Падает давление в насосной станции. Как производится регулировка давления насосной станции

Реле давления является важной составной частью насосной станции, и имеет простой механизм отключения и включения контактов электрического двигателя.Настройка реле давления насосной станции осуществляется с помощью двух болтов, которые находятся под защитной, как правило пластмассовой крышкой.При покупке реле регулирования давления в системе входит в комплект и уже отрегулировано оптимальным образом.Но как правило в процессе эксплуатации возникают случаи различных неполадок в работе, когда реле работает не так как прежде и ее просто необходимо отрегулировать по новому. Принцип работы реле давления следующий: при достижения давления в системе заданного максимального значения, как правило это 2.5 — 3.0 Бар, реле отключает электродвигатель.

Но, при необходимости можно назначить и более высокие значения давления скажем 4 или 5 Бар. Для удобности максимальное назначенное число давления в системе при котором реле отключает электродвигатель называют давление отключения или верхнее давление. Когда давление в системе, при отключенном электродвигателе упало до нижнего заданного предела(как правило 1.5-1.8 Бар), реле давления включает электродвигатель.Назначенное число давления в системе при котором реле включает электродвигатель называют давлением включения или нижнее давление.

Определение давления в расширительном бачке

Настройка реле давления насосной станции можно осуществить своими силами.

Для этого вначале необходимо проверить давление воздуха в пустом расширительном баке насосной станции.

Расширительный бак насосной станции состоит из двух частей:

Фото-1.Грушевидная резиновая диафрагма

Диафрагма из пищевого каучука насосной станции

В такой диафрагме насосная станция качает воду.

Фото-2.Корпус расширительного бачка насосной станции.

Манометр -инструмент для измерения давления

Давление в расширительном баке насосной станции без воды, измеряется с помощью манометра, который используется для измерения давления в шинах автомобиля.Воздух в пустом расширительном баке качают с помощью автомобильного насоса.

При этом необходимо учитывать что для расширительных бачков объемом от 20 до 25 литров давление должно быть в пределах 1.4-1.7 Бар. Для расширительных бачков объемом по больше,скажем 50 — 100 литров,давление должно составлять 1.7-1.9 Бар.

В процессе эксплуатации насоса необходимо всегда (рекомендуется хотя бы 1 раз в месяц),проверить давление воздуха в расширительном баке и поддерживать в рекомендуемых значениях.

Это позволит избежать преждевременный выход из строя резиновой диафрагмы расширительного бака насосной станции.
Во время проверки обязательно выключите вилку питания насоса из розетки для избежания поражения электрическим током.

Регулировка верхнего и нижнего давления

После того как проверили и отрегулировали давление в расширительном баке необходимо подключить насосную станцию к водопроводу.При этом насосная станция (например, торговой марки начнет качать воду в резиновую диафрагму. При достижения заданного уровня давления в системе, реле сработает и выключит электродвигатель.Если значение давления при котором электродвигатель остановиться вас не устроит, то можно приступить к регулировке требуемого уровня давления. Для этого необходимо отключить от питания насосную станцию, затем снять защитный кожух реле и отрегулировать требуемый уровень давления в системе.

Фото-4.Снятие защитного кожуха реле

Реле давления -внешний вид

Защитный кожух реле давления можно открутить с помощью простой отвертки.
Фото-5.Регулировочные болты реле.

Реле давления со снятым защитным кожухом

Регулировка верхнего и нижнего давления можно осуществить двумя болтами (болт -1 и болт-2), которые находятся под защитным кожухом реле.Если вы будете завинчивать болт -1, то тогда увеличите верхнее давление и наоборот,для уменьшения верхнего давления необходимо открутить болт-1.Нижнее давление регулируется с помощью болта -2. Для увеличения нижнего давления завинчивают болт-2 и наоборот для уменьшения нижнего давления следует открутить его в обратную сторону.
Важно при этом помнить что значение давления при котором включиться электродвигатель насосной станции должно быть на 10 процентов выше, чем давление в расширительном баке. При несоблюдение этой рекомендации может выйти из строя преждевременно резиновая диафрагма расширительного бака.



