Схема межотраслевых связей машиностроения. Вам предстоит узнать: Состав машиностроительного комплекса

Вам предстоит узнать: Состав машиностроительного комплекса. Состав машиностроительного комплекса. Классификация машиностроительных отраслей. отраслей. Состав машиностроительного комплекса. Состав машиностроительного комплекса. Классификация машиностроительных отраслей. отраслей. Где и почему размещаются машиностроитель- Где и почему размещаются машиностроитель- ные предприятия. ные предприятия. Где и почему размещаются машиностроитель- Где и почему размещаются машиностроитель- ные предприятия. ные предприятия. Значение машиностроительного комплекса. Значение машиностроительного комплекса. Проблемы машиностроительного комплекса. Проблемы машиностроительного комплекса.


Машиностроение – ведущая отрасль промышленности как по величине (около 40% всех занятых и около 20% валовой продукции), так и по значению: технический уровень всех отраслей хозяйства, производительность труда в них зависят от того, какими приборами, оборудованием пользуются их работники. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности как по величине (около 40% всех занятых и около 20% валовой продукции), так и по значению: технический уровень всех отраслей хозяйства, производительность труда в них зависят от того, какими приборами, оборудованием пользуются их работники. Поэтому развитие машиностроения, постоянное обновление его продукции – необходимое условие прогресса во всем хозяйстве страны. Поэтому развитие машиностроения, постоянное обновление его продукции – необходимое условие прогресса во всем хозяйстве страны. Что такое машиностроение?


Состав машиностроения Машиностроительный комплекс - сложное межотрас- левое образование, охватывающее машиностроение и металлообработку. Машиностроение включает много специализированных отраслей, сходных по технологии и используемому сырью. (см схему)схему К металлообработке относятся промышленность металлических конструкций и изделий, а также ремонт машин и оборудования. В состав комплекса входит «малая металлургия» - производство стали и проката на машиностроительных предприятиях.


Станкостроительная и инструментальная промышленность Производство нефтепро - мыслового и бурового геолого-разведочного оборудования Энергетическое Автомобилестроение Горношахтное и горнорудное Горношахтное и горнорудное Авиастроение Приборостроение Строительно-дорожное Производство оборудования для легкой и пищевой промышленности Производство оборудования для легкой и пищевой промышленности Металлургическое Машиностроение для животноводства и кормопроизводства Электротехническое Тракторостроение Судостроение Подъемно-транспортное Сельскохозяйственное Электронное Химическое Производство нефтегазоперерабатывающего оборудования Производство нефтегазоперерабатывающего оборудования Машиностроение








Главный фактор размещения любого машиностроитель- ного завода – его положение по отношению к другим машиностроительным заводам. Главный фактор размещения любого машиностроитель- ного завода – его положение по отношению к другим машиностроительным заводам. Это обусловлено тем, что для предприятий характерно широкое развитие специализации. Это обусловлено тем, что для предприятий характерно широкое развитие специализации. Специализация - это сосредоточение предприятия на выпуске однородной продукции. подетальная - выпуск отдельных деталей и узлов; предметная - выпуск определенных видов готовых изделий; технологическая - выполнение одной или нескольких операций технологического цикла. технологическая - выполнение одной или нескольких операций технологического цикла.


Специализация – необходимое условие повышения эффек- тивности работы промышленности. Специализация – необходимое условие повышения эффек- тивности работы промышленности. В современной экономике практически отсутствуют пред- приятия, обходящиеся только своими силами, ничего не по- лучая со стороны. В современной экономике практически отсутствуют пред- приятия, обходящиеся только своими силами, ничего не по- лучая со стороны. Обратная сторона этого процесса – кооперирование. Обратная сторона этого процесса – кооперирование. Кооперирование - это объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции. Современные крупные автомо- бильные заводы связаны с сотнями предприятий, поставляющих («по кооперации») отдельные детали, узлы, материалы, а судостроитель- ные и авиационные заводы – с тысячами смежников. Современные крупные автомо- бильные заводы связаны с сотнями предприятий, поставляющих («по кооперации») отдельные детали, узлы, материалы, а судостроитель- ные и авиационные заводы – с тысячами смежников.


Отрасль Факторы размещения Крупные центры оборудование для металлургии и горно-добывающей пром. энергетическое машиностроение тяжелые станки и кузнечно- прессовое оборудование локомотивостроение тракторостроение сельскохозяйственные машины автомобилестроение (легковые) автомобилестроение (грузовые) автобусы и троллейбусы Пользуясь текстом учебника (стр), картами атласа, заполните таблицу:




