Соц исследования детского чтения в ссср. Исследовательская работа "что читают в нашем классе"

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    дипломная работа , добавлен 13.05.2014

    Литературные традиции детей и подростков в России на рубеже веков, смена "модели чтения". Разработка анкеты и социологический опрос лицеистов, определение их круга чтения. Исследование характера перемен в отношении к чтению: книга как источник информации.

    реферат , добавлен 05.01.2015

    Социология чтения как специальная область знания. Досуговая практика чтения среди детей, её история развития и направления. Данные исследований по данной проблеме Харьковского Университета имени В.Н. Каразина, проведённых в 1998-1999 и в 2013 г.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2014

    Факторы, обуславливающие состояние страха и других социально негативных факторов. Методы преодоления и профилактики негативного социального самочувствия. Анализ уровня читаемости среди молодежи и влияния чтения на их поведение и успешность в жизни.

    отчет по практике , добавлен 27.12.2012

    Характеристика молодежи как социально-демографической группы. Сущность проблемы молодежной занятости. Социально-правовая защищенность молодежи на рынке труда. Правовое регулирование молодежной политики. Социальные последствия безработицы среди молодежи.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2013

    Понятие и социально-психологические характеристики молодежи и молодежных субкультур. Девиации в молодежной среде и их последствия для общества. Проблемы образования и трудоустройства молодежи в России. Принципы государственной молодежной политики.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2011

    Понятие молодежи, ее классификация, структура и взаимосвязь отдельных элементов. Характеристика основных социальных проблем молодежи в современной России: миграция, жилье, уровень доходов и занятости. Обзор демографических проблем Брянской области.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2010

Доля регулярно читающей молодежи, по оценке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, составляет 28%. Уже целое поколение молодежи выросло в нестабильных социальных условиях, что существенно отразилось на формировании его жизненных позиций и в частности, на репертуаре молодежного чтения.


Чтение молодежи – актуальная проблема, которой придается государственное значение. «Повышение интереса к чтению становится, без преувеличения, общенациональной задачей», - эти слова Президента Российской Федерации В.В. Путина подтверждают актуальность проблемы молодежного чтения. Можно вспомнить и заявление главы Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева: «… поддерживать чтение в самых разных формах, в том числе самых современных, самых модерновых, лишь бы молодежь хотела читать».


В библиотечном деле сейчас появилось, активно обсуждается и внедряется новое понятие: «Библиотека 2.0». Основная суть этого понятия в том, что библиотека не должна быть просто вместилищем информации. Библиотека должна быть открытой, ориентируя свою работу прежде всего на пользователя и учитывая интересы и потребности пользователя. Но для того чтобы учитывать интересы и потребности молодых читателей, нужно прежде всего знать эти потребности и интересы.


Изучением чтения молодежи систематически занимаются многие библиотеки, в том числе Российская государственная детская библиотека. Результаты исследований говорят о том, что характеристики чтения детей, подростков и молодежи постоянно меняются. Проведенные исследования и повседневные наблюдения показывают: интерес к чтению книг падает.


Меняется и мотивация чтения: чтение для удовольствия и развития сегодня значительно уступает деловому чтению с целью освоения учебных программ. Значительную часть чтения молодежи в последние годы составляет чтение в сети Интернет.


Мы не беремся оценивать и судить – хорошо это или плохо, но считаем, что исключение книги, печатного издания из повседневной жизни обедняет духовную жизнь человека.


Молодежь – от 15 до 24 лет – составила основной контингент проведенного социологического опроса. Это более двухсот (200) учащихся старшего школьного возраста, учащиеся профессиональных училищ и колледжей, студенты техникумов и вузов, работающая и неработающая молодежь.


Специалисты организационно-методического отдела Омской областной библиотеки для детей и юношества под руководством З.П. Гурьян по заказу РОО «НАС» осуществили мониторинг чтения молодежи. Одно из исследований, проведенных в библиотеке в 2014-2015 году – «Портрет читающей молодежи». Оно является не первым исследованием подобного рода.


Целью исследования стало изучение читательских пристрастий молодых читателей библиотеки для выработки рекомендаций по повышению эффективности работы по продвижению чтения в молодежной среде.


Испытывает ли современная молодежь радость чтения? Что читают молодые люди? Что и зачем они хотят читать? Чтобы вести работу по продвижению чтения, влиять на читателя и его читательские интересы, необходимо знать ответы на все эти вопросы.


Разрабатывая план исследования, мы не ставили задачу тотального опроса, мы хотели определить литературные предпочтения прежде всего читателей библиотеки.


Для проведения исследования «Портрет читающей молодежи» была разработана анкета, содержащая 25 вопросов, и опрошены читатели в возрасте от 15 до 24 лет. Опрос проводился методом случайной выборки.


Предмет исследования – читательские интересы молодых людей.


По результатам опроса наиболее активными читателями оказались 16-17-детние девушки, именно эта читательская группа составила 85% опрошенных. Юноши – всего 15%.


«Как часто Вы посещаете библиотеку?» спросили мы у читателей. Посещаемость можно определить по читательским формулярам, но нам было важно, чтобы читатель сам ответил на этот вопрос, показав, как он определяет частоту своего общения с библиотекой. Ответы показали, что большинство опрошенных посещают библиотеку «по мере необходимости».


Вопрос «Как Вы обычно проводите свое свободное время?» был важен для нас не только потому, что мы хотели определить место чтения в досуге молодых людей, но и потому, что мы хотели узнать, какие формы организации досуга и просветительских мероприятий будут наиболее благосклонно восприняты молодыми людьми. Результат опроса получился не совсем ожидаемым. Вопреки ожиданиям, ответ «за компьютером» занял лишь пятое место (30%); на четвертом месте – прослушивание музыки – 38%; на третьем месте (44) – кино, театр, досуговые центры и дискотеки; на втором – чтение книг и журналов (67%); на первом – общение с друзьями (72%). Большой процент респондентов, назвавших чтение обычным проведением своего свободного времени, радует, но не удивляет – ведь мы опрашивали читателей библиотеки.


Ответ на вопрос «Из каких источников Вы предпочитаете брать информацию?» ожидаем: большинство респондентов ответили, что из Интернета и книг.


На вопросы «Чтение для Вас – это…» и «С какой целью Вы читаете книги?» большинство опрошенных ответили, что читают для удовольствия, отдыха, развлечения (75% и 43%); ответы «труд (задание по учебе)» - на втором месте. Это говорит о том, что досуговое чтение среди читателей библиотеки преобладает. Такой результат явно противоречит утверждению о том, что среди молодежи доминирует деловое чтение.


Большинство респондентов на вопрос «Произведения какой тематики Вам нравятся?» предпочли ответить: детективы и приключения.


Подавляющее большинство учащихся дали ответ «Нет» на вопрос «Любите ли Вы читать стихи?»


Ключевыми вопросами анкеты были вопросы, ответы на которые определяют источник сведений о книгах и определяют роль библиотекаря в процессе выбора книг для чтения. Как ни печально, но библиотекарь как советчик оказался на последнем месте – только 4% респондентов спрашивают, что почитать – у библиотекаря. Большая часть опрошенных читателей выбирают книги случайно, таких – 38%. Значительная часть – 30% – прислушивается к советам друзей. 25% респондентов – ориентируются на фамилию автора, то есть выбирают то, что уже известно по личному опыту или просто «на слуху». Есть «тщеславные» читатели, их 14% от числа опрошенных, они читают книги, которые сейчас в моде. Для 20% респондентов источником сведений о книгах стал Интернет.


О новинках художественной литературы и периодики, поступивших в библиотеку, большинство наших респондентов – 54% – узнают, обратившись к выставкам новых книг и журналов или 20% – спрашивают о новинках у библиотекарей.


Анкета включала 6 вопросов, отвечая на которые наши респонденты должны были назвать имя писателя. Это не случайно: нам хотелось получить как можно больше упоминаний разных книг и писателей, книг и писателей разных стран и эпох. Сам по себе опрос, заставляющий вспомнить и оценить то, что прочитано, несет в себе воспитательный момент.


