Диагностика развития речи старший возраст. Методика развития речи детей дошкольного возраста

Выявление уровня речевого развития происходит посредством диагностического обследования дошкольников.

Диагностика речевого развития детей 2-4 лет.

Формирование словаря.

Для проведения диагностического обследования младших дошкольников и выявления их уровня речевого развития необходим иллюстративный материал: тематические предметные и сюжетные картинки. Детей необходимо заинтересовать, а потому все задания предлагаются в игровой форме.

Дошкольники должны ориентироваться в следующих лексических темах: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «Предметы личной гигиены», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Насекомые», «Человек. Части тела».

Для закрепления имён существительных можно предложить варианты заданий.

  • Вариант. 1. В таблице разные предметные картинки взрослый показывает любое изображение, а ребёнок должен сказать, что это.
  • Вариант 2. Взрослый называет предмет, а ребёнок должен найти его изображение.
  • Вариант 3. Взрослый предлагает выбрать все картинке по заданной тематике. Например, «Покажи игрушки». «Собери овощи». «Где домашние животные?».

Использование глаголов в речи можно проверить, предложив дошкольнику этого возраста сюжетные картинки, с изображением трудовых действий, способов передвижения, эмоциональных состояний людей. Ребёнок рассматривая картинку, должен отвечать на предложенные вопросы. Например, «Как передвигается червяк? Бабочка?» и т.д.

Прилагательные. Взрослый показывает или изображение, или какой-то предмет и просит определить его цвет, размер, какой на вкус. Например, лимон (жёлтый, кислый).

Для дошкольников 3-4 лет предложить игру «Скажи наоборот». Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает:

  • Слон большой, а мышь …. (маленькая).
  • У мамы волосы длинные, а у папы …. (короткие).
  • Волк смелый, а заяц … (трусливый).

Для проверки наречий (высоко-низко, далеко-близко, тепло-холодно) также понадобятся сюжетные картинки.

Грамматический строй речи

Чтобы проверить умения детей ставить существительные в форму множественного числа, ему предлагается рассмотреть парные предметные картинки (стул-стулья, тарелка – тарелки и т.д.) и ответить «Что изображено на одной картинке? (один предмет) на другой? (несколько предметов).

Проверка сформированности умений образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных происходит при помощи предметных картинок. Ребёнку можно предложить назвать изображённые предметы ласково, например, кукла – куколка, стол — столик, яблоко – яблочко и т.д.

Умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами лучше при помощи сюжетных картинок или игрушек и наводящих вопросов. Например, кукла спит, а куклы? Мяч лежит, а мячи?

Употребление глаголов в разном времени можно закрепить с помощью вопросов типа, «Что делаешь сейчас? Чем занималась вчера мама? Что ты будешь делать завтра?»

Правильное использование предлогов также проверяется с помощью вопросов по сюжетным картинкам или расположению предметов в пространстве. Например, перед малышом стоит коробка, в ней лежит красный кубик, а на нём зелёный, перед коробкой сидит кукла, за ней – матрёшка. Ребёнку можно задать вопросы: «Где находится кукла? Кубики? Зелёный кубик? Красный? и т.д.

Звуковая культура речи

Это чёткое произношение всех звуков. Ошибки взрослый может услышать в повседневной речи дошкольников. Также можно попросить ребёнка повторить за родителем слова для проверки какого-то конкретного звука, например, твёрдый и мягкий звук «м» — мышь, мяч, Маша, мишка.

Связная речь

Дошкольники должны уметь:

  • внятно выражать свою мысль;
  • рассказывать знакомую сказку, событие из своей жизни (Как провёл выходные? Что понравилось в цирке? и т.п.;
  • составлять небольшой описательный рассказ об игрушке с помощью наводящих вопросов и по сюжетной картинке «Кукла обедает», «Мальчик играет в игрушки».

В таблице приведены примерные требования к рассказыванию знакомой сказки (для высокого уровня речевого развития младших дошкольников).

Диагностика речевого развития детей 4 – 5 лет

Формирование словаря

Дошкольники этого возраста должны иметь элементарные знания по лексическим темам: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «инструменты, бытовая техника», «Предметы личной гигиены», «Деревья и кустарники», «Ягоды», «Цветы», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Зимующие и перелётные птицы», «Насекомые», «Человек. Части тела», «Профессии». Для их закрепления используются игры:

  • «Узнай по описанию»: взрослый загадывает какой-то предмет и называет его характеристики, ребёнок должен отгадать задуманное, например, жёлтый, овальный, кислый (лимон), зелёный, круглый, сладкий, большой (арбуз);
  • «Кто у кого?» — в таблице два окошка, в одном изображение взрослого животного, во второе – ребёнок должен положить изображение детёныша, у зайчихи кто? (зайчата), У волчицы? У курицы и т.д.
  • «Назови ласково» — лиса – лисичка, утка – уточка, воробей – воробышек и т.д.
  • «Один-много» — один лимон – много лимонов; один мяч – много мячей, одна берёза – много берёз и т.д.
  • «Мяч давай, части тела называй» или «Мяч бросай, мебель быстро называй». Взрослый говорит обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Тот, возвращая мяч, должен перечислить соответствующие слова. Игра будет интересней, если участие будут принимать несколько детей.

Для выявления понимания дошкольником назначения предметов используется игра «Что для чего?»:

  • Чем рисует художник?
  • С помощью чего пришивают пуговицу?
  • Какой предмет понадобиться для игры в футбол?
  • В какой посуде готовят первые блюда? И т.д.

Диагностика грамматического строя речи проводится с помощью аналогичных заданий, что и при обследовании дошкольников 3 лет.

Для проверки употребления предлогов можно предложить такое задание. В карточке-таблице разложить геометрические фигуры по заданию, например, квадрат над треугольником, круг под треугольником, овал на квадрат.

Звуковая культура речи

В этом возрасте дошкольники должны произносить чётко все звуки. В звуковой таблице отмечаются красным цветом гласные звуки, синим – твёрдые согласные, зелёным – мягкие согласные.

