Дикие случаи дедовщины в са. В каких войсках была самая страшная дедовщина в ссср? ← hodor

В одних армейских частях дедовщины было совсем немного, в других – это явление заполняло собой все пространство. Особенно этим славился стройбат, который традиционно во все времена занимал первую ступень печального рейтинга человеческого унижения в советской армии.

Начало

В истории неуставных отношений в советской армии первый официальный случай был зафиксирован в 1919 году, когда трое старослужащих из 30-й стрелковой дивизии забили до смерти новобранца Юрия Куприянова, который отказался в категорической форме выполнять указания, касающиеся проведения каких-то ежедневных обязательных работ. После этого почти больше полувека никаких официальных сообщений, касающихся неуставных отношений в прессу не проникало. И лишь в конце 60-х годов вернувшиеся со службы из армии люди могли рассказать о творящихся несправедливостя х.

Причин возникновения дедовщины несколько. Во-первых, из армии не были уволены солдаты, прошедшие Великую Отечественную войну и они пользовались авторитетом и популярностью на законных основаниях по сравнению с новобранцами, которые в войне не участвовали, «пороха не нюхали».

Но самый расцвет этого явления пришелся на конец 60-х годов XX века, когда 12 октября 1967 года вышел новый закон « О всеобщей воинской обязанности», ставшим последним законодательным актом СССР в этой сфере. Был уменьшен срок прохождения воинской службы: в сухопутных войсках отныне должны были служить не три, а два года, на флоте срок службы сократили с четырёх до трёх лет.

Две социальные волны – старослужащие, озлобленные тем, что новобранцам посчастливилось служить меньше, а им пришлось отслужить на год больше, столкнулись в прямом смысле лбами. Обиду вымещали на новичках.

Уголовники в войсках

Также по данному приказу вводилось еще одно новшество. И з-за недобора призывников в армию – Великая Отечественная война образовала огромный демографический провал – стали призывать лиц, имеющих судимость. Это решение Политбюро ЦК КПСС основывалось на том, что в армии должно было служить около пяти миллионов человек, а на самом деле количество солдат было сокращено на треть.

До этого момента в армию уголовников не призывали. Это стало одной из главных причин возникновения новых уголовных явлений в армейской среде.

Командиры отдали власть

На начальных этапах отцы-командиры не предали этому явлению большого значения из-за отсутствия опыта борьбы с новоявленными дедами, а когда в ротах и частях постепенно власть захватили в свои руки бывшие уголовники и новоявленные деды из солдатской среды, было уже поздно что-либо предпринимать. Так постепенно возникло одно из самых жестоких морально-психоло гических мучений новобранцев, получившие название «дедовщина».

Еще одной из главных причин этого явления - использование в обычной жизнедеятельност и не по уставу бесплатного труда солдат.

Службы тыла – больше всего пораженные дедовщиной

Как раковая опухоль дедовщина распространилась во всех подразделениях Советской армии. Наибольших размеров она достигла в так называемых частях тыла.

На первом месте - военно-строитель ных войсках, относящиеся к Минобороны и Министерству среднего машиностроения. Основная часть личного состава здесь была из кавказских республик: в батальонах иногда численность солдат доходила до 90%. В своих воспоминаниях бывшие солдаты – некоторые из них стали знаменитыми писателями – смогли рассказать всю правду. Характерный случай - один из новобранцев с самого первого дня службы в стройбате не понравился одному из старослужащих и стал его унижать – подзатыльники, удары ниже спины, зуботычины стали обычным делом. Наконец, солдат не вытерпел и прижал своего мучителя к стенке, пообещав пырнуть его острой отверткой. На время дед отступился от молодого солдата, но стал натравливать на него других. Иногда такие конфликты доходили до расстрельных дел.

Рейтинг частей с дедовщиной

Это вполне объяснимо – в этих войсках настоящим военным делом, по сути, не занимались. Более того, стройбаты в одно время даже решили упразднить, так как они позорили честь и достоинство армии.

На втором месте стояли в советской армии железнодорожные войска. Они также причастны к самому высокому уровню проявления дедовщины.

