Проповедь в сочельник перед рождеством андрея ткачева. Мультиблог протоиерея димитрия смирнова работаетна программной платформе

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня, в навечерие Рождества Христова, в Рождественский сочельник, мы слышали Евангелие о Рождестве Христовом апостола и евангелиста Луки.

Апостол Лука был человеком ученым, он был врачом. По тем временам, это был образованный человек. Поэтому свое евангельское повествование он ведет, все время отмечая: «В правление такого-то правителя было такое-то указание – перепись провести». И вот как раз эти моменты, которые он отметил, потом и явились для следующих поколений указанием на год Рождества Христова. Потому что рождение Богомладенца, как мы видим и слышим, было безвестным для многих. И для того, чтобы потом человечество вело летоисчисление от этого года, Господь умудрил апостола и евангелиста Луку отметить все эти факты. Потому что правителей, императоров, конечно, знали, и перепись такая была. Это было «первое написание», как сказано, – значит, первая перепись. Ну, вы знаете, переписи бывают и в наше время. И вот это указание послужило потом основанием нашего летоисчисления.

Так часто бывает: когда человек что-то имеет: какие-то навыки, способности, – он воспринимает это как нечто обычное. А то, чего у него нет, кажется ему более трудным, более значительным, что ли, оно производит на него особенное впечатление. Человек, допустим, что-то производит или разбирается в каких-нибудь технических вопросах – «Ну, тут вроде всё понятно, это дело обычное!» А петь и играть или, скажем, приготовить пищу он не может. И когда другой поет, или играет, или вкусно готовит, то это кажется ему чем-то особенным и запечатлевается у него.

И вот замечательно, что именно ученый человек особенно подробно описывает явление ангелов пастухам. О волхвах говорит апостол и евангелист Матфей. А для апостола и евангелиста Луки появление волхвов вполне понятно: ну, что ж, ученые люди, они поняли, что уж если звезда явилась, значит, это всё – творение высшее, непостижимое человеку. Оно свидетельствует, значит, что-то особенное – тут понятно. Ученый человек поймет, должен, по крайней мере, понять. А вот почему ангелы явились пастухам, а не ученым? – вот это для него было чем-то удивительным, как-то особенно его душу поразило. Ведь те шли-шли, потом весь Иерусалим перемутили, всё расспрашивали: как, что, где? А Господь послал ангелов прямо к пастухам, и они получили известие не при помощи науки, не при помощи звезд, астрономии, а напрямую от ангелов, от духов Божиих.

Этот момент замечателен по своей глубине. Действительно, когда простой человек слышит, как какой-нибудь ученый о чем-то свидетельствует, что-то доказывает, то он – в восторге: «Как он замечательно доказывает, как он здорово рассуждает!» Он верит безоговорочно! Ему и доказательств-то особых не нужно. Душа принимает! А ученого человека поражает другое: «Он вроде бы ничего не знает, не понимает, а такая твердая вера!» У этого не хватает учености, а у того – учености сверх головы, а веры-то… – вот этого бы покрепче!

Это, действительно, момент замечательный. На этот счет есть изречение одного из великих ученых, кажется, Пастера: «Когда я начал заниматься наукой, я был маловерующим; когда я углубился в науку, я уверовал; а теперь, достигнув известных высот в науке, – а он был ученым с мировым именем, – я верю, как последняя бретонская крестьянка».

И вот, в конце концов, вера равняет всех. Ученых и простых людей, если они достигают веры. Вера – это дарование. Ученость, умственные познания – это тоже дар Божий. И бывает, одному чего-то дано больше, другому – меньше, а вот вера – это самое главное. И есть, как говорится, «святая простота», которая всё покрывает и всех объединяет.

На Первом Вселенском Соборе присутствовали ученые мужи, святители: будущий , тогда архидиакон, и Осия Кордувийский, который возглавлял этот Собор, и другие столпы – образованнейшие люди, архиереи. И вместе с ними присутствовал святитель Спиридон Тримифунтский, который стал архиереем, но был из пастухов, и потом, уже будучи архиереем, продолжал пасти стадо. Мужи ученые приводили доводы и доказательства от Священного Писания, от богословия. А святитель Спиридон, когда у него спросили: «Как это такое может быть: Троица, – что это?», – сказал: «Как? А вот как». Взял кирпич, сжал – и вниз полилась вода, вверх вырвалось пламя, а в руках у него осталась плинфа. И всё! Они только рты разинули. «Как это может быть?!» А вот, получилось.

Такое случается у нас до сих пор: «Как это такое может быть?!»

