Необычные места и памятники. Информация об объекте размещения

Граф Василий Васильевич Гудович - потомок И. В. Гудовича, генерала екатерининских времен, героя русско-турецкой войны 1787-1791 и 1806-1810 гг., возведенного Павлом I в графское достоинство.
Сам Василий Васильевич был шталмейстером Высочайшего Двора (что соответствовало по табели о рангах тайному советнику).


В 1899-1903 петербургский уездный, в 1904-1908 гг. был предводителем дворянства Санкт-Петербургской губернии, членом Центрального комитета Союза 17 октября, председателем комитета Российского автомобильного общества.
В 1904-1907 гг. Гудович - почетный попечитель Царскосельского реального училища.
После революции В. В. Гудович эмигрировал в Эстонию, затем во Францию, где и умер в 1945г. в Ницце.
Вдоль ограды Старого сада (Екатерининского парка) через деревню Александровка проходила почтовая шоссейная дорога из Москвы в Петербург. В пушкинские времена эта улица имела историческое значение, на ней располагались гвардейские полки, в 1812 году по этой улице на бой с наполеоновской армией шли наши герои – солдаты великой России, шли защищать Родину от захватчиков. Их провожали лицеисты, желая им победы. Здесь же располагался госпиталь для раненых бойцов российской армии.
К 1832 году все свободные участки в Царском Селе застроили. Бывшая Большая почтовая дорога стала Волконской улицей (ныне улица Парковая). Название было дано в честь князя генерала-фельдмаршала П.М.Волконского, бывшего с 1823 года министром Императорского Двора и уделов, в подчинении которого находился город Царское Село.
Парковая улица имеет удивительную особенность: на четной стороне стоят дома, на нечетной стороне улицы домов нет, идет ограда Екатерининского парка.
В марте 1900 г. В. В. Гудович купил два смежных участка N 2 и 3 по Волконской ул. (против Чертова мостика в Екатерининском парке). 11 июля 1900 г. было получено разрешение на постройку здесь двухэтажного с подвалом каменного дома, двух таких же по высоте каменных служебных флигелей и частично каменного служебного дома.
В августе 1900 г. был утвержден проект арх. С. А. Данини застройки усадьбы. Усадьба была построена в 1901-1903 гг.


Родство особняка Гудовича с дачей великого князя Бориса Владимировича () прослеживается в свободной асимметрии композиции, вариациях треугольных и трапециевидных (вальмовых) щипцов, заполненных контрастной графикой фахверка, краснокирпичных стенах первого этажа, множестве типоразмеров окон, высоких черепичных крышах и рельефной кладке дымовых труб, фасады здания равноценны, но ни один из них не повторяет другого. В то же время дом Гудовича отличается изяществом и рафинированностью форм, исторические мотивы полностью переплавлены в стилистику модерна.






В 1914 году в доме Гудовича на Волконской улице был организован сборный пункт денежных средств и вещей в помощь семьям воинов. Заведовала складом княгиня Святополк-Мирская.
Сразу после революции до 1919 года в здании была Трудовая школа I ступени им. Луначарского. После войны и до сих пор в этом доме детский садик.







Информация частично взята с
сайта проекта "Энциклопедия Царского Села"

В Брюсовом переулке можно увидеть много интересных зданий со своей историей. Один из таких особняков это Дом Гудовича. Много можно рассказать о хозяине этого дома, генерал-аншефе Иване Гудовиче, герое русско-турецких войн и московском губернаторе и о знаменитых жильцах этого дома. История известного драматурга, промышленника и блестящего кавалера Сухова-Кобылина, которого обвиняли в убийстве своей любовницы, долгое время занимало всю Москву.