На третьем месте - автомобильные батальоны, которые стали не меньшим рассадником неуставных взаимоотношений.

Даже процесс перехода из новобранца в категорию дедов мог стать смертельным. Так это произошло с рядовым автомобильного взвода Алексеем Киселевым из далекого донского хутора, который отслужил год и был обязан пройти процедуру «крещения» в деды. Его земляк нанес ему символический удар в сердце с такой силой, что от него Киселев скончался, не дождавшись медицинской помощи. Это стало трагедией для донского села, вера в армейскую дисциплину была невозвратно подорвана. Так постепенно в советское общество стала проникать информация о страшных порядках в автобатах, стройбатах и железнодорожных войсках.

Внутренние войска печально прославились после громкого дела рядового Сакалаускаса, который в порыве мести за свое изнасилование расстрелял восемь человек из своей роты.

Степень добра и зла

В перечисленных войсках по сообщения военных прокуроров СССР и было больше всего случаев разнузданного издевательства. Изощрения, которые придумывали не занятые и не утомленные настоящей воинской службой солдаты, придумывали всякие разные, придавая им на воровском жаргоне разные клички. Электрический стул – через тело привязанного солдата пропускали ток, прыганье под столом – все эти и многие другие издевательства имели свои обидные названия, которыми впоследствии понукали новобранцев.

Официальной статистики потерь на этой невидимой войне под названием дедовщина в Советском Союзе широкой огласке не предавалось, да и сегодня в открытом доступе точных цифр убитых в результате неуставных отношений не имеется. Как не имеется статистики душевных потрясений, которые переживал обычный советский новобранец, попадая в новую систему измерений добра и зла.

