Акробатические упражнения на уроках физкультуры мост. "Строевые и акробатические упражнения" план-конспект занятия по физкультуре (4 класс) на тему

Физические упражнения – залог красивого и подтянутого тела. Однако даже те, кто не стремится улучшить свою фигуру, знают, что акробатические упражнения помогают поддерживать жизненный тонус. Нужно только правильно подобрать комплекс общеукрепляющих упражнений.

Акробатика – это набор гимнастических упражнений, тренирующих мышцы и подразумевающий неплохую растяжку. Комплекс акробатических упражнений входит в:

  • профессиональную спортивную подготовку гимнастов и других спортсменов (например, хоккеистов, пловцов);
  • обязательный образовательный стандарт уроков физкультуры в школах;
  • программы, связанные со снижением веса;
  • комплекс общеукрепляющих занятий спортом.

Существует несколько видов акробатических упражнений:

  • одиночные;
  • парные;
  • групповые.

Если говорить о профессиональном спорте или уроках физкультуры, то вид выбирается в соответствии с задачами, которые ставят перед собой тренер (учитель) и спортсмен. Что касается акробатики как части программы снижения веса или общеукрепляющего комплекса, то в этом случае все зависит от ваших предпочтений. Суть и эффективность занятий при этом никак не меняются.

Акробатические упражнения на уроках физкультуры

Физическая подготовка школьников – важный компонент образовательного стандарта. Поэтому комплекс физических упражнений на уроке должен строго соответствовать нормам и требованиям. Важное условие уроков акробатики – наличие хорошего инвентаря. Не менее важен контроль и страховка. Рассмотрим технику выполнения акробатических упражнений на уроках физкультуры.

  • Группировки. Основная задача – сгруппировать тело из положения стоя или лежа с выпрямленными руками и ногами.
  1. Локти прижимаем к телу, колени тянем до уровня плечевого пояса.
  2. Ладонями захватываем голеностопный сустав.
  3. Округляем позвоночник, голову кладем на грудную клетку и слегка разводим колени.
  • Перекат. Используется и как отдельное упражнение, и как связка между многими другими.
  1. Ноги на ширине плеч, наклоняемся вперед.
  2. Руки отводим назад, опускаем вниз.
  3. Не сгибая ноги, захватываем руки под коленями.
  4. Перекатываемся назад, носки при этом касаются опоры за головой.

Существует также боковой перекат.

  1. Выводим тело из равновесия в позе ноги на ширине плеч, касаясь плечом пола.
  2. Далее предплечье соприкасается с опорой.
  3. Принимаем исходное положение.

В этом случае страховка необходима с той стороны, из которой делается перекат.

  • Передний и задний кувырки. На уроках физкультуры дети осваивают 2 вида кувырка.
  1. Приседаем и делаем упор на руки.
  2. Отталкиваемся и перекатываемся через голову назад.

В этом случае кувырок выполняется из исходного положения в твердом упоре. Есть также способ кувыркаться, согнув тело в поясе.

  1. Расставляем ступни так, чтобы они соответствовали ширине плеч.
  2. Делаем прогиб вперед.
  3. Присаживаемся при прямых ногах.
  4. Делаем перекат назад через спину.
  • Стойка или ограниченное равновесие. Выполняется, когда ноги находятся в вертикальном упоре. Опорной точкой при этом служат плечи (лопатки, руки, голова).
  • Мостик.
  1. Исходная поза – лежим на спине.
  2. Ноги ставим на полную ступню, согнув в коленях.
  3. Руки выпрямляем за головой и поднимаем торс.
  4. Возвращаемся в исходное положение.

Для учеников младших классов комплекс упражнений не включает кувырки назад, вперед и мостик. Постепенно к старшим классам задания по акробатике усложняются. При этом появляется разграничение для юношей (например, стойка с опорой на руки) и для девушек (например, мостик).

Комплекс упражнений в гимнастике

В гимнастике последние годы имеет место усложнение акробатических трюков. Но эти дополнительные упражнения «надстраиваются» на базовые элементы. Что касается гимнастики общеукрепляющей, то в дополнение ко всем известным школьным элементам задействуют следующие.

Ласточка

  1. Исходное положение – стоя на коленях.
  2. Поднимаем выпрямленную одну ногу.
  3. Сгибаем ее и тянем до уровня головы (этот элемент добавляется не сразу, а после успешного освоения предыдущих шагов).

Корзинка

  1. Исходное положение – лежим на животе.
  2. Ноги сгибаем в коленях, ступни выпрямляем и тянем к голове.
  3. Руками обхватываем внешнюю часть ступни и подтягиваем к голове.

Шпагат

  1. Исходное положение – ноги на ширине плеч.
  2. Руки опускаем вдоль тела.
  3. Медленно начинаем раздвигать ступни при прямых коленях.
  4. Ставим руки на локти на пол, опуская торс максимально низко.

Боковой шпагат

  1. Ставим ноги в шаг.
  2. Руки опускаем вдоль тела, обхватив ноги.
  3. Ногу, стоящую впереди, направляем одной рукой, а стоящую сзади – второй.
  4. Медленно возвращаемся в исходное положение.

Когда мышцы уже достаточно подготовлены, ногу, которая выступает перед телом, можно класть на невысокую скамью – тогда растяжка будет еще лучше.

Акробатические упражнения очень полезны для здоровья каждого человека. Они не только поддерживают жизненный тонус, но и способствуют хорошей растяжке, укреплению мышц. Поэтому стоит не только активно посещать уроки физкультуры в школе, но и обязательно включить ряд акробатических трюков в свою ежедневную гимнастику.

Акробатические упражнения не только выглядят красиво в действии, но и значительно улучшают физические возможности человека. В этой обзорной статье рассмотрены простейшие акробатические элементы, которые входят в основы физкультуры и формируют базу гимнастики.

Суть акробатики

Акробатика как умение доступна далеко не каждому, поэтому ею начинают заниматься с детства. Это разновидность спортивной активности и особый вид гимнастики, который направлен на развитие определённых физических характеристик человека, а именно:

  • силы;
  • балансировки;
  • ориентировки в пространстве;
  • гибкости;
  • ловкости;
  • прыгучести;
  • точности движений;
  • скорости совершения действий;
  • тренировки вестибулярного аппарата.

Помимо физических характеристик, воспитываются и психологические качества:

  • исполнительность;
  • организованность;
  • ответственность;
  • смелость;
  • осторожность;
  • решительность;
  • сила воли;
  • согласованность с партнёром.
Данный вид спорта довольно универсален и входит в состав многих других видов спортивной активности:
  • как базовые элементы на уроках физкультуры в школе;
  • в составе общеукрепляющих спортивных упражнений;
  • в комплексе занятий, связанных с похудением;
  • в профессиональной подготовке спортсменов различных направлений – от гимнастов, до пловцов и хоккеистов.

Важно! Акробатика является базой для любой физической активности. Она включает элементарные упражнения, доступные к выполнению практически каждым. По мере развития навыков и улучшения физической подготовки они значительно усложняются.

Занятия акробатикой увеличивают мышечную силу и растяжимость мышц, укрепляют мышечный корсет, сердечно-сосудистую систему и суставно-связочный аппарат, что позволяет усовершенствовать двигательные способности и достичь хорошего физического развития.

Весь комплекс акробатических упражнений имеет разделение на 3 больших блока:

  • балансировку;
  • прыжки;
  • бросковые упражнения.

Занятия всегда начинаются с подготовительной части, в которой есть разминка и разогревание мышц. После этого наступает основная часть с выполнением непосредственно акробатических умений.

Для начинающих это элементарные упражнения вроде мостика, кувырков и шпагата. По мере освоения простые упражнения усложняются от уровня к уровню. Заканчивается занятие разминкой, когда даются расслабляющие упражнения, при выполнении которых мышцы отдыхают.

