Классификация методов по характеру познавательной деятельности тест. Методы обучения по характеру познавательной деятельности

В этой классификации (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) методы делятся по уровню творческой, активной, исследовательской учебной деятельности. На одном полюсе находится метод репродуктивный, на другом - метод исследовательский. Слово, образ, действие (из предыдущей классификации) выступают здесь как средство обучения, материальная основа. Любой метод - лекцию, демонстрацию, лабораторную работу - можно построить традиционно и проблемно.

Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что преподаватель сообщает знания, а учащийся воспринимает, осознает, запоминает. Ему соответствует репродуктивный метод, который состоит в том, что преподаватель организует формирование умений на основе знания, а учащийся воспроизводит, повторяет, отрабатывает умения.

Проблемное изложение заключается в том, что преподаватель ставит проблему, показывает путь ее решения, а учащийся усваивает логику решения. Частично-поисковый метод включает учащихся в решение проблемы. Исследовательский метод предполагает, что учащиеся под руководством преподавателя решают проблемы, организуют эксперимент и используют другие средства учебного поиска.

ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ, ЗАДАВАЯ ВОПРОСЫ:

* Продумайте и объясните учащимся цель, с которой задаете вопрос.

* Используйте слова, понятные ученикам. Следите, чтобы вопросы были краткими и точными.

* Убедитесь, что задаваемый вопрос поможет школьникам выработать определенный навык.

* Дайте ученикам время на обдумывание вопросов.

* Будьте внимательны к несловесным реакциям учащихся на ваш вопрос. Озадаченный вид, насупленные брови скорее всего означают, что вас не поняли.

* Сначала задайте вопрос, потом назовите ученика, которому предстоит на него отвечать. Лучше всего, когда опрос проходит при активном участии всех школьников.

* Школьник пытается ответить на вопрос, но не находит нужных слов, запинается. Не прерывайте его, постарайтесь наводящими вопросами подсказать нужный ответ.

* Если учащийся правильно ответил на вопрос, задайте ему следующий, но более сложный.

* Если учащийся ответил неправильно, не решайте сразу, что он не знает ответ, а попробуйте перефразировать вопрос. Неправильный ответ может быть следствием плохо заданного вопроса, а не незнания отвечающего.

* Фиксируйте на бумаге ответы каждого ученика, анализируйте сильные и слабые стороны вопросов.

* Дайте учащимся возможность самим составить вопросы по прочитанному ими материалу, а затем задать их друг другу. Качество этих вопросов и используемый для их составления словарный запас дадут ценную информацию об уровне понимания и мыслительных навыках школьников.

* Если не боитесь, то попросите школьников оценить вопросы учителя. Прислушайтесь к ученику, который скажет: “Это глупый вопрос!”

* Позволяйте детям пропускать свою очередь при ответах на вопросы.

Обсуждение и уточнение ответов, данных учениками, - естественное продолжение хорошо заданного вопроса, поэтому непременно предусматривайте обсуждения во время опросов.

ЧЕГО НЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ, КОГДА ЗАДАЕТЕ ВОПРОСЫ:

Задавать вопросы:

По всему материалу, который изучен ребенком;

Слишком подробные, докапывающиеся до малейших деталей;

Угрожающие, обвиняющие или критикующие детей;

Вторгающиеся в сокровенные тайны ребенка;

На которые он заведомо не сможет ответить, и это известно и ему, и вам.

НИКОГДА НЕ СЛЕДУЕТ:

Прибегать к сарказму при постановке вопроса или при прослушивании ответов;

С точки зрения характера познавательной деятельности уроки можно разделить на две

большие группы:

а) репродуктивные;

б) творческие.

Они различаются между собой, главным образом, степенью познавательной активности и творческой самостоятельности, которую проявляет ученик в процессе работы.

В организации деятельности учащихся каждый из этих типов уроков имеет свои особенности.

Репродуктивные занятия предполагают наименьшую степень самостоятельности. Они наиболее целесообразны в тех случаях, когда требуется за сравнительно небольшой отрезок времени овладеть необходимой системой конкретных знаний или способов действий. Репродуктивным способом обычно организуются такие уроки, на которых нужно как можно четче освоить сложные и трудоемкие приемы обработки материалов, способы разметки, правила работы и пр. Такие уроки встречаются как в первом, так и во всех остальных классах, так как по мере возрастания степени трудности решаемых творческих задач, как правило, требуются все более тонкие и сложные практические действия. Кроме того, программа предусматривает освоение самых разных видов народных ремесел. Уважительное отношение к народным традициям требует, чтобы выработанные веками приемы деятельности изучались как можно тщательнее. Все это часто предполагает обращение к репродуктивному типу уроков, на которых учитель демонстрирует действия и подробно разъясняет их, а ученики как можно точнее повторяют, воспроизводят и запоминают. Обычно это означает фронтальную отработку приема с оказанием по мере надобности индивидуальной помощи.