«Есть ли у Вас любимые писатели? Если да, напишите, пожалуйста, какие»


«Есть ли у Вас любимая книга? Если есть, напишите, пожалуйста, какая»


«Можете ли Вы назвать книгу, которую прочитали за последнее время. Если да, напишите, пожалуйста, ее название с указанием автора»


«Какую книгу Вы бы посоветовали прочитать своему лучшему другу, подруге? Почему именно эту книгу?», -


вот такие вопросы о художественной литературе мы задали юным читателям. Ответили на них не все, но ответы были очень разнообразны и интересны.


Не единожды ребятами названы зарубежные авторы: Т. Пратчетт, Э.М. Ремарк, О. Хаксли, Дж. Оруэлл и др. Молодые люди читают классику, философскую прозу, любовные романы, фантастику. На вопрос о любимом писателе ответили большинство опрошенных читателей – 74%. В анкетах звучали имена от классики до современности, как имена российских авторов, так и зарубежных: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, М.А. Булгаков, Б.Л. Васильев, Дж.Г. Байрон, Ж. Верн, Дж. Сэлинджер, Т.Б. Серебряная, Б. Акунин и др. Любимого современного автора смогли назвать 62% опрошенных. Однако разнообразие имен свидетельствует о том, что молодежь в определенной своей части все-таки знает и читает современных авторов. В числе любимых оказались: А Гавальда, Т.Б. Серебряная, В.О. Пелевин, В.В. Ерофеев, Д.О. Силов и др.


То же самое касается любимых книг . 75% респондентов согласились с тем, что у них есть любимая книга. Не все, правда, назвали ее. Но среди названных книг фигурируют: А.С. Пушкин «Дубровский», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», О.А. Григорьева «Берсерк», Б. Акунин «Турецкий гамбит», Ж. Верн «Таинственный остров», Ф.С. Фицджеральд «Великий Гэтсби», Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» и др.


Среди книг, прочитанных за последнее время , как и ожидалось, преимущественно названы произведения, изучаемые по школьной и вузовской программам: А.И. Куприн «Гранатовый браслет», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», Б.Л. Васильев «В списках не значился», Дж. Лондон «Мартин Иден», Э.М. Ремарк «Жизнь взаймы», «Три товарища». На этот вопрос получен, например, и курьезный ответ: один читатель назвал последней прочитанной книгой «Общую биологию». Однако упоминаются именаи книги современных авторов, например, таких как «Снег» О. Памука, известного турецкого писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе, произведения П. Коэльо – знаменитого бразильского поэта и писателя, автора многих бестселлеров, книга «Как убивают Россию» А.Е. Хинштейна – известного публициста, депутата Госдумы РФ, роман «Поколение П» В.О. Пелевина – популярного российского писателя, роман «Невыносимая любовь» И. Макьюэна – британского современного писателя, лауреата Премии С. Моэма (1976) и Букеровской премии (1998) и других. Назвали книгу, которую прочитали за последнее время, 68% опрошенных читателей (это достаточно высокий показатель).


Другу советуют прочесть практически то же самое, что прочли сами в последнее время. Хотя встречались и иные ответы: М.А. Шолохов «Тихий Дон», Э. Бёрджесс «Заводной апельсин» и др. На вопрос «Почему именно эти книги?» наиболее часто встречались ответы: «потому что сюжет книги интересен и захватывающ», «в книге много полезной информации». Но были и такие ответы: «потому что эта книга уникальная и актуальна и по сей день» (о романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина),«потому что эта книга о современном мировоззрении», «потому что это грустная правда в своеобразной и нескучной форме» (о книге «Москва – Петушки» В.В. Ерофеева), «из-за интересного развития событий» (о романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»), «эта книга заставляет задуматься, пересмотреть свое отношение к жизни, к родителям, к своим близким» (о книге П.В. Санаева «Похороните меня за плинтусом»), «книга проникнута искренними чувствами» (о повести «А зори здесь тихие» Б.Л. Васильева), «книга затрагивает душу и заставляет задуматься о жизни» (о «Парфюмере» П. Зюскинда), «можно извлечь много уроков» (о романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова), «в книге затронута тема нравственности» (о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). Эти ответы радуют, хотя их и немного (всего 30%), говорят о том, что для молодых читателей важно не только развлекательное чтиво, но и книги, которые заставляют задуматься, переживать искренние чувства.


Следующая группа вопросов касалась отношения молодежи к периодическим изданиям (газетам и журналам). Периодические издания – оперативный источник актуальной информации. В период нерегулярного и недостаточного комплектования, а именно таким периодом стали для библиотек два последних десятилетия, журналы и газеты были наиболее полноценным источником выполнения читательских запросов. На таких изданиях, как «Костер», «Юность», «Смена», воспитывалось не одно поколение молодежи. Однако сейчас многие современные молодежные издания изменили не только свой облик, но и содержание, размещая на своих страницах публикации гламурных новостей и сплетни из жизни звезд шоу-бизнеса. Наверное, пришло время пересмотреть отношение библиотеки к формированию фонда периодических изданий для молодежи.


Частотность чтения периодических изданий молодежью, как правило, 1 раз в неделю.


На вопрос «Есть ли такие журналы, которые Вы читаете регулярно? Если да, то напишите, пожалуйста, какие» 55% респондентов ответили «нет», 45% – ответили «да».Были названы журналы «Ромео и Джульетта», «Радио», «Юный техник», «Космополитен», «Коммерсантъ», «Мне 15», «Бурда», «Гламур», «Мир фантастики», «Штучка», «Домашний очаг», «Абитуриент», «Yes звезды», «Популярная механика», «Geo», «Ровесник», «Рок оракул», «Браво», «Искусство кино» и др.


Оказалось, что наши читатели не только не читают литературно-художественные журналы , но и вряд ли знают о них. На вопрос о чтении литературно-художественных журналов 94% опрошенных читателей ответили отрицательно.


С точки зрения тематики газет и журналов молодежь предпочитает в первую очередь следующие темы: об автомобилях, охоте, рыбалке; о спорте; о путешествиях; о бизнесе, финансах.


Как показал социологический опрос, большинство респондентов не имеют любимых журналов .


Ответ на вопрос «Чем Вас может привлечь периодическое издание?» поможет всем заинтересованным лицам при формировании фонда периодических изданий учесть предпочтения молодых читателей. Большинство респондентов – 65% привлекает интересное содержание. Оригинальность при подаче материала – 35%. Наличие приложений в журнале (дисков, постеров) – 20%. Достоверность и точность информации – 18%. Полиграфическое оформление журнала и качество изложения материала – 17%. Оперативность информации важна для 8% опрошенных читателей.


И наконец, интересно было узнать мнение молодежи по поводу того, кто, на их взгляд, больше всего любит читать. Ответы: возраст не влияет на чтение – 64%, читают в основном люди среднего возраста – 14%, больше всего читают пожилые люди – 20%. И только 2% опрошенных читателей выбрал ответ «мои сверстники». Если учесть, что именно молодежь, сверстники – обучаются в различных учебных заведениях и постоянно вынуждены читать, осваивая учебные программы, ясно, что под «чтением» респонденты подразумевают именно чтение «для души», для развлечения и саморазвития.


В целом по результатам анкетирования можно сделать следующие выводы: происходит процесс изменения отношения молодежи к чтению в целом, меняется отношение к книге, появляются другие источники информации, усложнилась структура молодежного досуга. Более продолжительным и разнообразным становится общение. Чтение молодежи отчетливо подразделяется на досуговое (для отдыха, удовольствия) и деловое (для учебы). Читают книги разные. Более половины опрошенных респондентов знают и читают современных авторов и делают это ради удовольствия и развлечения. Так что выражение «радость чтения» оказывается вполне применимо к молодым читателям.