Виды упражнений

В каждый из 3-х блоков акробатических умений входят конкретные специальные задания. Так, к балансированию, суть которого состоит в том, чтобы сохранять собственное равновесие или уравновешивать партнёра, относятся такие виды упражнений:


Блок акробатических прыжков подразумевает подпрыгивания, которые сопровождаются вращательными или полувращательными движениями тела, а также с использованием опоры и без неё. В блок входят:
  • перекаты;
  • кувырки;
  • полуперевороты;
  • перевороты;
  • сальто.
Последний блок бросковых трюков включает:
  • броски партнёра;
  • ловлю партнёра.

Знаете ли вы? В древности сальто называлось «вальто мортале», что переводится с итальянского как «смертельный прыжок». Тогда это упражнение действительно считалось смертельным и выполнялось кувырком в воздухе с подкидного трамплина.

Основные группы

Все акробатические упражнения можно разделить на две большие группы - те, которые выполняются в динамике, и статического характера.

Динамические упражнения

Динамические акробатические элементы выполняются в движении и представляют собой вращение тела спортсмена. Оно (равно как и переворачивание через голову) может быть как полным, так и частичным.

Касательно наличия опоры или её отсутствия переворачивание бывает:

  • с опорой (кувырки);
  • с промежуточной опорой (перевороты);
  • без опоры (сальто).

Рассмотрим подробнее каждое упражнение из динамической группы:


Знаете ли вы? Наиболее значимый фактор снижения гибкости - это не старение организма, а сидячий образ жизни, когда мышцы атрофируются.

Статические упражнения

Эта группа содержит упражнения, которые выполняются без движения, в статическом положении, и заключаются в поддержании тела так, чтобы оно приняло определённую позу, и в сохранении его равновесия.

К статической группе относятся:


Условия и инвентарь

Занятия по акробатике проводятся в спортивном или гимнастическом зале, в котором должны быть соблюдены следующие условия:

  • температура в помещении от +15 ℃;
  • влажность воздуха до 40%;
  • освещение от 200 лк.

Все обучающиеся должны быть одеты в спортивную форму и иметь специальную обувь для занятий акробатикой. Одежда должна соответствовать следующим требованиям:
  • лёгкая, из натуральных тканей;
  • удобная, не стесняющая движений;
  • под одежду на область живота надевается бандаж в виде резиновых лент / пояса.

Важно! Чаще всего костюм акробатов представляет собой хлопковые майку и трусы или гимнастический купальник для девушек и гимнастические майку и спортивные брюки для юношей. Такая форма не стесняет движения и позволяет тренеру увидеть, правильно ли выполняются все комбинации.

Обувь для занятий шьётся специальная. Это ботинки из мягкой кожи, парусины или брезента с мягкой выворотной кожаной подошвой. Используются именно ботинки, а не туфли, так как защищают голеностопный сустав от растяжения и травм. В противном случае травм плеча, шеи и головы партнёра при выполнении стоек, а также парных или групповых упражнений не избежать. Как вариант обуви могут использоваться гимнастические тапочки.
Обязательным инвентарём в гимнастическом зале для занятий акробатикой являются:

  • гимнастический мат;
  • дорожка для прыжков из войлока и обшитая брезентом;
  • рейнское колесо - представляет собой два обруча, скреплённых скобами;
  • брусья;
  • батут;
  • трамплин;
  • потолочные и ручные лонжи - длинные верёвки, использующиеся в качестве страховки (нужны для выполнения особо трудных элементов);
  • бублики и фетровые шапочки - дополнительные элементы для выполнения стоек на голове.

Знаете ли вы? Абсолютно все травмы возникают от недостатка гибкости и дефицита растяжки.

Функции акробатики

Акробатические занятия, в первую очередь, выполняют такие 2 основные функции:

  1. Усовершенствование двигательной сферы человека, что позволяет оздоровить организм, улучшить собственные физические возможности. Тогда практически любой вид физической деятельности, даже если он не связан напрямую с акробатикой, становится по силам.
  2. Создание зрелищности, что выводит акробатику на более сложный уровень спортивной дисциплины и циркового искусства, а также выступает как незабываемое зрелище для зрителей (особенно если движения совершаются под музыку).

Помимо вышеперечисленных функций, эта разновидность гимнастики:
  • улучшает физическую форму;
  • тренирует все мышцы тела;
  • совершенствует контроль над телом;
  • укрепляет сердце и сосуды;
  • способствует повышению иммунитета;
  • нормализует метаболические процессы;
  • формирует правильную и красивую осанку;
  • позволяет поддерживать тело в спортивной форме и не набирать вес;
  • создаёт эстетически привлекательный внешний вид тела.

Важно! Никогда не приступайте к выполнению «шпагата » без хорошего разогрева, иначе данная попытка будет чревата травмами, растяжением или даже разрывом мышц.

Упражнения для начинающих

Не все акробатические элементы являются сложными в исполнении. Простейшие могут выполнять не только дети, но даже взрослые без специальной длительной подготовки (достаточно иметь растяжку).

«Ласточка»

«Ласточка» - базовое упражнение, которое входит в школьные уроки физкультуры. Его суть заключается в умении длительное время удерживать равновесие, стоя на одной ноге.Существует более простой способ выполнения, который подходит начинающим взрослым, и более сложный - для детей.

Простая «ласточка» выполняется в коленно-локтевой позе:

  • встать на четвереньки, опереться локтями в пол, держа их под прямым углом и строго под плечевыми суставами;
  • одну ногу отвести назад и распрямить так, чтобы нога, спина и голова образовывали прямую линию;
  • замереть на 5 секунд;
  • упражнение можно усложнить отведением ноги ещё выше, чтобы стопой можно было коснуться головы.

Видео: техника выполнения акробатического упражнения «Ласточка» Более сложная «ласточка» выполняется с балансированием на одной ноге, которое положено в основу многих более сложных трюков:

  • встать, держа спину ровно, а колени - прямыми;
  • одну ногу, втягивая колено и держа её прямой, отвести назад;
  • наклонить туловище вперёд, спина ровная;
  • руки развести в стороны (они должны быть с туловищем в одной плоскости);
  • удерживаться на одной ноге (другая нога и спина должны образовать прямую линию);
  • сохранять равновесие, не сгибая колено и спину;
  • задержаться в позиции на 5 секунд;
  • со временем можно увеличивать время нахождения в позиции.

Видео: техника выполнения упражнения «Ласточка»

«Корзинка»

При выполнении этого элемента растягиваются передние мышцы бёдер и туловища. Поступать следующим образом:

  • занять позицию «лёжа на животе»;
  • согнуть ноги в коленях, подняв ступни в сторону головы;
  • приподнять голову и грудную клетку над полом, дотянувшись руками назад к ногам и обхватив ладонями ступни;
  • потянуть ноги к голове, прогибаясь в спине;
  • таз держать на полу, а бёдра, верхнюю часть живота и грудную клетку попытаться оторвать от пола, образовывая телом так называемую корзинку.
Этот упражнение довольно простое в исполнении, эффективно растягивает большое количество мышц и тренирует держать равновесие.

Видео: техника выполнения упражнения «Корзинка»

«Продольный шпагат»

Берёт своё начало в гимнастике. На первый взгляд, оно кажется простым, однако для его выполнения требуется хорошая растяжка мышц. Достичь такого уровня невозможно за несколько занятий. Чем старше человек, тем тяжелее растягиваются его мышцы. Понадобятся несколько недель планомерных тренировок, чтобы освоить данное упражнение.

Техника выполнения «шпагата» довольно проста:

  • приступать к упражнению можно только после активной разминки;
  • одной ногой встать на колено, а другую вывести вперёд, согнув её в коленном суставе под прямым углом;
  • принять положение «упор ладонями в пол»;
  • ногу, которая стоит коленом на полу, медленно отвести назад, стараясь выровнять колено;
  • переднюю ногу постепенно выводить вперёд, тоже выравнивая колено;
  • совершать пружинистые покачивания вверх-вниз при выравнивании колен и разведении ног.

