Значение открытия сибири ермаком. Присоединение западной сибири к российскому государству

Летом 1582 года дружина Ермака вступила в поход. Отряд насчитывал 840 человек: 540 волжских казаков во главе с атаманом Ермаком составляли костяк войска. Они тронулись по реке Чусовой на стругах, которых было, по некоторым сведениям, больше 80. С Чусовой предстояло им перебраться на Туру и Тобол. Для этого нужно было отыскать левый приток Чусовой, который начинался бы поблизости какой-нибудь речки, впадающей в Туру. Проводники уверяли, что речка Межевая Утка вполне подходит под такие условия. Однако при обследовании выяснилось, что она не достаточно глубока и не пригодна для плаванья. Поэтому Ермак повернул обратно, доплыл до реки Серебрянной и продолжил путь то ней до Тагильского перевала в Уральских горах. Ближайшая река, текущая на восток и впадающая в Тагил была Баранча. Но от Серебрянной до Баранчи нужно было волочь лодки по земле. С топором в руках казаки сами прокладывали себе путь, расчищали завалы, валили деревья, рубили просеку. У них не было времени и сил разровнять каменистый путь, поэтому они не могли волочить суда, используя катки. По словам участников похода, они тащили суда в гору практически на руках. Добравшись до места, где ширина реки равнялась ширине судна, можно было спустить их на воду.

Из Баранчи Ермак попал на реку Тагил. По Тагилу войско спустилось в реку Туру, где начинались земли Сибирского ханства. Здесь они впервые сразились с татарскими отрядами и победили их. По преданию, Ермак посадил на струги чучела в казацкой одежде, а сам с главными силами сошел на берег и напал на врага с тыла. Новое сражение состоялось у впадения Туры в Тобол. Оно также завершилось полным поражением татар. Местная власть оказалась не в состоянии организовать серьезный отпор Ермаку и его дружине. Сам же Кучум проявлял некоторую беспечность и не беспокоился по поводу приближающегося войска казаков. Только после того, как флотилия Ермака вошла в Тобол, Кучум объявил о мобилизации войск. Началось укрепление столицы ханства и близлежащих городков Атики и Карачина. Чтобы задержать казаков, которые стремительно приближались к Иртышу, навстречу им был послан большой отряд татар во главе с Маметкулом (племянником Кучума). В урочише Бабасан разыгрался бой, после которого Маметкул бежал, а Ермак продолжил движение к устью Тобола. Вскоре казачья флотилия появилась на Иртыше. Дружинники Ермака начали готовиться к решающему сражению.

Бой состоялся 23 октября 1582 года на берегу Иртыша, у Чувашева мыса. В распоряжении Маметкула, командовавшего войском, находились два отряда - конный и пеший. Казаки поочередно разбили оба отряда, но и потерями более 100 человек. Ополченцы из хантов и манси, а также многие татарские воины оставили боевые позиции и обратились в бегство. Кучум с остатками своего войска ушел через Кашлык на левый берег Иртыша и бежал далеко на юг, в Ишимскую степь. А казаки в этот же день вступили в опустевший город Сибирь.

Вот как описывает этот бой С.У. Ремезов в своей «Истории сибирской»: «23 октября началась великая битва на Чувашевой горе. Сражались три дня без сна, неотступно. Казаки множество нечестивых из ружей подстрелили. Нечестивые же, понуждаемые Кучумом, сражаясь не по своей воле, плакали, умирая. 24 октября князьки хантов первыми бросились бежать без оглядки по своим местам, по дремучим лесам. Под вечер и манси бежали за непроходимые болота и озера. Ночью 25 октября Кучуму было ведение. Явились воины светлые, крылатые, вооруженные и грозные и сказали: «Нечестивый сын темного демона Бахмета, отступись от этой земли, ибо Господня земля и все живущие на ней христиане благословенны, ты же беги в места своего обитания поближе к пропасти окаянного демона Бахмета». И Кучум затрепетал всем телом и сказал: «Бежим отсюда, очень страшное место, да не погибнем».

После того видения Кучум и все татары из града Кашлыка, что Сибирью зовется бежали «в Степь, в Казачью Орду». Казаки же, утром вставши, помолились Богу…и вошли без страха в город в 26 день октября 1582 г. Когда же увидели брошенное имущество и добычу огромную, и хлеба, то взвеселились и сказали «С нами Бог!» ».

Через четыре дня ханты с р. Демьянки, правого притока нижнего Иртыша, привезли в дар завоевателям пушнину и съестные припасы. Ермак «лаской и приветом» встретил их и отпустил с «честью». За хантами потянулись с дарами местные татары, бежавшие раньше от русских. Ермак принял их так же ласково, позволил вернуться в свои селенья и обещал защищать от врагов, в первую очередь, от Кучума. Многие бывшие вассалы Кучума присягали теперь на верность московскому «белому» царю. Ермак облагал всех обязательной податью - ясаком.

Заняв Кашлык, Ермак решил остаться в нем на зимовку. Он занялся дальнейшим покорением татарских и вогульских городков по рекам Иртышу и Оби. Где-то он встречал упорное сопротивление, где-то местное население само предпочитало перейти под покровительство Москвы. Ермак хотел приобрести любовь своих подданных. Он разрешал татарам жить в их прежних усулах, заверяя, что если они будут добровольно подчиняться ему, то не подвергнутся ни малейшему насилию со стороны казаков; кроме того им будет оказываться всяческая помощь и защита против всех врагов. К декабрю 1582 года Ермаку подчинялась обширная область по Тоболу и Нижнему Иртышу. Но казаков было мало.

Это стало одной из причин того, что весной 1583 года Ермак отправил послов с письмом о завоевании Сибирского ханства. Челобитная, по словам летописей, была следующего содержания: «Изволением божиим и великого государя царя и великого князя Ивана Васильевича счастьем Ермак со своими товарищами взял Сибирское ханство, победил и обратил в бегство хана Кучума, под его царскую руку многих татар, хантов и манси привел к шерти на том, что быть им под его царскою рукою до окончания веку и давать им ясак ежегодно, а на русских людей никогда зла не мыслить и не делать, и которые из них похотят служить государю, те будут приняты на казацкую службу, тем бы его государскую службу служите ревностно, как подобает верным подданным, с божьей помощью, на сколько хватит сил выступати храбро против недругов царя и самим никогда не изменять, не отъезжать к хану Кучуму, к его людям и к другим враждебным народам, но посвятить свою жизнь с полной готовностью государевой службе». Просил также Ермак прощения у царя за прежние свои преступления и просил, чтобы Иван Васильевич прислал воеводу для управления новыми землями.

Кроме письма везли казаки и ценные дары - меха соболей, бобров и лисиц. Во главе посольства стоял атаман Иван Кольцов.

Осенью 1583 года посольство приняли в Кремле. Царь очень обрадовался, услышав хорошие новости, принял казаков очень милостиво. Все участники похода получили царское прощение, были награждены деньгами и сукном. Ермаку Иван IV направил вместе с прощением дорогие подарки. К тому же он распорядился отправить в подкрепление Ермаку отряд из 300 человек во главе с воеводой князем С.Волховским.

В то же время, пока послы от Ермака ездили в Москву и обратно, сам атаман не терял времени и продолжал укреплять русскую власть на завоеванной территории. Хоть и изначально Ермак обещал всяческие блага за покорность местному населению, большая часть татарских улусов на нижнем Иртыше не спешила стать русскими данниками. Для сбора ясака Ермак решил отправить 50 казаков под командованием есаула Богдана Брязги на север, вниз по Иртышу. Вышел отряд из Кашлыка в марте 1583 года. Сначала встречал Брязга значительное сопротивление, и ему пришлось даже взять один городок приступом. Собранный ясак и продукты он отправлял в Кашлык. После этого понизовые татары приняли подданство. Еще ниже по Иртышу страна была заселена одними хантами. Отряд Брязги добрался до реки Демьянки, где взяли приступом укрепленный городок. В этом городке они задержались из-за ледохода, построили легкие суда. Когда ледоход прошел, начали сплав по Иртышу. По пути они приводили к «шерти» встречающиеся городки хантов.

Добравшись до Оби, казаки продолжили путь по этой реке и дошли до Белогорья, холмистой местности, где Обь, огибая Сибирские Увалы, круто поворачивает на север. Ниже берега Оби оказались необитаемыми и 29 мая Брязга повернул обратно. Он исследовал приречные районы по нижнему Иртышу на 700 км от устья Тобола и небольшой участок Оби до Белогорья.

В это же время для врага казаков Кучума все складывалось плохо. В сибирских степях появился претендент на трон, к которому перешло много татар из войска Кучума. Кроме того, в его лагере начался раскол. От него отделился влиятельный вельможа - Карача. Но Кучум не сдавался, хотя войско его значительно поредело. Он жестоко карал изменников и следил за казаками, выжидая удобное время для удара.

