Правила разработки тестового задания и теста. Тестовое задание или бесплатный труд? При выполнении тестового задания не следует

Кроме указанных выше основных свойств тестов имеются правила разработки тестовых заданий и тестов (нарушение некоторых из которых часто наблюдается в тестировании, но, тем не менее, – нежелательно).

Тестовое задание должно быть сформулировано ясно и четко, всегда ориентировано на получение однозначного заключения.

Нужно стараться формулировать задание в виде одного предложения, а оно должно быть легко воспринимаемым каждым испытуемым.

Задание теста должно проверять конкретное знание , умение или конкретные навыки испытуемых.

Тестовые задания должны быть информативными на всем диапазоне изменения уровня сложности.

Необходимо использовать простую, грамматически правильную утвердительную форму задания в виде одного предложения из 5–20 слов, без оборотов, используя простые придаточные предложения, без переноса фрагмента тестового задания на новую страницу.

Не использовать в заданиях "нестрогие" слова типа "иногда", "часто", "всегда", "все", "никогда", "большой", "небольшой", "малый", "много", "меньше", "больше" и грамматические обороты типа "Почему не может не…", "Правда ли, что …", "Возможно ли…" и др.

Ответы должны содержать не более 2–3 ключевых слов по условию вопроса.

Желательно строить ответы одинаковой формы, а если возможно, то и длины.

Количественные ответы необходимо упорядочивать, причем первым не должен быть указан правильный ответ .

Необходимо исключить возможность выбора ответа интуитивно, догадкой.

Ответы должны быть независимы и одинаково привлекательны для выбора.

В тестовых заданиях нельзя использовать сокращения, если задание не раcсчитано на их знание .

В каждом задании закрытой формы количество дистракторов (вариантов ответов) должно быть от 4 до 6, а в заданиях на установление соответствия – примерно в 2 раза больше.

Условие задания не должно никогда (ни для одного дистрактора) принимать неопределенное значение .

Все дистракторы должны быть подобраны умело.

Ни один дистрактор не становится правильным ответом при изменении допустимых условий задания.

Повторяющиеся слова и словосочетания в ответах должны быть исключены и перенесены в основную часть условия.

Из ответа к одному тестовому заданию нельзя получать каким-либо образом ответ к другому заданию.

Не должен возникнуть вопрос по уточнению условия, дистрактора (или, точнее, подготовленному испытуемому нет необходимости задавать вопрос по условию задания преподавателю, а преподаватель может не отвечать на такие вопросы).

Задание не должно предполагать знаний, выходящих за пределы учебного материала, программы, образовательного стандарта (особняком стоит очень редко используемое олимпиадное тестирование).

Ни один тестируемый не должен получать преимущество перед другим на всем промежутке тестирования.

Количество тестовых заданий в тесте ( длина теста) должно составить 30–40 для естественнонаучных дисциплин и примерно в два раза больше – для гуманитарных дисциплин. Впрочем, эта величина зависит от того, какова цель тестирования. Тест, состоящий из меньшего количества заданий можно вполне использовать как обучающий, мотивационный. Автор часто использует экспресс-тестирование на таких тестах при защите лабораторных работ .

Спецификация (описание атрибутов теста – предмет, время разработки, автор и др.) к тесту должна содержать всю информацию, необходимую для проведения тестирования.

Нельзя предусматривать в тестовых заданиях необходимость проведения развернутых выкладок.

Тест должен быть разработан преподавателем-методистом. Желательно, чтобы тест составила экспертная группа тестологов-предметников, которая и проводит предварительную оценку теста.

Количество заданий в базе данных тестовых заданий должно быть примерно в 10 раз больше усредненной длины теста (т.е. от 200-300 заданий).

Большинство заданий в тесте – закрытой формы. Закрытая форма более быстро воспринимаема и близка ежедневно решаемой человеком проблеме выбора.

Необходимо избегать ненужного дублирования проверяемых знаний, умений и навыков, а также предусмотреть все необходимые.

При формировании тестов полезно проводить предварительное тестирование с целью определения уровня знаний.