Видео: техника выполнения упражнения «Продольный шпагат» Цель «шпагата» - полностью сесть на пол, чтобы ноги, разведённые в противоположные стороны, лежали на полу, образовывая одну сплошную ровную линию. Когда будет достигнута необходимая растяжка, пружинистые покачивания не понадобятся, и вы сможете на шпагат сесть сразу.

Знаете ли вы? Существует миф: для того, чтобы сесть на шпагат, достаточно просто регулярно растягивать мышцы. Это не совсем так, ведь мышечные волокна, лишённые тонуса, тянутся гораздо хуже. Поэтому нужно чередовать растяжку и силовые упражнения.

«Поперечный шпагат»

По технике выполнения практически такой же, как и продольный, только ноги расходятся прямой линией в стороны по бокам от туловища, а не вперёд-назад.

Техника выполнения почти одинаковая:

  • после разминки присесть на корточки;
  • сделать упор ладонями в пол;
  • развести ноги в стороны, выравнивая колени;
  • стараться опускать таз как можно ниже к полу, пока полностью не сядете;
  • если между тазом и полом остаётся промежуток, сделать несколько пружинистых движений, затем принять исходную позицию.

Видео: техника выполнения упражнения «Поперечный шпагат» Когда растяжка будет достаточной для того, чтобы полностью сесть на шпагат, становиться на колени или на корточки будет не обязательно. Вы сможете из позиции «стоя на прямых ногах» просто «разъезжаться» в шпагат.

После того как растяжка станет хорошей, и вы освоите продольный и поперечный «шпагаты», многие другие акробатические упражнения покажутся лёгкими, так как большинство из них выполняются на основе вышеописанных базовых элементов. Все эти базовые упражнения используются также и в гимнастике.

Организация акробатических занятий в школе

Многие базовые акробатические упражнения входят в школьную программу уроков по физкультуре для детей, так как довольно просты в исполнении и обеспечивают гармоничное физическое развитие школьников от первых до выпускных классов.

Для малышей (1-4 класс)

Занятия для детей младших классов направлены на формирование умения группироваться, владеть своим телом, держать равновесие и подразумевают выполнение простых упражнений:

  1. Группировка - положение тела полусогнутое, колени подтянуты к плечам и слегка разведены, чтобы голова была между колен, ладони обхватывали колени спереди, а локти прижаты к туловищу. Это основа многие других акробатических элементов.
  2. Перекаты - нужны для того, чтобы подвести ученика к выполнению кувырков.
  3. Кувырки - вперёд, назад и в сторону.
  4. Стойка на лопатках, и колени согнуты.
  5. «Берёзка» - стойка на лопатках с ровными ногами.
  6. «Мостик» - поднятие происходит с пола, после усложняется через опускание руками по стене.
  7. Висы на перекладине.
  8. Прыжки через скакалку.
  9. Прыжки в длину с места и с высоты.
  10. Перепрыгивание через бревно.

Видео: акробатическе упражнения для малышей

Для подростков (5-8 класс)

Все предыдущие элементы остаются и в занятиях для детей 12-16 лет, но усложняются:

  • «мост» - выполняется из позиции стоя, прогибаясь в спине назад;
  • лазанье по канату;
  • прыжки через коня или козла;
  • двойные и тройные кувырки вперёд-назад;
  • «берёзка», выполняемая после кувырка вперёд;
  • размахивание на брусьях;
  • стойка на голове с согнутыми ногами в коленях и с упором на голову и кисти;
  • кувырок назад с выходом в полушпагат (когда одна нога прямо отводится назад, а вторая согнута в колене, таз опущен на согнутую ногу);
  • длинный кувырок через прыжок вперёд, когда касание пола головой происходит не менее чем в 60 см от носков.

Видео: акробатические упражнения для подростков

Для старшеклассников (8-11 класс)

Задания уже более сложные и подразумевают, что юноши и девушки имеют определённый уровень физической подготовки - достаточную растяжку, силу и выносливость. Вот пример таких упражнений:

  • стойка на голове - ноги прямые; упор делается на макушку и кисти;
  • кувырок назад через стойку на руках;
  • усложнения «моста» поворотом на упор одним коленом;
  • кувырок после разбега из трёх шагов и прыжка;
  • кувырок с прыжком через преграду;
  • боковой переворот колесом.

Занятия физкультурой, включающие акробатические элементы, должны проводится высококвалифицированным тренером и со всем надлежащим оборудованием. Обязательно соблюдение техники безопасности.

Все сложные упражнения сопровождаются страховкой, поэтому акробатические группы должны быть небольшими - до 15 человек, чтобы тренер мог проследить за каждым обучающимся и оказать помощь в исполнении и подстраховать его.

Знаете ли вы? Анатомические особенности позволяют мужчинам легче освоить поперечный шпагат, а женщинам - продольный.

Акробатика - вид спорта, которому легче всего обучиться в детстве. Он укрепляет организм, растягивает мышцы, повышает силу и выносливость. Однако это не только способ совершенствования физической культуры; это ещё и зрелищное представление, ведь акробатические трюки выглядят эстетически красиво. Базовые упражнения могут освоить люди любого возраста при достаточном упорстве и желании, однако в детстве они даются наиболее легко.


Содержание
Стр.
Введение………………………………………………………… …... 3
Глава 1. Роль акробатических упражнений на уроках физической культуры
1.1. История возникновения акробатики……………………………….. 6
1.2. Классификация акробатических упражнений, используемых в школе…………………………………………………………… ……. 9
1.3. Анатомо-физиологические особенности учащихся начальной школы………………………………………………………………… 12
Глава 2. Методика обучения акробатическим упражнениям
2.1. Особенности проведения занятий по акробатике в школе……….. 15
2.2. Наиболее эффективные средства и методы обучения акробатическим упражнениям…………………………………….. 22
Заключение…………………………………………………… ……. 31
Список литературы……………………………………………….. . 32

Введение

Проблема начального физкультурного образования со временем не только не утрачивает своей актуальности, но и вызывает новые вопросы, решать которые необходимо с помощью современных научных методов в соответствии с требованиями средней школы.
Этап начального физкультурного образования охватывает 1-4 классы, решает задачи приобщения младших школьников к физической культуре, прививает интерес к уроку “физическая культура”, создает основы двигательных умений и навыков, развития физических качеств.
В практике начальной школы акробатические упражнения используются почти во всех разделах учебного материала по физической культуре. Следовательно, акробатические упражнения являются основой, базисом для формирования двигательных умений и навыков различных видов спота. Таким образом, акробатика, как “ядро” двигательной активности и координационной подготовки младших школьников, способствует созданию и обогащению двигательного фонда учащихся 1-4 классов.
В начальной школе, как правило, для развития физических качеств используются, в основном, общеразвивающие упражнения, а средства акробатики применяют лишь для формирования двигательной культуры младших школьников. Таким образом, физическая подготовка, как составная часть всего учебного процесса по физической культуре, основанная на акробатических упражнениях, является актуальной.
Известно, что учащиеся младшего школьного возраста имеют различные исходные уровни развития физических качеств, неодинаковые темпы прироста показателей физической подготовленности в процессе учебного года. Следовательно, разработка учебной программы начального физкультурного образования с дифференцированным развитием физических качеств средствами акробатики для учащихся 1-4 классов становится современной.
Не будет откровением утверждение, что многие учителя физической культуры не жалуют акробатику. Во-первых, за сравнительно низкую плотность занятий. Во-вторых, за повышенную в сравнении с уроками по другим разделам учебной программы травмоопасность плюс некоторые другие моменты, из-за которых не используется с достаточной эффективностью это ценнейшее средство разностороннего воздействия на занимающихся.
Между тем, необходимо придавать акробатике большое значение и отводить этому разделу учебной программы почетное место. И это естественно, поскольку в ее арсенале такие упражнения (искусственно выделенные из различных сфер человеческой деятельности и специально придуманные), которые позволяют в ходе уроков тонко регулировать нагрузки занимающихся, избирательно включать в работу практически любые группы мышц и суставы.
Объект исследования - процесс обучения учащихся на уроках физической культуры.
Предмет исследования – методика обучения учащихся акробатическим упражнениям на уроках физкультуры.
Цель работы – выявить эффективную методику обучения акробатическим упражнениям на уроках физической культуры в начальной школе.
В соответствии с целью были поставлены задачи исследования :