Дом №21 в Брюсовом переулке не всегда стоял на том месте, где находится сейчас. Во время сталинской реконструкции, когда расширяли Тверскую ул., его переместили в переулок, не повредив при этом. Конечно, инженеры вряд ли задумывались об истории здания. Они решали уникальную задачу переноса дома вместе с подвалами выше по улице. А с этим зданием связана детективная история, всколыхнувшая в середине XIX века всю Москву. Это строение принадлежал Ивану Васильевичу Гудовичу, который был губернатором Москвы перед Отечественной войной 1812г. Русский генерал фельдмаршал, участник Русско-турецких войн скончался в 1820г. У него осталось два сына Андрей и Кирилл. Кирилл Иванович участвовал в Бородинском сражении на Шевардинском редуте, был ранен. После войны около 10 лет занимал пост предводителя московского дворянства. После смерти отца сыновья поделили здание пополам. В 1826-1829г. здесь жила мать декабристов Никиты и Александра Муравьёвых. У неё собирались родственники и друзья декабристов, в надежде получить хоть какие-то вести о своих близких и друзьях.

В 1847г.часть дома была сдана Александру Сухово-Кобылину. Красавец, богач, светский лев, он поселил там свою любовницу француженку Луизу Симон-Деманш. Сухово-Кобылин познакомился с ней во Франции и дал ей денег на поездку в России. Их роман продолжался довольно долго, но в 1850г тело Луизы было найдено брошенным у Ваганьковского кладбища. Сухово-Кобылина подозревали в её убийстве, началось следствие. Допрашивали слуг и возможных свидетелей. Показания были очень противоречивые. То дворник признавался, что он убил хозяйку, то говорили, что это Сухово –Кобылин. Слуги откровенно вымогали деньги за нужные показания. Сухово-Кобылина то сажали в тюрьму, то выпускали. В тюрьме он написал свою знаменитую пьесу «Свадьба Кречинского». Эта пьеса ставилась во всех репертуарных театрах. Её не раз инсценировали и в советское время. Следствие по убийству длилось 7 лет и писатель был оправдан. Виновных так и не нашли. Осуждён был лишь один квартальный надзиратель, который был сослан в Сибирь, за применение пыток к свидетелям. Тайна убийства Луизы до сих пор не разгадана, хотя существует несколько возможных версий.

Современный внешний вид строения возник в конце XIX века. Его перестроил архитектор Сергей Родионов. Владел зданием тогда фабрикант Андрей Миклашевский. На фасаде расположен его герб с девизом «В Боге надежда моя» (In Deo spes mea).

Впоследствии домом с 1900 года владела дочь Миклашевского, статс-дама императрицы Александры Федоровны, графиня Олсуфьева. Этот дом связан с советским военачальником Георгием Жуковым. В этом доме жил и содержал скорняжную мастерскую его родной дядя Михаил Пилихин. Будущий полководец работал у него в подмастерьем.

До 1917 года в доме находились различные питейные заведения синематограф «Миньон». В дальнейшем тут находился Государственный комитет по науке и технике, а сейчас занимает Министерство образования РФ.

Доблестный воин, не кланявшийся врагу под пулями, Иван Васильевич Гудович запомнился современникам своими странными причудами. (сейчас бы сказали «пунктиком»). Он не любил очки. Вид человека в очках приводил его в бешенство и все старались не попадаться в очках ему на глаза. Даже в гостях он мог заставить любого человека снять очки.

Ещё он не выносил тройки лошадей. И если кто-то всё же приезжал к нему на тройке, то за воротами распрягали тройку и одну из лошадей привязывали сзади.

Зарегистрированные пользователи могут принять участие в написании статьи и получить вознаграждение.

Рустам Рахматуллин

За последнее время Москомнаследие отказалось принять у общественников несколько «заявлений об обнаружении объектов наследия» (так в законе). Дело в том, что в декабре минувшего года правительство Москвы приняло новую редакцию постановления 510 о городском реестре недвижимого культурного наследия. Новым стал пункт 6.4,гласящий, что объекты, которым Москомнаследие уже отказывало в первичном учете, не подлежат повторному рассмотрению.
Адреса Тропинина, Одоевского, Сухово-Кобылина остаются без защиты.

Новая редакция постановления не соответствует закону об охране наследия, поскольку выявление памятников — это всегда открытие новых обстоятельств: непримечательный внешне дом может оказаться палатами XVII века или жильем великого поэта.