  • правильность;
  • репрезентативность;
  • соответствие современному состоянию науки и методики;
  • сбалансированность содержания теста;
  • тематическая направленность;
  • вариативность содержания;
  • доступность;
  • соответствие уровня трудности содержанию цели тестирования.
  • Будучи в поиске работы, я выполнил тестовое задание по запросу одной компании-работодателя, - рассказывает копирайтер Денис Борисов. - Руководство показалось мне адекватным, да и задача была не особенно сложной - написать два поста с афишами мероприятий компании для её сообществ в соцсетях "Вконтакте" и "Фейсбук". Меня сразу должно было насторожить, что мероприятия, которые я описывал, не состоялись ранее, а только планировались. Второй момент, на который мне стоило обратить внимание, - всё общение мы вели только по почте, у меня не было даже номера телефона потенциального работодателя (он откликнулся на моё объявление о поиске работы в Интернете).

    Дмитрий Борисов написал для этой компании два анонса, потом ещё несколько - все они появились в группах компании в соцсетях. Потенциальный руководитель спросил его, сколько он хочет получить за свою работу, он назвал сумму в полторы тысячи рублей.

    После этого руководитель сообщил, что сейчас на работе аврал, но когда они разберутся со своими делами, сразу же вышлют гонорар. И исчез. Пост в соцсети - это, конечно, мелочь, но каково тем, у кого крадут серьёзные аналитические статьи или планы развития отдела или компании, например? В итоге я всё-таки смог найти работу в качестве редактора рубрики на информационном портале о безопасности, но всем соискателям советую быть начеку при выполнении тестовых заданий, - заключает Денис Борисов.

    Итак, учимся распознавать намерения работодателей по тестовому заданию.

    Мы не берём на рассмотрение случаи откровенного мошенничества, когда соискателя просят перевести определенную сумму якобы для отправки договора на подписание или для оплаты работы курьера, который доставит тестовое задание прямо к порогу вашей квартиры. Тут рецепт простой - если у вас под каким-либо предлогом просят деньги, значит связываться с таким "работодателем" не нужно.

    А вот с выполнением тестового задания того или иного объёма всё немного сложнее. Большинство работодателей проверяют ваши способности без злого умысла. По словам Марины Хадиной, руководителя карьерного направления HeadHunter, так происходит в 99% случаев. Прежде чем начать подозревать компанию в недобросовестности, нужно понять, что предоставить свои интересные идеи - ещё не значит их реализовать, а это вы сможете сделать уже будучи трудоустроенным на желаемую вакансию.

    Однако вероятность попасть в оставшийся 1% заставляет ищущих работу изрядно понервничать. Особенно трудно тем, кто уже попался в эту ловушку однажды и теперь опасается любых тестовых заданий, даже самых небольших. Негативный сценарий, как правило, один и тот же, вне зависимости от сферы. Кандидата могут попросить написать пять (тут у кого на что наглости хватит) текстов на заданную тему при попытке трудоустроиться на позицию копирайтера или редактора сайта. После выполнения задания в приеме на работу отказывают, а спустя время вы видите свои труды на сайте компании без указания авторства. О компенсации, конечно, речи не идёт. Также соискателя могут попросить: написать сценарий передачи, нарисовать несколько вариантов логотипа, разработать макет сайта или концепцию развития отдела или компании.

    Распознать неэтичного работодателя можно по следующим признакам: он предлагает вам представить законченный продукт "от" и "до", ставит в очень конкретные рамки и много раз просит доработать задание, делая его всё сложнее, - говорит Ирина Святицкая, руководитель сайта Career.ru.

    А по словам Елизаветы Надеева, менеджера по работе с клиентами Coleman Services, кроме вышеуказанного, вас должны смутить предложения решить кейсы с очень подробными условиями и цифрами, требующие больших временных затрат для проведения аналитической работы и подготовки презентации/предложения. Также недобросовестные работодатели могут попросить соискателей предоставить развёрнутое решение кейса (диск с презентацией, расчеты, детальный план и т.д.). Если речь идет о переводе статьи, то обратите внимание на объём текста - он не должен быть слишком большим и должен носить общий характер или быть неактуальным.