    Выявить основную роль акробатических упражнений для детей начальной школы.
    Выявить эффективные методы обучения акробатическим упражнениям.
Гипотеза исследования : акробатические элементы могут быть освоены качественнее и всеми учащимися класса, если широко использовать подготовительные и подводящие упражнения.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования :
        анализ научно-методической литературы;
        изучение передового педагогического опыта;
        наблюдение.
Структура работы состоит введения, двух глав, заключения, библиографии (25 источников).

Глава 1
Роль акробатических упражнений на уроках физической культуры

1.1. История возникновения акробатики
Слово «акробат» произошло от греческого «акробатэс», что означает «хожу на цыпочках, лезу вверх». Акробатика, как вид физических упражнений, возникла в глубокой древности. Изображения на сохранившихся памятниках, сосудах, фресках и других изделиях свидетельствуют о том, что этот вид спорта был известен в Древнем Египте за 2300 лет до н. э.
Занимались акробатическими упражнениями и в Древней Греции. На Крите наряду с театрализованными процессиями, связанными с уборкой урожая и различными церемониями, проводились игры с быками, составной частью которых были акробатические упражнения.
Акробатические упражнения с быками в XIX в. встречались также у африканского племени фульбе в северной Нигерии (западная Африка), у племени мораван в южной Индии. Такие игры с быками русский профессор Ефименко видел даже в 1913 г. у басков в Пиринейских горах.
Подобные игры с быками, по-видимому, существовали в древности и у народов нашей страны: до сих пор в таджикской борьбе сохранилось название «бычий перекат». В Древнем Риме акробатические упражнения демонстрировали странствующие артисты – «циркуляторы», которые наряду с этими упражнениями показывали и другие виды искусства: хождение по канату, дрессировку и т. п.
В 420 г. до н. э. была распространена пляска на вертящемся гончарном круге, сочетаемая с акробатическими упражнениями. Некоторые богатые римляне содержали при себе «акробатов и разного рода фокусников». Имеются сведения об акробатах, выполнявших различные упражнения на шесте, который держался на лбу. Упоминается об акробатах, которые выполняли сложные упражнения на гибкость (1).
В эпоху Возрождения в Италии Венецианская республика устраивала «конкурсы живой архитектуры», т. е. построения акробатических пирамид. Сенат присуждал приз той группе, которая построит наиболее высокую пирамиду. Известны случаи построения пирамид высотой около 9 метров.
Впервые технику акробатических упражнений попытался описать в специальном руководстве для акробатов-профессионалов Тюккаро. В конце XIX в. Стрели написал книгу «Акробатика и акробаты», в которой охарактеризовал различные жанры профессиональных артистов и описал технику ряда акробатических упражнений.

На Руси акробатика развивалась самостоятельно. Она пользовалась большим успехом у широких масс населения и составляла обязательную часть увеселительных зрелищ. Древнерусские скоморохи были плясунами, фокусниками, жонглерами и акробатами. Вначале они выступали по одному, а затем объединялись по двое, по трое и группами.
В первой половине XVII в. в России уже были свои мастера-акробаты различных специальностей, которые обучали акробатическим упражнениям.
В конце XVIII в. в европейских стационарных столичных цирках появляются акробатические упражнения, которые быстро становятся неотъемлемой частью профессиональных цирковых представлений. А в XIX в. акробатические упражнения начинают включаться в буржуазные национальные системы гимнастики. Таким образом, наметились две линии в дальнейшем развитии акробатики: профессионально-цирковая и спортивно-любительская.
Профессиональное направление развивалось по пути все более узкой специализации. Происходило это потому, что артисты могли длительное время выступать с одним номером, разъезжая по различным городам и странам. Вместо универсальных, разносторонних артистов прошлого, появляются виртуозы в одном жанре и даже в одном трюке.
Выделяются относительно самостоятельные виды цирковой акробатики: акробатика на лошадях, силовая акробатика, вольтижная (плечевая) акробатика, «карийские игры» и прыжковая акробатика (со снарядами и без них). Эти основные виды культивируются в цирке и по сей день. Второе направление в развитии акробатики – спортивное – связано с включением акробатических элементов в гимнастику и с возникновением кружков любителей акробатики (в особенности в России). С пола акробатические упражнения переносятся на снаряды.

В 1900 г. в Петербурге появились самодеятельные акробатические кружки, а в 1901 г. состоялось первое выступление акробатов- любителей. Вплоть до империалистической войны 1914 г. такими выступлениями акробатов- любителей сопровождается большинство крупных спортивных вечеров. Большую роль в популяризации этого вида спорта сыграли Всесоюзные физкультурные парады, которые проходили регулярно с 1936 года. Но лишь в 1938 году А.К. Бондарев, руководитель Всесоюзной секции, разработал первую классификационную программу и правила соревнований по акробатике. В 1939 году в Москве прошли первые Всесоюзные соревнования по акробатике, которые стали и первыми в мире.
С 1940 в соревнованиях по акробатике участвуют женщины. С 1951 проводятся юношеские соревнования. С 1967 Федерация спортивной акробатики СССР организует международные матчи по телевидению, с 1972 - международные соревнования на приз памяти лётчика-космонавта СССР, почётного президента федерации В. Н. Волкова.
В 1974 в Москве состоялся 1-й личный чемпионат мира (участвовали спортсмены Болгарии, Великобритании, Венгрии, Польши, СССР, США, ФРГ и Швейцарии). Чемпионами стали 13 советских спортсменов. В 1975 в Швейцарии проведены первые соревнования на Кубок мира по спортивной акробатике.
1.2. Классификация акробатических упражнений, используемых в школе
Акробатические упражнения разносторонне влияют на организм занимающихся. С их помощью совершенствуются ловкость, сила мышц, быстрота и точность движений, ориентировка в пространстве и чувство равновесия. Акробатические упражнения разнообразны, эмоциональны, не требуют специального оборудования. Динамические акробатические упражнения (кувырок вперед, кувырок назад и др.) должны выполняться только в одном направлении, указанном учителем). Выполнение в противоположном направлении (навстречу движению) во избежание столкновения категорически запрещается.
Для занятий используют специальные акробатические дорожки или плотно уложенные гимнастические маты. Не следует укладывать маты в одну линию по всей длине зала. Рациональнее размещать их небольшими дорожками по 2-4 мата в каждой, тогда в поле зрения учителя будут все учащиеся, и он сможет своевременно оказывать им необходимую помощь.
Обучать кувыркам вперед и назад слабых учащихся рекомендуется на наклонной плоскости, гимнастическом мостике, накрытом матом или акробатической дорожкой. Упражнение под «горку» осваивается значительно успешнее (12).
При освоении таких акробатических упражнений, как мост, стойка, целесообразно оказывать помощь вдвоем. Партнеров подбирают соответствующего роста и веса.
Кувырок лучше совершенствовать поточным способом, в направлении, указанном учителем.
Группировка - положение тела, в котором согнутые в коленях ноги хватом на голени (стопы и колени слегка разведены) сильно притянуты к груди. Спина округлена, голова наклонена вперед, локти плотно прижаты к телу. Группировка выполняется в положениях сидя на полу, в приседе, лежа на полу.
Группировка сидя на полу - согнуть ноги в коленях, ступни поставить слегка врозь, руками захватить снаружи верхние части и плотно подтянуть ноги к груди, колени врозь, голова между коленей, подбородок прижат к груди.
Группировка лежа на спине - согнуть ноги, захватить руками голени и подтянуть колени к плечам, а плечи к коленям, колени врозь, голова между коленей, подбородок прижат к груди.
Группировка из положения упора присев - из стойки ноги врозь (на ширине одной ступни), ступни параллельно, глубоко присесть и принять положение упора присев (сначала на носках, а потом на всей ступне), затем одновременно наклонить туловище к коленям, а руками захватить голени, и плотнее притянуть туловище к коленям, голова между коленей, подбородок прижат к груди.
Группировка - основное подводящее упражнение к перекатам и кувыркам. В начале обучения выполнять ее следует медленно (13).
Начинать обучение необходимо с упражнений, подготовительных группировкам.
Сильные наклоны туловища вперед, к ногам.
Глубокое приседание на всей ступне с захватом голеней обеими
руками.

