Категория падежа – словоизменительная категория имени существительного и других именных частей речи (имени прилагательного, имени числительного и местоимений). В современном русском языке эта категория имеет шесть значений, которые выражаются словоформами именительного, родительного, дательного, винительного, творительного и предложного падежей. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными .
Падежные формы слов различаются окончаниями, которые у существительных одновременно выражают значение числа, а у прилагательных в единственном числе – и значение рода. Изменение слов по падежам называется склонением .
Падежи имен существительных указывают на отношения и связи между словами в предложениях и словосочетаниях:
рука (именительный падеж, называет субъект действия) подала;
руку (винительный падеж, называет объект действия) подала;
рукой (творительный падеж, называет орудие действия) подача.
Следует обратить внимание на то, что одни и те же падежные формы имён существительных в разных контекстах могут выражать разные значения:
любоватьсярукой (объект действия);
сжиматьрукой (орудие действия).
Значения падежных форм имён существительных определяются их синтаксическими функциями в предложении. Падежные формы имён существительных выражают такие основные виды грамматических значений:
1)субъектное значение (значение субъекта: S) – в этом значении существительное называет предмет, который производит действие, испытывает состояние, является носителем свойства: Дети идут в школу.Детям весело.Пениеартиста . Ловкостьобезьяны . Больного знобит.
2)объектное значение (значение объекта: О) – в этом значении существительное называет предмет, на который направлено действие или состояние: Студентчитаеткнигу . Нужно купитьхлеба . Он занят решениемзадачи . Мне жальдруга .
3)определительное значение – значение признака предмета. Оно выражается формами косвенных падежей имен существительных, которые сочетаются с другими существительными. Такие падежные формы обычно можно заменить относительными прилагательными:
деньосени – осенний день;домродителей – родительский дом;
крыло птицы – птичье крыло; поэзия Пушкина – пушкинская поэзия.
4)обстоятельственное значение – значение признака действия. Это значение выражают формы косвенных падежей имён существительных, которые зависят от глагола. В этом значении существительное отвечает на вопросы: куда?, где?, откуда?, когда?, сколько времени?, как долго? и др.:
Я приехал на вокзал (куда? – обстоятельство места);
Я приехал в среду (когда?– обстоятельство времени).
Большую роль в уточнении падежных значений играют предлоги. Сочетание существительного с предлогом называется предложно-падежной формой:
Книга лежитна столе (предложный падеж указывает на то, что предмет находится на поверхности);
Книга лежитв столе (предложный падеж указывает, что предмет находится внутри).
Без предлогов падежные формы существительных выражают такие значения:
Именительный падеж (кто? что? ):
1) значение субъекта действия, состояния или признака: Студенты учатся. Сосед болеет. Мойбрат – студент;
2) значение объекта действия в пассивных конструкциях: Зачёты студентами сданы.
Родительный падеж (кого? чего? ):
1) значение объекта, особенно если при глаголе есть отрицательная частица не : не читать газет ; желать счастья ; решение задачи ;
2) значение субъекта действия или состояния: хлеба не осталось; выступление артиста ;
3)определительное значение (при именах существительных): человекдела ; крылоптицы ; платокбабушки ;
4)обстоятельственное значение: встретимсяпятого мая .
Дательный падеж (кого? чего? ):
1) значение объекта-адресата действия: написать письмородителям ; нанести вред здоровью ;
2) значение субъекта в безличных предложениях: Отцу нездоровится. Детям скучно;
3)определительное значение: памятникПушкину .
Винительный падеж (кого? что? ):
1) объектное значение: изучать русский язык ; жалетьсестру ; питьводу ;
2) обстоятельственное значение: ждать целыймесяц ; весить тонну .
Творительный падеж (кем? чем? ):
1) значение орудия действия (предмета, с помощью которого субъект выполняет действие): Он пишет работу новойручкой ;
2) субъектное значение в пассивных конструкциях и безличных предложениях: Приказ подписанректором . В комнате пахлоцветами ;
3)определительное значение: а) в составном именном сказуемом: Он будетучителем ; б) при именах существительных (с оттенком сравнения): усыполумесяцем ;
4)обстоятельственные значения: идтиберегом ; петьбасом ; работатьночами ;
5)объектное значение: управлятьфирмой , руководитьколлективом .
