в посмертье наши непреодоленные страсти? Геенна - это место наказания и пребывания души или ее собственное состояние? Будут ли блаженствовать мои родные, если они окажутся в раю, а я - в аду? Что и как мы можем реально сделать для наших усопших близких?

    Как именно действует молитва на посмертное состояние души?Никого не могут оставить равнодушными эти глубинные вопросы, эта великая тайна человеческой жизни в двух измерениях - во времени и в Вечности. Брошюра одного из лучших богословов нашего времени - Алексея Ильича Осипова, составленная на основе его публичных лекций, ответов на вопросы, поможет читателю во многом заново осмыслить общеизвестное, взглянуть на загробный мир через призму собственной жизни.