Религиозный состав ирландии. Ирландия

Данные социологического исследования, проведенного среди протестантов и католиков в конце двадцатого века по вопросу принадлежности региона Северной Ирландии в Великобритании или Ирландии, показали, что 44 % населения страны являются протестантами, еще 44 % населения – католики, а оставшиеся 2% - это атеисты или приверженцы других религий.

Религиозные практики

Католическая церковь имеет четыре церковных провинции, которые охватывают весь остров. Архиепископ Арма в Северной является верхушкой духовенства Ирландии. Епархиальная структура, в которой присутствует тысяча триста приходов, попадает под контроль четырех священников.

Есть примерно двадцать тысяч человек, служащих в различных католических религиозных орденах. Комбинированное католическое население Ирландии и Северной Ирландии составляет в общей сложности 3,9 миллиона человек. Церковь Ирландии, которая имеет двенадцать епархий, является Автономной Церковью в мире Англиканской церкви.

Ритуалы и святые места

В этой преимущественно католической стране есть ряд церковных святых мест, особенно в местности Нок, в графстве Майо, на месте, где было зафиксировано явление Божией Матери. Традиционные святые места, такие как священные колодцы, привлекают местных жителей во все времена года, хотя многие из них связаны с конкретными днями, святыми, ритуалами и праздниками.

Внутренние паломничества в такие места, как Нок и Кро Патрик (горы в графстве Мейо, связанные со Святым Патриком) являются важными аспектами католической веры, которые часто отражают интеграцию формальных и традиционных религиозных практик. Святые дни официального ирландского календаря католической церкви отмечаются как национальные праздники страны.

Смерть и жизнь после смерти.

Похоронные обычаи неразрывно связаны с различными католическими церковными религиозными ритуалами. В то время как поминки по-прежнему проводятся в домах, практика с использованием похоронных бюро и салонах набирает все большую популярность.

В социальной организации, так же как и во многих явлениях материальной культуры, ирландцы длительное время сохраняли немало древних черт, давно уже исчезнувших у других народов Европы. Еще в XIX в. в Ирландии можно было встретить пережитки старого родового строя древних кельтов - клановой системы, представляющие значительный интерес для изучения общего хода развития родового общества в Европе. Ирландский клан, как один из классических примеров родового строя, упоминал Ф. Энгельс в своем труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства», отмечая чрезвычайную живучесть родового строя у кельтов. Многие пережитки родовых институтов (коллективная родовая собственность на землю, власть вождя или старейшины рода, остатки матриархата, обычай усыновления и пр.) неоднократно отмечали путешественники, наблюдавшие жизнь ирландцев в XVIII - начале XIX в. Энгельс писал, что сельское население настолько живет представлениями родового строя, что «землевладелец, у которого крестьянин арендует землю, представляется последнему все еще своего рода вождем клана, обязанным распоряжаться землей в интересах всех» 1 . Однако в XIX в. Англия разгромила клановую систему, видя в ней опору борьбы ирландцев за свободу. Развитие капиталистических отношений способствовало исчезновению пережитков кланового строя даже в отсталых районах Конноута. Отголоски его сохранились в прибавлении к фамилиям древних клановых имен, а также в обычае начинать фамилию с приставками «Мае», как и в Шотландии (только у ирландцев пишется Мс), или «О» (например, О"Брайен, что значило раньше «внук клана Брайен»).

Р XVII-XVIII вв. в Ирландии повсеместно существовала сельская община. Некоторые пережитки ее сохранялись и в XIX в. Каждый крестьянин самостоятельно арендовал у лендлорда определенный участок земли, но затем общинники соединяли участки и делили их между собой, учитывая при этом качество земли каждого участка. Болота и пастбища находились в общем пользовании. Время от времени проводились переделы. Владельцы земли были связаны между собой соблюдением определенных правил землепользования. Посевы, выгон скота на горные пастбища и свободный выпас скота на пашне после уборки урожая приурочивался к твердо зафиксированным традиционным датам. Община производила совместно ряд сельскохозяйственных работ. Сообща выполняли работы по возведению домов, обязательным было участие всех общинников в семейных обрядах, праздниках и пр.