Но удар этот нанес не Кучум, а Карачи. В сентябре 1584 года он прислал к Ермаку послов с подарками и обещанием покориться Москве, если казаки помогут ему в походе против ногайцев. Ермак послал на помощь 40 казаков во главе с Иваном Кольцо. Отряд прибыл в стан Карачи, где их радушно приняли, а потом убили. Так как у Карачи везде были свои люди, то ему ничего не стоило поднять восстание против русских. Татары перебили также небольшие казачьи отряды, рассеянные среди местного населения на огромной территории Сибири.

В ноябре 1584 года прибыла долгожданная помощь - 300 стрельцов во главе с Семеном Волховским и стрелецким головой Иваном Глуховым. Но вскоре выяснилось, что стрельцы не привезли с собой никаких припасов. Путь казаков оказался им не по плечу. Стрельцы потратили на него гораздо больше времени, чем рассчитывали. Перетаскивая лобки через волок, они не справлялись с тяжелой работой, побросали струги вместе с припасами. Они не знали трудностей жизни в Сибири, думали, что Ермак обеспечит их всем необходимым. Но у казаков продовольствия было в обрез, и они сами надеялись на помощь из России. Как назло, зима оказалась на редкость холодной, заниматься рыболовством и охотой не было возможности. Начался голод, к нему присоединились болезни. К концу зимы умерло большинство стрельцов, в их числе и воевода Волховский.

Весной 1685 года Карача, собрав большое войско, заблокировал казаков в Кашлыке, надеясь при помощи продолжительной осады заставить Ермака сдаться. Татары не шли на приступ, хотели заморить русских голодом. Так стояли они всю весну и начало лета. В июне казаки смогли прорвать осаду, незаметно пройти мимо караулов татар и неожиданно напасть на своих врагов. Много татар было перебито. Погибли в бою и два сына Карачи. Сам Карача бежал.

Эта победа немного улучшила сильно пошатнувшееся положение казаков, так как татарам, лишившимся поддержки Карачи, снова пришлось признать власть русских и снова начали снабжать Кашлык съестными припасами. Голод, наконец, отступил от людей.

В июле 1585 года к Ермаку пришли люди от бухарцев, торговых людей, и сообщили ему, что в Кашлык направляется через реку Вагай торговый караван, но Кучум не пускает его дальше. Ермак поверил этой новости и со 150 казаками выступил навстречу каравану. Дойдя до устья Вагая, он разбил там татарский отряд, не нашел и следов каравана и двинулся вверх по Иртышу. Затем казаки одержали над татарами вторую победу, и овладели без боя городком Ташаткан. Развернулся обратно Ермак у устья реки Шиш и поспешил обратно к устью Вагая, получив известие, что караван все-таки идут по этой реке.

5 августа на берегу Иртыша, близ устья Вагая, Ермак остановился на ночлег. Уставшие казаки, чувствуя себя в безопасности, крепко уснули. По местной легенде Кучум послал на разведку приговоренного к смерти татарина. Татарин принес из стана Ермака три пищали и три сумки и доставил их хану. Удостоверившись, что русские крепко спят, Кучум в полночь напал на лагерь. Летописи передают, что татары просто душили казаков, чтобы не поднимать шума. Перебили всех, спасся только один человек. Он уплыл на маленьком судне и принес в Кашлык печальную весть о гибели отряда. Но Ермак не был убит. Он пробился к берегу реки, но был ранен. По воспоминаниям, атаман был одет в тяжелые кольчуги, они-то и утянули Ермака на дно, когда он пытался вплавь добраться до стругов.

Когда в Кашлыке узнали о гибели Ермака и всего отряда, то принявший на себя командование Матвей Мещеряк решил оставить Сибирь. 15 августа 1585 года остатки казаков и стрельцов сели в струги и поплыли вниз по Иртышу, потом по Оби и старинным Печорским путем вернулись обратно в Русь.

Как только казаки покинули Кашлык, его сразу же занял Кучум, вскоре, однако изгнанный оттуда Сеид-Ахматом из рода Тайбугинов - новым претендентом на власть в Сибири.

ермак сибирь поход


Наше восприятие о начале русской Сибири связано с именем Ермака Тимофеевича. Четыре столетия назад его дружина в 1581 году перешла "Каменный пояс" Урала и разгромила агрессивное Сибирское ханство - один из последних осколков Золотой Орды.

Произошло событие огромной исторической важности: последний монгольский царь Кучум был разбит, и этим была заложена основа Азиатской России. Поход Ермака в пределы Сибирского ханства положил начало освоению Сибири русскими. За Урал двинулись казаки и переселенцы. Подвиг Ермака и его дружины навсегда был вписан в сибирские летописи. Но так ли было это на самом деле? Как мог Ермак завоевать Сибирь, если она была в вассальной зависимости от Московии? Как можно завоевать огромные просторы Сибири с численностью отряда в шестьсот человек и разгромить ханскую власть Кучума? Народные предания говорят о том, что Ермак не погиб, но кого же тогда нашли утонувшим в реке и в доспехах? А также, Иван Грозный - потомок Чингизхана и почему не состоялась английская колонизация Сибири? Об этом всём и поговорим.

Что нам известно про огромную страну тех времен, где жили наши предки? Вместо истории Московской Тартарии с Великой (Сибирской) Тартарией, нам подсовывают историю покорения Сибири, а точнее, Сибирского ханства, которое располагалось в районе течения Тобола. Эта Сибирь по занимаемой площади была настолько маленькой, что едва составляла хотя бы пятнадцатую часть современной Сибири. А что же происходило на остальной территории?

Географические размеры Сибирского ханства, покоренного Ермаком, (где несколько летописей повествуют его легендарный поход), примерно сопоставимы с Францией. В той же Британике, в географической таблице указаны размеры территорий: Франция - 139 000 кв. миль, Московитская Татария - 3 050 000 кв. миль. Разница - более чем в двадцать раз. Кажется, странным, что история громадного края сведена к истории (даже не к истории, а лишь к истории завоевания) его одной двадцатой части. И это, очевидно, является большой проблемой в исторической науке.

О покорении Сибири Ермаком Тимофеевичем существует несколько летописей:

1) Самая древняя, правдивая и признанная всеми - Есиповская летопись, написанная донским казаком Саввою Ефимовым, сподвижником Ермака, который был глубоко верующим человеком и в последствии стал дьяком архиепископа Тобольского и Сибирского. Летопись эта окончена в 1636 году, когда автору её было около 80 лет.
Название у неё было длинное и само по себе уже отражает идейные пристрастия автора: "О сибирстей стране, како соизволением божиим взята бысть от русского копья, собранного и водимого атаманом Ермаком Тимофеевым и своею храброю и предоброю дружиною и соединомысленною".

2) Строгановская, написанная около 1600 года, которой больше всего придерживался Карамзин. Оно и понятно, летопись эта отличается большой пристрастностью, склоняющеюся к возвеличению перед Россией заслуг купцов Строгоновых, а потому во многих деталях является искаженной.

3) Краткая Сибирская летопись Спасского.

4) Латинская, относящаяся к концу ХVII века. Летопись эта хранится в Императорской Публичной Библиотеке и в 1849 году переведена на русский язык Небольсиным.

5) Новая летопись, составленная в конце ХVII или в начале ХVIII в.в.

6) Летопись Сибирская краткая Кунгурская, - одна из летописей, возникшая во 2-й пол. 17 в. в Прикамье. В полном виде текст К. л. не сохранился. Известен по включениям в первоначальный текст Ремезовской летописи.

7) "История Сибирская" С.У. Ремезова (Ремезовская летопись) - уникальный памятник русской культуры, созданный в Тобольске в конце XVII века.

8) Опросы в 1621 г. первого Тобольского архиепископа Киприана, одного из оставшихся в живых сподвижников Ермака. Он описал о покорении ими Сибири во всех обстоятельствах похода.

Есиповская летопись признается Фишером, Миллером и Карамзиным за самую достоверную; она начинается так: "Избрав Бог не от славных муж, не от царского веления воевод, а вооружи славою и ратоборством атамана Ермака, Тимофеева сына, и с ним 540 человек". По этим летописям, Ермак был роста среднего, широк в плечах, сложения крепкого, волосы на голове имел черные, кудреватые, бороду черную, глаза весьма быстрые, лицо широкое и пригожее, нос с горбинкой; хорошо сносил стужу и жар, голод и жажду, бессонные ночи, тяжелую работу и проч. Он имел бодрый и затейливый дух, который не давал ему долго сидеть праздно; хитер на вымыслы и быстро приводил их в исполнение; храбр до дерзости и милосерд к побежденным. Считая себя борцом за православную веру, он, как и все казаки того времени, был всегда набожен, строг в соблюдении постов и обрядов веры и всегда призывал в своих предприятиях на помощь Бога и Пречистую Его Матерь. Строго наблюдая за нравственностью казаков и требуя от них целомудрия, атаман Ермак перед каждой битвой или после победы всегда приказывал бывшим в его войске трем священникам и одному иеромонаху служить обедни или петь благодарственные молебны. Перед битвами любимые его слова были: "Когда Бог нам поможет, то одолеем врага".