Проведенное социологическое исследование подтвердило интерес молодежи к ярким, красочным журналам. Однако «толстые журналы» (литературно-художественные) оказались совершенны выпавшими из поля зрения молодого читателя, что заставляет задуматься и принять меры: либо популяризировать «толстые журналы» в молодежной аудитории, либо перестать тратить средства на их комплектование.


Результатом исследования стал портрет молодого читателя. Выше приведены его основные характеристики. Однако самое важное – как применить на практике результаты, полученные в ходе исследования?


Не менее важной частью исследования стало проведение анкетирования среди педагогов (всего опрошенных – более 100 человек). 95 % всех опрошенных по понятным причинам были женщины. Средний возраст респондентов составил 47 лет. Вопросы были заданы примерны те же, но с учетом возраста и с позиций педагогической профессии.


Сбором данных и их обработкой занимались специалисты из г. Москвы и г. Грозного. Руководила рабочей группы Ерохина Е.Л., к.п.н., доцент МПГУ. В подготовке отчета принимали участие: Дощинский Р.А., Абдулмежидова Р.А., Усова Е.В. и др.


Приведем результаты анкетирования:


1. Как часто Ваши ученики посещают библиотеку?


один раз в неделю – 10%


один раз в месяц – 10%


от случая к случаю – 25%


по мере необходимости 55%


2. Как Ваши ученики обычно проводят своё свободное время?


просмотр телевизора – 15%


ничего не делают – 5%


чтение книг и журналов – 25%


кино, театр, досуговые центры, дискотеки – 30%


прослушивание музыки – 20%


прослушивание аудиокниг – 10%


за компьютером – 70%


общение с друзьями – 60%


спорт – 35%


путешествия – 5%


прикладное творчество – 15%


3. Из каких источников Ваши ученики предпочитают брать информацию?


из книг – 25%


из СМИ (ТВ, радио, газеты, журналы) – 5%


из Интернета – 90%


от друзей, знакомых – 5%


родителей – 25%


учителей – 40%


4. Чтение для Ваших учеников – это:


удовольствие, отдых, досуг – 40%


труд (задание по учёбе) – 60%


5. Произведения какой тематики нравятся Вашим ученикам?


детективы – 20%


фантастика, фэнтези – 60%


приключения – 35%


романы о любви – 35%


житейская проза – 10%


6. Любят ли Ваши ученики читать стихи?


да – 80%


нет – 20%


7. Интересует ли Ваших учеников творчество авторов ближнего и дальнего зарубежья? Если да, напишите, каких именно авторов.


да – 45%: Д. Дефо, В. Скотт, Ч. Диккенс, Дж. Остин, Дж. Лондон, М. Твен, О. Генри, Э.М. Ремарк, Дж. Оруэлл, Р. Брэдбери, Ф.С. Фицджеральд, Дж. Сэлинджер, М. Митчелл, К.С. Льюис, Дж. Толкиен, П. Коэльо, С. Кинг, М. Каку, Д. Браун, Дж. Роулинг, Н.Х. Паскару, Б.М. Канапьянов, А.В. Жвалевский и Е.Б. Пастернак и др.


нет – 20%


затрудняюсь ответить – 35%


8. Если ли у Ваших учеников любимые писатели? Если да, напишите, пожалуйста, какие.


да – 65%: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев, А.А. Ахматова, С.А. Есенин, М.М. Зощенко, К.Г. Паустовский, М.А. Булгаков, Б.Л. Пастернак, Б.Н. Полевой, Э.Н. Веркин, И.М. Пивоварова, А.В. Жвалевский и Е.Б. Пастернак, Ж. Санд, М. Твен, Э. По, Р. Брэдбери, Э.М. Ремарк, Г. Гаррисон, У. Ле Гуин, Дж. Бойн, Дж. Роулинг, К. Функе и др.


нет – 5%


затрудняюсь ответить – 30%


9. Могут ли Ваши ученики назвать современных авторов, книги которых им нравятся? Если да, напишите, пожалуйста, их имена.


да – 60%: Б. Акунин «Пелагия и белый бульдог», Ю.Н. Вознесенская «Путешествие Кассандры», К.В. Драгунская, Е.В. Мурашова, Д.Р. Сабитова, М.В. Семенова, В.М. Роньшин, Э.Н. Веркин, А.В. Жвалевский и Е.Б. Пастернак, Р. Брэдбери, А. Сапковский, Н. Гейман, Дж. Дэшнер, Дж. Роулинг, С. Майер, Т. Пратчетт и др.


нет – 20%


затрудняюсь ответить – 20%


10. Как Ваши ученики выбирают книги для чтения?


случайно – 5%


по советам друзей – 70%


по советам библиотекарей – 10%


по советам продавцов в книжных магазинах – 10%


ориентируются на фамилию знакомого автора – 20%


отслеживают информацию о книгах в Интернете – 15%


следуют моде на произведения – 25%


11. С какой целью читают книги Ваши ученики?


для получения новой информации – 30%


для повышения культурного уровня – 20%


для расширения кругозора – 30%


для обогащения внутреннего духовного мира – 25%


для учёбы – 35%


для удовольствия, отдыха, развлечения – 60%


12. Есть ли у Ваших учеников любимая книга? Если есть, напишите, пожалуйста, какая.


да – 70%: А.С. Пушкин «Капитанская дочка», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», лирика В.В. Маяковского, А.Р. Беляев «Голова профессора Доуэля», Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке», В.М. Роньшин «Тайна танцующей коровы», книги Д.Р. Сабитовой, Дж. Остин «Гордость и предубеждение», П. Мериме «Маттео Фальконе», Ж. Верн «Таинственный остров», Э.М. Ремарк «Три товарища», Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков», А. Сапковский «Очищение огнем», Э. Берн «Люди, которые играют в игры», Х. Ли «Убить пересмешника», Дж. Роулинг «Гарри Поттер и Дары Смерти», К. Функе «Чернильное сердце» и др.


нет – 15%


затрудняюсь ответить – 15%


13. Могут ли Ваши ученики назвать книгу, которую они прочитали за последнее время? Если да, напишите, пожалуйста, её название с указанием автора.


да – 90%: Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Белые ночи», «Идиот», рассказы Л. Толстого, А.И. Куприн «Синяя звезда», Г. Белых «Республика ШКИД», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», М.А. Шолохов «Тихий Дон», Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке», А.А. Лиханов «Последние холода», Э.Н. Веркин «Призрачный полк», Д.А. Глуховский «Метро 2033», Ж. Верн «20 000 лье под водой», Дж. Лондон «Белый клык», Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен», Я. Гашек «Похождение бравого солдата Швейка», К. Воннегут «Колыбель для кошки», Д. Тартт «Щегол», очередной роман Т. Пратчетт, Дж. Дэшнер «Бегущий по лабиринту», Н. Гейман «Коралина», «Звездная пыль», Э. Хантер «Коты-воители» и др.


нет – 10%


14. Какую книгу Ваши ученики посоветовали бы прочитать своему лучшему другу, подруге? Почему именно эту книгу?


Г. Белых «Республика ШКИД» (интересные судьбы, поступки), А.Р. Беляев «Голова профессора Доуэля» (торжество справедливости в финале и наказание злодея), В.Д. Иванов «Русь изначальная» (интересны исторические события), Ю.И. Коваль «Недопёсок» (главный герой – песец, который осуществляет свою мечту), В.В. Быков «Дожить до рассвета» (книга поможет задуматься о ценностях человеческой жизни), Г.П. Климов «Князь мира сего» (другой взгляд на историю советского государства), П.В. Санаев «Похороните меня за плинтусом» (доступным языком описаны проблемы современного общества), В.М. Роньшин «Тайна танцующей коровы» (детектив с очень захватывающим сюжетом), А.Д. Иванов и А.В. Устинова «Загадка закрытого люка», А.В. Богатырев «Ведро незабудок» (книга о жизни разных людей, единых верой и духом), Ж. Верн «20 000 лье под водой» (описание помещений, рыб, приборов), Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков» (интересные и поучительные), Дж. Оруэлл «1984» (важно не совершать ошибок прошлого, чтобы не разрушился хрупкий мир), К.С. Льюис «Хроники Нарнии», Дж. Браун «Ангелы и демоны» (захватывающий сюжет, противостояние науки и религии), Л. Оливер «Прежде чем я упаду» (книга учит жить сегодняшним днем, при этом думать не только о себе), С. Майер «Сумерки», «Гостья» (любовь и верность в сочетании с фантастикой), Дж. Дэшнер «Бегущий по лабиринту» (фантастика, триллер, приключение), Дж. Грин «Виноваты звезды», Д.Р. Сабитова «Где нет зимы» и др.