Казалось бы избитая тема. Тем более, что затрагивать СССР, когда и страны такой уже нет. Но я служил именно в то время, поэтому и говорить буду про то время. Нет, я не собираюсь плакаться, тем более, что относительно других солдат находился в несколько привилегированном положении. Я был инструктором и, в добавок, кстати, весьма весомый, комсоргом роты. Да и пришёл я в часть из учебки после девяти месяцев службы. Девять месяцев уже совсем не мало. Да и комсоргом роты меня поставили уже на другой день по прибытии. Честно скажу, много ужасного пришлось наслушаться о жизни в частях. Такие разговоры оказались весьма кстати. Не потому, что подготовили психологически к встрече с грубой реальностью, но потому, что дали некоторое представление о ней.
До армии мне пришлось поработать на стройке, в комплексной бригаде, где были в основном бывшие уголовники. Бригадир, например, отсидел более десяти лет. И вот как то во время обеда наш бригадир вскользь упомянул о заградительных отрядах НКВД, действовавших во время войны. Не скажу, что я был идеалист романтик. Мне в детстве бабушка рассказывала о временах революции такие вещи, которые в те годы нигде не упоминались. Имел представление я и о жестокостях, творимых в наших лагерях. Это я уже смог услышать в раннем детстве в беседах, возвращавшихся из мест заключения зеков, с моим отцом. Жили мы в подвальном помещении в одной комнате. В морозы мне разрешалось оставаться дома, а мужчины говорили шёпотом. Но, кое-что долетало и до моих детских ушей. Страшные вещи узнал. И всё же, когда услышал впервые про заградительные отряды, то, отнёсся к этой информации весьма критически. Просто очень неожиданной была эта информация. Никогда я раньше не слышал о таких отрядах. Это ведь была совершенно закрытая в СССР тема. Но, попав в стройбат, я, в первый же день, вспомнил слова нашего бывалого бригадира и теперь уже нисколько не сомневался в существование заградительных отрядов. Меня поразила побудка, которая производилась до положенного распорядком подъёма. «Черпаки», то есть те, кто уже прослужил более полугода, гоняли по «взлётке», попросту говоря промежутку между двухъярусными койками, «солобонов», то есть тех, кто не прослужил ещё и полугода. Гоняли пинками, ремнями, заставляя тех мыть полы. «Солобоны» совершенно не сопротивлялись, относясь к утреннему мытью казармы как к нечто само собой разумеющемуся. Некоторые могут сказать, что стройбат не армия. Да, не армия, нас там даже обращению с противогазами не обучали. Но в армии были не менее жесткие порядки. Вспомним хотя бы известного маньяка Чикатило. Ведь он служил в войсках КГБ, где его и сделали педиком. Но, не отвлекаясь, продолжу о том, чему сам был свидетелем. Остановились мы на побудке, утренней уборки казармы. И вот, когда я глядел на согнувшихся в три погибели «солобонов» с тряпками в руках, которых сзади старательно подгоняли «черпаки», я и вспомнил разговор про заградительные отряды. Конечно, не сразу я начал систематизировать происходящее. Может быть, и мыслей то никаких особых поначалу не было, одно любопытство от увиденного. Неприятное, надо сказать, зрелище. Одни скоты гонят по казарме других, которые мечтают через несколько месяцев очутиться на месте погонял. Может быть, некоторых покоробило слово скоты? А как иначе можно назвать людей, которые рабски выполняют чёрную работу, а другие играют роль усердных надсмотрщиков, боясь, как бы «старички» или не дай бог «дедушки» не обвинили их в мягкосердии. Да и потом, по роду своих обязанностей я невольно стал циником. Ведь мне приходилось постоянно выпускать боевые листки, ротную стенную газету, проводить комсомольские собрания, выступать на различных конференциях как комсомольскому работнику. Бороться с явлением я, разумеется, не мог, а вот презирать эту систему в душе было вполне доступно. С одной стороны болтовня о товариществе и солдатском братстве, а с другой стороны слышать ежедневные окрики типа «ей, ашна, давай побыстрее; ей, ашна, а ну быстро надраил сапоги заслуженному дедушке; эй, Иванов, Петров, Сидоров, принесёшь мне чаю с бутербродом сюда в постель, да чтобы масла побольше». По сути дела вся жизнь строилась, как я понимаю, по уголовному принципу. Только вместо блатарей всем заправляли старослужащие. Вернее не старослужащие, а офицеры через старослужащих. Интересная, кстати, картина. В увольнение ходили именно наиболее рьяные погонялы, те, кто усердно «держал дисциплину». Именно так это называлось. Я служил в Московском военном округе, вероятно поэтому, у нас не было криминала, то есть не избивали до потери сознания, не было половых извращений, то есть не было педиков. Тем, кто служил в очень дальних гарнизонах, повезло гораздо меньше. В принципе у нас вообще не было избиений как таковых. Били более для острастки, стараясь, чтобы оплеухи были звонкими, психологически устрашающими. Лишь однажды рядовому Бабаеву сломали бедро сапогом во время