Но посмотрим, что говорит Карамзин, придерживавшийся, как известно, Строгановской летописи.

"Мысль о покорении Сибири внушили Ермаку купцы Строгановы, владевшие по жалованным грамотам всеми землями по рекам Вычегде, Сильве и Каме до р. Чусовой. Слыша о подвигах казаков в низовьях Волги, умные Строгоновы будто бы предложили Ермаку и его товарищам службу честную: послали им дары, написали грамоту ласковую (6 апреля 1579 года), убеждали их отвергнуть ремесло, недостойное христиан, быть не разбойниками, а воинами царя белого, искать опасностей не бесславных, примириться с Богом и Россией; сказали: "Имеем крепости и земли, но мало дружины: идите к нам оборонять Великую Пермь и восточный край христианства". Ермак со товарищами прослезился от умиления, говорит Строгановская летопись: мысль свергнуть с себя опалу делами честными, заслугою государственною и променять имя смелых грабителей на имя доблестных воинов отечества, тронула сердца грубые, но еще не лишенные угрызений совести... Они подняли знамя на берегу Волги, кликнули дружину, собрали 540 отважных бойцов и 21 июня прибыли к Строгоновым - "с радостью и на радость", говорит летописец: "чего хотели одни, что обещали другие, то исполнилось: атаманы стали грудью за область христианскую. Неверные трепетали. Где показывались, там и гибли".

Как видим, Есиповская летопись показывает нам набожного Ермака, соблюдающего посты, обряды и т.д., а Строгановская показывает нам Ермака разбойником и безбожником. О дружине Ермака, как о разбойничьей шайке историки упоминают слова Ивана Грозного: "Мы на тех казаков волжских, на Митю Бритоусова и Ивана Юрьева (Кольцо) опалу свою положили, казнить их велели...". Но в документах той поры, упоминающих Ивана Кольцо, Митрия Бритоусова и других волжских атаманов, занимающихся разбоем, имени Ермака нет, он в соответствии с грамотой, в это время состоял на службе у Строгановых. Становится понятным приход именно Ивана Кольцо с повинной к царю и дарующим освобождённые Сибирские земли.

О численности казаков у Ермака данные разнятся, но вот что сумел выяснить Герард Фридрих Миллер, по его данным казаков было несколько тысяч человек, данные Ремезовской летописи показывают, что Ермак привел на Чусовую 6 тысяч человек. В оконечном итоге, Ермак привел в столицу Искер (Сибир) только четыре сотни боеспособных казаков, да ещё полторы-две сотни раненых, которые не могли сражаться. А у Саввы Есипова мысль о превосходстве огнестрельного оружия родилась из представления о том, что русский отряд, приведенный в Сибирь, был крайне малочисленным.

По Миллеру Ермак самовольно отправился в Сибирь и грабил Строгановские вотчины, а по Строгановской летописи, Ермак был снаряжен в поход царём и Строгоновыми. В то же время Иван Грозный пожаловал в 1572 году Строгановым огромную площадь земель "за Камнем", то есть за Уралом, по Тоболу, Иртышу и Оби. Поэтому Карамзин и предположил, что поход Ермака осуществлялся по царской воле и с царского указа. Если вспомнить, донское казачество с 1671 года признало протекторат московского царя Алексея Михайловича, то есть отказалось от самостоятельной внешней политики, подчинив интересы Войска интересам Москвы, Внутренний распорядок остался прежним. И только когда Романовская колонизация юга продвинулась до границ Земли Войска Донского, тогда Петром I была проведена инкорпорация Земли Войска Донского в состав Российского государства. То есть, донцы, начиная с Алексея Михайловича стали служить интересам Московии.

"Мы, Донские казаки, бьем тебе, царь Иван, царством Сибирским", повествует летописец. Эти слова говорят сами за себя. Следовательно, атаман Ермак и его сподвижники, если и не все, то большая их часть, были природные Донские казаки, которых летописцы ХV и ХVI в.в. называли Азовскими.

Когда-то из Сибири, часть племён Андроновской культуры переселилась в Индию, а после некоторая их часть переселилась обратно, но уже минуя территорию Средней Азии, пройдя Каспий, перейдя Волгу, они поселились на территории Кубани, это были синды. Они-то и составили основу азовского казачьего войска. Будучи в Индии, они немного приняли в себя кровь местных племен с темным цветом кожи - Дравидов и среди всего казачества, они единственные имеют темный цвет волос и глаз. Также при переселении они претерпели метисацию крови с южными народами, древними персами, парфянами, тюрскими племенами, эллино-скифами. Поэтому среди них большей частью встречаются брюнеты с вьющимися или волнистыми волосами, атаман Ермак как раз был один из них. Они среднего роста, крепкого сложения, выносливы, храбры и предприимчивы. Тип этот и теперь очень резко выражается среди казаков низовых станиц, в особенности, в Старочеркасской и Раздорской на Дону и даже выше, до хутора Калача Пятиизбянской станицы. Выше по Дону он почти отсутствует. Примерно в XIII веке, часть из них ушла в устье Днепра, где позже стали называться запорожскими казаками.

До нас не дошел ни один живописный портрет Ермака, да и вряд ли они существовали при его жизни. Портретов с "воров", "разбойников" и "татар", как называли тогда казаков - разумеется никто не писал, а когда к Ермаку пришла официально признанная слава, его уже не было в живых. Во время похода в Сибирь ему было 35 - 40 лет.

Также скрыто и настоящее имя Ермака. Историки дали Ермаку семь имен: Ермак, Ермолай, Герман, Ермил, Василий, Тимофей и Еремей. Для одних он волжский, для других донской казак. Историк войска донского В. Броневский без ссылок на документы писал о Ермаке, как уроженце донской станицы Качалинской. В списке атаманов, приложенном к "Краткой летописи Донского казачьего войска", опубликованной в "Донском календаре" за 1876 год, Ермак Тимофеевич упоминается среди атаманов за 1579 - 1584 годы, но опять - таки без всяких документальных свидетельств. Есть среди этих свидетельств и неподтвержденное имя Ермака - Василий Тимофеевич Аленин.

До нас не дошли имена казачьих атаманов и есаулов, храбро бившихся под казанскими стенами с татарами, не сохранилась и грамота царская. Но участие донцов в казанской осаде осталось в памяти народной. У стариков-станичников Багаевской и других станиц еще сто лет тому назад можно было слышать песню, где воспевали подвиги донского атамана Ермака Тимофеевича, взявшего Казань и подарившего ее царю Иоанну Васильевичу. Есть и еще песни, где поется о Ермаке, который явился к царю Иоанну Васильевичу и посоветовал ему, как взять Казань. Очевидно, что в народной памяти остались подвиги наших дедов под казанскими стенами. Ермаку Тимофеевичу, этому первому герою-казаку, казаки приписывали и атаманство под Казанью. После взятия Казани начались постоянные сношения Московского царя Иоанна IV Васильевича с донскими казаками.

Так, в одной из казачьих песен рассказывается о взятии Казани, как при взрыве стены погиб отец Ермака - атаман Тимофей Чига, в этом сражении принимал участие и его молодой сын Ермак. Возможно, сражался он и при взятии Астрахани, где дрались до 5000 донских казаков.

"Казаки в Казань ворываются,
А орда из ней убирается,
Царь въезжает во Казань-город,
Он там хвалится, прославляется.
Вот Ермак к нему является:
- Чем, Ермак, тебя пожаловать?
- Ты отдай, государь, нам Тихий Дон,
Снизу доверху, сверху донизу,
С его реками и вершинами! "...

Кстати, реваншистам разных мастей можно разъяснить, что взятие Казани - это не злобное русское нашествие, а результат борьбы за осколки Золотой Орды между Москвой и Стамбулом, ставшей актуальной после падения Византии, и вылившаяся в гражданскую войну в Казанском, Астраханском, Крымском ханстве и Ногайской орде. Причем если в Казанском и Астраханском ханстве в этой борьбе победили прорусские силы, то в Крымском - протурецкие.

Именно Золотая Орда спасла Русь от покорения католической Европой, чего очень боялась православная церковь. Так как тюрки-мусульмане не ставили задачу рекрутировать славян в свою веру. А Ватикан такую цель ставил. И война с крестоносцами в 13-14 веках яркое тому свидетельство. Невский приветствовал власть Орды, ибо считал, что только она в состоянии сдержать натиск "католических вероотступников". Падение Золотой Орды привело к интервенции со стороны Польши, Швеции в период великой смуты. Вхождение татар в состав России было добровольным и осознанным выбором, путь к которому в силу тогдашних геополитических реалий и противоборств был труден и кровав. Уже одно то, что во время русской смуты татары поддержали Русское государство, а не ляхов, говорит об этом.

