Мировое сообщество включает в себя. Мировое сообщество и мировая система

Мировым сообществом называют все страны, которые в настоящий момент существуют на планете. Связи между государствами становятся более и более тесными, причем они могут носить политический, экономический или культурный характер. Процесс глобализации трудно оценить однозначно. С одной стороны, он помогает быстро и эффективно решать проблемы, возникающие в результате катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, дает людям доступ к благам, о которых они ранее даже не знали. Однако глобализация имеет и негативные стороны. Неповторимые культурные организмы, то есть отдельные общества, утрачивают свою специфичность, жизнь становится все более однородной и однообразной во всем мире. А развитые государства под видом упрочения международных связей превращают другие государства в «приложения» к собственной экономике, используя их как источник дешевой рабочей силы и недорогих природных ресурсов.

Под глобализацией в социологии и других общественных науках понимают формирование наднациональных структур в сфере экономики, политики, культуры, которые оказывают влияние на мировые процессы. В сфере экономики это проявилось в образовании таких финансовых организаций, как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, а также транснациональных корпораций, в сфере политики -- ООН, ЮНЕСКО, а также в появлении разнообразных военных блоков. Сфера культуры затронута указанным процессом не в меньшей мере, поскольку в настоящее время вследствие развития средств связи наблюдается унификация стиля жизни.

И. Уоллерстайн выдвинул теорию мировой системы, в соответствии с которой все большую власть приобретают наднациональные экономические факторы. На основании этого утверждения он делает вывод, что национальные государства оказываются лишь элементами глобальной мировой системы. Уоллерстайн предложил также концепцию мировой экономической системы -- совокупности государств, объединенных экономическими связями, но политически не зависящих друг от друга. Это понятие он ввел по аналогии с понятием мировой империи -- государства, которое подчиняет и объединяет несколько других государств.

По мнению Уоллерстайна, мировая экономическая система в настоящий момент охватывает весь мир, однако положение отдельных стран в рамках этой системы неравноценно. По этой причине американский исследователь предложил выделять в мировой системе ядро, полупериферию и периферию.

К ядру, по мнению Уоллерстайна, относятся развитые экономические страны (США, Канада, страны Западной Европы и Япония). Это самые богатые страны, обладающие наиболее развитыми технологиями, характеризующиеся наиболее высоким уровнем жизни.

Страны периферии -- это самые бедные страны Африки и Латинской Америки. Такие страны характеризуются высокой политической нестабильностью, полной неразвитостью перерабатывающей промышленности; фактически они представляют собой «сырьевые придатки» стран ядра, поскольку полезные ископаемые в них только добываются, но не перерабатываются.

Промежуточное положение между странами ядра и странами периферии занимают страны полупериферии. С одной стороны, они не настолько могущественны, чтобы сравниться со странами ядра, по отношению к которым они также обычно являются «сырьевыми придатками». Со странами ядра их роднит то, что по отношению к странам периферии они выполняют ту же роль. Например, Бразилия продает произведенные на своей территории автомобили, которые вряд ли кто-нибудь станет покупать в США: там гораздо больше востребован кофе, который производится в Бразилии. Однако страны полуперифе- рии более развиты, чем страны периферии: Бразилия отличается от последних, поскольку она достаточно индустриально развита (если бы это было не так, то и автомобили бы она не производила).

Глобальную мировую систему в науке принято называть мировым сообществом. Мировое сообщество не является обществом в обычном смысле этого слова, поскольку оно объединяет множество обществ. А общество связано с нацией и государством, хотя и не равно им. По этой причине мировое сообщество называют также квазиобществом.

Существует два основных подхода к феномену глобализации. Одни ученые рассматривают глобализацию как процесс, который может быть гарантом целостности мира и его развития. Этот подход предполагает изучение глобальной проблематики, например проблемы обеспечения населения Земли водой и продовольствием, проблему таких болезней, как рак, СПИД, представляющих большую опасность для человечества в целом, парниковый эффект и т. д.

Другие ученые, внимание которых в большей степени приковано к изучению процесса становления глобальных структур, видят в глобализации процесс вестернизации, то есть распространения ценностей и норм, характерных для евро-американской культуры. Естественно, в плане оценки здесь нет единодушия, поскольку вестернизация рассматривается и как положительная, и как отрицательная тенденция; в первом случае говорят скорее о развитии и усвоении достижений, тогда как во втором -- о культурном империализме.

В связи с проблемой глобализации следует упомянуть и о том, что для развитых стран, достигших стадии постиндустриального общества, этот процесс является выгодным, тогда как для стран периферии и так называемой полупериферии -- вредным и разрушительным. Эти страны оказываются в значительной степени зависимыми от постиндустриальных стран ядра, поскольку на современном этапе развитие общества определяют не столько противоречия и конфликты между разными государствами, сколько внутренние конфликты постиндустриальных государств. Страны периферии (как и страны полупериферии, но в гораздо большей степени) теперь должны подстраиваться под потребности индустриальных стран, так как вне постиндустриальной перспективы динамичное развитие невозможно.

Отметим основные проявления глобализации:

происходит формирование единого информационного пространства. Ярчайшим проявлением этого является возникновение Интернета;

жизненное пространство национальных государств во многом подчинено влиянию транснациональных корпораций как структур, появившихся вместе с мировой системой и глобальным обществом. Это имеет как позитивные (прежде всего экономические), так и негативные (культурные, социальные, в меньшей мере -- экономические) последствия для «колонизованных» государств;

развитие современного мира зависит главным образом от наличия знаний и технологий. Так как знания принадлежат по преимуществу транснациональным корпорациям, их распространение не зависит от границ культур и национальных государств.

«Глобализация» -- слишком часто употребляемый термин, которому можно придавать самые различные значения. Однако неоспоримым фактом является осознание современным человечеством глобальных проблем, что и породило, в свою очередь, само понятие глобализации, ныне одно из самых популярных и наиболее часто употребляемых, а также привело к осознанию идеи возможной скорой гибели человеческой цивилизации, причем от ее же собственных рук. Рубеж XX-XXI вв. ознаменовался появлением и позже -- обострением таких проблем, как международный терроризм, новые виды болезней, уносящие жизни тысяч людей (СПИД, «куриный грипп» и др.) и т. д. общество гражданское постиндустриальное глобализация

Впервые понятие глобализации было употреблено в работах французских и американских ученых в 60-х гг. XX в., а сегодня, как уже было сказано, оно является одним из самых популярных во многих языках мира. Процесс глобализации может рассматриваться как в политическом аспекте, так и в экономическом и в культурном, что позволяет говорить о его социокультурном характере. В наиболее общем виде глобализация может быть определена как исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы.

Глобализация -- явление отнюдь не новое. Глобализация в форме интернационализации хозяйственных связей и межнационального общения активно развивалась в конце XIX - начале XX вв. Правда, мировые кризисы, войны и распад колониальных империй в XX в. существенно ослабляли ее импульсы.

