По форме правления государство может быть. Форма правления

Форма государства – система организации государственной власти, действующая в совокупности. Она включает в себя следующие элементы :

1) форма правления – система организации государственных органов, порядок их образования, деятельности, компетенция;

2) форма государственного устройства территориальная организация государства с соответствующим распределением полномочий между центральным и региональным уровнем власти. Основные виды форм государственного устройства:

а) унитарное государство – государство, которое имеет простое административно-территориальное деление и составные части которого не обладают суверенными правами и не имеют статуса государственных образований;

б) федерация – такая система государственного устройства, при которой части государства представляют собой самостоятельные государственные образования, обладающие суверенитетом, со всеми вытекающими отсюда последствиями;

в) конфедерация – временное объединение суверенных государств, созданное ими для достижения определенных целей;

3) политический режим – методы осуществления государственной власти, с помощью которых происходит реализация функций государства. К ним относятся убеждение, принуждение, поощрение, наказание.

Основными формами правления являются: 1) монархия – верховная власть в стране принадлежит правителю по праву наследования на неограниченный период, пожизненно. Монархия как форма правления присутствует в следующих государствах: Великобритания, Швеция, Голландия,

Бельгия (в Европе), Саудовская Аравия, Япония (в Азии), Марокко (в Африке) и другие. Существуют два вида монархий:

а) абсолютная – власть монарха ничем не ограничена;

б) ограниченная – одновременно с верховным правителем (монархом) в стране управляет выборный, избираемый народом орган (парламент). Формально в этих странах провозглашено разделение властей и полномочий. Фактически монарх обладает минимумом власти, и его функции имеют больше символический, церемониальный характер (Швеция, Дания, Великобритания, Япония и др);

2) республика – такая форма правления, при которой государственная власть принадлежит выборным государственным органам, избираемым населением на определенный срок. Виды республик:

а) президентская – полномочия по формированию правительства принадлежат президенту, который реализует их при незначительном парламентском контроле. При этом президент выполняет функции как главы государства, так и главы правительства;

б) парламентская – президенту принадлежат исключительно представительские функции, правительство формируется парламентом, перед которым оно несет ответственность за свою деятельность.

в) смешанная – характеризуется тем, что в таких республиках правительство подотчетно в своей деятельности и правительству, и парламенту, которые в той или иной мере делят свой контроль над ним. В частности, подобная форма правления характерна для Российской Федерации.

«Не размазывая кашу по столу» форма правления – это организация высших органов власти в государстве . Ну а если все-таки «размазать», определение выглядит так:


Такое определение является вполне достаточным, хотя вопрос «что же такое форма правления? » отчасти остается. А вот и ответ (элементы формы правления ):

Виды форм правления : вообще всего два вида , однако в действительности, каждый из них имеет множество разновидностей (иногда весьма существенно отличающихся друг от друга).

Кроме этого, можно выделять особо специфические формы правления, сочетающие в себе несколько видов (напр. монархия с элементами республики и т.п.), особые виды монархий и республик и т.п. В целом, в каждом конкретном государстве, форма правления может иметь существенные особенности – поэтому ее общая характеристика мало о чем говорит.

Так, например ФРГ и Италия (обе страны – парламентарные республики ) в действительности различаются по механизму осуществления власти.

В результате, появляется столько разновидностей формы правления, что сам черт ногу сломит (один только Забавский пожалуй и разберется…Ну на то он и умный… ):



Рассмотрим основные виды монархии, более подробно:

АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ
Общая характеристика Историческая форма монархии, характерная для периода рабовладения и феодализма. В современном мире почти не встречается (исключение – некоторые государства Ближнего Востока).
Возникновение Формирование а.м., происходит по-разному для различных периодов истории. В Древнем мире (рабовладельческий период), она возникает вместе с государством. В ходе разложения родовой общины и сосредоточения власти у аристократии , постепенно власть племенных вождей, превращается в монархическую (исчезает выборность и ответственность перед членами племени). В это время а.м. называется восточная деспотия . В средневековый период, а.м. возникает не сразу. Первоначально государство имеет форму раннефеодальной монархии , затем преобразуется в сословно-представительную и лишь затем (с кризисом феодализма и развитием буржуазных отношений) возникает абсолютная монархия.
Основные черты 1.Вся (я сказал вся! ) государственная власть сосредоточена у монарха («Государство – это я » - Людовик XIV); 2.Отсутствуют органы, ограничивающие полномочия монарх (парламент ), и нормативные акты, регулирующие его статус (конституция ). Никаких ограничений нет; 3.Монарх не несет ответственности перед населением страны или какими-либо органами власти; 4.Весь государственный аппарат формируется монархом, все чиновники назначаются им и ответственны перед монархом; 5.Все права и обязанности подданных полностью зависят от монарха (может наделить подданных правами, а может и нет);
Вывод Самая недемократическая форма монархии, явный пережиток, которому не место в современном мире. В классическом виде не встречается, однако некоторые признаки характерны для «дефективных» государств третьего мира (Бахрейн, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Оман ).
ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ
Общая характеристика Занимает промежуточное положение между абсолютной и парламентарной. Более демократическая чем предыдущая, однако, монарх явно доминирует в системе власти, поэтому в современный период встречается также редко как абсолютная.
Возникновение Возникает в результате борьбы населения страны за свои права. Период возникновения – XIX в. Является компромиссом между интересами аристократии (монарх и дворянство ) и буржуазии (а также выступающей в союзе с ней слоев населения), стремящейся получить возможность влиять на власть. Как правило является переходной формой – через определенное время, монархия окончательно превращается в парламентарную (либо реставрируется абсолютизм?... О ужас… )
Основные черты Название монархии происходит от лат. duo – «двойственный». Такое название отражает важнейшую ее черту (запомнить на всю жизнь!) – законодательная власть принадлежит не парламенту (как положено), а парламенту и монарху вместе (разделена между ними).Это и естьдуализм законодательной власти . А вот и черты такой монархии: 1.Есть конституция и парламент, власть монарха юридически ограничена (хотя и незначительно); 2.Монарх теперь не может принять закон без парламента. Однако это положение формальное – с помощью права абсолютного вето монарх может заблокировать любой закон принятый парламентом. Следовательно, фактически, парламент действует под контролем монарха. В этом и проявляется дуализм , описанный выше. 3.Исполнительная власть полностью принадлежит монарху . Он формирует правительство самостоятельно, согласия парламента не требуется. 4.Судебная власть юридически отделена от двух других ветвей власти и самостоятельна, однако также формируется монархом и в целом зависима от него и правительства. 5.Объем прав и свобод граждан ограничен, возможно приостановление их действия, реальными являются не все (особенно политические). 6.Хотя конституция существует, она чаще всего недемократическая (дарована народу монархом, а не принята Учредительным собранием). 7.Парламент хотя и есть, но тоже «особенный» - формируется с использованием цензового избирательного права (имущественный ценз – значительная часть населения отстранена от выборов).
Вывод В общем, немного смягченная версия абсолютной монархии. Демократизм данной формы очень невелик. В настоящее время встречается редко (в Европе, например таких стран нет). Исторически – Италия (Конституция 1848 г.), Япония (Конституция 1889 г.), Австро-Венгрия и другие.

Две рассмотренных формы монархии в настоящее время можно считать историческими (но те, кто еще не сдавал историю государства и права зарубежных стран учат их всерьез! Приду проверю…) . В настоящее время они почти не встречаются, в будущем этих форм, скорее всего не останется совсем.

Вместе с тем, монархия в целом – отнюдь не пережиток истории. В современном мире они распространены достаточно широко. Много монархий в современной Европе, есть они в Азии (Япония ), встречаются и в других регионах.

Современной подлинно демократической формой монархии может являться только парламентарная монархия , которая выглядит примерно так:

