Святой благоверный князь михаил черниговский. Князь Михаил Черниговский: первый святой, пострадавший в Орде Князь михаил и боярин его феодор

, сын Всеволода Ольговича Чермного († 1212), с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 году испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника, который в те годы получил известность своим молитвенным предстательством пред Господом (память 24 мая). Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился.

В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели в битве на Калке его дяди, Мстислава Черниговского, святой Михаил стал князем Черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение новгородцами.

Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Особенно важно для новгородцев было то, что вокняжение Михаила означало примирение с Новгородом святого благоверного великого князя Владимирского Георгия Всеволодовича (память 4 февраля), жена которого, святая княгиня Агафия, была сестрой князя Михаила.

Но благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он возвратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители – братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов.

Благоверный князь ревностно занялся благоустройством своего удела. Но трудно было ему в то тревожное время. Его деятельность вызвала беспокойство Курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междоусобица – их примирил Киевский митрополит Кирилл (1224-1233). В том же году благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между Киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем Галицким.

С 1235 года святой благоверный князь Михаил занимал Киевский великокняжеский стол.

Наступило тяжелое время. В 1238 году татары опустошили Рязань, Суздаль, Владимир. В 1239 году они двинулись на Южную Россию, опустошили левобережье Днепра, земли черниговские и переяславские. Осенью 1240 года монголы подступили к Киеву. Ханские послы предложили Киеву добровольно покориться, но благоверный князь не стал вести с ними переговоры.

Князь Михаил срочно уехал в Венгрию, чтобы побудить венгерского короля Бела совместными силами организовать отпор общему врагу. Пытался святой Михаил поднять на борьбу с монголами и Польшу, и германского императора.

Но момент для объединенного отпора был упущен: Русь была разгромлена, позже пришел черед Венгрии и Польши. Не получив поддержки, благоверный князь Михаил возвратился в разрушенный Киев и некоторое время жил неподалеку от города, на острове, а затем переселился в Чернигов.

Князь не терял надежды на возможное объединение христианской Европы против азиатских хищников. В 1245 году на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный святым Михаилом его сподвижник митрополит Петр (Акерович), призывавший к крестовому походу против языческой Орды. Католическая Европа в лице своих главных духовных вождей, римского папы и германского императора, предала интересы христианства. Папа был занят войной с императором, немцы же воспользовались монгольским нашествием, чтобы самим броситься на Русь.

В этих обстоятельствах общехристианское, вселенское значение имеет исповеднический подвиг в языческой Орде православного князя-мученика святого Михаила Черниговского. Вскоре на Русь явились ханские послы, чтобы провести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность татарскому хану, а на княжение – его особое разрешение – ярлык. Послы сообщили князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ханским ярлыком.

Видя бедственное положение Руси, благоверный князь Михаил сознавал необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин он знал, что от веры своей перед язычниками не отступит. От духовного отца, епископа Иоанна, он получил благословение ехать в Орду и быть там истинным исповедником Имени Христова.

Вместе со святым князем Михаилом отправился в Орду его верный друг и сподвижник боярин Феодор. В Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против татар совместно с Венгрией и другими европейскими державами. Враги давно искали случая убить его. Когда в 1245 году благоверный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, пройти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым монголами стихиям: солнцу и огню.

В ответ жрецам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: «Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари». Хану донесли о непокорности русского князя. Батый через своего приближенного Эльдегу передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непокорные умрут в мучениях. Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: «Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам». Судьба мужественных христиан была решена.

Укрепляясь словами Господа «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8, 35-38), святой князь и преданный его боярин приготовились к мученической кончине и приобщились Святых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец. Татарские палачи схватили благоверного князя и долго, жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один из отступников от Христовой веры, по имени Шаман, отсек голову святому мученику.

Святому боярину Феодору, если он выполнит языческий обряд, татары льстиво стали обещать княжеское достоинство замученного страдальца. Но это не поколебало святого Феодора – он последовал примеру своего князя. После таких же зверских истязаний ему отрубили голову. Тела святых страстотерпцев были брошены на съедение псам, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане тайно не погребли их с почестью. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.

Исповеднический подвиг святого Феодора поразил даже его палачей. Убедившись в непоколебимом хранении русскими людьми православной веры, их готовности умереть с радостью за Христа, татарские ханы не решались испытывать впредь терпение Божие и не требовали от русских в Орде прямого исполнения идольских обрядов. Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продолжалась еще долго. Православная Церковь украсилась в этой борьбе новыми мучениками и исповедниками.

Отравлен монголами был великий князь Феодор († 1246). Замучены были святой Роман Рязанский († 1270), святой († 1318), его сыновья Димитрий († 1325) и Александр († 1339). Всех их укрепляли пример и святые молитвы русского первомученика в Орде – святого Михаила Черниговского.

14 февраля 1578 года, по желанию царя Иоанна Васильевича Грозного, с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в храм, посвященный их имени, оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года – в Архангельский собор Московского Кремля.

Житие и служба святых Михаила и Феодора Черниговских были составлены в середине ХVI столетия известным церковным писателем, иноком Зиновием Отенским.

«Род праведных благословится», – говорит святой псалмопевец Давид. Это в полной мере сбылось на святом Михаиле. Он явился родоначальником многих славных фамилий в русской истории. Дети и внуки его продолжили святое христианское служение князя Михаила. Церковь причислила к лику святых его дочь – (память 25 сентября) и его внука – святого благоверного Олега Брянского (память 20 сентября).

Память мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и болярина его Феодора (+1245) — 20 сентября / 3 октября.

МИХАИЛУ И ФЕОДОРУ ЧЕРНИГОВСКИМ
Тропарь, глас 4

Жизнь вашу мученически совершивше, / исповедания венцы украсившеся, к Небесным востекосте, / Михаиле премудре с доблим Феодором, / молите Христа Бога / сохранити отечество ваше, / град же и люди, / по велицей Его милости.

Иной тропарь, глас 3

Блаженнии апостолом равночестнии, / прияли есте венец от Христа, / занеже того достойни, / Михаиле богомудре и Феодоре дивне, / мир мирови испросите / и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 8

Царство земное в ничтоже вменив, / славу, яко преходящую, оставил еси, / самозван пришед к подвигом, / Троицу проповедал еси пред нечестивым мучителем, / страстотерпче Михаиле, с доблим Феодором, / Царю Сил предстояще, / молите без вреда сохранити Отечество ваше, град же и люди, / да вас непрестанно почитаем.