Место преступления: дом Гудовича

В Брюсовом переулке, 21 стоит пышный дом с дворянским гербом на угловой полуротонде. Когда-то полуротонда выходила на угол Тверской улицы, но в 1941 году дом переехал в переулок. Едва ли сталинским реконструкторам был дорог памятник; интересно было опробовать инженерное решение — переместить здание вверх по рельефу, причем вместе с подвалами. Так или иначе, дом графа Гудовича сохранился.

Иван Васильевич Гудович был губернатором Москвы накануне войны 1812 года. Завоеватель Анапы, Дербента, Баку и Хаджибея (Одессы), он поселился по соседству с казенной губернаторской резиденцией — нынешней мэрией, в богатом доме XVIII века. Сорок лет спустя сын Гудовича сдал часть дома Александру Сухово-Кобылину. Будущий драматург поселил здесь свою возлюбленную — Луизу Симон-Деманш. Обвинение Кобылина в убийстве Луизы — одна из самых трагических любовных историй Москвы эпохи романтизма. После того как тринадцать лет назад столичное правительство уничтожило собственный дом писателя на , дом Гудовича остался главным кобылинским мемориалом. Полиция полагала, что убийство произошло на Страстном, пока четверо слуг Луизы не признались в преступлении. Мотивом они назвали жестокость барыни, а местом убийства — дом Гудовича. Дело не разгадано до сих пор. Герб с девизом «In Deo spes mea» («В Боге надежда моя») и внешний вид усадебного дома (архитектор Сергей Родионов) относятся к концу XIX века, когда владельцем был малороссийский дворянин и промышленник Андрей Миклашевский.

Как ни удивительно, дом Гудовича не имеет статуса памятника. Полгода назад профессор Кирилл Новосельский направил в Москомнаследие заявку на охрану. Из ответа, пришедшего в июне, следует, что дом уже заявлялся ранее и рассматривался экспертным советом комитета в 2003 году. Решение было отрицательным, а повторное рассмотрение невозможно согласно 510-му постановлению. Интересно, кем и как формулировалась прежняя заявка, кто и что говорил на экспертном совете,чтобы древний графский дом, писательский мемориал не смог стать памятником? Известно лишь, что в старой заявке не фигурировали дворовые служебные строения.Новая заявка создала парадоксальную ситуацию: эти строения признаны заявленными памятниками, а главный дом остается «исторически ценным градоформирующим объектом», то есть ничем.

ОкноТропинина с видом на Кремль


В 2009 году участник «Арх надзора» Марина Дементьева заявила на охрану другой чудом забытый адрес — дом Василия Тропинина на Ленивке, 3. Знаменитый художник переехал сюда в 1832 году, когда освободилась из крепостной неволи его семья, ипрожил здесь более двадцати лет. Здесь написаны сотни портретов москвичей. В третьем этаже растесано и выделяется размерами одно окно. Считается, что за окном — мастерская Тропинина. Что именно у этого окна с видом на Кремль стоит художник на своем хрестоматийном автопортрете . Вообще, Тропинин часто усаживал персонажей к окну мастерской. Так, на портрете Протасьева за окном видны дом Пашкова и церковь Николы Стрелецкого, а на портрете его жены — Троицкая башня Кремля. Пейзаж этой части Москвы словно оборачивается вокруг дома Тропинина.

Отказ по этой заявке также имеется. И вновь вопрос: как формулировалась и обсуждалась чья-то старая заявка, чтобы дом Тропинина не смог стать памятником?

Тем временем дом расселен и пустует. В отличие от дома Гудовича, занятого Министерством образования и науки, на Ленивке ощущается чей-то инвестиционный интерес.

Охранный статус остается предметом манипуляций, а новая редакция 510-го постановления придумана для облегчения тяжелого труда манипуляторов.

Приложение: Усадьба Одоевского и другие


За последние полгода общественники получили отказы по десятку адресов. Среди них:

— усадебный дом князей Одоевских на Петровке, 26, стр. 5, в котором, по некоторым сведениям, родился последний из рода Одоевских — писатель Владимир Федорович («Русские ночи», «Городок в табакерке»). В 1812 году дом был резиденцией наполеоновского маршала Бертье;

— с мозаиками знаменитого французского архитектора Эдуарда Ньермана в интерьере магазина — здесь, на Никольской, 12,идет радикальная реконструкция;

Глядя на это представительное здание по адресу Брюсов переулок, 21 и не догадаешься, что это всего лишь часть внушительного строения, ранее располагавшегося по линии Тверской улицы. Но обо всем по порядку.