    Чтобы было проще разобрться, что есть норма в тестировании кандидатов, Елизавета Слученкова, старший специалист по подбору персонала Kelly Services, напоминает:

    • Всегда есть возможность использовать для оценки уровня специалиста уже опубликованные материалы, если у него имеется опыт работы. Например, при устройстве в ИТ-компанию готовые коды и созданные сайты будут достаточным показателем вашей квалификации.
    • Хороший работодатель постарается дать задание "здесь и сейчас". "Домашнее задание" часто выполняется с чьей-то помощью или списывается из Интернета, поэтому проверять навыки кандидата лучше всего в режиме реального времени. Проверка кандидата в таком случае должна заключаться в решении какой-то практической ситуации, а не состоять из академических вопросов.
    • Иногда работодатели в качестве тестовой задачи могут предложить реальную рабочую ситуацию (не с целью использовать ваши знания, а просто чтобы ничего не выдумывать). Но тогда соискатель должен не решать задачу "от и до", а только смоделировать ситуацию, составить план, определить количество времени, необходимого для решения этого вопроса. Сам подход к работе, её организация - это тоже показатель вашей квалификации.
    • От соискателей на руководящие должности может потребоваться составить график, презентацию. Например, кандидату на должность коммерческого директора могут предложить наметить план продаж. Вы можете создать этот план, но комментарий к нему должен быть устным, чтобы ваши идеи никак не использовались. Презентация и графики должны послужить лишь иллюстрацией к вашим знаниям.

    Если то, как именно вы должны выполнить тестовое задание, заранее не прописано, Ирина Святицкая рекомендует перенести его в сознательно вымышленные условия - так вы сможете продемонстрировать творческий подход, но ваши идеи будет невозможно применить в конкретной компании. Кроме того, делая тестовое задание, всегда прописывайте возможность дальнейшей проработки вашей идеи после найма. Другим словами, покажите ваш потенциал и готовность реализовать его на практике - тестовые задания существуют именно для этого.

    Устраиваясь на работу, необходимо заранее решить для себя, на что вы готовы ради заветного места.По мнению Елизаветы Слученковой,если человек находит "вакансию мечты" и понимает, что конкурс на неё будет серьезным, он должен настроиться тратить время на тестовые задания, на собеседование в несколько этапов - это неизбежно. В крупных компаниях типа Google этапы собеседования могут стать в итоге полезным опытом сами по себе, вне зависимости от результата.

    Да, риски есть, есть компании, которые пытаются за счёт кандидатов решить свои вопросы. Но можно с этим бороться, надо делиться опытом друг с другом в Интернете, - говорит Слученкова.

    Могу сказать, что во многих крупных компаниях тестирование является обязательным этапом прохождения собеседования. Однако следует помнить, что отказ от прохождения теста, неважно, по каким причинами, для работодателя может явиться причиной для отказа от дальнейшего рассмотрения кандидата, - предупреждает эксперт.

    Vc.ru рассказали, что испытания, которые необходимо проходить, чтобы попасть в вожделенную компанию, бывают очень изощренными. Кто-то предлагает пробежать семь этапов собеседований, кто-то — проверку службой безопасности, у кого-тo кандидатов инспектирует психолог с кляксами и очень проникновенным взглядом. В игровой индустрии дела обстоят чуть лучше, но и тут не без исключений. В большинстве случаев схема проста: собеседование, тестовое задание, собеседование — от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Но одно из них часто вызывает сомнения и у тех, кто его дает, и у тех, кто выполняет.

    «Они меня увидят и сразу все поймут»

    Большинство кандидатов условно можно разделить на два типа: тех, кто в первую очередь спрашивает про зарплату, и тех, кто спрашивает про проект, над которым предстоит работать. Но практически никто не хочет выполнять тестовое задание для кого бы то ни было. Поэтому после волнующего первого вопроса всегда следует второй: «можно ли как-то обойтись без тестового задания?»

    Тестовое задание — это инструмент, а не самоцель. Конечно, возможны ситуации, когда оно не нужно. Например, если у нанимателя нет сомнений в профессиональных навыках кандидата, что возможно, если кандидат ранее публично демонстрировал эти навыки или имеет очень сильные рекомендации. Сюда же попадают известные и уважаемые люди, тестовое задание для которых будет чем-то вроде оскорбления. В остальных случаях без тестового задания никак. Его выполнение не гарантирует, что кандидат подойдет на должность, но хотя бы отсеивает тех, кто не способен справиться даже с простыми задачами.