За девяностые годы спад производства в машиностроении был большим, чем в других отраслях. Это чаще всего объясняется тем, что машиностроительные предприятия наиболее сильно пострадали от разрыва производственных связей с бывшими союзными республиками СССР. За девяностые годы спад производства в машиностроении был большим, чем в других отраслях. Это чаще всего объясняется тем, что машиностроительные предприятия наиболее сильно пострадали от разрыва производственных связей с бывшими союзными республиками СССР. Но не менее важна и другая причина – более низкое качество многих видов машин по сравнению с импортными (отставание по техническому уровню и по надежности). Особенно это характерно для потребительских товаров. Но не менее важна и другая причина – более низкое качество многих видов машин по сравнению с импортными (отставание по техническому уровню и по надежности). Особенно это характерно для потребительских товаров. Из такой ситуации возможны два выхода: Из такой ситуации возможны два выхода: 1) Можно потребовать от правительства введения высоких пошлин на импортные машины. (Этого, например, добился Волжский на импортные машины. (Этого, например, добился Волжский автозавод) автозавод) 2) Создавать конкуренцию, заставлять отечественных производи- телей повышать качество своей продукции. телей повышать качество своей продукции.


Повторение Определите, центры какого машиностроения перечислены в каждой группе: 1.Елабуга, Ижевск, Калининград, Москва, Нижний Новгород, Ростов-на- Дону, Серпухов, Таганрог, Тольятти, Ульяновск - … легковое автомобилестроение 2. Миасс, Москва, Набережные Челны, Нижний Новгород - … грузовое автомобилестроение 3. Курган, Ликино-Дулёво, Нижний Новгород, Павлово, Ульяновск - … автобусостроение 4. Коломна, Людиново, Муром, Новочеркасск - … локомотивостроение 5. Абакан, Брянск, Тверь, Калуга, Нижний Тагил, Новоалтайск, Чита - … вагоностроение 6. Владимир, Волгоград, Липецк, Петрозаводск, Рубцовск, Чебоксары, Челябинск - … тракторостроение


Практическая работа. Обозначение на контурной карте основных центров автомобилестроения, судостроения, станкостроения и железнодорожного и сельскохозяйственного машиностроения. Ход работы. 1. Используя данные таблицы, на контурную карту России нанесите: - государственную границу России; - границы её экономических районов; - различными цветами обозначьте важнейшие центры машиностроения России и подпишите их названия. 2. Сделайте вывод о размещении машиностроения России.


Легковое автомобилестроение: Елабуга, Ижевск, Калининград, Москва, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Серпухов, Таганрог, Тольятти, Ульяновск. Грузовое автомобилестроение: Миасс, Москва, Набережные Челны, Нижний Новгород. Автобусостроение: Курган, Ликино-Дулёво, Нижний Новгород, Павлово, Ульяновск. Троллейбусостроение: Уфа и Энгельс. Локомотивостроение: Коломна, Людиново, Муром, Новочеркасск. Вагоностроение: Абакан, Брянск, Тверь, Калуга, Нижний Тагил, Новоалтайск, Чита. Производство вагонов метро: Мытищи и Санкт-Петербург. Судостроение и судоремонт: Архангельск, Астрахань, Благовещенск, Великий Устюг, Владивосток, Зеленодольск, Калининград, Красноярск, Москва, Мурманск, Нижний Новгород, Новодвинск, Санкт-Петербург, Сыктывкар, Тюмень, Усть-Кут, Хабаровск. Станкостроение: Вологда, Воронеж, Иваново, Златоуст, Киров, Коломна, Москва, Новосибирск, Оренбург, Рязань, Самара, Ульяновск, Челябинск. Тракторостроение: Владимир, Волгоград, Липецк, Петрозаводск, Рубцовск, Чебоксары, Челябинск. Комбайностроение: Бежецк, Биробиджан, Красноярск, Люберцы, Омск, Ростов-на-Дону, Рязань, Таганрог.

1. Какие районы России выделяются производством авто-мобилей?

Автомобилестроение концентрируется в районах с выгодным географическим по-ложением по отношению к многочислен-ным предприятиям-смежникам — постав-щикам комплектующих изделий.

Как правило, — это районы с развитой транспортной сетью и высокой культурой производства: Поволжье (Волжский авто-мобильный завод, который производит 80% автомобилей в стране, Камский авто-мобильный завод в Набережных Челнах, автомобильный завод в Ульяновске, трол-лейбусный завод в Энгельсе Саратовской области), Волго-Вятский район (Нижего-родский ГАЗ производит более 50% грузо-вых автомобилей), заводы в Саранске и Павлово-на-Оке), Уральский (Ижевск,Миасс, Курган) и Центральный (Москва, Брянск, Серпухов, Ликино, Голицыно).

2. Как вы считаете, почему автомобилестроение не представлено на Европейском Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке?

На Европейском Севере и в восточных районах страны нет условий, необходи-мых для развития машиностроения (они перечислены в ответе на предыдущий вопрос), мало там и потребителей. Поэ-тому в этих районах развиты только ав-тосборочные предприятия, например в Чите.

3. Объясните значение новых терминов.

Главные термины оп-ределяют такую специфику машино-строения, как кооперирование и специ-ализация. В Географическом энцикло-педическом словаре дано следующее толкование.