Распространившаяся во время аграрного переворота система краткосрочной аренды, сгон прежних арендаторов с земли привели к почти полному исчезновению сельской общины у ирландцев. Существующие в настоящее время тесные экономические и социальные связи между живущими в одной округе фермерами можно считать лишь слабыми отголосками общинных отношений. Мелкие фермеры не могут жить совершенно изолированными от своих соседей, они вынуждены часто прибегать к взаимопомощи при ряде сельскохозяйственных работ, уборке урожая, добыче торфа, при строительстве дома и пр. Мелкие фермеры часто одалживают друг другу сельскохозяйственные орудия, инвентарь. Нередко за этой взаимопомощью скрывается и эксплуатация более зажиточными фермерами своих бедных соседей, которые работают на них за ссуду машин, лошади и пр.

Связь между фермерами-соседями существует не только во время сельскохозяйственных работ, но и в организации их досуга, в проведении вместе различных праздников. Старики в зимнее время собираются вместе на чьей-либо ферме у очага. Этот обычай носит старое гэльское название «coirling ».

Для фермерской молодежи основное развлечение, доступное в любую пору года,- танцы, а летом и национальные спортивные игры . Наиболее популярной игрой является харлинг (разновидность хоккея). В нее ирландцы играют не только зимой, но и летом, на специальной лужайке. В харлинг играют и ирландские девушки. Не меньшей любовью пользуется гэльский футбол, правила игры его несколько отличаются от правил обычного футбола. Более обеспеченные слои сельских и городских жителей занимаются и другими спортивными играми --- поло, теннисом, гольфом.

Разнообразие в жизнь сельских жителей вносит воскресная поездка в ближайший город или село - в церковь и, особенно, на периодические ярмарки. Традиционные ярмарки по продаже крупного и мелкого скота, овец и лошадей бывают в феврале, мае, августе и ноябре. Безлюдные в обычное время улицы и площади провинциальных городков в эти дни заполняются шумной толпой окрестных фермеров. В дни ярмарок устраиваются спортивные состязания, игры , танцы, открыты кинотеатры, работают кабачки. На ярмарочной площади выступают предсказатели, фокусники, акробаты, скрипачи, певцы баллад и пр.

Улучшившееся в последнее время автобусное сообщение между городами дает возможность фермерам и в обычные дни чаще бывать в городах, посещать кинотеатры, стадионы. Несмотря на некоторую замкнутость, характерную вообще для хуторских поселений, фермеров нельзя считать оторванными от внешней жизни. Газеты, радио связывают с внешним миром даже такие отдаленные районы, как Аранские острова.

Круг развлечений промышленных рабочих во многом сходен с сельским: те же танцы, те же спортивные игры (харлинг, футбол и др*), только, может быть, более частое посещение кино и театров. Уличная жизнь, сеть кафе не так развита, как во многих других европейских странах.

Общественная жизнь населения тесно связана с политической жизнью страны. Господствующее положение в ирландской политике занимают две буржуазные партии - «Фианна Файл» и «Фине Гал». Последняя представляет крайне правые слои крупной ирландской буржуазии. Эти партии, привлекая на свою сторону другие, более мелкие буржуазные группировки, ведут борьбу за власть.

Среди рабочих все более растет влияние Ирландской рабочей лиги, которая с 1962 г. стала именоваться Ирландской рабочей партией. В ее программе указано, что основной целью рабочего движения является построение социализма. Ирландская рабочая партия стремится объединить рабочих севера и юга, общность интересов которых уже определилась их участием в едином для всей Ирландии профсоюзном движении.

В Ирландии сильны традиции национально-освободительного движения XIX-XX вв.