Для выявления развития умений детей этого возраста дифференцировать слова, близкие по звучанию предлагается назвать изображения на картинках или повторить за взрослым: точка – дочка, коза – коса, жар – шар, уточка – удочка и т.д.

Проверить умение слышать определённый звук из звукового ряда можно следующим образом. Родитель произносит несколько звуков «т, п, а, л, и, д, и», ребёнку нужно хлопнуть тогда, когда услышит, например, звук «и».

С помощью игры «Эхо» проверяется слуховое внимание. Взрослый произносит слоги и просит их повторить: пи-би; да-та; зо-со; жа-ша.

Связная речь

Для этого возраста важно уметь:

  • придумывать простые предложения из 3-4 слов;
  • составлять рассказы по картине, серии картин, из личного опыта объёмом до 5 предложений;
  • пересказывать тексты объёмом 3-5 предложений;
  • выразительно читать стихи.

Для продуктивного речевого развития полезно использовать наглядные пособия, разработанные самостоятельно. Так, чтобы ребёнок быстрее запоминал стихи, их можно представить в таблице, например:

Диагностика речевого развития детей 5–6 лет

Формирование словаря

Лексические темы дополняются «Праздники», «Музыкальные инструменты», «Животные севера и юга». Используются игры, что и при обследовании дошкольников 4-5 лет.

Понимание ребёнком смысловой стороны слова можно проверить, предложив ребёнку придумать окончание предложений:

  • Осенью часто идёт моросящий…
  • Весной с юга возвращаются перелётные…
  • Символ России – белоствольная…

Грамматический строй речи

Развитие слухового внимания проверяется при помощи следующего задания. Взрослый называет слова, а ребёнку нужно хлопнуть, когда услышит звук «ш», в словах домик, волчок, шапка, кора, лиса, шишка, ручка, машина.

Звуковая культура речи

Взрослый называет слова, ребёнок определяет, на какой слог падает ударение и сколько слогов: удочка, машина, клубок, коробка, лошадь.

Игра «Найди звук» — ребёнок должен определить положение заданного звука в слове, например, звука «с» — сова, роса, сор, рысь, коса.

Игра «Твёрдый-мягкий» — ребёнку нужно определить, в какой позиции находится заданный звук. Новый звук отмечается в звуковой таблице цветовым сигналом.

Определять количество звуков и букв в слове.

Связная речь

Дошкольники этого возраста должны уметь:

  • составлять простые и сложные предложения. Например, из заданных слов: с гор, весна, ручьи, наступила, побежали.
  • из предложенных словосочетаний образовывать новые: платье из шерсти – шерстяное платье, деревянные ящик – ящик из дерева, яблоко покраснело – покрасневшее яблоко и т.д.
  • составлять рассказы по картинке, серии картинок, из личного опыта (5-6 предложений);
  • пересказывать текст в объёме до 5 предложений;
  • знать и объяснять значение пословиц и поговорок;
  • выразительно читать стихи, загадки.

Диагностика речевого развития детей 6-7 лет

Формирование словаря

Лексические темы те же. Дидактически игры также используются аналогичные, что и при обследовании детей шестилетнего возраста. Можно использовать дополнительные задания:

«Часть – целое» — ребёнку нужно назвать части или детали целого. Например, лицо (глаза, рот, нос, лоб, щёки, подбородок, брови), чайник (носик, ручка, дно, крышка) и т.д.

«Назови одним словом»: грач, журавль, аист – это, пальто, куртка, плащ – это, кресло, кровать, диван – это и т.д.

«Профессии»:

  • Кто водит автомобиль?
  • Кто разносит почту?
  • Кто тушит пожар?
  • Кто лечит людей? И т.д.

Для выявления у детей уровня использования в речи прилагательных предлагаются такие варианты заданий:

Ребёнку предлагаются предметы или предметные картинки, ему нужно назвать их признаки: Мяч какой? Груша какая? Кресло какое? Цветы какие?

Дошкольник этого возраста должен образовать прилагательные от существительных: стол из дерева какой? (деревянный), Стакан из стекла какой? (стеклянный), Котлеты из курицы какие? (куриные), Платье из шёлка какое? (шёлковое) и т.д.

Употребление антонимов: чистый – (грязный), добрый – (злой), толстый – (тонкий), весёлый – (грустный), тепло – (холодно), далеко – (близко), друг – (враг) и т.д.

Глаголы. «Кто как передвигается?» птица – (летает), змея – (ползает), человек – (ходит, бегает);

«Кто что делает?» повар – (готовит), врач – (лечит), художник – (рисует).

Грамматический строй речи

Образование существительных во множественном числе в именительном и родительном падежах: кукла – куклы – кукол, яблоко – яблоки – яблок и т.д.

«Назови ласково»: воробей – (воробышек), стол – (столик), диван – (диванчик), цветок – (цветочек) и т.д.

Сочетание существительных с числительными: карандаш – (2 карандаша, 7 карандашей), яблоко – (2 яблока, 5 яблок), матрёшка – (2 матрёшки, 6 матрёшек) и т.д.

Образование глаголов с помощью приставок: лететь – (улететь, долететь, слететь, подлететь, влететь, полететь) и т.д.

Результаты в таблице

Диагностика предполагает конечный результат, я именно, выявление уровня развития: + высокий – все задания выполняются самостоятельно, правильно; — + средний — большая часть выполнена правильно или все с подсказками; — низкий — большая часть не выполнена. В таблице можно отражать все компоненты речи по всем ступеням возраста дошкольников.

Звуковая культура речи

Дошкольник должен чётко произносить все звуки. Ребёнок либо произносит слова на заданный звук, либо повторяет предложения, например, Шла Саша по шоссе и сосала сушку; Зина закрыла замок; Рома рад Рите.