Начиная с середины XX в. и особенно в последние десятилетия тенденция к глобализации является преобладающей, нивелируя значение национального и регионального своеобразия. Это проявляется прежде всего в формировании единого экономического и культурного пространства, когда чрезвычайная пестрота экономического и культурного уклада доиндустриального общества сменяется относительно универсальными формами экономической и культурной сфер жизнедеятельности. Поэтому иногда глобализм определяют как формирование единой капиталистической системы, в рамках которой действуют единые законы рыночных отношений.

До настоящего момента неразрешенным остается вопрос определения сущности глобализации. Многие исследователи посвятили научные труды исследованию этого социального явления Гидденс Э. Навстречу глобальному веку // Отечественные записки. 2002. № 6; Кессиди Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. 2003. № 1; Кувалдин В., Рябов А. Национальное государство в эпоху глобализации // Свободная мысль. 2000. № 1; Мнацаканян М.О. Глобализация и национальное государство: три мифа // Социологические исследования. 2004. № 5; Население и глобализация / Под общей редакцией НМ. Римашев- ской. М., 2002; Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: Монография. М., 2005 и др., однако в определении глобализации единогласия достигнуто не было. Глобализацию можно представить как «процесс расширения и ускорения мирового сотрудничества, затрагивающий все аспекты современной социальной жизни -- от культурной до криминальной, от финансовой до духовной» Хелд Д. и др. Глобальные трансформации: Политика, экономика, культура / Пер. с англ.

В.В. Сапова и др. М., 2004. С. 2.. В целом же, с учетом многосторонности процесса глобализации, ее можно определить как процесс формирования и утверждения целостности, взаимосвязанности, взаимозависимости, интегральности мира и восприятие его как такового общественным сознанием. Приведенное определение принадлежит М.О. Мнацаканяну, который также отмечает, что данный феномен не следует отождествлять с унификацией, выражающейся в американизации: в данном случае речь идет о собирании, единении человечества в целостном мире, где происходит взаимодействие разнородных и разнообразных национальных, религиозных, государственнополитических, цивилизационных составных компонентов МнацаканянМ.О. Глобализация и национальное государство: три мифа // Социологические исследования. 2004. № 5. С. 137.. Кроме того, заслуживает внимания определение глобализации, данное А.Н. Чумаковым, согласно которому под глобализацией следует понимать «многоаспектный естественноисторический процесс становления в масштабах планеты целостных структур и связей, которые имманентно присущи мировому сообществу людей, охватывают все его основные сферы и проявляются тем сильнее, чем дальше человек продвигается по пути научно-технического прогресса и социальноэкономического развития» Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: Монография. М., 2005. С. 365..

В политическом плане глобализация проявляется в формировании и функционировании наднациональных единиц различного масштаба: политические и военные блоки (НАТО), имперские сферы влияния (бывший социалистический лагерь), коалиции правящих групп («Большая восьмерка»), континентальные объединения (Европейский Союз), всемирные международные организации (ООН). Очевидны уже контуры всемирного правительства в лице Европейского парламента и Интерпола.

В экономическом плане процесс глобализации можно выразить понятием «мировая капиталистическая экономика», в которой усиливается роль региональных и мировых экономических соглашений, а также наблюдается глобальное разделение труда, увеличение роли многонациональных и транснациональных корпораций, которые нередко обладают доходом, превышающим доход среднего национального государства. Такие компании, как «Тойота», «Макдоналдс», «Пепси-Кола» или «Дженерал Моторс», утратили национальные корни и действуют по всему миру. Финансовые рынки молниеносно реагируют на политические и социальные изменения в различных регионах мира. Мировая капиталистическая экономика функционирует в рамках мировой экономической системы.

Мировая экономическая система--это совокупность территорий стран, объединенных экономическими связями. Данное понятие шире, чем понятие мировой капиталистической экономики, поскольку включает в свою орбиту страны с капиталистическим и некапиталистическим хозяйством, но уже, чем понятие мировой системы.

Другую форму мировой экономической системы представляли страны так называемого социалистического лагеря, куда в 19501980-х гг. входили СССР, Куба, Румыния, ГДР, Югославия, Польша, Чехословакия, Болгария, Венгрия, Монголия, Вьетнам. У этих стран не было единого правительства, каждая из них являлась суверенным государством, но между ними существовали международное разделение труда, кооперация и экономический обмен в рамках созданного в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

В широком смысле мировая система включает все ныне существующие на планете страны. Она получила наименование мирового сообщества.

Итак, на глобальном уровне общество превращается в мировую систему, которую еще называют мировым сообществом. Различают две формы подобной системы: мировые империи (множество территорий, политически объединенных в одно государственное образование) и мировые экономические системы (страны, развивающие сходную экономику, но политически в одно государство не объединенные).

К типу мировых, или глобальных, систем относится цивилизация. В отличие от мировой системы, цивилизация отражает социокультурный, а не экономический или политический аспект развития человечества. Это понятие, как и понятия «мировая империя» или «мировая система», шире, чем «страна» или «государство».

Большое внимание в социально-политологической литературе уделяется вопросу будущего мирового порядка. Сложилось несколько точек зрения, которых в зависимости от своих политических, идеологических воззрений придерживаются различные политические силы. К примеру, одни полагают, что в целом международные отношения развиваются в направлении однородно-демократического мироустройства. Подтверждением этого тезиса, а также свидетельством складывающегося единообразия основных процессов мировой политики может служить тот факт, что в начале 1990-х гг. впервые в истории человечества потенциал демократических государств превысил потенциал государств авторитарных. Идеологически близкой данной точке зрения является мнение, что современное состояние и обозримый результат международных отношений приведут к фор-мированию однополюсного мира (в частности, этой точки зрения придерживаются глобалисты либеральной партии России).

Сторонники теории «альтернативной многополярности» считают, что нынешний миропорядок будет развиваться в направлении возникновения нескольких центров притяжения. Но есть и иная трактовка этой концепции, заключающаяся в том, альтернативный полюс будет концентрироваться не на уровне отдельного государства или региона, а в обществе -- в попытках антиглобалистов, радикалов, исламистов противопоставить себя США, формируя свои центры влияния. При этом такие центры могут не совпадать с центрами государственной власти, становясь, по сути, альтернативными центрами политического влияния в глобализирующемся мире. Полюсами влияния могут стать альтернативные государствам пространства и подпространства, формирующиеся на основе интеграции производства и капитала транснациональных структур.

Как же можно охарактеризовать современный постбиполярный мир? В некоторых ситуациях он выглядит как преимущественно однополярный, но в большинстве случаев проявляется как многополярный -- с точки зрения разных измерений (национальных, транснациональных, наднациональных, культурных, цивилизационных и др.). На этот счет мнения ученых также разделились. Однако возрастающая мощь и политическая активность США, направленная на установление гегемонии в мире, заставляет склоняться большинство к тому, что современный миропорядок характеризуется однополяр- ностью и силовым мирорегулированием, а главным регулятором, во всяком случае, пока, в мире являются США.