    Часто подробное интервью и хорошее резюме заменяют тестовое задание, особенно если важно оценить то, как человек думает. В таком случае кандидату придется потратить 10-15 часов на общение с кадровой службой и лидом и часов восемь на интервью с командой.

    Мы не предлагаем геймдизайнерам выполнять тестовое задание — есть пара вопросов, ответы на которые показывают отсутствие шаблонного мышления и общий потенциал. Нам, прежде всего, важен горящий взгляд, аналитический склад ума, структурированность и критичность мышления, а глубина фундаментальных знаний вторична.

    «Только после третьего свидания»

    Многих кандидатов смущает, если тестовое задание просят выполнить ещё до первой встречи: он пока не познакомился с компанией, не знает, что они могут предложить и боится, что это окажется пустой тратой времени. С другой стороны, когда вы уже встретились, пообщались и так понравились друг другу, дополнительные проверки — это просто обидно. Так или иначе, тестовое задание вам все-таки предложат. Другой вопрос — когда это стоит сделать?

    На этапе, который предшествует собеседованию. До выполнения тестового задания проводят собеседование только жадные до денег внешние рекрутеры и специалисты кадрового отдела из контор с повышенным уровнем бюрократии. Нормальная цепочка выглядит следующие образом: ознакомление с резюме соискателя, проверка предыдущих работ, тестовое задание и личное собеседование с будущим руководителем.

    Если кандидат всем устраивает после ознакомления с его резюме и личной беседы — самое время проверить его практические умения. В некоторых случаях, даже если у вас остались вопросы после собеседования, тестовое задание поможет подтвердить или опровергнуть опасения касательно его знаний и навыков.

    Евгения Никитина директор кадровой службы в студии Pixonic

    Важно еще в описании вакансии предупредить соискателей о необходимости выполнения тестового задания. После этого уже не так важно, на каком именно этапе оно будет. Большее значение имеет своевременность предоставления кандидату полной информации о перспективах и о содержании работы, которую ему предлагают, а также конкретику по критериям оценки результатов. Ведь негатив вызывает именно осознание неизбежности траты личного времени и отсутствие понимания оценки проделанной работы. В обратной ситуации рождается только спортивный интерес.

    «Дайте мне пять минут, и я сделаю все завтра»

    Для компаний объемное задание — это самый простой способ отсеять недостаточно мотивированных кандидатов. Но помимо тестового на десять страниц у вас есть основная работа и ограниченное количество часов в сутках, парочку из которых хотелось бы тратить на сон и личные дела. Сколько времени должно занимать выполнение тестового задания, чтобы компания не упустила подходящих кандидатов?

    Павел Михайловглавный геймдизайнер Crytek

    Необходимо учитывать, что кандидат может продолжать работать над своим текущим проектом или же проходить собеседования в других компаниях (в которых ему также дали тестовые задания). Рассчитывать, что еще не нанятый сотрудник сможет потратить следующие 8-16 часов своей жизни только на вашу задачу, несколько опрометчиво. Если на выполнение технического задания выделено два-три дня, задача будет выполнена некачественно или не выполнена вовсе. Оптимальное время — неделя. За неделю можно найти время на выполнение задания, или на подготовку и поиск необходимой информации даже при очень плотном графике. В конце концов, в таком варианте у кандидата остаются в запасе целые выходные.

    Сергей Масленников геймдизайнер Zeptolab

    У нас нет каких-либо ограничений по этому поводу, но мы, скорее всего, спросим кандидата о том, сколько времени заняло задание. Верим на слово, так как не отслеживаем факт скачивания тестового задания с сайта, да и количество вариантов обойти это ограничение стремится к бесконечности. Оптимальное время выполнения сильно зависит от конкретного человека, но в среднем выходит пять-семь часов рабочего времени.

    Ярослав Кравцовпродюсер игры Smash Bash в инди-команде

    Не больше трех дней — это точно. Если кандидат неделю просидит над тестовым заданием и получит отказ, то у компании станет на одного врага больше. К тому же умение укладываться в сроки является одним из ключевых навыков профессионального сотрудника, поэтому логично проверить этот навык заранее. Но если слишком лимитировать время не стоит — иначе кандидат не успеет показать весь масштаб своих навыков. Конечно, стоит заранее предупредить его о таких ограничениях, чтобы личные обстоятельства не помешали испытанию.