Сматри сюды

ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ
Общая характеристика Самая демократическая форма монархии, широко распространенная в мире. Монарх выполняет в основном представительские функции, реально не управляя государством. Принцип разделения властей реализуется полностью, парламент формируется демократическим путем, суды независимы.
Возникновение Парламентарная монархия складывается позднее, чем две предыдущие формы. В некоторых случаях промежуточным этапом является дуалистическая (как например, в Японии), иногда абсолютная монархия сразу преобразуется в парламентарную. В целом, как и дуалистическая парламентарная монархия – результат борьбы населения страны с абсолютизмом. Однако если дуалистическая монархия – компромисс (временное перемирие в борьбе), то парламентарная – победа населения. Формирование парламентарных монархий в Европе связано с периодом буржуазных революций (примерно XVIII – XIX вв.) – такая форма возникает только при достаточном уровне развития капиталистических отношений в стране. В Азии п.м. возникает значительно позже – например, в Японии – только в 1946 г. (вторая половина XX века!!! Ну вы даете! А еще японцами называетесь… ).
Основные черты Вот и черты: 1.Монарх не имеет никаких (еще раз – никаких!) реальных полномочий по управлению государством (ни исполнительной, ни тем более законодательной и судебной власти ). Он только представляет государство и символизирует единство нации. 2.Парламент является полноценным законодательным органом – действует самостоятельно и независимо (и ни одна сволочь не посмеет нарушить закон принятый парламентом! ). Формирование – путем всеобщих (а никаких не цензовых) выборов. 3.Правительство формируется с одобрения парламента и ответственно перед ним. Монарх в его деятельность не вмешивается. 4.Судебная власть полностью самостоятельна и независима 5.Все права и свободы граждан закреплены в законе и реально соблюдаются. Есть механизмы их реализации и защиты. 6.В стране действует демократическая конституция, принятая демократическим путем (а не дарованная монархом ). 7.Политический режим – демократический. Реальная многопартийность и политический плюрализм.
Вывод Ну, здесь все ясно и так. Как говориться «буду краток» - самая демократическая форма монархии. Вообще, по механизму осуществления власти очень похожа на республику (так и есть – единственное различие: здесь вместо президента – монарх).

Несмотря на сохранение монархий в современном мире, абсолютное большинство современных государств являются все же республиками . Эта форма правления, безусловно, доминирует в современный период, и сохранит свое лидерство в будущем.

Как и монархий, республикатакже имеет свои разновидности:

Особые виды
Президентская

Данные виды республик выделяются по соотношению полномочий законодательной и исполнительной власти (главы государства).