В ближайшем будущем США, скорее всего, будут иметь неоспоримое экономическое и военное превосходство во всем мире. Большинство стран не заинтересовано во вступлении в какой-либо альянс против США, и события последних лет подтверждают это. Опасность установления именно такого миропорядка во главе с США осознают многие современные политики и теоретики политической науки. В частности, А.С. Панарин в своей монографии «Искушение глобализмом» говорит о том, что «американцы оказались призрачными глобалистами, преследующими свои великодержавные цели»1. Таким образом, он делает вывод о том, что в американском толковании мировой порядок и глобальная власть (мировое правительство) являются их порядком и их властью над миром. С этим трудно не согласиться. Свои взгляды на историю развития глобализма исследователь выразил в предложенной им классификации типов глобализма:

глобализм Просвещения, заложенный еще у истоков европейского модерна и ведущий к формированию единого мирового пространства, основанного на универсалиях прогресса;

эзотерический глобализм правящих элит, образующих консорциум мирового правящего меньшинства и за спиной своих народов сговаривающихся между собой. Формирование мирового порядка происходит по специально разработанному сценарию, далекому от ожиданий народа, не посвященного в планы этого привилегированного клуба глобалистов;

глобализм, основанный на традиционной процедуре превращения одной державы в монопольного носителя мировой власти, знаменующий формирование однополярной глобальной системы.

Каждый из этих типов глобализма, считает А.С. Панарин, был задействован при переходе России от биполярного общества к однополярному, но с разной степенью подлинности. Первоначально, на стадии перестройки, была использована пропагандистская форма просвещенческого глобализма, верующего в универсалии прогресса и единство мировых судеб народов, в результате чего были расшатаны и разрушены традиционные национальные устои, идеология советского народа. Второй тип глобализма был использован для манипулирования сознанием посткоммунистической элиты, которой предстояло сдать свою страну «победителям» в холодной войне, в результате чего прежние, конфликтующие друг с другом национальные элиты объединились для решения дальнейшей судьбы российского и остальных народов. Однако на самом деле предшествующие этапы были лишь фазой реализации третьего варианта, и в результате США, оставшись единственной сверхдержавой, получили возможность диктовать единолично свои условия мировому сообществу.

Для того чтобы Америка не осуществила свои далеко идущие планы по захвату мировой власти, необходимо выработать иную концепцию развития мирового сообщества, которая бы противостояла американской и не позволила бы США придать миру облик, соответствующий только их национальным интересам.

политология власть легитимность государство

Мировое сообщество - политический термин, часто употребляемый в работах по политологии, выступлениях государственных деятелей и в СМИ для обозначения взаимосвязанной системы государств мира. В зависимости от контекста, может указывать на различные группы стран, объединяемые по различным экономическим, политическим и идеологическим характеристикам. Иногда означает существующие международные организации, в первую очередь -- ООН , как организацию, объединяющую практически все страны земного шара. Часто применяется в качестве риторического приёма для противопоставления одного государства и его политики группе других государств, называемых в этом контексте «мировым сообществом» (например, «Иран и мировое сообщество» или «Израиль и мировое сообщество»).

В XIX -- начале XX века в аналогичном значении употреблялся термин «цивилизованный мир», который сейчас считается неполиткорректным .

Международные отношения -- это сфера межгосударственного, межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих в этой сфере свои интересы, формируются разнообразные отношения: дипломатические, экономические, социальные (их субъектами служат не государства, а разнообразные неправительственные организации), культурные, информационные и т.д.

Современные тенденции международных отношений:

  • -- интернационализация практически всех сфер общественной жизни. Она выражается в росте контактов между людьми, международных обменов и взаимосвязей, а стало быть, взаимозависимостей в экономике, образовании, культуре, науке, здравоохранении, защите прав человека и в обеспечении всех аспектов его безопасности;
  • -- формирование глобальных проблем, решение которых возможно только в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов, живущих на земле. К их числу относятся сохранение мира, минимизация военной опасности, сохранение окружающей среды, борьба с эпидемическими заболеваниями и преступностью;
  • -- демилитаризация и демократизация -- постепенный отказ от военно-силовых методов решения возникающих в этой сфере проблем (так как они оказываются все менее эффективными и все более опасными, в том числе и для прибегающей к ним стороны), а также уважение прав всех участвующих в этих отношениях субъектов, какими бы малыми они ни были.

Мировая политика -- это часть системы международных отношений, деятельность государств по властному обеспечению их интересов при решении проблем, возникающих в сфере международных отношений. Современной доминантой мировой политики служит стремление к поддержанию безопасности в разнообразных ее аспектах: военном, экологическом, правовом, технологическом, информационном и т.д.

Мировая политика структурно представлена внешнеполитической деятельностью национальных государств, глобальной деятельностью ООН, международных союзов, организаций и учреждений, уполномоченных на то государствами и народами.

Сфера мировой политики охватывает все поле политических отношений, складывающееся между государствами ив надгосударственных рамках. Поскольку основные элементы мировой политики взаимосвязаны, постольку можно и нужно говорить о мировых политических отношениях, о едином мировом политико-временном пространстве, на протяжении которого или в его составных частях и развертываются основные международные политические действия. Основные приоритеты мировой политики обусловлены необходимостью решения общих проблем, стоящих перед человечеством и национальными интересами ее субъектов.

Ведущая роль политики в международных отношениях обусловлена следующими факторами:

  • 1) субъекты мировой политики располагают колоссальными ресурсами и возможностями воздействия на весь окружающий мир, владеют мощными рычагами управления как собственно политическими, так и неполитическими международными процессами. К ним относятся деятельность ООН, внешнеполитическая деятельность суверенных государств, ведущих и авторитетных международных организаций, органов, общественных группировок. Именно политические решения и соглашения международного характера выступают в качестве основы для всего мирового порядка; они служат ориентирами для развития всего комплекса отношений между государствами.
  • 2) международные отношения имеют ярко выраженную тенденцию к глобализации, усложнению и расширению, что требует совершенствования международных политических механизмов для их регулирования.
  • 3) как никогда остро стоят вопросы безопасности всего человечества, проблемы его выживания. Именно на этом направлении концентрируется главное направление мировой политики в ядерную эпоху.
  • 4) все большее значение приобретает разрешение противоречия современного мирового развития, между растущим разнообразием мира и функционирующих в нем политических и социально-экономических систем, с одной стороны, и действующей тенденцией к целостности человечества, к развитию и расширению взаимных отношений между народами и государствами - с другой. Единение человечества означает и углубление свободы человеческой практики, свободы выбора и ориентации в направлении прогресса. Ориентиры и пути такого единения на планете намечают и пролагают совместными усилиями все члены мирового сообщества.