Ирландцы тщательно хранят реликвии прошлых боев, отмечают годовщины наиболее выдающихся событий освободительной борьбы. Так, в 1961 г. торжественным парадом войск в Дублине было отмечено 45 лет со дня восстания 1916 г.- одного из самых крупных выступлений ирландцев против английского господства.

Религия

Подавляющее большинство ирландцев исповедует католическую религию (76% на всем острове и 94% в Ирландской республике). Большинство протестантов живет в Ольстере. Они принадлежат главным образом к пресвитерианской церкви Шотландии и к англиканской церкви. Во время голода 1847 г. англичане, пользуясь бедственным положением ирландцев, обращали их в протестантство за небольшую помощь продовольствием или деньгами, и долгое время соседи-католики презрительно называли таких протестантов «супниками». Религиозная рознь особенно сильна была в Ольстере. Именно эту рознь использовала Англия при разделе Ирландии. Сейчас между рабочими разных вероисповеданий нет острой вражды, но она проявляется еще среди мелкой буржуазии. В среде рабочих часты смешанные браки, причем не всегда жена принимает веру мужа или наоборот- муж веру жены; нередко они остаются верными каждый своей религии.

Ирландский народ все еще религиозен, хотя среди молодежи, особенно в рабочей среде, велико число атеистов и еще больше пассивно религиозных. Католические священники повсюду еще имеют влияние на жителей своего прихода. Через воскресные школы церковь стремится воздействовать и|;на подрастающее поколение. Влияние католической церкви в известной мере объясняется тем, что в течение ряда веков ирландцы видели в ней союзника и опору в своей борьбе с протестантской Англией.

Католики отмечают праздники в честь католических святых. День святого Патрика стал национальным праздником ирландцев, популярным и среди протестантов. Святой Патрик считается основателем христианской церкви в Ирландии. Во многих городах в этот день (17 марта) устраивают пышные процессии и народные гуляния. Как и у других европейских народов, самые большие христианские праздники ирландцев - рождество и пасха.

У ирландских протестантов, как и у англичан и особенно у шотландцев, по воскресеньям не принято работать, развлекаться, куда-либо ездить; этот день стараются проводить в кругу семьи. Многие старые верования древних кельтов переплелись у ирландцев с христианскими религиозными представлениями. Так, среди древних кельтов был распространен культ священных источников и колодцев. Церковь поддерживала этот культ, приписывая целебные действия источников покровительству какого-нибудь святого. И сейчас в определенные дни совершаются процессии во главе с католическим священником к особо почитаемым святым источникам. Особенно интересен так называемый источник забвения на Аранских островах, вода которого, по преданию, помогает заглушить тоску по родине. К нему приходили перед отъездом в Америку.

В XIX в. у ирландцев сохранялось еще немало пережитков древних верований о феях и эльфах, оказывающих благотворное или дурное влияние на человеческие дела, о колдунах, портящих скот, о ведьмах и пр. Отголоски этих древних верований можно найти в фольклоре.

Распространенным является мнение, что святой Патрик первым принес христианскую веру в Ирландию, так что его традиционно именуют апостолом Ирландии. Не желая ни коим образом умалить значимость трудов святого Патрика, мы, однако, считаем нужным указать, что незадолго до него в 431 году святой Палладий был послан миссионером в Ирландию святым папой Римским Целестином I, став первым епископом Изумрудного острова , и совершал таинства над «ирландцами, исповедовавшими Христа». Должно быть, в Ирландии уже было некоторое число христиан к тому времени, когда святой Патрик пришел в эту страну год спустя, в 432 году. Более того, апостол Ирландии писал в одном своем письме, что закон Божий уже был насажен в этой стране «в прежние времена» и что он не хотел бы пользоваться добрым именем своих предшественников. Представляется вполне вероятным, что святого Патрика послали в Ирландию подавить ересь Пелагия, так как в то время Ирландию подозревали в склонности к пелагианству. Но, несмотря на вышесказанное, Ирландия в то время все еще фактически оставалась языческой страной, а большая часть ее населения практиковала религию, связанную с культом природы, где исполнителями обрядов были так называемые старцы, или друиды. Через столетие после смерти святого Патрика христианская вера была еще только нововведением в некоторых частях острова.