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Определение Форма республики, в которой исполнительная власть принадлежит президенту, избираемому населением страны путем прямых выборов.
Общая характеристика Самая привычная («классическая») форма республики. Принцип разделения властей здесь реализован в наиболее простом его виде – все ветви власти разделены, самостоятельны и независимы по порядку формирования, организации и деятельности. Исполнительная власть принадлежит президенту , законодательная власть – парламенту , суды независимы. Исторически первой президентской республикой стали Соединенные Штаты Америки (Конституция 1787 г.)
Основные черты Президентская республика характеризуется следующими чертами: 1. Президент является и главой государства и главой исполнительной власти (это не одно и то же! ). У него сосредоточены реальные полномочия в различных сферах. Президент – высшее должностное лицо, которое определяет все развитие страны; 2. Президент всегда избирается путем прямых выборов населением страны (единственное исключение из данного правила – США); 3. Вся исполнительная власть сосредоточена у президента. Он сам является главой правительства (должность Премьер-министра отсутствует), правительство назначается президентом и ответственно перед ним. 4. Парламент не имеет возможностей воздействовать на исполнительную власть – ни повлиять на формирование правительства, ни отправить его в отставку (это все прерогативы президента); 5. Президент, однако, тоже не имеет возможности воздействовать на законодательную власть – права роспуска парламента у него нет (досрочный роспуск вообще невозможен ).
Вывод В общем неплохо. В целом – «классика жанра » и все такое. Всем хороша, но есть и недостаток – отсутствуют механизмы разрешения конфликтов между ветвями сласти. Если президент и парламент не договорятся (бывает… ), придется применить танки (а это уже не есть хорошо ). В целом подходит для стран с хорошо развитыми традициями демократии – поэтому например, в США действует отлично более 200 лет, а в латиноамериканских государствах часто вырождается в диктатуру. В Европе республики этого типа почти не встречаются (все парламентарные или смешанные), зато в Америке (особенно в Южной ) – преобладают абсолютно.
ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА
Определение Форма республики, в которой исполнительная власть принадлежит правительству, которое формируется по результатам парламентских выборов.
Общая характеристика Менее простая для понимания, зато более удобная на практике форма республики, чем предыдущая. Такие республики широко распространены в Европе (весь Евросоюз, плюс множество других). Исполнительная власть здесь принадлежит правительству, однако, и формирование и деятельность этой ветви власти тесно связано с парламентом. Разделение властей здесь не такое четкое – парламент и правительство не разделены абсолютно (как в президентской), а взаимодействуют в процессе работы.
Основные черты 1. Понятие «глава государства» и «глава правительства» здесь разделены – исполнительная власть принадлежит правительству (и персонально – его главе - Премьер-министру); 2. Президент в таких республиках (такая должность, ясный пень, существует ) – чисто формальная должность. Он является только главой государства , исполнительную власть он не возглавляет. Никаких реальных полномочий у него нет. Президентов таких республик, в большинстве случаев не знают даже граждане этих стран (скажу более – их, скорее всего, не знает даже сам Забавский, который вообще- то знает все… ); 3. Избирается президент косвенным путем (чаще всего парламентом). Прямых выборов здесь нет (да они и не нужны); 4. Правительство формируется по итогам выборов в парламент – его главой становиться лидер партии получившей большинство в парламенте, основные министры также принадлежат к победившей партии. 5. Парламент не только участвует в формировании правительства, но и контролирует его деятельность – если не понравится, можно применить вотум недоверия (правительство в этом случае уйдет в отставку). 6. У правительства также есть средство воздействия на парламент – по предложению главы правительства возможен его досрочный роспуск (что во многих парламентарных республиках – обычное дело: редко какой парламент доживает до конца срока своих полномочий ). 7. В целом, законодательная и исполнительная власть здесь не столько разделены, сколько совмещены – нередко возникает даже особая система отношений между парламентом и правительством – «министериализм ».
Вывод Достоинство парламентарной республики – ее гибкость в сложных ситуациях (не могут договориться парламент и правительство – распустил и то и другое, провел новые выборы – может чего и выйдет ). Такая форма республики исключает и возможность концентрации власти в одних руках (таких рук здесь нет ). Однако, в условиях конкретного государства, парламентарная республика может оказаться неустойчивой , так как сильно зависит от политических партий и их коалиций (пример – Четвертая республика во Франции 1946 – 1958)
СМЕШАННАЯ РЕСПУБЛИКА
Определение Форма республики, в которой исполнительная власть разделена между президентом и правительством (принадлежит им обоим), при этом президент избирается населением страны путем прямых выборов (как в президентской республике ), а правительство формируется по результатам парламентских выборов (как в парламентарной ).
Общая характеристика Такая республика по аналогии с соответствующей формой монархии, иногда называется дуалистической республикой . Однако дуализм здесь характерен не для законодательной (это недопустимо в демократическом государстве), а для исполнительной власти – как указано в определении она разделена между главой государства (президентом ) и главой правительства (премьер – министром ). Это и есть дуализм исполнительной власти. Республика такого типа сочетает черты президентской и парламентарной республик.
Основные черты В отличие от двух рассмотренных ранее республик, здесь важную роль играют оба высших должностных лица – и президент и премьер-министр: 1. Положение президента похоже на президентские республики – «сильный» президент, избираемый прямыми выборами; 2. Однако и правительство здесь – не «тень президента », а как в парламентарных республиках – самостоятельный коллегиальный орган, возглавляемый премьер-министром. Формирование – также как в парламентарных республиках; 3. Ответственность правительства – двойная (смешанная ) – и перед президентом (может уволить министра ) и перед парламентом (вотум недоверия ); 4. Часть исполнительных полномочий принадлежит президенту и осуществляется им самостоятельно, другая часть – с согласия премьер-министра; 5. Из-за того что и президент и правительство фактически получают свои полномочия посредством выборов (президентских и парламентских), возможна уникальная ситуация (не встречающаяся в других республиках) – разделенное правление (когда президент и премьер-министр принадлежат к разным партиям, но вынуждены работать вместе).
Вывод Республика смешанного типа – способ преодоления недостатков президентской и парламентарной республики. Она сохраняет сильную власть главы государства – президента (позволяя ему разрешать политические кризисы), в то же время исполнительная власть формируется с участием парламента и находиться под его контролем (это позволяет ей работать эффективнее). В современной Европе республики смешанного типа встречаются нередко – например Франция . Еще больше их на постсоветском пространстве – обе бывших крупнейших республики СССР (Украина и Россия ) – республики как раз такого типа. К нему же относиться и Республика Беларусь .