Также огорчу тех, кто считает, что по традиции Золотой Орды власть могла принадлежать только чингизидам (потомкам Чингисхана), в том числе и над Казанью. Так вот, Иван Грозный имел на Казанский престол династические права не меньшие (если не большие), чем правитель Казани Едигер (Ядигер). В крови матери Ивана Грозного Е. Глинской текла кровь чингизидов. Елена Глинская была дочерью Олексы - сына Мансура Киятовича, который был сыном Мамая и дочери Бердибека, являвшегося ханом Золотой Орды. Чтобы было понятно, Бердыбек - прямой потомок Чингизхана, дочь Бердибека была замужем за Мамаем, у них было, по крайней мере, два сына. Один из них - князь Мансур Кият, у него был сын Алекса, который в 1390 году принял христианскую веру в Киеве. Алекса Мансурович при крещении был наречен Александром. Тогда же был крещен и его сын, ставший Иваном.

Вот этот-то Иван Александрович (правнук Мамая) добился для себя в 1399 году от великого князя Литовского Витовта титула князя Глинского. Великий князь Витовт женил молодого князя Ивана Александровича на острожской княжне Настасье Даниловне. Таким образом, дети правнука Мамая обрели генеалогическую связь с молдавскими господарями и сербским королевским родом Неманичей.

Его сын Борис Иванович Глинский (умер в 1451г.) родил Льва Борисовича Тёмного Глинского. Его дочь - Княжна Елена Васильевна Глинская - вторая жена московского великого князя Василия Ивановича, мать Ивана Грозного, правительница государства во время его малолетства. Таким образом, Иван Грозный был потомком Чингизхана, такой вот расклад. Ну и соль на рану тем, кто сеет вражду между русскими и татарами, посмотрите, как татары Казань брали.

В истории Ермака отмечено, что его поход был первым военным походом русских в дикую, пустынную и неизведанную страну Сибирь. Конечно, это не совсем так. Ермак не был первым русским полководцем, который привел в Сибирь свой отряд.

Народы севера Западной Сибири издавна поддерживали экономические связи с русскими землями и прежде всего с Новгородом. Еще в XI столетии предприимчивые новгородские и поморские купцы проникали в низовья Оби и Таза, куда привлекали их в первую очередь пушные богатства. Самые первые сведения о военном походе русских в Сибирь относятся к 1384 году, когда новгородский отряд прошел на Печору, и далее, северным походом через Урал, на Обь. Сведения об этом походе крайне отрывочные, и неизвестно, кто возглавлял отряд, сколько в нем было человек и какие цели он ставил перед собой.

С ослаблением Новгорода и подпаданием его под власть московских великих князей, разведкой и завоеванием Приуралья и Сибири стали заниматься московские воеводы. Если новгородцы преследовали главным образом экономические интересы, то есть завязывали мирный торг, то московиты преследовали явно политические цели и хотели присоединения северных земель. Их главной задачей в новых землях было приведение местного населения под власть московского государя и взимание дани в его пользу.

Когда торговые и политические связи новгородцев унаследовало Московское государство, то в конечном итоге далекие сибирские земли включило в состав своей территории. В Югорскую "вотчину" великие князья московские неоднократно посылали ратных людей для сбора дани. Таковыми были походы устюжанина Василия Скрыта (Скрябы) в Югру (1465 г.). Через несколько лет, в 1472 году воевода Федор Пестрый совершил крупный военный поход в Пермь, завоевал её и выстроил в центре этой земли укрепленный город Чердынь, который стал форпостом русского присутствия в Пермском крае и Предуралье. В 1478 году Москва присоединяет к своим владениям огромные владения Господина Великого Новгорода на севере, в том числе и на северо-востоке, по Печоре и Двине.

В 1483 году состоялся крупный поход воевод князей Федора Курбского и Ивана Салтыкова-Травкина на Пелымское княжество, которое занимало земли на Урале, по Тавде и Пелыму. Воеводы прошли Пелымское княжество, разгромили войско пелымского князя, наложили дань на его население и потом прошли вверх по Оби до слияния с Обью Иртыша. От Иртыша отряд воевод прошел до устья Тобола и вернулся в Московию. Получается, что они прошли маршрутом Ермака за сто лет до казачьего похода.

В 1499 году состоялся крупный военный поход воевод князей Семена Федоровича Курбского, Василия Заболоцкого - Бражника и Петра Федоровича Ушатого во главе отряда из 4 тысяч ратников в Югорскую землю. Отряды князей двигались по Мезени и Печоре к городку Усташу, где должны были соединиться. 21 ноября 1499 года объединенный отряд вышел в поход за Югорский Камень, то есть должен был перевалить высокий Приполярный Урал по горному проходу, уже хорошо известному русским. Поход должен был покорить остяков и вогулов, живших по восточную сторону Урала, вплоть до устья Сосьвы, впадающей в Обь. Всего до тех мест отряд прошел более 6,5 тысяч верст.

Отряд взял штурмом более 40 укрепленных городков, захватил в плен 58 князей и богатырей, множество простых воинов. На население была наложена дань в пользу московского князя. В 1502 году, после возвращения князей из похода, Иван III присвоил себе титул князя Кондорского и Обдорского. Одним словом, за 80 лет до Ермака русские уже завоевали северную часть Восточного Предуралья.

Выше вы видите первую карту России 1525 года (кликабельно). Задолго до Ермака Сибирские земли от Перми, Кондоры и до Байды и Лугории (Приобский бассейн) были известны Московии и в некоторой степени подчинены ей. Московское княжество имело влияние до земель Сибирской Тартарии, до земель Пегой Орды, где были многочисленные казачьи объединения. Также обратите на рисунок справа, где изображен большой город Архангельск, который по официальной версии основан в 1584 году.

Но все эти походы до времён Ермака, не привели к присоединению и освоению Сибири. Зависимость местных племен от Московии была в значительной степени формальной и ограничивалась нерегулярной уплатой дани. Влияние Московского государства за Югорским Камнем в XV - XVI веках оспаривало Сибирское ханство. Оно выделилось из состава Золотой орды в первой трети XV века. Основателем династии сибирских ханов был Хаджи - Мухаммед - хан, потомок одного из братьев знаменитого Батыя, Шейбани. Татары вели полукочевой образ жизни, занимались скотоводством, охотой и рыболовством. Земледелие в небольших размерах существовало только в поймах Тобола и Иртыша, и большого хозяйственного значения не имело. Сибирское ханство было эфемерным политическим образованием. В нем никогда не прекращалась междоусобная борьба. Власть с переменным успехом оспаривали потомки чингизида Шейбани - хана и местного татарского княжеского рода Тайбугинов. Когда появился Сибирский хан Едыгей, то он постарался заключить союз с Московией и согласился платить ей дань. Едыгей понимал, что Иван Грозный взял Казань, разгромил Давлят Гирея и видел в нём поддержку, потому, что с Южных земель повеяло сильной угрозой.

В Сибирской Тартарии и особенно в Пегой Орде никто тогда строго не придерживался какой-либо веры, между собой мирно сосуществовали язычники, магометане, христиане, никто не навязывал насильно свои убеждения.

Но как в случае с Чингизханом, Мамаем, а потом и Темурмаликом, опять появились тёмные силы, которые стали стравливать народы и теперь уже из Бухарского ханства появился очередной завоеватель Кучум и он появился не с проста. В 1559 году состоялся договор между Ливонским орденом и Сигизмундом, после чего Ливония вступила под протекторат Польши. Было чего опасаться, Ливонский орден в 1242 году был в составе Тевтонского ордена и участвовал в Ледовом побоище на Чудском озере, Запад с тех пор своих планов по отношению к нам не менял. В ходе Ливонской войны XVI века, орден потерпел ряд поражений от войск Ивана Грозного, после чего в 1561 году распался.

В 1562 году Иван Грозный включает в царский титул слова "... и всея Сибирской земли повелитель". При Иване Грозном Россия присоединила Поволжье, Северный Кавказ. Пробивала дорогу к Балтике, сокрушила Ливонский Орден. Однако вздыбились Литва, Польша, Швеция, Дания, Крымское ханство. Добавились измены собственной знати. Тем не менее, наша страна успешно справлялась со всеми трудностями. Литву разгромила, татар отражала. Шведов и датчан сумела перетянуть на свою сторону. А для искоренения внутренней оппозиции был введен чрезвычайный режим - опричнина.

Вот тогда-то и закрутился тайный антироссийский альянс. Возглавили его папа римский и орден иезуитов, так они принялись направлять и координировать деятельность врагов нашей страны.

Даже польский король Сигизмунд II Август слёзно писал английской королеве Елизавете I о значении русских в Ливонии: "Московский государь ежедневно увеличивает своё могущество приобретением товаров, которые привозятся в Нарву, ибо сюда помимо прочего, привозится оружие, до сих пор ему не известное... приезжают военные специалисты, посредством которых, он приобретает средства побеждать всех"...