С 19 столетия и до начала 20 употреблялся термин «просвещенный мир». Теперь взамен него употребляется представление «мировое сообщество », потому что он был признан больше политкорректным.

Мировое сообщество – это некоторая гипотетическая общность граждан всех стран мира, объединенных в цельный фронт в всеобщем порыве интернационализма. Представление «мировое сообщество » призвано отразить общность целей и деятельности сосуществующих в мире государств перед лицом глобальных загвоздок цивилизации. В основе мирового сообщества лежит правило суверенного равенства всех государств. Примером мирового сообщества является Организация объединенных наций (ООН).Словосочетание «мировое сообщество » зачастую употребляется в работах по политологии, государственными деятелями в своих выступлениях и в СМИ. Оно используется для манипуляции социальным суждением. Это происходит, когда под определением «мировое сообщество » набивается определенная точка зрения получателю информации. В зависимости от контекста оно может использоваться в качестве указания на интернациональные организации, которые объединяют примерно все страны мира, скажем, ЮНЕСКО. Это представление также используется для указания группы стран, объединенных политическими, экономическими, социальными и другими знаками. Зачастую «мировое сообщество » употребляется как высокопарный прием для противопоставления одного государства и его политики иному либо группе других стран.Членами мирового сообщества могут выступать государства, социальные союзы, конструкции, группировки и религиозные объединения, движения, экономические и военные союзы. Отношения между членами мирового сообщества составляют систему интернациональных отношений, а они являются их субъектами.В текущее время мировое сообщество владеет многосоставной конструкцией, которая включает уйма многообразных территориальных объединений. Единовременно складывается и расширяется система разнообразных связей между отдельными государствами и территориальными образованиями.

ООН – это сокращенное наименование Организации Объединенных Наций, сделанной в год окончания 2-й мировой войны. 1945 год стал началом объединения множества миротворческих организаций в одну, со штаб-квартирой в США, городе Нью-Йорк.

Инструкция

1. До появления ООН в Европе, Северной Америке и России существовали организации, пропагандировавшие межгосударственный союз на благо каждого общества. С таким постулатом выступали, в частности, Лига наций и дипломатическое культурное образование «Европейский концерт». Впрочем Вторая мировая война требовала возникновения больше весомой и серьезной конструкции. И в начале 1945 года крупнейшие державы мира, такие как Ссср, США, Китай, Великобритания и Франция, на конференции в Сан-Франциско подписали договор об учреждении Организации Объединенных Наций. В течение полугода в состав ООН вошли еще 45 государств, позже к ним присоединилась Польша.

2. Сегодня Организация Объединенных Наций насчитывает около 2-х сотен членов, среди которых и такие экзотические страны как Соломоновы острова, Микронезия, Гвинея-Бисау, Антигуа и Барбадос. Стать новым членом ООн государство может лишь в том случае, если оно готово устанавливать дипломатические отношения и пропагандировать миролюбие. Также за кандидата обязаны проголосовать участники Совета, с итогом не менее девяти позитивных голосов из пятнадцати. Решающее слово – у США, России, Китая, Франции и Великобритании, стран-основательниц ООН.

3. В состав Организации Объединенных Наций входят шесть структурных подразделений. Это генеральная Ассамблея ООН, которая обговаривает вопросы, связанные с поддержанием всеобщего мира и безопасности, на годичных заседаниях в присутствии поверенных 193 стран-участниц. Также в ООН включены Совет безопасности, Совет по экономике, Совет по опеке, Интернациональный суд и Секретариат. Из всех подразделений лишь Совет безопасности владеет правом принятия определенных решений, касающихся поддержания мира, вплотную до призыва стран-участниц к коллективным миротворческим мерам. Резолюции всех остальных подразделений ООН носят рекомендательный нрав.

4. На территории Советского Союза первое учреждение, относившееся к ведомству ООН, предисловие трудиться через три года позже создания Организации Объединенных наций. В 1948 году в Москве открылся Информцентр, позже к нему присоединились еще четырнадцать конструкций. Сегодня агентства ООН в России определяют тактическое становление государственных программ, направленных на поддержание экономического становления, здоровья населения страны, а также контроль над демографической обстановкой и за окружающей средой.

Видео по теме

Неоднократно дозволено услышать, что тот либо другой объект культурного достояния находится под охраной ЮНЕСКО. Эта же организация патронирует разные общественно важнейшие мероприятия. Что же такое ЮНЕСКО и какие задачи она перед собой ставит?


ЮНЕСКО (UNESCO) – это сокращение от полного наименования данной организации на английском языке: United Nations Educational, Science, Cultural Organisation (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Ее состав насчитывается 195 государств и 7 членов-работников (территорий с непризнанным суверенитетом). Около 60 органов ЮНЕСКО работают во всех уголках Земного шара, а штаб-квартира организации находится в Париже. Руководит ЮНЕСКО генеральный директор, которого избирают на четырехлетний срок. В 2009 году на данный пост была утверждена Ирина Бокова (поверенный от Болгарии).История организации восходит к 40-м годам прошлого столетия. В 1942 году страны-союзницы обговаривали перспективы поправления систем образования и культурного становления, предполагавшихся по заключению 2-й Мировой войны. Выводом переговоров стало подписание 16 ноября 1945 года Устава ЮНЕСКО и создание подготовительной комиссии. Первые заседания Генеральной Ассамблеи ЮНЕСКО состоялось в Париже в 1946 году.Целью деятельности ЮНЕСКО является укрепление мира и установление общей безопасности путем возрастания доступности и качества образования повсюду, становления диалога цивилизаций, сохранения культурного достояния всех народностей, обеспечения равенства всех обитателей Земли, вне зависимости от полы и расы, языка и религии. Свою миссию ЮНЕСКО также видит в победе над нищетой и голодом, искоренении межэтнических раздоров, сохранения биосферы Земли и поддержания микроклимата.С первых лет своего существования ЮНЕСКО энергично занималась загвоздками образования и науки. Сегодня одной из основных целей организации является распространение современных коммуникативных средств для сплочения глобального социума. В частности, ЮНЕСКО длинное время поддерживала Фонд бесплатного программного обеспечения.В текущее время ЮНЕСКО ставит перед собой уйма задач, выделяя в качестве приоритетных задачу африканских стран и тему гендерного равенства.

Видео по теме

Политология – это наука о политике. Политика играет огромную роль в жизни социума, ею пронизаны все сферы социальной жизни. Образование политических университетов власти обеспечивает типичное функционирование социума, упорядочивает взаимоотношения между обществом и государством, а также между народами различных стран.

Инструкция

1. Слово «политология» имеет греческое происхождение, буквальный перевод политикос – «социальный, государственный», политис – «гражданин» и логос – «ученье, наука». Политология – система умений о политике, ученье об управлении государством.

2. Политическая система социума представлена многими сферами жизни, в том числе экономической, общественной, духовной, правовой и пр. Политология как наука объединяет в себе постижение всех сфер, это комплексное широкое ученье о политической системе социума в совокупности.