    «Я не бесплатная рабочая сила»

    Первый пункт стандартного задания для геймдизайнеров звучит так: «Скачайте нашу игру. Напишите, что вам нравится, какие проблемы вы видите, и что стоит исправить». Именно он периодически становится камнем преткновения. В 99 случаях из 100 за выполнение тестового задания денег вам не дадут. Но мало кому хочется бесплатно делать то, за что принято платить. Насколько профессионально и целесообразно просить анализировать свой проект?

    Если бы целью поиска кандидатов и проведения собеседований для нас был сбор «бесплатных идей» — я думаю, что это был бы крайне дорогой и неэффективный путь. Если человек не хочет озвучивать какие-то мысли или предложения — это полностью его право. Если кандидат не озвучил каких-то новых для нас идей — это никак не влияет на решения. Почему не стоит бояться анализировать наши проекты? Потому, что хороший анализ наших проектов — это одна из хороших причин взять кандидата в штат. Разбор уже запущенных, проверенных проектов, по которым у нас есть много аналитики и мнений, позволяет нам с высокой степенью точности предположить, насколько жизнеспособны идеи и предложения кандидата. Это как простой чеклист, где кандидат либо подтверждает имеющиеся данные, либо дополняет их (что, несомненно, будет весомым плюсом).

    Сергей Галенкин руководитель издательского направления Epic Games в Восточной Европе

    Если кандидат не будет анализировать проект, как он поймет, готов ли он заниматься им ближайшие несколько лет с утра до вечера? Если в игре есть значительные проблемы, которые этот кандидат может исправить за неделю — компания его с руками оторвет.

    В нашем случае «свой проект» обычно находится под строгим NDA, и мы не можем его дать кандидатам. Некоторые используют игры Ubisoft в качестве примеров, и сделанное «домашнее задание» по изучению игр компании — это плюс. Но у нас нет каких-то особых требований на этот счет. В первую очередь, нам важно, чтобы ответы на вопросы теста были качественными, плохой тест с примерами из игр Ubisoft — все еще плохой тест.

    Павел Михайлов главный геймдизайнер Crytek

    Увидеть и понять в чем заключается проблема — только часть дела, найти и сформировать оптимальные варианты решения требует уже других навыков и хорошего знания архитектуры проекта. А имплементировать решение в проект — уже третья задача. Я бы предположил, что человек, не понимающий этого, не обладает необходимым опытом для работы. Тут можно провести параллель с существующим в игровой разработке мнением о том, что цена даже очень хорошей идеи — один цент. Ценность же человека, который может ее предложить и самостоятельно реализовать — несравненно выше.

    «И швец, и жнец, и на дуде игрец»

    Бывает несколько типов заданий с уклоном в те или иные аспекты работы геймдизайнера. В крупных компаниях есть разделение на «геймдизайнер-математик» и «геймдизайнер-сценарист». Только вот геймдизайн — это все еще комплексная задача, где нужно и функции придумывать, и техническое задание программистам писать, и художников понимать. Наличие каких навыков нужно проверять в тестовом задании?

    Андрей Доценко геймдизайнер в Ubisoft

    Английский язык — одно из основных требований для работы в Ubisoft. В нашем случае дизайнеру придется очень много общаться на английском с коллегами из других офисов. Поэтому общий уровень владения английским в тесте очень важен (также мы проверяем разговорные навыки на интервью). Сильный кандидат с плохим знанием английского, к сожалению, не подходит. Наш тест состоит из десяти вопросов (на данный момент, нам такой формат кажется оптимальным). Вопросы достаточно общие, на них нет на 100% правильных ответов, главная задача теста — проверить, как дизайнер думает и как подходит к решению различных проблем. Условно, каждый вопрос теста может быть оценен в 0/0,5/1 балл. Из опыта за последних двух лет: «проходной балл» для приглашения на интервью начинается где-то с 6,5-7 и выше. Первая из областей, которые проверяет тест — это общие дизайнерские знания и навыки: знание игровой культуры, способность понимать и анализировать, как работают другие игры, знание дизайнерской теории и экспертизу в разных областях (в киевском офисе, традиционно, большой фокус на 3C/UI/UX). Вторая — технические и организационные навыки: планирование, умение анализировать информацию, понимание технических ограничений платформы. И третья область — навыки коммуникации и презентации: уровень владения языком, умение формулировать мысли, структура и внешний вид теста также очень важны.