Ребёнку предлагаются задания на звуковой анализ слова:

  • выделить ударный гласный: удочка, пачка, игра.
  • назвать первый и последний согласный: дочка, сом, ком, лимон, стол.
  • выбрать картинки с изображением предметов, в которых встречается звук «Н»: рыба, нож, лопата, носки, стакан, шарф.
  • определить количество слогов в слове: комар, улитка, совок, армия, рубашка.
  • назвать звук, с которого начинается слово на картинке, в таблице, приведённой ниже. В пустую ячейку ребёнок должен положить соответствующую цветную карточку. (красная – гласный, синяя – твёрдый согласный, зелёная – мягкий согласный)

Ребёнок должен произнести слоги, которые можно представить в таблице:

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие /.- Красное: МДОУ «Детский сад «Колосок» с. Красное»,2010.-76с.

Пособие содержит краткое описание речи детей дошкольного возраста, а также диагностические методики по обследованию разных сторон речи детей дошкольного возраста, рекомендованные, ; , Гризик адресовано воспитателям ДОУ, студентам педагогических колледжей , родителям, заинтересованным в высоком речевом развитии детей.

Введение………………………………………………………………………….2

1.Характеристика речи детей……………………………………………………3

2.Методика обследования словаря детей………………………………….........4

3 Методика обследования звуковой культуры речи ………………………....31

4. Методика обследования грамматического строя речи…………………….49

5.Методика обследования связной речи………………………………………67

Список литературы……………………………………………………………...72

Введение

Речь - одна из основных линий развития ребенка . Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи малыш познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. Нормальное речевое развитие необходимо ребенку для успешного обучения в школе.

Речь развивается стремительными темпами, и в норме уже к 5 годам правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с окружающими людьми. В дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребенок постигает звуковое строение слова, знакомится с синонимами и антонимами , со словесным составом предложения и т. д. Он способен понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога), стремится освоить правила ведения диалога. Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у детей произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом). В дошкольном возрасте наряду с определенными достижениями очевидными становятся упущения и недостатки в речевом развитии ребенка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формировании личности целом.


Цель обследования – определить исходный уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом на начало учебного года; определить результативность работы по речевому развитию за предыдущий год (динамика речевого развития за год).

1. Характеристика речи детей дошкольного возраста

Младший возраст

При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к четырем годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной структуры речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи .

Превалирующее место в детском словаре занимают глаголы и имена существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действие и состояние. У ребенка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими форма ми: появляется множественное число , винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глагола, повелительное наклонение; развиваются сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных, в речи отражаются причинные, целевые, условные и другие связи, выраженные через союзы. Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подводятся к составлению связных высказываний описательного и повествовательного типа. Однако в речи многих детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности.

В этом возрасте дошкольники могут неверно произносить (или совсем не произносить) шипящие (ш, ж, ч, щ ), сонорные (р, рь, л, ль) звуки. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа как над развитием артикуляционного аппарата ребенка, так и над, развитием таких элементов звуковой культуры, как теми, дикция, сила голоса.

Овладение основными грамматическими формами также имеет свои особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. В процессе построения простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложения. Очень ярко выступает и проблема речевых новообразований, которые порождаются словообразовательной системой родного языка. Стремление к созданию новых слов диктуется ребенку творческим освоением богатств родного языка. Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалогической речи, однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребенка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение.

Средний дошкольный возраст

Главное направление развития речи на пятом году жизни - это освоение связной монологической речи. Происходят заметные изменения и в освоении способов словообразования , начинается взрыв словотворчества. Дети получают начальное представление о слове как звуковом процессе (оно звучит, состоит из звуков, звуки произносятся друг за другом, последовательно). У детей этого возраста очень велико тяготение к рифме. Они подбирают слова, порой лишенные всякого смысла. Но само это занятие далеко не бессмысленное: оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию.


Ребенок научается правильно понимать и употреблять термины слово, звучит, звук, вслушиваться в звучащее слово, самостоятельно находить слова разные и сходные по звучанию, определять последовательность звучания звуков в слове, выделять определенные звуки. Это период ознакомления детей со словом - его смысловой стороной (оно имеет смысл, обозначает какой-то предмет, явление, действие, качество). Активный словарь ребенка обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки (Мяч - это игрушка: в него играют). Они начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова (имена существительные с собирательным значением).

Это период практического усвоения правил употребления грамматических средств. Речь детей изобилует грамматическими ошибками, неологизмами («детскими» словами типа «машинский», «откнопил», «ползук»).Дети овладевают морфологическими средствами языка (согласование слов в роде, числе, падеже чередование согласных в основах глаголов и имен существительных). Ребенок подводится к пониманию многозначности отдельных грамматических форм. Он усваивает способы словообразовании существительных с суффиксами эмоционально - экспрессивной оценки, с суффиксами, означающими детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками, степеней сравнения прилагательных.

Дети осваивают умение строить разные типы высказывания - описание и повествование. При составлении рассказов совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы ребенку пятого года жизни для развития связной речи. Речевая активность возрастает и В СВЯЗИ с тем, что это возраст «почемучек». Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки и в освоении грамматических правил речи (согласование имен существительных и имен прилагательных в роде и числе, употребление родительного падежа множественного числа). Речь детей от четырех до пяти лет отличается подвижностью и неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако точное употребление слова вызывает у многих детей затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не владеют умением связывать между собой предложения и части высказывания. Эта характеристика приблизительна. Уровни речевого развития детей одного возраста бывают очень различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Во-первых, к этому времени большинство детей усваивает слово - и звукопроизношение. Во-вторых, ребенок овладевает связной речью и начинает строить самостоятельное высказывание, состоящее на первых порах лишь из нескольких предложений. Уровень речевого развития детей пятого года жизни можно выявлять по методике, разработанной для младшей группы. Однако добавляются и усложняются некоторые задания.

Старший дошкольный возраст

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком), увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов.

Таким образом, развитие словаря характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений одного и того же слова (многозначного). Движение в этом плане чрезвычайно важно, поскольку связано со все более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей – усвоение грамматической системы языка. Возрастает удивительный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное усвоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). В процессе освоения связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая их структуру (начало, середина, конец).


Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических форм. И конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит, к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

Основные недостатки в развитии связной речи – это неумение построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середина, конец), соединять части высказывания.

Речевые задачи по отношению к детям старшего дошкольного возраста включают в те разделы, что и в предыдущих возрастах, однако усложняется каждая задача как по содержанию, так и по методике обучения.

Методика выявления отдельных сторон речевого развития детей. В разделе рассматриваются отдельные методики, выявляющие особенности владения ребенком лексикой, грамматикой, фонетикой родного языка.

Уровни владения речевыми умениями и навыками, по разным сторонам речевого развития

Младший возраст г.)

К концу года дети могут:

Грамматика

1) образовывать наименование животных и их детенышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (кот - кошка - котенок - котик - котята);

2) согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе (пушистый котенок, маленькая кошечка);

3) составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым.

Фонетика

1) произносить звуки родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах;

2) отчетливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и регулировать силу голоса и темп речи.

Связная речь

1) отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым

2) воспроизводить текст хорошо знакомой сказки;

3) составлять рассказ из личного опыта ребенка;

4) пользоваться словами, обозначающими речевой этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте).

Средний возраст (4 – 5л)

К концу года дети могут:

1) Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;

2) понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);

3) подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;

4) сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.

Грамматика

1) Соотносить названия животных и их детенышей (лиса - лисенок, корова - теленок);

2) употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши);

3) правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик);

4) составлять предложения разных типов.

Фонетика

1) Правильно произносить звуки родного языка;

2) находить слова, сходные и различные по звучанию;

3) правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.

Связная речь

1) пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;

2) составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;

3) описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;


4) пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.

Старший возраст (5-6 л)

К концу года дети могут:

1) активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;

2) подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;

3) понимать и употреблять разные значения многозначных слов;

Грамматика

1) Образовывать название детенышей животных {лиса - лисенок, корова - теленок); подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе;

2) образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься! Потанцуй! искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);

3) строить сложные предложения разных типов.

Фонетика

1) Дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ л-р различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие;

3) подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.

Связная речь

1) В пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей;

2) составлять описание, повествование или рассуждение;

3) развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.

2.Методика обследования словаря детей

Методика обследования по (Стребелевой )

Средний возраст(4-5 л.)

1.Методика «Покажи картинку».

Цель: диагностика понимания ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.

О6рудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы.

Ход обследования: перед ребенком раскладывают картинки, при этом речевая инструкция не соответствует последовательности разложенных картинок. Ребенок должен выбрать картинку среди других ориентируясь на следующие словесные инструкции: Покажи, что люди надевают на голову, когда идут на улицу. - «Что люди надевают на руки зимой?» - «Чем пришивают пуговицу?» - «Что нужно людям, чтобы лучше видеть?» - «Чем режут бумагу?» - «Что нужно взять на улицу, если идет дождь?» Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с иней, возможность называть предметы, изображенные на картине.

2.Методика «Назови, что покажу».

Оборудование: картинки с изображением предметов, встречающихся в жизни ребенка: яблоко, чашка, кошка, машина, морковь, пальто, часы, конфеты; груша, кастрюля, корова, корабль, лук, шарф, лиса, реши, яйцо, халат, диван, слон, слива, черепаха, аквариум, памятник. Картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: читает, катается, кормит.

Ход обследования: взрослый последовательно предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением различных предметов действий и назвать их. В случаях затруднения взрослый просит показать определенную картинку, а затем ее назвать.

3.Методика «Будь внимательным».


Цель: проверка предметного и глагольного словаря.

Оборудование: картинки с изображением предметов, встречающихся в жизни ребенка: яблоко, чашка, кошка, машина, морковь, пальто, часы, конфеты, груша, кастрюля, корова, корабль, шарф, лиса, репа, яйцо, халат, диван, слон, слива, черепаха, аквариум. Картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: читает, катает, кормит.

Ход обследования: взрослый последовательно предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением различных предметов действий и назвать их.

В случаях затруднения взрослый просит показать определенную картинку, затем ее назвать.

4. Методика «Назови одним словом».

Цель: проверка умения обобщить одним словом предметы и изображения на картинках, сгруппированные по функциональному признаку. игрушки - машинка, зайка, мишка, пирамидка, матрешка, картинки с изображением нескольких предметов: одежда и овощи.

Ход обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением одежды и овощей, а также игрушки и назвать их одним словом.

5.Методика «Скажи наоборот».

Цель: диагностика умения употреблять слова, обозначающие признаки предметов.

Оборудование: картинки с изображением предметов, имеющих противоположные признаки: здоровая-больная; чистые - грязные, белый-черный; толстая-тонкая; высокий-низкий.

Ход обследования: ребенку предлагают поиграть, подобрав слова-признаки с противоположным значением. Например: «У одного мальчика чистые руки, а у другого - какие?»

5.Методика «Назови ласково»

Цель: диагностика сформированности умения образовывать имена существительнные с уменньшительно-ласкательным суффиксом.

Оборудование: картинки с изображением большого и маленького предметов: цветок - цветочек, шапка - шапочка, кольцо - колечко, скамейка - скамеечка.

Ход обследования: ребенку предлагают рассмотреть и назвать картинки с изображением большого в маленького предметов.

Старший возраст.(5-6 л.)

Выявление овладения словарем (точность словоупотребления, использование разных частей речи).

1.Методика «Назови, что это?»

Цель: выявление овладения обобщающими словами.

Оборудование: картинки с изображением: одежды, фруктов, мебели.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку рассмотреть ряд картинок и назвать их одним словом (одежда, мебель). Затем взрослый просит ребенка перечислить цветы, птиц и животных. Далее ребенку предлагают отгадать предмет по описанию: «Круглое, гладкое, сочное, сладкое, фрукт» (яблоко). Оранжевая, длинная, сладкая, растет на грядке, овощ (морковь); зеленый, длинный, вкусный он соленый, вкусный он сырой, кто же он такой? (огурец); красный, круглый, сочный, мягкий, вкусный, овощ (помидор).