В итоге, всего возникает вопрос – какая же форма республики лучшая ? Ответ : а никакая.

Смысл в том, что все они обладают своими достоинствами и недостатками, поэтому ни одна из них не имеет абсолютных преимуществ перед другими. В современном мире имеются все три вида республик.

Для каждой страны, с учетом особенностей ее развития подходит та или иная форма. При этом, в каждой стране могут быть свои особенности (так оно и есть – редко можно встретить все эти формы в классическом виде ).

Форма государства представляет собой способ организации структуры государства, его органов. Форма государства – способ осуществления государственной власти, выражающийся в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме.

Форма государства позволяет установить, как устроено государство, в каких формахорганизовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Итак, форма государства включает в себя:

Форму правления;

Форму государственного устройства;

Политический (государственный) режим.

Под формой правления обычно понимают организацию высших органов государственной власти, порядок их образования, взаимодействия меду собой и населением.

По форме правления государства делят на монархии и республики .

Монархия характеризуется такими свойствами, как пожизненное пользование властью главой государства, занятие трона по наследству или по праву родства, представительство государства монархом, единоличное правление; юридическая безответственность (монарх не несет ни политической, ни юридической ответственности за результаты своего правления, отвечая лишь «перед Богом и историей»).

В свою очередь монархии делятся на неограниченные (абсолютные) и ограниченные .

При абсолютной монархии власть монарха ничем не ограничена (Франция в XV-XVI веке при короле Людовике XIV, которому принадлежит изречение «государство – это я»). Если монарх не обладает всей полнотой власти, то государство по форме правления является ограниченной монархией (в настоящее время Великобритания, Испания, Бельгия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Японии и др.)

В свою очередь, ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентарную (конституционную).

Дуалистическая монархия предполагает разделение государственной власти между монархом и парламентом: исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная парламенту.

Парламентарная (конституционная) монархия отличается тем, что правовой статус монарха фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Он царствует, но не правит.

Республика – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми, как правило, гражданами на определенный срок.

Республика характеризуется такими свойствами, как осуществление государственной власти от имени народа; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; срочность и сменяемость государственной власти; должностные лица несут политическую и юридическую ответственность (отставка, роспуск парламента, снятие с должности, привлечение к уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинар­ной ответственности за злоупотребление своим должностным положением и т.п.) за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий.

Современные республики делятся на президентские и парламентарные. Различие между этими двумя формами проводится по признаку порядка формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным и не определяют вид республики.

В президентской республике президент самостоятельно решает вопрос о формировании состава правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, а правительство не несет ответственности перед парламентом. Президентская республика имеет ряд дополнительных признаков, например, президент не обладает правом роспуска парламента, но парламент вправе возбудить вопрос об отстранении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

Что касается парламентарной республики, то здесь правительство формируется парламентом и несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

К числу президентских республик относятся в настоящее время США, Бразилия, Венесуэла, Мексика и др., а к парламентарным республикам - Италия, Индия, Турция, Чехия, Латвия и др.

На практике применяются смешанные, или гибридные формы, например, полупрезидентские или полупарламентарные республики, а также президентско-парламентарные. В таких моделях чаще всего ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Республика Беларусь, Российская Федерация, Франция и др. относятся к смешанным республиканским формам правления.

Переходя к характеристике следующего элемента формы государства – формы государственного устройства, необходимо отметить, что она раскрывает территориальную организацию государства.

Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную или национально-территориальную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности, между центральными и местными органами.

Принято выделять три формыгосударственного устройства – унитарную, фе­деративную и конфедеративную.

Для унитарного государства характерны следующие признаки: полное политическое и территориальное единство государства. Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью; для населения установлено единое гражданство; граждане территориальных единиц не имеют собственного гражданства; единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система; единая система законодательства для всего государства. Унитарное государство, как правило, отличается простотой в управлении и достаточно высокой степенью централизации. Эта форма территориального устройства присуща таким государствам как, Финляндия, Великобритания, Греция, Турция и др. По форме государственного устройства Республика Беларусь также относится к унитарным государствам.