3. Политическая система социума состоит из четырех узко взаимосвязанных частей: институциональной, регулирующей, коммуникативной и идеологической. Институциональное направление политологии постигает политические университеты и является главенствующим в науке. Этой подсистеме принадлежит основная роль, от того что предметом постижения являются формы политического правления, политические режимы, органы власти, партии и другие политические движения, избирательные органы и т.д.

4. Основой регулирующего направления политологии являются политические и правовые нормы, на которые опирается власть в той либо другой стране, помимо того в него входят национальные традиции и обычии, принятые убеждения и тезисы, которым следует огромная часть социума.

5. Коммуникативное направление политологии постигает отношения между политическими университетами и гражданами страны. Объектом постижения идеологического направления являются политические взоры, доктрины, лежащие в основе создания и последующего становления субъектов 3 других направлений политологии (университетов власти, политических организаций, законодательных и правовых норм, избирательной стратегии и пр.).

6. Политологи руководствуются громадным числом принятых способов для изыскания политических процессов и взаимоотношений политических органов с гражданами государства. Эти способы разновидны, впрочем их дозволено выделить в три основные группы.

7. Общелогические способы заимствованы из смежных наук, таких как философия и социология. Эти способы являются вспомогательными для политологов: обзор и синтез, индукция и дедукция, систематизация, абстрагирование и др.

8. Эмпирические способы политологии связаны с изысканием и обзором реальных политических фактов. Это, в первую очередь, статистические способы, а также проведение опросов населения, приобретение суждений специалистов и пр.

9. Методологические способы представляют собой общность разных методов для приобретения оценки важности действующих политических явлений для социума, обнаружения зависимостей между разными сферами его жизни (экономической, общественной, культурной) и их могущества на политику. К методологическим способам относятся следующие подходы: социологический, бихевиоралистский, нормативно-ценностный, антропологический, психологический, сравнительный и др.

10. Политика имеет отношение к любому члену социума, от того что всякий гражданин страны играет определенную роль в образовании политических взоров и тенденций. Политология постигает как отдельную фигура (субъект), так и группу личностей, социум, государство, а также способность одного человека либо группы людей (власть) управлять государством, контролировать поведение социума в совокупности, следуя общегосударственным целям.

Внутренняя государственная политика направлена в основном на решение тех задач, которые затрагивают аспекты жизни населения тех либо иных регионов. Люди в большинстве своем разобщены, следственно перед государством стоит вопрос использования территориальной политики.


Территориальная политика является составным компонентом внутренней политики государства, которая направлена на выравнивание яруса жизни в среднем по регионам при помощи комплекса разновидных экономических, законодательных и фискальных мер.Территориальная политика подразумевает обоснованное административно-региональное деление, а также его постижение с целую проведения грамотной внутренней политики. При помощи законодательных и экономических рычагов государство путем построения вертикальной лестницы связи субъектов и центра может оперативно и комплексно решать не только загвоздки внутри регионов, но и дозволяет становиться арбитром в решении конфликтных обстановок между разным субъектами страны.Территориальная политика имеет несколько направлений, в числе которых:- определение слаборазвитых районов и субъектов страны;- стимулирование становления нуждающихся регионов;- субсидирование и иные экономические вливания в экономики нуждающихся регионов;- выделение регионов – реципиентов и регионов – доноров.Территориальная политика включает в себя ряд элементов, которые и призваны влиять на жизнь регионов в совокупности:- Фискальная политика – общность средств и способов для организации сбора налогов по регионам и субъектам страны;- Бюджетная политика – особенно разумное разделение бюджетных средств для вливания их в регионы;- Ценовая политика – установление цен и тарифов на разных территориях страны;- Общественная политика – проведение политики по поддержке граждан в разных субъектах государства.В частности, одной из основных задач территориальной политики является становление национальной экономики через стимулирование становления предпринимательства и промышленности регионов. Выделение регионов-доноров и регионов-реципиентов разрешает государству грамотнее “выкачивать” свободные денежные средства из обеспеченных регионов и вливать их регионы – “бедняки”.

Союз, наравне с частицей и предлогом, относится к служебным частям речи в морфологической системе русского языка. Наименование термина указывает на его функцию – являться средством связи, «приводить к союзу» разные синтаксические конструкции (однородные члены и примитивные предложения в составе трудного) и независимые предложения в тексте. Помимо того, союз выражает отношения между этими синтаксическими конструкциями.

Вам понадобится

  • – лингвистический словарь;
  • – учебное пособие по русскому языку.

Инструкция

1. Как определить союз Найдите ряд однородных членов в простом предложении. Установите связь между ними. Обратите внимание, что в данной конструкции употребляются только сочинительные союзы. В предложении «Напуганные тучи клубились, толкались и бежали вдаль» однородные сказуемые «толкались и бежали» связаны сочинительной связью при помощи союза «и». Найдите границы примитивных предложений в составе трудного. Установите связь между ними. В сложносочиненном предложении «Узко стало помещение, да и комнаты были слишком на виду» два примитивных предложения связаны с поддержкой союза «да». Найдите грамматические средства связи между независимыми предложениями в тексте. Зачастую одним из них выступает сочинительный союз: «Утихла пурга. И разом осели сугробы, потемнел снег».

2. Запомните, что союз, как любая часть речи, имеет определенные морфологические знаки.По морфологическому строению, союзы бывают непроизводными (первообразными) и производными. Первую группу составляют нечленимые и не соотносимые с независимыми частями речи союзы: и, а, либо, либо и т.д. В иной группе союзы, словообразовательно связанные со примечательными словами: потому, дабы, верно и т.д.По структуре, союзы делятся на примитивные, состоящие из одного слова (как, да, если), и комбинированные – состоящие из нескольких слов (так как, невзирая на то что, не только…но и).По вариантам употребления, союзы бывают одиночными (но, впрочем, же), повторяющимися (то…то; или…или; и…и), двойными (хотя…но; лишь только…как; если…то).

3. Особенно показательной функцией союза является его способность выражать смысловые отношения в предложении. При наличии равноправной связи, определяйте сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Если присутствуют отношения подчинения придаточного предложения основному, определяйте подчинительные союзы. Среди них выдаются: изъяснительные (что, дабы, как); сравнительные (словно, будто, верно); уступительные (правда, несмотря на то что); условные (если); временные (как только, позже того как); причинные (так как, потому что); целевые (после этого дабы, для того дабы).

Видео по теме

Полезный совет
Не следует путать союзы, являющиеся служебными частями речи, и союзные слова, выраженные независимыми частями речи (местоимениями и наречиями). Используйте при различении прием постановки грамматического вопроса и определения синтаксической роли. Скажем:«Я сказал, что иду в кино». Слово «что» ? это союз, т.к. к нему невозможно поставить вопрос, он также не является членом предложения. «Дом, что стоял на храню реки, был виден издали». Союзное слово «что» выражено относительным местоимением, т.к. к нему задается вопрос (что?), указывает на слово «дом» и в придаточном предложении является подлежащим.