2.Методика «Кто как двигается?»

Оборудование: картинки с изображением рыбы, птицы, лошади, собаки, кошки, лягушки, бабочки, змеи.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку ответить на Вопросы: Рыба.,. (плавает) Птица.,. (летает). Лошадь..(скачет). Собака... (бегает) Кошка.. .(крадется, бегает). Лягушка (как двигается?) - прыгает. Бабочка. ..(летает).


3.Методика «Назови животного и его детеныша».

Цель: выявление уровня сформированности словарного запаса.

Оборудование: картинки с изображением домашних и диких животных и их детенышей.

Ход обследования: ребенку показывают картинку с изображением одного из животных и предлагают назвать его и его детеныша. В случаях затруднения взрослый берет картинки и помогает ребенку ответить: «Это кошка, а у нее детёныш - котенок. А это собака, как называется ее детеныш?»

4.Методика «Подбери слово».

Цель: выявление умения подбирать слова, обозначающие качество действия.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать словосочетание и подобрать к нему нужное слово. Например: «Конь бежит. Как? Быстро». Предлагаются следующие словосочетания: ветер дует... (сильно); собака лает... (громко); лодка плывет... (медленно); девочка шепчет... (тихо).

Старший возраст (6-7 л)

1.Методика «Объясни действия».

Цель: выявление понимания смысловых оттенков значений глаголов, образованных аффиксальным способом (при помощи приставок, которые придают словам различные оттенки).

Ход обследования: ребенку предлагается выслушать слова и объяснить значения слов:

бежать-подбежать-выбежать;

писать-подписать-переписать;

играть-выиграть-проиграть;

смеяться-засмеяться-высмеять;

шел-отошел-вошел.

2.Методика «Подбери слово»

Цель: выявление понимания оттенков значений синонимов - прилагательных.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку подобрать слова, близкие по значению к названному слову (прилагательному), Например:умный - рассудительный.; слабый - робкий -. старый.

3.Методика «Объясни»

Цель: выявление понимания переносного значения прилагательных.

Ход обследования: ребенку предлагают объяснить следующие словосочетания: злая зима; золотые руки; золотые волосы; колючий ветер; легкий ветерок.

Методика обследования (по Ушаковой, Струниной)

Младший возраст(3-4 л.)

Цель: диагностика сформированности словаря детей.

Задание 1. Кукла.

Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.

1. Как зовут куклу? Придумай ей имя.

1) Ребенок называет имя в предложении (Я хочу назвать ее Марина);

2) дает имя (одним словом);

3) не дает имя (повторяет слово кукла).

2. Скажи, какая Марина?

1) Называет два слова и более (красивая, нарядная);

2) называет одно слово (хорошая);

3) не называет качеств, признаков (повторяет слово кукла).

3. Что на ней (Марине) надето?

1) Самостоятельно называет более двух предметов одежды (в зеленом платье, белых носочках);

2) с помощью вопросов педагога: «Что это? Покажи...» (Это - носочки, это - платье);

3) показывает предметы одежды, но не называет.

4. Как назвать одним словом? (Педагог называет: «Платье, носки - это...?»)

1) Ребенок называет обобщающие слова (одежда, вещи);

2) называет другие виды одежды (трусики, колготки, кофта...);

3) повторяет слова, которые назвал педагог (платье, носочки).

5. Какая одежда надета на тебе?

1) Называет более двух слов (рубашка, майка, брюки);

2) называет два предмета одежды (сарафан, майка);

3) называет только одно слово (платье) или перечисляет обувь (тапочки, туфли).

6. Что делает Марина? (Педагог выполняет действия: кукла садится, встает, поднимает руку, машет ею.)

1) Ребенок называет все действия;

2) называет два действия (встала, подняла руку);

3) называет одно слово - действие (стоит или сидит).

7 . Что можно делать с куклой?

1) Называет более двух слов (укладывать спать, качать ее, играть);

2) называет два действия (катать в коляске, кормить куклу);

3) называет одно слово (играть).

Задание 2. Мяч.

1 . Какой мяч (дать в руки ребенка)?

1) Называет два признака и более (круглый, резиновый);

2) называет одно слово;

3) не называет качеств, говорит другое слово (играть).

2 . Что с ним можно делать?

    Критерии связной речи. Требования к рассказам дошкольников.

    Цель и задачи обследования уровня связной речи детей.

    Методика диагностики уровня связной речи детей.

1. Критерии детских рассказов, разработанные О.С. Ушаковой, помогают проанализировать и оценить качество и уровень развития связной речи дошкольников. К ним относятся:

    логическая последовательность (логический переход от одной части рассказа к другой, умение начать и правильно закончить рассказ без лишних вставок и повторений, пропусков существенных эпизодов);

    грамматическая правильность речи (правильное построение предложений, связь предложений между собой, т.е. грамотное оформление высказывания);

    точность речи (умение передать мысль в соответствии с излагаемым текстом);

    богатство языковых средств (использование в речи разнообразных лексических средств).

При обследовании связной речи выявляется умение детей составлять разные виды рассказов, в каждом из них проверяются следующие умения:

1) при пересказе литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику героев;

2) в описании (по картинке, по игрушке) отражать основные признаки и части предмета, называть его функции, назначение;

3) в повествовательном рассказе последовательно передавать развитие сюжета, использовать косвенную речь при передаче диалога героев;

4) составлять рассказ-рассуждение на основе проблемной ситуации, перечислять основные факты, события, делать соответствующие умозаключения, выводы.

Во всех видах рассказов важно отметить умение детей соединять части высказывания разными типами связей.

2. Особенность обследования связной речи состоит в том, что по результатам диагностики навыков связной речи можно судить об остальных направлениях речевого развития детей: развитие словаря, формирование грамматического строя речи, звуковой культуры речи.

