Подвижные игры в воде для детей. Летние игры на воде

Игры в детских оздоровительных лагерях на воде

Назначение: в детских оздоровительных лагерях игры на воде способствуют оздоровлению школьников и их отдыху. Они также содействуют укреплению дружеских отношений между детьми, приезжающими в лагерь из разных школ. Игры на воде, являются эффективным средством физического развития и закаливания. Они проводятся на неглубоком месте открытого водоема или в бассейне (как на мелком, так и на глубоком месте), в зависимости от характера игры. Не умеющим плавать игра помо¬жет преодолеть страх перед водой, а тем, кто умеет держаться на воде, проще будет научиться плавать по-настоящему.
Данное мероприятие может быть интересно учителям физической культуры, педагогам дополнительного образования, работникам летних лагерей.
Описание: данные игры можно проводить для всех возрастных групп.
Цель: освоение подготовительных упражнений на воде
Задачи:
1. Обучение плаванию.
2. Пропаганда здорового образа жизни.
3. Развитие у детей интереса к физическим упражнениям.
4. Формирование у детей интереса к занятиям плаванием.

Перед началом игры участникам необходимо хорошо разогреться, проделав ряд гимнастических упражнений, в том числе таких, которые имитируют движения пловца. Игры на воде следует проводить в теплую погоду.

«Тритоны»

Подготовка. Играющие опускаются на дно.
Содержание игры. По сигналу руководителя играющие начинают движение по дну, вытянув ноги и опираясь только на руки, словно тритоны. Игроки должны пройти таким образом несколько метров.
Выигрывает тот, кто продвинется под водой дальше всех.
Правила игры: 2. Касаться ногами дна нельзя. 3. Всплывать на поверхность водоема нельзя.

«Стрелы»

Подготовка. Играющие отходят от берега и поворачиваются к мелкой части водоема. С помощью руководителя или его помощников они ложатся на воду головой к берегу, вытянув руки над головой, изображая стрелу.
Содержание игры. Руководитель, захватив одной рукой играющего за ноги, а другой поддерживая снизу за живот или спину (в зависимости от положения играющего - на груди, на спине), мягким движением с нарастающим усилием толкает его к берегу.
Побеждает игрок, который дольше всех проскользит.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя.
2. Помогать себе руками или ногами при скольжении нельзя.
3. Скользить разрешается только в указанном выше положении.

«Бегом по воде»

Подготовка. Играющие выстраиваются вдоль бортика на мелком месте водоема и разделяются на пары.
Содержание игры. По сигналу руководителя игроки каждой пары бегут как можно скорее по воде вдоль берега и касаются руками воткнутой в дно водоема вешки. Побеждает тот в паре, кто выполнит упражнение быстрее. Бег повторяется в обратную сторону.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Игроки во время бега должны держать руки на поясе, за головой или вверху. 3. Касание рукой вешки обязательно.

«Салки в воде»

Подготовка. Для игры требуются два-три надувных круга, которые кладут на поверхность воды.
Содержание игры. По сигналу руководителя водящий старается осалить остальных игроков. Тот, кого осалили, становится водящим.
Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Водящий и остальные игроки могут передвигаться в воде произвольным способом: бегать, плавать с помощью ног и рук на груди, на спине. 3. Не разрешается выбегать на берег и нырять. 4. Салить можно только верхнюю часть туловища. 5. Спасаясь от водящего, игроку разрешается ухватиться за круг. В этом случае водящий не имеет права салить. 6. Запрещается держаться за круг более 5 с.

«Рыбаки и рыбки»

Подготовка. Играющие делятся на две равные команды - «рыбаки» и «рыбки». «Рыбаки» делятся на три тройки, выстраиваются на берегу и берутся за руки.
Содержание игры. По сигналу руководителя «рыбаки» ловят «рыбок», свободно перемещающихся в воде (глубина по пояс). Отмечается время, за которое «рыбаки» поймали всех «рыбок», после чего команды меняются ролями.
Побеждает команда, которой понадобилось меньше времени, чтобы вывести из игры всех «рыбок».
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. «Рыбка» считается пойманной, если трое «рыбаков» сомкнут вокруг нее руки.

«Морские витязи»

Подготовка. Играющие делятся на две команды, каждая из которых, в свою очередь, делится на пары: одни изображают коней, другие - всадников, т.е. «морских витязей». Играющие входят в воду по грудь и становятся друг против друга.
Содержание игры. По сигналу руководителя «витязи» сближаются и стараются стянуть друг друга с «коня» - окунуть соперника в воду. В этом им активно помогают «кони». «Витязь», оказавшийся в воде, вместе с «конем» покидает поле боя.
Заканчивается сражение «витязей», когда все игроки одной из команд будут свергнуты в воду.
Побеждает команда, игроки которой сумели удержаться на «конях».
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя.
2. В игре одному «витязю» разрешается бороться против двух-трех.
3. Сталкивать соперника можно только руками. 4. Ударять соперника рукой нельзя. 5. «Кони» толкают друг друга плечом.

«Чехарда с подныриванием»

Подготовка. Игра проводится в воде на глубине по пояс. Участвуют две команды. Игроки стоят в колонне по одному в 2 м один от другого. Все игроки принимают положение ноги врозь.
Содержание игры. По сигналу руководителя последние номера команд перепрыгивают, отталкиваясь от дна, через стоящего впереди игрока, опираясь на его плечи, а затем ныряют между ногами следующего игрока, поднимаются и снова прыгают и т.д., пока не окажутся первыми в своей колонне. Когда прыгавший встанет в исходное положение впереди направляющего, вся колонна делает 4-5 шагов назад. Стоящий сзади продолжает игру. Она заканчивается, когда начавший прыгать снова окажется последним, а направляющий, окончив прыжки и подныривания, встанет на свое место и поднимет руку вверх.
Побеждает команда, игроки которой раньше закончат эстафету.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Упражнения должны проделывать все в команде, то прыгая, то ныряя один за другим, пока начавший игру снова не станет последним в колонне. 3. Во время ныряния разрешается отталкиваться (подтягиваться), держась за ноги партнера. 4. Для точной ориентировки в воде глаза можно держать открытыми.