Англичане, обеспокоенные по поводу укрепления Русского государства, под видом торговых отношений, с 1553 года начинают активные действия в отношении Сибирской колонизации, но у них ничего не вышло и всё это вылилось в создание торговых отношений с Москвой. Вот как это было по официальной версии.

В XV веке Сибирью заинтересовались европейцы. Их интерес был таков: из Китая вывозились товары, пользующиеся огромным спросом по всей Азии и в Европе. Сметливые купцы понимали, что если наладить прямую торговлю с Китаем, то можно получить совершенно фантастические прибыли на торговле этими редкими товарами. Англичане стремились во что бы то ни стало разведать прямой путь в Китай. Согласно представлениям о географии того времени, столица Китая - Пекин, находилась на берегу Срединного озера, из которого вытекала большая река, несущая свои воды к северу. Англичане думали, что эта река - Обь.

Английские купцы учредили "Общество купцов-предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений", которое занялось разведкой пути в Китай через Сибирь. В 1553 году общество снарядило экспедицию из трех судов под командованием Хью Уиллоуби, но два судна погибли, попав в бурю. Уцелевший корабль под командованием Ричарда Ченслора отбился от экспедиции и его вынесло к устью Северной Двины. Здесь команду и капитана подобрали поморы. На санях Ченслор приехал в Москву, где был принят самим царем Иваном IV. Государь щедро одарил моряка и отпустил на родину.

После этого "Общество купцов-предпринимателей", получившее признание королевы, стало снаряжать новые экспедиции. Через несколько лет после неудачной экспедиции Уиллоуби в море, вышла новая экспедиция под командованием Стивена Барроу. Опыт предыдущего плавания был учтен. Корабль Барроу перешел Баренцево море и достиг берегов Новой Земли и острова Вайгач. Путь в устье Оби он не нашел и вернулся в Англию.

В 1580 году "Общество купцов-предпринимателей" снарядило ещё одну экспедицию. Теперь англичане уже приблизительно представляли себе расположение устья Оби. Знали и то, что на Оби находится Сибирское ханство и что столица его - Искер. Два корабля под командованием Артура Пета и Чарльза Дженкина дошли до самой Обской губы. По плану экспедиции предполагалось подняться вверх по Оби до Искера и зазимовать в нем. Но и эта экспедиция завершилась неудачно. Корабль Дженкина погиб в Обской губе, а второй корабль Артура Пета - повернул назад.

Вступление

«После свержения татарского ига и до Петра Великого не было в судьбе России ничего более огромного и важного, более счастливого и исторического, чем присоеди­нение Сибири, на просторы которой старую Русь можно было уложить несколько раз». В.Г.Распутин

Актуальность работы в том, что история освоения Сибири до сих пор загадочна, ведь личность Ермака одна из важнейших персон истории.Данная тема мною выбрана в связи с тем, что меня заинтересовала личность Ермака. В школьном курсе изучению данных вопросов внимание не уделяется. Лишь кратко говорится, что Ермак первый из землепроходцев побывал за Уралом. Чем больше я читала, тем больше мне хотелось узнавать о данном походе.

Цель работы – рассмотреть походы Ермака в Сибирь.

Задачи:

Изучить личность Ермака;

Изучить различные исторические источники о походе Ермака в Сибирь;

Подвести итоги завоевания Сибири.

Введение

В конце XV-начале XVI века на месте разрозненных русских княжеств образовалось обширное и могущественное Российское государство. Русский народ покончил с иноземным игом и принялся расчищать почву от осколков рассыпавшейся империи завоевателей - Золотой Орды. Время Ивана Грозного было временем крупных успехов и одно¬временно больших неудач поднимающейся нации. «Казанское взятие» открыло русским путь в низовья великой русской реки Волги и на Каспийское море. Однако все попытки Российского государства получить выходна Балтийское море и установить прямые торговые связи со странами Западной Европы по кратчайшим морским путям закончились неудачей. Последние годы двадцатипятилетней Ливонской войны были отмечены голодом, разрухой и тяжелейшими поражениями. Среди сплошных неудач конца войны «сибирское взятие» Ермака блеснуло подобно молнии в ночной тьме. Горстка ермаковых казаков нанесла сокрушительное поражение «царю» Кучуму, властителю Сибирского ханства и наследнику Золотой Орды. Освоение Сибири, начало которому было положено экспедицией Ермака в Зауралье, явилось крупнейшей вехой в русской средне¬вековой истории. Казаки Ермака сделали первый шаг, открыв пришедшимна смену им землепроходцам путь в глубины неве¬домого и огромного азиатского материка. Вслед за великими геог¬рафическими открытиями на западе настало время выдающихся русских географических открытий на востоке. Через полвека после гибели Ермака русские вышли на берега Тихого океана. Сохранилось совсем немного достоверных данных, которые по¬зволили бы составить правдивое жизнеописание Ермака. Раскрыть незаполненные страницы его биографии поможет исследование эпохи и среды, выдвинувшей прославленного покорителя Сибири. Эпоха - вот ключ к пониманию характера и деяний Ермака, одной из самых примечательных фигур русской истории.

Кто такой Ермак

Мало кого можно сравнить по известности в народе с победителем Сибирского ханства казачьим атаманом Ермаком Тимофеевичем. О нем сложены песни и сказания, написаны исторические романы, повести и пьесы. Сибирские походы Ермака - яркая страница русской военной истории. Исторические источники не сохранили сколько-нибудь достоверных сведений, которые позволили бы воссоздать биографию Ермака Тимофеевича . Не известно даже, когда и где он родился, разные города и области оспарива¬ли честь именоваться родиной прославленного атамана. Но то, что Ермак был профессиональным воином, точнее - военачальником, документально подтверждено. Два десятилетия он служил на южной границе России, возглавлял станицы, которые посылались в Дикое Поле для отражения татарских набегов. Во время Ливонской войны Ермак Тимофеевич был одним из самых известных казацких воевод. Польский комен¬дант города Могилева доносил королю Стефану Баторию, что в русском войске были «Василий Янов - воевода казаков донских и Ермак Тимофеевич - атаман казац¬кий». Опытными воеводами показали себя и сподвижники Ермака: Иван Кольцо, Никита Пан, Савва Болдырь, Матвей Мещеряк, которые неоднократно водили полки в войнах с ногайцами. Вообще вольные казаки в то время участвовали в са¬мых значительных военных событиях, имели свою военную организацию и признанных военных руководителей.

Казаки на Волге и Яике

1581 г. выдался крайне неблагоприятным для Русского государства: - Поражения на западных границах. - Постоянная угроза с юга, со стороны Крымских и Азовских татар. - В Среднем Поволжье заволновались «луговые» и «горные» черемисы. - В начале мая московским властям стало известно о нападении на русские земли еще и ногайских татар. В ответ на эти предательские действия со стороны своих вассалов - ногайского князя Уруса и его мурз - правительство Ивана Грозного обратилось за помощью к волжским казакам. В конце июня - начале июля казачий отряд во главе с Богданом Борбошей, Иваном Кольцо и другими атаманами уничтожил Сарайчик - столицу Большой Ногайской Орды, располагавшуюся в низовьях Яика, после чего вернулся на Волгу.

Чуть позже конная станица атамана Ермака Тимофеева (у казаков он имел прозвище Токмак), воевавшая до этого с польско-литовскими войсками в районе Могилева и Орши, была переброшена в район Поволжья для борьбы с ногайцами.

В середине июля царский посол Василий Пелепелицын, находившийся в Ногайской Орде у князя Уруса, отправился вместе с ногайским посольством и караваном купцов-«ордобазарцев» в Москву.

В первых числах августа на переправе через Волгу под Сосновым островом (в районе реки Самары) все они попали в казачью засаду и подверглись разгрому.

Нападение возглавляли атаманы Иван Кольцо, Богдан Борбоша, Никита Пан и Савва Болдыря.

Ограбленный до нитки Пелепелицын и несколько человек из ногайского посольства были отпущены. А через несколько дней к переправе, где все еще находилась ватага «вольных» казаков, вышел ногайский отряд из 600 человек, преследуемый Ермаком.

Зажатые с двух сторон ногайцы были разбиты, однако некоторые из них сумели вырваться из окружения и уйти на Яик. Казаки, объединившись, бросились в погоню.

Добравшись до Яика, казачий круг стал решать вопрос; что делать дальше? Было ясно, что московское правительство не простит им ограбленного на Волге посольства. После долгих споров часть отряда во главе с Богданом Борбошей осталась в районе Яика, а остальные 540 человек, в том числе атаманы Иван Кольцо, Никита Пан, Матвей Мещеряк, Яков Михайлов и Савва Болдыря, решили вместе с Ермаком, которого казаки избрали главным атаманом, уйти в Приуралье.

В конце августа ермаковцы двинулись к верховьям реки Иргиз, а оттуда вышли к Волге. Здесь они пересели на струги и отправились далее, вверх по Волге и Каме.