История владения прослеживается начиная с середины XVII столетия, когда хозяевами значились представители княжеского сословия Тюфякины. Начиная с 1754 и вплоть до 1810-го года городской усадьбой владели гвардейские офицеры Киселевы.

Следующим хозяином стал князь Иван Васильевич Гудович, в то время занимавший пост генерал-губернатора Москвы и пожелавший купить себе собственное владение недалеко от официальной резиденции - губернаторского дома (ныне - здание Мэрии Москвы на ).

Иван Васильевич носил звание генерал-фельдмаршала и являлся кавалером ордена Андрея Первозванного. Как военный, отличился в нескольких русско-турецких войнах, а на гражданской службе занимал пост наместника сначала в Рязанской, а затем и Тамбовской губернии. Далее - губернаторство в Киеве и подмосковном Подольске, пока в 1809 году он не стал генерал-губернатором Москвы.

Женой графа была Прасковья Кирилловна - дочь последнего украинского гетмана Кирилла Григорьевича Разумовского.


У четы Гудовичей родились два сына и дочь. Кирилл и Андрей дослужились до звания генерал-майоров, причем, Андрей Иванович отличился со своим подразделением при Аустерлице, а после тяжелого ранения под Шевардино ушел на гражданскую службу. Со временем он служил в чине обер-егермейстером при Императорском дворе, а далее возглавлял московское дворянство. Дочь Елизавета стала супругой Ильи Ивановича Лизогуба - полковника кавалергардского полка и музыканта.

В 1820 году граф ушел из жизни и владение с усадебным домом отошло по наследству к его сыновьям, каждому из которых причиталась своя половина.

Дальнейшая история владения Гудовичей

В период с 1826 по 1829 годы во владениях снимала апартаменты Е.Ф. Муравьева, чьи сыновья Никита и Александр были декабристами. К ней приходили родные и друзья ссыльных, чтобы получить весточку из мест заточения.


С 1847 по 1849 годы в части дома, принадлежащего Андрею Гудовичу, проживал Александр Сухово-Кобылин, ставший со временем весьма успешным писателем своей эпохи. Там же снимала квартиру и его возлюбленная Луиза Симон-Деманш- французская модистка, которую убили прямо в апартаментах в 1850-м году, что стало большим потрясением для Александра Васильевича.

В 1870-м произошла смена собственников. Усадебное владение выкупил некий купец Андреев, а сам дом перешел в собственность малороссийского помещика и представителя старинного казацкого рода Андрея Михайловича Миклашевского - владельца фарфоровой мануфактуры, который в 1898-м году заказал проект реконструкции строения зодчему . Именно тогда фасадная плоскость получила новый декор, а полуротонду в угловой части украсили фамильным гербом рода Миклашевских, на котором был прописан их девиз «IN DEO SPES MEA», что в переводе значило «В Боге надежда моя».


В 1900 собственницей стала графиня Александра Андреевна Олсуфьева - родная дочь хозяина, к которой владения перешли по наследству. С 1911 года она являлась статс-дамой российской императрицы Александры Федоровны

История дома этого периода связана с именем будущего полководца Георгия Константиновича Жукова. Дело в том, что именно здесь квартировал и держал скорняжную мастерскую его родной дядя - Михаил Артемьевич Пилихин, у которого он состоял в подмастерьях.

До революции 1917 года в доме размещались различные питейные заведения, а также синематограф (кинотеатр) «Миньон».

При Советской власти, в конце 1930-х годов, в Москве проходила реконструкция Тверской улицы, в связи с чем была разрушена бывшая половина дома, некогда принадлежавшая Кириллу Гудовичу, а вот вторую - Андрея Ивановича Гудовича - на рельсах переместили вглубь Брюсова переулка.