«Эстафета в воде»

Подготовка. На расстоянии 12-18 м от берега устанавливаются 2-3 флажка (плавающих с грузом на дне). Против флажка выстраиваются команды.
Содержание игры. По сигналу руководителя первые номера каждой команды вбегают в воду, плывут до флажка и обратно, касанием руки передавая эстафету следующему.
Побеждает команда, затратившая меньше времени на выполнение задания.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Касание рукой игрока обязательно.

«С донесением вплавь»

Подготовка. Игра проводится на глубоком месте с группой игроков, умеющих достаточно хорошо плавать. Играющие выстраиваются на берегу в шеренгу лицом к воде. Руководитель перед игрой раздает всем по листку сухой бумаги.
Содержание игры. По сигналу игроки входят в воду и плывут к вехе, поставленной в воде на расстоянии 20-25 м от берега. Листок игроки держат в одной руке, а второй подгребают и, работая ногами, плывут до вехи, огибают ее и возвращаются обратно.
Выигрывает тот, кто первым возвратит руководителю сухой листок бумаги.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Запрещается мешать плыть товарищу или умышленно брызгать на бумагу рядом плывущего игрока. 3. Не разрешается становиться на дно и идти по нему.

«Дельфины»

Подготовка. Пластмассовые обручи связывают друг с другом, чтобы образовалась дорожка. Каждую такую дорожку из 6 -10 обручей выкладывают перед командами в воде вдоль берега водоема, за последним обручем ставится флажок. Игроки в командах выстраиваются колоннами.
Содержание игры. После сигнала к началу игры первый из игроков прыгает (вбегает) в воду и плывет к первому обручу. Под него он ныряет, а другой преодолевает сверху. Таким образом, то ныряя, то скользя по поверхности, игрок преодолевает всю дорожку. Доплыв до флажка, игрок поднимает его вверх. Это сигнал второму игроку начать продвижение вперед. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не выполнят эти упражнения.
Побеждает команда, которая закончит игру первой с наименьшим количеством штрафных очков.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Если игрок, не показываясь на поверхности, пронырнет между двумя обручами, команде начисляется штрафное очко.

О том, насколько полезно посещение бассейна для малышей и ребят старшего возраста, не устают твердить педиатры Плавание полезно и для дыхательной системы, и для иммунитета и для мышечного развития. А еще купание повышает настроение. Предлагаем вам подборку самых увлекательных игр в бассейне для детей.

Игра «Морской бой»

Все игроки становятся друг напротив друга на расстоянии двух шагов. Участники начинают брызгать водой в партнера. Выбывают из игры те, кто первыми станут вытирать руками лицо или поворачиваться к «противнику» спиной.

Игра «Считалка»

Занятие направлено на развитие у ребенка навыков подводного плавания. Это позволит ребенку психологически подготовиться к окунанию под воду с головой и избежать паники. Участники делятся на пары. Один из каждой мини-команды приседает, чтобы голова оказалась под водой, и открывает глаза. Второй игрок показывает ему под водой (на расстоянии 40 см от глаз) руку с несколькими зажатыми пальцами. Поднявшийся из воды партнер должен ответить, сколько он увидел пальцев.

Игра «Эстафета с мячиком»

Для этой спортивной игры в бассейне нужен мячик и две команды игроков, в каждой их которых должно быть минимум по 3-4 игрока (так интереснее). Ребята становятся в две колонны. Исходное положение - ноги шире плеч. В каждой команде игроки становятся на расстоянии 1 шага друг от друга. По команде учителя капитаны (первые в шеренге) наклоняются и передают между ног (т.е. под водой) мячик участнику, который стоит следующим в колонне. Ребенок, получивший мяч последним, бежит вместе со снарядом во главу шеренги. Игра продолжается. Победителем становится та команда, капитан которой раньше других капитанов окажется вновь в начале колонны.


Игра «Кто выше прыгнет»

Дети разводят руки в стороны ладошками вниз. По команде игрока участники должны подпрыгнуть вверх, оттолкнувшись от дна бассейна ногами и одновременно опуская руки вниз, чтобы помочь более сильному толчку. Побеждает тот, у кого получилось прыгнуть выше всех.

Игра «Быстрая тройка»

Дети разбиваются на команды по 3 человека. Двое из трех держат за концы палку длиной около 1 м, а третий хватается за ее середину. По сигналу ведущего дети, держащие палки, начинают шагать вперед по дну, а остальные участники троек ложатся на воду и работают ногами кролем. Побеждает та команда, которая первой достигнет финиша - противоположного бортика бассейна или другого отмеченного ориентира.

Игра «Собачки»

Эта игра в бассейне с мячом работает на развитие координации и тактических навыков. Минимальное количество детей - 4 человека. Участники перекидывают по воздуху или переправляют по воде друг другу мячик. «Собачка» пытается отнять мячик у игроков, перехватить их передачи. Как только вода захватывает предмет, он встает на место того игрока, которому не успел поймать посланный ему мяч.


Игра «Искатели сокровищ»

Тренер опускает на дно бассейна несколько предметов, которые будут хорошо видны с поверхности. Участники по очереди начинают нырять за «сокровищами». Победителем становится тот игрок, которому за один раз удалось добыть больше всего предметов.

Игра «Карлики и великаны»

Дети находятся по пояс в воде. Учитель подает условный сигнал, крикнув слово: «Карлики!». Игроки сразу же присаживаются на корточки. После команды: «Великаны!» участники должны подпрыгнуть вверх. Команды ведущий дает вразнобой и с возрастающей скоростью, поэтому очень важна внимательность. Те, кто ошибаются, сбиваются, путаются, из игры выбывают. Побеждает самый внимательный игрок.

Игра «Пятнашки»

Эта игра на воде в бассейне представляет собой аналог любимых детворой салочек. Участники становятся по кругу на расстоянии вытянутой руки от ведущего. Вода по сигналу учителя начинает пытаться осалить тех, кто не успел нырнуть под воду. Находиться радом с только что вынырнувшим игроком, чтобы сразу же его «поймать», нельзя. Осаленный участник сам становится водой.