Обследование проводят в форме индивидуальной беседы (не более 15 минут) с каждым ребенком. При правильных ответах следует поддержать, одобрить ребенка, при неправильных – не исправлять ребенка, но в протоколах отметить невыполнение. Кроме целенаправленной беседы для достоверности выводов по диагностике воспитатель должен пользоваться данными педагогических наблюдений за ребенком в процессе его общения со взрослыми и сверстниками. На основании результатов диагностики выделяют четыре уровня развития связной речи.

Высокий уровень . Ребенок может поддержать разговор на знакомую тему, самостоятельно пересказать хорошо знакомое художественное произведение, без помощи взрослого составить рассказ на наглядной основе (по предмету, по картине), рассказать о событиях из личного опыта. У ребенка достаточный запас слов, редко встречаются неточности и повторы в употреблении лексических средств, наблюдается владение способами согласования и образования слов, грамматические ошибки допускаются в отдельных, сложных словоформах. Ребенок правильно произносит все звуки языка, владеет навыками интонационной выразительности речи.

Достаточный уровень . Ребенок испытывает некоторые трудности при подборе нужного слова, при переходе от одной части рассказа к другой. Ребенок допускает грамматические ошибки в согласовании слов и построении сложных предложений. Наблюдается неправильное произношение некоторых звуков, речь ребенка не отличается яркой выразительностью.

Средний уровень . Ребенок может участвовать в общении, самостоятельно пересказать небольшое по объему литературное произведение, составить с помощью взрослого короткий рассказ на наглядной основе. Лексический запас ребенка немного ниже нормы, он часто повторяет одни и те же слова, смешивает слова из близкородственных языков (русского и белорусского). Ребенок допускает грамматические ошибки примерно в половине всех употребляемых слов в согласовании и образовании, использует однотипные предложения. Наблюдаются ошибки в произношении 3-4 звуков, речь ребенка не выразительна.

Низкий уровень . Ребенок с трудом поддерживает разговор на бытовые темы, пересказывает с помощью воспитателя, лексический запас ниже возрастной нормы, смешивает русские и белорусские слова, допускает много грамматических ошибок (более чем в половине слов), не владеет правильным произношением более чем 5 звуков.

Оценка по всем заданиям выставляется ребенку в баллах. Оценивается каждый ответ ребенка в соответствии с показателями уровней развития связной речи.

4 балла ставят за самостоятельный, точный и правильный по всем параметрам ответ.

3 балла получает ребенок за самостоятельный, но неполный ответ, с незначительной неточностью.

2 балла получает ребенок, допустивший неточность, отвечающий по наводящим вопросам на основе уточнений взрослого.

1 балл ставят ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, не понимает вопросы.

В целом, если 2/3 ответов оцениваются у ребенка в 4 балла – это высокий уровень развития связной речи. Если 2/3 ответов оцениваются в 3 балла – это достаточный уровень. Если 2/3 ответов оцениваются по 2 или 1 баллу, то соответственно определяется средний или низкий уровень.

3. Для проведения обследования уровня развития связной речи используются следующие задания.

Описательный рассказ . Ребенку предлагают составить рассказ описание по предмету или картинке, например про ежика. Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок составляет описание, в котором есть все структурные части: начало, середина, конец и выражено свое отношение к объекту;

3 балла – в рассказе ребенка есть основные части без высказывания своего отношения к объекту;

2 балла – ребенок пропускает в рассказе начало или конец;

1 балл – ребенок только перечисляет отдельные признаки объекта.

Повествовательный рассказ . Ребенку предлагают серию сюжетных картинок, которые ему надо разложить в нужной последовательности и составить сюжетный рассказ. Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок правильно раскладывает картинки и самостоятельно составляет рассказ, последовательно передавая развитие сюжета;

3 балла – ребенок правильно раскладывает картинки и составляет рассказ с незначительной помощью взрослого;

2 балла – ребенок совершает все действия с помощью взрослого;

1 балл – ребенок просто перечисляет все, что изображено на картинках.

Творческий рассказ . Ребенку предлагают придумать рассказ или сказку без опоры на наглядность. Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок придумывает самостоятельно рассказ или сказку с развернутым сюжетом или описанием;

3 балла – ребенок затрудняется выбрать самостоятельно тему, составляет рассказ на тему, предложенную педагогом;

2 балла – ребенок придумывает рассказ с помощью взрослого;

1 балл – ребенок не может составить связное высказывание даже с опорой на вопросы педагога.

Пересказ литературного произведения. Ребенку предлагают пересказать только что прочитанный воспитателем рассказ или сказку. Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок полностью самостоятельно пересказывает текст, пользуется авторскими словами и выражениями, соблюдает последовательность изложения;

3 балла – ребенок самостоятельно пересказывает основные части текста, не переставляя их местами;

2 балла – ребенок пересказывает текст с помощью воспитателя, может поменять последовательность каких-либо частей;

1 балл – ребенок перечисляет отдельные эпизоды или действия, нарушает структуру текста.

Качество выполнения ребенком заданий оценивается и на основе критериев связной речи, которые характеризовались выше. Кроме того, следует учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темперамент, черты характера, скорость мыслительных процессов и индивидуальные качества голоса (силу, темп речи).

Результаты обследования уровня связной речи каждого ребенка заносятся в протоколы обследования и обобщаются в сводной таблице для всей группы. На основе этих данных можно запланировать как индивидуальную работу с каждым ребенком, так и основные направления работы по развитию связной речи детей в группе.

Литература

1. Любина, Г.А. Детская речь: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.А. Любина. – Минск: Научно-методич. центр учеб. кн. и средств обучения, 2002. – 224 с.

2. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. – Минск: Адукацыя iвыхаванне, 2003.–144 с.

3. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

Анализ полученных данных

Вторая младшая группа № ______

Задание № 1

Начало года Конец года
детей % детей %
Не искажает простое слово
Искажает простое слово
Не искажает сложные слова
Искажает сложные слова

Задание № 2

Начало года Конец года
детей % детей %
1. Правильно закончили первые четыре предложения
2. Не поняли задания и не закончили:
- четыре предложения
- три предложения
- два предложения
- одно предложение
Начало года Конец года
детей % детей %
Правильно употребили:
три слова-названия детёнышей
два слова
одно слово

Задание № 3

Начало года Конец года
детей % детей %
1. Правильно поняли содержание картинки
2. Не поняли про что картинка
3. Попытались самостоятельно рассказать о том, что изображено на картинке. При этом составили рассказ:
- из 4-5 предложений
- из 2-3 предложений
- из 1 предложения
4. Рассказывали, отвечая только на вопросы

Диагностика детей второй младшей группы по развитию речи

Задание № 1

Используя картинку, воспитатель предлагает ребёнку: «Я буду произносить слова, которые мне нравятся, а ты повторяй их вслед за мной: шапка – жук – чайник – щётка – репа – рыба – лопата – сумка – пингвин – вертушка»

(Два последних слова дают представление о том, как ребёнок воспроизводит сложные слова со стечение согласных)

Задание № 2

Цель упражнений: проверить, как дети согласуют существительные с прилагательными и числительными (первые четыре предложения); как образуют существительные по аналогии (четыре последние фразы).

1. Воспитатель рассказывает, используя картинку, а ребёнок помогает ему, подсказывает нужное слово, заканчивает фразу.

«Мяу! – мяукнула мама-кошка, и к ней сразу же примчался один…? – котёнок (котёночек). За ним бегут остальные …? – котята (котятки).

Утка пересчитала своих…? – утят (утяток). Не досчиталась одного…? - утёнка (утёночка). Пошла искать его»

2. Закончи предложения: «У лисицы трое лисят. У волчицы четверо…? - волчат. У медведицы двое…? – медвежат. У барсучихи трое…? – барсучат».

Задание № 3. Что на картинке?

Воспитатель просит ребёнка рассказать, что он видит на картинке. Рекомендуем использовать цветные листы-вкладыши в книге: Гербова В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе. Сюжеты: «Дети кормят курицу и цыплят», «Едем в автобусе», «Играем с песком».

Анализ полученных данных

Фамилия, имя, возраст ребёнка ______

Задание № 1


Задание № 2

Задание № 3

Диагностика детей средней группы по развитию речи

Задание 1. Проверить все ли дети правильно произносят звуки с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р, л (по любой известной методике)

Задание 2. Проверить слышит ли ребёнок звук в слове (на примере звука р )

Методика обследования

Воспитатель просит ребёнка сделать хлопок в ладоши, если в слове, которое он произнесёт, есть звук р. «Давай потренируемся. Рак. Есть в этом слове р ? Значит надо сделать хлопок, вот так. Паук. Есть в слове паук звук р ? Значит, и хлопка не будет. Теперь работай без моей подсказки: лук … репка … рыба … молоко … ромашка … фиалка … берёза … липа … розовый … белый ».

Задание 3.

Воспитатель просит ребёнка вслушаться в слова, которые он будет произносить: «Любит шалить – шалунья, любит петь – певунья». Предлагает ребёнку договорить слово: любит шалить …? – шалунья, любит петь …? – певунья, любит ворчать? …, любит плясать …? …, любит драться …? …

А любит спать …?

Задание 4.

Воспитатель показывает ребёнку картинку (Например, см.: Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе д\с. – М.: Просвещение, 1983. - Приложение. Лист 2)

«Видишь собаку? – начинает разговор воспитатель. – Она большая? (В этом случае и далее просит ребёнка повторять вслед за ним слово, характеризующее собаку.) Красивая? – Красивая. Добрая? – Добрая. Сильная? – Сильная. Умная? – Умная. Нежная, заботливая? – Нежная, заботливая. Белая с коричневыми пятнами? – Белая с коричневыми пятнами.

А щеночков видишь? они очень хотят, чтобы именно ты и без моих подсказок рассказала этим малюткам, какие они.

Итак, щеночки какие?»

Задание 5.

«Я слышала от твоих друзей, - начинает разговор воспитатель, - что у тебя есть любимое стихотворение и ты его прекрасно читаешь. Это правда или нет? Если любимое стихотворение есть, попросить ребёнка прочесть его.

Анализ результатов.

Фамилия, имя ребёнка ______

Задание 1.

Звуки, которые ребёнок не произносит ______

Задание 2.

Задание 3.

Задание 4.

Задание 5.

Анализ результатов

Задание 2.

Задание 3.

Начало года Конец года
детей % детей %
Количество правильных ответов при норме 5
Количество неправильных ответов
Назвал ли ребёнок слово, характеризующее особу женского рода – любительницу поспать:
если Да, то как назвал
Нет

Задание 5.

Диагностика детей старшей группы по развитию речи

1. Звуковая культура речи

a) Имеются ли у ребёнка дефекты речи. Какие?

b) Попросите ребёнка назвать любые слова со звуком с.

«Я например, вспомнила сейчас, - говорит воспитатель, вот какие слова: сосна… осина … посеял … . Теперь твоя очередь. Продолжай!»

c) Предложите поиграть. Дайте лист бумаги с решёткой для определения позиции звука в слове и фишку. Объясните правила игры: «Повтори за мной слово река. Слышишь звук р в этом слове? Он слышится в начале слова или в середине его? Поставь фишку в первое оконце, так как в слове река звук р стоит в начале слова. Послушайте другое слово - носороги. Где слышится звук р ? Поставь фишку во второе оконце. Давай вместе произнесём слово пожар . И я ставлю фишку в третье оконце. Я права или не права? Теперь работай самостоятельно. Я буду называть слово, ты проговори его вслед за мной и поставь фишку в нужное оконце: рак … сирень … сыр».