Кооперирование производства — форма производственных связей между специализированными пред-приятиями, совместно изготавли-вающими определенную продукцию.

Кооперирование обусловлено ростом об-щественного и территориального разделе-ния труда. По территориальному призна-ку оно подразделяется на внутрирайонное и межрайонное; по отраслевому — на внутриотраслевое и межотраслевое. В со-ответствии с существующими видами спе-циализации производства выделяют три вида кооперирования: агрегатное, поде-тальное и технологическое. В зависимос-ти от длительности сроков осуществления кооперирование подразделяется на посто-янное и временное.

Специализация производства — форма общественного разделения труда и организации общественно-го производства. Специализация отра-жает процесс сосредоточения производст-ва отдельных видов продукции или ее частей в самостоятельных отраслях, про-изводствах и на специализированных предприятиях. Специализация способст-вует увеличению производства продукции и повышению ее качества, росту произ-водительности труда.

В различных отраслях хозяйства специ-ализация имеет свои особенности. Напри-мер, в промышленности различают пред-метную специализацию (выпуск однотип-ной продукции), подетальную (изготовле-ние определенных типов узлов, деталей, заготовок), технологическую (выполне-ние определенных операций или стадий производства).

4. Составьте схему основных межотраслевых свя-зей в машиностроении. Как вы думаете, машино-строение больше использует продукцию других отраслей и секторов хозяйства или само в первую оче-редь поставляет им свою продукцию?

Ваша схема должна включать отрасли и комплексы, которым машиностроение поставляет свою продукцию (ТЭК, АПК, комплекс по производству конструкцион-ных материалов — металлургия и хи-мическая промышленность, лесной ком-плекс, инфраструктурный комплекс) и отрасли, поставляющие для машино-строения сырье (химическая и легкая промышленность, металлургия и др.). В большинстве случаев стрелки на схеме будут показывать их взаимный обмен.

5. Проанализируйте продукцию машиностро-ения у себя дома. Где она произведена? Найдите на карте ее «родину». Оцените качество продукции. Какие из этих предметов не знали ваши родители в юности?

К сожалению, большая часть бытовой техники в наших квартирах имеет иностранное происхождение. В основном она произведена в странах Юго-Восточной Азии, где дешевая рабочая сила сочетается с высокой дисциплиной труда. Многие из привычных для вас сегодня устройств (например, компьютеры, микроволновые печи, кондиционеры, сотовые телефоны) ваши родители не знали в детстве. Часть приборов выглядела совсем иначе (напри-мер, телевизоры, стиральные машины).

6. Сравните Россию с другими странами по про-изводству автомобилей. Какие отечественные и за-рубежные автомобилестроительные фирмы вы знаете?

Россия существенно уступает ведущим странам как по количеству, так и по каче-ству выпускаемых автомобилей. Лидером в автомобилестроении в данное время яв-ляется Япония (фирмы «Хонда», «Нис-сан», «Тоёта», «Мицубиси», «Судзуки»), за ней следуют США (крупнейшая в ми-ре американская автомобильная компа-ния «Дженерал моторс» (General Motors Corporation), «Форд мотор» (Ford Motor Company), и Германия («Мерседес», БМВ, «Ауди», «Фольксваген»). Материал с сайта

В 1980 г. Япония обогнала США по про-изводству легковых автомобилей. Фили-алы японских фирм успешно развернули производство своих моделей даже в США и Великобритании.

В США по данным за 2000 г. 28% лег-ковых машин изготавливается на мест-ных дочерних заводах японских фирм. В начале XXI в. заводы, выпускающие легковые автомобили, действовали в 37 странах. Они производили в год 42 млн автомобилей 122 разных марок. Среди российских автомобильных заводов сле-дует выделить ВАЗ, ГАЗ, Камаз.

7. Считаете ли вы, что уровень развития машино-строения определяет уровень развития страны?

Машиностроение создает средства про-изводства, поэтому существенно влияет на развитие других отраслей промышлен-ности, на темпы и направление науч-но-технического прогресса, на рост производительности труда и другие экономиче-ские показатели, определяющие эффек-тивность общественного производства и, следовательно, уровень развития страны в целом.

Правильность этого положения доказывается и тем, что все лидеры машиностроения являются высокоразвитыми стра-нами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • машиностроение на европейском севере россии
  • проанализируйте продукцию машиностроения у себя дома
  • схема межотраслевых связей машиностроения
  • составьте схему основных межотраслевых
  • схема основных межотраслевых связей в машиностроении
Тема: Технологические стадии машиностроения 9 класс 27.12.13

Цели урока:
Раскрыть состав и значение машиностроения.
Объяснить особенности размещения машиностроительных предприятий.
Сформулировать проблемы и перспективы развития машиностроения.
Основное содержание: состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы машиностроения.
Практикум. Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности.
Способы действия учащихся: работать с текстом § 36, проанализировать рисунок «Отрасли машиностроения», карту «Основные центры автомобилестроения», дать характеристику машиностроительного предприятия.
Ценностный компонент урока: машиностроение - ключевая отрасль экономики.
Проверка домашнего задания:
1. Почему размещение металлургических комбинатов полного цикла определяется близостью к сырьевой базе (месторождениям угля и железной руды)?
2. Выберите верный ответ. На каких месторождениях железных руд работает Череповецкий металлургический комбинат:
а) КМА;
б) Оленегорское;
в) Костомукшское?
3. Выберите верный ответ. Производство каких металлов относится к наиболее энергоемким:
а) цинка;
б) алюминия;
в) меди;
г) титана?