Игра «Мячик в домике»

Дети делятся на две команды и становятся у противоположных бортиков лицом друг к другу. Бортик играет роль «дома», который следует защищать. Тренер бросает на середину бассейна мяч, а игроки, подплывая к нему, должны постараться завладеть снарядом. Цель задания - члены команды, перебрасывая друг другу мяч, должны приблизиться к «домику» противника и коснуться им бортика. Длительности игры - 10 минут. Та команда, которая за это время сумеет больше всего раз коснуться мячом чужого «домика» побеждает.

Игра «Водный баскетбол»

На поверхность воды кидается надувной круг. Дети становятся в ряд, держа в руках небольшие мячики. Каждый ребенок начинает по очереди кидать в круг снаряд, стараясь попасть - на это ему отводится 3 попытки. Выигрывает тот игрок, который больше всех попал в цель.

При организации подвижных игр в бассейне или в условиях природного водоема, следует учитывать, хорошо ли умеют дети плавать. Если нет, то все занятия обязаны проводиться по пояс в воде. Не лишне является использование таких средств защиты, как надувные круги и нарукавники. Один или несколько взрослых должны непременно следить за процессом и ни в коем случае не оставлять малышей без присмотра.

Игры на воде появились в давние времена; они были известны еще римлянам. И до сих пор остаются интересным развлечением во время купания, эффективным средством физического развития и закаливания. Во время игр в активную работу включается вся скелетная мускулатура, повышается сердечнососудистая деятельность. Так же как купание и плавание, игры используют для лечения и профилактики различных заболеваний. Он~1 исправляют часто встречающиеся сколиозы (искривления позвоночника), способствуют приобретению хорошей осанки. Детям, подросткам, взрослым - всем доступны игры на воде. Не умеющим же плавать игра поможет преодолеть естественный страх перед водой, воспитать решительность и волю. Многие игры способствуют совершенствованию тех или иных способов плавания.

Перед играми на воде необходимо хорошо разогреть мышцы, сделав на берегу комплекс гимнастических упражнений. Каждое из 4 - 5 упражнений выполняют б - 8 раз. Это вращения руками и кистями рук, приседания на носках, наклоны вперед, вправо, влево, повороты туловища в стороны. Полезно сделать несколько упражнений, имитирующих движения пловца.

Следует уделить внимание и выбору места для игр в водоеме - с ровным дном, без коряг и камней.

Приведенные ниже игры и игровые упражнения на воде рассчитаны как на тех, кто еще не научился плавать (первые две игры), так и на умелых пловцов, имеющих навыки спортивного плавания (следующие игры).

Морской бой
Новички, попадающие в воду, пожалуй, больше всего боятся, когда брызги попадают в лицо. В веселой игре страх легко преодолеть.
Играющие делятся на две команды и выстраиваются двумя шеренгами по пояс в воде напротив друг друга. По сигналу руководителя участники ударом ладоней по воде начинают «обстрел» соперников, направляя на них снопы брызг и стараясь заставить их отступить. Тот, кто повернулся спиной к противнику, выбывает из дальнейшей борьбы. Во время игры не разрешается касаться друг друга руками.
Выигрывает шеренга, в которой игроки окажутся более стойкими и сохранят до конца определенный строй.

Качели и Качалки
Участники становятся парами в воде лицом друг к другу. Глубина - по пояс. Сначала один, держа за руки товарища, делает глубокий вдох и опускается под воду, откидываясь назад.
Партнер тянет своего товарища на себя, затем вдыхает поглубже и тоже опускается в воду. Первый в это время поднимается на поверхность.
В игре «Качалки» игроки становятся спиной друг к другу и берутся под руки. Попеременно наклоняясь вперед, опуская лицо в воду и делая выдох, они поднимают друг друга вверх на спине. Игроку, находящемуся на поверхности воды, не разрешается сгибать ноги и поднимать их вверх.

Торпеды
Участники, разделившись на две команды, распределяются по парам. Игроки ложатся на спину друг против друга, берутся за руки и упираются ступнями. Затем, опустив руки, они быстро прижимают их к телу (или выбрасывают вверх) и в тот же момент, сильно оттолкнувшись ногами, скользят по воде. Выигрывает тот, кто правильно проделал упражнение и проскользил по воде дальше остальных.

Летучая рыбка
В этой игре 5 - 6 человек образуют живой трамплин. Стоя по грудь в воде, они раскачивают, а затем подкидывают своего товарища вперед и вверх, чтобы он приводнился как можно дальше. Затем он возвращается обратно и помогает остальным подбрасывать другого. Трамплин могут образовать и двое участников, взявшись за руки.

Чехарда в воде
Игра проводится на глубине по грудь. Участники встают в колонну по одному на расстоянии 2 м друг от друга. Последний в колонне, подбегая к впереди стоящему и опираясь на его плечи, перепрыгивает через него, а затем ныряет между ногами следующего игрока. Он проделывает эти упражнения, пока не встанет впереди колонны. Чехарду продолжает участник, оказавшийся в колонне последним. Сигнал об окончании игры подает тот, кто ее начинал: он поднимает руку, как только снова становится замыкающим.

Гонка мячей

Команды по 6-8 человек в каждой, расставив ноги на ширину шага, становятся в колонну по одному на расстоянии 3 м одна от другой. Дистанция между игроками в командах около 1 м. Каждая команда имеет свой мяч, который находится впереди стоящих в колоннах. По сигналу руководителя играющие, наклоняясь (голова и плечи в воде), передают между ногами мяч стоящим сзади, которые таким же образом передают его дальше. Когда мяч дойдёт до конца колонны, его передают над головой: каждый игрок прогнувшись принимает мяч от стоящего позади и передаёт игроку, стоящему впереди. Направляющий, получив мяч, снова передаёт его между ногами назад. Выигрывает команда, которая быстрее закончит передачу мяча установленное количество раз. Игрок, уронивший мяч, должен овладеть им и продолжать передачу.

