Таблица частные падежные значения. Категория падежа

Категория падежа – словоизменительная категория имени существительного и других именных частей речи (имени прилагательного, имени числительного и местоимений). В современном русском языке эта категория имеет шесть значений, которые выражаются словоформами именительного, родительного, дательного, винительного, творительного и предложного падежей. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными .

Падежные формы слов различаются окончаниями, которые у существительных одновременно выражают значение числа, а у прилагательных в единственном числе – и значение рода. Изменение слов по падежам называется склонением .

Падежи имен существительных указывают на отношения и связи между словами в предложениях и словосочетаниях:

рука (именительный падеж, называет субъект действия) подала;

руку (винительный падеж, называет объект действия) подала;

рукой (творительный падеж, называет орудие действия) подача.

Следует обратить внимание на то, что одни и те же падежные формы имён существительных в разных контекстах могут выражать разные значения:

любоватьсярукой (объект действия);

сжиматьрукой (орудие действия).

Значения падежных форм имён существительных определяются их синтаксическими функциями в предложении. Падежные формы имён существительных выражают такие основные виды грамматических значений:

1)субъектное значение (значение субъекта: S) в этом значении существительное называет предмет, который производит действие, испытывает состояние, является носителем свойства: Дети идут в школу.Детям весело.Пениеартиста . Ловкостьобезьяны . Больного знобит.

2)объектное значение (значение объекта: О) – в этом значении существительное называет предмет, на который направлено действие или состояние: Студентчитаеткнигу . Нужно купитьхлеба . Он занят решениемзадачи . Мне жальдруга .

3)определительное значение – значение признака предмета. Оно выражается формами косвенных падежей имен существительных, которые сочетаются с другими существительными. Такие падежные формы обычно можно заменить относительными прилагательными:

деньосени – осенний день;домродителей – родительский дом;

крыло птицы птичье крыло; поэзия Пушкина пушкинская поэзия.

4)обстоятельственное значение – значение признака действия. Это значение выражают формы косвенных падежей имён существительных, которые зависят от глагола. В этом значении существительное отвечает на вопросы: куда?, где?, откуда?, когда?, сколько времени?, как долго? и др.:



Я приехал на вокзал (куда? – обстоятельство места);

Я приехал в среду (когда? обстоятельство времени).

Большую роль в уточнении падежных значений играют предлоги. Сочетание существительного с предлогом называется предложно-падежной формой:

Книга лежитна столе (предложный падеж указывает на то, что предмет находится на поверхности);

Книга лежитв столе (предложный падеж указывает, что предмет находится внутри).

Без предлогов падежные формы существительных выражают такие значения:

Именительный падеж (кто? что? ):

1) значение субъекта действия, состояния или признака: Студенты учатся. Сосед болеет. Мойбрат – студент;

2) значение объекта действия в пассивных конструкциях: Зачёты студентами сданы.

Родительный падеж (кого? чего? ):

1) значение объекта, особенно если при глаголе есть отрицательная частица не : не читать газет ; желать счастья ; решение задачи ;

2) значение субъекта действия или состояния: хлеба не осталось; выступление артиста ;

3)определительное значение (при именах существительных): человекдела ; крылоптицы ; платокбабушки ;

4)обстоятельственное значение: встретимсяпятого мая .

Дательный падеж (кого? чего? ):

1) значение объекта-адресата действия: написать письмородителям ; нанести вред здоровью ;

2) значение субъекта в безличных предложениях: Отцу нездоровится. Детям скучно;

3)определительное значение: памятникПушкину .

Винительный падеж (кого? что? ):

1) объектное значение: изучать русский язык ; жалетьсестру ; питьводу ;

2) обстоятельственное значение: ждать целыймесяц ; весить тонну .

Творительный падеж (кем? чем? ):

1) значение орудия действия (предмета, с помощью которого субъект выполняет действие): Он пишет работу новойручкой ;

2) субъектное значение в пассивных конструкциях и безличных предложениях: Приказ подписанректором . В комнате пахлоцветами ;

3)определительное значение: а) в составном именном сказуемом: Он будетучителем ; б) при именах существительных (с оттенком сравнения): усыполумесяцем ;



4)обстоятельственные значения: идтиберегом ; петьбасом ; работатьночами ;

5)объектное значение: управлятьфирмой , руководитьколлективом .