затрудняюсь ответить – 30%


15. Как часто Ваши ученики читают периодические издания (газеты, журналы)?


ежедневно – 5%


примерно 1 раз в неделю – 35%


примерно 1 раз в месяц – 60%


16. Есть ли такие журналы, которые Ваши ученики читают регулярно? Если да, то напишите, пожалуйста, какие.


да – 15%: «Популярная механика», «Комсомольская правда». «Вечерняя Москва», « Sport express », « Sport Box », « Cosmopolitan », «5 колесо», «Каламбур», «Один дома», «Дилетант» и др.


нет – 85%


17. Читают ли Ваши ученики литературно-художественные журналы? Если да, то какие.


да – 5%


нет – 95%


18. Журналы и газеты какой тематики интересуют Ваших учеников?


об автомобилях, охоте, рыбалке – 15%


о моде, стиле – 50%


о компьютерах – 15%


о спорте – 35%


о путешествиях – 25%


о домашнем хозяйстве – 5%


о природе – 20%


о политике – 5%


19. Есть ли у Ваших учеников любимый журнал? Если да, то какой.


да – 20%: «Популярная механика», « Sport express », « Cosmopolitan », «Даша», «Каламбур», « Sport Box », « Marca », «Предельная глубина» и др.


нет – 35%


затрудняюсь ответить – 45%


20. Чем Ваших учеников могут привлечь периодическое издание?


интересным содержанием– 65%


достоверностью и точностью информации – 30%


оперативностью информации – 20%


полиграфическим оформлением журнала – 30%


качеством изложения материала – 10%


оригинальностью подачи материала – 25%


наличием приложений в журнале (постеры, диски и др.) – 25%


21. Как Ваши ученики узнают о новинках художественной литературы и периодики?


из выставок новых книг и журналов – 50%


из картотеки новых поступлений – 5%


спрашивают у библиотекаря – 20%


22. Кто, на взгляд Ваших учеников, больше всего любит читать?


ваши ученики – 5%


люди среднего возраста – 15%


пожилые люди – 5%


возраст не влияет на чтение – 70%


никто – 5%


Если при проведении социологического исследования молодежи специалисты опирались на опыт проведения аналогичного исследования Российской государственной детской библиотекой (Чудинова В.П. Чтение и читательские практики московских подростков: комплексное исследование. М., 2012), то при проведении социологического исследования педагогов была проявлена оригинальность. Адресуя педагогам примерно те же самые вопросы, что и учащимся, разработчики поставили перед собой главную цель – проследить, насколько педагоги совпадают в своем видении с учениками-читателями. Центральный объект исследования не менялся – это по-прежнему представитель читающей молодежи. Однако иным стал предмет исследования – представление о читающей молодежи со стороны педагогического сообщества. Очень важно было увидеть общее и отличное в восприятии юного читателя самим собой и его педагогом.

1. Ая эН. Мутанты и ангелы: книга № 1: Коронный номер тысячелетия: [фантаст. роман] / Ая эН; [дизайн обл. Е. Алёнушкиной]. — М. : АСТ: Астрель, 2009. — 477 с.


2. Боровиков, И. П. Горожане солнца: роман / Илья Боровиков; [ил. А. Худякова]. — М. : Заветная мечта, 2008. — 363 с. : ил. — (Книги «Заветной мечты»).


3. Броуч, Э. Шедевр / Элис Броуч; [пер. с англ. О. Бухиной и Г. Гимон; ил. К. Мерфи]. — М. : Розовый жираф, 2011. — 383 с. : ил.


4. Вильке, Д. Грибной дождь для героя: [рассказы и повесть] / Дарья Вильке; [ил. Д. Горелышева]. — М. : Самокат, 2011. — 199 с. : ил. — (Лучшая новая книжка).


5. Воскобойников, В. М. Всё будет в порядке: повесть / Валерий Воскобойников; [ил. А. Вронской]. — М. : ОГИ, 2006. — 104 с. : ил. — (Дети ОГИ: Книжки на вырост).


6. Востоков, С. В. Зимняя дверь: [рассказы] / Станислав Востоков; [ил. М. Воронцовой]. — М. : Самокат, 2011. — 69 с. : ил.


7. Востоков, С. В. Стражи беспорядка: [повести] / Станислав Востоков; [предисл. Э. Успенского; ил. А. Воробьёва, О. Ионайтис; рис. на обл. С. Елисеева]. — М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. — 351 с. : ил.


8. Грипе, М. Навозный жук летает в сумерках… : повесть / Мария Грипе; [пер. со швед. М. Людковской]. — М. : ОГИ, 2004. — 382 с. : ил. — (Дети ОГИ: Книжки на вырост).


9. Грипе, М. Сесилия Агнес — странная история: повесть / Мария Грипе; [пер. со швед. Н. Фёдоровой; ил. Н. Шаховской]. — М. : ОГИ, 2005. — 342 с. : ил. — (Дети ОГИ: Книжки на вырост).


10. Джонс, Д. У. Ходячий замок: [роман] / Диана Уинн Джонс; [пер. с англ. А. Бродоцкой; ил. Е. Гозман]. — СПб. : Азбука-классика, 2005. — 446 с. : ил.


11. Дикинсон П. Верёвочник: [роман] / Питер Дикинсон; [пер. с англ. Д. Тимошук; ил. С. Даниловой; ил. на обл. А. Ломаева]. — СПб. : Азбука-классика, 2005. — 360 с. : ил. — (Волшебный амулет).


12. Жвалевский, А., Пастернак, Е. Время всегда хорошее / Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак; [худож. В. Коротаева]. — М. : Время, 2009. — 254 с. : ил. — (Время — детство).


13. Жвалевский, А., Пастернак, Е. Москвест: роман-сказка / Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. — М. : Время, 2011. — 432 с.


14. Ибботсон Е. Звезда Казани: [роман] / Ева Ибботсон; [пер. с англ. И. Изотовой; оформл. обл. Д. Паркинса]. — М. : Росмэн, 2005. — 413 с.


15. Конигсбург, Э. Л. Из архива миссис Базиль Э. Франквайлер, самого запутанного в мире: [повесть] / Э. Л. Конигсбург; [пер. с англ. Е. Канищевой; худож. В. Калачёва]. — М. : Розовый жираф, 2010. — 223 с. : ил.


16. Ле Гуин У. Проклятый дар: [фантаст. роман] / Урсула Ле Гуин; [пер. с англ. И. Тогоевой]. — М. : Эксмо, 2007. — 315 с. — (Звёзды фантастики).


17. Лукашкина, М. Стойка на руках на уроках ботаники: записки пятиклассницы / Маша Лукашкина; худож. Е. Силина. — М. : Априори-пресс, 2008. — 111 с. : ил.


18. Маар П. Господин Белло и волшебный эликсир: [сказоч. повесть] / Пауль Маар; [пер. с нем. Е. Михелевич; ил. У. Краузе]. — М. : Самокат, 2011. — 175 с. : ил. — (Лучшая новая книжка).


19. Минаев, Б. Д. Детство Лёвы: повесть в рассказах / Борис Минаев; [ил. Е. Махлиной]. — М. : Заветная мечта, 2008. — 315 с. : ил. — (Книги «Заветной мечты»).


20. Михеева, Т. Лёгкие горы: [повесть] / Тамара Михеева; [ил. В. Ермолаева]. — М. : Издательский Дом Мещерякова, 2011. — 223 с. : ил.