Ученые говорят: «Нужны такие-то условия, тогда будет то-то…» Для того чтобы распустилась ветка, нужно держать ее в тепле, чтобы была соответствующая температура, чтобы были питательные вещества… Потом, когда они доберутся, то разбудят это, это разбудит то, потом раскроется это, потом – то… А под Введение во храм Пречистой Девы, зимой, верба распускается и потом опять складывается. Мы ж приносили ее сюда, и все видели это. Как это, почему? Да вот так. Это одному Богу ведомо.

Когда человек поднимается до высот науки, то он говорит, как тот великий ученый: «Теперь я, как последняя крестьянка. Таков примерно уровень мой». А кто еще до состояния крестьянки не дошел, тот думает, что он – что-то. Как говорят, знания кичат. По большей части, так происходит.

Так что Рождество Христово удивительно по своей полноте. Здесь и ученые звездочеты, звездоблюстители (астрономы, по-нашему) – волхвы-мудрецы и царие персидские. Здесь и простые пастухи… О, простые пастухи! О них сказано: Ангел Господень ста в них, и слава Господня осия их. Слава Господня осияла их. А ведь Слава Господня являлась только пророкам Моисею и Илии, когда Господь являлся им…

Рождество Христово в своей полноте и соединяет всё: и ученое, и простое; и то, что можно постигнуть через творение (звездоблюстители), и то, что непостижимо.

Как может человек видеть мир невидимый? Как может грешный человек находиться во Славе Господней? Как это может быть? Может быть! Потому что такова воля Божия. Господь являет…

Обычно мы так рассуждаем: вот, преподобный Сергий, преподобный Серафим – понятно. Сколько они трудились, сколько они подвизались, с младенчества! Один в среду и пяток млека не вкушал, другой тоже отмечен с детства особым перстом Божиим. Это – монахи, подвижники. Они совершали подвиги, для нас неимоверные, и находились в благодати Божией. А здесь что? Пастухи. Я, конечно, не знаю, как это там всё происходило, совершали ли они какие-то подвиги, постились ли усердно или еще делали что-то особенное… Сказано: «Предстал им ангел Господень». Иногда говорят: «А почему им? Ведь и другие пастухи были, наверное, в той местности». А вот почему – это не нашего ума дело. Так Господь изволил.

Вот здесь как раз – тот самый ответ на многие вопросы, которые у нас бывают: «Почему это так? Почему этому такое? Почему тот получает это?» Почему… Такова воля Божия. Господь вот так это открыл. Ангелами открыл пастухам. Ведь и так весь Иерусалим узнал, что должен был родиться Спаситель, когда волхвы-то пришли. Было бы, может быть, этого достаточно? Нет. Господь явил через ангелов пастухам. Сказали бы ученые люди – у них-то авторитет больше вроде бы, а пастуху вроде кто поверит-то? Что там пастухи? У нас как: «Такой-то человек, образованный, сказал то-то и то-то». – «А, да, да, да, да, да!» А бабка какая-то там сказала – «Да ну, что она там понимает? Да ей это почудилось!..» Такова наша логика земная. А вот Господь через ангелов открыл Рождество, ангелов увидели простые пастухи. Такова воля Божия. Господь сказал: Посрамлю премудрость премудрых, и разум разумных отвергну.

Нет, и апостол и евангелист Лука – разумный, и премудрый Соломон был, и Царь Давид, – всем им дана была премудрость, и люди были образованные. Но, как я уже сказал, всё это – дары Божии, и Господь дает независимо ни от чего, а творит, елика хощет, как хочет. И являет, как Ему угодно. Одному открывает таким образом, другому – иным каким-то образом. А почему? Потому, что это так . Вот это как раз – свидетельство именно Божественное. То есть, не по нашим рассуждениям, не по нашей логике, не по нашим обоснованиям каким-то, а потому, что это так.

Между прочим, некоторые люди так и воспринимают.

У меня был такой случай, когда один образованный человек задал вопрос. А перед этим он был у всяких «знатоков» – с амвона и поминать их особенно не хочется. Ну, у тех, кто выдвигает всякие заумные теории: поля, энергии… Одним словом, ему там мозги крутили-крутили, и он пришел в церковь. И начал: «А это почему так-то?» Я как-то невольно ему ответил: «Ну, потому что это так. Не знаю, почему». То есть, не стал ему объяснять (как нередко бывает), а просто сказал: «Потому, что это так есть». Вот тогда он воспринял. Он сказал: «Это меня убедило».