Предложный падеж (о ком? о чём?; на ком? на чём?; в ком? в чём?; при ком? при чём?) :

1) с предлогами о, об – значение объекта речи или мысли (при глаголах, называющих речевые или мыслительные процессы): говоритьо сессии ; мечтатьо поездке ;

2) с предлогами в, на, при – значение обстоятельства места: гулятьв лесу ; стоятьна углу , дежуритьпри больном .

Как видим, одни и те же значения могут выражаться разными падежами существительных, а, с другой стороны, одна и та же падежная форма в разных предложениях (и с разными предлогами) способна выражать разные грамматические значения.

Существует четыре основных типа падежных значений .

1. Субъектное значение падежа .

Указывает на производителя действия или носителя признака.

Падежи Примеры
И. п.

Профессор читает лекцию, поезд прибывает

на второй путь, наступила зима, вот и ночь, семья

в сборе, мастерство даётся трудом.

Р. п.

Прибытие делегации, выпадение осадков,

не прошло и году, дел прибавилось,

предложений поступило много.

Д. п.

Нам не следует уезжать, гостям

пора собираться, больному не до веселья,

школьникам надо учиться.

В. п.

Рабочих не устраивает ждать, больного

знобит, ногу больно.

Т. п.

Намечается проверка ревизором, комиссией

Колумбом, хозяйкой наготовлено запасов.

2. Объектное значение падежа .

Указывает на объект, на который направлено действие.

3. Определительное значение падежа .

Указывает на признак предмета (домик в деревне *, норма поведения) или на предикативный признак (отец в гневе, вылет первым рейсом , Лермонтов был поэтом) .

Падежи Примеры
И. п.

Город-герой, деревня Простоквашино, приехал

как врач, пишет под псевдонимом

«Аристократ» , ждут на платформе

номер девять и три четверти .

Р. п.

Два часа дня, мастер спорта, человек

преклонного возраста, остров «Невезения»,

приехал пятого января .

Д. п.

Дать повод насмешкам, вести счёт деньгам,

раздать билеты приглашённым, улыбнуться шутке.

В. п.

Пробежали целый километр , уже сутки мы

в дороге , прождали час .

Т. п.

Казак душой, рубль серебром, снег выпал поздней

осенью , собирают ягоды вёдрами, чудом

спасся , красотою дочь в мать, сарафан горошком.

П. п.

Находится в Ростове , играли в детстве ,

магазины - в двух шагах , явился во всей

красе , кое-кто на Западе , сидеть на одной

зарплате , на даче скучно .

Классификация падежных значений, представленная у Леканта П. А. и Розенталя Д. Э., насчитывает четыре типа падежных значений: помимо объектного, субъектного и определительного выделяется обстоятельственное значение.

4. Обстоятельственное (адвербиальное) значение падежа .

Указывает на время, место, причину, образ действия, меру и степень: прождать целый день , жить в городе , объехать весь мир , встретить с радостью .

Чеснокова Л. Д. выделяет ещё два значения - и вокативное.

* Примеры, выделенные в п. 3 голубым цветом, по Леканту П. А. и Розенталю Д. Э. относятся к обстоятельственному значению.

Каждый учащийся должен знать их значение и уметь склонять имена существительные, местоимения и т.д. Поколения учеников соревнуются в придумывании смешного и нелепого стишка, чтобы облегчить для себя запоминание их порядка при склонении. Да каждый, наверное, с детских лет помнит: «Иван родил…» - и так далее…

Слово «родил» в этой мнемонической скороговорке означает родительный падеж. В грамматическом плане это не прямой, а один из пяти Во многих языках он выражает притяжательное отношение, а также выполняет другие функции. Узнать его легко, нужно поставить к имени существительному, местоимению и др. в этой падежной форме вопрос «кого?» или «чего?» со вспомогательным словом «нет», и если оно не изменится, то значит - это родительный падеж. Например:

а) «нет чего?» - солнца, беседы, песни;

б) «нет кого?» - дяди, мамы, собаки.