Лежа на спине, сгибание ног к груди.
Сидя с прямыми ногами, наклоны туловища вперед, к ногам.
Сидя с прямыми ногами, одновременно сгибание ног к груди и
наклон туловища к ногам.

То же с захватом голеней руками.
Перекаты - движения с последовательным касанием пола (опоры) отдельными частями тела без переворачивания через голову. Перекаты выполняются вперед, назад и в сторону, применяются как подводящие упражнения и как прием самостраховки при падениях. Перекат в сторону из упора стоя на коленях (с опорой предплечьями) выполняется вправо или влево. Последовательно касаясь пола плечом, боком, спиной, другим боком и плечом, возвратиться в и. п. При перекате ноги и руки максимально сгибать и прижимать к туловищу, колени держать вместе (кисти тыльной поверхностью должны быть обращены к лицу).
Перекат вправо (влево) из упора стоя на правом (левом) колене, левая (правая) в сторону на носок. Кистями опираться о пол точно под плечевыми суставами. Последовательно опираясь предплечьем и плечом правой (левой) руки, лечь на правый (левый) бок, перекатиться на спину, затем на левый (правый) бок, встать на левое (правое) колено, правую (левую) отвести в сторону на носок; руки опустить вниз.
Кувырок вперед. Из упора присев (с опорой руками впереди стоп на 30-40 см), выпрямляя ноги, перенести вес тела на руки. Сгибая руки и наклоняя голову вперед, оттолкнуться ногами и перевернуться через голову. Внимание учащихся обращать на то, чтобы голова не касалась пола, толчок ногами был бы направлен не вверх, а вперед. Коснувшись лопатками пола, сгруппироваться и, сделав перекат вперед, принять положение упора присев.
Выполнение кувырка вперед достигается энергичной плотной группировкой и быстрой подачей вперед плеч в момент его завершения. Предварительно следует освоить группировку и перекаты в группировке вперед и назад. Целесообразно систематически выполнять кувырки в течение ряда уроков (по 5-6 кувырков в каждом). Во время выполнения кувырков необходимо следить за самочувствием учащихся. Возможны легкие головокружения или даже тошнота. Таким ученикам необходимо временно прекратить выполнение упражнения, а если подобное повторится, то следует посоветоваться с врачом.
Кувырок назад. Из упора присев (руки впереди стоп на расстоянии 15-30 см) перекат назад в группировке, поставить руки на пол на уровне головы (пальцами к плечам), опираясь ими, перевернуться через голову (не разгибая ног) и прийти в упор присев.

1.3. Анатомо-физиологические особенности учащихся начальной школы
Период 6 - 10 лет является сравнительно спокойным в развитии детей. Ежегодное увеличение массы тела составляет в среднем 3 - 4 кг, длина тела увеличивается на 4 - 5 см, а окружность грудной клетки - на 1,5 - 2 см. Изменяются пропорции тела: удлиняются ноги, уменьшается грудной показатель (отношение обхвата грудной клетки к длине тела), т. е. происходит как бы вытягивание тела. Четкой разницы между мальчиками и девочками в росте, массе тела и пропорциях частей тела не отмечается. Сила же мышц кисти у девочек 6 - 8 лет меньше, чем у мальчиков, примерно на 5 кг, а в 11 - 12 лет - уже на 10 кг. Кроме того, до 11 - 12 лет обхват грудной клетки у девочек меньше на 1,2 - 2 см, а жизненная емкость легких - на 100 -200 см по сравнению с мальчиками того же возраста. Поэтому нагрузки в циклических и силовых упражнениях у девочек должны быть несколько меньше (11).
Окостенение скелета происходит неравномерно: к 9 - 11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, несколько позднее, к 12 -13 годам,- запястья и пясти. Кости таза интенсивнее развиваются у девочек с 8 до 10 лет.
При занятиях физической культурой очень важно учитывать особенности формирования скелета. Резкие толчки во время приземления при прыжках, неравномерная нагрузка на левую и правую ногу могут вызвать смещение костей таза и неправильное их срастание.
Чрезмерные нагрузки на нижние конечности, когда процесс окостенения еще не закончился, могут привести к появлению плоскостопия.
Скелет детей содержит значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается. Постепенно формируются изгибы позвоночника, к 7 годам устанавливается шейная и грудная кривизна, к 12 - поясничная. Позвоночник обладает большой подвижностью у детей до 8 - 9-летнего возраста. Поэтому у младших школьников нередки случаи нарушений осанки и деформации позвоночника. Длительное сидение на занятиях в школе и при выполнении домашних заданий способствует этому. В связи с этим одной из важнейших задач должно быть обеспечение правильного формирования скелета, укрепление мышечной системы и предупреждение нарушений осанки.
В возрасте 6 - 10 лет у детей мышцы конечностей развиты слабее, чем мышцы туловища. Однако относительные величины силы мышц (на 1 кг массы) близки к показателям взрослых людей. В связи с этим могут широко использоваться упражнения для развития силы, связанные с преодолением собственной массы тела. Но при этом следует избегать больших по объему и интенсивности нагрузок, так как они приводят к значительным энергозатратам, а это может повлечь за собой общую задержку роста.
В младшем возрасте продолжается развитие головного мозга. Морфологическое развитие нервной системы достигает большой зрелости. Однако функциональные показатели нервной системы еще далеки от совершенства. Сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелики, что может приводить к быстрой истощаемости клеток коры головного мозга, быстрому утомлению. Большая возбудимость и реактивность, а также высокая пластичность нервной системы способствуют лучшему и более быстрому освоению двигательных навыков. Этим объясняется тот факт, что дети 6 - 10 лет легко могут овладевать достаточно сложными формами движений. В то же время у них слабая устойчивость к воздействию посторонних раздражителей. Это следует учитывать особенно при упражнениях на выносливость и чаще практиковать переключения с одного вида мышечной деятельности на другой.
В 6 - 10-летнем возрасте идет дифференциация структуры сердечной мышцы. Она начинает напоминать по структурным показателям сердце взрослого. Однако полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.
Возрастные изменения системы кровообращения в этом периоде характеризуются равномерностью и более медленными темпами увеличения объема сердца по сравнению с суммарным просветом сосудов. Сравнительно больше, чем у взрослых, суммарный просвет капилляров сети. Это является одной из причин относительно низкого артериального давления в этом возрасте.
С возрастом постепенно замедляется частота сердечных сокращений: в 6 - 8-летнем возрасте она составляет в среднем 80-90 уд./мин, в 9 - 10-летнем - 75-85 уд./мин. Возрастное урежение пульса связано с качественными изменениями нервных влияний на сердце. С ростом ребенка усиливается воздействие на сердце блуждающего нерва.
От рождения к 10 годам объем легких увеличивается в 10 раз и составляет половину объема легкого взрослого. При этом увеличение объема легких происходит за счет увеличения объема альвеол.
Частота дыхания, являющаяся одним из показателей внешнего дыхания, с возрастом замедляется: в 6 - 7-летнем возрасте в среднем она равна 23 - 25 раз/мин, в 10-летнем - 19 - 20 раз/мин. А глубина дыхания, наоборот, увеличивается к 10 годам от 160 до 250 мл.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) возрастает с 6 - 7 до 10 лет с 1200 до 2000 мл, причем у девочек средние величины меньше, чем у мальчиков.
Реакции детей на физическую нагрузку особенно заметны по показателям функции дыхания и кровообращения. У них по сравнению с подростками отмечаются более низкие величины максимального потребления кислорода (МПК), характеризующего интенсивность окислительных обменных процессов при продолжительных физических нагрузках. Так, у мальчиков 8 -9 лет МПК достигает в среднем лишь 1500 мл/мин, а у девочек - 1000 мл/мин (у взрослых - 3000 -4000 мл/мин).
При напряженной мышечной деятельности дыхание у детей младшего школьного возраста оказывается более частым, чем у взрослых (соответственно 60 - 70 и 20 - 40 дыханий в минуту).
У детей этого возраста при физической нагрузке артериальное давление повышается меньше, чем у взрослых, что объясняется слабым еще развитием сердечной мышцы, малым объемом сердца и более широким просветом со судов относительно размеров сердца. По сравнению со взрослыми у них меньше коэффициент использования кислорода и менее эффективно снабжение тканей кислородом. У детей 6 - 10 лет также менее интенсивно происходит ликвидация кислородного долга, а потребление кислорода в восстановительном периоде осуществляется при менее экономной функции внешнего дыхания и кровообращения.
Все это дает основание считать, что для детей младшего школьного возраста характерны большая напряженность функции кровообращения и дыхания и менее экономичное расходование энергетического потенциала при мышечных нагрузках по сравнению со старшими учащимися и взрослыми. У них также ниже способность выполнять мышечную работу в условиях недостатка кислорода.
Итак, акробатические упражнения содействуют развитию общей физической подготовленности младших школьников, а также силы, быстроты реакции, ловкости, ориентировки в пространстве.
Благодаря разностороннему влиянию на организм занимающихся, большой эмоциональности и доступности они являются одним из важных средств в физическом воспитании младших школьников.