Иной кондак, глас 2

Верою укрепльшеся, святии, мучения претерпесте / и кровьми своими погасисте пламень сопротивных безбожия, / Христа же исповедасте, с Отцем и Духом, / Михаиле и Феодоре, Его молите за всех нас.

Иной кондак, глас 2

Вышних ищуще, нижняя оставили есте, / колесницу на Небеса кровь свою сотворили есте, / тем собеседницы первомучеником бысте, / Михаиле и Феодоре, / с нимиже Христа Бога моляще непрестанно за вся ны.

Иной кондак, глас 3

Яко светила, в Руси возсиявше, / мучения лучами славными отразисте, / страстотерпцы славнии, / Михаиле и Феодоре, / тем вопиясте: / ничтоже нас отлучит от любве Христовы.

Вконтакте

Жития мучеников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора

Око-ло се-ре-ди-ны XIII ве-ка (1237-1240 гг.) Рос-сию по-стиг-ло на-ше-ствие мон-го-лов. Сна-ча-ла опу-сто-ше-ны бы-ли Ря-зан-ское и Вла-ди-мир-ское кня-же-ства, по-том в юж-ной Рос-сии бы-ли раз-ру-ше-ны го-ро-да Пе-ре-я-с-лавль, Чер-ни-гов, Ки-ев и дру-гие. На-ро-до-на-се-ле-ние этих кня-жеств и го-ро-дов боль-шей ча-стью по-гиб-ло в кро-ва-вых се-чах; церк-ви бы-ли ограб-ле-ны и по-ру-га-ны, зна-ме-ни-тая Ки-ев-ская Лав-ра бы-ла раз-ру-ше-на, а ино-ки рас-се-я-лись по ле-сам.

Впро-чем, все эти страш-ные бед-ствия бы-ли как бы неиз-беж-ным след-стви-ем втор-же-ния ди-ких на-ро-дов, для ко-то-рых вой-на бы-ла по-во-дом к гра-бе-жу. Мон-го-лы обыч-но от-но-си-лись без-раз-лич-но ко всем ве-рам. Ос-нов-ным пра-ви-лом их жиз-ни слу-жи-ла Яса (кни-га за-пре-тов), со-дер-жа-щая в се-бе за-ко-ны ве-ли-ко-го Чин-гис-ха-на. Один из за-ко-нов Ясы ве-лел ува-жать и бо-ять-ся всех бо-гов, чьи бы они не бы-ли. По-это-му в Зо-ло-той Ор-де сво-бод-но слу-жи-лись бо-го-слу-же-ния раз-ных ве-ро-ис-по-ве-да-ний и са-ми ха-ны неред-ко при-сут-ство-ва-ли при со-вер-ше-нии и хри-сти-ан-ских, и му-суль-ман-ских, и буд-дий-ских, и дру-гих об-ря-дов.

Но, от-но-сясь без-раз-лич-но и да-же с ува-же-ни-ем к хри-сти-ан-ству, ха-ны тре-бо-ва-ли и от на-ших кня-зей ис-пол-не-ния неко-то-рых сво-их су-ро-вых об-ря-дов, на-при-мер: про-хож-де-ния через очи-сти-тель-ный огонь, преж-де чем явить-ся пе-ред ха-ном, по-кло-не-ния изо-бра-же-ни-ям умер-ших ха-нов, солн-цу и ку-сту. По хри-сти-ан-ским по-ня-ти-ям это яв-ля-ет-ся из-ме-ной свя-той ве-ре и неко-то-рые из на-ших кня-зей пред-по-чли пре-тер-петь смерть, чем вы-пол-нить эти язы-че-ские об-ря-ды. Сре-ди них сле-ду-ет вспом-нить Чер-ни-гов-ско-го кня-зя Ми-ха-и-ла и его бо-яри-на Фе-о-до-ра, по-стра-дав-ше-го в Ор-де в 1246 го-ду.

Ко-гда хан Ба-тый по-тре-бо-вал к се-бе Чер-ни-гов-ско-го кня-зя Ми-ха-и-ла, то он, при-няв бла-го-сло-ве-ние от сво-е-го ду-хов-но-го от-ца епи-ско-па Иоан-на, обе-щал ему, что он ско-рее умрет за Хри-ста и свя-тую ве-ру, чем по-кло-нит-ся идо-лам. То же обе-щал и бо-ярин его Фе-о-дор. Епи-скоп укре-пил их в этой свя-той ре-ши-мо-сти и дал им Свя-тые Да-ры в на-пут-ствие веч-ной жиз-ни. Пе-ред вхо-дом в став-ку ха-на мон-голь-ские жре-цы по-тре-бо-ва-ли с кня-зя и бо-яри-на, чтобы они по-кло-ни-лись на юг мо-ги-ле Чин-гис-ха-на, за-тем ог-ню и вой-лоч-ным идо-лам. Ми-ха-ил от-ве-тил: «Хри-сти-а-нин дол-жен по-кло-нять-ся Твор-цу, а не тва-ри».

Узнав об этом, Ба-тый озло-бил-ся и ве-лел Ми-ха-и-лу вы-би-рать од-но из двух: или ис-пол-нить тре-бо-ва-ние жре-цов, или смерть. Ми-ха-ил от-ве-тил, что он го-тов по-кло-нить-ся ха-ну, ко-то-ро-му Сам Бог пре-дал его во власть, но не мо-жет ис-пол-нить то-го, че-го тре-бу-ют жре-цы. Внук Ми-ха-и-ла, князь Бо-рис, и ро-стов-ские бо-яре умо-ля-ли его по-бе-речь свою жизнь и пред-ла-га-ли при-нять на се-бя и на свой на-род епи-ти-мью за его грех. Ми-ха-ил не хо-тел слу-шать ни-ко-го. Он сбро-сил с плеч кня-же-скую шу-бу и ска-зал: «Не по-губ-лю ду-ши мо-ей, прочь сла-ва тлен-но-го ми-ра!» По-ка но-си-ли от-вет его ха-ну, князь Ми-ха-ил и бо-ярин его пе-ли псал-мы и при-об-щи-лись Свя-тых Да-ров, дан-ных им епи-ско-пом. Ско-ро яви-лись убий-цы. Они схва-ти-ли Ми-ха-и-ла, на-ча-ли бить ку-ла-ка-ми и пал-ка-ми по гру-ди, по-том по-вер-ну-ли ли-цом к зем-ле и топ-та-ли но-га-ми, на-ко-нец от-сек-ли ему го-ло-ву. По-след-нее сло-во его бы-ло: «Я хри-сти-а-нин!» По-сле него та-ким же об-ра-зом был за-му-чен его доб-лест-ный бо-ярин. Свя-тые мо-щи их по-чи-ва-ли в Мос-ков-ском Ар-хан-гель-ском со-бо-ре.