утреннего мытья полов. Он потом, недели две ходил загибаясь, пока его не отправили в госпиталь, где и обнаружили перелом. Почему не отправили раньше? Да какой же командир из-за синяка будет отправлять рядового в госпиталь. К тому же все думали, что Бабай попросту симулирует, чтобы не мыть полы, отчего парню попадало ещё больше. Но это, повторяю, был единичный случай. В основном всё было чинно и спокойно. Даже изъятие солдатской зарплаты в сумме трёх рублей восьмидесяти копеек происходило без эксцессов. Просто старички стояли возле двери командира роты и по выходе получившего свои гроши рядового, у него тут же отбирали деньги. Иногда, для устрашения кто-нибудь из старослужащих держал в руках нож. Но никто никогда им не воспользовался. Да и зачем? Легче отдать эти несчастные три рубля. Зачем солдату в казарме деньги? Мне, например, хватало вполне пятидесяти копе, чтобы купить себе материала на подворотнички. Те, у кого деньги были отобраны, использовали на подворотнички обычные простыни, отрывая от них по кусочку. Именно поэтому, по крайней мере, это одна из причин, постельные принадлежности были весьма в плачевном состоянии. Приличные простыни и наволочки доставались только дедам. Остальным доставалась рванина. У «солобонов» кстати, отбиралось всё. Под словом всё я подразумеваю выданную новую форму, выданные новые сапоги. Их раздевали полностью, давая взамен изношенное стариками обмундирование. Командиры, разумеется, возмущались, ругали несчастных «солобонов» за бомжацкий вид. Как можно потерять форму? Куда ты вообще смотрел? А куда смотрел дневальный? Почему у молодых пропадает одежда? Боже мой, какие это были патетические разносы. Вообще доля «солобона» была не сладка в прямом смысле этого слова. Даже весь сахар у них отбирался старичками. В лучшем случае доставался один кусочек на двоих. Масло, конечно, они вообще первые полгода не видели. Не видели и полагающихся в воскресенье варёных яиц, в праздник конфет и печенья. Зато каши, хоть и без мяса, было вдоволь. А, вообще то, у нас мясо выдавалось два раза в день, утром и вечером и совсем не мало, я бы сказал. В те времена в каждой части были свои подсобные хозяйства. Я не буду говорить о тех махинациях, при помощи которых бесплатное мясо попадало на стол офицеров. Те, кто знаком с сельским хозяйством, знают, какие манипуляции совершались с поголовьем, чтобы немного оставить и себе и своим родственникам. Но, я со свиньями не работал и вообще свинаря видел всего несколько раз, ибо тот никогда и в роте не появлялся. Буду говорить о том, что мне всё же ближе. А ближе всего мне была, конечно, ленинская комната, где я оформлял газеты и со стен которой на меня взирали строгие и мужественные лики руководителей нашей армии. Испытывал ли я почтение к тем генералам? Честно говоря, нет. И дело даже не в том, что мало знал биографии всех этих командующих. Замалчивание родства вообще является характерной чертой нашей системы. Я как то пытался недавно найти в интернете сведения о родителях Михаила Саакашвили. Так ничего не нашёл. Можно подумать, что грузинский лидер на землю с небес спустился. Да впрочем, при чём здесь Грузия? Возьмите любого лидера, о нём вы тоже ничего не узнаете конкретно. Гласность есть, но информации нет. Такова наша жизнь. Опять отвлёкся. Поэтому возвращаюсь к своим размышлениям. Остановились мы на отцах генералах. Так вот, хотя облики этих людей были очень мужественны и иконописно благообразны, не чувствовал я к нашим командующим никакого почтения. Да и как можно чувствовать уважение к руководителям армии, построенной по уголовному принципу. Ведь что значит отобрать форму, снять сапоги, отобрать кусок белого хлеба, масло, сахар. В уголовном кодексе такие деяния характеризуются как грабёж. По сути дела вся советская армия с подобными порядками гляделась как огромный уголовный механизм. А глядя на стройбат, я часто задавал себе ещё один вопрос: «А где нас всех будут использовать во время, не приведи господи, военных действий»? Ведь мы не только оружия не изучали, но даже обычного противогаза в руках не держали. Что же это за войско такое»? Конечно, оружия у нас не было, но порядки были, как и во всей остальной советской армии. А в строевых частях бывало и покруче. Впрочем, в строевых я не бывал, знаю только по рассказам других. Так что, пожалуй, остановлюсь на этом. Да, ещё одно. Как работал стройбат на объектах. Так же, как и в казарме. «Черпаки» погоняли «солобонов» или, по-другому, «духов». «Старички» наблюдали, чтобы «черпаки» исправно погоняли «солобонов». Ну а «деды» делали, что хотели. Ведь до дембеля оставалось всего полгода. Ребята, пройдя все этапы солдатской службы, начиная от «солобонов», конечно заслуживали покоя и уважения. Они вообще блаженствовали. Чтобы быть на высоте, не надо было иметь лычки сержанта, достаточно было дослужиться, дожить до звания «дедушки». А ведь «дедушкам» даже бутерброды с маслом в постельку носят.