Федерация сложное государство, состоящее из различных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности.

Федерации присущи следующие признаки: два уровня государственного аппарата (существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно органов власти и управления в субъектах федерации); возможность установления «двойного» гражданства, т. е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации; две системы законодательства (общефедеральная и система законодательства субъектов федерации, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов федерации); субъекты имеют свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации; двухканальная система налогов, что предполагает существование наряду с общефедеральными налогами налоговой системы субъектов федерации.

В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств: Российская Федерация, США, Индия, Швейцария, Мексика, Канада и др.

Конфедерация представляет собой союз или объединение государств, при котором эти государства, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные высшие органы власти, управления и правосудия. Конфедерация создается для достижения определенных целей. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств. Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется самими государствами - членами конфедерации по взаимному соглашению. Выход из состава конфедерации упрощенный – достаточно одностороннего волеизъявления любого государства. Конфедерация относится к непрочным образовани­ям: после достижения цели, ради которой государства объединились, союз может распасться (Речь Посполитая, Австро – Венгрия) или, напротив, если сложились прочные связи между членами конфедерации, она может перерасти в федерацию (США, Германия, Швейцария). В современном мире конфедераций в классическом понимании не существует. Однако, существуют объединения государств, обладающие некоторыми признаками конфедерации, например Содружество Независимых Государств.

Третий элемент формы государства – политико-правовой режим – это совокупность методов и средств, с помощью которых реализуется государственная власть.

Политико-правовые режимы разнообразны. Истории известны деспотические, абсолютистские режимы, режимы рабовладельческой и феодальной демократии, военно-полицейские, авторитарные, фашистские, либерально-демократические и другие.

Различают две разновидности политико-правовых режимов – демократические и недемократические.

К демократическим политико-правовым режимам относят режимы либеральной демократии, плюралистической демократии и др.

Современный демократический политико-правовой режим возможен только в правовом государстве, обеспечивающем верховенство закона, гарантирует плюрализм в общественно-политической жизни, обеспечивает права человека и гражданина, создает эффективные механизмы прямого участия населения в осуществлении государственной власти. Юридические гарантии демократического режима в Республике Беларусь закреплены в Конституции Республики Беларусь и законодательстве страны.

К недемократическим режимам относят деспотический, тоталитарный (в том числе фашистский, военно-диктаторский, фундаменталистско-религиозный и др.), авторитарный.

Современные недемократические режимы характеризуются господством одной официальной идеологии, одной политической партии, ограничением личных и политических прав граждан, отсутствием условий для роста благосостояния населения, наличием карательных мер воздействия на инакомыслящих, произволом чиновников, нарушением законности и правопорядка.

Очевидно, что недемократические режимы исключают формирование правового государства.

Формы государственного правления определяют структуру высших органов власти, порядок, в соответствии с которым они образуются, компетенцию и период деятельности. Вместе с этим ими устанавливается метод взаимодействия институтов между собой и с гражданами, а также степень участия в их создании населения. Рассмотрим далее более подробно понятие "формы правления".

Теоретические аспекты

В узком смысле основные формы правления представляют собой собственно организацию высших органов власти. Проще говоря, это те способы, посредством которых осуществляется образование системы. В широком смысле это методы организации и взаимодействия всех институтов власти. Формы правления не следует путать с образом устройства государства и политическим режимом в стране. Эти характеристики относятся к разным аспектам, вместе с этим дополняя друг друга.

Смысл формы государственного правления

Этот элемент показывает, как именно создаются высшие институты власти в стране, какова их структура. Форма правления отражает принципы, которые лежат в основе процесса взаимодействия между госорганами. Она показывает способ построения взаимоотношений между рядовыми гражданами и верховной властью, в какой мере обеспечивается реализация прав и свобод населения.