И действительно, в этом явлении Ангелов пастухам – такая духовная красота! Господь явил простым пастухам, высшие духи открыли им, и даже «Слава Господня осияла их». А ученые люди через науку, через рассуждения, через логические построения и вычисления в конце концов пришли к тому же, но путь их был долог.

Да, это обычно так и бывает. Путь рассуждения, осознания – довольно длительный, а путь непосредственного восприятия, когда Господь открывает, – короткий и прямой. «Потому, что это так».

Или вот еще пример, о котором мне рассказал один батюшка, отец Петр. Его спрашивают:

– Почему икру можно есть в Лазареву субботу, а рыбу нельзя, только в Вербное воскресенье?

Он говорит:

– Не знаю.

– А почему на масленицу яички можно есть, а курочку – нельзя?

– Так по Уставу. Вот и всё.

– Ну, а почему, батюшка, вот так?

– Потому, что так установлено святыми отцами.

Между прочим, суеверия часто имеют объяснение, но объяснение безтолковое. А в вере некоторые вещи просто не имеют объяснения. Вот так, и всё!

Как-то пришли люди к одному старцу, и один из них говорит:

– Я не верую потому, что я не понимаю, вы объясните мне.

Старец спросил:

– Ты понимаешь, как у тебя в желудке пища переваривается?

Он отвечает:

– Ну, – говорит старец, – тогда не ешь, пока не поймешь.

Интересно, что едят все: и профессора, которые понимают, что в желудке происходит, и простые рабочие, – все с одинаковым удовольствием. Причем, многие едят то, к чему их приучат с детства. Вот иногда говорят: «Ну, почему ты не ешь, ведь это же лучше!» Нет, потому что он привык к другому, принял это в простоте сердца, и оно в нем живет. И в сущности-то, когда мы начинаем спорить, многие раздоры, многие разделения происходят оттого, что мы не относимся к этим вещам просто – «ну, потому, что это так».

Хотя это совсем не значит, что нужно бездумно всё выполнять. Нет, это было бы неправильно. И опять же возникает вопрос: «Ну, а как же тогда? Значит, пусть каждый верует, как верует?!» Нет. Испытайте Писания (), – говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов. Писание-то – да, действительно, и Писание сравнивается одно с другим. Но есть вещи, которые просто принимает душа. Человек так чувствует – и принимает.

Простота, по-настоящему, это то, о чем сказал один из оптинских старцев: «Двадцать лет просил я этой простоты». Это, конечно, тоже дар Божий. И, по-настоящему, это состояние благодатное. Тогда человек живёт просто, как говорил преподобный : «Где просто, там ангелов со сто, где мудрено, там ни одного». И вот эта простота – во всем: и в вере, и во всей жизни. Тогда бывает простое восприятие вещей: «Ну, так – значит, так».

«Есть у нас что-нибудь на ужин?» – «Вот, это есть». – «Ну, и давай это будем есть».

И такое отношение ко всему, в конце концов, всё умиротворяет. А бывает, когда человек не унимается: «А почему это так, а почему это?..» Да потому, что это так. Ну, смирись, прими в простоте сердца – и всё, и успокоишься. Мы знаем, что Господь, когда проповедовал здесь, на земле, то говорил: «Волос с головы не упадет без воли Божией». И если волос с головы не падает без воли Божией, значит, всё управляется Промыслом Божиим, значит, это почему-то так.

Нет, это не значит, что мы не должны участвовать в жизни, должны бездействовать. Но наша деятельность должна быть, прежде всего, в согласии с волей Божией. Первый вопрос: как это согласно с волей Божией? А результат – всё равно от Бога. Потому что ты, например, можешь хотеть хорошего, но время для этого еще не пришло.

В минувшие воскресные дни мы прославляли святых отцев, праотцев. Они всё ждали, ждали Спасителя мира, но время еще не приходило. Пришло время, и Господь родился, пришел на землю. Господь ходил по земле, а за Ним гонялись, хотели Его убить. Он сказал: «Время ещё не пришло». Пришло время – вот, се есть ваша година, и область темная (). Но на некоторое мгновение, на некоторое время. Распяли – всё! Теперь – воскрес и приду судить, когда придет время. И тогда всё кончится. Все эти козни, вся эта дипломатии, все эти приемы – всё это будет прикончено. Время придет – тогда будет всё.