Главным трудом святого Патрика, как принято считать, было устроение Церкви в Ирландии; правда, он подвизался главным образом на Севере, в провинции под названием Ольстер. Скорее всего, святой Патрик был обучен и наставлен в христианской вере на юге современной Франции, в монастыре острова Лерин. Этот великий монастырь был основан святым Гоноратом в 375 году после возвращения из Греции, где он познакомился и сблизился с православным христианским монашеством. Как и многие будущие ирландские монастыри, Лерин находился на маленьком острове. В течение последующих трех столетий Лерин был подлинным маяком православной духовности в мирском латинском окружении. Одной из величайших связанных с Лерином фигур был святой Иоанн Кассиан, старавшийся охранить православную веру от искажений некоторых крайних последователей блаженного Августина.

В те времена, когда святые Палладий и Патрик и их сподвижники прибыли в Ирландию, она состояла из более чем ста королевств разных размеров. Весь народ каждого государства назывался «туат» (the tuath – древнеирландское слово, обычно переводящееся как «народ, племя, нация». Слово «tuath» относилось как к территории, которую занимал какой-либо народ, так и к самому народу, который на этой территории обитал. – Пер. ), а короли носили титул «ри» (ri). Общество было жестко организованным и делилось на разряды, подобные ведическим кастам. На самом верху этой системы были друиды, барды, хранители порядка и врачи, а рабы, будучи в самом низу системы, вообще не имели прав. Как отмечал историк Дэвид Росс, система территориальных диоцезов (епархий) не могла прижиться в древней Ирландии ввиду своеобразной структуры общества. Каждый народ («туат») приходилось обращать в христианство отдельно, и у каждого клана существовала своя структура Церкви, где друидов легко заменяли священники и епископы.

Но пришло наконец такое время, когда в Ирландии вместо множества небольших княжеств, управляемых мелкими правителями, сложилось пять королевств: Манстер – на юге острова, Ленстер и Мит – на востоке, Коннот – на западе и Ольстер – на севере. В особых ситуациях, как, к примеру, в правление Брайана Бору (1002–1014), один из королей мог претендовать на верховное правление над всей Ирландией с центром в древней области Тара в графстве Мит. Это верховное правление всегда оспаривалось или не длилось долго. Но хотя народ был политически разделен, до норманнского завоевания ирландцев более или менее объединяло три важных фактора: брегонские законы , гэльский язык и христианская вера.

Прибыв в Ирландию, святой Патрик принялся усердно обращать местное население в христианство, строя церкви и сея семена монашества. Его проповедь святой Троицы была строго церковной и в то же время опиралась на лучшее в местных обычаях – на таком богословии созидалась Ирландская Церковь. В отличие от многих неправославных миссионеров, проповедовавших позднее, святой Патрик с уважением относился к тем обычаям и традициям духовности, с которыми столкнулся на Изумрудном острове. Вместо того чтобы изгонять или убивать друидов как язычников, он обращал их к Евангелию Иисуса Христа. Таким образом, христианство в Ирландии возникло на канонических основах и в гармонии с дохристианской духовностью страны. Благодаря всецелой преданности Богу и настойчивости святого Патрика и его учеников Ирландия стала бастионом христианства. По сути, Ирландская Церковь оставалась преданной православному христианству на протяжении нескольких столетий, в то время как остальная часть Западной Церкви, особенно с конца VIII века, начала постепенно все больше отходить от древней православной христианской веры.