Как уже говорилось, овладение практическими приемами не должно превратиться в самоцель. На базе освоенных способов деятельности ученики могут выполнять творческие работы.

Уроки творческого типа предполагают, что преобладающей является творческая деятельность учащихся. Организация этих уроков требует от учителяпрежде всегоотчетливого понимания самого смысла творчества.



Понятие «творчество», пожалуй, следует отнести к одному из самых распространенных и часто встречающихся в методике трудового обучения. В обиходе (в том числе и в педагогическом) его зачастую вообще отождествляют с любыми поделками: выставки «детского творчества» изобилуют срисованными, скопированными, сделанными по инструкциям изделиями чисто репродуктивного плана; все, что ребенок смастерил своими руками, совершенно безосновательно относят к «творчеству».

Еще чаще в пособиях по трудовому обучению можно встретить так называемые «творческие задания» или специальные «странички творчества», в которых «творчество» как бы механически присоединяется ко всей остальной (нетворческой) работе и сводится к тому, что ребенку предлагается внести какое угодно изменение в поделку, расписанную до мельчайших подробностей в жесткой инструкции. Например, ученик сначала копирует образец (скажем, картинку в технике аппликации); к образцу прилагаются шаблоны всех деталей (в том числе и таких, которые проще и целесообразнее сделать самому), даются разъяснения о материалах и поэтапная инструкция. После этого предлагается выполнить «творческую» работу; сделать такую лее картинку, но что-нибудь в ней изменить. При этом никак не объясняется, что именно следует ожидать от внесенных изменений, должна ли картинка передать определенное настроение или она меняется по какому-то логическому принципу, - нет, достаточно просто что-нибудь сделать не так, как в образце, и это уже будет творчество! Между тем психологическая природа творчества не имеет ничего общего с подобными заданиями, и в этом учителю следует хорошо разобраться.

Прежде всего, заметим, что творчество предполагает создание чего-то нового, еще не существующего в человеческой практике. Это может быть новая научная идея, новый художественный образ, новый способ деятельности и т.д. Как уже говорилось, учебное творчество обычно не имеет объективной новизны; школьники обычно открывают уже известное человечеству в целом. Однако суть творчества и для них остается той же самой: творческая деятельность - открытие, самостоятельный поиск. С учетом этого из списка творческих работ сразу же следует вычеркнуть те, что являются результатом прямого копирования.

Учет научных, психолого-дидактических основ творческой деятельности заставляет внести радикальные изменения в привычную организацию уроков ручного труда. Прежде всего, это касается заданий, которые предписывали бы ученику «самостоятельно» изготовить изделие, руководствуясь инструкционной картой, подробно излагающей весь ход работы. К сожалению, такое понимание самостоятельности в школьном обиходе тоже довольно распространено: «самостоятельно» - значит, сам по себе, отдельно от учителя и от других учащихся. Но каков образовательный смысл подобной «самостоятельной» работы? Если ребенок работает по предписаниям и по инструкции, да при этом еще все до мельчайших деталей изготавливает по шаблонам, не имеет значения, даются эти инструкции непосредственно учителем или они нарисованы на карточке. Самостоятельной работы в данном случае нет! Подобные задания противоречат научному пониманию познавательной самостоятельности.

Говоря о творчестве, следует, прежде всего, обратить внимание на такие работы, в которых младший школьник активно разрабатывает изделие, сообразуясь с поставленной задачей. Именно задача создает определенную установку на творческий поиск, заставляет его мыслить, искать нужные способы действий, а не просто механически копировать. Творческая деятельность органически включает в себя постановку и решение проблемных ситуаций: они могут быть художественного или логического типа, но обязательно составляют самую суть работы,

Исходя из этого, имеет смысл в общих чертах напомнить, что именно в психологии мышления относят к проблемному обучению. Как отмечает А.В. Брушлинский, при проблемном обучении ликвидируется обособление процессов получения новых знаний и их применения. При традиционном (не проблемном) обучении необходимые знания и умения формируются до решения задач; потом предлагаются задания, в которых ученик должен применить и закрепить эти знания. При проблемном обучении новые знания добываются, открываются именно в самом процессе решения практических и теоретических задач. Разумеется, эти задачи должны быть реально вписаны в предлагаемые детям задания.