Дельфины

Пластмассовые обручи связывают друг с другом, чтобы образовалась дорожка. Возле каждой такой дорожки из 6-10 обручей выстраиваются в колонны играющие. По сигналу первый в колонне подныривает под первый обруч, а другой обруч преодолевает сверху. Таким образом, то ныряя, то скользя по поверхности, игрок преодолевает всю дорожку. Достигнув противоположного бортика, игрок поднимает вверх лежащий там флажок. Это сигнал второму игроку начать движение вперёд. Руководитель и его помощники следят за тем, чтобы дорожка преодолевалась правильно. Если игрок, не показываясь на поверхности, пронырнёт между двумя обручами, команде начисляется штрафное очко. Победа команде засчитывается в том случае, если она закончила игру первой при наименьшем числе ошибок.

Гонка катеров

Для игры нужны 4 плавательных доски. Друг перед другом выстраиваются, к примеру, две команды, в каждой из которых по 5 мальчиков и 5 девочек. Мальчики - на одной стороне дорожки, девочки- на другой. По сигналу по 2 человека от команды (мальчик и девочка) одновременно начинают заплыв доской вперёд. Их задача - встретиться где-то на полпути и, обменявшись досками, продолжать движение вперёд. Возле противоположного бортика (коснувшись его доской) игроки передают доски вторым номерам, а сами выходят из воды. Завершают эстафету последние номера в колоннах. Выигрывает та команда, которая закончила гонку первой.

Бой на воде

Для игры нужны плавательные доски или резиновые круги по числу игроков. Участвуют две команды, которые различаются по цвету шапочек на голове. Сначала соревнуются пятёрки мальчиков, затем девочек. Перед началом поединков игроки в разных сторонах водоёма занимают на досках положение лёжа или сидя. По сигналу, подгребая руками, играющие сближаются. Подплыв друг к другу, каждый старается улучить момент и ловким движением стащит соперника в воду. Однако в случае промаха нетрудно и самому, потеряв равновесие, оказаться в воде. Кого настигнет такая участь, выбывает из борьбы. Выигрывает пятёрка игроков, которая к концу боя на воде сохранит на досках больше своих участников. Игру можно проводить как на время (5-8 мин), так и до полной победы одной из команд.

За мячом в воду

Участвуют две команды, которые устраиваются на берегу или на бортиках бассейна лицом к воде. В руках у первых номеров - резиновые мячи средних размеров. По сигналу ведущего они бросают их вперёд, а затем прыгают в воду и плывут к мячам. Но не к своему мячу, а к мячу, который бросил противник. Достигнув мяча, игрок плывёт с ним (ведя перед собой) к месту построения команд и передаёт в руки второго номера. Приплывший первым получает для своей команды одно очко. Таким образом, чтобы победить, надо не только хорошо плавать, но и далеко бросать мяч. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Мяч за черту

Игроки двух команд входят в воду и выстраиваются у противоположных бортиков бассейна лицом к середине. Бортик является для них в игре линией дома, который они защищают. Руководитель бросает мяч на середину между командами. Игроки плывут к нему и, завладев мячом, начинают перебрасывать между собой, стараясь не отдать его противнику. Задача состоит в том. Чтобы приблизиться к дому противника и коснуться мячом бортика бассейна. На открытом водоёме поле для игры ограничивают поплавками, дорожками из поплавков. Игра длится 10 минут. Выигрывает команда, сумевшая большее числа раз коснуться мячом дома противника

Морской бой

Стать лицом друг против друга на расстоянии полутора-двух шагов, каждый играющий брызгает водой в партнера. Проигрывает тот, кто первый начнет вытирать лицо руками или повернется к партнеру спиной.

Сосчитай

Встать парой друг против друга. Один, приседая, погружается в воду и открывает глаза. Другой показывает ему под водой (на расстоянии 30-40 см от глаз) разное количество пальцев. Поднявшись из воды, отгадывающий говорит, сколько пальцев он увидел. Затем отгадывает партнер.

Надень круг

Положить перед собой резиновый круг и, сделав вдох, погрузиться в воду так, чтобы, вставая, надеть круг на голову.

Весы

Встать парой спиной друг к другу, продев руки под локти партнеру. Каждый, поочередно наклоняясь вперед, отрывает партнера ото дна, опускает свое лицо в воду и делает выдох. Находящийся над водой не должен сгибать и поднимать ноги.

Кто прыгнет выше

Поднять руки в стороны ладонями вниз. По команде подпрыгивать вверх, отталкиваясь ото дна ногами, делая одновременно движения руками вниз в воду, тем самым помогая толчку.

Самая быстрая пара

Разбиться на пары (первые и вторые номера) и занять место на старте. Вторые номера встают за первыми.

Самая быстрая тройка

Разбиться на тройки. Двое держат палку (длиной около метра) за концы, третий, стоящий позади, - за середину. По сигналу двое крайних начинают шагать по дну вперед, третий ложится на воду и работает ногами кролем. Выигрывает тройка, первой достигшая финиша. Итог подводят после трех попыток, чтобы все участники смогли поменяться местами.

Торпеды

Исходное положение на финишной прямой для скольжения на груди. По сигналу сделать вдох, задержать дыхание и, сильно оттолкнувшись ото дна, скользить вперед, двигая ногами кролем. Место, где играющий встал на дно или поднял голову для вдоха, считают его финишем.

Этафета с мячом

Выстроить две команды в колонну по одному, на 2- 3 шага одна от другой. Дистанция между игроками в колоннах - 1 шаг, положение ног-шире плеч. У стоящих впереди (капитанов) в руках мяч. По сигналу капитана наклониться и передать между ног мяч стоящему сзади, тот передает мяч дальше. Последний, получив мяч, бежит с ним к возглавляющему колонну, и игра возобновляется. Побеждает команда, капитан которой первым встанет во главе колонны.