    Сергей Масленников геймдизайнер в Zeptolab

    Первоначально мы смотрим на логику размышлений, после — на оригинальность и свежесть идей. Способность воспринимать вводные и ясно донести идеи как нечто логичное, аргументированное, целое - положительно говорит о навыках кандидата. Иногда мы предлагаем кандидатам ввести третьего игрока в игру Pong. Как изменится форма поля? В зависимости от того, что нарисует кандидат — обсуждаем потенциальные «узкие места» в геймплее, вводим дополнительные условия (например, четвертого игрока, который управляет шариком). Этот кейс позволяет оценить умение поставить себя на место игрока, «эмулировать» геймплей в голове. Часто просим назвать любимую мобильную игру и рассказать, что в ней не нравится и как изменить её к лучшему. По тому, что предлагает кандидат, можно много сказать о фокусе его профессиональных интересов и глубины понимания механик.

    Ярослав Кравцов продюсер игры Smash Bash в инди-команде

    Проверять нужно те навыки, которые потребуются в работе. Для этого тестовое задание должно быть основано на тех задачах, которые кандидату предстоит решать при успешном трудоустройстве. Иначе есть риск, что он покажет мастерское владение анализом Hi-End-геймплея World of Warcraft, но при этом окажется, что не способен писать дизайнерскую документацию.

    Леонид Сиротин независимый разработчик и партнер DTF

    Навык владения письменной речью, навык внятно излагать свои мысли, навык систематизировать входящую и исходящую информацию, навык концентрации внимания и навык каменного зада. Данный перечень является основным и практически исчерпывающим списком навыков, необходимых геймдизайнеру. Также следует учитывать, что не существует такой профессии, как геймдизайнер. Существуют геймдизайнеры-балансеры, геймдизайнеры-креативщики, геймдизайнеры-управленцы. К каждой из этих категорий геймдизайнеров в рамках тестового задания можно выдвигать те или иные дополнительные требования, например от балансера можно потребовать посчитать баланс, от креативщика предложить функции, от управленца покричать на монитор или составить план разработки с бюджетирированием. Но обычно, в подавляющем большинстве компаний, оценка ТЗ сводится к оценке набора навыков, изложенных в самом начале этого пункта.

    Выводы

    Во-первых, не надо откликаться на все подряд, тратить свое и чужое время, чтобы в итоге получить отказ «из-за слабого тестового задания». Это закроет путь в компанию минимум на год-полтора, потому что мало кто из работодателей верит, что за год кандидат может чему-то научиться. Определитесь, где именно вы действительно хотите работать и приложите максимум усилий и времени, чтобы туда попасть. Во-вторых, предположим, вы уже определились с проектами, над которыми хотите работать несколько следующих лет от заката до рассвета и наоборот. В этом случае вам придется пройти все испытания, которые компания предложит: общаться с психологами, проверяться на полиграфе, делать огромное тестовое задание. В-третьих и главных, не работайте в компаниях, для которых вам лень делать тестовые задания. Игровая индустрия — это все-таки для тех, кто любит свою работу.

    Основная классификация тестовых заданий - задания:

      закрытого типа (когда ученику предстоит выбрать из готовых вариантов ответа);

      открытого типа (когда ученик сам находит ответ и вписывает в бланк).

    Задания закрытого типа , в свою очередь, делятся на:

      один вариант ответа (множественный выбор; radio-кнопка). Ответ засчитывается, если ученик выбрал его правильно. Варианты:

      • простой выбор - один ответ из 4-5;

        простой выбор из множества - один ответ из 6-15;

        выбор наиболее точного ответа из представленных.

      тесты, в которых можно выбрать несколько вариантов ответа - поставить галочки, но правильным может быть как один, так и несколько вариантов ответа (альтернативный выбор, checkbox). Ответ за тест может засчитывается только если все ответы даны правильно (нет ни лишних, ни недостающих) или начисляется балл за каждый правильный ответ и вычитается балл за каждый неправильный ответ. Варианты:

      • сложный выбор - двух и более правильных ответов из 4-5;

        сложный выбор из множества - двух и более правильных ответов из 6-15.