Проиллюстрируем различия проблемно-творческой и репродуктивной организации работы учащихся на простом примере. Скажем, учитель показывает первоклассникам (которые впервые осваивают приемы оригами), как из квадратика бумаги изготовить форму, похожую на цветок тюльпана, при этом они сравнивают полученное изделие и образ реального цветка. Далее учитель предлагает самостоятельно определить и выполнить дополнительные сгибы, чтобы полученная форма более напоминала нераспустившийся бутон тюльпана. В качестве наглядности не дается никакого образца из бумаги и, естественно, не показываются способы работы. Демонстрируется только реальный бутон (или его изображение), глядя на который ученики сами должны подумать, как им из более раскрытой, широкой формы сделать узкую.

В этом случае они приобретают необходимые знания:

об образной природе оригами, оспособах получения некоторых форм в этой технике, о разнообразии форм природы, причем не в готовом виде, а совершая своеобразные творческие «открытия».

Теперь попробуем представить себе организацию той же работы в несколько ином варианте.

Сначала ученики под диктовку учителя изготавливают тот же самый тюльпанчик (сначала «распустившийся», затем более закрытый); каждый раз у них перед глазами образец. Затем им дается образец несколько другого вида, где та же форма выполняет роль «колокольчика», и задание формулируется примерно так:

«А теперь самостоятельно сделай картинку "Колокольчик". Чтобы с заданием дети справились наверняка, даются и выкройки остальных деталей - листочка и стебелька.

Можно подумать, что различия между описанными двумя занятиями самые незначительные; во всяком случае, и на том, и на другом ученики часть работы выполняют самостоятельно. Тем не менее, второй вариант, в отличие от первого, построен в классическом стиле информационно-репродуктивного урока; «самостоятельная» работа на нем носит чисто воспроизводящий, тренировочный, не творческий характер. Никаких новых знаний дети в этой работе по существу не получают и, разумеется, не делают никаких открытий: конечный результат работы (образец) у них уже перед глазами, способы работы только что освоены, остается их только закрепить.

Как построить урок - репродуктивный или творческий - зависит не от спонтанного желания учителя. Это должно быть аргументировано задачами урока. Помня отом, что смысл предметно-практической деятельности состоит в интенсификации познавательных процессов итворчества, мы каждый раз продумываем, какой именно способ будет наиболее уместен в конкретном случае.

Если учитель понимает смысл репродуктивной и творческой деятельности, то на каждом из уроков он сумеет правильно организовать подготовку детей к работе. Скажем, репродуктивный урок основывается на использовании единого образца и допускает выстраивание единого плана действий. Творческая работа подготавливается и строится совершенно иначе.

Художественное творчество, прежде всего, предполагает создание ребенком оригинального образа (выражающего определенное настроение, отношение и пр.) и воплощение этого образа путем самостоятельного подбора необходимых средств. Следовательно, такой урок исключает работу по образцу. Вместе с тем необходимо помочь ученикам, во-первых, вызвать в воображении соответствующий образ и, во-вторых, найти наиболее подходящие способы его воплощения. С этой целью на уроке мы все-таки используем образцы, но они имеют совершенно иной учебный смысл. Это не образцы для копирования, а образцы-аналоги, которые демонстрируют возможные варианты творческого решения поставленной задачи. На этих образцах учитель разъясняет, что именно требуется искать, как это можно сделать, какие практические действия можно предпринять.

Такая организация творческого урока проистекает из психологической природы творчества, которая предполагает, что в процессе творческого поиска человек все-таки от чего-то отталкивается. «То, что ни на что не похоже, не существует», - справедливо заметил Поль Валери. Точно так же, как творчество и мышление никогда не имеет дела с тем, что уже абсолютно известно и всецело познано, оно не может иметь дело и с тем, что абсолютно неизвестно, что хотя бы частично не вошло в сознание. Как мы уже отмечали, настоящее творчество - вовсе не любое бессмысленное оригинальничание, а именно целенаправленный поиск, сообразующийся с поставленной задачей. Чтобы задача, направление поиска могли быть человеком осмыслены, их надо так или иначе представить; для этого и существуют подготавливающие, разъясняющие виды наглядности. Скажем, ребенку следует составить композицию по какой-то теме (например, «Праздничный салют» или «Весна идет!»). На пустом месте образ возникнуть не может. Соответствующие образцы предлагаются не для копирования, а для того, чтобы пробудить фантазию, актуализировать имеющиеся знания. Прежде всего они дают представление о том образе и настроении, которые должны быть отражены в композиции (в первом случае - настроение праздника, торжественное и радостное состояние; образы ярких вспышек на фоне темного неба; во втором - настроение приближающейся весны, образ пробуждающейся природы: голубое небо, отраженное в воде, последний снег, весенние стволы деревьев). Образцы помогают уловить это настроение, и таким образом в сознании ребенка формируется цель работы: выразить его через создание адекватного художественного образа. А уже под этот образ он сам подбирает соответствующие средства, материалы и способы работы. Разумеется, делает он это с помощью учителя, но не копирует и не повторяет инструкции, а ищет собственное решение.