21. Мурашова, Е. В. Гвардия тревоги: [роман] / Екатерина Мурашова; [оформл. Т. Кормер]. — М. : Самокат, 2008. — 367 с. — (Встречное движение).


22. Мурашова, Е. В. Класс коррекции: повесть / Екатерина Мурашова; [послесл. К. Молдавской]. — М. : Самокат, 2007. — 191 с. — (Встречное движение).


23. Мурашова, Е. В. Одно чудо на всю жизнь: [повесть] / Екатерина Мурашова; [предисл. Е. Путиловой; худож. Е. Горева]. — М. : Центр «Нарния», 2010. — 362 с. : ил. — (Мир для всех: Там, где мы живём).


24. Мурлева, Ж.-К. Зимняя битва: [фантаст. роман] / Жан-Клод Мурлева; [пер. с фр. Н. Шаховской; оформл. Т. Кормер]. — М. : Самокат, 2007. — 358 с.


25. Назаркин, Н. Н. Изумрудная рыбка: палатные рассказы / Николай Назаркин; [ил. Н. Петровой; ред., авт. предисл. и послесл. М. Порядина]. — М. : Самокат, 2007. — 109 с. : ил. — (Лучшая новая книжка).


26. Нёстлингер, К. Лети, майский жук! / Кристине Нёстлингер; [пер. с нем. и предисл. Э. Ивановой; ил. и оформл. К. Макаровой]. — М. : Контакт-Культура, 2006. — 223 с. : ил.


27. Нёстлингер, К. Само собой и вообще: семейный роман, где есть, о чём поразмыслить и над чем посмеяться / Кристине Нёстлингер; [пер. с нем. В. Комаровой; ил. и оформл. З. и Ф. Суровых]. — М. : Самокат, 2008. — 191 с. : ил. — (Лучшая новая книжка).


28. Патерсон, К. Великолепная Гилли Хопкинс / Кэтрин Патерсон; [пер. с англ. Ф. Лурье; худож. А. Власова]. — М. : Центр «Нарния», 2003. — 216 с. : ил. — (Тропа Пилигрима).


29. Паттерсон, К. Мост в Теравифию / Кэтрин Патерсон; [пер. с англ. Н. Трауберг; худож. А. Власова]. — М. : Центр «Нарния», 2003. — 192 с. : ил. — (Тропа Пилигрима).


30. Паттерсон, К. Странствие Парка / Кэтрин Патерсон; [пер. с англ. О. Антоновой; худож. А. Власова]. — М. : Центр «Нарния», 2009. — 208 с. : ил. — (Тропа Пилигрима).


31. Пейвер М. Брат Волк: [роман] / Мишель Пейвер; пер. с англ. И. Тогоевой; ил. Н. Матюшенко. — М. : Росмэн, 2005. — 304 с. : ил. — (Хроники тёмных времён).


34. Пономарёва, С., Пономарёв, Н. Боишься ли ты темноты? : [повесть] / Светлана и Николай Пономарёвы; [послесл. О. Бухиной; худож. Н. Сапунова]. — Москва: Центр «Нарния», 2010. — 278 с. : ил. — (Мир для всех: Там, где мы живём).


35. Пратчетт, Т. Джонни Максвелл — спаситель Вселенной: [романы / Терри Пратчетт; пер. с англ. Е. Александровой, Н. Аллунан]. — М. : Эксмо; СПб. : Домино, 2006. — 527 с. : ил. — (Волшебная коллекция). Пулман, Ф. Янтарный телескоп: [роман] / Филип Пулман; [пер. с англ. В. Голышева, В. Бабкова]. — М. : Росмэн, 2007. — 653 с.


39. Пулман, Ф. Рубин во мгле: роман / Филип Пулман; [пер. с англ. Г. Кружкова]. — М. : Росмэн, 2004. — 269 с.


40. Раин, О. Слева от солнца: роман / Олег Раин; рис. Я. Ахметшиной. — Екатеринбург: Сократ, 2008. — 316 с. : ил. — (До пятнадцати и старше).


41. Риэль, Й. Мальчик, который хотел стать человеком / Йорн Риэль; [пер. с дат. Л. Горлиной; ил. П. Перевезенцева]. — М. : Самокат, 2011. — 197 с. : ил. — (Точка отсчёта).


42. Сабитова, Д. Где нет зимы: [повесть] / Дина Сабитова. — М. : Самокат, 2011. — 176 с. — (Встречное движение).


43. Сабитова, Д. Три твоих имени: [повесть] / Дина Сабитова. — М. : Розовый жираф, 2012. — 189 с. : ил. — (Вот это книга!).


44. Сашар, Л. Ямы: [роман] / Луис Сашар; [пер. с англ. М. Лахути; ил. на обл. Д. Трубина; рис. И. Гавриловой]. — М. : РОСМЭН, 2004. — 265 с. : ил. — (Мировой детский бестселлер).


45. Старк, У. Пусть танцуют белые медведи: повесть / Ульф Старк; пер. со швед. О. Мяэотс; ил. А. Вронской. — М. : Самокат, 2008. — 175 с. : ил. — (Лучшая новая книжка).


46. Старк, У. Умеешь ли ты свистеть, Йоханна? ; Сикстен / Ульф Старк; пер. со швед. О. Мяэотс; худож. Я. Хорева. — М. : Самокат, 2005. — 123 с. : ил. — (Лучшая новая книжка).


47. Старк, У. Чудаки и зануды / Ульф Старк; пер. со швед. О. Мяэотс; худож. А. Вронская. — М. : ОГИ, 2002. — 175 с. : ил. — (Дети ОГИ: Книжки на вырост).


48. Тор, А. Остров в море: [повесть] / Анника Тор;[пер. со швед. М. Конобеевой; ил. и обл. Е. Андреевой; предисл. Н. Мавлевич]. — М. : Самокат, 2011. — 284 с. : ил. — (Встречное движение).


49. Тор, А. Пруд Белых Лилий: [повесть] / Анника Тор; [пер. со швед. М. Конобеевой; ил. Е. Андреевой]. — М. : Самокат, 2008. — 223 с. : ил. — (Встречное движение).


50. Тор, А. Глубина моря: [повесть] / Анника Тор; [пер. со швед. М. Конобеевой; ил. Е. Андреевой]. — М. : Самокат, 2009. — 223 с. : ил. — (Встречное движение).


51. Тор, А. Открытое море: [повесть] / Анника Тор; [пер. со швед. М. Конобеевой; ил. Е. Андреевой]. — М. : Самокат, 2008. — 264 с. : ил. — (Встречное движение).


52. Тор, А. Правда или последствия: [повесть] / Анника Тор; [пер. со швед. И. Матыциной; ил., обложка и оформл. Т. Кормер]. — М. : Самокат, 2011. — 149 с. : ил. — (Встречное движение).


53. Уилсон, Ж. Разрисованная мама / Жаклин Уилсон; [пер. с англ. Е. Клиновой]. — М. : РОСМЭН, 2003. — 381 с. : ил.


54. Файн, Э. Мучные младенцы; Список прегрешений: [повести] / Энн Файн; [пер. с англ. М. Людковской, О. Мяэотс]. — М. : Самокат, 2011. — 160 + 102 с. : ил. — (Встречное движение). – (Книга-перевёртыш).


55. Файн, Э. Пучеглазый: [повесть] / Энн Файн; [пер. с англ. О. Мяэотс]. — М. : Самокат, 2011. — 208 с. : ил. — (Лучшая новая книжка).

Любовь к чтению в древности считалась болезнью и даже описывалась в медицинских справочниках
Склонность к чтению не всегда считалась добродетелью. Вплоть до XVIII века страсть к книгам считалась болезненной склонностью, которая была даже описана в медицинских справочниках тех лет.
К той же эпохе относится и появление обидных прозвищ для людей, увлеченных чтением, — «книжный червь» и «книжная крыса». А в сатирической поэме Себастьяна Бранта «Корабль дураков», написанной в XV веке, судно, отплывающее в царство глупости, вели именно библиофилы.