Без Бога никто ничего не может. Еще при жизни Спасителя было два правителя, по тем временам очень могущественных, по имени Ирод. Один – который велел четырнадцать тысяч младенцев убить, и другой, подобный ему. Хощет Тя убити, — говорят. Господь говорит: Рцыте лису тому, се изгоню бесы, и исцеления творю днесь и утре, и в третий скончаю (). Если ничего не стоило невинных младенцев убить, то, что стоило убить одного Человека? Ничего не стоило. Но Господь сказал: «Но он ничего не сможет, потому что время еще не пришло». Когда пришло время, то Пилат, расхваставшись своей властью, сказал: Не веси ли, яко власть имам распяти Тя, и власть имам пустити Тя? Господь ему говорит: Не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано свыше (). Вот, попробуй пустить – не пустишь, сейчас подпишешь «распять». И он подписал «распять». Трижды хотел отпустить, трижды порывался, а подписал – «распять». Значит, что он из себя представлял? Ничего.

Мы часто забываем об этом в жизни. А простое восприятие жизни, простое восприятие евангельского слова, евангельских примеров, – это фактически всё. «Ах, что будет?» Будет то, что должно быть. «О, вот этот сделает!» Этот ничего не сделает, и тот ничего не сделает, а этот сделает то, что ему будет дано. Иначе – никто ничего не сделает. «Вот, – говорят, – будет то-то и то-то». Да, кто знает, что будет? Вот то, что святые отцы сказали, то будет. «Как это будет?» Не знаю, как, но будет.

Мы помним время, когда говорили, что ничего не останется: «настолько всё схвачено!» Это схвачено сверху, а на самом деле только прилеплено, дунь – и всё развалится. И разлетелось. И этому столько примеров, а мы всё никак не уверимся. И мы всё еще приписываем это каким-то деятелям… Да ноль! Полный ноль без палочки.

Святитель Игнатий говорит: «Человек! В гордыне своей, что ты мнишь о себе? Ты – слепое орудие в руках Промысла Божия, полностью слепое, без малейшей самостоятельности». Да какая ж самостоятельность? Никакой там самостоятельности-то нет. Даже иногда и в земном-то смысле видишь, что нет у людей самостоятельности, а им приписывают, будто они что-то там могут! Кто что может? Да никто ничего не сможет, если Господь не поможет. Апостол Иаков говорит: Слышите ныне, глаголющии: днесь или утре пойдём во он град и сотворим ту лето едино, и куплю деем и приобретение, иже не весте, что утре случится, кая бо жизнь ваша? Пара бо есть, яже вмале является, потом же исчезает. Вместо еже бы глаголати вам: аще Господь восхощет, и живи будем, и сотворим сие или ино. (). Вот так нужно говорить. И так будет.

Сущность всего этого одна: нужно укреплять веру. Укреплять веру, настоящую веру – и на каждом шагу. Как Господь говорит: Волос с головы не упадет без воли Божией. Значит, так. Ко всему нужно относиться именно с так, как простой народ сказал: «Что Бог ни делает, всё к лучшему» и «Господь передом правит». И это истинно так.

Так что будем мы благодарить Бога прежде всего за то, что Господь дал нам истинную, православную христианскую веру, что Господь дает нам такие примеры, которых больше нигде нет. Такой ясности и простоты истины – нигде ничего подобного нет. Но это, если Господь откроет эту ясность, тогда всё понятно. А если не откроет, то и очи имут – и не видят очима, ни разумеют сердцем (). Поэтому мы и благодарим Бога, прославляем Его за те милости, которые Господь нам являет. Потому что дает нам в меру той возможности, которую мы, грешные, опять же от Господа получаем – разумения вот этих духовных вещей.

И потому ангелы, видя, как Господь устрояет здесь судьбы человеческие, славят Творца: Слава в вышних Богу, и на земли мир . Это какой мир? Это вот тот мир, о котором преподобный Серафим сказал: «Стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи». Мир, который в душе человеческой, который дает истинная вера, упование на Бога. Вокруг всё может и крутиться, вертеться, но это – в мире мирском. А в душе православных христиан должен быть такой мир, который был, когда родился Господь и ангелы воспели: на земли мир . И когда Господь воскрес и сказал: Мир Мой даю вам (). Господь всё время говорил: Мир вам.

Вот этот мир нужно всячески стараться стяжать и сохранить в душе. Поэтому в свое время, когда я начинал, по милости Божией, свое священническое служение, один архипастырь сказал мне:

– Что это вы, батюшка, там чем-то возмущаетесь? Уставные неточности какие-то?

– Я говорю:

– Да, как же так?

Он говорит:

– Всё нужно класть на алтарь мира.

И я до сих пор всегда вспоминаю это изречение.