Точно так же организуются и интеллектуально-логические творческие работы. Сначала ребенку предлагают уяснить закономерности, в соответствии с которыми составлена та или иная конструкция, а затем он должен выполнить работу, используя эти закономерности, Цель работы для ученикаи в этом случае состоит в решении определенной задачи, сообразуясь с которой, он сознательно использует материалы и способы деятельности.

Рассматривая творческую, поисковую деятельность детей, следует особо остановиться на так называемых художественно-комбинаторных работах. Они тоже предполагают создание оригинального художественного образа, но разрабатывается он несколько иным способом, а сама эта деятельность имеет для учащихся специфический смысл.

Художественно-комбинаторные задания больше напоминают своеобразную игру с материалом, поиск незапланированных художественных эффектов, использование неожиданных средств. Эта работа очень важна для детей, поскольку в высшей степени способствует разработке гибкости и оригинальности мышления. Следует помнить, что все разновидности художественного творчества строятся на совершенно особой основе, предполагающей не выдвижение «научных гипотез» (как в интеллектуальных проблемных ситуациях), а свободное оперирование соответствующими образами. Именно эти качества и формируют художественно-комбинаторные работы. Выполняя их, школьники, разумеется, тоже ориентируются на какой-то замысел, но он специально задается в очень общем виде. Кроме того, подобные задания обычно связывают с разработкой чего-то необычного, диковинного, несуществующего, чтобы не сковывать фантазию (это может быть, скажем, эскиз домика-автомобиля, инопланетного пришельца, фантастического животного и т.п.). Например, конструируя «игрушки-небывальщины» («Чудесная мастерская», с. 150-153), дети могут сочинять их непосредственно по ходу работы. В задании говорится, что «эти иг­рушки - целиком плод твоей фантазии». Поэтому ребенок может свободно экспериментировать, не боясь испортить изделие. Аналогично может быть построена работа но «превращению» пятна произвольной формы в какой-то образ («Умелые руки», с. 46-47, «Азбука умелых рук», с. 57). В подобных случаях замысел диктуется теми ассоциациями, которые возникают у детей при виде заданной формы. Первоначально эти ассоциации могут быть не очень отчетливыми, а по мере воплощения образа вообще могут меняться. Стимулируя творческую работу в художественно-комбинаторных заданиях, учитель должен побуждать детей к свободному экспериментированию, поощрять любые оригинальные решения.

Обратим внимание и на такие уроки, когда школьники создают изделие по инструкции из готовых, полностью размеченных деталей, вырезая их непосредственно из страниц альбома. Это, например, Дед Мороз, новогодняя открытка, маска, рамка-пас парту. Для чего нужны такие задания, если основная программная установка - это развитие творческой самостоятельности, а не работа по предписаниям? Дело в том, что подобный способ позволяет достаточно быстро вооружить детей знаниями и опытом выполнения более сложных приемов конструирования (в частности, в бумага пластике - приемам моделирования объемной формы из плоской заготовки). Все другие пути достижения того же результата потребовали бы неизмеримо больших и в сущности неоправданных затрат времени. А в данном случае, познакомившись с приемом, так сказать, «из рук инструктора», ребенок по готовому результату так или иначе осмысливает его, а в дальнейшем сознательно использует в творческой деятельности. Кроме того, все подобные задания требуют не просто репродуктивного действия, а заставляют осмысленно относиться к работе, и там, где это возможно, стимулируют творчество и целенаправленный поиск. При этом, руководя технологической стороной дела, учитель, как и на других уроках, направляет размышления детей либо по рационально-логическому, либо по художественному типу. Создавая, например, фигурку Деда Мороза, первоклассники на фоне овладения общими для всех приемами бумагопластики, имеют возможность придать изделию оригинальность и художественную выразительность именно за счет творческого использования этих приемов.

СТРУКТУРА УРОКА

От чего же всё-таки зависит структура урока – от количества этапов или их последовательности? Должны ли они быть всегда одинаковыми или разными? Ответ может быть только один: всё зависит от содержания и поставленных задач.