В вотчине Строгановых

Тем временем в строгановских вотчинах начался мятеж чусовских вогулов, возглавляемый мурзой Бекбелием Агтаговым. Его участники принялись разорять окрестности городков на Чусовой и Сылве, но вскоре были разбиты. В конце лета того же года, пройдя через Камень старой сибирской дорогой по рекам Лозьве и Вишере, в Пермский край вторгся пелымский князь Аблегирим, «а с ним людей семьсот человек». Встретив сопротивление под Чердынью и Соликамском, он в начале сентября 1581 г. обрушился на владения Строгановых. Когда пелымцы с добычей уже уходили восвояси, в этих местах появилась дружина Ермака. Узнав на Чусовой о пелымском набеге, казаки свернули на Сылву и нанесли поражение арьергарду Аблегирима. Наступление зимы они встретили в укрепленном лагере на Сылве. Весной 1582 г. их пригласил к себе на службу Максим Яковлевич Строганов. Ермаковцы стали готовиться к походу на Пелым. Но неожиданно в августе того же года «Кучюмов сын Алей пришел войною на Чусовую». Нападавшие добрались до строгановских городков по реке Сылве. Вместе с царевичем Али (Алеем) в набеге участвовал также пелымский князь Аблегирим.

Ермаковцам удалось отстоять строгановские владения на Чусовой. Но татарско-пелымская рать двинулась дальше, разоряя по дороге русские поселения по Каме. Вражеское войско сожгло Соликамск и после неудачной попытки взять Чердынь ушло под Кайгородок «и ту велию пакость учиниша».

Начало похода

Волжские казаки решили ответить татарам ударом на удар. Поход на Пелым был отложен. Теперь главной целью ермаковцев стала Сибирь - столица «царя Кучюма». Не позднее середины августа 1582 г. они отправились на стругах вверх по Чусовой, прокладывая свой собственный путь за Урал. Из Чусовой ермаковцы повернули в устье реки Серебрянки, а от ее истоков они 25-верстным волоком «суды на себе волочили» через перевал до речки Бараний и уже по ней поплыли «вниз в реку в Тагил», впадавшую в Туру. Так начался стремительный и дерзкий поход казачьего отряда атамана Ермака Тимофеева в Сибирь.

Разгромив татарскую заставу под Епанчиным городком на Туре, казаки вошли в реку Тобол и близ устья Тавды взяли «языка», от которого получили необходимые сведения о положении дел в Сибирском ханстве.

Сам Кучум, узнав о приходе Ермака «за Камень», поначалу не придал этому большого значения, однако новые тревожные вести заставили хана срочно собирать воинские силы.

Навстречу казакам был выслан отряд под предводительством Маметкула, а под Чувашевым мысом, на подступах к столице Кучумова «царства», началось спешное строительство засеки и других укреплений.

Взятие Сибири

Между тем казаки приближались к своей цели. В урочище Бабасан на Тоболе они разбили передовой отряд татар. Близ устья Тобола был разгромлен улус карачи. После этого флотилия Ермака вошла в Иртыш, где ее уже поджидали конные и пешие татары. Высадившись на берег, казаки обратили их в бегство. Но впереди ермаковцев ожидало самое трудное: у засеки под Чувашевым мысом расположился царевич Маметкул «со многими людьми и с великим ополчением», а на мысу стоял с остальным войском сам Кучум.

Не решившись с ходу на штурм засеки, ермаковцы поднялись вверх по Иртышу, захватили укрепленный городок Атик-мурзы и остались здесь на ночевку. При свете костров и факелов собрался казачий круг, на котором решался вопрос, как быть дальше. С одной стороны, налицо было многократное превосходство вражеских сил, с другой стороны, возвращаться назад было уже практически невозможно - начинался ледостав. После долгих споров решено было уповать на Бога и на воинскую удачу.Утром 23 октября 1582 г. казаки прошли вдоль берега к Чувашевской засеке, где началось яростное сражение. В конце концов сопротивление татар было сломлено. Раненый Маметкул едва не попал в плен, «но свои его увезоша» на другой берег Иртыша. С ужасом взирал сверху Кучум на истребление своих лучших воинов. А после того, как поле боя в страхе стали покидать отряды союзных остяцких и вогульских князьков, он и сам помчался к своей столице и, «взяв мало нечто от сокровищ своих, и вдашась невозвратному бегству со въсеми людми. Град же свой Сибирь остави пуст». А 26 октября в столицу Кучума вошли ермаковцы.Вот так.

Белогорский поход и пленение Маметкула

А в Сибири дела шли своим чередом. Уже в конце зимы 1583 г. казачья станица, возглавляемая атаманом Никитой Паном, двинулась вниз по Иртышу в «ясачный» поход.

Казакам пришлось выдержать несколько стычек в прилегающих к бывшей ханской столице с севера татарских улусах, после чего они вступили в земли остяков.

Покорив Назымское княжество и миновав владения князька Бояра, казаки сломили сопротивление демьянских остяков и их союзников - кондинско-пелымских вогулов.

В захваченном остяцком городище ермаковцы дождались открытия навигации и, построив несколько легких стругов, отправились в дальнейший путь. На берегах реки Рачи, притока Иртыша, они нарушили остяцкое жертвоприношение, после чего благополучно миновали засаду близ Цингальской горы и добрались до района будущей Колпукольской волости и до «мольбища их шейтанского», где отряд собрал ясак «з боем и без боя».

Близ устья Иртыша, у стен Самарова городка, выкопанного «на горах высоких», произошло сражение ермаковцев с князем Самаром, в «сборе» с которым было восемь местных князьков. Сам Самар и часть его приближенных погибли в бою. Многие остяки покинули свои жилища и укрылись в тайге, а оставшиеся принесли казакам ясак «с поклоном».

За устьем Иртыша, вниз по Оби, начинались обширные земли Кодского княжества.

Вскоре к ермаковцам явился со своими людьми для переговоров сам большой князь Алачей (Алач), владелец дюжины укрепленных городков, способный выставить сильное, хорошо вооруженное войско.

В планы ермаковцев не входила война с одним из самых могущественных в Нижнем Приобье хантыйских княжеств, поэтому они заключили с кодским властелином дружественный союз, передав ему управление над всей округой. Вернулись казаки назад с богатым ясаком, и с печальной вестью о гибели бесстрашного атамана Никиты Пана.

Через некоторое время «прииде во град Сибирь к Ермаку татарин именем Сенбахта», который сообщил ему, что главный полководец Кучума царевич Маметкул находится с небольшими силами на реке Вагае, в ста верстах от города вверх по Иртышу.

Ермак не преминул этим воспользоваться и послал на Вагай «резвых и искусных ратному делу» казаков во главе с молодым атаманом Грозой Ивановым. Ночное нападение на татарский стан завершилось пленением Маметкула, которого доставили в Сибирь. И Кристина Фатеева улыбается.

Война с карачей

Успехи ермаковцев привели к стремительному развалу Сибирского «царства». Кучума покинули многие татарские мурзы, в том числе его карача, по своей инициативе начавший войну с русскими. Кроме того, воспользовавшись ситуацией, хану стал мстить за своих убитых родичей появившийся в зауральских степях последний представитель династии Тайбугидов князь Сейид-Ахмад, сын Бекбулата. В начале зимы 1583 г. «приидоша к Ермаку от Карачи послы», просившие помощи от набегов из Казахской Орды. Поверив их клятвам о том, что казакам не грозит никакая опасность, Ермак отпустил с послами 40 человек «с вогненным боем» (огнестрельным оружием) во главе с атаманом Иваном Кольцо.

Но едва казаки явились в татарские кочевья, всех их предательски перебили. Спустя какое-то время сложил свою голову еще один ермаковский атаман - Яков Михайлов.

А в начале марта 1584 г. «прииде карача со многими воинскими людьми и облегоша град Сибирь». Осада продолжалась «до пролития воды, до месяца июня», пока ермаковцы, возглавляемые атаманом Матвеем Мещеряком, не сумели нанести татарам поражение, совершив дерзкую вылазку. «Карача ж виде, яко казаков не возмогох одолети», увел остатки своего воинства в степь.

Гибель Ермака

Движение на юг, следом за отступившим Карачей, может показаться безрассудным, но это было не так. Ермак старался закрепить военный успех под Искером, нанести Караче еще один ощутимый удар, пока тот не опомнился от поражения. Победа могла предотвратить повторную осаду Искера, и Ермак решил рискнуть.

Кроме того, он получил известие, что татары гото¬вятся перехватить бухарский караван, который будто бы направляется в бывшую столицу Сибирского ханства. Караван мог привезти много необходимых для казаков товаров, его следовало выручить. И Ермак «с невеликою своею дружиною» поспешил навстречу. Путь его лежал по реке Вагай, притоку Иртыша.