И когда какая-то ситуация происходит, в каких-то мы обстоятельствах находимся: семейных ли, служебных ли, – нужно еще помнить одну заповедь, как отец Сергий (Царство ему Небесное) говорил: «От нас зло не должно исходить». А зло не будет исходить от нас только тогда, когда его в нас не будет. А его не будет только тогда, когда мы будем всеми силами стараться сохранить мир душевный. Если вот сохранишь этот мир душевный, то и не озлобишься, а не озлобишься – и зло не изыдет от тебя. И эти слова Господни: на земли мир , – будут исполняться в душе каждого человека. Аминь.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Младенец родился нам - Сын дан нам; владычество Его на раменах Его, и наречется имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный, Советник, Бог крепкий, Властитель, Начальник мира, Отец будущего века» (Ис.9:6)

В одной из паремий, которая читалась за богослужением нынешнего дня сочельника Рождества Христова, свидетельствует нам о том, что пророк Исайя за восемь веков до Рождества Христова возвестил вот эти торжественные пророческие слова. Святой пророк Исайя, которого именуют «ветхозаветным евангелистом» за то, что он яснее, отчетливее других предсказал пришествие в мир Господа и действительно, как мы видим из этого изречения, святой пророк Исайя говорит о будущем как о настоящем, о грядущем как уже совершившимся, потому что он, своим пророческим вдохновенным взором, видел то, что произойдет через восемь веков. И, действительно, это совершилось. Это тот самый пророк, который говорил о том, что нарекут имя рожденному Эммануил, что значит «с нами Бог». Это он возвестил о том, что народ, сидящий во тьме, увидит свет великий, когда явится Господь на землю.

Святая Церковь, напоминая эти пророческие слова, говорит нам о том, что ветхозаветное человечество ожидало пришествия в мир Господа. Да и как можно было не ожидать, если вот такие ясные пророчества слышались из уст такого великого пророка как пророк Исайя, который, как мы видим, ясно указал на то, что произойдет в то время, которое определит Господь для Своего пришествия на землю.

Святой пророк не только говорит о том, что «родится младенец и Сын будет дан», но также говорит о том величии, в котором придет Господь на землю. Хотя этого величия не все заметят, не все поклонятся Господу как подобает, но тем не менее величество, как сказано: «Его величие на раменах Его», то владычество, которое присуще Господу. Святой Иоанн Златоуст, изъясняя вот это пророческое изречение святого пророка Исайи, говорит, что когда пророк сказал: «Великого Совета Ангел» явится, то это не означает, что Господь как бы преобразился в Ангела, нет - это указывает на то, что Сын Божий, как Единосущный Богу Отцу, Участник того предвечного Совета, в котором Господь определил Спасение рода человеческого. Он является Вестником того предвечного Совета, потому что слово «ангел» означает именно «вестник». Господь возвестил эту весть, которая прозвучала впервые на предвечном Совете, когда Господь сказал, что «семя жены сотрет главу змия». И, таким образом, Господь не только возвестил эту радостную весть, но и показал, что она осуществляется в связи с Его пришествием на землю. Далее пророк говорит «Чудный, Советник, крепкий Бог» — это указывает на Божественное достоинство Господа, Который, придя на землю, показал Свою власть над стихиями мира, Он изгонял бесов, совершал великие чудеса, исцеления от многих болезней людей, воскрешал мертвых Своею Силою Божественною и Сам Воскрес как Первоначальник воскрешаемых для будущей жизни. И далее пророк говорит о том, что Господь не только имеет Божественные силы, что является «Владыкой, Начальником мира» , но что Он является так же «Отцом будущего века» — это, по словам святого Иоанна Златоустого, указывает на то, что Господь является Владыкой неба и земли не только того, что касается настоящего, но и того, что относится и к вечности, тех вечных Благ, которые Господь уготовал для то, чтобы люди, уверовавшие в Него, получили, блага, уготованные тем, кто будет достоин такой милости.

И, конечно, дорогие братья и сестры, все эти пророческие слова напоминает нам святая Церковь для того, чтобы, в преддверии Рождества Христова, мы не занимались суетными делами, а занимались размышлением над тем, что возвещали в древности пророки: пророк Исайя и другие, пророчества которых мы слышали сегодня за Божественной Литургией, соединенной с предпразднественной вечерней.

И, таким образом, мы должны размышлять над тем, как «Дивен Бог во святых своих», которые прославляли Его в Ветхом Завете, которые предсказывали Его пришествие, как «Дивен Бог в делах Своих», которые Он совершал и в Ветхом Завете и в Новом Завете совершал множество чудес, о чем свидетельствует нам евангельское повествование, как «Чуден Господь в Своей Благости и Милости», которыми Он обогащает всех нас и за которые мы должны благодарить Господа.