Каноны и Акафисты

Канон великомученикам Михаилу и Феодору Черниговским

Песнь 1

Ирмос: Моря чермную пучину невлажными стопами древний пешешествовав, Израиль крестообразныма Моисеовыма рукама Амаликову силу в пустыни победил есть.

Припев:

Твоими молитвами страстотерпче Михаиле, благодать мне и просвещение с небесе даруй, яко да возмогу похвалити доблести и страдания твоя.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Божественным желанием разжигаемь, Михаиле святе, с Феодором болярином, паки к вашему отечеству возвращаетеся, идеже мучения венцы от десницы Вышняго приясте, изрядно поминайте вас почитающих.

Слава: Царствия вечнующаго, и никакоже мимотекущаго воспоминая наслаждение, святе, царство земное преобидев, и вместо скиптра крест взял еси, и самозван к подвигом устремился еси, купно со страдавшим с тобою Феодором болярином.

И ныне: Святых Святейшая была еси, Дево Чистая, святых Святаго на руку Христа носивши, Божественною силою тварь содержащаго.

Песнь 3

Ирмос: Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи: Ты моя крепость, Господи, и прибежище, и утверждение.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Яряся зверь нечестивый, убити вас повелевает, сего скверным повелением повинутися не хотящих, и твари паче Творца не послужисте, но Христу вопиясте: Свят еси, Господи.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Любовию твоего Владыки снедаемь быв Михаиле, купно с Феодором болярином, ничтоже земнаго вменисте, и Того желанием мучения чашу исписте усердно, Христу вопиюще: Свят еси, Господи.

Слава: Самозван от дальных стран отечество твое пришед посетити, и злоименитаго царя богоборную прелесть обличити, от негоже пострадав, жертва Богу принеслся еси.

И ныне: Возставила еси, Чистая, паки падший мой образ, рождшая Виновнаго паче естественнаго воскресения.

Господи, помилуй (трижды).

Седален, глас 1-й

Камение твердо явистеся, и непреборими бысте мучителей прещением, Михаиле славне и Феодоре премудре. Сего ради Российстии собори вопиют радостно: слава Укрепльшему вы, слава Венчавшему вы, слава Просвещшему вами весь мир.

Слава, и ныне: Проображаше таинственно древле Иисус Навин Креста образ, егда руце простре крестовидно, Спасе мой, и ста солнце, дондеже враги низложи противостоящия Тебе Богу; ныне бо зайде на Кресте Тя зря, и державу смертную разрушив, весь мир совоздвигл еси.

Песнь 4

Ирмос: Вознесена Тя видевши Церковь на Кресте, Солнце Праведное, ста в чине своем, достойно взывающи: слава силе Твоей, Господи.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Богомерзскаго и злочестиваго царя неправедна и лукавнейша паче всея земли, безбожную веру укористе, и лютаго беса обличивше прелесть, яко агнцы за Христа заклани бысте, и яко солнце по кончине просияли есте.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Усты светлыми витийствуя, исповедал еси благочестно Единаго Бога, Михаиле, с пострадавшим с тобою Феодором: и сего ради злочестивый царь не терпя, повелевает убити вас на самей кончине Христа исповедающия.

Слава: О, ярости царя злочестиваго и неправеднаго убиения! О, терпения непобедимых страдалец! Иже по вере добре подвигшеся, Христу вопияху: слава силе Твоей, Господи.

И ныне: Неискусобрачно родила еси, о, Дево! и по Рождестве явилася еси девствующи паки. Тем немолчными гласы, радуйся, Тебе, Владычице, верою несомненною вопием.

Песнь 5

Ирмос: Ты, Господи, мой Свет, в мир пришел еси, Свет Святый, обращаяй из мрачна неведения верою воспевающия Тя.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Дивлюся, о, царю! твоему безумию, и суетному глаголу, исповедниче Михаиле рекл еси, и с благородным Феодором: твари паче Творца никакоже да будет нам покланятися, она бо человека ради сотворена есть.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Злочестивый он законопреступный Доман, иже первее веры христианския отвергся, не терпя твоего исповедания, зле огорчися, ножем отрезует главу твою честную, исповедниче Христов Михаиле.

Слава: Аще честная святая телеса ваша и небрегома пребыша от кровоядец онех, повержена псом на снедение, но Бог соблюдаше оная, и столпом огненным осияваше, пресветлыми зарями.

И ныне: Бог в Тя, Богомати, вселися, человека назидая во тлю падшаго прелестию змия.

Песнь 6

Ирмос: Пожру Ти со гласом хваления, Господи, Церковь вопиет Ти, от бесовския крове очищшися ради милости от ребр Твоих истекшею Кровию.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Недоволен злочестивый быв мучитель, о убиении благочестиваго Михаила, покушашеся и страдальца Феодора лестию увещати: аще бо, рече, богом моим поклонишися, со мною во славе будеши, и имению господина твоего наследник будеши.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Мне да не будет, о, царю пребеззаконне! Христе отврещися, и ложным твоим богом поклонитися. Мне бо еже жити Христос, и еже умрети за Него, приобретение.

Слава: От юности житие твое чисто явися, Пресвятаго Духа дарованием Феодоре, посреде бо злочестивых мучителей, твоему господину поборник был еси, и с ним на небесех присно веселишися.

И ныне: Излияв первее яд во уши Евины змий вселукавый, ты же сего Едина оттрясла еси, Богомати, Истребителя сему рождши.

Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне:

Кондак, глас 8-й

Царство земное в ничтоже вменив, славу яко преходящую оставил еси, самозван пришед к подвигом, Троицу проповедал еси пред нечестивым мучителем, страстотерпче Михаиле, с доблим Феодором, Царю Сил предстояще, молите без вреда сохранити отечество ваше, град же и люди, да вас непрестанно почитаем.

Икос

Кто подвиги ваша и болезни возможет извещати, страстотерпцы, яже мужески претерпесте за веру Господню? и дарований, ихже сподобистеся, не довлеют уста человеческая исповедати. Премудростию бо украшени и мужеством, богатство и славу привременную возненавидесте, Михаиле славный, и с пострадавшим с тобою дивным Феодором, с ним не разлучастеся на земли и на небеси. Тем молите без вреда сохранити отечество ваше, град же и люди, да вас непрестанно почитаем.

Песнь 7

Ирмос: В пещи авраамстии отроцы персидстей, любовию благочестия паче, нежели пламенем, опаляеми, взываху: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Ни любви сопружницы, ни чад разлучению внимал еси, но сия вся в руки предав Божия, яко Творца и Промысленника всех, вопиял еси: благословен Бог отцев наших (дважды).