500 год по Р.Х. считается отправной точкой золотого века Ирландской Церкви. В течение всего последующего века монастыри строились по всей Ирландии. О беспримерном укреплении христианства в этой части мира свидетельствует тот факт, что за 250 лет, прошедших от времени прибытия сюда святого Патрика, Эйре (Ирландия) произвела около 500 признанных святых. Среди них не было ни одного мученика, за исключением тех, кто уезжал на континент; это подтверждает близкое сходство между древней христианской верой и традиционной ирландской духовностью.

Связь с Востоком

К началу раннего средневековья, называемого «темными веками», потому что большая часть Западной Европы была далека от христианских основ по невежеству и суеверию, Ирландская Церковь проповедовала православное христианство, будучи свободной от римского формализма и буквоедства и став поистине местной формой православной веры Константинополя. Последующие расхождения были связаны с церковной организацией. Хотя Церковь Ирландии признавала Римского папу как наивысшего церковного сановника в Западном Патриархате, она не приняла его судебную власть, что впоследствии сделала вся Западная Европа. Эта позиция была схожа с православным взглядом на Римского папу как на первого среди равных глав пяти древних Патриархатов: Иерусалима, Антиохии, Рима, Александрии и Константинополя. Последний, также называемый новым Римом, фактически поднялся по чести на уровень, равный старому Риму, на IV Вселенском Соборе в 451 году. Главное разногласие между Ирландией и Римом состояло в использовании Ирландией устаревшего и фактически неверного способа счета даты Пасхи, основанного на 84-летнем цикле и лунном календаре. В противоположность Ирландии, Церковь Рима, как и остальной христианский мир, использовала солнечный календарь, что гарантировало невозможность совпадения христианской Пасхи с иудейской. Этот вопрос со временем стал настоящим яблоком раздора между Римом и кельтами, из которого Рим вышел победителем после Собора в городе Уитби на севере Англии в 664 году. До сегодняшнего дня Православная Церковь считает дату Пасхи в соответствии с древним обычаем, а Пасха у инославных выпадает по времени от одной до пяти недель раньше верной – православной – Пасхи. По-разному совершались в Ирландской и Римской Церквях и таинство крещения и обряд поставления в епископа. Также было несогласие в способе бритья монашеской тонзуры: римская тонзура делалась посредством бритья волос на макушке, ирландская сбривалась поперек (в ширину) лба – от уха до уха. Эти формы приписывали святым апостолам Петру и Иоанну, соответственно. Древние ирландские обычаи хранения святой воды до следующего праздника Крещения (6 января) и зажигания Пасхальных огней, продолжавших гореть круглый год (например, в Килдаре), были тоже уникальными. Часто на ранних ирландских крестах Спаситель изображен скорее победителем смерти, чем распятым – другая параллель с универсальной православной практикой старого Рима и других областей, согласно которой празднование Воскресения Христова по важности превосходит изображение Его страданий. Пасха в Ирландии была главным торжеством церковного года. Эта практика изменилась в конце XI века, когда инославные начали изображать «Страдающего Иисуса» в Его человеческих страданиях как жертву, а не как Победителя.

Кроме того, в ирландских монастырях, по крайней мере до IX века, изучалось греческое богословие, а также латынь и иврит. Интересно заметить, что в некоторых ирландских монашеских поселениях можно было найти не только монахов и монахинь, но и женатые пары и семьи. Это еще одна параллель между ирландской и универсальной православной практиками, в соответствии с которой женатые священники являются нормой в Церкви до настоящего времени, конечно, без какого бы то ни было умаления огромной значимости монашества для Церкви.

Сама организация Церкви в Ирландии имела монастырский характер: здесь игумен или игумения имели наивысшую власть на данной им территории. Это было контрастом по сравнению со структурой диоцезов в остальном православном церковном мире, где епископ – высшая власть.