Итак, дорогие братья и сестры, в преддверии праздника Рождества Христова, святая Церковь предлагает нам богатую, духовную сокровищницу, духовную пищу, которой мы должны питаться, размышляя, занимаясь богомыслием перед встречей праздника Рождества Христова, сопереживая вместе с теми, кто ожидал в древности пришествия Господа, радоваться о том, что, действительно, родился «Младо Чадо, Превечный Бог».

Аминь.

Сочельник . Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» – вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника проходит в полном неядении.

Традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом эта традиция не предписана.

6 января – Навечерие Рождества Христова, или , – последний день Рождественского поста, канун . В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову.

Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому возникает множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник.

Что значит поститься до первой звезды?

Как поститься в этот день болящим?

Обязательно ли посетить ночную литургию на Рождество и быть на службе в вечер Праздника?

Праздновать ли Рождество в семейном кругу?

Отвечает на эти вопросы протоиерей Александр Ильяшенко.

– Как правильно поститься в Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит «пост до первой звезды»? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия?

В сам день Сочельника пост строгий до первой звезды. Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.

Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день причащаются. Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо ». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.

Вкушение постной пищи дозволяется только один раз в день после окончания Великой вечерни, то есть примерно после часа дня, но до начала вечернего богослужения.

Те, кто причащаются на ночной литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти меру.

– Как поступить больным людям, которые не могут соблюдать пост?

Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей. Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь – это уже тяжелый пост и подвиг. И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел?!

– Как правило, верующие стараются встретить Рождество Христово на ночной праздничной литургии. Но во многих храмах служится еще и всенощная и литургия в обычное время – 5 вечера и утром. В связи с этим часто спрашивают, не грех ли молодому человеку, не немощному, без детей, пойти на службу не ночью, а утром?

Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и Пасху – особо торжественные службы по традиции совершаются ночью. А вот, например, на Афоне воскресные всенощные бдения служатся ночью. И все равно таких служб не так много, чуть более 60 за год. Церковь так устанавливает, учитывая человеческие возможности: число ночных бдений в году ограничено.

Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживания и восприятию Праздника.

– Закончилась праздничная литургия, начинается праздничное застолье. И здесь два вопроса нам задают. С кем праздновать Рождество?

– На Рождественской литургии многие причащаются. И люди испытывают некоторое смущение: ты только что причастился, в книгах святых отцов написано о том, что для удержания благодати нужно стараться оградить себя от разговоров, тем более смеха, и постараться провести время после причастия в молитве. А тут праздничное застолье, пусть даже и с братьями и сестрами во Христе. Люди боятся потерять молитвенный настрой.

Те правила, которые отцы – пустынники предлагали монашествующим, нельзя в полной мере переносить на мирскую жизнь, тем более нельзя переносить их на большие праздники. Речь идет о подвижниках – аскетах, особенно богато наделенных благодатными дарами Божиими. Для них внешняя часть второстепенна. Конечно, духовная жизнь стоит на первом месте и для мирян, но мы не можем здесь провести такую же четкую грань между духовным и земным.

Апостол Павел заповедовал нам «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа » (1Фес 5:16-18). Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.

Конечно, этот вопрос нужно рассматривать индивидуально. Если человек чувствует, что за шумным торжеством он теряет благодатный настрой, то, возможно, ему стоит сесть за стол ненадолго, уйти раньше, сохранив духовную радость.

– А не стоит ли здесь разграничить нам самим в себе два состояние – когда мы действительно боимся расплескать полученное в храме чувство, и когда своим отказом от участия в празднике мы можем огорчить ближних, и нередко отказываемся от совместной радости с немирным сердцем. Родственники смирились с тем, что их ревностный член семьи наотрез отказался встретить с ними новый год, казалось бы, пост закончился, человек должен бы «вернуться» к семье, разделить вместе радость праздника, а он опять хлопает дверь и говорит «Какое «посиди с нами», у меня праздник великий, такая благодать, потеряю с вами весь молитвенный настрой!».

Своему молитвенному состоянию в таком случае человек едва ли повредит, так как подобное поведение говорит о том, что человек в нем не пребывает. Состояние созерцания, молитвенности всегда связано с приливом духовной радости, благодати, которую Господь щедро изливает на своих рабов. А такое отношение к ближним больше похоже на ханжество и фарисейство.

– Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника – вечер праздника Рождества?