      установить соответствие (слева и справа даются связанные понятия, например, слова в предложении, родовые и видовые понятия и др.). Ученику нужно провести линии соответствия, на компьютере перетащить блоки и установить друг с другом и т.п. Сюда же можно отнести задания на сортировку и классификацию . Варианты соответствия между:

      • понятиями и определениями;

        датами и событиями;

        списком понятий и их характеристиками;

      определить последовательности (ученику предлагается ряд понятий, дат, слов, которые ему предстоит установить в правильной последовательности). Варианты:

      • установление хронологической последовательности событий;

        установление логической последовательности;

        расстановка чисел по возрастанию / убыванию;ъ

      альтернативный ответ (ученику предлагается установить Да-Нет или Правда-Ложь по каждому приведенному утверждению).

    Задания открытого типа:

      вписать небольшую фразу, слово или символы - как дополнение к контексту. Например, вставить пропущенную букву, знаки препинания, пропущенное слово и т.д.;

      свободное изложение - ученику выделяется место для свободного изложения ответа на вопрос. Место может быть ограничено по количеству символов, например, не более 100 или 500 символов, 10 слов и т.п.

    Когда и какие варианты заданий использовать?

    Характеристики

    Задания закрытой формы

    Дополнение

    Установление соответствия

    Установление последовательности

    Проверка знания фактов

    Применение знаний по образцу

    Применение знаний в нестандартных ситуациях

    Угадывание

    Исключено

    Объективность оценки

    Исключение описок

    Таблица М.Б. Челышковой.

    Как группировать задания тестов

    Существует три подхода к группировке тестовых заданий:

      все задания выводятся случайным образом - для хорошо использовать программы тестирования или онлайн-сервисы тестирования;

      задания выводятся в порядке усложнения - сначала простые, потом сложные. Это позволит ученикам быстро продвинутся вперед, а не «сидеть» со сложным заданием в начале тестирования, потратив все отведенное на тест время. В порядке усложнения даются задания ЕГЭ;

      задания группируются по типу или теме - таким образом, ученик может приспособится к типу задания, а не настраиваться на каждый тип задания, затрачивая время.

    Правила составления тестов

      Тестовое задание должно быть сформулировано четко, понятно и должно толковаться однозначно. Если вопрос сформулирован таким образом, что не все ученики могут его понять однозначно, формулировку нужно изменить. Пример: Фирма, предоставляющая сетевые услуги – это... Ученик задаст вопрос: что такое «сетевые услуги? Услуги доступа в интернет? Фирма сетевого маркетинга типа Avon или что-то еще?

      Тестовое задание должно быть сформулировано кратко, желательно без использования сложноподчиненных предложений, лишних причастных и деепричастных оборотов, вводных слов. Лучше разбить задание на несколько небольших предложений. Если в задании много «который», «где», «чем», много запятых, его будет трудно понять, а значит, и решить. Не бойтесь разбивать предложения на части.

      Задание должно быть сформулировано без повторов, двойного отрицания (не – не), а лучше и вовсе избегать отрицания. Пример: Программа Paint не является программой для работы с электронными таблицами. Варианты ответов: Да-Нет. Ученику будет трудно ответить на этот вопрос, т.к. и в задании, и в ответе есть отрицание.

      Не стоит писать в вопросе слова типа: «сформулируйте», «укажите», «сообщите», если это и так предполагается самим вопросом. Например: Напишите, как звали первооткрывателя Америки? Слово «напишите» лишнее.

      Проверяйте и формулировки заданий, и формулировки ответов, чтобы в них не было подсказок для ученика. Следите, чтобы в одном задании не было подсказки по ответу на другое задание.

      В заданиях не должно быть явно неподходящих ответов, увидев которые ученик сразу вычислит правильный ответ. Все ответы должны быть примерно одинаковыми и по содержанию, и по объему.

      Повторяющиеся фразы в каждом варианте ответа нужно включить в текст вопроса.

      Не допускается использование в вопросе оценочных суждений и отсылке к субъективному мнению ученика. Например, использование слов «важный», «главный» не допускается.