Правильный "дед" не гоняет "духов" – это удел "черпаков"

«Дедовщина» в армии и на флоте СССР возникла в 60-х – начале 70-х годов ХХ века. Это позорное явление унаследовала и современная российская армия – периодически в СМИ появляется информация о трагических последствиях издевательств старослужащих над «молодыми».

Для миллионов советских граждан, отслуживших в армии в 70 – 90-е годы, слово «дед» стало не только обозначением степени родства.

Кто такие «деды» и откуда они взялись

«Деды» – это привилегированна я категория солдат, ефрейторов и сержантов, прослуживших в армии полтора года (когда в СССР служили еще 2 года). По негласным правилам, «дедам» «по сроку службы не положено» выполнять ряд армейских обязанностей. За них работу должны делать «духи» (только что призванные) или «черпаки» (отслужившие год).

«Деды» – это такие «паханы» в погонах. К слову, возникновение подобного кастового деления в Вооруженных силах СССР многие объясняют как раз тем, что в армию с определенного времени стали призывать судимых. Стройбат состоял их них едва ли не наполовину.

Как отмечают исследователи феномена советской (российской) «дедовщины» – данное явление не могло возникнуть без преступного, умышленного попустительства со стороны офицеров – им было выгодно, чтобы «деды» «строили» младших по призыву, потому что так легче контролировать вверенное командиру подразделение: проще спросить со сравнительно небольшой группы старослущащих, чем следить за всем взводом (ротой).

Что никогда не сделает «правильный» «дед»

«Дедушка», конечно же, не станет мыть полы – это вообще западло. И в принципе любая обременительная работа – не для него. «Деды» не ходят на утреннюю зарядку, не подрываются спрыгивать с верхних ярусов коек в казарме по команде «Рота, подъем!». Во-первых, наверху спят только «душары» и «беспонтовые» «черпаки». Во-вторых, «деду» «по сроку службы положено» быть медлительным – «париться» за него должны другие, он свое отпрыгал. «Деды» стараются занять в армии «теплые» места – они каптерщики, хлеборезы.

В Советской армии «дедов» можно было безошибочно различить по внешнему виду. Внешность – паспорт «дедушки», его непременный атрибут. Уважающий себя «дед» никогда не будет выглядеть «по-духовски». Отличительные особенности, которые должны были свидетельствовать о наивысшем социальном статусе военнослужащего срочной службы, имелись практически в каждом предмете одежды и обуви старослужащего. Бляха кожаного ремня, непременно загнутая вовнутрь, – сияет, надраенная «пастой гои» как зеркало на солнце. Кокарда на фуражке (в холодное врем года – на шапке) загнута так же, как и ременная бляха. Сама шапка – «ведром» (особая форма «дедовского» головного убора, получавшаяся после оснащения шапки специальными вставками и последующей глажки).

«Парадка» – выходной китель – безукоризненно выглаженная и новая (чаще – «отжатая» у «духа»). На ней должны быть все значки, которые только возможно достать – от комсомольского до гвардейского. Форма х/б, как и шинель (бушлат) – ушитые. Сапоги – яловые, укороченные, каблуки обрезанные «на конус», с подковами. Прическа – спереди чуб, сзади по уставу, с окантовкой. Зимой под х\б – «вшивник» (свитер или что-то другое, тоже неуставное, но теплое).

«Подшива» (подворотничок) – никаких стандартных «духовских», только аккуратно сложенный в несколько слоев белоснежный кусок разорванной простыни или наволочки, желательно толщиной едва ли не с палец – это особый шик. «Дед» подшивается (вернее ему подшивают «духи») только черными нитками. «Деды»-«дембеля» (солдаты и сержанты после выхода приказа министра обороны о демобилизации их призыва) носят на «подшиве» вышитый знак «ДМБ».

Манера одеваться: шапка (фуражка) – на затылке, верхняя пуговица на кителе – расстегнута, крючок на х/б не используется вообще. Сапоги – гармошкой. Ремень – висит на… (на причиндалах, скажем так).

«Правильный» «дед» не гоняет «духов» – это удел «черпаков». В столовую «деды» тоже стараются не ходить – еду им должны носить «духи» «Дед»-«дембель» мыслями уже «там», на гражданке. Он отдает свое положенное на завтрак масло «духам», а сам заканчивает приводить в порядок свою карнавальную дембельскую форму.

Сегодня я расскажу, есть ли дедовщина в армии. Перед тем, как ответить на этот вопрос, я объясню, что есть дедовщина в армии, а что — неуставные взаимоотношения.