Глава 2
Методика обучения акробатическим упражнениям

2.1. Особенности проведения занятий по акробатике в школе
Программой по физическому воспитанию в школе предусмотрено выполнение акробатических упражнений с 1-го по 11-й класс. Перечень основных элементов сравнительно невелик: перекаты вперед и назад; кувырки вперед и назад; полушпагаты, шпагаты, мосты; равновесия, стойки (на лопатках, голове, предплечьях, руках); перевороты (колесом, вперед); упражнения вдвоем (стойки, входы на плечи, поддержки) и различные соединения перечисленных элементов.
Эти упражнения введены в программу в качестве средств воспитания ловкости, силы, гибкости и повышения устойчивости вестибулярных функций.
Наиболее рационально изучать акробатические упражнения на уроках фронтальным методом, при котором весь класс строится на две шеренги по обе стороны акробатической дорожки или матов, уложенных дорожкой). Первые номера выполняют задание преподавателя по счету или сигналу, вторые наблюдают, помогают и подмечают ошибки, а затем ученики меняются ролями. Указанным методом можно изучать большинство упражнений школьной программы (за исключением соединений из нескольких кувырков или переворотов с продвижением в одном направлении). Фронтальный метод позволяет добиться высокой плотности выполнения акробатических упражнений.
За 15 - 20 мин, отводимых в уроке на акробатику, следует выполнить 5 - 8 упражнений, повторяя каждое 4- 8 раз. Примерная схема чередования упражнений: перекаты - кувырки - стойки - соединения кувырков - мосты - прыжки - перевороты - соединения стоек с перекатами и кувырками - выполнение упражнений в виде соревнования или игры.
Различные равновесия, шпагаты, мосты, стойки и общеразвивающие упражнения вдвоем следует вводить в подготовительную часть не только уроков гимнастики, но и игр, легкой атлетики, художественной гимнастики, борьбы, так как эти упражнения наиболее эффективны для воспитания двигательных качеств.
Успех проведения урока и освоения упражнений во многом зависит от проявления учениками интереса к занятиям. Возникновение интереса связано в первую очередь с мастерством педагога. Его требовательность и заинтересованность, умение образно объяснить задание вместе с готовностью ободрить и исправить ошибки гарантируют устойчивый интерес. Не менее важное значение имеет рациональный подбор и чередование упражнений.
Изучение акробатических упражнений осуществляется при помощи методов расчленение-конструктивного и целостного обучения. Более широкое применение имеет расчлененно-конструктивный метод. Он заключается в том, что изучаемый элемент расчленяется на составные части, которые последовательно осваиваются занимающимися.
Метод целостного обучения используется при изучении технически несложных элементов и соединений, а также в случаях, когда формируемый навык не поддается расчленению без существенного искажения структуры действия. В практике нередки случаи, когда этот метод применяется в сочетании с расчлененно-конструктивным (25).
При совершенствовании техники выполнения акробатических упражнений широко используется целостный метод, в том числе многократное повторение элемента без изменения структуры и прилагаемых усилий; варьирование усилий и скорости в различных подходах (прыжки с места, подскок, разбег); введение соревновательной мотивации.
и т.д.................

Группировка

Техника выполнения. Группировка - это согнутое положе­ние тела, при котором колени подтянуты к плечам, локти при­жаты к туловищу, а кисти захватывают середину голени (стопы и колени слегка разведены). Группировка служит основным подводящим упражнением к перекатам, кувыркам и сальто в группировке. Группировку выполняют в приседе (рис. 71, а), сидя (рис. 71, б), лежа на спине (рис. 71, в).

Последовательность обучения.

    Из о. с. руки вверх, быстро присесть и принять положение в группировке в приседе, обращая внимание на умение округ­лять спину.

    Из положения упора сидя сзади быстро согнуть ноги и сгруппироваться.

    Лежа на спине руки вверх, быстро согнуть ноги и сгруппи­роваться.

    Из положения лежа на спине, поднимая туловище, при­нять группировку сидя.

Типичные ошибки.

    Откинутая назад голова.

    Ноги вместе, не разведены.

    Ноги разведены слишком широко.

    Неправильный захват руками голеней (слишком высоко или низко, в «замок»).

    Неплотная группировка.

Требования к выполнению. Каждое упражнение выполнять несколько раз, постепенно ускоряя движения и фиксируя поло­жение группировки.

Перекаты

Техника выполнения. Перекаты - это движение с последова­тельным касанием пола (опоры) отдельными частями тела без пе­реворачивания через голову. Перекаты используют как подводя­щие упражнения во время обучения кувыркам. Программой пре­дусмотрены перекаты вперед и назад в группировке (рис. 72), в стороны из упора стоя на коленях, прогнувшись, лежа на животе.

Последовательность обучения.

    Из положения группировки сидя перекат назад-вперед на спине.

    Из положения группировки сидя перекат назад и перека­том вперед вернуться в и. п.

    Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед сед в группировке.

    Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед и. п.

    Перекаты вперед и назад прогнувшись в положении лежа на животе. Лежа на животе, прогнуться, наклонить голову на­зад и принять упор лежа на бедрах. Быстро сгибая руки, выпол­нить перекат вперед и, разгибая их, перекат назад.

    Из упора стоя на коленях перекаты в стороны в группиров­ке. Последовательно касаясь пола предплечьем, плечом, боком, спиной, другим боком и плечом, взять группировку и обратным движением возвратиться в и. п.

    Из упора присев перекат в сторону и возвратиться в и. п.