Изучение нового материала:
Рассматривая значение машиностроения, учитель отмечает, что это ведущая отрасль промышленности, определяющая эффективность развития экономики. Он просит учащихся обратиться к рисунку 65 на с. 171 учебника и убедиться, что машиностроение имеет очень сложную структуру. Следует добавить, что в структуре машиностроения насчитывается 19 крупных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.
Несмотря на развитие машиностроения, его современная научно-техническая и производственная база не соответствует требованиям НТР. В частности, велика доля устаревшего оборудования, которое эксплуатируется в нашей стране десятилетиями, в то время как в странах Европы оно эксплуатируется 10-12 лет, а в Японии - 6-8 лет.
Современное машиностроение переживает сложный кризис. Он обусловлен:
- «кризисом спроса»: потребители не имеют средств для закупок либо предпочитают более качественные (и зачастую более дешевые) импортные изделия;
- нарушением связей по поставкам продукции;
- высоким уровнем монополизации производства;
- высокой ресурсоемкостью производства.
Далее учитель объясняет, какие факторы влияют на размещение машиностроительных предприятий. Следует подчеркнуть, что, в отличие от других межотраслевых комплексов, на размещение машиностроения в слабой степени влияют природные факторы, а в большей - экономические (наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов, устойчивые транспортные связи, специализация и кооперирование производства). Школьники приводят примеры, подтверждающие это.
Формируя понятие специализация , учитель обращается к его определению в учебнике (с. 171). Чтобы раскрыть варьирующие признаки этого понятия, учащиеся определяют виды специализации, вычерчивая схему.

Вводя понятие , учитель отмечает, что оно означает участие в производстве готового продукта нескольких предприятий, выполняющих определенную технологическую операцию. В качестве примера приводит тот факт, что знаменитый Волжский автозавод (ВАЗ) связан поставками по кооперации более чем с 300 смежниками, поставляющими ему свыше 100 комплектующих изделий и 500 наименований материалов. На их долю приходится более 55% себестоимости производства автомобилей.
Затем школьники рассматривают рисунок 66 на с. 172 учебника, подтверждающий рассказ учителя.
При изучении размещения отдельных отраслей машиностроения необходимо ориентироваться на краеведческий материал. Ученики выясняют, какую продукцию машиностроения выпускают в их регионе и какие проблемы характерны для этих машиностроительных предприятий. Они составляют характеристику и схему связей одного из машиностроительных предприятий своего региона с другими предприятиями, участвующими в производстве готового продукта (кооперирование).
В зависимости от таких факторов, как материалоемкость и трудоемкость, выделяют тяжелое, общее и среднее машиностроение, что наглядно демонстрирует следующая таблица.

Таблица 21


Тяжелое машиностроение

Общее машиностроение

Среднее машиностроение

Особенности

Материалоемкое с большим потреблением металла, относительно малая трудоемкость

Средние нормативы потребления металла, энергии, невысокая трудоемкость

Малая металлоемкость, повышенная трудоемкость, энергоемкость

Примеры

Производство металлургического, горно-шахтного оборудования, кузнечно-прессовых машин, судов, вагонов, локомотивов

Оборудование для лесной, целлюлозно-бумажной, строительной, легкой, пищевой промышленности

Приборостроение, производство средств вычислительной техники

Факторы размещения

Вблизи металлургических баз, районов потребления готовой продукции

В районах потребления с учетом близости сырьевой базы

Наличие квалифицированных кадров: рабочих, инженеров, конструкторов

Далее речь идет о проблемах машиностроения. При их обсуждении учитель отсылает учащихся к тексту параграфа, и они постепенно включаются в дискуссию.
1. В настоящее время на автодорогах России появилось большое количество импортных автомобилей, которые отличаются хорошим качеством, великолепным дизайном, высокой надежностью. Машины отечественного производства не выдерживают с ними конкуренции. В то же время за рубежом стараются поддерживать своих производителей (несмотря на широкий выбор иностранных автомобилей). Этому способствуют реклама, воспитание патриотизма в школе, государственная политика в автомобилестроении. Как решить данную проблему? Предложите варианты.
2. Предприятия машиностроения значительно снизили производство бытовой техники: телевизоров, стиральных машин, пылесосов, холодильников, магнитофонов. Это во многом объясняется тем, что отечественный рынок наполнен конкурентоспособными, хорошего качества зарубежными товарами. Как вы считаете, лучше ориентироваться на зарубежную технику или развивать отечественное производство?
Увидеть перспективы машиностроения поможет создание проекта (задание 9 на с. 175 учебника, рубрика «Это мне интересно»). При выполнении данного задания школьники могут использовать текст на с. 174-175 учебника, дополнительную литературу, публикации СМИ.
Домашнее задание: 1) изучить § 36; 2) ответить на вопросы и выполнить задания 1-6, 10 на с. 175 учебника; 3) выполнить задания 9 на с. 49; 18 на с. 52 тренажера.