Политическая система всякого современного государства довольно трудна. Она включает в себя не только различные ярусы законодательной, исполнительной и судебной власти, но и широкий спектр политических организаций. Партии и социальные движения играют значимую роль в жизни государства.

Место политических организаций в социальной жизни

В демократических государствах существенное воздействие на осуществление внешней и внутренней политики оказывают политические организации. Их действие направлена на особенно полное удовлетворение интересов самых различных общественных групп, которые различаются по своему составу и политическим взорам. Политические организации и движения строятся традиционно по профессиональному, этническому либо классовому знаку.Политическая организация по сути своей представляет массовое объединение людей на добровольной основе, которое имеет свои личные цели, высказанные в учредительных и программных документах. Такие организации строятся для решения не только экономических, но и политических задач. Основная из них – участие в борьбе за представительство в органах власти. В качестве примера дозволено привести всякую политическую партию.Будучи полноправным субъектом политического процесса, такие социальные объединения граждан отличаются от других видов организаций тем, что тяготятся получить доступ к власти. Политическая работа включает агитацию в широких слоях населения, популяризацию идей движения и растяжение сферы могущества. Организации политической направленности выражают и охраняют интересы определенной общественной группы.

Политическая партия

Политическую партию от других типов сходственных организаций отличает традиционно грубая иерархия между различными ярусами, которая нужна для возрастания управляемости каждой системы и слаженной работы. Непременными составляющими партии является управляющее ядро, агрегат управления, контрольные органы, энергичные участники организации и существенное число сочувствующих элементов. Только высокая степень организованности дозволяет политической партии удачно делать в борьбе за власть.Партии и иные политические организации ведут свою действие в расчете на фурор в политической борьбе. Для этого они усердствуют заручиться помощью не только определенного общественного слоя, но и больше широких масс населения. В своей деятельности партиям неоднократно доводится идти на временные союзы с другими движениями и организациями, имеющими сходные цели.Как водится, политическая партия имеет официальное членство и относительно суровые правила и нормы, закрепленные в уставе организации. Вступая в ряды такого политического объединения, новейший участник принимает на себя определенные обязанности и получает право участвовать в работе партии, в совместной выработке решений и в проводимых партией мероприятиях. Для многих граждан энергичное участие в политической жизни страны начинается со введения в партию, цели и задачи которой отвечают их внутренним убеждениям.

Термин «суверенный» многие слышали 1000 раз в своей жизни на протяжении каждой учебы и в школе, и в институте. Впрочем немного кто до конца понимает его правдивое значение применительно к такому политическому университету, как государство.

История возникновения

Для того дабы осознать, что нынешнее государство представляет собой теперь, необходимо раньше каждого припомнить, как же с этим дела обстояли прежде. Теперь в мире около 200 законодательно закрепленных и признанных интернациональной Организацией Объединенных Наций суверенных государств. Но еще в конце 19 столетия их не было, а были лишь участки земли с приблизительной рубежом и территорией, принадлежащей тому либо другому государству. Многие земли не принадлежали никому, пустовали либо были населены кочевниками. Существующие в то время государства стали основой и предпосылкой происхождения текущих, современных суверенных государств. Впрочем и в современных условиях также существуют территории, которые являются нынче незаселенными либо заселенными только отчасти. Есть даже территории, на которых проживает радикальное население, всецело изолированное от цивилизации и всех общественных университетов.

Суверенное государство сейчас

Несмотря на то, что отличительным знаком суверенного государства являются его обособленность и самостоятельность, это совсем не обозначает, что оно не рассматривает в своей деятельности интересы других государств и не сотрудничает с ними как в политических, так и в рыночных, а также общественных вопросах. В основе взаимодействия всех суверенных государств лежит правило интернационального права, устанавливающего некие цельные для всех тезисы, правила и законы. В то же время, никто не вправе встревать в дела суверенного государства без ее разрешения. Для того дабы нынешнее государство считали суверенным, его обязаны признать таковым, причем это признание не неизменно обозначает желание признавшего налаживать дипломатические отношения с ним. Невзирая на то, что множество суверенных государств в условиях современности являются таковыми и де-юре, и де-факто, отдельные представители имеют суверенитет в своей стране только на бумаге, то есть де-юре они суверенны, а по факту не обладают контролем своей территории. В качестве блестящего примера такой истории дозволено привести Мальтийский орден. В то же время, может сложиться и обратная обстановка, когда территория государству принадлежит, а интернациональные связи оно ни одним иным государством не поддерживает. Основной целью все суверенные государства теперь ставят законное представление своих граждан, контроль за соблюдением их прав и воль. В суверенном государстве главенство принадлежит власти, которой народ и доверяет все вопросы, связанные с собственными правами.

Глобализацией называют перевоплощение явления из масштабов одной страны в явление мирового яруса. То есть то, что когда-то касалось одного государства либо какой-то его территории, в процессе глобализации начинает затрагивать прямо либо неявно всех обитателей Земли.


Стержневой итог глобализации – распределение труда на интернациональном ярусе, повсеместная миграция человеческих и производственных источников, интернациональная стандартизация технических и экономических процессов, а также взаимное проникновение культур различных государств. Глобализация охватывает все сферы социальной жизни, и в результате мир становится больше зависимым от отдельных своих частей. Впрочем исключительно ясно процесс глобализации дозволено проследить в экономике – формируются мировые рынки, происходит интеграция разных направлений мирового хозяйства. На исходе прошлого столетия мировая интеграция достигла специального стремительного темпа, этому содействовали падение «железного занавеса» и распад СССР, а также энергичное включение Китая в мировую экономику и глобальное сильное становление информационных спецтехнологий. У явления глобализации есть как положительные, так и отрицательные итоги. Причем разные специалисты, ученые, политики одни и те же итоги глобализации обыкновенно по-различному интерпретируют. Так, видимо, что в итоге глобализации формируется цельная транснациональная система хозяйства, и межгосударственные границы сегодня становятся с всем десятилетием все менее и менее важными. Об этом свидетельствует возрастающий темп миграции народов разных стран по каждой планете. Это допустимо приведет к образованию так называемого «социомонолита» – неделимого по национальным, политическим, религиозным и прочим знакам социума. Одни считают это отличной склонностью, другие ратуют за сохранение отдельных культур и экономик в всякой отдельно взятой стране. Совместно с тем, видимо, что образование неделимого целостного социума – неминуемое следствие процесса глобализации, тот, что в наши дни набирает все больше быстрые циклы. И особенно правильным итогом такого всестороннего объединения мира может стать решение одной из самых серьезных задач планетного масштаба, которая тысячелетиями не покидает нашу планету – опасности межнациональных войн и вооруженных соударений.Существует социальное и политическое движение противников глобализации – антиглобалистов. Его членами нередко становятся видные ученые, экономисты, социальные деятели и другие общественники, критикующие процесс глобальной экономической, политической и культурной интеграции в цельное мировое сообщество.