    Перекаты вперед и назад прогнувшись с различными поло­жениям рук (вверху, за спиной, к плечам).

Требования к выполнению. Наиболее сложным из приведен­ных перекатов является перекат из упора присев в упор присев. Для успешного освоения этого элемента вначале его можно да­вать из и. п. упора присев спиной к мату, когда ноги находятся на полу около мата, что облегчает возвращение в и. п. Во время выполнения перекатов обращать внимание на правильность и плотность группировки.

II класс

В этом классе программой предусмотрено обучение следую­щим акробатическим упражнениям: кувырку вперед и в сторо­ну, стойке на лопатках согнув ноги и из стойки на лопатках со­гнув ноги перекату вперед в упор присев. Наиболее сложным из этих упражнений является кувырок вперед.

Большой популярностью у детей пользуются акробатические упражнения, которые содействуют общей и специальной физической подготовке школьников - развивают силу, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, совершенствуют вестибулярный аппарат (орган равновесия) и, что очень важно, оказывают разностороннее воздействие на двигательный аппарат учащихся. Занятия акробатическими упражнениями способствуют также развитию волевых качеств (смелости и решительности), столь необходимых для достижения высоких спортивных результатов.

Благодаря разностороннему влиянию на организм занимающихся, большой эмоциональности, доступности в организации и оборудовании акробатические упражнения являются одним из важных средств физического воспитания школьников. Школьная программа по физическому воспитанию предусматривает следующие акробатические упражнения.

(рис. 182-183). Упражнения в группировке выполняются в положении сидя, в приседе и лежа на спине. Изучая группировку, необходимо следить, чтобы колени были плотно подтянуты к груди (держаться руками за голени ниже колен), локти прижаты к туловищу, спина округлена, голова наклонена вперед, стопы ног несколько разведены. При выполнении некоторых акробатических упражнений применяется «широкая» группировка, при которой захват руками ног осуществляется снаружи, за бедра, около голеней.

Перекаты (рис. 184) - движения с последовательным касанием пола (опоры) отдельными частями тела без переворачивания через голову. Перекаты как самостоятельные упражнения применяются редко. В основном они используются как связующие элементы в вольных упражнениях и как подводящие упражнения при изучении сложных акробатических упражнений. Однако их следует тщательно разучивать, так как они часто применяются и при самостраховке. Перекаты выполняются вперед, назад и в сторону, в группировке, согнувшись, прогнувшись. Обучение группировке проводится в сочетании с упражнениями в перекатах.

Рис. 182. а - сидя; б - в приседе; в - лежа на спине

Рис.


Рис. 184. а - из упора присев; б- из седа; в - лежа на спине; г - круговой перекат; д - вперед прогнувшись

Перекаты

  • 1. Перекаты в группировке назад, вперед из положения лежа на спине, сидя и упора присев.
  • 2. Из положения лежа на груди прогнувшись, руки вверх, перекат вправо кругом. То же в другую сторону.
  • 3. Из стойки на коленях в группировке перекаты вправо, влево.
  • 4. Из упора присев перекат назад в стойку на лопатках и наоборот : из стойки на лопатках в упор присев.
  • 5. Круговой перекат - из седа ноги врозь перехват руками снаружи под коленями, лечь на правый бок и, поднимая левую ногу, левой рукой перекатиться на спину, затем на другой бок и снова в сед ноги врозь лицом в противоположном направлении.
  • 6. Перекат вперед прогнувшись - из стойки на коленях руки вдоль туловища, прогибаясь вперед на грудь (касаясь пола бедрами и животом), обратным движением прийти в упор лежа на бедрах.

Кувырки (рис. 185-187) - вращательные движения с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову. Они выполняются вперед и назад, в группировке, согнувшись и прогнувшись из разных исходных положений в конечные.

Из упора присев, выпрямляя ноги, перенести вес тела на руки. Сгибая руки, наклонить голову вперед, отталкиваясь, перевернуться через голову, коснуться лопатками пола, сгруппироваться и перекатиться вперед на спине. При касании стопами пола, выпрямляясь, встать.

Длинный кувырок вперед выполняется из полуприседа, руки назад, махом рук вперед, разгибая ноги, опереться руками как можно дальше от ног и, оттолкнувшись ногами, выполнить кувырок в группировке. Фаза полета отсутствует.

Из полуприседа руки назад, махом рук вперед и толчком ног сделать прыжок вперед с приземлением на руки и выполнением кувырка вперед в группировке.

При обучении кувырку вперед необходимо следить, чтобы учащиеся не ставили руки близко к ногам и выполняли плотную и правильную группировку. После освоения одного кувырка следует выполнять два и более кувырка подряд. Далее рекомендуется приступать к обучению длинному кувырку и кувырку прыжком. При этом особое внимание необходимо уделить мерам предосторожности. Маты нужно класть в несколько слоев. Постепенно усложнять прыжок (изменять высоту, длину фазы полета, начальное и конечное положение тела, включать дополнительные движения рук и т.д.).

Осуществляя страховку, преподаватель должен стоять сбоку от ученика, у того места, где он должен опираться руками о мат. Одной рукой поддерживать под живот или бедра, другая рука должна находиться сверху в области шеи с тем, чтобы при необходимости помочь принять группировку.

Из упора присев сгруппироваться и выполнить перекат назад на лопатки, быстро подставить руки на уровне головы ладонями на пол (пальцы к плечам) и, опираясь на них, перевернуться через голову и прийти в упор присев.


Рис. 185.


Рис. 186.


Рис. 187.

Кувырок назад через плечо - из седа с прямыми ногами перекатом назад с последовательным сгибанием и разгибанием ног в тазобедренных суставах и отведением головы влево (вправо) выполнить перекат, прогнувшись через плечо до упора лежа на бедрах.

В дальнейшем кувырки назад рекомендуется изучать, изменяя исходное (стоя ноги врозь, согнувшись, стоя на коленях и т.д.) и конечные положения тела, способы выполнения и в сочетании с другими акробатическими упражнениями. После овладения кувырками вперед и назад рекомендуется изучать их в соединениях, например: кувырок вперед - кувырок прыжком вперед ноги скрестно - поворот кругом в приседе - кувырок назад - кувырок назад через плечо в упор лежа на бедрах.

(см. рис. 116-119, 188)

Стойка на лопатках - из положения лежа на спине сгибаясь поднять ноги и таз, прогнуться, принять положение стойки на лопатках,


Рис. 188. Стойки: а - на груди; 6 - на плече; в - на предплечьях; г-на предплечьях и голове упереться руками в поясницу, локти ближе друг к другу. Стойку на лопатках можно выполнить из разных исходных положений и с опорой прямых рук.

Стойка на голове. Из упора присев, выпрямляя ноги, оттолкнуться, принять положение стойки на голове и руках. Вес тела равномерно распределить на руки и голову (опора верхней частью лба). Первоначальное изучение стойки на голове следует осуществлять с помощью партнера.

Школьный материал предусматривает изучение и других вариантов стоек: стойка на груди, стойка на плече, стойка на предплечьях, стойка на предплечьях и голове.

Стойка на руках выполняется махом одной ноги и толчком другой, толчком двух ног, силой, силой согнувшись и прогнувшись. Руки ставятся на ширине плеч, пальцы широко расставлены, плечи над кистями рук, спина слегка прогнута в поясничной части, смотреть на кисти. Первоначальное изучение стойки на руках осуществляется с помощью партнера. Далее стойка на руках с опорой стоп о стену.

Перевороты (см. рис. 119-121) характеризуются переворачиванием тела через голову с последовательной опорой рук и ног в направлении движения, выполняются вперед, назад, в сторону. Наиболее доступным из группы переворотов является переворот в сторону (колесо), включенный в школьную программу.