Сначала поход проходил удачно, казаки почти не встречали сопротивления. Но возле Бегичева городища произошел «бой великий», закончившийся победой Ермака. Еще один бой вспыхнул в устье Ишима, он тоже оказался удачным для казаков, хотя пятеро из них были убиты.

Татарские лазутчики неотступно следовали за караваном, хоронясь за деревьями и кустами. Когда стало известно место ночевки казаков - на острове, туда подтянулись отряды Кучума и Карачи. Татары остановились в трех верстах от русского стана и ждали удобного момента для нападения. Ночь с 5 на 6 августа 1584 года выдалась дождливой и ветреной. Шум леса и плеск волн скрадывали шаги, а темнота спустилась такая, что невозможно было разгля¬деть приближающегося врага. Видимо, именно этим, а не тем, что Ермак забыл выставить стражу, объясняется неожиданность нападения: осторожностью казаки никогда не пренебрегали, расплатой за неосторожность была смерть, это знали все.

Другое дело, что казаки, измученные тяжелым гребным переходом вверх по реке, спали, укрывшись от дождя в шалашах, и быстро собраться вместе для отражения нападения оказалось делом нелегким. Но на острове было не избиение сонных, а настоящий бой, который, если бы не гибель самого Ермака, нельзя назвать неудачным.

Силы Кучума явно превосходили силы Ермака, и ка¬закам предстояло, прежде всего, позаботиться об отступлении. Единственная возможность спастись от гибели - пробиться к стругам и отплыть от берега. Русские воины сумели это сделать: из ста восьми казаков, приплывших на Вагай, девяносто спаслись!

Видимо, Ермак отступил одним из последних, задерживая рвавшихся к стругам татар, и погиб уже у самой реки или утонул, не сумев подняться на судно. Даже непосредственным участникам скоротечного ночного боя нелегко было увидеть, что именно произошло, и, возможно, те два десятка погибших на острове казаков как раз и бились рядом со своим атаманом, прикрывая отход остальных товарищей.

Сибирские казаки потеряли самого опытного и авторитетного вождя, силы их были на исходе. Уцелевшие воины вместе со своими последними предводителями атаманом Мещеряком и головой Глуховым решили покинуть Сибирское ханство. Покидая Искер, казаки не знали, что помощь уже близка: по Тоболу подплывала рать царского воеводы Мансурова, которая насчитывала «семьсот человек служилых людей разных городов, казаков и стрельцов». Но к их приходу Искер уже заняло татарское войско, и воевода проплыл мимо, надеясь догнать отступавших казаков. Это ему не удалось. Тогда воевода решил зи¬мовать в Сибири. Близ устья Иртыша служилые лю¬ди построили укрепленный Обский городок и остались там.

Смерть Ермака не привела к отходу Западной Сиби¬ри от России. Служилые люди сидели в Обском городке и подчиняли местных «князей». В 1586 году в Сибирь пришло новое войско под предводительством В. Сукина и И. Мясного. На месте древней татарской столицы Чинги-Туры был постро¬ен Тюменский острог. В 1587 году голова Данила Чулков основал на Иртыше русский город Тобольск, который надолго стал центром Сибири. Необходимо отметить, что во всех походах и сражениях участвовали «ермаковы казаки». Память о славном атамане Ермаке навсегда сохранилась в народе.

Окончание сибирской экспедиции

С наступлением лета, «как вода вскрылась», пережившие голодную зиму казаки погрузились на струги и отправились вниз по Иртышу и Оби в обратный путь. Войдя в Собь, они добрались северным «чрезкаменным» маршрутом до Печоры и, спустившись по ней, вышли к городу Пустозерску. Далее их дорога лежала на Москву.

Сразу же после ухода ермаковцев бывшую столицу Кучума занял его старший сын Али. Однако через некоторое время под ее стенами появи лось войско Тайбугида Сейид-Ахмада.

Во время разыгравшегося здесь сражения Али попал в плен, а множество воинов царевича, в том числе семь его братьев, полегли при штурме города. Сейид-Ахмад, вернувший стольный град своих предков и отомстивший за смерть отца и дяди, торжествовал победу.

В этих обстоятельствах казаки, зимовавшие на Карачином острове, вынуждены были покинуть укрепления, которые они в целях безопасности построили здесь, и поплыли на своих стругах вверх по Тоболу с намерением вернуться на Русь. С их уходом завершилась сибирская экспедиция Ермака.

Заключение

После смерти Ермака молва о взятии Сибири разошлась по всей Руси. В казачьей среде в Сибири родились первые песни об удалом атамане. Одни ермаковцы вернулись в родные станицы на Волгу, Дон, Яик и Терек. Другие, продолжая дело Ермака, ушли далеко на восток к неведомому океану. Но куда бы они ни шли, они несли с собой давние сказы.

Вольные казаки явились пионерами в освоении новых земель. Опережая правительственную колонизацию, они освоили «дикое поле» в Нижнем Поволжье, на Тереке, Яике и Дону. Поход Ермака в Сибирь был прямым продолжением этого народного движения. То, что первыми русскими поселенцами здесь стали вольные люди, оказало влияние на исторические судьбы Сибири. Преобладание народной колонизации привело к тому, что феодально-дворянское землевладение и крепостное право никогда не утвердились на сибирской окраине.

Казаки Ермака сделали первый шаг. Следом за ними на Восток двинулись крестьяне, промышленники-звероловы, служилые люди. В борьбе с суровой природой они отвоевывали у тайги землю, основывали поселения и закладывали очаги земледельческой культуры.

Таким образом, подводя итоги, можно назвать следующие последствия покорения Сибири:

1.Открылись возможности заселения и освоения земель за Уральскими горами.

2.Возникли новые города – Тюмень, Тобольск, Верхотурье и т.д.

3.Сибирь стала местом переселения крестьян.

4.В казну государства стали поступать новые налоги.

Литература

1. История России IX – XVIII вв. Учебник для учащихся средних школ, гимназий, лицеев и колледжей. - Ростов-на-Дону. - «Феникс». - 1996. – 416 с.

2. Каргалов В.В. Полководцы X – XVI вв. – М. – ДОСААФ. – 1989. – 334 с.

3. Скрынников Р.Г. Ермак: Книга для учащихся старших классов. – М. – Просвещение. – 1992. – 160 с.

4. «Экспедиция в Сибирь отряда Ермака», Р.Г.Скрынников, Ленинград, 1982

5. Зуев А. С.Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. Выпуск 1.-Новосибирск, 1999.-124 с.

Началось продвижение русских в пределы Сибирского ханства , еще одного осколка Золотой Орды. Здесь, в Западной Сибири, по Иртышу, Тоболу, Оби и их притокам жили сибирские татары, ханты (русские звали их остяками), манси (вогулы), ненцы (самоеды, юраки), селькупы и другие малые народности. Всего в тогдашней Сибири, вплоть до Тихого океана, проживало не более 200—220 тысяч жителей. Это были скотоводы (южные районы), охотники и рыболовы (таежный и тундровый пояса). Малочисленные и отсталые, они часто становились объектом нападений и грабежей со стороны соседей, эксплуатации сибирских ханов и князьков. Частыми были междоусобицы, взаимные нападения.

Сибирские народы и их правители с середины XVI в ., после , все чаще вступают в контакты с Москвой, ставят вопрос о подданстве. С такой просьбой обратился в 1555 г. сибирский хан Эдигар, много претерпевший от набегов бухарских владетелей. Иван IV согласился, и сибирский “юрт” стал платить в его казну дань (ясак) пушниной. Но после 1572 г. (нападения крымцев на Россию) новый хан Кучум порвал отношения с Россией.

Как и ранее, русские промышленные и торговые люди шли “чрезкаменным” путем (по Печоре и ее притокам, через Камень (Урал) на притоки Оби и далее) или “морем-окияном” на восток за пушным зверем и прочими богатствами. Строгановы, сольвычегод-ские промышленники, снаряжали отряды “охочих людей”, казаков. Один из них возглавил Ермак. По одной версии, он — вольный казак, “гулящий человек” с Волги, по другой — выходец с Урала, именем Василий Тимофеевич Аленин.

Покорение Сибирского Ханства

Отряд Ермака в 1582 г. пришел с реки Чусовой, перевалив через Уральский хребет, на Туру, “ту бе и Сибирская страна” . Далее двигался, “с боем и без бою”, по Тоболу и Иртышу. В конце октября храбрые воины-первопроходцы подошли к Кашлыку — столице хана Кучума, недалеко от современного Тобольска. У города началась “сеча зла” . Воинство Кучума (из татар, хантов и манси) было разбито и разбежалось. Хан откочевал к югу, в степи. Местные жители стали платить дань Москве.