Предложный падеж (о ком? о чём?; на ком? на чём?; в ком? в чём?; при ком? при чём?) :
1) с предлогами о, об – значение объекта речи или мысли (при глаголах, называющих речевые или мыслительные процессы): говоритьо сессии ; мечтатьо поездке ;
2) с предлогами в, на, при – значение обстоятельства места: гулятьв лесу ; стоятьна углу , дежуритьпри больном .
Как видим, одни и те же значения могут выражаться разными падежами существительных, а, с другой стороны, одна и та же падежная форма в разных предложениях (и с разными предлогами) способна выражать разные грамматические значения.
Существует четыре основных типа падежных значений .
1. Субъектное значение падежа .
Указывает на производителя действия или носителя признака.
Падежи | Примеры |
И. п. | Профессор читает лекцию, поезд прибывает на второй путь, наступила зима, вот и ночь, семья в сборе, мастерство даётся трудом. |
Р. п. | Прибытие делегации, выпадение осадков, не прошло и году, дел прибавилось, предложений поступило много. |
Д. п. | Нам не следует уезжать, гостям пора собираться, больному не до веселья, школьникам надо учиться. |
В. п. | Рабочих не устраивает ждать, больного знобит, ногу больно. |
Т. п. | Намечается проверка ревизором, комиссией Колумбом, хозяйкой наготовлено запасов. |
2. Объектное значение падежа .
Указывает на объект, на который направлено действие.
3. Определительное значение падежа .
Указывает на признак предмета (домик в деревне *, норма поведения) или на предикативный признак (отец в гневе, вылет первым рейсом , Лермонтов был поэтом) .
Падежи | Примеры |
И. п. | Город-герой, деревня Простоквашино, приехал как врач, пишет под псевдонимом «Аристократ» , ждут на платформе номер девять и три четверти . |
Р. п. | Два часа дня, мастер спорта, человек преклонного возраста, остров «Невезения», приехал пятого января . |
Д. п. | Дать повод насмешкам, вести счёт деньгам, раздать билеты приглашённым, улыбнуться шутке. |
В. п. | Пробежали целый километр , уже сутки мы в дороге , прождали час . |
Т. п. | Казак душой, рубль серебром, снег выпал поздней осенью , собирают ягоды вёдрами, чудом спасся , красотою дочь в мать, сарафан горошком. |
П. п. | Находится в Ростове , играли в детстве , магазины - в двух шагах , явился во всей красе , кое-кто на Западе , сидеть на одной зарплате , на даче скучно . |
Классификация падежных значений, представленная у Леканта П. А. и Розенталя Д. Э., насчитывает четыре типа падежных значений: помимо объектного, субъектного и определительного выделяется обстоятельственное значение.
4. Обстоятельственное (адвербиальное) значение падежа .
Указывает на время, место, причину, образ действия, меру и степень: прождать целый день , жить в городе , объехать весь мир , встретить с радостью .
Чеснокова Л. Д. выделяет ещё два значения - и вокативное.
* Примеры, выделенные в п. 3 голубым цветом, по Леканту П. А. и Розенталю Д. Э. относятся к обстоятельственному значению.
Каждый учащийся должен знать их значение и уметь склонять имена существительные, местоимения и т.д. Поколения учеников соревнуются в придумывании смешного и нелепого стишка, чтобы облегчить для себя запоминание их порядка при склонении. Да каждый, наверное, с детских лет помнит: «Иван родил…» - и так далее…
Слово «родил» в этой мнемонической скороговорке означает родительный падеж. В грамматическом плане это не прямой, а один из пяти Во многих языках он выражает притяжательное отношение, а также выполняет другие функции. Узнать его легко, нужно поставить к имени существительному, местоимению и др. в этой падежной форме вопрос «кого?» или «чего?» со вспомогательным словом «нет», и если оно не изменится, то значит - это родительный падеж. Например:
а) «нет чего?» - солнца, беседы, песни;
б) «нет кого?» - дяди, мамы, собаки.