В дальнейшем в здании располагался Государственный комитет СССР по науке и технике. В наши дни дом в Брюсов переулке, 21 занимает Министерство РФ по науке и образованию.

Если заглянуть в арку между домами 9 и 11 по Тверской улице, то можно увидеть пышный дом с угловой полуротондой. Нынешний его адрес - Брюсов переулок, 21. С этим домом связано множество человеческих судеб. Одно перечисление известных личностей, связанных с ним, займет довольно долгое время.

Во второй половине XVII века это были владения князей Тюфякиных, с середины XVIII по начало XIX века участок принадлежал офицерам-гвардейцам Киселевым.

В 1810 году дом приобрел Иван Васильевич Гудович, в те годы губернатор Москвы, а до этого участник турецких войн и завоевываль Анапы, Дербента, Баку и Хаджибея (ныне Одесса). Женат он был на дочери последнего гетмана Украины Прасковье Кирилловне Разумовской. Два сына Гудовича-старшего - Кирилл и Андрей - дослужились до генерал-майорского чина. Впоследствии Андрей Иванович, отличившийся при Аустерлице, служил обер-егермейстером Императорского двора и свыше 10 лет был предводителем московского дворянства.

В 1826–1829 годах в доме Гудовичей снимала квартиру Е.Ф.Муравьева, мать декабристов Никиты и Александра Муравьевых.

В середине XIX здесь поселился еще один известный квартиросъемщик - будущий драматург А.Сухово-Кобылин, с именем которого связана одна из самых трагических и драматических историй тогдашней Москвы. Сухово-Кобылин жил у Гудовичей со своей возлюбленной - Луизой Симон-Деманш, тайна гибели которой до сих пор остается нераскрытой.

В конце XIX века дом Гудовичей приобрел штаб-ротмистр, а по совместительству промышленник, Андрей Миклашевский. Именно ему (а точнее нанятому им архитектору С.Родионову) мы обязаны нынешним видом дома и фамильному гербу Миклашевских, красующемуся на полуротонде, с надписью "In Deo spes mea" ("В Боге надежда моя").

В 1910-е там снимал квартиру с мастерской скорняк М.А.Пилихин. Его имя нам ничего не говорит, а вот имя его племянника известно всем – великий полководец Г.К.Жуков служил здесь у своего дяди подмастерьем.

В 1941 году дом Гудовичей начал новую жизнь. В 30-е годы проводилась масштабная реконструкция Тверской улицы. На генплане вдоль нее лично Сталиным была проведена "красная линия". Все, что выступало за нее, а также не вписывалось в архитектурные представления тех лет, подлежало либо уничтожению, либо передвижке с глаз долой.

Нашему "герою" повезло: по непонятным причинам его не взорвали, а передвинули вглубь Брюсова переулка. Мероприятие столкнулось с большими инженерными трудностями. Во-первых, в отличие от многих передвигаемых домов (см., например, Передвинутый дом (1)), дом Гудовичей был старым и кто знает - из чего и как его строили. Поэтому его передвигали вместе с фундаментом и подвалом. Во-вторых, он имел два крыла под углом 90 градусов. Задача передвинуть их вместе оказалась непосильной - крылом Кирилла Гудовича пришлось пожертвовать. В-третьих, Брюсов переулок в этом имеет уклон вверх, а двигать дом вверх по склону - та еще задача.

Как бы то ни было, дом графа Гудовича на наше счастье сохранился.

Кстати...

Иван Васильевич Гудович имел несколько странностей. Одна из них: он не любил очки, и поэтому мог даже в гостях потребовать у любого снять их. Еще одна: он не любил тройки лошадей. Поэтому в бытность его московским градоначальником те, кто приезжал в город в экипажах, запряженных тройками, вынуждены были на заставах разпрягать их и привязывать одну лошадь сзади.

В настоящее время в доме Гудовича "квартирует" Министерство науки и образования. Интересно - знают ли министерские историю дома, где они служат? Думаю, что не все. Иначе вряд ли они бы допустили ситуацию, когда столь примечательное здание с богатейшей историей, выжившее во времена сталинских переделок и сносов, не имеет статуса памятника, и, следовательно, не находится под охраной государства.