Рис1. Гидроаккумулятор

При сборке важнейшим вопросом является настройка реле давления и гидроаккумулятора (Рис.1). От правильно выставленных пределов зависит не только удобство пользования системой водоснабжения, но и продолжительность эксплуатации некоторых элементов насосной станции.

Часто возникает впечатление, что все те советы, которые можно найти в сети Интернет по настройке давлений, не просто далеки от реальности, но и вредны, так как не соответствуют действительности. Вот и приходится каждому разбираться в принципах работы и настройке самостоятельно. В данной статье приводится порядок действий по настройке давлений, следуя которым удалось отрегулировать работу насосной станции, активно эксплуатируемой уже пятый год.


Рис2. Крышка золотника

Гидроаккумулятор – не только вода. Немного теории

Внутри металлического бака гидроаккумулятора (ГА) находится резиновая емкость (груша). нагнетает воду именно в грушу. В пространство между стенками бака и емкостью через золотник закачивается воздух. Чем больше воды в груше, тем сильнее сжат воздух и тем выше его давление, стремящееся вытолкнуть воду обратно. Также существуют мембранные модели ГА, в которых металлический бак разделен пополам мембраной, с одной стороны которой находится воздух, а с другой вода.


Рис3. Проверка давления

Практика. Воздух

Итак, вот он – купленный гидроаккумулятор. Прежде всего, необходимо определить давление воздуха в нем. Несмотря на то, что производитель, обычно, накачивает 1,5 Атмосферы, бывают случаи, когда из-за утечки к моменту продажи это значение намного ниже. Обыкновенный автомобильный золотник закрыт декоративным колпачком (Рис.2). Откручиваем его и проверяем давление в баке (Рис.3). Чем проверять? Так как погрешность даже в 0,5 атм. существенно влияет на работу всей системы, то чем выше точность используемого для проверки манометра, тем лучше. На рынке представлены три вида таких манометров: электронные, механические автомобильные (корпус металлический) и пластиковые, идущие в комплекте с некоторыми насосами. Последние дают огромную погрешность, поэтому для ГА их лучше не использовать. Обычно они китайского происхождения, в непрочном пластиковом корпусе. На показания электронных влияют температура и заряд батареи, к тому же их стоимость довольно высока. Поэтому используем обычный автомобильный манометр, желательно прошедший поверку. Чем на меньшее значение градуирована шкала, тем лучше. Например, если шкала рассчитана на 20 атм., а измерить нужно всего 1-2, то высокой точности измерения ждать не стоит.


Рис4. Реле давления

Меньшее количество воздуха в баке означает больший запас воды, но разброс давления при закачанном и почти опустошенном баке будет довольно велик. Тут все зависит от предпочтений. Если необходимо, чтобы давление воды в водопроводе постоянно было высоким (городским), то воздуха в баке должно быть не менее 1,5 атм. Соответственно, кто-то может решить, что напор даже в одну атмосферу для бытовых нужд вполне достаточен. В первом случае ГА запасает меньше воды, что означает частое включение подкачивающего насоса и потенциальные проблемы при отсутствии электричества, так как нет запаса воды. А во втором жертвовать приходится давлением: при заполненном баке можно принять душ с массажем, а по мере уменьшения воды удобна будет только ванна.

Определившись с желаемым режимом работы, следует либо стравить лишний воздух, либо подкачать. Не рекомендуется уменьшать давление ниже 1 атм., а также слишком перекачивать. Недостаточное количество воздуха означает, что наполненная водой груша может локально тереться о стенки бака, постепенно повреждаясь. В то же время, избыток воздуха не позволит закачать много воды, так как существенная часть объема ГА будет занята им.

Открываем крышку реле давления (Рис.4). Здесь доступна настройка верхнего и нижнего пределов срабатывания, то есть, значений давления, при которых насос будет отключаться и включаться. Две гайки и две пружины: большая (P) и малая (дельта P). Большая пружина отвечает за нижний предел или за давление включения насоса, что одно и то же. Из конструкции видно, что ее действие словно помогает воде замкнуть контакты.