С родительной падежной формой употребляются предлоги «у», «до», «из», «от», «с», «около», «вокруг», «без», «для». Например: около шалаша, из дома, вокруг беседки. Родительный падеж множественного числа - не исключение. Например: около домов, из ответов, вокруг участков.
Приименный родительный падеж в следующих значениях употребляется без предлогов:
Приглагольный родительный падеж обозначает:
- Прямой объект, если глагол, управляющий глагольной формой, отрицательный. Например: не любит цветов, не отрывает взгляда от картины.
- Если действию управляющего глагола подвергается не весь объект, а только его часть. Например: налить (стакан) молока, съесть (горбушку) хлеба.
- После ряда управляющих глаголов. Например: добиваться успеха, ждать повышения, просить прощения.
- После тех глаголов, что имеют значение удаления, лишения, опасения и подобные. Например: лишиться приюта.
Часто родительный его словоформ, ошибочно заменяют другим:
- Винительным с предлогом «за». Например: Пушкин и Лермонтов - певцы за свободу, вместо- певцы свободы.
- Винительным с предлогом «на». Например: Хорошее питание имеет значение не только на больного, вместо - для больного.
- Творительным с предлогом «с». Например: Эмоции не отделимы с чувствами, вместо - от чувств.
- Предложным с предлогом «на». Молодые люди расценивают жизнь на материальной позиции, вместо с материальной позиции.
- Родительным с предлогом вместо родительного без предлога. Например: Общественность осудила грабежи и убийства против мирных жителей, вместо грабежи и убийства мирных жителей.
Неправильное употребление падежей считается грубой Чтобы прослыть грамотным и интеллигентным оратором, необходимо выучить правила склонения.
Творительный падеж употребляется как в приименной (с существительным), так и в приглагольной (с глаголом) позиции. Интересно, что существительные в творительном падеже могут иметь разные значения, которые подробно описаны здесь. В статье приведены способы определения творительного падежа с примерами, дан список наиболее распространенных предлогов.
Что такое творительный падеж?
Творительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения. Творительный падеж отвечает на вопросы – Кем? Чем?, может употребляться в приглагольной либо приименной позициях.
Примеры существительных в творительном падеже : горжусь дочерью , наслаждаются искусством , зажечь спичкой , написано учеником , стоять боком , идти колоннами , быть кассиром .
Как определить творительный падеж?
Чтобы узнать падеж существительного, к слову необходимо поставить вопросы творительного падежа (Кем? Чем?) , а также выделить у существительного падежное окончание.
Падежные окончания Т. п. представлены в таблице.
Склонение | Ед. число | Мн. число | ||
1 склонение | -ой (-ей), | Улыбкой
, улыбкою
,
Статуей , статуею , Сладкоежкой , сладкоежкою , Дядей , дядею |
-ами (-ями), | Улыбками
,
Статуями , Сладкоежками , Дядями |
2 склонение | -ом (ем) | Пряником
,
Роялем
, Хранилищем |
Пряниками
,
Роялями
, Хранилищами |
|
3 склонение | -ю | Лошадью
,
Печалью |
Лошадями
, лошадьми
,
Печалями |
|
Разносклоняемые | -ей, -ею, -ем | Дитятей
, дитятею
,
Путем , Знаменем |
Детьми
,
Путями , Знаменами |
Обратите внимание . В форме творительного падежа множественного числа существительные всех склонений имеют одинаковые окончания. Исключение – разносклоняемое существительное «дитя» и некоторые дополнительные формы Т. п. существительных третьего склонения.
Значение имен существительных в творительном падеже
В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:
ТОП-5 статей которые читают вместе с этой
- Субъектное (гвоздь забили молотком, ошибка допущена сотрудником) ;
- Объектное (восхищаться музыкой, обладать навыками) ;
- Определительное (чистка пылесосом, она была неумехой) ;
- Обстоятельственное (чертить карандашом, указать линейкой, работать вечерами, создавать командой, петь альтом) .