Совет 10: Как предпочесть сообщество для рекламы ВКонтакте

Инструкция

2. Неукоснительно глядите на охват. Желанно, дабы цена одного рекламного поста составляла не больше 50 копеек за всякие 100 охвата подписчиков.

3. Неукоснительно проверяйте, откуда в основном приходят посетители. Если с внешних сайтов – отнеситесь к такой группе с сомнением, допустимо она содержит в себе много ботов.

Видео по теме

В науке теснее длинное время идет обсуждение такой главной и серьезной загвоздки, как демографический взрыв. Ученые серьезно озабочены его последствиями. В обществе ведутся дебаты о вероятностях устранения его причин и итогов.


Демографическим взрывом называют крутой всплеск роста населения. Данный процесс происходит основным образом из-за снижения смертности и увеличения рождаемости в прогрессирующих странах мира. В конце XVII в. темпы роста населения Земли увеличились фактически вдвое, что было обусловлено рядом факторов. Во-первых, это связано с становлением промышленности. Во-вторых, демографический взрыв обусловлен общественно-экономическими изменениями, дозволившими женщинам трудиться наравне с мужчинами. В-третьих, круто снизился ярус смертности. В текущее время количество нашей планеты составляет приблизительно 7 миллиардов человек, всякий год приход составляет от 80 до 85 миллионов человек. Демографический взрыв владеет несколькими особенностями: метаморфоза численности населения приводит к увеличению безработицы, а также к изменению многих общественно-экономических отношений. Причем это относится не только к прогрессирующим странам, но и ко каждому мировому сообществу, становясь одной из глобальных загвоздок современности.Теперь демографический взрыв фактически неприметен, чай темпы роста населения гораздо снижены по сопоставлению с 1960-ми годами, которые отличались самыми высокими показателями, но, все же, опасность перенаселения сохраняется. Исключительно это касается стран Африки (таких как Нигерия, Ангола и других), где демографический рост весьма высок до сего времени. Помимо этого в некоторых странах, скажем в Китае, пришлось прибегнуть к грозным мерам. Семьи с одним ребенком пользуются разными льготами, а мужи, имеющие 2-х и больше детей, обязаны уплатить штраф, размеры которого зависят от прибылей и места жительства. Одной из загвоздок стало нежелание многих обитателей серьезно относиться к планированию семьи. Во многом это связано с мировыми религиями, которые придерживаются консервативной позиции в отношении детей. Итоги демографического взрыва могут быть ужасающими: регресс мировой экономики, нищета, голод и истощение всех доступных обществу источников планеты.

Видео по теме

Видео по теме

Мировое сообщество представляет собой совокупность элементов, между которыми существуют устойчивые связи, зависимости, от­ношения. Это единая система со своими особыми системообра-зующими характеристиками, структурными составляющими и функциями. Но здесь неизбежно возникает вопрос об инсти­туциональной инфраструктуре или просто структуре. Если на уров­не внутриполитической системы структура группируется вокруг государства, выступающего в качестве ее осевого элемента, то в международно-политичесой системе данная проблема ока­зывается, на первый взгляд, неразрешимой в силу отсутствия еди­ного осевого элемента. Структура предполагает организацию, упо­рядочение, систематизацию, стуктурирование составных эле­ментов. В международно-политической системе эти начала обес­печиваются в силу утверждения ифраструктуры взаимодействия главных субъектов международной политики в лице независи­мых, самоопределяющихся акторов конкретной исторической эпо­хи: городов-государств, империй или национальных государств.

Необходимо учесть, что структура - это абстракция, кото­рая основана на некоей ранжировке институтов и отношений. Но ос­тается вопрос о принципах и формах самой ранжировки. Во вну­триполитической системе она устанавливается в соответствии с действующими писаными или неписаными конституциями. Ее составные элементы располагаются в порядке иерархического со­подчинения низших уровней высшим. Одни - вышестоящие уров­ни - призваны командовать или управлять, а другие - ниже­стоящие - подчиняться. Национальное правительство не только вправе принимать законы, обязательные для всех граждан госу­дарства, но, как правило, также обладает достаточными ресур­сами и средствами контролировать действия всех граждан, на­ходящихся под его юрисдикцией.

Поэтому внутриполитическая система характеризуется как ие­рархическая, вертикальная, централизованная, гомогенная, уп­равляемая. Интернациональная сфера - горизонтальная, де­централизованная, гетерогенная, неуправляемая, ее составные элементы взаимно адаптируются друг к другу. В централизован­ной системе решения принимаются на самом верху, а в сфере меж­дународной политики - на самом низу, т.е. на уровне конкрет­ных государств. Формально все они равны между собой. Ни одно из них не вправе командовать другими и не обязано подчинять­ся другим. Здесь нет единого правительства, полномочного кон­тролировать или регулировать политическую деятельность всех акторов. Поэтому современную международно-политическую си­стему называют децентрализованной, анархической.

На национально-государственном уровне сила государства осуществляется именем права и справедливости. Противники су­ществующего режима бросают вызов его претензиям на власть, они ставят под сомнение его право на правление. На междуна­родном уровне сила государства используется во имя собствен­ной защиты и пользы. Конфликты и войны между государства­ми не могут - во всяком случае не всегда могут - решать вопросы власти и права, они могут лишь фиксировать масштабы потерь и приобретений вовлеченных сторон. На национальном уровне устанавливаются иерархические отношения власти, на между­народном уровне - отношения сравнительной мощи. На наци­ональном уровне частная сила, использованная против правительст­ва, представляет угрозу политической системе. На международном уровне сила, использованная конкретным государством против другого государства, не представляет угрозу системе международ­ной политики, хотя она и составляет угрозу отдельным членам мирового сообщества.

Дело в том, что организационные принципы внутриполити­ческой и международно-политической систем существенно отлича­ются друг от друга. Внутриполитические структуры имеют правительственные институты и учреждения, наделенные пол­номочиями управлять и командовать. Международно-политиче­ские структуры такими институтами не располагает. В данном случае формально все государства равны по отношению друг к дру­гу и ни одно государство не вправе командовать другими. Отсут­ствуют отношения иерархии и соподчиненности, а также какой-либо наднациональный орган, правомочный принять решения, обязательные для всех членов международного сообщества. Ко­нечно, существуют международные организации. Но они не правомочны принять решения или законы, обязательные для всех членов международного сообщества.