Слава: Поревновав мужеству прежде бывших мучеников, тех блаженство и славу получил еси, достохвальне Михаиле, купно с Феодором, вопиюще: благословен Бог отцев наших.

И ныне: Вышняго Освященное Божественное Селение, радуйся, Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословена Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

Песнь 8

Ирмос: Руце распростер, Даниил львов зияния в рове затче; огненную же силу угасиша, добродетелию препоясавшеся, благочестия рачители, отроцы, взывающе: благословите, вся дела Господня, Господа.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Взирая на воздаяния, сущая на небесех всечестне, яже любящим Христос предуготова, и вопиющим Ему от души: благословите, вся дела Господня, Господа.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Божественная мученик страдания воистинну превзыдоша похваления, паче слова и помышления, яко тленным телом безплотныя враги победиша, вопиюще: благословите, вся дела Господня, Господа.

Слава: Непоколебимь в подвизех пребыл еси, паче же нечестивых сердца поколебал еси, видевших тя непреклонна, святе Михаиле, купно с Феодором вопиюща: благословите, вся дела Господня, Господа.

И ныне: Таинство странно, истинно, под солнцем Едина показала еси, Бога бо родила еси, Чистая, Невидимаго и Безначальнаго, Невместимаго, всем Непостижимаго, Емуже вопием: благословите, вся дела Господня, Господа.

Песнь 9

Ирмос: Камень нерукосечный от несекомыя горы, Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества. Тем, веселящеся, Тя, Богородице, величаем.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Приидите чистым сердцем и трезвою совестию, великомученика Михаила, с советником крепким Феодором, паче злата светящася зряще величаем.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Светлая ваша, пребогатии, победная храборствия на врага, видев Всевидящее Око подвиги ваша, венцы одоления венчает Спас душ наших.

Святии великомученицы Михаиле и Феодоре, молите Бога о нас.

Воинства Ангелов удивишася, мучеников же лики и праведных собори согласно похвалиша Христа, таковое терпение вам даровавшаго.

Слава: Непобедимая честная мученик двоица, на небесех живущи, певцы своя поминай, совершающих во хвалении священная ваша страдания, вас непрестанно величающих.

И ныне: Земля избавися от клятвы древния Рождеством Твоим. Темже Тя, Богородительнице, величаем.

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Князь Михаил Черниговский: первый святой, пострадавший в Орде.

Монголы не всегда карали за отказ пройти через священный огонь, но в этот раз Батый устроил русскому князю жесткую проверку на лояльность… Что стояло за убийством святого, воля хана или интриги русских завистников? В 1246 году в Золотой Орде был убит Михаил Черниговский. Это был первый русский правитель - мученик, погибший от рук монголо-татар. О причинах этого трагического события до сих пор спорят историки, а древнерусские и средневековые европейские тексты дают разные трактовки драмы, разыгравшейся в ставке Батыя...

20.09.1246 (3.10). - Мчч. и испп. Михаила, кн. Черниговского, и боярина его Феодора

Святой князь, показавший хану Батыю силу русской веры

Святой благоверный князь Михаил Черниговский (1179-20.09.1246), сын Всеволода Ольговича Чермного, с детства отличался благочестием и кротостью. В 1223 г. князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против надвигавшейся татарской орды. С 1223 г. после гибели в его дяди, Мстислава Черниговского, Михаил стал князем Черниговским. В 1225 г. он был приглашен на княжение новгородцами, где своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение, затем вернулся в Чернигов. С 1235 г. святой благоверный князь Михаил занимал Киевский великокняжеский стол.

Именно в его правление произошло . В 1237–1938 гг. татары опустошили , Суздаль, и на следующий год двинулись на Южную Русь, опустошили левобережье Днепра, земли черниговские и переяславские.

Осенью 1240 г. полчища орды подступили к Киеву. Ханские послы предложили Великому князю добровольно покориться, но Михаил не стал вести с ними переговоры. Он срочно выехал в Венгрию, чтобы уговорить венгерского короля Бела совместными силами организовать отпор общему врагу. Пытался князь Михаил поднять на борьбу с монголами и Польшу, и даже германцев. Но безуспешно: Русь была разгромлена, позже пришел черед Венгрии и Польши. А германцы сами попытались завоевать западные русские земли, как позже и окрепшие поляки. Всех их вдохновляли на это Римские папы, которых князь Михаил безуспешно пытался побудить к объединению всей христианской Европы против азиатских хищников (в 1245 г. на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный туда князем митрополит Петр (Акерович), призывавший к крестовому походу против языческой Орды).

Не получив в Европе поддержки, Великий князь Михаил возвратился в полностью разрушенный Киев, усеянный костями, и некоторое время жил неподалеку от города, на острове, а затем переселился в Чернигов.

Вскоре на Русь явились ханские послы, чтобы провести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность татарскому хану, а на княжение – его особое разрешение (ярлык). Послы сообщили князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для получения ханского ярлыка. Видя бедственное положение Руси, благоверный князь Михаил сознавал необходимость повиноваться могущественным оккупантам, но как православный христианин не мог поступиться своей верой. От духовного отца, епископа Иоанна, он получил благословение ехать в Орду и быть там истинным исповедником Имени Христова. Вместе с князем Михаилом отправился в Орду его верный друг и сподвижник боярин Феодор.

Нужно сказать, что в то время татаро-монголы относились безразлично ко всем верам. Основным правилом их жизни служила Яса (книга запретов), содержащая в себе законы Чингисхана. Один из законов Ясы велел уважать и бояться всех богов, чьи бы они не были. Поэтому в Золотой орде свободно служились богослужения разных вероисповеданий и сами ханы нередко присутствовали при совершении и христианских, и мусульманских, и буддийских, и других обрядов. Однако в Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против татар и давно искали случая убить его.

Когда в 1246 г. благоверный князь Михаил и боярин Феодор прибыли к хану Батыю, им приказали сначала пройти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым стихиям: солнцу и огню. Благоверный князь ответил жрецам, повелевавшим исполнить языческий обряд: «Христианин кланяется только Богу, Творцу міра, а не твари».

Хану донесли о непокорности русского князя. Батый через своего приближенного Эльдегу передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непокорные русские умрут в мучениях. Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: «Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам». Святой князь и преданный его боярин приготовились к мученической кончине и приобщились Святых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец. Татарские палачи схватили благоверного князя и долго, жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один из отступников от Христовой веры, по имени Даман, отсек голову святому мученику. Последнее слово его было: «Я христианин!» После него таким же образом был замучен его доблестный боярин. Случилось это 20 сентября 1246 г. Тела святых страстотерпцев были брошены палачами на съедение псам, но Господь чудесно охранял тела несколько дней. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.