Тема: Общая характеристика хозяйства России

Урок: Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности

Машиностроительный комплекс это совокупность отраслей промышленности, которая занимается производством и ремонтом разнообразных машин и оборудования, а также производством различных металлических изделий и конструкций

Машиностроительный комплекс сложный по своей структуре. В его состав входит более 70 отраслей, которые обычно объединяют в группы в зависимости от назначения производимой продукции, сходной технологии и используемого сырья.

Рис. 1. Состав машиностроительного комплекса

В состав машиностроения входят:

1. Тяжелое и энергетическое (производство энергетического, горного и подъемно-транспортного оборудования, тепловозостроение, вагоностроение, турбиностроение, атомное и полиграфическое)

2. Станкостроение. Производство разнообразных станков.

3. Транспортное (автомобилестроение, судостроение, авиационная и ракетно-космическая отрасли)

4. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение

5. Машиностроение для легкой и пищевой промышленности

6. Точное машиностроение (приборостроение, электроника, электротехника)

Машиностроение играет очень большую роль в жизни страны.

1. Оно обеспечивает оборудованием все другие комплексы страны

2. От уровня развития машиностроения зависит развитие всех отраслей экономики

3. Здесь в первую очередь внедряются все достижения научно-технического прогресса

4. Оно обеспечивает обороноспособность страны

5. Это самый крупный комплекс в промышленности России

6. В настоящее время на машиностроение и металлообработку приходится:

7. 20% промышленного производства,

8. 1\3 занятых в промышленности.

9. Действует более 50 тыс. машиностроительных предприятий, что составляет примерно 1\3 всех промышленных предприятий России.

Технологический процесс в машиностроения включает три стадии: заготовку, механическую обработку, сборку.

Рис. 2. Технологический процесс в машиностроении

При этом конечная продукция состоит из большого числа отдельных деталей и комплектующих, которые невозможно произвести в рамках одного предприятия. Поэтому в машиностроении широко развиты специализация и кооперирование.

Специализация производство на предприятии какого-либо одного продукта, отдельных частей и деталей

Рис. 3. Виды специализации

Специализация бывает:

1. предметная – производство готовых изделий, (производство автомобилей, самолетов, компьютеров)

2. подетальная – производство отдельных частей и деталей, (производство автомобильных двигателей или металлических изделий (метизов)

3. технологическая – производство полуфабрикатов, выполнение отдельных операций технологического цикла, (сборочное производство)

4. функциональная – производство и предоставление услуг (продажа автомобилей заводом производителем)

На крупных машиностроительных заводах специализация наблюдается на уровне отдельных цехов, даже такое предприятие не выпускает всего объема необходимых комплектующих.Небольшие предприятия обычно бывают узкоспециализированы и их работа зависит от работы предприятий смежников. Поэтому так важно кооперирование.

Кооперирование это установление производственных связей между предприятиями совместно участвующими в изготовлении конечной продукции.

Рис. 4. Кооперирование

Кооперирование бывает внутриотраслевое, когда взаимодействуют предприятия одной отрасли, одного межотраслевого комплекса.

Межотраслевое, когда взаимодействуют производства разных отраслей, разных комплексов.

Машиностроительные, электротехнические, инструментальные, метизные заводы, поставляющие свою продукцию на автосборочный завод – это предприятия машиностроения и кооперирование с ними носит внутриотраслевойхарактер, предприятия черной и цветной металлургии, химические, кожевенные, стекольные заводы, текстильные фабрики – это предприятия других межотраслевых комплексов. Кооперирование с ними это пример межотраслевого кооперирования.

За 90-е годы значение машиностроительного комплекса в экономике России уменьшилось. Ряд предприятий были закрыты, на других сократился объем производства.

Особенно сильно сократились объемы производства сельскохозяйственной техники, станков, многих видов точного машиностроения.

Главной причиной этого являлось низкое качество производимой продукции по сравнению с импортной и разрыв после распада СССР производственных связей с предприятиями бывших республик.

В настоящее время положение несколько улучшилось благодаря инвестициям. Построены и строятся новые заводы, проведены реконструкция многих старых предприятий, налажены новые и восстановлены старые производственные связи.

1. Нарисуйте схему связей машиностроительного комплекса с другими отраслевыми комплексами. Приведите примеры продукции, которую он им поставляет.

2. Назовите машиностроительные предприятия вашего региона. Чем, по-вашему, объясняется специализация машиностроительных предприятий в вашем регионе?