Переворот в сторону (см. рис. 121) - из стойки лицом по направлению движения поднять руки вперед-вверх, шагом левой, сгибая ее, наклониться вперед, опереться левой рукой на расстоянии шага от левой ноги, махом правой ногой и толчком левой с поворотом на 90° налево выйти в стойку на руках, ноги врозь (пошире); пройдя вертикаль, оттолкнуться левой рукой, приземлиться на правую ногу, затем оттолкнуться правой рукой и прийти в стойку ноги врозь, руки в стороны, приставить правую ногу к левой, руки вниз. Рекомендуется после овладения переворотом в сторону из стойки лицом по направлению движения изучить его, стоя боком по направлению движения.

«Мосты» (см. рис. 122-126). «Мост» - максимально прогнутое положение тела спиной к полу с опорой на руки и ноги. Это упражнение выполняется разными способами. Оно успешно применяется в вольных упражнениях и требует хорошей подвижности в плечевых, тазобедренных суставах и грудной части позвоночника. Обучать этому упражнению следует из исходного положения лежа на спине и далее из стойки ноги врозь наклоном назад (с помощью и без).

Примерные упражнения:

  • 1) из положения лежа на спине согнуть ноги, поставить их на ширине плеч, руки опираются за плечами (пальцы к плечам). Прогибаясь, разогнуть ноги и руки, голову назад (смотреть на кисти рук). При этом плечи должны находиться над кистями, колени слегка согнуты, вес тела равномерно распределен на точки опоры;
  • 2) из стойки ноги врозь руки вверх, наклоняясь назад (смотреть на кисти), прогибаясь, поднять таз, согнуть в коленях ноги, опуститься в «мост». Необходимо следить, чтобы пребывание в положении «мост» было недлительным, так как оно затрудняет дыхание и увеличивает приток крови к голове;
  • 3) из «моста» возможны различные переходы (в основную стойку, вупорстоянаколенях,из«моста»в«мост»вращенияна360°). Переход из «моста» в «мост» поворотом кругом в различное положение (стоя на одном колене, стоя на коленях, сидя на пятках и т. д.).

«Шпагаты» (см. рис. 127-130). Приступая к обучению «шпагатам», необходимо учитывать, что мышцы и связки конечностей занимающихся получают очень большую нагрузку, поэтому следует тщательно подготавливать их к предстоящей работе.

Подготовительные упражнения:

  • 1) в выпаде правой (левой) вперед пружинящие приседания;
  • 2) «полушпагат» на полу;
  • 3) стоя у гимнастической стенки (в разных исходных положениях), поочередные махи ногами вперед, назад, в сторону;
  • 4) стоя у гимнастической стенки, отведение ног вперед, назад, в сторону с помощью партнера;
  • 5) стоя боком к гимнастической стенке, ноги врозь (пошире), правая (левая) вперед, рукой взяться за рейку на уровне пояса, пружинящие покачивания;
  • 6) то же, стоя лицом к гимнастической стенке;
  • 7) в дальнейшем «шпагат» нужно выполнять из приседа и основной стойки, опираясь на руки скольжением вперед и назад правой (левой);

Изучать упражнения на гибкость («мосты», «шпагаты» и т.д.) следует систематически, постепенно увеличивая амплитуду движения и число повторений. Невыполнение этих требований часто приводит к травмам.

Примерные акробатические соединения. Разучивая акробатические упражнения, составляются различные комбинации.

  • 1. И.п. - основная стойка. Приседая, перекат назад, скрещивая ноги, перекат вперед в упор присев, поворот кругом, кувырок вперед.
  • 2. И. п. - упор присев. Перекат назад до стойки на лопатках, перекат вперед, сесть с прямыми ногами, наклон вперед, кувырок назад в стойку на коленях, сесть на пятки, руки назад, прыжком встать.
  • 3. И. п. - основная стойка. Перекат согнувшись с прямыми ногами в стойку на лопатках, носком одной ноги коснуться мата за головой, соединить ноги, перекат вперед, скрещивая ноги, встать с поворотом кругом.
  • 4. И. п. - упор стоя ноги врозь. Кувырок вперед в положение сидя ноги врозь, захватить руками бедра под коленями, круговой перекат с поворотом кругом, руки в стороны, опираясь на руки, встать.

При обучении акробатическим упражнениям возможны ошибки. Наиболее характерные из них:

при выполнении кувырка : медленное переворачивание и задержка в завершающей фазе (причина - слабый толчок ногами); опора головой о пол; неправильная группировка; опора руками сзади при завершении кувырка; неправильное положение кистей при опоре, преждевременное разгибание ног в коленных суставах; отсутствие активной опоры руками во время переворачивания через голову; при выполнении переворота : потеря направления (при опоре рук и ног не на одной линии, сгибание в тазобедренных суставах, сильный прогиб в пояснице); слабое поступательное и вращательное движения (отсутствие толчка руками и ногами); при выполнении стойки (стойка на лопатках): отсутствие строго вертикального положения тела, расслабление ног, сгибание в тазобедренных суставах, большое расстояние между локтями; стойка на голове: опора головой близко крукам, сильное прогибание, согнутые и расслабленные ноги;

при выполнении «моста»: неправильное расположение рук, ног, сильно согнутые или расслабленные ноги, недостаточный прогиб в грудной и поясничной части позвоночника.

При исправлении этих ошибок следует указать на них, проверить правильность выполнения, а в некоторых случаях оказать помощь, благодаря которой ученик мог бы правильно прочувствовать выполнение данного упражнения.

Изучение акробатического упражнения начинается с выполнения подготовительных и подводящих упражнений. Эти упражнения подбираются преподавателем и выполняются под его непосредственным наблюдением. Подводящие упражнения должны преследовать цель имитации движений, которые обеспечивают выполнение данного упражнения.

Парные упражнения (рис. 190-192). Уверенность и легкость выполнения парных упражнений (кувырки и поддержки) во многом зависят от правильности хватов руками. Существуют следующие хваты (рис. 189):


Рис. 189. Акробатические хваты: а - простой; б - лицевой; в - за большие пальцы; г - пальцами; д - глубокий; е - плечевой

  • - простой хват, при котором партнеры соединяют одноименные руки, второй и третий пальцы разводят и обхватывают ими запястье;
  • - лицевой хват, при котором правая рука одного партнера соединяется с левой рукой другого, причем кисти одного развернуты наружу, другого - направлены прямо;
  • - хват за большие пальцы",
  • - хват пальцами ;
  • - глубокий хват, при котором партнеры держат друг друга за запястье;
  • - плечевой хват, при котором один из партнеров держит другого за плечо, а другой - под локоть.

Хват может быть одноименным (правой за правую), разноименным (правой за левую) и скрестным.

Кувырок вперед вдвоем, взявшись под руки. Приседая, опереться о пол руками, находящимися снаружи, оттолкнуться одновременно ногами, выполнить кувырок вперед. В момент переворачивания свободной рукой захватить голень одноименной ноги (плотная группировка).


Рис. 190.


Рис. 191.

Рис. 192.

(см. рис. 190). Один из партнеров лежит на спине, подняв прямые ноги, второй стоит за головой лицом к нему. Оба захватывают друг друга за ноги у голеностопных суставов. Наклоняясь вперед, второй отталкивается ногами, ставит согнутые в коленях ноги первого на пол на ширину плеч, сгибая руки, выполняет кувырок, поднимая ногами партнера, и так поочередно выполняет кувырки (2-3 и т.д.). Желательно на первом этапе обучения подбирать партнеров, примерно одинаковых по весу и росту, и оказывать помощь, стоя сбоку.

Поддержки (см. рис. 191, 192). Упражнения в поддержках очень разнообразны. Они могут с успехом применяться на первых этапах обучения на уроках гимнастики. С их помощью вырабатывается чувство согласованности движений, приобретаются навыки в балансировке, осваиваются простейшие способы страховки, воспитываются некоторые физические качества.