Лишь в середине XVIII века в Европе появилась первая общедоступная библиотека — Библиотека Залуских в Речи Посполитой. Братья Юзеф и Анджей Залуские собрали уникальную коллекцию книг и рукописей, которая комплектовалась литературой из самых разных стран Старого Света на строго научной основе.

Однако судьба этой библиотеки оказалась очень трагической: после подавления Александром Суворовым польского восстания 1794 года и взятия русскими войсками Варшавы эта библиотека, составлявшая 400 тысяч томов, была объявлена военным трофеем и отправлена в Санкт-Петербург, причём по дороге книги продавали всем желающим «корзинами».

В Петербурге несколько тысяч книг сгнило в погребах, ещё несколько тысяч были проданы с аукционов.

В конце концов, оставшаяся часть коллекции составила основу открывшейся в 1814 году Императорской публичной библиотеки в городе на Неве.

До конца XVIII века читали, в основном, газеты, календари и религиозную литературу. Однако для растущей группы интеллектуалов этого было уже недостаточно. В начале XIX века появилось понятие «образцовое чтение», при котором большой вес имели мораль и обучение.

С появлением такой литературы отношение общества к книгам стало меняться на одобрительное. А вскоре любовь к литературе и страсть к чтению стали восприниматься как нечто добродетельное и, безусловно, полезное.
Книголюбов становилось всё больше.

В 1899 основано первое в Европе Общество книголюбов.

Довольно скоро подобные общества стали появляться и в России.

Даже в годы Великой Отечественной войны советское библиофильство и любовь к книге не угасли. В газетах тех лет часто встречались рассказы о том, как воины спасали горевшие библиотеки, сохраняли и передавали людям экземпляры старинных и ценных книг.

В Москве энтузиасты тоже не прекращали своей работы: в Клубе писателей 19 и 20 июня 1943 года проходил книжный базар.

В газете «Ленинградская правда» от 11 апреля 1942 года была помещена заметка: «Окопные журналы» и «Библиотечка бойца», изготовлявшихся в 4-5 экземплярах. Среди читателей этих изданий оказались коллекционеры, которые хранили окопные рукописные журналы и армейские печатные газеты, пересылали их в тыл родственникам для своих библиотек.

А в 50-е годы в СССР случился настоящий читательский бум, тем более неожиданный, что всего за полвека до этого лишь пятая часть населения страны могли считаться грамотными.

Тогда же в СССР было проведено сравнительное международное исследование. Оно показало, что жители Страны Советов тратят на чтение книг, газет и журналов почти вдвое больше времени (около 11 часов в неделю), чем англичане, американцы, французы или кто-либо ещё. У нас читали везде: в метро, на пляже, в очереди, в парке на скамейке. Так и возникло знаменитое утверждение «СССР — самая читающая страна в мире», сразу же превратившееся в один из социалистических лозунгов.


В СССР читали везде

Явлению читательского бума в СССР можно найти много разных объяснений. Самое простое - дефицит ярких впечатлений. Возможно, правы те, кто говорит, что советские люди не имели доступа ко многим видам досуга, популярным в других странах.

Зачитывались, чем придётся. Образцовым советским гражданам предлагалась преимущественно производственная романтика: заводские героические эпопеи, повести из жизни зарубежных рабов прошлого и настоящего, вклад личности в революцию, моральный выбор борцов за свободу своего народа, чукча-писатель, люди Среднего Приобья и т.д. Но росла потребность и в других книгах.

Более 70% населения СССР к концу 1960-х испытывали «книжный голод» на качественную литературу. Утоляли его по-разному, иногда даже незаконно: не зная, где достать книги Драйзера, Дюма и Хэмингуэя, люди нередко воровали их из библиотек, платя потом за эти книги штрафы. Одним из легальных способов решения проблемы были книжные ярмарки.

«В стране с бумагой напряженка!» — эту мысль в эпоху «развитого социализма» очень активно внушали жителям СССР. Население убеждали, что лес надо беречь, а печатать больше книг можно будет только если все дружно начнут сдавать макулатуру. Довод о бумажной напряжёнке звучал неубедительно на фоне гигантских тиражей партийных изданий, тоннами выходящих из типографий.

Однако деваться было некуда, поэтому граждане, желающие заполучить любимого Дюма или Верна, стаскивали кипы старых газет и журналов в пункты приема макулатуры (многотомник Ленина же туда не понесёшь). Там в обмен на 10-20 килограммов старой прессы можно было получить талоны на редкую литературу. В списке особо дефицитных значились Дюма, Дрюон, Конан-Дойль, Сименон, Пикуль.

Очередь у книжного магазина в Киеве

Доставали книги и через подписки на собрания сочинений. Однако подписаться на популярные сборники было не проще, чем купить женские финские сапоги в ГУМе, так что подписку тоже оформляли «по большому блату» или отстаивали очереди, записываясь ночами.

Иметь в доме хорошую литературу становилось все более престижно и модно.

Поэтому некоторые «книголюбы» стремились приобрести дефицитные книги исключительно ради того, чтобы просто их иметь.

Так в очередях за подписками или «макулатурными» изданиями рядом с истинными ценителями литературы и заядлыми книгочеями оказывались те, кому очередное собрание сочинений подходило к цвету обоев или же просто хотелось в разговоре с «нужными людьми» упомянуть об обладании дефицитным фолиантом.

Магазин подписных изданий в Челябинске. На сегодня в ассортименте только 55-томник Ленина

Другими словами, к концу 1970-х годов книги в СССР стали устойчивым и быстро растущим дефицитом и предметом спекуляции. Бесспорная истина о том, что книга — лучший подарок, зазвучала с новым смыслом. Подарить хорошую книгу, значило не просто проявить внимание, отличиться хорошим вкусом, но и предоставить драгоценную возможность читать и перечитывать любимое произведение в любой момент, не выходя из дома.

В наши дни у библиофилов появилась масса возможностей для общения, обмена книгами.
Во второй половине 90-х годов по всему миру стали появляться общественные книжные шкафы.

Еще одно новомодное веяние — буккроссинг. Книгу можно оставить в любом общественном месте — в кафе, театре, поезде, метро, отеле, просто на скамейке в парке или в зонах буккроссинга. Дальнейшую судьбу оставленного издания можно затем отследить в специальной социальной сети.

Но даже эти библиофильские веяния уже не в силах справиться с заметным охлаждением россиян к чтению.
Так что если ещё несколько десятков лет назад в нашей стране библиофилы изнывали из-за дефицита книг, то в наше время всё обстоит с точностью до наоборот: дефицитом становятся уже сами «книжные черви».

Проблема феномена «самой читающей страны» в том, что любовь к книгам власти использовали в своих внутриполитических интересах: каким-то изощренным способом стремились контролировать умы населения - любишь читать - читай труды Ленина или материалы съездов. Прочел? Можешь почитать труды Брежнева.

Цель: ознакомить с историей изучения читателей и чтения в России.

Задачи :

1. Сообщить исторические сведения о возникновении интереса к тому, что читают люди.

2. Раскрыть закономерности появления новой литературы и интереса к ее чтению.

3. Охарактеризовать начало научного познания чтения и читательских

интересов россиян.

4. Дать характеристику исследовательской деятельности в области изучения читателей и чтения в советский период развития библиотечного дела в России.

Основное содержание :

Первые сведения о читателях и чтении на Руси относятся к IX в. н.э. Читателями той поры были священнослужители, государственные деятели. Известно, что любителями чтения, собирателями книг были Ярослав Мудрый, Иван IV (Грозный). В круге чтения читателей того времени были богослужебные книги, переведенные на церковно-славянский с греческого, жития святых. Среди светских книг были философские сочинения, географические описания, переводы литературных произведений с греческого и латинского, памятники русской литературы, например, «Остромирово Евангелие», «Архангельское евангелие», и др.