Исповеднический подвиг свв. князи Михаила и его боярина Феодора поразил хана и его приближенных. Убедившись в непоколебимом хранении русскими людьми православной веры, их готовности умереть с радостью за Христа, татарские ханы не решались испытывать впредь терпение Божие и не требовали больше от русских князей, приезжавших в Орду, такого исполнения идольских обрядов. Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продолжалась еще долго. Православная Церковь украсилась в этой борьбе новыми мучениками и исповедниками. Отравлен монголами был Великий князь Феодор (†1246). Замучены были св. Роман Рязанский (†1270), его сыновья Димитрий (†1325) и Александр (†1339). Всех их укрепляли пример и святые молитвы русского первомученика в Орде – святого князя Михаила Черниговского.

14 февраля 1572 г., по желанию , с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в храм, посвященный их имени, оттуда в 1770 г. они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 г. – в Архангельский собор Московского Кремля.

Дата публикации или обновления 15.12.2017

  • К оглавлению: Никитский мужской монастырь
  • Переславский Никитский мужской монастырь.
    8. Святой благоверный великий князь Михаил Черниговский.

    Исцеление и благословение, данное преподобным Никитой Столпником Переславским Черниговскому князю - семилетнему тогда отроку-конечно же, не могло быть случайным. Святой Михаил Черниговский получил от Бога исцеление и укрепление всех членов своих, а прежде всего - духа, ради предстоящего ему подвига исповедничества и мученической смерти за веру православную в ставке свирепого Батыя.

    На исходе лета 1245 года из ворот полуразрушенного Чернигова, еще не оправившегося после опустошительного Батыева погрома, выехал небольшой конный отряд. В центре его выделялась группа из трех человек в более богатых одеяниях: пожилого уже Черниговского князя Михаила Всеволодовича, его внука - юного Ростовского князя Бориса Васильковича, и многолетнего советника, убеленного сединами мудрости, приближенного боярина Феодора. Их сопровождали несколько слуг и охрана. Всадникам предстоял неблизкий путь через выжженные солнцем степные пространства в ставку хана Батыя на Нижней Волге. Грустный, с недобрым предчувствием, Михаил Всеволодович покидал свой родной город, и за долгую дорогу у него было достаточно времени вспомнить всю прожитую жизнь...

    Святой благоверный князь Михаил Черниговский с детства отличался благочестием и кротостью, но имел очень слабое здоровье. По молитвам преподобного Никиты Столпника князь получил исцеление. С 1223 года после гибели на реке Калке его дяди, Мстислава Черниговского, святой Михаил, также принимавший участие в этой жестокой битве, стал князем Черниговским. С 1235 года он занимает Киевский великокняжеский стол. В 1238 году Батый разоряет черниговский «злой город» Козельск, а в 1239 году и сам Чернигов. Но великий князь Михаил в это время находился в Киеве. В 1240 году Батый прислал своих татар и в Киев, и те были поражены богатством и великолепием города. Тогда Батый прислал послов к киевлянам с предложением добровольно покориться его власти. Благоверный князь Михаил понял, что ордынцы хотят коварством взять город и опустошить его, и потому повелел умертвить послов Батыя. В ответ ордынцы двинули 600-тысячное войско к столице Киевской Руси, все уничтожая на своем пути. Понимая, что сопротивление бесполезно, оставив город опытным воеводам, князь Михаил вместе с боярином Феодором отправился в Венгрию, Польшу и Германию в надежде поднять европейские христианские страны на борьбу с монголами-язычниками. Но момент для объединенного отпора был упущен: Русь была разгромлена, а позже пришел черед Венгрии и Польши. В Германии же князь Михаил был беззастенчиво ограблен и, не получив ничьей поддержки, возвратился в разрушенный Киев. Некоторое время он жил неподалеку от города, на острове, а затем переселился в Чернигов.

    Однако благоверный князь не терял надежды на возможность объединения христианской, как ему казалось, Европы против азиатских хищников. В 1245 году на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный святым Михаилом его сподвижник митрополит Петр (Акерович), призывавший к крестовому походу против языческой Орды. Но католическая Европа в лице своих главный духовных вождей - римского папы и германского императора - предала интересы христианства. Папа был занят войной с императором и сам приложил немало усилий, чтобы повернуть лавину степняков на север, на православную Русь, и тем отвести удар от себя. Немцы же воспользовались монгольским нашествием, чтобы самим броситься на Русь.

    В этих обстоятельствах общехристианское, вселенское значение приобретает исповеднический подвиг в языческой Орде православного князя-мученика святого Михаила Черниговского. В 1243 году великокняжеский киевский ярлык был отдан Ярославу Второму Всеволодовичу (отцу Александра Невского). Но князь Михаил должен был подтвердить в ставке Бату-хана свое право на Черниговское княжение, засвидетельствовав прежде свою полную покорность власти жестоких завоевателей. Видя бедственное положение Руси, слыша, что многие из русских князей поклонялись идолам и истуканам языческим, благочестивый князь Михаил сильно об этом скорбел. Возревновав о Господе Боге, он решился идти к царю неправедному, неустрашимо исповедовать перед ним Христа и пролить кровь свою за Господа.

    В Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против татар совместно с Венгрией и другими европейскими державами. Враги давно искали случая убить его. И когда в 1245 году благоверный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали пройти через костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым монголами стихиям: солнцу и огню. В ответ жрецам благоверный князь твердо сказал: «Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари». Хану донесли о непокорности русского князя. Батый передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непокорные умрут в мучениях. В случае же полного повиновения Михаила ждали ханская милость и ярлык на княжение. Его внук и бояре стали уговаривать князя подчиниться. Лишь Феодор Призывал Михаила Всеволодовича оставаться непреклонным, вынести все муки, но сохранить в чистоте русскую православную веру.

    И отвечал князь своим товарищам: «Не хочу только по имени христианином называться, а поступать как поганый». На предложения Батыя последовал решительный ответ святого князя: «Я готов поклониться царю, так как ему вручил Бог судьбы земных царств, но, как христианин, не могу кланяться идолам». Судьба мужественных христиан была решена. Палачи схватили благоверного князя и долго жестоко избивали его. Наконец один из них отсек ножом голову святому мученику. Последнее слово его было: «Я христианин!». Святой боярин Феодор последовал примеру своего князя. После таких же зверских истязаний ему отрубили голову. Тела святых мучеников были брошены псам на съедение, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане не погребли их с почестью. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов. (14/27 февраля 1572 года по желанию царя Иоанна Васильевича Грозного , с благословения митрополита Антония мощи были перенесены в Москву , в храм, посвященный имени святых мучеников, а с 1774 года они пребывают в Архангельском соборе Московского Кремля , где их положили в новую серебряную раку.)