С родительной падежной формой употребляются предлоги «у», «до», «из», «от», «с», «около», «вокруг», «без», «для». Например: около шалаша, из дома, вокруг беседки. Родительный падеж множественного числа - не исключение. Например: около домов, из ответов, вокруг участков.

Приименный родительный падеж в следующих значениях употребляется без предлогов:


Приглагольный родительный падеж обозначает:

  1. Прямой объект, если глагол, управляющий глагольной формой, отрицательный. Например: не любит цветов, не отрывает взгляда от картины.
  2. Если действию управляющего глагола подвергается не весь объект, а только его часть. Например: налить (стакан) молока, съесть (горбушку) хлеба.
  3. После ряда управляющих глаголов. Например: добиваться успеха, ждать повышения, просить прощения.
  4. После тех глаголов, что имеют значение удаления, лишения, опасения и подобные. Например: лишиться приюта.

Часто родительный его словоформ, ошибочно заменяют другим:

  1. Винительным с предлогом «за». Например: Пушкин и Лермонтов - певцы за свободу, вместо- певцы свободы.
  2. Винительным с предлогом «на». Например: Хорошее питание имеет значение не только на больного, вместо - для больного.
  3. Творительным с предлогом «с». Например: Эмоции не отделимы с чувствами, вместо - от чувств.
  4. Предложным с предлогом «на». Молодые люди расценивают жизнь на материальной позиции, вместо с материальной позиции.
  5. Родительным с предлогом вместо родительного без предлога. Например: Общественность осудила грабежи и убийства против мирных жителей, вместо грабежи и убийства мирных жителей.

Неправильное употребление падежей считается грубой Чтобы прослыть грамотным и интеллигентным оратором, необходимо выучить правила склонения.

Творительный падеж употребляется как в приименной (с существительным), так и в приглагольной (с глаголом) позиции. Интересно, что существительные в творительном падеже могут иметь разные значения, которые подробно описаны здесь. В статье приведены способы определения творительного падежа с примерами, дан список наиболее распространенных предлогов.

Что такое творительный падеж?

Творительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения. Творительный падеж отвечает на вопросы Кем? Чем?, может употребляться в приглагольной либо приименной позициях.

Примеры существительных в творительном падеже : горжусь дочерью , наслаждаются искусством , зажечь спичкой , написано учеником , стоять боком , идти колоннами , быть кассиром .

Как определить творительный падеж?

Чтобы узнать падеж существительного, к слову необходимо поставить вопросы творительного падежа (Кем? Чем?) , а также выделить у существительного падежное окончание.

Падежные окончания Т. п. представлены в таблице.

Склонение Ед. число Мн. число
1 склонение -ой (-ей), Улыбкой , улыбкою ,

Статуей , статуею ,

Сладкоежкой , сладкоежкою ,

Дядей , дядею

-ами (-ями), Улыбками ,

Статуями ,

Сладкоежками ,

Дядями

2 склонение -ом (ем) Пряником ,

Роялем ,
Кольцом ,

Хранилищем

Пряниками ,

Роялями ,
Кольцами ,

Хранилищами

3 склонение Лошадью ,

Печалью

Лошадями , лошадьми ,

Печалями

Разносклоняемые -ей, -ею, -ем Дитятей , дитятею ,

Путем ,

Знаменем

Детьми ,

Путями ,

Знаменами

Обратите внимание . В форме творительного падежа множественного числа существительные всех склонений имеют одинаковые окончания. Исключение – разносклоняемое существительное «дитя» и некоторые дополнительные формы Т. п. существительных третьего склонения.

Значение имен существительных в творительном падеже

В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • Субъектное (гвоздь забили молотком, ошибка допущена сотрудником) ;
  • Объектное (восхищаться музыкой, обладать навыками) ;
  • Определительное (чистка пылесосом, она была неумехой) ;
  • Обстоятельственное (чертить карандашом, указать линейкой, работать вечерами, создавать командой, петь альтом) .