Помимо монастыря на острове Лерин, бывшего связующим звеном между Ирландской и другими Восточными Церквями, другой французский монастырь – Пуатье – был звеном, связывающим Восточное Православие и Запад. Этот монастырь был последней земной обителью великого святого и учителя церкви Илария из Пуатье , епископа, изгнанного во Фригию тогда еще не крещеным императором Констанцием после того, как святой отказался поддерживать ересь арианства, которому Констанций симпатизировал. Его же предшественник, святой император Константин Великий, созвал в 325 году I Вселенский Собор, на котором арианство было осуждено как ересь. Святой Иларий позднее отправился из Фригии в Пуатье, где написал книгу под названием «Ирландские епископы». Это свидетельство того, что существовало общение Ирландской и грекоговорящих Церквей через Францию уже в IV веке.

В начале VI века в Пуатье был заложен еще один монастырь ирландским святым миссионером Фридолином. Другое сходство ирландской и общеправославной практик –форма литургии. На протяжении веков различные Православные Церкви сохраняли большое разнообразие литургий, каждая из которых была древнего происхождения: литургии святого Иоанна Златоуста, святого апостола Иакова и святого Василия Великого. Свидетельство о существовании доримской литургии в Ирландской Церкви можно найти в таких рукописях, как «Собрание антифонов Бангора» – собрании гимнов и молитв, датируемых примерно 680 годом. Эти тексты описывают христианское видение мира, отраженное в псалмах, восхваляющих Божие творение, точно как в книгах святых отцов Церкви. Все тварное здесь видится как большое целое, без дуализма духа и материи, ставшего доминирующей постпатристической средневековой западной неправославной космологией. Было бы уместно сказать, что метафизическая (философская) система, пространно изложенная ирландским философом Иоганном Скоттом Эриугеной, тоже отражала знание о единстве всего творения. Это подкрепляет наше мнение, что ирландское христианство продолжало веру отцов Церкви.

Ирландская миссионерская деятельность

Имея своим отправным пунктом Ирландию, ирландские миссионеры разъезжали по всей Британии и континентальной Европе, свидетельствуя о Евангелии, крестя людей, возводя сооружения для служения Богу и поучая. Они часто странствовали по семь или двенадцать человек, не считая предводительствующего, следуя примеру Христа и двенадцати апостолов. Согласно выводам Джорджеса и Бернадетты Кербелауд-Саланьяк, сделанным в 1966 году, примерно 300 ирландских миссионеров проповедовали в Британии и на континенте. Еще большее число миссионеров-монахов вышло из прославленного монастыря Люксей (основанного святым Колумбаном в Бельгии около 591 года).

Важнейшими фигурами этой беспрецедентной ирландской миссионерской деятельности были: святой Кольмкилл (Колумба), основавший знаменитый монастырь на острове Айона и просветивший скоттов и пиктов; святой Айдан, основавший прославленный монастырь на острове Линдисфарн и просветивший нортумбрийцев; святой Фридолин, основавший монастыри во Франции и Германии; святой Фурсей, учредивший монастыри в Восточной Англии и в Галлии; святой Килиан, проделавший колоссальную миссионерскую работу среди восточных франков и жителей Тюрингии, закончивший жизнь мучеником; святой Галл – просветитель Швейцарии; святой Колумбан, основавший монастыри в Бельгии, Швейцарии и Италии, несмотря на жесткое ему противостояние.

Ирландские миссионеры дошли до Северной Атлантики и Скандинавии. О значительном вкладе, внесенном святым Бренданом Мореплавателем, мы скажем ниже. Согласно Дикуилу, ирландскому ученому при дворе каролингов, ирландские поселенцы жили на Фарерских островах в течение нескольких веков примерно до 800 года. Древние ирландские рукописи на пергамене, колокола и одеяния епископов были найдены в Исландии и относятся к эпохе, предшествующей времени господства викингов. В декоре норвежских «планочных» церквей видно ирландское влияние XIII века. Возможно, ирландцы внесли свой вклад и в обращение Скандинавии в христианство, хотя нам не хватает исторических свидетельств, подтверждающих это.