Каждый этап несет на себе определённую смысловую и эмоциональную нагрузку, а вместе они должны быть связаны и единое, логически стройное целое. Урок не может быть калейдоскопом разрозненных заданий. Как всякий творческий акт он имеет своё начало; развитие и завершение;

1.Организация урока, установление порядка и дисциплины.

2. Подготовка учащихся к практической работе (вступительная беседа, рассказ учи геля);

1. Практическая работа по изготовлению изделия;

2. Подведение итогов урока; оценка проделанной работы;

3. Уборка рабочего места.

Организация урока. Как правило, если не запланировано какой-то необычной процедуры вхождения учеников в класс после перемены, дети сами подходят к своим рабочим местам. В это время дети бывают возбуждены, они ещё не успокоились после перемены. Нужно как-то установить порядок. Есть несколько вариантов. Иногда учитель предлагает проверить, всё ли у них готово к уроку. Либо дать детям постоять несколько секунд возле своих столов или когда детей не придётся успокаивать и дисциплинировать: перед самым звонком учитель ещё за дверью предлагает им тихо войти в класс и занять свои места.

Таким образом, организация урока - необходимый первый структурный элемент урока любого вида и содержания, но проходить он может по-разному.

Подготовка учащихся к предстоящей практической работе. Главное назначение этого этапа - актуализация тех знаний, умений и способностей учащихся: которые будут использоваться, пополняться и развиваться в практической работе; беседа, анализ образцов - аналогов, демонстрирующих возможные образные решения; способы конструирования тех или иных форм; показ отдельных технологических приёмов; музыкальных фрагментов, демонстрация слайдов, чтение стихотворений. Включение в урок элементов игры и занимательности. Не менее распространённым приёмом «подготовки учеников к работе» являются загадки.

Практическая работа по изготовлению изделия школьников может быть реализована в различных организационных формах: индивидуальной или коллективной.

Этап практического изготовления изделия занимает основное время урока. По ходу его учитель оказывает индивидуальную помощь ученикам, помогает справиться с отдельными операциями. Может подсказать какие-то идеи. Даже если ребёнок работает над своим изделием и осуществляет индивидуальный замысел, имеет смысл поддерживать и творческое общение детей, обмен идеями.

Если учитель будет время от времени демонстрировать всем какие-то необычные решения особо удачные идеи отдельных ребят. Во-первых, это создаёт дополнительный стимул для творческих поисков; во-вторых, помогает ученикам не потерять основного направления работы.

Подведение итогов урока оценка проделанной работы. Главный смысл этого этапа урока заключается не в выставлении отметок ученикам. А гораздо важнее другие его содержательные компоненты. Это а) привлечение внимания детей к полученным результатам, общая оценка достижений;

б) повторение и обобщение пройденного на уроке;

в) формирование умения рассматривать и оценивать произведения друг друга;

г) развитие интереса и внимательного отношения к творчеству других;

д) формирование доброжелательных взаимоотношений в коллективе. Чаще других приёмов можно использовать организацию выставки работ учащихся с их коллективным просмотром и обсуждением.

Уборка рабочих мест - каждый ученик должен обязательно привести в порядок рабочие инструменты, собрать со стола мусор и сложить пригодные к дальнейшей работе материалы.

4. ПОСЛЕСЛОВИЕ

Ориентация на развивающее обучение на уроках технологии поможет студентам, будущим учителям начальных классов в их сложной работе по организации уроков технологии.

Педагогам-методистам, руководителям педагогической практики данный материал поможет в процессе учебной деятельности ориентировать студентов на глубокое и прочное овладение знаниями, их интеграцию в процессе подготовки и прохождения педагогической практики, а так же в процессе самостоятельного профессионального становления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Геронимус Т.М. Методика преподавания технологии с практикумом.- М.:АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2009. – 336 с.

2. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению. – М., 2009;

3. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей/ Н.М.Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. – 296 c.

4. Наш рукотворный мир (от мира природы к миру вещей): Учебник по художественному труду для III класса начальной школы / Конышева Н.М., – М., 2007;

5. Секреты мастеров: Учебник по художественному труду для IV класса начальной школы / Конышева Н.М., – М., 2008;

6. Умелые руки: Учебник-тетрадь по художественному труду для I класса начальной школы / Конышева Н.М., – М., 2008;

7. Чудесная мастерская: Учебник по художественному труду для II класса начальной школы / Конышева Н.М., – М., 2007;

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Примерный конспект урока

2 класс

Тема урока: Превращения листьев (создание образа по ассоциации).