Предлоги творительного падежа
Существительные в творительном падеже употребляются как в качестве прямого дополнения (украсить узором, говорить басом) , так и с предлогами (стоять перед домом, пролететь над морем) . С существительными в Т. п. употребляются предлоги – за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между .
Примеры существительных в творительном падеже с предлогами : гулять под дождем , блюдце под чашкой , видно за облаками , нести за спиной , спор между учениками , тропинка над шуткой , выступать перед аудиторией , дача под Москвой , брат с сестрой , говорить с другом .
Название: Творительный падеж .
Наиболее типичным значением творительного падежа (приглагольного) является указание орудия или средства, при помощи которого осуществляется то или иное действие (творительный орудия): рисовать карандашом, колотить молотком, строгать рубанком или в безличных оборотах: занесло снегом, ушибло камнем, раскидало вихрем.
Основное значение творительного падежа
– это орудие действия, инструмент: «писать пером». Он же может иметь значение социативного субъекта, то есть субъекта, совместно с которым совершается действие: «встречаться с другом». В специфических ситуациях творительный падеж может выступать в значении субъекта: «Лодку ветром уносит в море». Также творительный падеж может обозначать признак, который приписывается субъекту: «Он станет художником». Широко распространены обстоятельственные значения творительного падежа:
временное - читаю днями и ночами;
пространственное – плыть морем;
образа действия – повернуться боком.
В страдательных оборотах творительный падеж служит для обозначения производителя действия (творительный субъекта): войти в дверь, отворенную братом, сестрой, матерью; жить в доме, построенном отцом, дядей, товарищем и т. д.
Творительный падеж - форма падежа, сочетающаяся с глаголом, именем существительным, именем прилагательным и выражающая значения субъекта действия, объекта, пространственные, временные отношения и т. д.
В некоторых случаях этот падеж служит для уточнения того или иного глагола с указанием на объект или область распространения действия: интересоваться музыкой, руководить кружком, дорожить вниманием, любоваться пейзажем.
Широко распространен и часто употребляется творительный приглагольный с обстоятельственными значениями (творительный времени, пути, пространства, способа и образа действия): выехать поздней, осенью, ждать часами, идти лугом, ехать берегом; говорить басом, дышать полной грудью.
Творительный приглагольный может также указывать на тот или иной признак (должность, положение, состояние) другого лица или предмета, название которого стоит в винительном падеже: Михайлова назначили директором школы, Валерия выбрали капитаном и т. д.
Творительный падеж - это:
1) форма существительного, входящая в парадигму, с одним из следующих окончаний (в орфографическом виде):
в единственном числе - конём, краем, женой, землёй, болотом, полем, костью, дочерью, именем, путём;
во множественном числе - конями, краями, жёнами, зем лями, болотами, полями, костями, дочерями и дочерьми, именами, путями;
2) ряд таких форм существительного, объединённых описываемой ниже системой значений;
3) форма прилагательного или причастия, входящая в парадигму, с одним из следующих окончаний (в орфографическом виде):
в единственном числе - круглым, круглой, синим, синей, крепким, крепкой, лисьим, лисьей; тётиным, тётиной, отцовым, отцовой; действующим, действующей, сломанным, сломанной;
во множественном числе - круглыми, синими, крепкими, лисьими, тётиными, отцовыми, действующими, сломанными;
4) ряд таких форм прилагательного или причастия, объединённых общностью синтаксических функций.
Основные значения творительного падежа - объектное и определительное; им не противопоставлена резко функция необходимого информативного восполнения, обнаруживающаяся в составе сказуемого;
субъектное значение является периферийным.
Объектное значение чаще всего конкретизируется как значение орудийное (рубить топором, махать рукой), но также и как значение объекта непосредственного и полного приложения (восхищаться музыкой, руководить коллективом, увлечён шахматами) или в сочетании с определительным значением: добиться настойчивостью, платить серебром (чем и как).
Творительный падеж сочетается с простыми: за, меж, между, над, перед, под; и производными предлогами.