      В задании главное слово (ключевое понятие) лучше сделать началом предложения. Лучше не начинать формулировку задания с предлогов или союзов. Пример: На какую группу стран приходится наименьшая доля в мировом ВВП и экспорте товаров. Правильно: Наименьшая доля в мировом ВВП приходится на…

      В тестовом задании должно быть достаточное количество вариантов ответов:

      • закрытые типы вопросов - 4-6 вариантов ответов;

        установить соответствие - 4-5 вариантов ответов;

        расставить последовательность - 4-8 вариантов ответов;

      Желательно сопровождать задания и варианты ответов иллюстрациями, схемами, таблицами и т.д.

      В тесте должно быть достаточно много заданий, а также заданий разного уровня сложности, чтобы результаты тестирования были максимально объективными и надежными. Также это поможет исключить утомление ученика.

      В тесте желательно чередовать различные виды заданий, а также избегать большого числа простых заданий (Да-Нет и др.) для повышения объективности теста.

      Крайне нежелательно включать в тест задания и вопросы-ловушки, провокационные вопросы - это не профессионально и понижает доверие учащихся к тесту, преподавателю и тестированию в принципе.

      Избегайте вопросов, на которые можно ответить на основе эрудиции или логического размышления, поскольку задача теста - не проверить начитанность и умение размышлять, а проверить специальные знания у конкретного ученика, знания учебного материала.

      Исключайте вопросы на знание текстов (если это не требуется специально), справочной информации, мелких деталей и проч.

    Есть такая статья: 1295 ГК РФ:

    Содержание статьи

    1. Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору.
    "«2. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.


    »«Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору.
    (в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей „редакции“)
    »«Если работодатель в срок, предусмотренный в абзаце втором настоящего пункта, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом.
    Право на вознаграждение за служебное произведение неотчуждаемо и не переходит по наследству, однако права автора по договору, заключенному им с работодателем, и не полученные автором доходы переходят к наследникам.
    (абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
    3. В случае, если в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель имеет право использования соответствующего служебного произведения на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой правообладателю вознаграждения. Пределы использования служебного произведения, размер, условия и порядок выплаты вознаграждения определяются договором между работодателем и автором, а в случае спора - судом.
    (п. 3 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей „редакции“)
    4. Работодатель может обнародовать служебное произведение, если договором между ним и автором не предусмотрено иное, а также указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания.
    (п. 4 введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

    Если кратко:
    Авторские права - позволяют автору указывать своё имя на продукте (все помните менюшечку „About“).
    Если это служебное задание - то исключительные права принадлежат работодателю, на 3 года, после передачи. Далее, по прошествии трех лет, если работодатель не сообщил, что он продляет и передает служебное задание другим лицам(то есть не покормил денежкой разработчика), то » исключительное право на служебное произведение возвращается автору".

    Поэтому, если хочется таки как то после прошествия лет показывать и использовать код, берите работу под подпись, а по завершении - акт.
    Это:
    во первых, покажет, что вы таки автор.
    во вторых, если хочется денег за код, можно напомнить работодателю о его обязанностях
    в третьих, юридически очистит вашу карму через три года, когда будете пользовать свой код в других проектах.

    Я это почему говорю, т.к. на работу можно попасть со своими либами, фреймворками и т.п. разработками, ради которых, по сути, работодатель мог вас пригласить, что бы вы свои наработки использовали в его решениях. Вот за это и полагается денежные отчисления.

    А так, типа я автор, пойду ка к конкурентам, код передам - совсем не хорошо. А если вы разработали алгоритм, так вы автор, один и тот же алгоритм можно по разному реализовать. Реализуйте, по разному, классы могут иметь другие имена))

    Ну и по топику:
    1) штука нужна для безопасников, что бы в компы свои юсб не сували, дату не сливали. Коммерческая разработка 146%.
    В принципе, можете реализовать и продать нуждающимся. Спрос точно есть.
    2) штука по сути шелл, мне так кажется, но тоже похоже на коммерцию или заготовку на коммерцию. Где оно может применяться - не знаю, но это не тестовое задание 147%.

    Извиняюсь за такую «портянку», ограничения на комменты.