Предлоги творительного падежа

Существительные в творительном падеже употребляются как в качестве прямого дополнения (украсить узором, говорить басом) , так и с предлогами (стоять перед домом, пролететь над морем) . С существительными в Т. п. употребляются предлоги – за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между .

Примеры существительных в творительном падеже с предлогами : гулять под дождем , блюдце под чашкой , видно за облаками , нести за спиной , спор между учениками , тропинка над шуткой , выступать перед аудиторией , дача под Москвой , брат с сестрой , говорить с другом .

Название: Творительный падеж .

Наиболее типичным значением творительного падежа (приглагольного) является указание орудия или средства, при помощи которого осуществляется то или иное действие (творительный орудия): рисовать карандашом, колотить молотком, строгать рубанком или в безличных оборотах: занесло снегом, ушибло камнем, раскидало вихрем.

Основное значение творительного падежа – это орудие действия, инструмент: «писать пером». Он же может иметь значение социативного субъекта, то есть субъекта, совместно с которым совершается действие: «встречаться с другом». В специфических ситуациях творительный падеж может выступать в значении субъекта: «Лодку ветром уносит в море». Также творительный падеж может обозначать признак, который приписывается субъекту: «Он станет художником». Широко распространены обстоятельственные значения творительного падежа:
временное - читаю днями и ночами;
пространственное – плыть морем;
образа действия – повернуться боком.

В страдательных оборотах творительный падеж служит для обозначения производителя действия (творительный субъекта): войти в дверь, отворенную братом, сестрой, матерью; жить в доме, построенном отцом, дядей, товарищем и т. д.

Творительный падеж - форма падежа, сочетающаяся с глаголом, именем существительным, именем прилагательным и выражающая значения субъекта действия, объекта, пространственные, временные отношения и т. д.

В некоторых случаях этот падеж служит для уточнения того или иного глагола с указанием на объект или область распространения действия: интересоваться музыкой, руководить кружком, дорожить вниманием, любоваться пейзажем.

Широко распространен и часто употребляется творительный приглагольный с обстоятельственными значениями (творительный времени, пути, пространства, способа и образа действия): выехать поздней, осенью, ждать часами, идти лугом, ехать берегом; говорить басом, дышать полной грудью.

Творительный приглагольный может также указывать на тот или иной признак (должность, положение, состояние) другого лица или предмета, название которого стоит в винительном падеже: Михайлова назначили директором школы, Валерия выбрали капитаном и т. д.

Творительный падеж - это:
1) форма существительного, входящая в парадигму, с одним из следующих окончаний (в орфографическом виде):
в единственном числе - конём, краем, женой, землёй, болотом, полем, костью, дочерью, именем, путём;
во множественном числе - конями, краями, жёнами, зем лями, болотами, полями, костями, дочерями и дочерьми, именами, путями;
2) ряд таких форм существительного, объединённых описываемой ниже системой значений;
3) форма прилагательного или причастия, входящая в парадигму, с одним из следующих окончаний (в орфографическом виде):
в единственном числе - круглым, круглой, синим, синей, крепким, крепкой, лисьим, лисьей; тётиным, тётиной, отцовым, отцовой; действующим, действующей, сломанным, сломанной;
во множественном числе - круглыми, синими, крепкими, лисьими, тётиными, отцовыми, действующими, сломанными;
4) ряд таких форм прилагательного или причастия, объединённых общностью синтаксических функций.

Основные значения творительного падежа - объектное и определительное; им не противопоставлена резко функция необходимого информативного восполнения, обнаруживающаяся в составе сказуемого;
субъектное значение является периферийным.
Объектное значение чаще всего конкретизируется как значение орудийное (рубить топором, махать рукой), но также и как значение объекта непосредственного и полного приложения (восхищаться музыкой, руководить коллективом, увлечён шахматами) или в сочетании с определительным значением: добиться настойчивостью, платить серебром (чем и как).

Творительный падеж сочетается с простыми: за, меж, между, над, перед, под; и производными предлогами.