Дедовщина в армии — это процесс обучения старослужащими (военнослужащие более раннего срока призыва) или по-другому «дедами» молодого пополнения. А неуставные взаимоотношения в армии — это взаимоотношения между солдатами грубо нарушающими требования уставов и обычно являющимися нарушением закона со всеми вытекающими последствиями.

Дедовщина в армии сегодня — миф или реальность?

Как вы поняли, дедовщина в армии и неуставные взаимоотношения в армии — это абсолютно разные вещи. Дедовщина — это когда приходит молодое пополнение, а «деды» или, так называемые «дембеля», военнослужащие более старшего призыва начинают учить их, к примеру, правильно ходить, правильно разговаривать, обращаться к старшим по воинскому званию и т.д. То есть происходит плавное становление военнослужащего и собственно говоря с этого .

Дедовщина в армии и неуставные взаимоотношения в армии

Дедовщина в армии никак не связана с тем, что вы можете увидеть, к примеру, на ютубе, вписав в поиск фильмы про дедовщину в армии . Все, что вы там видите, это неуставные взаимоотношения в армии.

Когда ты приходишь в армию, ты, соответственно, новобранец. Тебе встречаются полугодичники — это такие же солдаты, но они уже отслужили полгода, так называемые «слоны». В общем понимании дедовщина — это когда так называемый старослужащий начинает унижать физически либо морально молодого солдата.

Полезная информация для военнослужащих по призыву:

  • Сколько дней, часов, минут осталось до твоего дембеля.

Но, к счастью, сегодня эта проблема в армии вообщем то сведена на нет. Поэтому, если меня читают матери либо молодые люди, которые только пойдут в армию, запомните: в армии дедовщины нет!

Сейчас разница между дедами и новым пополнением всего полгода. Неуставные взаимоотношения в армии появляются, потому что военнослужащие в армии живут мужским коллективом и у них, конечно же, могут быть разногласия. Эти разногласия появляются по абсолютно разным причинам, даже по бытовым. Так что не думайте, что вся армия построена на том, что деды показывают свое превосходство над молодыми солдатами.

Многие думают что именно так выглядит дедовщина в армии. Но это не так!

В общем понимании дедовщина — это когда старослужащий бьет молодого солдата (так называемого «духа»). Конечно, много зависит от людей, и в каждом воинском коллективе есть такие «гнилые» солдаты, которые начинают рассказывать, какой он «дед» и сколько отслужил.

А по факту при нынешнем сроке службы, какой он может быть «дед»? Он отслужил на 4-5 месяцев больше, чем молодой солдат. Но все же в основном в армии служат более менее адекватные молодые люди, для которых честь и порядочность не пустые слова, и, соответственно, они себя так не ведут.

Молодые люди, сейчас я обращаюсь к вам, запомните, какая бы ни была ситуация всегда держите голову в холодном рассудке. Не давайте верх эмоциям над собой, потому что эта ваша секундная слабость (желание кого то ударить) может привести к необратимым последствиям.

Учитывайте тот момент, что люди военные, в частности солдаты срочники, и все их деяния умножаются на три. Если на гражданке ты ударишь кого-то по лицу, и даже если он напишет на тебя заявление в полицию, то тебе максимум будет административное наказание.

В армии это все умножается на три, если ты ударил солдата, и он написал на тебя рапорт, то тебя 100% посадят на так называемый «дизель» — дисциплинарный батальон (дисбат), там ты можешь отсидеть год, полтора или максимально два года. И вот эта минутная секундная слабость может привести к таким пагубным последствиям.

Поэтому лучше послать такого оппонента на три российских буквы, чем потом кусать себе локти. Подводя итог хочется еще раз сказать: дедовщины как таковой нет. Есть конфликты на бытовом уровне и не совсем адекватные солдаты из старшего призыва, которые думают, что они мега крутые солдаты.

Также, что я хотел сказать в этой статье: в армии есть и дедовщина, и неуставные взаимоотношения. Только дедовщина — это хорошее понятие, процесс обучения молодого пополнения, неуставные взаимоотношения в армии — это любая ситуация, которая нарушает воинские уставы или законы и может привести к плохим последствиям.