Карлики-великаны

Дети стоят по пояс в воде. Ведущий дает сигнал, выкрикивая слово: «Карлики!». Все садятся в воду. За сигналом: «Великаны!» - все игроки подпрыгивают вверх. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался.

Рыболовы

Игроки делятся на рыболовов (два человека) и рыбок. Рыбаки берутся за руки, за сигналом ведущего, бегут за одной из рыбок, стараясь окружить ее со всех сторон. Пойманная рыбка стает рыбаком и присоединяется к ним, образуя таким образом длинные сети. Ловцам нужно крепко держаться за руки, потому что разорванными сетями рыбу ловить нельзя. Игра заканчивается тогда, когда все рыбы будут выловлены.

Тюрина Оксана Николаевна, инструктор по физвоспитанию МБДОУ №54 “Искорка” г. Набережные Челны

Игры в воде

Роль игры в занятиях с детьми трудно переоценить. Всякий раз, когда возникает какая-либо проблема в освоении новых движений, игра может быть единственным средством для решения этих проблем. В игровой ситуации ребёнок, не задумываясь, выполнит то движение, которое по каким-то причинам не мог решиться выполнить осознанно. На этапе подготовительных упражнений обучения плаванию для некоторых детей одним из трудных моментов является упражнение «погружение». Чтобы решить данную проблему, учитывая возраст ребенка, можно придумать нес­колько вариантов игр на тему «погружение». Занятия в воде с детьми по программе общего оздоровления могут включать в себя элементы подготовки к освоению подготовительных упражнений программы обучения плаванию. Например, игры типа: «Котёнок умывается»; «Летний дождик»...

Игра «Поливаем цветочки». Каждый ребёнок называет себя каким-либо цвет­ком. Дети находятся в воде. Даётся команда: «поливаем цветочки!» Зачерпнув ладонями воду, ребёнок льёт её себе на голову. Увидев, что кто-то из детей не выполняет упражнение, преподаватель говорит: «колокольчик засыхает! Полей его, пожалуйста!» (Ребёнок может «ощущать» себя и Сашей и «колокольчиком» одновременно!)

Даже в таких простых играх преподаватель должен активно участвовать в игре, используя свою роль, активизировать фантазию детей, поощряя похвалой всех и каждого, включая в игру неожиданные элементы. Дети с удовольствием войдут в роль котят, когда услышат, например: «как хорошо умывается беленький котёнок! А ты чёрненький котёночек, вымой свой носик! Какие чистые котята! Какие молодцы!» Играя с детьми в игру «Летний дождик», преподаватель в какой-то момент говорит: «Смотрите! Радуга» и поднимает над головой сплетённые цветные шнуры. В игре «Поливаем цветочки» преподаватель «любуется цветами»: «Какой прекрасный тюльпан! Полей его ещё!» Получить ожидаемый результат, используя в занятиях игры, возможно только в том случае, если дети увлечённо, с интересом будут выполнять все действия и будут получать от этого удовольствие. Познакомив детей с несколькими играми, их можно использовать в занятиях в любой последовательности, несколько раз, чередуя с любыми движениями. Например, можно организовать игру «Весёлые зайчата». Дети стоят на дне бассейна, преподаватель говорит: «Вы все − зайчата! Вышли погулять на лужайку. Поскакали!» Дети, согнув руки к груди, передвигаются по дну прыжками.

Преподаватель: «Бабочки летают». Дети изображают бабочек. «А вот жучки умываются». Дети умываются. «Цветочки на лугу засыхают! Польём цветочки!» Дети поливают «цветочки». «Дождик пошёл!» В заключение говорит: «Какие славные зайчата! Как они замечательно погуляли!» Пятилетним детям уже можно предложить игры, в которых содержится упражнение «погружение». Но прежде чем начать игру, обучить всех детей упражнению «задержка дыхания». 3атем на бортике он обучает детей выполнению упражнения «погружение». Если в группе хоть один ребёнок сможет выполнить упражнение, то погружение можно включать в игры. Следует помнить, что данный элемент игры выполняется исключительно по личному желанию каждого ребёнка!

Игра «Кто хочет зайти в гости к утке?» Передвигаясь прыжками (или шагом) от одного бортика к другому, дети могут «зайти в гости к утке». Домик утки − это плавающий обруч на поверхности воды. Чтобы зайти в него, необходимо выполнить вдох, задержать дыхание, присесть около обруча и встать внутри него. Затем таким же образом выйти из домика утки и продолжить движение к бортику. Обруч нельзя трогать руками. Кто-то из детей захочет зайти в гости к утке, а кто-то просто будет передвигаться от одного бортика до другого. Всякий раз похвалой отмечать тех, кто зашёл к утке в гости. Не осуждая тех, кто не готов ещё выполнить погружение, препо­даватель подчёркивает: «Утка всех рада видеть у себя в гостях!» Тем кто «заходил в гости к утке», в конце занятия можно вручить подарок от утки (например, трафареты с изображением утки) .

Игра «Ниагарский водопад». В начале занятия преподаватель коротко рассказывает детям о горах, о том что в горах реки образуют водопады, большие и маленькие. В брызгах водопада бывает красивая радуга. Можно искупаться, встав под струю водопада. Сегодня на занятии тоже будет водопад! В бассейне на бортике преподаватель готовит ведро с водой из бассейна. Дети по дну бассейна передвигаются вдоль его бортиков, а когда подходят к месту, где стоит преподаватель, он со словами «Кто хочет искупаться под водопадом, подходи!» льёт из ведра воду небольшой струйкой. Можно дать ведёрки каждому ребёнку, чтобы у всех был водопад.

Пусть каждый придумает название своему водопаду. Обратить внимание детей на то, что поливать можно только себя. Не должно возникать ситуации, что кто-то поливает ребёнка, когда он ещё не готов к таким действиям!

Игры помогают преподавателю создать ситуацию, когда в сознании ребёнка появляется ощущение, что не его учат, а он сам учится, он хочет научиться выполнять конкретное действие, он хочет научиться плавать!