В XVI – XVII вв. появляется новая литература, книги иного содержания в связи с освоением пространства (великие географические открытия), развитием ремесел и мануфактурного производства, расширением торговли с другими странами. Это книги научного содержания по географии, геодезии, строительству, военному делу. Однако потребителями книжной продукции по-прежнему остается грамотное богатое сословие, духовенство. Сохраняется религиозно-нравственная направленность чтения, вместе с тем становятся явными иноземные светские влияния в картине чтения.

В XVIII веке появляются значительные произведения русской художественной литературы благодаря деятельности А. П. Сумарокова, В.К. Тредиаковского, Н.М. Карамзина, М.В. Ломоносова и др. Деятельность просвещенных монархов той поры Петра I, Екатерины II способствуют развитию наук и литературы. Появляется литература по навигации и кораблестроению, математике, географии, истории. Зарождается светская печать. Расширяется круг российского читателя за счет офицерства. У читающей публики ярко проявляется интерес к «изящной» литературе, к романам, поэзии.

В исторический период правления Александра I разворачивается издательская деятельность Н.И.Новикова. Особой популярностью у читающих пользуются календари, французские романы, журналы. Из отечественных авторов активно издаются произведения В. Жуковского, Н.И. Карамзина, А.С. Пушкина. Среди читающей публики начинает формироваться мода в чтении. Это явление отразил при характеристике своего героя А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» следующим образом: «…бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита и был глубокий эконом…», а при описании образа юной Татьяны А.С. Пушкин находит такие слова: «…ей рано нравились романы…». Отношение людей к чтению того времени было неоднозначным. В «Горе от ума» А.С. Грибоедова находим: «…все врут календари…», а Фамусов заявляет: «…собрать бы книги все, да сжечь…». В условиях дореформенной России (1790 – 1861гг.) создаются для обучения детей состоятельной российской публики гимназии, приходские школы и училищах, в университетах подготовка учителей. Вместе с тем читатели в этот период, в массе своей, богатые люди, представители среднего сословия.

Начало второй половины XIX века характеризуется тем, что среди читающей публики появляется новый читатель – читатель из народа. Это происходит благодаря открытию земских школ, земских библиотек, подвижнической деятельности «народников». Во всех читающих слоях российского общества того времени большой популярностью пользуются романы, в круг чтения и обсуждения читающей публики входит литература по идейным исканиям. По – прежнему самые читающие слои населения – состоятельные люди: дворянство, чиновничество. Появляется в этот период детская и лубочная литература, издаются толстые и тонкие журналы.

Научное изучение читателей и чтения начинается в 60 – е годы XIX века и связано с образовательной деятельностью школ, открываемых для народа. (4,48-61)

Организаторами и участниками такого изучения стали главным образом работники народного образования, а также составители книг для народного чтения, издатели, книгопродавцы. Объектом исследования в то время было преимущественно крестьянство, в меньшей степени – рабочие, ремесленники и другие группы населения. Изучение читателей проводилось в основном в школах, особенно в школах для взрослых.

В конце 1850-х – начале 1860-х гг. Л. Н. Толстой проводил в своей яснополянской школе беседы с крестьянами, читал им вслух и выдавал книги для чтения. По специальной программе, напечатанной в журнале «Ясная поляна», он через учителей начальных школ собирал сведения о народном читателе. В 1870-х – начале 1880-хгг видный педагог и организатор народных школ Н. А. Корф изучал доступность книг крестьянам, их читательские интересы, мнения о литературе, пользуясь для этого беседой по заранее намеченным вопросам и беседой в свободной форме, наблюдением, анализом письменных работ учащихся. Материалы, собранные Л. Н. Толстым и Н. А. Корфом, публиковались ими в педагогических периодических изданиях и побуждали учительство заниматься изучением читателей.

Некоторые исследователи народного чтения предпринимали «хождение в народ», брались за торговлю литературой в деревне. Применяли различные методы – беседы с покупателями, наблюдения за ними в книжных лавках, на ярмарках. Сведения о чтении читателя из народа использовал книгоиздатель И. Д. Сытин, начавший свою издательскую и книготорговую деятельность в 70 – е годы XIX века. В эти годы начинается еще одно многолетнее исследование чтения женщин, работниц ткацких и швейных фабрик в г. Харькове, на Украине, обучавшихся в частной женской воскресной школе Х. Д. Алчевской. Учительницами этой школы с помощью Н. А. Корфа был разработан так называемый экспериментальный метод изучения читателей, который предусматривал разнообразные беседы с читателями и слушателями громких чтений (беседа индивидуальная и групповая, «переспрос» - беседа по заранее подготовленным вопросникам, беседа в свободной форме на уроке и в библиотеке школы), наблюдение, анализ домашних сочинений о прочитанных книгах. Результатом этой многолетней деятельности явился трехтомный указатель, составленный Х. Д. Алчевской «Что читать народу?» (1884 - 1906гг.), в котором помимо рекомендательных списков для чтения приведены оценки книг для народного и детского чтения. (4,с. 97-112)

Выход в свет указателя «Что читать народу» разрешил длительный спор между сторонниками создания специальной «народной» литературы для малообразованных крестьян и сторонниками народного просвещения и образования, считавшими, что народ надо учить, а не создавать для него примитивную литературу.

Опыт учительниц школы Х. Д. Алчевской долго служил образцом деятельности по развитию читательской культуры в других школах и внешкольных учреждениях России – в Тифлисе, Петербурге, Москве, Тамбове, обогащался другими методами изучения чтения и читателей, например, написанием читательской автобиографии. Читательская автобиография позволяла узнать не только о читательских запросах и пристрастиях, но и о роли книги в жизни читателя, его труде, быте, духовных интересах.

Весьма значимым исследователем чтения и читательских интересов того времени явился Н. А. Рубакин (1862 – 1946 гг.). Его деятельность была многогранной. Он выступал как социолог и публицист, популяризатор научных знаний, пропагандист и организатор самообразования, библиотекарь, библиограф, книговед. Н. А. Рубакин придавал огромное значение изучению читателей. Из многочисленных работ Рубакина, посвященных изучению читателей, самая значительная – «Этюды о русской читающей публике» (1895г.), итог организованного им централизованного исследования чтения. (45)В этой книге на основе метода анализа статистических данных о пользовании библиотеками, покупке книг дана характеристика чтения различных слоев российского общества. Методом анализа читательских автобиографий нарисован портрет читателя из народа, которому явно симпатизирует Рубакин и считает, что за ним будущее.

Некоторые исследователи того времени сами погружались в народную жизнь, занимались книжной торговлей. Наблюдения о чтении рабочих – шахтерах, крестьянах, чернорабочих на Украине опубликованы писателем С. А. Ан – ским (С. А. Раппопортом) в «Очерках народной литературы» (1892г.) и «Народ и книга» (1913г.)

В первой половине XX века, в 1920-е годы, первые значительные наблюдения за чтением были осуществлены в библиотеках Красной армии и флота. Основной метод об отношении к чтению – беседа, не ограниченная вопросниками. Вслед за библиотеками Красной армии, читателей стали изучать библиотеки, обслуживающие гражданское население. В 1925г. при Главполитпросвете была создана комиссия, которую возглавил видный библиограф Л. Н. Троповский. Комиссией планировалось регулярное проведение централизованных социологических исследований интересов различных групп читателей. Такие исследования были реализованы в Московской, Ленинградской, Нижегородской, Челябинской губерниях. Изучались главным образом читательские интересы, иногда – мотивы выбора книг и цели чтения. Методами исследования служили беседы, наблюдения, анализ читательских отзывов и формуляров.

Читателей изучали также и вне библиотеки. Так, в середине 20-х годов Главполитпросвет провел большую работу по анализу рукописей и книг, адресованных крестьянству. Они читались вслух в крестьянской аудитории.

Реакция слушателей, их вопросы, высказывания, оценка произведений и пожелания подробно протоколировались. Так были собраны сведения, характеризующие уровень развития читателей-крестьян. Основываясь на них, Главполитпросвет давал указания издательствам о том, какую литературу нужно выпускать для деревни.