Это каждый должен решить для себя сам. После ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из-за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради Него человек делает.

Вечерняя служба в этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить.

Поздравляю вас с навечерием великого праздника Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Это удивительный праздник, и удивительный сегодня день, так же как удивительна бывает и Великая Суббота перед Пасхой. Праздник - это Рождество, праздник - это Пасха, а вот накануне такого праздника, когда нас уже охватывает радость, когда мы веселимся, радуемся в преддверии окончания поста, - а сегодня сугубый пост, - бывает радостное предпразднование, и смысл этого предпразднования заключается в том, чтобы осмыслить самый праздник, продумать его. И не случайно сегодня читалось много пророчеств о рождении Господа нашего Иисуса Христа, сегодня были соответствующие Евангельские чтения, часы сегодня были необычные, - все было сегодня необычно. И вот, учитывая это великое предпразднество, духовенство во время сегодняшнего богослужения оделось в праздничные рождественские ризы.

Суть Рождества заключается в том (я уже говорил это вчера), что родился Еммануил, «еже есть сказаемо: с нами Бог» (Мф.1:23 ). И вот - ощущение, что с нами Бог, что мы хотим, готовы жить по Его воле. «Ты веруешь <…> и бесы веруют, и трепещут <…> неосновательный человек» (Иак.2:19 ). А мы должны веровать в любви к Богу. И между верой сатанистов - о которых сейчас не хочется упоминать - и верой сияющего, светящегося Серафима Саровского и других имеется огромнейшая дистанция. И вот как светлость праздника, как светлость нашего духовного состояния в этот день, и священник надевает белые и светящиеся одежды. Так вот давайте, чтобы не только ризы духовенства были светлыми, но чтобы и души наши в этот Божественный праздник были светлыми.

Праздник этот имеет еще одну удивительную особенность: апостолы его не праздновали, и первохристиане в первые века Рождество тоже не праздновали. Почему? Апостолы праздновали те события, в которых они принимали личное участие, которые они лично пережили. А на Рождестве-то их не было. У них не было потребности вспоминать Рождество. И был праздник испокон веков - праздник Богоявления, посвященный тому, что Бог явился в мир, явился для того, чтобы обожествить и поднять до неба человека, обновить, восстановить падший образ Адама. И лишь в IV в. и даже в начале V в., в значительной степени по стараниям Иоанна Златоустого, по его проповеди, возникло празднование Рождества Христова, но оно было как бы подспудно, оно праздновалось в дни Богоявления, совместно с Крещением. А Крещение Христово апостолы знали, учениками Крестителя Господня Иоанна были и апостол Андрей, и апостол Иоанн Богослов. Это они знали, это они пережили, это им было необходимо переживать вновь и вновь. Но уже в III в. свт. Григорий Богослов в своем чудесном слове на Богоявление говорил о Рождестве Христовом; он говорил о смысле Рождества, и частично его мысли я вам передавал сегодня и вчера. А в средние века этот праздник, как писал один из немецких богословов середины нашего века, поднялся на пик, стал вершиной христианских праздников.

Очень любопытно сравнить отношение к Рождеству и к Пасхе у православных и у лютеран, западных исповедников Христа.

Для нас праздник праздников - победа Христа над смертью, Его искупление. Сущность нашей веры заключается в Пасхе, в воскресении Христовом. «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1Кор.15:17 ). А вот у лютеран и у других протестантов Пасха проходит бледно; у них центральным, высшим праздником является Рождество. С одной стороны, его празднуют очень по-мещански, как семейный праздник: частично это к нам перешло. А с другой стороны - и это, вероятно, главное - они к нему подходят рационалистично. Им понятно рождение, им понятно, что явился Человек, Личность, Который начал учить, проповедовать, но вот Воскресение Христа, преображение человека через Воскресение Христово - это им оказывается в меньшей степени доступно. Известно, что отрицание Воскресения - это ересь. Вот поэтому соотношение значения наших православных праздников с религиозным ощущением и миропониманием протестантов оказывается разным.

Но, хваля Пасху, называя ее Праздником праздников, мы не умаляем Рождества, ибо если бы не было Рождества Господня, не было бы и крестной смерти Христа, не было бы и нашего спасения и не было бы сияющей и всепобеждающей Пасхи.

Давайте сегодня радоваться, что мы дожили до дней Рождества Господа нашего Иисуса Христа. И мне бывает немножко горько и обидно - у нас имеется чудный обычай: когда мы встречаемся друг с другом на Пасху, мы говорим: «Христос воскресе!» А почему мы не приветствуем друг друга особо на Рождество?