    Память мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора, чудотворцев, совершается 14/27 февраля и 20 сентября/3 октября (день мученической кончины).

    Исповеднический подвиг русских мучеников поразил даже их палачей. Убедившись в непоколебимом хранении русскими людьми православной веры, их готовности умереть с радостью за Христа, ордынские ханы не решились впредь испытывать терпение Божие и не требовали от русских в Орде прямого исполнения идольских обрядов. Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продолжалась. И Православная Церковь в результате этой борьбы пополнилась новыми мучениками и исповедниками. Был отравлен великий князь Ярослав Всеволодович (в 1246 г.; в рукописных Святцах включен в число святых), замучены святой Роман Рязанский (ум. 1270), святой Михаил Тверской (ум. 1318) и его сыновья святой Димитрий (ум. 1325) и святой Александр (ум. 1339). Всех их укрепляли пример и святые молитвы русского первомученика в Орде - святого благоверного князя Михаила Черниговского. Вспомним и о том, что подвигом, кровью и молитвами у Престола Божия святого князя Михаила был помилован Батыем святой благоверный князь Александр Невский, в точности повторивший перед свирепым властелином исповеднический подвиг Михаила Черниговского, и над растерзанной землей Русской вновь взошло солнце надежды на пусть не скорое, но обязательное освобождение и возрождение.

    К оглавлению: Жития святых Страдание святых мучеников Михаила, князя Черниговского, и Феодора, боярина его, от нечестивого Батыя пострадавших. Когда какое-либо смущение и брани или иную какую пагубу видишь, не думай, что это просто проявление непостоянного мира или следствие какого-то случая: но знай, что все это попускается по изволению Всемогущего Бога за грехи наши, дабы согрешающие приходили в чувство исправление. Сначала Бог не сильно нас грешных наказывает, когда же не исправляемая, тогда великие наказания наводит, так же, так в древности на израильтян, на тех, кто не захотел исправляться от веревок Христова. По попущению пасли их жезлом железным, то есть римлянами, по пророчеству Даниила. Малые же казни, которые сначала Господь попускает,- это мятежи, голод, напрасные смерти, междоусобные брани и тому подобное.

    Картина «Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя» работы В. Смирнова. 1883 г.

    Если же ими грешные не уцеломудряются, назюдит немилостивое и тягчайшее нашествие иноплеменных, чтобы люди пришли в чувство ж обратились от путей своих лукавых, как говорит пророк: «Когда убивали их, тогда взыдали Меня». Это можно приложить и к нам, ж ко всей земле Российской. Когда мы благость Всемилостивого Бога злонравием своим прогневали и благоутробие Его премного огорчили, в чувство же придти и уклониться от зла благие дела творить не захотели, тогда весь разгневался на нас Господь яростью и восхотел лютейше наказать наши беззакония казнью.

    Попустил придти на нас безбожным и бесчеловечным варварам, которые зовутся татарами, и нечестивейшим и беззаконнейшим яарем их Батыем. В бесчисленном множестве силы своей языческой пришли на Российскую аашу землю, в год от сотворения мира 6746, от звоплощения же Бога Слова - 1238, всю силу гистианских царей и князей сокрушили и потоптали, все города разорили и всю землю гнем и мечом пленили и опустошили. Никто не мог безбожной той силе противостать, ей из-за грехов наших предал нас Бог, сказавший в пророчестве: «Если захотите и послушаете Меня, благую землю наследуете; если же не послушаете Меня, меч вас истребит».

    В то время избежавшие меча и пленения христиане укрывались в горах и непроходимых пустынях и видели удивительное: селения, города и деревни опустошенные, там, где дикие звери жили, там люди водворились, укрываясь от варваров. В то время благочестивый и приснопамятный великий князь Киевский и Черниговский Михаил, сын Всеволода Черного, внук Олегов, от юных лет привыкший добродетельно жить, возлюбив Христа, Ему служил от всей души, и светилось в нем душевное незлобие.

    Был он кроток и смирен, и ко всем добр, и к нищим весьма милостив. Молитвою же и пощением всегда угождал Богу и всеми добрыми делами украшал свою душу, чтобы была она прекрасным жилищем Бога Творца. Был у него любимый боярин, во всех добродетелях ему подобный, именем Феодор, с ним же он и душу свою за Христа положил, пострадав от скверного Батыя, как мы сейчас расскажем.

    Ко благоверному и христолюбивому князю, княжившему в Киеве, прислал злочестивый Батый татар своих соглядатаями в Киев. Те же, увидев величие и красоту города, удивились и, возвратившись, рассказали Батыю о преславном городе Киеве. Батый же направил послов к князю Михаилу в Киев, прельщая его, чтобы он поклонился ему. Великий же князь Михаил уразумел ложь их, поскольку лукавством хотели взять город и опустошить его.

    Слышал он и о безбожии варваров, что они всех, кто по своей воле предавался и поклонялся им, немилостивно избивают, повелел послов тех погубить. У ведал же о наступающей великой татарской силе, которое в великом множестве (воинов же было шестьсот тысяч), как саранча, на всю землю Российскую напали и брали крепкие города. И уразумев, что не уцелеть Киеву от приближающихся врагов, бежал в Венгрию с боярином своим Феодором и жил пришлецом в земле чужой, скитаясь и скрываясь от Божьего гнева, последовав словам: «Укрывайтесь до тех пор, пока не пройдет гнев Божий».

    После того как оставил он Киев, многие князья пытались возглавить российское великое княжение, но не сумели защитить Киев от Батыя нечестивого, поскольку пришел со всею своею силою и захватил Киев, как и Чернигов, и другие великие и крепкие российские города и княжения. И все опустошил огнем и мечом, в год от сотворения мира 6748, воплощения же Бога Слова - 1240. Тогда преславный и превеликий великого княжения российского престольный город был разорен рукою христоненавистных язычников вконец: и пали сильные от меча агарянских людей, одни были перебиты, другие в плен отведены. Прекрасные Божий церкви осквернены и сожжены. Исполнились слова Давида: «Боже, язычники пришли в наследие Твое, осквернили святой храм Твой, трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела праведных Твоих зверям земным; пролили кровь их, словно воду, и не было того, кто похоронил бы их».