2. Понимание речи и активный словарь

a) Педагог рассказывает: «У маленького щеночка сильно болит ушко. Он скулит. Нуждается в твоём сочувствии. Что скажешь ему? Начни так: «Ты мой…»

b) Предложите детям рассмотреть картинку (приложение к кн. Гербовой В. Занятия по развитию речи в старшей группе д\с. Таблица 7). Спросите, что произошло с цыплятами. Попросите придумать название к рассказу.

Попросите повнимательнее рассмотреть курицу, увидевшую не жёлтеньких, а чёрных и чумазых цыплят. Опишите её состояние. Она… .

3. Художественная литература

a) Попросите ребёнка прочесть любимое стихотворение

b) Предложите назвать сказки, которые ребёнок готов слушать не один раз. Если он не сможет вспомнить название сказки, пусть начнёт рассказывать её, а вы подскажите название.

c) Попросите вспомнить писателей, книги которых читали в детском саду и дома; художников, сделавших прекрасные рисунки к детским книжкам.

Анализ полученных данных

Фамилия, имя ребёнка ______

Задание 1

Задание 2.

Задание 3.

Для чего нужна диагностика речевого развития детей дошкольного возраста? Эта специальная методика применяется для оценки и распознавания правильного развития речи. Каждый ребенок изучает новые для него звуки и слова с разной скоростью. На ранних стадиях развития речи у детей часто бывают незначительные отставания. Для того чтобы они негативно не повлияли на формирование речи у ребенка, определенные методы диагностики помогут их вовремя устранить.

Правильная динамика развития речи у детей

Речевые навыки ребенка продолжают совершенствоваться в подростковом возрасте. Основных этапов развития в речи дети достигают до 5-6 лет.

Уже с рождения ребенка, родители должны тщательно следить за тем, как у малыша протекает формирование речи. Для занятий с детьми необходимо использовать развивающий учебный материал, с помощью которого будет улучшаться речь ребенка.

Общение у детей дошкольного возраста состоит из имитации звуков, выразительности языка жестами, понимания слов и их использования в речи

В соответствии с возрастом, динамика развития речи у детей делится на несколько этапов. Таблица, указанная ниже, показывает перечень коммуникативных навыков, которые приходятся на определенный детский возраст.

До 1 года От 1 до 3 лет От 3 до 5 лет
В первые месяцы жизни, младенцы изучают звуки. Они распознают голос своей матери, различают ритм звуков и отвечают на них гулением. К первому году рождения, младенцы знают голос и остальных членов семьи (папы, сестер, братьев). Они также могут произносить краткие слова (к примеру, «мама», «баба», «деда»). Некоторые дети уже в год знают несколько слов, запоминают услышанные звуки и стараются их повторять Речевые навыки ребенка стремительно улучшаются. Каждое слово обретает для него смысл. В этом возрасте дети могут указывать на предметы, которые вызывают у них интерес. Они также понимают значения словосочетаний (кошка пушистая, летний день). В 2 года ребенок знает примерно 50 слов и понимает значение предметов, расставленных в доме или изображенных в книгах. Кроме этого, дети понимают короткие фразы: «мама пришла», «твой папа», «мишка хороший» и т.п.

Все, кто старше 2 лет, знают наизусть некоторые части тела и пытаются назвать предметы, опираясь на первые буквы их названия («булка» - «бука», «киса - кики», «мышь» - «мыса»)

В 3 года дети используют в своем общении 100-150 слов и понимают указания родителей (например, «убери игрушки», «положи книгу на стол», «помой руки»). В эти же годы дети могут выговаривать сложные для них буквы («ф», «р») и составлять предложения в разных временах глагола и называть слова во множественном числе.

В 4 года дети общаются длинными предложениями, умеют задавать вопросы, описывать произошедшие события и пересказывать истории.

В целом, к 4 или 5 годам ребенок может поддерживать диалог с взрослым человеком. Более того, в 5 лет, некоторые дети способны изучать язык и выражать слова в письменной форме

Эти возрастные рамки помогут родителям контролировать правильное развитие речи у детей.

Методы диагностики речевого развития у детей

В каких случаях родителям не стоит избегать проведения диагностики в речевом развитии ребенка? Поводом для визита к врачу служит нарушение динамики в совершенствовании речи у детей 3-4 лет. Как правило, в этом возрасте лексический запас ребенка составляет более 200 слов и при этом, он продолжает стремительно расти. В 4-5 лет дети умеют выговаривать сложные для них буквы, такие как «р», «ф», «щ» и др. Они отдают меньшее предпочтение жестовому языку и пытаются как можно больше общаться со сверстниками и взрослыми в словесной форме.

Диагностический метод на выявление задержки и дефектов в развитии речи поможет ребенку своевременно скорректировать коммуникативные навыки

Обычно обследованием и лечением нарушений в речи занимается дефектолог. Путем диагностики этот врач находит основные причины, которые могут мешать развитию речи (к примеру, плохая память, проблемы со слухом и некоторые дисфункции речевого аппарата).

Дефектолог диагностирует нарушение речи и когнитивных способностей у ребенка с помощью нескольких видов тестирования, таких как аудирование, восприятие ритма речи, способность воспроизведения услышанных звуков. Сюда же относятся тесты на ассоциативное и логическое виды мышления.

Если ребенок не отстает в когнитивных способностях и у него выявлены только мелкие дефекты речи (к примеру, невыговаривание букв «л», «ф»), в таком случае, с ним должен заниматься не дефектолог, а логопед.

Родители также могут проводить диагностику развития речи у детей дошкольного возраста в домашних условиях. Одним из таких методов считается авторская работа, которую разработала Ф.Г. Даскалова (логопед-дефектолог). Практически каждая организация, школа и клиника, деятельность которой направлена на раннее развитие ребенка, использует материал Ф.Г. Даскаловой в целях диагностики.

Родителям рекомендуется использовать этот метод только в том случае, если их ребенок не страдает умственными или аутическими расстройствами. При таких нарушениях дети нуждаются в профессиональном обследовании и серьезном лечении.

Все, что нужно знать о речевом развитии ребенка, смотрите видео ниже.