Конец Ирландской Церкви

С 795 года Ирландия жила в постоянной угрозе набегов викингов, первый из которых был совершен на остров Ламбей близ Дублина. В следующие 40 лет она подвергалась беспорядочным набегам, а начиная примерно с 835 года викинги стали использовать Ирландию как свою постоянную базу. Норвежское и датское завоевания Ирландии в IX и X веках почти уничтожили монашескую жизнь страны. Великие центры монашества, такие как Арма, Бангор, Клонферт и Клонмакнойс, подверглись разграблению и опустошению, многие монахи погибли от языческих захватчиков. Даже известный монашеский остров Айона в Шотландии пришлось оставить к 830 году. Любопытные остатки архитектурных сооружений обнаружены в Ирландии и в некогда занимаемой викингами Восточной Англии – сохранившиеся после набегов и завоеваний круглые башни. Эти внушительные сооружения служили местом, где спасались люди и сохранялись сокровища, из которых некоторые пережили и викингов, и крайних протестантов.

Иногда ирландцам удавалось давать отпор, например когда вождь викингов Торгест, осквернивший Клонмакнойский монастырь и посадивший на алтарь свою жену, был схвачен и утоплен королем из династии О"Нейлл. Положительной стороной набегов викингов было то, что они основали главные ирландские города, такие как Дублин, Уэксфорд, Уотерфорд, Корк и Лимерик, откуда торговали с ирландцами и своими родственниками – северянами с Гебридских островов, острова Мэн и т.д. Как это часто случается в истории, Господь даже зло обратил во благо. Большинство древних ирландских рукописей были утеряны в этот бурный период, а сохранившиеся были взяты монахами с собой на континент. В начале XI столетия король Брайан Манстерский разослал вестников на континент выкупить обратно некоторые из древних рукописей.

Это опустошение монастырей в Ирландии дало возможность упрочиться здесь Римской Церкви, давно стремившейся к этому, и многочисленные августинские и бенедиктинские монастыри заменили в Ирландии прежние, исконно ирландские.

Отъезд ирландских монахов на континент имел причиной не только нападения викингов, иноков привлекал и каролингский двор во Франции, приглашавший всех ученых людей из других частей Западной Европы. Это объясняет присутствие знаменитых ирландских ученых, таких как Мартин Хиберниенсис, Седулий Скот и Иоганн Скотт Эриугена, во французских центрах учености в IX веке. Своей ученой работой на континенте ирландские монахи положили конец «темным векам».

Большая часть Западной Европы последовала за Римом в его разрыве с многонациональным Востоком, разрыв этот официально был подтвержден взаимным отлучением в 1054 году и завершился разорением католиками-крестоносцами Константинополя в 1204 году. Для западного христианства это отделение от среднеевропейских и греческих истоков оказалось по-настоящему бедственным со всех сторон: богословской, моральной, культурной и социально-политической. Но Ирландская Церковь в практическом отношении осталась полностью автономной Церковью, хотя она уже перестала находиться в официальном общении с Церквями средней Европы, Восточно-Римской империи и Киевской Руси.

Англо-норманнское завоевание Ирландии, сначала под командованием Стронгбоу в 1170 году, а затем, год спустя, англо-норманна по происхождению Генриха II Английского (1154–1189), произошло с одобрения Римского папы Адриана IV – единственного понтифика из англичан, желавшего привести Церковь Ирландии под гнет Рима. В 1154 году Адриан издал папскую буллу, призывающую к норманнскому завоеванию Ирландии, чтобы «истинная христианская религия» (то есть римо-католичество) была насаждена в Ирландии.