    О том, что это сбывается в земле Российской, князь Михаил в странствованиях своих слышал, рыдая неутешно о единоверных своих братьях и об опустении земли своей. Также стало ему известно, что оставшимся в городах людям, а их немного уцелело от меча и плена, повелел нечестивый царь безбоязненно жить, обложив их данью. И многие российские князья, бежавшие в далекие страны и в чужие земли, услышав об этом, возвращались в Россию и, поклонившись царю нечестивому, принимали свои княжения и дани ему давали, проживая в разоренных своих городах.

    Так и благочестивый князь Михаил с боярином своим Феодором и со всеми людьми возвратился из странствований, предпочитая дани давать царю нечестивому и в отечестве своем, пусть даже и опустевшем, жить, нежели пришлецом быть в земле чужой. И сначала пришел в Киев и, увидев места святые опустевшими и небу подобную церковь Печерскую разоренной, горько плакал. И ушел в Чернигов. И пока он отдыхал, услышали татары о возвращении его. Пришли посланцы от Батыя и начали звать его, как и прочих князей российских, к царю своему Батыю, говоря: «Нельзя вам жить в земле батыевой, не поклонившись ему. Грядите и поклонитесь, и будьте ему данниками, и тогда в домах своих пребывайте».

    Было же от царя того устроено: те из князей российских, которые приходили к нему на поклон, то волхвы и жрецы татарские их брали и проводили через огонь. И если что приносили в дар царю, от всего того по небольшой части брали и бросали в огонь. Проведя через огонь, принуждали идолам поклоняться, Кану и Кусту и солнцу, и после этого царю их представляли. И многие из князей российских из-за страха и ради того, чтобы получить право на княжение, смирялись: проходили через огонь, и идолам поклонялись, и получали от царя то, чего добивались.

    Услышал же благочестивый князь Михаил, что многие из князей российских, прельстившись славою мира сего, поклонились идолам, весьма сожалел и возревновал о Господе Боге Своем. И замыслил идти к царю неправедному и лукавнейшему более прежде бывших и дерзновенно перед ним исповедать Христа и кровь свою за Господа пролить. Замыслив это и духом возгоревшись, призвал верного своего советника, боярина Феодора, и рассказал ему о замысле. Он же, будучи благоразумным и верным, похвалил намерение господина своего и обещал ему не отступать от него до кончины, но вместе с ним положить душу свою за Христа.

    И посовещавшись, утвердились в намерении идти и умереть за исповедание Иисуса Христа. Восстав же, пошли к отцу своему духовному Иоанну, желая ему рассказать о решении своем. И придя к нему, сказал князь: «Хочу, отче, идти к царю, как и все князья российские» Духовник же, услышав это тяжкое слово и глубоко вздохнув, сказал: «Многие туда пошли и души свои погубили, сотворив волю цареву и поклонившись огню и солнцу и прочим идолам. И ты, если хочешь, иди с миром, но только молю тебя, не усердствуй перед ними, не делай того, что они сделали ради временного княжения: не проходи сквозь огонь нечестивых, и мерзким богам их не поклоняйся. Один у нас Бог - Иисус Христос. И пусть ничто не войдет в уста твои из идоложертвенных яств, да не погубишь души своей». Князь же с боярином отвечали: «Хотим мы за Христа пролить кровь свою, положить за Него души наши, да станем мы для Него благоприятной жертвой».

    Услышав это, возрадовался Иоанн духом и, посмотрев на них с радостью, сказал: «Если это исполните, блаженны будете и в этом последнем роде мучениками наречетесь». Поучив же их Евангелию и от иных книг, причастил Божественных Тайн тела и крови Владычного п. И благословив их, отпустил с миром, сказав: «Господь Бог да укрепит вас и да пошлет вам дар Святого Духа, чтобы быть вам крепкими в вере и дерзновенными во исповедании имени Христа и мужественными в страданиях. И да причтет вас Царь Небесный к лику первых святых мучеников». И пошли они домой.

    Приготовившись же в путь, мир подав домашним своим, пошли спешно, молясь Богу и распаляясь сердечною к Нему любовью и желая венца мученического, как стремится олень на источники водные. И когда пришли они к безбожному царю Батыю, то возвестили ему о пришествии их. И призвал царь жрецов и волхвов своих. И повелел им, чтобы провели Черниговского князя по обычаю сквозь огонь, чтобы принудили кланяться идолам, а после представить перед ним. Пришли же волхвы к князю и сказали ему: «Зовет тебя великий царь». И взяв его, повели. Последовал же за ним, как за своим господином, боярин Феодор. Достигли же места, где по обеим сторонам пылал огонь, а посредине приготовлен путь, по которому прошли многие,- этим же путем хотели и князя Михаила провести. Тогда князь сказал: «Не подобает христианину сквозь этот огонь идти, который нечестивые почитают как бога. А я христианин - не пойду сквозь огонь, не поклонюсь никакой твари, но поклоняюсь Троице - Отцу и Сыну и Святому Духу, Единому в Троице Богу, создателю неба и земли».

    Услышав эти слова, жрецы и волхвы исполнились стыда и ярости, оставили его и поспешили возвестить об этом царю. В это же время приступили к святому князю Михаилу другие российские князья, пришедшие с ним на поклонение к царю. Был среди них князь Борис Ростовский. Они жалели его и беспокоились, боясь, что и на них царский гнев распространится. Все советовали Михаилу исполнить волю царскую. «Да не погибнем,- говорили,- и мы с тобою. Притворись и сотвори то, что повелено. Поклонись огню и солнцу, так избавишься от царской ярости и лютой смерти. Когда же с миром возвратишься восвояси, сделаешь, как хочешь. И не будет мучить тебя Бог, не прогневается на тебя за это, знает, что не по своей воле ты все это сделал. А если духовник твой сочтет это грехом, то мы все покаяние на себя возьмем, только послушай нас, пройди сквозь огонь, поклонись богам татарским да себя и нас от гнева царского и от горькой смерти освободишь и много доброго земле твоей исходатайствуешь».

    Все это говорили со многими слезами. Блаженный боярин Феодор, слушая их слова, пребывал в великой печали, страшась, как бы не склонился князь к советам их и не отпал от веры. Приступив к нему, начал вспоминать обещание его и слова духовника и сказал: «Помни, благочестивый князь, как обещал Христу положить за Него душу свою. Вспомни слова евангельские, которым нас духовный отец учил: «Тот, кто хочет душу свою спасти, погубит ее; а если кто погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот спасет ее». И еще: «Какая польза человеку, если приобретет весь мир, но потеряет душу свою? Или что даст человек за душу свою?»