Развитие системы

Форма правления – старейший элемент, который стали изучать еще во времена Древней Греции. В различные периоды истории этот термин имел разные смыслы. Например, в эпоху аграрного общества суть формы правления состояла только в определении способа замещения главы страны – путем выборов либо в порядке наследования. В ходе разложения феодализма и перехода к индустриализации, сопровождающейся ослаблением царской власти, становлением и укреплением гражданского представительства, система стала развиваться. Постепенно большую значимость приобретал не способ передачи власти, а метод организации взаимодействия между главой страны, правительством, парламентом, взаимного уравновешивания их полномочий.

Критерии определения

Для формы правления характерны следующие признаки:

  • Метод передачи власти – выборный или наследственный.
  • Ответственность высших институтов власти перед гражданами. Например, монархическая форма правления не предусматривает ее для самодержца (в отличие от республиканской).
  • Разграничение полномочий между высшими властными институтами.

Основные формы правления

Существует несколько видов организации власти:


Республика, в свою очередь, может быть:

  • Президентской.
  • Парламентской.
  • Смешанной.

Монархия бывает следующих видов:

  • Парламентская.
  • Дуалистическая.
  • Конституционная.
  • Сословно-представительская.
  • Ограниченная.
  • Абсолютная.

Смешанные формы правления:

Республика

Для этой формы правления характерен особый порядок образования правительства. Уполномоченным институтом, в зависимости от вида республики, может выступать президент или парламент. Формирующий орган координирует работу правительства. Оно, в свою очередь, несет ответственность перед высшим институтом. В президентской республике вместе с парламентаризмом в руках главы находятся полномочия председателя правительства.

Президент созывает и распускает правительство. Существующий парламент не может при этом оказывать какого-либо значимого влияния. Такая форма существует в Эквадоре, США. В парламентской республике президент не наделен какими-либо полномочиями. Такая форма существует в Греции, Израиле, ФРГ. Парламент созывает правительство и вправе распустить его в любое время. В смешанной республике президентская власть действует совместно с парламентом. Последний обладает полномочиями по контролю над функционированием правительства. Такая система действует в РФ.

Самодержавие

Государство, где монарх выступает в качестве единственного высшего органа, именуется абсолютной монархией. Такая система присутствует в Катаре, Омане, Саудовской Аравии. Ограниченной называют такую монархию, при которой, кроме самодержца, действуют и другие институты, которые ему не подотчетны. Власть при этом распределена между высшими органами. Эта система, в свою очередь, бывает двух видов.

Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что монарх в своих полномочиях ограничен традицией образования органов согласно критерию принадлежности к тому или иному сословию. В России это был Земский собор, например.

В конституционной монархии власть самодержца ограничивается специальным актом. Она, в свою очередь, разделена на дуалистическую и парламентарную. Первая предполагает наличие у монарха всей исполнительной власти, части законодательной инициативы и судебных полномочий. В таких системах существует представительный орган, принимающий законы. Но монарх вправе наложить на них вето. Такая система характерна для Марокко, Иордании. В парламентарной монархии самодержец выступает как дань традиции. Он не наделяется какими-либо значительными полномочиями. Эта система действует в Японии, Великобритании.

Теократическая республика

В этой форме правления сочетаются главные признаки исламского Халифата и современного республиканского режима. Согласно конституции, в Иране в качестве главы страны назначается Рахбар. Он не выбирается гражданами. Его назначение осуществляет специальный религиозный совет. В нем присутствуют влиятельные богословы. В качестве главы исполнительной власти выступает президент. Законодательный институт возглавляет парламент, состоящий из одной палаты. Кандидатуры президента, депутатов Меджлиса, членов правительства утверждает Совет стражей Основного закона. Он также ведет проверку законопроектов на согласованность с исламским правом.

"Территория", "население", "власть" представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весьма существенно отличаются друг от друга с точки зрения своей внутренней организации, что выражается в понятии "форма государства".

Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающей форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Если категория "сущность государства" отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория "форма государства" трактует вопросы о том, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

От формы государства в значительной степени зависит политическая жизнь в обществе, устойчив ость государственных институтов.

Форма государства - это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Элементами формы выступают форма правления, форма государственного устройства, политический (государственный) режим.

Формы правления

Форма правления - это организация высших органов государства, порядок образования и взаимоотношения, степень участия граждан в их формировании.

По формам правления государства подразделяются на монархии и республики . В монархиях полномочия главы государства - монарха (царя, короля, императора, шаха, султана и т.п.) приобретаются по наследству и осуществляются им единолично и пожизненно.