Христос родился! Воистину родился Христос-Еммануил! С нами Бог!

Храни вас всех Господь Бог!

пр.иерей Глеб Каледа

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие отцы, братья и сестры, вот мы уже с вами стоим на пороге Рождества Христова.

Святая Церковь словно подвела нас к Вифлеемскому вертепу, куда мы с трепетом стремимся войти, чтобы созерцать ту тайну Боговоплощения Христова, то непостижимое и страшное умаление Божества. Бог, будучи Невещественным, Бестелесным, Всесовершенным и Всесвятым Духом, обретает человеческую плоть. Ни ту плоть, которую имел Адам при сотворении, но которую он приобрёл после грехопадения, — ту дебелую, немощную человеческую плоть. Чтобы соделавшись Человеком, как говорят святые Отцы — Василий Великий, Григорий Нисский — человека сделать Богом.

Нам дана такая счастливая возможность — веровать во Христа, знать Христа Спасителя. Но эта и возможность, и великая ответственность для нас. Это не только радость Богообщения, но и ответственность за каждый прожитый день, миг, за каждое сказанное слово...

И сегодня мы с вами предстоим перед этими Яслями Христа Спасителя, которые одновременно и Крест Его, полагающийся Христу, словно уже предобразуя в этом умалении, кормушке, древе — уже Древо Креста, на котором пригвождается дабы искупить род человеческий, и одновременно полагается словно во Гроб Он, Снятый со Креста, чтобы явить нам живоносную силу Своего Воскресения. И уже сейчас эта сила сияет во всём своём величии, просвещая души, сердца и умы человеческие.

Одновременно в этих Яслях есть многие другие прообразы. Но нам с вами дано не только созерцать прообразы, но словно осязать Самого Христа. Потому что мы, являясь членами Тела Христова, Тела Церкви Его, имеем возможность приобщаться Его Плоти и Крови, принимая в себя Самого Бога Христа Спасителя. Эта тайна даже не постижима для ангелов: а нам с вами такая возможность дана.

Сейчас, в преддверии Рождества Христова, когда Христос хочет сказать нам что-то сокровенное, нечто непостижимо главное, о том, что Он возлюбил этот мир, возлюбил до конца (по Ин. 13:1), что Он не боится этого умаления, не боится Божественного риска, на который Он идёт, становясь беззащитным малым Младенцем. А любая мать знает, на сколько беспомощен младенец, как маленький комочек, плачущий, зависящий всецело от своих родителей, от их попечения и покровительства; и все связи младенца с миром для любого ребёнка осуществляются через родителей; и пищу, и кров, и тепло — всё это дают нам наши родители, если они у нас есть.

Но Христос идёт на этот риск, совершает эту тайну для того, чтобы убедить человека в том, что Он желает нашего спасения. И в этой Его зависимости одновременно явлена Его непостижимая любовь. Не случайно Он становится Этим Младенцем, Которого Ирод ищет умертвить с первых же дней (см. Мф. 2:1-3). Не успевает родиться Христос, как у Него уже появляются злейшие враги.

И это образ христианской души. Как только мы рождаемся в Вечную Жизнь и становимся сопричастниками Тела Христова, вставая в воинство Христово, выходя на брань против мiродежителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (по Еф. 6:12), мы сразу же приобретаем множество врагов. Желая того или нет. Если мы истинно стараемся быть последователями Христа Спасителя, то эта брань неизбежна, злоба демонская неизбежна против нас с вами.

Но мы не будем безоружны, не будем беспомощны, беспечны и наивны, потому что нам дана сила Христа Спасителя: Его мужеством, Его смирением, Его кротостью, Его непостижимой любовью и облекается наша душа во всеоружие Божие, способное выступить на эту брань.

Поэтому в этот день, в преддверии Христова Рождества, предстоя уже пред Его вертепом и приникая к Его Яслям, не только поразимся и умилимся этим видом чудного Богомладенца Христа, но в этом прообразе увидим Его мужество, Его, как великого Мужа, силу и смирение, Который выходит на эту брань с силами зла, с силой преисподней, чтоб явиться Победителем ради любви к человечеству и ради спасения людей.

И в этих Яслях мы видим преддверие нашего спасения, возможность нашего спасения, которую дарует нам Христос в своём Рождестве, дарует возможность обновления и причастия в Жизнь Вечную в Нём, в нашем Божественном Спасителе и Искупителе, Рождшимся ныне в Вифлееме. Аминь. Спаси Вас, Господи!

Иеромонах Назарий (Рыпин)