Планируя проведение игр в занятиях, преподаватель должен предусмотреть все детали организации передвижений детей в воде, предусмотреть все меры безопасности жизни и здоровья детей. Играющие дети не всегда способны контролировать своё поведение и адекватно реагировать на обстановку. Он должен чётко представлять все возможные варианты развития событий в сценарии игры, чтобы при необходимости вовремя вмешаться и не допустить нежелательных ситуаций.

Дети 6-7 лет начинают осваивать программу обучения плаванию. Когда часть детей из группы освоит упражнение «погружение», можно предложить им игру «Спящий крокодил». Можно внести в неё элемент соревнования. Перед началом игры преподаватель напоминает, что перед погружением в воду необходимо выполнить вдох и задержать дыхание.

Описание игры. Поверхность воды детского бассейна перегораживается поперёк разделительной дорожки с поплавками. На бортик, где закреплён один из концов дорожки, кладётся изображение головы крокодила (вырезается из бумаги или другого материала) , на противоположный бортик − изображение хвоста крокодила.

Дети должны перебраться от одного бортика (от одного «берега») до другого, «не разбудив крокодила», то есть, не коснувшись дорожки ни руками, ни головой (при погружении) .

По команде преподавателя дети идут по дну бассейна в сторону противоположного бортика, подходят к разделительной дорожке (к «крокодилу») , выполняют упражнение «погружение» (задерживают дыхание, приседают, погружаясь в воду, и встают с другой стороны дорожки) . Затем они продолжают движение к бортику по дну.

Организация игры. (до 5 человек) .

Около «головы крокодила» расположены три «корзины» (три любые емкости) . Две корзины пустые, одна наполнена «яблоками» (небольшими мячами или шариками) . Одна пустая корзина принадлежит «крокодилу», другая − детям. Если кто-то из детей, выполняя упражнение, дотронулся до дорожки («разбудил крокодила») , «яблоко» кладется в корзину «крокодила». Если ребёнок выполнил упражнение («не разбудил крокодила») , то «яблоко кладётся в корзину детей. Продолжительность игры зависит от количества «яблок». Корзина с «яблоками» опустела − игра закончилась. Воспитатель подсчитывает: сколько «яблок» отдано «крокодилу», сколько «яблок» в корзине у детей?

Занятие с большой группой детей (от 8 человек) .

Дети разделены на две команды (например, «Отважные» и «Смелые») . На бортике около «головы крокодила» находится корзина с «яблоками» и три пустые корзины («крокодилу», «Отважным» и «Смелым») . По команде «Отважные» (например, 4 человека) начинают движение к противоположному бортику. Если все дети успешно выполнили упражнение, то 4 «яблока» кладётся в их корзину, если, например, двое «разбудили крокодила» (дотронулись до дорожки) , то 2 «яблока» кладутся в корзину «крокодилу», 2 яблока кладутся в корзину «крокодилу», 2 яблока кладутся в корзину «крокодилу», 2 яблока кладутся в корзину «Отважных». Затем то же самое выполняют «Смелые».

В конце игры по количеству «яблок» определяется победитель.

Сколько занятий играть в данную игру? Столько, сколько необходимо времени, чтобы все дети научились погружаться в воду. Сегодня разделительная дорожка − это «спящий крокодил», завтра − «спящая рыба», в следующий раз «собака такса». Чем интереснее занятия, тем успешнее освоение новых движений.

Соединив несколько плавающих на поверхности воды обручей, можно организовать игру «Ходим в гости».

Каждый обруч является чьим-то домиком, в который можно попасть, погрузившись в воду. Haпример, красный обруч − домик утки (можно положить на поверхность плавающую игрушку) , синий обруч − домик дельфина. Дети, передвигаясь по дну бассейна и выполняя упражнение «погружение», входят в «домик» (приседают, погружаясь в воду, и встают внутри обруча) . Затем таким же образом выходят из «домика» (из обруча) , попадая в следующий «домик» (в обруч) . Обручи нельзя трогать руками. Необходимо напоминать детям, что перед погружением в воду нужно выполнить вдох и задержать дыхание. Перед тем как идти в гости, дети, находясь на бортике, маршируют на месте и хором поют пару строк из песенки Вини-Пуха: «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро! Парам, парам, бурум, бурум! На то оно и утро!»

Игра «Водолазы». Погружение в воду (и передвижение под водой с выполнением произвольных движений) с целью собрать со дна игрушки тоже можно превратить в игру. Ставя перед детьми различные задачи (собрать предметы одного цвета, или формы, или размера) , преподаватель может достаточно долго поддерживать интерес детей к конкретной игре, решая при этом сразу несколько проблем. Например, чтобы собрать игрушки определённого цвета или формы, необходимо погрузиться в воду и открыть в воде глаза.

Игры, используемые в занятиях по обучению плаванию, предъявляют к преподавателю особые требования.

Во-первых, преподаватель должен быть «артистом», он должен отлично знать и представлять весь сценарий игрового занятия, помнить свой «текст». Ему необходимо руководить игрой и при этом быть мысленно и участником событий. Весь настрой занятий, интонации, эмоции, действия преподавателя должны планироваться заранее. Дети должны чувствовать, что не только они верят, что это не дорожка, а «крокодил», но и преподаватель тоже уверен в этом.

Во-вторых, не следует забывать, что правила игры надо объяснить коротко, акцентируя внимание на основном. Например, в игре «спящий крокодил» преподаватель говорит детям: «Это спящий крокодил. Вы должны перейти от этого бортика к тому, не разбудив крокодила. Его нельзя трогать руками и задевать головой. Подошёл, присел и встал с другой стороны. Первый раз можно провести игру без «яблок». Затем он добавляет: «В корзине − яблоки. Сколько детей разбудят крокодила, столько яблок отдаём ему». Этих объяснений вполне достаточно. Дети знают, что должны делать. Когда придёт момент делить «яблоки», преподаватель, перекладывая «яблоки» в корзины, комментирует: «В команде «Смелых» двое «разбудили крокодила», поэтому 2 «яблока» отдаём «крокодилу». Двое не потревожили «крокодила», 2 «яблока» положим в корзину «Смелым». Дети по ходу игры поймут принцип подсчёта «яблок».