Различают неограниченные и ограниченные монархии. В неограниченных монархиях единственным носителем суверенитета государства является монарх. Неограниченными были деспотические монархии рабовладельческих государств Древнего Востока, а также абсолютные (самодержавные) монархии последнего периода эпохи феодализма.

В ограниченных монархиях наряду с монархом носителями суверенности государства являются другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства. К ограниченным относились сословно-представительные монархии эпохи феодализма. В настоящее время таковы конституционные монархии - Англия, Бельгия, Швеция, Япония и другие.

Республика - такая форма правления, при которой главой государства является избранный на определенный срок единоличный или коллективный орган. Глава государства в республике признается ответственным перед избравшим его органом или населением.

Республики бывают парламентские и президентские . Названия эти до некоторой степени условны. Дело в том, что в той и в другой форме есть как парламент, так и президент. Однако реальные полномочия в этих формах неодинаковы. В парламентской республике (например, в Германии, Италии и др.) президенту принадлежат в основном символические функции. В парламентской республике исполнительная власть принадлежит не президенту, а правительству во главе с премьер-министром (канцлером, председателем совета министров и т.п.). Правительство формируется на основе парламентского большинства. Исполнительную власть таким образом осуществляет кабинет, ответственный перед парламентом. Парламент может принять вотум недоверия правительству, которое в таком случае уходит в отставку. Здесь роль президента в значительной степени аналогична положению монарха в парламентской монархии: король царствует, но не правит.

В президентских республиках, наоборот, президент является главой государства и правительства (например, в США).

Существует промежуточный, компромиссный вариант между парламентской и президентской республикой (полупрезидентская республика), например, во Франции. Наряду с правительством, возглавляемым премьером и ответственным перед парламентом, во Франции есть и президент с некоторыми прерогативами, отличающими его от президента в обычной парламентской республике.

Формы государственного устройства

Форма государственного устройства - это внутренняя структура государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей . Различают следующие формы государственного устройства: унитарную, федеративную, конфедеративную.

Унитарное государство - простое цельное, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета. В этом государстве существует единая система высших органов и единая система законодательства. В настоящее время к унитарным государствам относятся Англия, Франция, Бельгия, Швеция и др.

Федеративное государство - сложное союзное государство, части которого являются отдельным государством или государственными образованиями, обладающими в той или иной мере государственным суверенитетом, признаками государственности. В нем наряду с высшими органами федерации и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство частей, членов (субъектов) федерации.

Современные федерации - США, Россия, Индия и др.

Конфедерация - союз государств, образуемый для определенных (как правило, временных - политических, военных) целей. Конфедерация представляет собой объединение двух или более государств, при котором союзные органы лишь координируют деятельность государств - членов конфедерации - и только по тем вопросам, для разрешения которых они объединялись. Главная ее особенность заключается в отсутствии общего для объединившихся государств центрального государственного аппарата, который бы направлял по общему пути все законодательство и управление государств, а также в том, что каждое государство (член конфедерации) сохраняет за собой право вступать в дипломатические, торговые и военные соглашения с иностранными государствами.

Государственно-правовой режим

Государственно-правовой режим есть совокупность средств и способов осуществления политической власти, выражающих ее содержание и характер . Примеры государственно-правовых режимов - деспотия, аристократия, фашизм, демократия. Все государственно-правовые режимы с теми или иными вариациями распадаются на две большие группы - демократические и авторитарные.

Государственно-правовой режим - важнейший элемент формы государства. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на формы правления и государственного устройства.

Демократический государственно-правовой режим - это государственная власть, основанная на принципе подчинения меньшинства большинству, где решения принимаются большинством с одновременным уважением прав меньшинства.

Авторитарный государственно-правовой режим - это осуществление государственной власти в противоречии с демократическими нормами и институтами, реализация правителем власти по своему произволу, без учета мнения большинства.

Контрольные вопросы

  • 1. Какие структурные элементы входят в понятие "форма государства"?
  • 2. В чем различие между монархией и республикой?
  • 3. Чем отличается унитарное государство от федерации?
  • 4. Назовите основные признаки авторитарного режима.