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

"Машиностроительный комплекс"

Цели урока:

Знать: определения "специализация", "кооперирование", особенности и принципы размещения машиностроительного комплекса

Уметь:

1 уровень – назвать состав машиностроительного комплекса, показать на контурной карте главные центры машиностроения, работать с алгоритмами и схемами

2 уровень – анализировать принципы размещения машиностроения и делать вывод о размещении нового автомобильного завода, работать самостоятельно с компьютером

Развивать: умение работать с контурной картой, алгоритмом, четко и лаконично излагать свои мысли

Оборудование: карта машиностроения в России, компьютер, схемы, атлас по географии для 9-го класса.

Ход урока

1. Значение и состав машиностроительного комплекса.

Игра "Телекомментатор": учащиеся получают задание найти в компьютере в указанном месте определенную папку с фотографиями объектов различных отраслей машиностроения: автомобили, суда, самолеты, поезда, приборы, трактора, комбайны, турбины и т.д. В процессе показа слайдов они должны назвать и прокомментировать отрасль машиностроения: автомобилестроение, судостроение, приборостроение, сельскохозяйственное машиностроение, авиастроение, железнодорожное машиностроение, оборудование для шахт и электростанций. Учащиеся определяют задачу машиностроения – обеспечение народного хозяйства новыми современными машинами.

2. Знакомство с основными определениями

Учащиеся работают с учебником и со схемами на карточках (Приложение 1 ), дают определение специализации и кооперированию.

3. Факторы размещения.

Работа учащихся со схемой в компьютере. Задание – соединить стрелками отрасли и решающие факторы размещения машиностроения.

Схема:

Ответ:

судостроение – металлоемкий и транспортный факторы, автомобилестроение – потребительский фактор и трудовые ресурсы, железнодорожное машиностроение – металлоемкий и транспортный факторы, электротехника – наукоемкий, потребительский факторы и трудовые ресурсы, сельскохозяйственное машиностроение – потребительский фактор

4. Работа учащихся с компьютером и атласом по алгоритму.

Задание: определить города – машиностроительные центры (они обозначены на карте кружочками под номерами: Красноярск, Екатеринбург, Набережные Челны, Волгоград, Нижний Новгород, Москва, Саратов, Тольятти, Волгодонск, Санкт-Петербург, Челябинск, Ростов-на-Дону, Ижевск, Ульяновск), записать их названия в соответствии с номерами, на компьютере выделить город, наведя указатель мыши на кружок, на панели инструментов выбрать Заливка, Цвет заливки и обозначить соответствующую отрасль.

Автомобилестроение – красный
Энергетика – синий
Авиастроение – желтый
Тяжелое машиностроение – черный
Военно-промышленный комплекс – коричневый
Сельскохозяйственный комплекс – зеленый

5. Выступление учащихся с опережающим заданием.

Тема "Развитие машиностроения в России"

6. Проблемная ситуация.

Задание: используя знания о принципах размещения, сделайте прогноз, где следует построить в настоящее время новый современный автомобильный завод.

7. Подведение итогов. Домашнее задание.


План-конспект урока «Машиностроительный комплекс»

Цели:

Определить значение и состав машиностроительного комплекса.

Изучить проблемы машиностроения и пути их решения.

Образовательные цели:

Сформировать представление о значении, составе, связях машиностроительного комплекса, факторах размещения, центрах машиностроения;

Познакомить учащихся с географией машиностроительного комплекса

Продолжить развитие абстрактного и аналитико-синтезирующего мышления учащихся;

Совершенствовать работу с картой, образовательными ресурсами (атлас, учебник).

Совершенствовать умения проектировать.

Вспомнить понятия из ранее изученных тем.

Развивающие цели:

Продолжить формирование умения читать и анализировать тематические карты и составлять характеристику отрасли машиностроения, используя разнообразные источники географической информации

Развивать информационные умения учащихся.

Развитие познавательных умений (выделять главное, составлять схема-конспект, устанавливать причинно-следственные связи);

Развитие умений частично-поисковой, познавательной и исследовательской деятельности (частичная постановка проблемы, выдвижение гипотезы и ее решение, самостоятельное видение проблемы);

Развивать умение и навыки работы с картами; их анализ и сопоставление, умение делать обобщения и выводы

Развивать память, речь, мышление, воображение.

Развивать творческие способности учащихся.

Совершенствовать умения решать практические задачи.

Целенаправленное обеспечение условий для разностороннего развития личности каждого ученика с учётом его природных способностей. (развитие самостоятельности, инициативы, творчества).

Развивать умения самостоятельно искать географическую информацию

Воспитательные цели:

Совершенствовать работу по нравственному воспитанию учащихся.

Воспитывать бережное отношение к природе, к окружающему нас миру, любовь к Родине.

Воспитание патриотизма, гуманности; интереса к профессии, коллективизма.