Очевидно, что без соответствующего выяснения вопроса об ана­томии и институциональных субъектах политической системы не может быть и серьезного разговора о ее целях и функциях, об условиях и принципах распределения и реализации полити­ческой власти и о многих других ключевых проблемах политологии. С этой точки зрения политическая система представляет собой комплекс институтов и организаций, в совокупности составля­ющих политическую самоорганизацию общества. Это прежде всего институты и органы управления, руководства и координа­ции политической жизни. Нередко имеет место фактическое отождествление политической системы и государства, что со строго научной точки зрения не совсем правомерно. Выделение понятия «политическая система» диктуется прежде всего тем, что оно свободно от правоведческих и законоведческих значений, ас­социируемых с понятием «государство». Его концептуальное значение шире и позволяет включать феномены и процессы, не все­гда отождествляемые с собственно государством, но тем не ме­нее без государства нет политической системы, и, естественно, оно должно стоять в центре внимания политологического иссле­дования. Борьба между различными социально-политическими силами разворачивается прежде всего за завоевание государст­венной власти и рычагов государственного управления. Государ­ство по своему существу призвано обеспечить целостность и един­ство разнообразных институтов и агентств, выполняющих разнообразные функции управления.

Например, политические партии, избирательная система, система представительства, немыслимы вне их связи с государ­ством. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий ин­терес, оно есть главный инструмент реализации власти, главный субъект суверенитета. Это, собственно говоря, основная форма по­литической интеграции общества на строго ограниченной геогра­фической территории, подчиненной определенному виду поли­тического господства.

В самом государстве центральное место занимают парла­мент, правительство и все исполнительные органы власти, адми­нистративный аппарат, институты, занимающиеся отправлени­ем правосудия. Высшие органы государственной власти в лице главы государства и его аппарата, правительства, парламента и су­дебных органов в совокупности играют роль управляющей под­системы, составные компоненты которой связаны между собой сложными функциональными отношениями. Каждый из высших органов государственной власти обладает реальной структурно-функциональной определенностью, установленной конституцией, известной самостоятельностью по отношению друг к другу. Это вытекает из самого принципа разделения властей на три са­мостоятельных ветви: законодательную, исполнительную и су­дебную. В этом качестве каждая из них выступает как самостоятельная субсистема по отношению к общей управляющей системе.

Как уже отмечалось, немаловажное место в политической си­стеме занимают партии и связанные с ними организации, объ­единения, союзы, иные механизмы реализации политического про­цесса. Подчеркивая значимость партий, германский политолог К. фон Байме называл современные западноевропейские поли­тические системы «партийными демократиями». Нередко пар­тии, партийные и избирательные системы рассматриваются как самостоятельная сфера, существующая отдельно от политичес­кой системы. Более обоснованной в этом вопросе представляется позиция Г.Алмонда. Он, в частности, проводил различие между двумя уровнями политических структур: институцио­нальным и ассоциативным. При этом государство и его инсти­туты составляют первый, а партии - второй уровень. Однако пар­тии играют существенную роль как в определении структуры политической системы, так и в ее функционировании.

Показательно, что ряд исследователей оценивают партии в качестве структурообразующих элементов политических режи­мов в рамках той или иной политической системы. Они во мно­гом определяют жизнеспособность и функционирование полити­ческой системы. Более того, в тоталитарной системе единственная господствующая партия органически и неразрывно сливается с го­сударством, так что выделить институциональный и ассоциатив­ный уровни здесь невозможно.

Современные политические системы немыслимы без партий и связанных с ними институтов. Не случайно, например, в кон­ституции ФРГ зафиксирован юридический и политический ста­тус партий, они признаются главными политическими органи­зациями государства.

Помимо названных базовых структурных элементов полити­ческая система включает различные общественно-политические организации, комитеты политического действия, институты и механизмы принятия решений, такие, например, как инсти­туты корпоративизма (об этом см. в последующих главах). В це­лом политическая система охватывает институционально-орга­низационный аспект подсистемы политического с его основополагающими целями, субъектами, отношениями, процедурами, механизмами, функциями.

термин теории и практик международных отношений, указывающий на макси мальную степень обобщенности восприятия мирово международной правовой ситуации и обозначающи системную совокупность всех существующих субъек тов международного права, как государственных, та и иных, являющихся членами данного сообщества Понятие «С.м.» прочно вошло в политический лекси кон современности и служит объектом апелляции, а также предметом высшей мотивации для международ-ных инициатив глобального характера. Ссылка на волю С.м., а также указание на действия, совершаемые от его имени, мотивированные его интересами, при-сутствуют в текстах официальных документов OOН и др. международных организаций. Членами С.м. являются народы, гос-ва, общественные структуры группировки, союзы и др. объединения такого рода, религиозные объединения и движения, организации, правительственные и неправительственные, в т.ч. ООН и иные международные организации и учреждения всемирного характера, а также региональные межгосударственные политические, экономические, военные союзы, транснациональные экономические ин-ты и структуры, международные научные учреждения и т.п. Политические, экономические, социальные дипломатические, правовые, военные, гуманитарные связи и отношения между членами С.м. составляют в совокупности систему международных отношений, субъектами которых они выступают.

Прежде чем обрести свое современное значение, понятие С.м прошло долгий исторический путь, и его эволюция продолжается. Размышления о С.м. встречаются еще у антич. авторов, а впоследствии - у мыслителей эпохи Возрождения, хотя и те и другие подразумевали под этим нечто существенно отличающееся от сегодняшнего понимания данного понятия. В течение долгого времени понятие «С.м.» подразумевало прежде всего отношения монархов. Правовые механизмы формировались лишь в той части, в которой они были необходимы для поддержания межгосударственных отношений.

После Первой мировой войны формируется современное понятие «С.м.». Важным фактором развития понятия «С.м.» явилось осуждение войны как способа достижения гос-вом своих целей. Произошедший тогда же раскол мира на два противоборствующих ла- геря, социалистический и капиталистический, не умолял значения данного фактора, поскольку советская Россия признала большинство принципов мирного сосуществования гос-в.

Понятие С.м. в ракетно-ядерный век приобретает смысл и качество, коренным образом отличающиеся от представлений прошлого. Осмысление объективной взаимозависимости общности судеб человечества во втор. пол. 20 в. привело к тому, что именно в этот период окончательно сложилось во многом противоречивое, но тем не менее реальное С.м. Реалии «холодной войны» создавали неблагоприятные условия для устойчивой всепланетарной общности стран и народов, но угроза тотального уничтожения превращала войну из универсального средства передела мира или установления мирового господства в средство стратегического балансирования и способствовала взаимному сдерживанию двух блоков, ограничивая их активность. Все более ощутимый вес приобретал фактор моральной оценки действий того или иного гос-ва со стороны С.м. На фоне межсистемной идеологической конфронтации развивался прагматический тезис о мирном сосуществовании социализма и капитализма, ставший фундаментом политики разрядки.

Новый этап в формировании С.м. начался после распада мировой системы социализма. Устранение глобального идеологического антагонизма позволило говорить о выработке стратегии развития всего человечества. С.м. сегодня обладает многосоставной структурой, изобилующей разнообразными региональными объединениями, но одновременно складывается и неуклонно расширяется система многообразных связей между региональными образованиями и отдельными государствами, функционируют Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, Парижский клуб стран-кредиторов и т.п.