В следующем году на помощь Ермаку царь выслал 500 человек во главе с князем С. Волховским. Но пришли они только в конце 1584 г. По всему ханству происходили стычки между местными жителями и пришельцами. Сильно поредевший отряд Ермака попал в засаду, сам он утонул в водах Иртыша (август 1585 г.). Остатки отрядов Ермака и Волховского ушли домой. Но вскоре появились новые отряды — воевод И. Мансурова, В. Сукина и др. Они ставят укрепленные остроги, усиливают гарнизоны. Основывают Тюмень (1586 г.), Тобольск (1587 г.), ставший надолго столицей русской Сибири, другие города. К концу столетия Кучум, нападавший из глубины степей на русские отряды и остроги, терпит окончательное поражение. Сибирское ханство перестает существовать.

Восточные пределы государства были сильно расширены. Из Западной Сибири в Европейскую Россию потекли пушнина, рыба и иные товары.

В 1582 г. купцы Строгановы наняли отряд казаков под предводительством атамана Ермака, которому предстояло организовать военную операцию против правителя Сибирского ханства - хана Кучума. Казаки успешно преодалели Уральские горы и в нескольких сражениях разбили силы Кучума и захватили столицу ханства - город Кашлык.

БЕГЛЕЦЫ

Добравшись до Яика, казаки стали решать вопрос: что делать дальше? Было ясно, что московское правительство не простит им ограбленного на Волге посольства. После долгих споров часть отряда во главе с атаманом Богданом Борбошей осталась в районе Яика, а остальные 540 человек, в т. ч. атаманы Иван Кольцо, Никита Пан, Матвей Мещеряк, Яков Михайлов и Савва Болдыря, решили вместе с Ермаком уйти в Приуралье. Был конец августа, заканчивался 7089 (1581) г., и казаки это хорошо запомнили.

Как сообщает Погодинский летописец, с Яика ермаковцы перебрались к верховьям Иргиза, а оттуда вышли к Волге (см. Пог. С. 130). Судя по всему, этот путь они проделали на конях. Уже на Волге казаки пересели в струги, спрятанные на одной из тайных пристаней (возможно, в районе того же Соснового острова), и двинулись вверх по реке, «а из Волги в Каму реку и Камою рекою вверх же» (Там же). Достигнув устья р. Чусовой, свернули на Сылву (по Кунгурской летописи, это произошло, как уже упоминалось выше, 26 сентября), где, очевидно, столкнулись с арьергардом Аблегирима и нанесли ему поражение.

Отголоски этих событий отразились позднее в рассказах о боях ермаковцев с вогулами в самом начале их похода в Сибирь, которые читаются в хронографической повести «О победе на бесерменскаго сибирскаго царя Кучума...», в Строгановской летописи, в Лихачевской редакции Еписовской летописи, в Бузуновском летописце и т. д. Наступление зимы казаки встретили в укрепленном лагере на Сылве.

Шашков А. Сибирский поход Ермака 1581-1582 гг.: хронология событий

ГОСУДАРЕВЫМ ИМЕНЕМ

Когда казаки овладели «царствующим градом» Сибирского ханства и окончательно разгромили армию Кучума, им пришлось подумать над вопросом, как организовать управление завоеванным краем.

Долго шумели казаки, собравшись на думу в круг. Долго не утихали страсти. Наконец, положившись на Бога, атаман велел писать войсковой приговор: подвести «живущих ту иноязычных людей под государеву царьскую высокую руку» и всех их - татар, и остяков, и вогулич привести «к шерти по их верам на том, что им бысть под его царскою высокою рукою до веку, покамест Русская земля будет стояти», «и зла никакого на всяких русских людей не думать и во всем стоять в прямом постоянстве».

Так вольное товарищество казаков утвердило историческое решение о присоединении Сибири к России.

Ничто не мешало казакам учредить в Сибири порядки, отвечавшие вековечной мечте народа о воле. Никто не напоминал им о царской казне и ясаке. И все же Ермак стал управлять краем государевым именем и обложил местное население царским налогом - ясаком. Как объяснить столь неожиданный поворот событий?

ПРИЧИНЫ ПРИСОЕДИНЕНИЯ СИБИРИ

Разрыв ханом Кучумом даннических отношений с Россией в 1571 г., разгром ратных людей воеводы А. Лыченицына в 1572 г., участившиеся нападения на Пермские земли и убийство Маметкулом русского посланника Чебукова в 1573 г. - все эти факторы побудили московское правительство распространить на Западную Сибирь ту же систему утверждения центральной власти, которая сложилась в Предуралье. Эта система состояла в том, что огромные территории отдавались «на льготные годы» купцам-промышленникам, какими являлись, в частности, Строгановы. В том факте, сообщенном Строгановыми, что сын Кучума Маметкул во время своего нападения выспрашивал, «куде идти ратью в Пермь», московское правительство усмотрело реальную угрозу своим пермским владениям. В марте 1574 г. Яков и Григорий Строгановы были вызваны для личных объяснений в Александровскую слободу. 30 мая того же года им была дана жалованная грамота на 20 льготных лет, разрешавшая завоевание Сибири: на Тоболе, Иртыше, Оби и других реках, «где пригодитца для береженья и охочим на опочив, крепости делати и сторожей с вогняным нарядом держати».

Строгановы, имевшие торговые отношения с Астраханью, несомненно, были в курсе происходивших в то время на Волге событий; их связь с Ермаком, атаманом волжских казаков, ныне не вызывает сомнений. Нам представляется вряд ли правильным мнение ряда историков о том, что многочисленная казацкая дружина по своей инициативе могла отправиться на завоевание сибирских земель именно после того, как Строгановы получили грамоту на эти земли, к тому же еще и принудить Строгановых экипировать отряд Ермака.

КАЗАКИ В СИБИРИ

Уже число Ермаковой дружины уменьшилось заметно; кроме убитых, многие были ранены; многие лишились сил и бодрости от трудов непрестанных. В сию ночь Атаманы советовались с товарищами, что делать - и голос слабых раздался. «Мы удовлетворили мести, - сказали они: - время идти назад. Всякая новая битва для нас опасна: ибо скоро некому будет побеждать». Но Атаманы ответствовали: «Нет, братья: нам путь только вперед! Уже реки покрываются льдом: обратив тыл, замерзнем в глубоких снегах; а если и достигнем Руси, то с пятном клятвопреступников, обещав смирить Кучюма или великодушною смертию загладить наши вины пред Государем. Мы долго жили худою славою: умрем же с доброю! Бог дает победу, кому хочет: нередко слабым мимо сильных, да святится имя Его!» Дружина сказала: аминь! и с первыми лучами солнца 23 Октября устремилась к засеке, воскликнув: с нами Бог! Неприятель сыпал стрелы, язвил Козаков, и в трех местах сам разломав засеку, кинулся в бой рукопашный, безвыгодный для Ермаковых малочисленных витязей; действовали сабли и копья: люди падали с обеих сторон; но Козаки, Немецкие и Литовские воины стояли единодушнее, крепкою стеною - успевали заряжать пищали и беглым огнем редили толпы неприятельские, гоня их к засеке. Ермак, Иван Кольцо мужествовали впереди, повторяя громкое восклицание: с нами Бог! а слепой Кучюм, стоя на горе с Иманами, с Муллами своими, кликал Магомета для спасения правоверных. К счастию Россиян, к ужасу неприятелей, раненый Маметкул должен был оставить сечу: Мурзы увезли его в ладье на другую сторону Иртыша, и войско без предводителя отчаялось в победе: Князья Остяцкие дали тыл; бежали и Татары. Слыша, что знамена Христианские уже развеваются на засеке, Кучюм искал безопасности в степях Ишимских, успев взять только часть казны своей в Сибирской столице. Сия главная, кровопролитнейшая битва, в коей пало 107 добрых Козаков, доныне поминаемых в Соборной Тобольской церкви, решила господство России от Каменного хребта до Оби и Тобола.

ЕРМАК И РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Первое казачье «написание», поданное казаками архиепископу Киприану, было, по существу, произведением народной, демократической литературы. «Написание» было составлено на основании воспоминаний очевидцев событий, которые еще были свежи в памяти всех, и потому не включило легендарный и песенный материал о Ермаке. Можно думать, что к тому времени его еще почти и не было. Однако народная основа этого «написания» ясно проступает в самой точке зрения на поход Ермака, разительно сходной с песенным освещением событий. И казачье «написание» и народная песня изображают Ермака единственным инициатором похода на Сибирь, народным героем, идеализируют его. В народной поэзии Ермак превратился в богатыря, сражающегося с Калином царем и с бабой Мамащиной; он помогает Грозному взять Казань. Сила, побитая Ермаком, так велика, что «ведь серому-то волку в день-то не оскакать, черному ворону в день не облететь». Ермак вошел в былины Киевского цикла, став, по некоторым вариантам, племянником Ильи Муромца. Разбойничьи песни позже стали называть его родным братом Степана Разина:

Атаманом быть Ермаку Тимофеевичу,
есаулом быть его братцу родимому Степанушке.

Сама биография Ермака дала немало сюжетов для разбойничьих песен. Так, например, мотив прощения вин разбойнику навеян соответствующим эпизодом из биографии Ермака.