    И еще: «Кто исповедает Меня перед людьми, исповедую его и Я перед Отцом Моим Небесным. А если отвержется от Меня перед людьми, отвергну его и Я перед Отцом Моим Небесным» . Князь же Михаил от этих слов боярина своего ощутил сладость и, палимый ревностью о Боге, с веселием ожидал мучений, готовый умереть за жизнодавца Христа. Князь же Борис, которого мы прежде упомянули, умолял его прилежно, чтобы повиновался царской воле. Он же сказал: «Не хочу лишь на словах христианином именоваться, а дела язычников творить». И отстегнув меч свой, бросил его им, сказав: «Приимите славу мира сего, а я не хочу ее».

    Вскоре пришел посланный от царя некий вельможа, чином стольник, по имени Елдега. Он возвестил святому князю Михаилу царские слова, сказав: «Царь великий говорит тебе: почему повеления моего не слушаешь и богам моим не поклоняешься? Сегодня два пути перед тобою - смерть или жизнь: избери себе один из двух. Если повеление мое исполнишь и сквозь огонь пройдешь и богам моим поклонишься, то жив будешь. Если не послушаешь меня и богам моим не поклонишься, то злою смертью умрешь».

    Святой же князь Михаил, слушая слова царские от Елдеги, нимало не устрашился, но дерзновенно отвечал: «Скажи царю - так говорит тебе Михаил князь, раб Христов: поскольку тебе, царь, вручено от Бога царство и слава мира сего, и нас из-за грехов наших десница Всевышнего твоей власти покорила, то должны мы тебе, как царю, кланяться и подобающую честь твоему царству воздавать. А если велишь от Христа отрекаться и богам твоим поклоняться, того не будет - они не боги, а создания. У нас же писания пророческие говорят: «Боги, которые небес и земли не сотворили, да погибнут» . Что безумнее того, нежели оставить Создателя и поклониться созданию?» Елдега же сказал: «Прельщаешься, Михаил, называя солнце созданием - скажи мне, кто взошел на безмерную высоту небесную и сотворил такое великое светило, которое освещает всю вселенную?»

    Святой же отвечал: «Если хочешь послушать, скажу тебе, Кто сотворил солнце и все видимое и невидимое. Бог безначальный и невидимый и Его Единородный Сын, Господь наш Иисус Христос. И Он также не создан, не имеет ни начала, ни конца. Равно же и Дух Святой, трисоставное Божество, единый же Бог. Он сотворил небо и землю, и солнце, которому вы поклоняетесь, и луну, и звезды, также и моря, и сушу, и первейшего человека Адама, и дал все ему в услужение. Закон же людям дал, чтобы не поклонялись никакому созданию - ни на земле, ни на небе, но единому Богу, все сотворившему, да поклоняются, тому и я поклоняюсь. А если обещает мне царь княжение и славу мира этого, то я об этом небрегу, ибо и сам царь временен и временное дает мне господство, которого я не требую. Надеюсь на Бога моего. Ему же верю, что Он даст мне царство вечное, не имеющее конца».

    Елдега же сказал: «Если в непокорстве, Михаил, пребудешь и царскую волю не исполнишь, то умрешь». Святой же отвечал: «Не боюсь смерти, она для меня приобретение и ходатайство вечного с Богом пребывания. И зачем много говорить - я христианин и исповедую Творца неба и земли. И в Него несомненно верую и умру за Него с радостью». Увидел же Елдега, что ни ласкою, ни угрозами не может заставить его волю царскую исполнить, ушел к царю, чтобы рассказать все, услышанное от князя Михаила.

    Услышав же царь слова Михаила, которые пересказал ему Елдега, взбесился от ярости и, словно пламенем, дыша угрозами, повелел предстоящим, чтобы убили Михаила князя Черниговского. И устремились слуги мучителя, словно псы на ловлю или словно волки за овцою. Святой же мученик Христов стоял на том же месте с Феодором, не беспокоясь о смерти, но пел псалмы и молился к Богу прилежно. Когда же увидел бегущих к нему убийц, начал петь: «Мученики Твои, Господи, многие муки претерпели и любовию Твоею души соединили святые».

    Достигли же убийцы места, где стоял святой, бросились на него словно звери и, растянув на земле за руки и ноги, били немилостиво по всему телу, так что и земля обагрилась. Били же долго и нещадно. Он же, терпя доблестно, ничего не говорил, кроме одного: «Я христианин». Один же из слуг царских, по имени Доман, который вначале был христианином, но потом отвергся от Христа, приняв нечестие татарское, этот законопреступник, видя святого, доблестно переносящего муки, обозлился на него и, как враг христианства, извлек нож и, прострев руку, взял святого за голову и отрезал ее и отъял от тела, еще хранящую на устах исповедническое слово и произносящую: «Я христианин!» О чудо предивное! Голова от тела насильственно отъятая и отверженая говорит, и уста исповедают Христа.

    Потом же начали нечестивые говорить блаженному Феодору: «Исполни волю царскую и поклонись богам нашим; и не только жив будешь, но и великую честь от царя примешь и унаследуешь княжение господина своего». Святой же Феодор отвечал: «Княжения господина моего не желаю, чести от царя вашего не требую, но желаю тем же путем пойти ко Христу Богу, которым пошел святой мученик князь Михаил, господин мой. Ибо как он, так и я во единого Христа, Творца неба и земли, верую и за Него хочу пострадать даже до смерти и крови». Убийцы же, видя непреклонность святого Феодора, взяли его и мучили немилостиво, как и святого Михаила.

    Напоследок же и ему честную голову отсекли, сказав: «Поскольку не захотел поклониться пресветлому солнцу, то недостоин и на солнце смотреть». Так пострадали святые новоявленные мученики Михаил и Феодор, предав души свои в руки Господни сентября в 20 день, в год бытия мира 6753, воплощения же Бога Слова - 1245. Святые же тела их были брошены на съедение псам, но и через много дней лежали целые - никто же к ним не прикоснулся - благодаря благодати Христовой пребывали неврежденными. Появлялся же и столп огненный над телами их, сияющий пресветлыми зарями, и свечи горящие по ночам были видны. Видя это, верные, которые там были, взяли святые тела и погребли их по обряду.

    После убиения святых мучеников безбожный Батый решил пойти со всеми ордами на вечерние и западные государства, то есть на Польшу и Венгрию. И был убит проклятый венгерским королем Владиславом и принял злой конец злому своему житию. Так унаследовал ад, а святые мученики наследовали царство небесное, славя Отца, Сына и Святого Духа вовеки, аминь.