Задачи урока:

1) формирование умения рассматривать и изучать форму предметов:

2) развитие ассоциативного мышления, умения создавать, художественный образ по ассоциации с формой предмета,

3) формирование приемов создания фронтальной композиции;

4) закрепление приема наклеивания засушенных листьев и семян на бумажную основу.

(ТПД) — это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Эта характеристика тесно сопряжена с уже известными нам уровнями мыслительной активности учащихся.

В данной классификации выделяются следующие методы:

Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

Репродуктивный;

Проблемное изложение;

Частично-поисковый (эвристический);

Исследовательский.

Если, например, познавательная деятельность, организованная учителем, приводит лишь к запоминанию готовых знаний и последующему их безошибочному воспроизведению, которое может быть и неосознанным, то здесь имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности и соответствующий ему репродуктивный метод обучения. При более высоком уровне напряженности мышления учащихся, когда знания добываются в результате их собственного творческого познавательного труда, имеет место эвристический или еще более высокий — исследовательский метод обучения.

Данная классификация получила поддержку и распространение. Рассмотрим сущность выделенных в ней методов.

Сущность информационно-рецептивного метода выражается в следующих его характерных признаках:

2) учитель организует различными способами восприятие этих знаний;

3) учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.

При рецепции используются все источники информации (слово, наглядность и т.д.), логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным путем. Управляющая деятельность педагога ограничивается организацией восприятия знаний.

В репродуктивном методе обучения выделяются следующие признаки:

1) знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;

2) учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;

3) учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний;

4) необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.

Главное преимущество данного метода, как и рассмотренного выше информационно-рецептивного метода, — экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.

Человеческая деятельность может быть репродуктивной, исполнительской или творческой. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому игнорировать ее в обучении нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами.


Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.

Сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках:

1) знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;

2) учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;

3) учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель — учащиеся — учитель — учащиеся и т. д. Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Одной из модификаций данного метода является эвристическая (открывающая) беседа.

Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что:

1) учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;

2) знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся;

3) деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;

4) учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки — значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.

Объяснительно-иллюстративный метод.

Объяснительно-иллюстративный метод предполагает предоставление информации учащимся в готовом виде: в форме рассказа, объяснения, беседы. Усвоение информации осуществляется посредством слушания. Познавательная деятельность школьников минимальна.

Однако учитель не только объясняет новый материал, раскрывая содержание изучаемого материала, но и иллюстрирует его. Для этого привлекается богатый арсенал средств обучения, как традиционных, так и инновационных.

Использование этого метода позволяет сформировать «багаж» знаний, который будет служить основой для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Объяснительно- иллюстративный метод играет большую роль в процессе формирования представлений и понятий. Объяснения учителя показывают логику изложения материала, его научную структуру. На примере учителя ученики учатся грамотно, доказательно представлять материал. Метод достаточно «экономный», т.к. позволяет в сжатое время рассмотреть большой объем нового материала. Этот метод целесообразно использовать в тех случаях, если у учащихся отсутствуют опорные знания, или слабая подготовка по изучаемому вопросу. В современных условиях учитель задействует различные средства обучения, которые «синтезированы» в т.н. мультимедийных презентациях.

Репродуктивный метод

Репродуктивный метод предполагает такую организацию деятельности учащихся, когда они действуют по образцу, применяя ранее полученные знания и умения в знакомой учебной ситуации. Таким образом, назначение этого метода научить школьников применять знания и умения в знакомой ситуации. Признак этого метода воспроизведение и повторение способа деятельности. Этот метод целесообразно применять для повторения, закрепления и контроля знаний. Деятельность учителя заключается в организации работы детей по воспроизведению знаний и способов действий. Школьникам предлагаются типовые, повторяющиеся из темы в тему задания, способ решения которых им известен связей. Их решение также реализуется посредством репродуктивного метода.



Однако следует заметить, что при выполнении заданий всегда присутствует элемент творчества, что повышает их развивающий потенциал.

Проблемное изложение

Назначение этого метода – показать учащимся образец доказательного решения проблемы, раскрыть путь научного познания. Реализация проблемного изложения как метода происходит следующим образом. Учитель формулирует проблему и сам ее решает, демонстрируя при этом путь решения проблемы. Таким образом, демонстрируется путь научного познания, научного рассуждения. Однако познавательная деятельность учащихся заключается в том, что они следят за логикой рассуждения, усваивая этапы решения проблем

Опыт использования проблемного изложения свидетельствует о том, что его целесообразно применять при изучении сложных вопросов, когда проблема интегративны по содержанию и пр.