Дети любят играть в понравившиеся им игры. Это можно использовать в занятиях по обучению плаванию. Освоив упражнение «погружение», дети должны освоить упражнение всплывание. Все игры, помогающие освоить данное упражнение, имеют элемент «всплытия» (упражнение можно назвать «поплавок» или «мяч») . Простые упражнения типа «Чей мяч лучше?», «Какой мяч дольше пролежит па поверхности?». Не следует забывать, что обучение проходит вначале на бортике, а затем в воде.

В игре «Путешествие по озеру, где живёт крокодил» используется инвентарь предыдущих игр. Знакомый детям «спящий крокодил» лежит на бортике. Дети находятся в воде. По команде они начинают передвигаться по дну от одного бортика к другому. Когда дети пройдут несколько шагов, преподаватель, приподнимая над бортиком «голову крокодила», говорит: «Крокодил просыпается! Все превратились в «мяч»! Дети выполняют упражнение «всплывание». Затем дети продолжают движение вперёд. Игра продолжается. Игру можно усложнить. Преподаватель может давать команды, рассчитанные на выполнение различных упражнений: «Крокодил просыпается, все спрятались!» − дети выполняют упражнение «погружение». .. Несколько обручей на поверхности воды позволят внести в игру новый элемент. Преподаватель говорит: «Крокодил просыпается! Все спрятались в домиках!» Дети, выполнив упражнение «погружение», оказываются в середине обручей.

Можно предложить детям выполнить упражнение «всплывание», стоя в середине плавающего на поверхности воды обруча, назвав такую игру «Подари утке мяч». Каждый ребёнок «приходит к утке в гости» (выполняет «погружение») и дарит ей «мяч» (всплывание) . Несколько плавающих обручей, соединённых вместе, могут быть использованы в игре «Подарок другу». В каждом обруче находится небольшая плавающая игрушка (рыбка, кукла. ..) ; ребенок выбирает, кому подарить мяч, и в соответствующем обруче выполняет «всплывание».

Игра может быть составной частью занятия, возможен вариант, когда все занятия проходит в игровой форме (учитывается цель, задачи каждого конкретного занятия) .

Организуя игры, обеспечить каждому ребёнку возможность самостоятельно регулировать свои действия в воде. Не следует включать в занятия такие элементы игр, в которых несколько детей держат друг друга за руки. Не должно быть ситуаций, когда ребёнок толкает (даже если непреднамеренно) другого или пытается погрузить его в воду. Всякое неожиданное движение ребёнка в таких случаях может вызвать негативные эмоции, значительно затруднив процесс обучения плаванию! Сам процесс обучения плаванию должен быть интересен детям. Необходимо регулярно отмечать успехи каждого ребёнка и напоминать детям, чему они уже научились, какие упражнения освоили, что предстоит узнать и чему предстоит научиться на следующих занятиях.

Освоив упражнение «лежание» («звёздочка») , дети могут выполнять его в играх, используя сюжет «морские звёзды». Например, в игре «Море». Дети стоят в воде, преподаватель говорит: «На море ветер! Поднимаются волны!» Дети руками создают у поверхности воды «волны». Затем преподаватель говорит: «На поверхности моря появляются морские звёзды», дети выполняют упражнение «лежание». Как и в предыдущих играх, данное упражнение можно использовать в сочетании с другими упражнениями.

Игра «Корабли» может быть включена в занятие, когда дети освоят упражнения «скольжение на груди, на спине». Каждый ребёнок превращается в «корабль», который выходит в море. Какой корабль дальше уплыл?

Кроме обучающих игр, в занятия нередко включают общеразвивающие игры. Часто такие игры имеют элемент соревнования. Например, в игре «Почтальон». По команде преподавателя дети, находясь в воде, берут с бортика «письма» (маленькие плавательные доски или другие предметы) . Передвигаясь по дну, они относят «письма» по адресу (на противоположный берег) , стараясь как можно быстрее добежать до «адресата». Вариантов игры «Почтальон» множество. Например, можно менять способ передвижения (шагом, бегом, прыжками) и количество раз доставки «почты».

Детям нравятся игры с мячами. Для занятий в воде подходят лёгкие, надувные мячи. В игре «Наведём порядок» можно использовать не только мячи, но и другие надувные игрушки. 8 детей, разделенные на две команды − «Ловкие» и «Умелые». Одна команда (4 человека) находится в воде около одного бортика, другая команда − около противоположного бортика. По середине бассейна поперёк натянута разделительная дорожка с поплавками. На воде на каждой половине бассейна плавают по 5-6 мячей или надувных игрушек. По команде преподавателя дети начинают передвигаться по дну на своей половине бассейна и перекидывать мячи (или игрушки) на сторону соперника, стараясь очистить свою площадку. Когда в игре наступает момент, что все мячи оказались на одной площадке, преподаватель подаёт сигнал окончания игры. Побеждает та команда, которой удалось «навести порядок», перебросав все мячи на сторону соперника. Надо заметить, что эта игра заставляет детей активно двигаться, и поэтому дети способны проявлять интерес к ней определённое время (до появления чувства утомления) . Когда дети начинают менее активно двигаться, даже если не было момента, что все мячи оказались на одной стороне, игру следует закончить. Преподаватель объявляет, что игра закончилась вничью, и хвалит всех за интересную игру. Если над водой протянуть канат, дети могут через нее перебрасывать мячи друг другу.

Игра «Арбузовоз». Каждый ребёнок − корабль, который перевозит арбуз с одного берега на другой. «Арбуз» − живот ребёнка. Важно, чтобы при передвижении в воде способом кроль на спине живот находился у поверхности воды (а не погружался в воду) . Проплыл ребёнок от бортика до бортика правильно − он довёз «арбуз», опустил живот ниже уровня поверхности воды − не довёз. Если организовать соревнования двух команд, то побеждает та команда, которая привезёт большее количество «арбузов».

При обучении движениям ног способом брасс можно ввести в сюжет занятий нового персонажа − «Лягушонка», поскольку движения ног пловца похожи на движения задних лап лягушки.