Реализовать принцип связи изучаемого на уроке с жизнью;

Адаптационные цели:

Адаптация материала на личность уч-ся, с помощью учебника, иллюстраций, атласа;

Средства обучения урока: Карты России: «Машиностроение России»,экономическая, плотности населения, атлас, учебник, таблицы.

Методы и формы обучения:

План урока.

Этапы урока

Беседа о значении машиностроения в хозяйстве страны. Составление схемы «Состав машиностроительного комплекса». Выявление связей машиностроения с другими отраслями в ходе беседы. Работа с текстом учебника для знакомства с факторами размещения. Запись в тетради определений понятий «специализация» и «кооперирование». Изучение размещения отраслей машиностроения, используя тематические карты атласа. Обозначение на к.к. главных районов машиностроения. Составление характеристики одной отрасли машиностроения (по выбору).

I.Здравствуйте, ребята, садитесь! Слушаю дежурного. Кто сегодня отсутствует?

II. На прошлом уроке мы с вами познакомились с металлургическим комплексом.
Давайте вспомним особенности металлургического комплекса, что входит в его состав, особенности размещения предприятий цветной металлургии.
Пока слушаются устные ответы, следующим учащимся раздаются карточки. (4 шт.)
1. Почему металл называют «хлебом экономики»?
На какие виды делится металлургический комплекс? (чёрная и цветная металлургия).
2. Медная промышленность.
Дополнительный вопрос.
Назовите принцип размещения медеплавильных заводов. (размещаются вблизи мест добычи сырья).
После ответов собираются карточки с заданиями.
ΙΙΙ. На предыдущих уроках мы познакомились с рядом комплексов. Давайте вспомним какими.
+ АПК, Лесной, ТЭК, Металлургический.
Все эти комплексы, без сомнения, очень важны для человека. Но без комплекса, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, люди уже не могут представить свою жизнь. Он производит такие товары, без которых невозможна работа других комплексов, обучение людей, общение друг с другом, получение новой информации.
- Поднимите руку, кто догадался, о каком комплексе идёт речь?
+ Машиностроительный.
- Почему именно этот комплекс?
+ Он действительно очень важен в жизни человека. Это вся электро и бытовая техника, автомобили, турбины, ледоколы и др.
- Совершенно верно.
- Тема сегодняшнего урока «Машиностроительный комплекс».
Цели нашего урока: Определить значение машиностроительного комплекса России. Определить главную задачу МСК и найти пути её решения. Познакомиться с отраслевым составом машиностроительного комплекса России. Познакомиться с факторами размещения машиностроительных мероприятий. Выявить особенности размещения машиностроительного комплекса России. Знакомство со специализацией различных экономических районов России. Открываем тетради, записываем число и тему урока.
Машиностроительный комплекс.
Машиностроительный комплекс – совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины и оборудование. Главная задача МСК - обеспечить хозяйство страны все более совершенными машинами. Состав МСК представлен более, чем 70 отраслями, которые по роли и значению объединяются в 3 взаимосвязанных группы. Связи машиностроения : МСК взаимосвязан со многими межотраслевыми комплексами: транспортным, научным, топливно-энергетическим,агропромышленным,инфраструктурным. Определить роль: перечислить известные изделия машиностроения. ни на одно мгновение нельзя представить себе хозяйство нашей страны без машиностроения. Любое предприятие и каждый из нас пользуется его продукцией. Экономическая мощь зависит от уровня развития машиностроения – дает средства труда: от слесарных инструментов до ЭВМ. НТП во всех отраслях народного хозяйства невозможен без развития машиностроения. Первое место по производству продукции. Половина занятых. 70 отраслей машиностроительной и металлообрабатывающей промышленностей, лидерство машиностроения. - Машиностроительный комплекс играет огромную роль в жизни каждого человека. У этого комплекса есть свои плюсы и минусы.
Как видите, машиностроительный комплекс это производство не только автомобилей, турбин, луноходов, но ещё и техники, которой мы пользуемся каждый день. Обратим внимание на название комплекса. “Машиностроение” - это сложное слово, состоит из двух основ – “машины” и “строю”.Какие машины здесь имелись в виду? Машина – фр. machine – устройство, выполняющее механическое движение с целью преобразования энергии, материалов или информации. Различают машины:энергетические (преобразуют любой вид энергии в механическую и наоборот), рабочие (в том числе технологические, преобразующие форму, свойства, положение материала (обрабатываемого предмета), и транспортные, преобразующие положение материала (перемещённого предмета); информационные (ЭВМ, в которых механические движения служат для выполнения лишь вспомогательных операций). Как видите, машин и отраслей их производящих - очень много. Выделяют около семидесяти, т. е. мы попутно отвечаем на вопрос: “Какие отрасли входят в его состав?”