Частично-поисковый метод

Назначение частично-поискового метода – постепенное приобщение школьников к творческой деятельности. Это достигается с помощью использования проблемных или творческих заданий, способ решения которых учащимся заранее неизвестен. При применении частично-поискового метода учитель сообщает ученикам задание. После этого он расчленяет задание на несколько задач или вопросов. Это позволяет направить познавательную деятельность в нужном направлении для выполнения задания в целом. Деятельность учащихся состоит в том, что они осмысливают задание в целом и последовательно решают все задачи.

Исследовательский метод

Назначение исследовательского метода состоит в приобщении школьников к исследовательской деятельности. В отличие от частично-поискового метода, школьник решают проблему (задачу) полностью, исследуя все ее аспекты. Выполнение таких заданий предполагает исследование, нахождение новых знаний, новых путей поисков их решений. Этот метод помогает учащимся овладеть методами научного исследования. Деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом. Функция учителя заключается в конструировании и предъявлении школьникам проблемных заданий.

Рис.3.2. Классификация методов обучения (по И.Я. Лернеру, М.Н. Скаткину).

К настоящему времени предложено большое количество классификаций методов обучения. Целесообразно упомянуть одну из них, где основаниями являются дидактическая цель, задача и деятельность учителя (В.А. Онищук). Выделяют методы: коммуникативные (беседа, рассказ, оценивание), познавательные (наблюдение, моделирование), преобразовательные (упражнения), систематизирующие(обобщение), контрольные.

Термин «интерактивные методы обучения» часто используется в научно-методической литературе, педагогической и практике школы. С одной стороны, нередко термин подразумевает использование информационно-коммуникативных средств. С другой стороны, многие методисты подразумевают под этим термином активную коммуникацию, взаимодействие между участниками учебного процесса (учитель и ученики, ученики – ученики).

Творческий подход учителя к деятельности основывается на умении отбирать адекватные методы обучения для проектирования урока с учетом конкретных условий обучения (уровня подготовленности учеников, целей урока, его содержания). Методы обучения в реальной практике реализуются через приемы обучения, которые, в свою очередь, являются «визитной карточкой» творческого учителя. Живая, яркая и образная речь учителя, умение «рисовать словами» - эффективный путь формирования представлений и понятий, развития познавательного интереса к предмету «Окружающий мир». Постановка проблемных вопросов, внедрение элементов исследований - также убедительно доказали эффективность применения. Применение различных методов обучения и форм обучения – вот «методические ключи» к успехам в работе учителя.

Методический комплекс

Вопросы

1. Что называется методом обучения?

2. Какие классификации методов обучения вам известны? Какой классификации вы предпочитаете придерживаться?

3. Раскройте сущность классификации методов обучения по источникам знаний.

4. Раскройте сущность методов обучения по характеру познавательной деятельности.

Практические задания для самостоятельной работы студентов

1. Посетите сайт « Учителя вызывали?» (intrerneturok.ru). Изучите 2-3 урока по любой теме. Определите, какие методы обучения были использованы на уроке.

2. Изучите научно-методическую литературу (в т.ч. электронные версии журналов). Определите трактовку понятия « интерактивные методы обучения». Прокомментируйте ее. Выскажите свою точку зрения.

3. Составьте фрагмент урока с использованием рассказа. Объясните причины, почему вы выбрали данную тему для разработки рассказа.

4. Разработайте фрагмент урока с использованием репродуктивного метода.

5. Разработайте фрагмент урока, предусматривающий работу с любым средством обучения (по вашему выбору). Приведите примеры использования проблемного и объяснительно-иллюстративного методов при работе с ним.

6. Проведите анализ содержания учебника (УМК, класс, тема – по выбору студента) по одному из параграфов. Продумайте, какие методы обучения вы могли бы применять при проведении этого урока. Далее изучите содержание методических рекомендаций для учителя. Сравните полученные результаты. Какой вариант урока вы считаете наиболее удачным? Ответ обоснуйте. Ход исследования можно отразить в таблице.

Вопросы для обсуждения

1. Эвристическая беседа используется в процессе обучения со времен античности. Можно ли назвать ее современным методом обучения?

2. Методисты отмечают, что эвристическая беседа является ярким выражением частично-поискового метода. Согласны ли вы с таким утверждением?

3. Согласны ли вы с мнением, что методы обучения должны развивать, обучать и воспитывать учащихся. Обоснуйте свою точку зрения.