Такую же работу успешно проводил в 1920 – 1930-х гг. учитель А. М. Топоров в сельской коммуне «Майское утро» Алтайского края. Больше десяти лет А. М. Топоров по вечерам устраивал в кругу крестьян громкие чтения и обсуждения произведений русской, советской и зарубежной классической художественной литературы. Он накопил обширный материал и в 1930 году опубликовал книгу «Крестьяне о писателях».

В этот период начали разрабатываться также теоретические вопросы психологии читателя и чтения, библиотечной психологии (работы Д. А. Балики, С. Л. Вальгарда, А. А. Гайворонского, П. И. Гурова, А. А. Покровского, Н. А. Рубакина, Я. М. Шафира и других).

Таким образом, уже в первой половине XX века был накоплен и обобщен разносторонний материал о читательском облике рабочей и крестьянской аудитории того времени.

Новый этап в изучении читателей и чтения начинается с конца 1950, начала 1960 годов XX века. В исследовательскую деятельность активно включаются Ленинградский и Московский институты культуры, научно-исследовательские отделы крупнейших библиотек страны. Социологические исследования второй половины XX века отличаются крупномасштабностью, участием в них республиканских, областных краевых библиотек страны. Основные данные о распространенности, содержании и направленности чтения больших социальных групп населения в СССР был получены благодаря проведению исследований: «Читательские интересы рабочей молодежи», на базе 52 крупных и средних городах РСФСР (1963 – 1966гг.), «Советский читатель» (1965 – 1967 гг.), «Книга и чтение в жизни небольших городов» (1969 – 1972гг.), «Книга и чтение в жизни советского села» (1972 – 1976гг.) (29, с7-13).

Другим направлением социологических исследований чтения тех лет явилось исследование

В последние 15 лет проведен ряд централизованных и региональных исследований чтения, результаты которых дают богатый материал для анализа культурных процессов в стране, развития теории и практики книжного и библиотечного дела. Однако исследователь, желающий по печатным источникам ознакомиться с современным состоянием чтения в СССР, оказывается в сложной ситуации. В библиографическом указателе «Книга. Чтение. Библиотека» (М., 1998) учтено около 150 публикаций по этой тематике (как по специальным исследованиям чтения, так и по исследованиям образа жизни, культуры, свободного времени, где также затрагивались проблемы чтения) за 1976-1985 гг., причем приведенный там, список работ не является исчерпывающе полным. Обобщение всей этой информации, предполагающее использование в необходимых случаях вторичного анализа,- дело дальнейшей специальной работы. Она чрезвычайно осложнена использованием различных шкал и методик в разных исследованиях, проведением их в разных регионах и разных социальных слоях и т.п. Поэтому в данном статистико-социологическом обзоре предпринята попытка лишь изложить бы основные количественные итоги важнейших исследований и сделать наиболее простые, «лежащие на поверхности» обобщения. Это пока не сопоставление, а лишь свод имеющихся данных.

В обзоре характеризуется чтение взрослого населения страны. Приводятся сведения по следующим показателям:

распространенность чтения (доля читающих в населении);

интенсивность чтения (Объем читаемого)

чтение в бюджете свободного времени;

общественные библиотеки;

домашние библиотеки;

Ранее не публиковавшиеся данные, полученные в исследованиях Сектора социологии чтения библиотечного дела Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ланна, приводятся без ссылок на источник.

Распространённость чтения

Печать играет важную роль в жизни советского общества. Помимо миллиардов томов, хранящихся в фондах общественных и личных библиотек, в СССР выпускаются ежегодно десятки тысяч новых изданий. Та, в 1985 г. было опубликовано 83976 книг общим тиражом 2150,5 млн. экз., кроме того, выходило 1524 журнала общим годовым тиражом 2640,6 млн. экз. и 8427 газет тиражом 43455,6 млн. экз.

Результаты исследований свидетельствуют, что сейчас подавляющее большинство взрослого населения СССР находится в сфере воздействия печатного слова. Уже в середине 70-х гг. к числу читателей относилось 95% жителей небольших городов, включая детей 7 лет, а в конце 70-х-87% сельского населения. Среди рабочих РСФСР отнесли себя к числу читателей 89%, среди рабочих и ИТР промышленных предприятий БССР -более 80%, среди трудящихся Эстонии -97 %.

Значительная часть читателей использует все основные виды печатных источников (газета, журнал, и книга)-79% в небольших городах и 60% в селах, из числа взрослого трудящегося населения Эстонии (1978 г.) книга и газеты читали 79%.

Однако приобщенность к чтению различных видов печатных изданий неодинакова. Наиболее распространено чтение газет, к которым обращается почти все население городов и большинство сельского населения. В Таганроге (1978 г.) газеты читали 95.8% взрослого населения, в Ленинграде (1974 г.) -94%, в малых городах РСФСР в начале 70-х годов -94%, в начале 80-х гг. также 94%. В селах РСФСР в конце 70-х годов газеты читали 79% населения, по другим данным в селах Новосибирской области (1977 г.) газеты читали 85%, Ярославской (конец 70-х г.г.)-91.5%.

Основной источник получения газет в стране- домашняя подписка. В небольших городах РСФСР (начало 70-х гг.) газеты выписывали 97% опрошенных, в начале 8-х- гг.- 92% взрослого населения, в селах -93%. Подавляюще большинство опрошенных получают на дому не одну, а две-три газеты: 62%- в небольших городах, 54%- в селах. Эти данные близки к результатам исследования в Таганроге (1978 г.): 58% рабочих- подписчики двух- трёх газет.

Для жителей городов характерна подписка прежде всего на центральные газеты. Их выписывает 90% опрошенных, сравнительно с 84% подписчиков районных газет и 27%- областных. В селах на первом месте стоят районные и колхозные газеты (их получают) -75% респондентов); на втором- республиканские и областные (67%); на третьем- центральные (65%).

Исследования отразили высокие показатели обращения и к журналам. В домашней подписке они оказались у 78% опрошенных жителей небольших городов РСФСР в начале 70-х гг. и у 81%-в начале 80-х гг., выписывали их и 76% жителей села. Более трех названий журналов выписывали, соответственно, 17 и 20%.

По профилю журналов среди подписчиков, как в городе, так и на селе, наибольшее число приходится на тех, кто выписывает массовые «тонкие» журналы. По небольшим городам их насчитывалось 72%, по селам-74%. На втором месте -подписчики на научно-популярные и специальные журналы по естествознанию, технике, сельскому хозяйству (62%-в городе и 40%-на селе). Третье место занимают выписывающие общественно-политические и «толстые» журналы (соответственно, 26% и 34%).

Чтение книг также стало массовым, но не приобрело пока таких масштабов, так как часть читателей ограничивается чтением периодики, не обращаясь книгам. К читателям книг относятся 84% жителей небольших городов и 75%-жителей сел. В Ярославской области (конец 70-х гг.) читатели книг составляли 70% крестьян и 91% рабочих, среди рабочих РСФСР (начало 80-х гг.)-78%.

Таким образом, можно считать, что к чтению газет приобщено почти все взрослое население, к чтению журналов и книг-75-80% жителей страны. Это самые высокие показатели за всю историю страны. Они демонстрируют границы, до которых, в принципе, может дойти печатное слово. Оказывается, что так или иначе почти все взрослые жители время от времени пользуются этим способом коммуникации, как возможный тип деятельности чтение присутствует в образе жизни всех слоев населения. Это вполне объяснимо, если учесть, что подавляющее большинство получило школьное образование (в том числе многие -среднее), в основе которого лежит чтение учебной литературы, закладывающее навыки чтения произведений печати в целом. Характерно, однако, что более широко распространено чтение периодики, затрагивающей повседневные, текущие вопросы, а не книг, посвященных не столь тесно связанным со злобой дня темам, хотя нельзя игнорировать и тот факт, что периодика поступает к читателю по подписке -надежному, хорошо отлаженному каналу, в отличие от книги, которую нередко трудно получить и в книжном магазине, и в библиотеке). В результате, хотя распространенность чтения весьма велика, имеются еще резервы расширения аудитории книги, поскольку 1/5 населения их вообще не читает.