состав машиностроительного комплекса

Структура машиностроения


Мы уже знаем, какие отрасли входят в состав МК, а теперь найдём ответ на вопрос – что необходимо для выпуска машин в больших количествах? Например: - энергетических турбин, тракторов, производства часов, приборов, ЭВМ. Машины состоят из множества деталей и агрегатов. В электровозе их около 250 тысяч, в тракторе 120 тысяч. Возможно ли всё изготовить на одном заводе? Как бы вы поступили? Проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных предприятиях. Как такой процесс называется? (Специализация). А как нам получить готовый продукт? Для выпуска готового изделия предприятия устанавливают связи по кооперации (т.е. объединение). Такая организация производства позволяет создавать заводы – филиалы в малых и средних городах, что способствует лучшему использованию трудовых ресурсов. Таким образом, мы выявили вторую характерную черту МК-кооперирование. Запишем это определение в тетрадь. Сосредоточение производства на крупных предприятиях называют концентрацией производства.


Далее познакомимся с факторами размещения машиностроительного комплекса.
В тетрадь запишите «Факторы размещения МК».
Прочитайте пункт параграфа и выпишите в тетрадь факторы размещения.
Время работы 5-7 минут.
Проверяем.
Машиностроение относится к отраслям «свободного размещения», поскольку предприятия не привязаны жёстко ни к сырью, ни к топливу, ни к водным ресурсам.
Факторы размещения МК.
наукоемкость - размещение машиностроительных предприятий, выпускающих ЭВМ, роботов, радио- и телеаппаратуру и т.д., ориентируется на научный потенциал; военно-стратегический - предприятия, выпускающие продукцию оборонного значения, размещаются с учетом интересов национальной безопасности. Как правило, они удалены от границ. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах, доступ в которые ограничен. Большинство подобных городов возникло как центры производства ракетно-ядерного оружия; трудоемкость - (большие затраты и высокая квалификация труда) присуща станкостроению (Москва), авиационной промышленности (Казань, Самара), производству приборов и электронной техники (Ульяновск, Новосибирск); металлоемкость - (потребление значительной части черных и цветных металлов) - размещение машиностроительных заводов, выпускающих металлургическое, энергетическое, горно-шахтное оборудование, ориентируется на металлургические базы. На Урале (Екатеринбург) расположены заводы тяжелого машиностроения -специализация и кооперирование: Машины состоят из множества деталей, которые изготавливаются на нескольких специализированных предприятиях. Для выпуска готового изделия предприятия устанавливают кооперационные связи: в разных районах страны строятся комплексы взаимосвязанных машиностроительных предприятий, которые состоят из групп заводов-поставщиков деталей и оборудования для сборочных заводов; транспорт Поскольку перевозка машин и их деталей осуществляется на большие. стояния и в разных направлениях машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях. потребитель. Машиностроение развито во всех экономических районах, т. к. его продукция пользуется повсеместным спросом. Кроме того, имеется продукция, по размерам и весу малопригодная для транспортировки, которая может производиться только в районах потребления. Например, тракторы для вывоза леса производятся в Карелии (Петрозаводск), зерновые комбайны- на Северном Кавказе (Ростов- на Дону). Проблемы развития машиностроения .: А) низкие темпы развития машиностроения и его отраслей, Б) узкая специализация, т.к. основная часть продукции имеет оборонное значение; В) огромные различия роста отдельных отраслей, Г) низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции; Д) низкое качество выпускаемой продукции (продукция не соответствует мировым стандартам, низкая надежность производимых машин
Рассказ на тему «Значение машиностроительного комплекса» заранее подготовленного учащегося.
Учащийся показывает подготовленные сообщения по теме, делает вывод.
ΙV. Практическая работа. Работа в группах Определите по карте атласа главные районы размещения отраслей машиностроения I. группа: трудоемких производств (Москва, Калуга, Рязань, Воронеж, Таганрог, Саратов, Самара, Нижний Новгород, Ярославль, Краснодар, Казань, Ульяновск, С-Петербург, Иркутск, Астрахань) II группа: металлоемких производств (Орск, Челябинск, Екатеринбург, Нижний Тагил, Пермь, Новосибирск, Барнаул, Красноярск) - Найти центры этих отраслей. - Сопоставить карты “Машиностроения”, “Плотность населения”, “Металлургия”. III группа Сделать выводы о взаимосвязи центров трудоемкого и металлоемкого машиностроения.. (Трудоемкость и металлоемкость машиностроительных отраслей находятся между собой в зависимости. Их определенное сочетание влияет на размещение предприятий)
V. Ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание § 11, записи, на к.к. обозначить главные районы машиностроения.

Приветствие. Ответ дежурного.
Ответы учащихся у доски и работа по индивидуальным карточкам.

Ответы учащихся.

Записывают тему урока.

Ответы учащихся.

Работа с картой, учебником.

Записывают в тетрадь

Записывают схему в тетрадь

Записывают основные факторы размещения.

Высказывание собственной точки зрения.

Сообщения учащихся.

Работа в группах и выполнение практической работы. Ответы учащихся.

Запись д/з в дневник

.
Ответы учащихся

Выполняют практическую работу