Эту классификацию еще в 1965 году предложили И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, характера их учебной деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества учащихся и должны служить важным критерием выбора метода. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); репродуктивный; метод проблемного изложения; частично-поисковый (эвристический); исследовательский.

Сущность объяснительно-иллюстративного метода выражается в следующих его характерных признаках: знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; учитель организует различными способами восприятие этих знаний; учащиеся осуществляют восприятие и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти. Здесь имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности.

В репродуктивном методе обучения выделяют следующие признаки: знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; учитель не только сообщает знания, но и объясняет их; учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний; необходимая прочность усвоения обеспечивается путём многократного повторения знаний. Основное назначение этого метода – формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения действий, отдельных упражнений при решении задач; освоении инструкций, алгоритмов, образцов практических действий. Главное преимущество этого метода, как и рассмотренного выше объяснительно-иллюстративного метода, экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объёма знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.

Оба эти метода не гарантируют развития творческих способностей обучающихся.

Метод проблемного изложения (или проблемный метод) является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определённом этапе обучения учащиеся ещё не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а поэтому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая её решение от начала и до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений. Другими словами, основное назначение метода заключается в раскрытии педагогом в изучаемом учебном материале различных проблем и показе способов их разрешения. При этом деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении, запоминании и воспроизведении готовых научных выводов и способов действий, но и в прослеживании за логикой доказательств, за развертыванием учителем мыслительных операций (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление доказательств и др.).

Сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках: знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно; учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств; учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают вместе с учителем и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания. Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель – учащиеся – учитель – учащиеся и т.д. Часть знаний сообщает учитель, часть – учащиеся добывают самостоятельно отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания, или работая над компьютерными программами. Одной из модификаций данного метода является эвристическая беседа. Деятельность учащихся заключается в активном участии в эвристических беседах, овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее разрешения.

Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что: учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся; деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, исследовательским характером; учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Способы учебно-познавательной работы учащихся перерастают в научно-исследовательские умения. Основное содержание этого метода заключается в обеспечении учителем условий для развития у учащихся мотивации поисково-творческой деятельности, овладения ими методами научного познания, способами творческой деятельности. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, разработки исследовательских заданий, нахождения способов их решения и проверки полученных данных и др. Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний, поэтому его недостатками являются значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.

Кратко информация представлена в таблице:

Методы обучения по характеру познавательной деятельности учащихся
Суть Метод и его назначение Деятельность педагога Деятельность учащегося Уровни умственной деятельности ученика
ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ –процесс передачи известных готовых знаний. Объяснительно – иллюстративный (организация усвоения информации учащимися и обеспечение ее успешного восприятия) Сообщение учебной информации различными средствами: использование беседы, различных пособий, видеоматериалов, опытов и т.д. Восприятие, осмысление и запоминание сообщаемой информации Узнавание
Репродуктивный (формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний) Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций и программированного обучения Овладение приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладение алгоритмом практических действий Воспроизведение
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ –процесс активного поиска и открытия учащимися новых знаний. Проблемного изложения (раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения) Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед учащимися, их постановка в процессе проведения опыта, наблюдений и др. Прослеживание за логикой доказательств, за движением мыслей учащегося Применеие
Частично – поисковый (постепенная подготовка учащихся к самостоятельной постановке и решению проблем) Подведение учащихся к постановке проблемы, нахождению доказательств, выводов из приведенных фактов и т.д. Активное участие в эвристических беседах, овладение приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д. Применение творчество
Исследовательский (обеспечение организации поисковой творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем) Предъявление учащимся новых для них проблем, разработка и постановка исследовательских заданий и т.д. Освоение учащимися приемов самостоятельной постановки проблем, нахождение способов их решения и т.д. Творчество

5) XXвек характеризуется поиском новых методов обучения, активизирующих познавательную деятельность учащихся. Показателями такой активизации являются устойчивый интерес обучающихся к знаниям и их самостоятельность осуществления разнообразных видов деятельности. Новые методы обучения получили название активных, или инновационных .

Опираясь на общие принципы обучения, учитель должен иметь представление о том, когда рационально применять соответствующие методы обучения, то есть знать их сравнительные возможности.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

1. Соответствие методов принципам обучения;

2. Соответствие целям и задачам обучения;

3. Соответствие содержанию данной темы;

4. Соответствие учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям классного коллектива;

5. Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения;

6. Соответствие возможностям самих учителей (опыт, теоретическая и практическая подготовленность, личностные качества учителя и прочее).