Используя приобретённые навыки, дети могут передвигаться от бортика к бортику как «арбузовозы», как «лягушата». Например, дети стоят в воде: четверо у одного бортика, они − «арбузовозы», четверо у другого, они − «лягушата». Команда: «Поплыли «арбузовозы». Дети выполняют упражнение. Когда четверо доплывают до противоположного бортика, звучит следующая команда: «Поплыли «лягушата»! Другая «четвёрка» выполняет своё упражнение.

Даже на этапе совершенствования спортивных способов плавания дети с удовольствием будут изображать «медвежонка, плывущего к Айболиту, Выполняя движения кролем на груди ногами и одной рукой. Преподаватель: «Медвежонок залез лапой в улей за медом, а пчёлы покусали ему лапу. Больная лапа лежит на поверхности воды, медвежонок гребёт другой лапой».

Дети, умеющие передвигаться в воде, на всех этапах обучения и совершенствования охотно играют в сюжетные игры, в игры с мячом, в игры, содержащие соревновательные элементы.

Даже простые на первый взгляд игры станут для детей значительно интереснее, если внести в игру неожиданный элемент. Например, если в водный баскетбол (над водой подвешиваются кольца) или водное поло будут играть не просто команды детей, а «сборная страны» и «сборная города», игра будет иметь новый эмоциональный оттенок.

Преподаватели, работающие с детьми, не должны забывать, что игры являются обязательной составляющей частью любого образовательного процесса, тем более, когда речь идёт о физической культуре. В каждом конкретном случае преподаватель выбирает, придумывает игру с учётом своих и детских интересов и возможностей. Важен принцип построения игры, важна идея и творческий подход каждого педагога к каждому ребёнку!

Бассейн в детском саду, где стабильность групп позволяет преподавателю планировать количество занятий для каждой группы и каждого ребёнка на год или несколько лет, безусловно, имеет преимущество перед городскими бассейнами. Именно этим обстоятельством должен руководствоваться преподаватель, работающий в детском учреждении с бассейном, включая в занятия не только обязательные упражнения по обучению плаванию, но и значительное количество игр. Положительные эмоции, интерес к занятиям, в которых присутствуют игры, помогут сориентировать ребёнка и его родителей на регулярные занятия плаванием длительное время.

Правила:

  • участие принимает любое количество детей: чем больше, тем интереснее;
  • принимать участие могут только те дети, которые обладают необходимыми навыками плавания;
  • игру проводят в воде (водоем или бассейн), где достаточно много места;
  • игру покидают те участники, которые ведут себя в воде неуважительно или агрессивно по отношению к своим товарищам;
  • за ходом игры наблюдает педагог или тренер, он же решает, кто нарушил правила.

Как играть:

Для начала определяется участник, который будет исполнять роль рыбака, посредством жеребьевки. Ему придется держаться на определенном расстоянии от других участников. Они, в свою очередь, могут плавать, ходить, в общем, передвигаться как угодно, но не пересекая заранее отведенное для них расстояние от берега (в зависимости от высоты воды). Когда в самый неожиданный момент тренер говорит "Ловись рыбка", игрок, исполняющий роль рыбака, стремится "осалить" кого-то из игроков. Если же он не достиг своей цели, то остается на этой должности еще. Игрок, который все же попался, становится водящим. По итогам выбирается участник, который стал самым ловким рыбаком и "поймал" наибольшее количество игроков.

Правила:

  • интересно играть большой компанией;
  • принимать участие могут только те дети, которые хорошо плавают и умеют правильно нырять;
  • игру проводят в воде (водоем или бассейн), где достаточно много места.

Как играть:

Сначала определяется участник, который станет целью для других игроков. На руку ему одевают веревочку с колокольчиком, остальные одевают очки для плавания, через которые ничего не видно. Можно, например, заклеить стекла темной непрозрачной изолентой или придумать что-то другое. Все участники погружаются воду, и по сигналу тренера они должны поймать участника с колокольчиком. Победителем становится тот, кто выполнил поставленную задачу.

Правила:

  • количество игроков должно быть от 5 и более;
  • игроки должны обладать первоначальными навыками перемещения в воде;
  • игру проводят в воде (водоем или бассейн), где достаточно много места и мелко;
  • для игры потребуется мяч.

Как играть:

Сначала методом жеребьевки определяется участник, который будет ловить мяч. Остальные игроки образуют большой круг и начинают бросать его друг другу, минуя выбранного участника в центре. Если водящий ловит мяч, то тот, кто по ошибке дал ему пас, становится на его место. Игра продолжается до того момента, пока участники не устанут. Побеждает тот игрок, который реже всех был в роли водящего, и, следовательно, давал более точные подачи своим товарищам (момент с жеребьевкой в счет не идет).

Правила:

  • количество игроков должно быть от 4 и более, и непременно четное число;
  • соревнование проводится в воде, где много места и довольно мелко (бассейн, огороженный водоем);
  • за ходом игры следит педагог или тренер;
  • заранее определяется маршрут соревнования и отметка финиша.

Как играть:

Сначала методом жеребьевки участники делятся на пары. В каждой паре первый игрок ведет за собой второго и может передвигаться по воде любым способом (пешком или вплавь). А второй участник может только держаться, при этом не совершая никаких движений в воде. Тренер наблюдает за соблюдением всех правил участниками, подает сигнал "На старт!" и фиксирует самую быструю пару, которая и становится победителем.

Правила:

  • принимает участие любое количество детей, но в большой компании интереснее;
  • игра проводится на берегу реки или моря, где комфортное и безопасное дно;
  • за ходом игры следит педагог или тренер, который определяет лучшего "лягушонка".

Как играть:

Все игроки выстраиваются в ряд на берегу, и по сигналу тренера они должны передвигаться путем прыжков, количество которых определяется заранее и зависит от условий водоема и возраста участников. Выполнив необходимое количество прыжков, игроки останавливаются. Тот из них, кто оказался дальше от берега, становится лидером.