Малая позволяет выставить разницу давлений. Кстати, это говорится во всех инструкциях, однако не указывается, что является точкой отсчета. Так вот, основным является нижний предел, то есть гайка пружины «P». Пружина разницы давлений, конструктивно, сопротивляется давлению воды: она отталкивает подвижную пластину вниз, от контактов.

Практика. Вода

После выставления нужного значения давления воздуха, подключаем ГА к системе и включаем в работу, внимательно следя за водяным манометром. На каждом ГА указаны значения рабочего и предельного давлений – их превышения недопустимо. Также в техническом паспорте к насосу указывается его напор (в метрах): 10 м соответствует 1 атмосфере. Насос должен быть вручную отключен от сети при:

  • достижении рабочего давления ГА;
  • достижении предельного значения напора насоса. Это просто определить – рост давления прекращается.

Обычно, мощности насосов не позволяют накачать бак до предела, да и необходимости в этом нет, так как снижается ресурс, как насоса, так и груши. В большинстве случае значение давления отключения выбирается на 1-2 атм. выше, чем включения.

Например, манометр показывает 3 атм., что, по мнению владельца насосной станции, достаточно для его нужд. Отключаем насос и медленно вращаем гайку «дельта P» на уменьшение, пока механизм не сработает.

Открываем кран и сливаем воду из системы. При этом наблюдаем за манометром и значением, при котором реле включится – это давление включения насоса (нижний предел). Оно должно быть немного больше (на 0,1-0,3 атм.) давления воздуха в пустом ГА. Благодаря этому груша прослужит дольше. Вращая «P», выставляем нижний предел, снова включаем насос в сеть и ждем, пока не будет достигнуто нужное давление. Подстраиваем гайку «дельта P». Гидроаккумулятор настроен.

Итак, регулировка давления насосной станции осуществляется в следующем порядке .

Для начала нужно проверить давление сжатого воздуха внутри расширительного бака. Желательно проверять давление в баке насосной станции примерно раз в месяц. Можно установить датчик давления в насосной станции, чтобы быть осведомлённым о состоянии давления и сохранить насосную станцию и бачок в рабочем состоянии как можно дольше.

В расширительном баке установлена резиновая диафрагма; в неё которую насос закачивает воду. Между этой диафрагмой и металлическим корпусом бачка находится воздух под некоторым давлением. И для определения давления (а также для накачкиспуска воздуха) в задней части этого резервуара предусмотрен особый клапан (нипель).С помощью манометра измерим воздушное давление в баке насосной станции. При необходимости производим подкачку воздуха автомобильным насосом. Если это не поможет, необходимо будет осуществлять настройку реле давления на необходимое давление.

Для баков на 20-25 л рабочее давление насосной станции должно составлять примерно 1,4–1,7 бар, и для больших резервуаров (от 50 до 100 л) - давление в 1,7–1,9 бар.

Регулировка реле давления осуществляться должна в действующей системе под давлением. Включаем насос, даём ему накачать в систему давление и отключиться при достижении установленного давления. Это - «верхнее» давление; его значение будет отображаться на манометре. Если же это значение отлично от рекомендуемого, отрегулируйте его с помощью малого болта реле. Аналогичным образом измеряется «нижнее» давление. Начав сливать воду, наблюдаем за манометром. Значение давления на нём будет постепенно падать. Наконец, при достижении нижнего предела ваш насос снова включится. Это и будет «нижним» давлением. Оно регулируется большим болтом реле.

Итак, регулировка давления насосной станции завершена. Давление включения насоса должно быть больше давления воздуха в резервуаре на 10%; иначе резиновая диафрагма быстрее износится. Можно, конечно, установить на реле другие значения давления включения и выключения. Например, повысив значение разницы между нижним и верхним давлением, вы можете продлить срок службы вашего насоса за счёт того, что он включается реже. Но при этом давление во всей системе не будет равномерным.

Также помните, что гидроаккумулятор, резиновые шланги, сантехника и сама механика реле давления имеют своё рабочее давление насосной станции, которое нельзя превышать. Если вы будете соблюдать эти рекомендации, правильно настроенный датчик давления в насосной станции поможет ей прослужить как можно дольше .