Первый шаг захвата Римом власти над Ирландской Церковью был сделан, когда поставленный норманнами архиепископ Кентерберийский итальянец Ланфранк заявил о господстве над Церковью Ирландии в 1172 году. В начале XII века Арма на севере и Кашел на юге были повышены в статусе как римские архиепископии, а Арма вскоре стала митрополией Ирландской Церкви. Задолго до этого Дублин и Туам тоже стали архиепископиями, тем самым ослабив власть Кентербери над Ирландией, но не умаляя гегемонии Рима. На протяжении веков Арма сохраняла свой высочайший статус как в Католической, так и в Англиканской Церкви; оба кафедральных собора здесь были освящены во имя святого Патрика.

(Окончание следует.)

Известная русская поэтесса Зинаида Гиппиус когда-то давно, хотя никогда не видела Ирландию, назвала ее «туманной страной с острыми скалами». Сейчас остров Ирландия, на котором, собственно, и находится Республика Ирландия, называют «Изумрудным островом», т.к. деревья и растения там зеленые практически круглый год. Однако, туристам в Ирландии будет интересна не только природа, но и многочисленные средневековые замки, а также другие достопримечательности, традиционные фестивали и местные алкогольные напитки (ирландское виски, пиво и эль).

География Ирландии

Республика Ирландия расположена на острове Ирландия, на северо-западе Европы. Эта страна имеет сухопутную границу только с Северной Ирландией, которая является частью Великобритании. Остров Ирландия омывается со всех сторон Атлантическим океаном (Кельтское море на юге, канал Св. Георгия – на юго-востоке и Ирландское море на востоке). Общая площадь этой страны – 70 273 кв. км. Самая высокая вершина Ирландии – гора Карантуилл, чья высота достигает 1041 м.

Столица

Столицей Ирландии является Дублин, население которого сейчас насчитывает около 550 тыс. человек. Историки утверждают, что кельтское поселение на месте современного Дублина существовало уже в II веке н.э.

Официальный язык Ирландии

В Ирландии два официальных языка – ирландский и английский. Однако, только 39% населения Ирландии знает ирландский язык.

Религия

Около 87% жителей Ирландии – католики, относящиеся к Римско-католической церкви.

Государственное устройство

Согласно Конституции, Ирландия – это парламентская республика, главой которой является Президент, избираемый на 7-летний срок.

Исполнительная власть принадлежит двухпалатному Парламенту – Ойряхтасу, состоящему из Сената (60 человек) и Палаты представителей (156 человек).

Основные политические партии – «Лейбористская партия», «Фине Гэл», «Фианна Файл», «Шинн Фейн», «Рабочая партия Ирландии», и «Социалистическая партия».

Климат и погода в Ирландии

На климат в Ирландии определяющее влияние оказывает Атлантический океан и теплое течение Гольфстрим. В итоге, климат в этой стране умеренный морской. Среднегодовая температура воздуха - +9,6С. Самые теплые месяцы в Ирландии – июль и август, когда средняя температура воздуха достигает +19С, а самые холодные – январь и февраль (+2С). Среднее количество осадков – 769 мм в год.

Средняя температура воздуха в Дублине:

  • январь - +4С
  • февраль - +5С
  • март - +6,5С
  • апрель - +8,5С
  • май - +11С
  • июнь - +14С
  • июль - +15С
  • август - +15С
  • сентябрь - +13С
  • октябрь - +11С
  • ноябрь - +7С
  • декабрь - +5С

Моря и океаны

Остров Ирландия омывается со всех сторон Атлантическим океаном. На юге Ирландию омывает Кельтское море, а на востоке – Ирландское море. На юго-востоке канал Св. Георгия разделяет Ирландию и Великобританию.

Реки и озера

По территории Ирландии протекает много рек. Самые большие из них – Шаннон, Барроу, Шур, Блэкуотер, Банн, Лиффи, и Слэни. Что же касается озер, то из них, прежде всего, следует назвать следующие: Лох-Дерг, Лох-Маск, Лох-Ней, и Килларни.

Отметим, что в Ирландии есть разветвленная сеть каналов, большинство из которых были построены еще более 100 лет назад.

История

Первые люди на острове Ирландия появились 8 тысяч лет назад. Затем во время неолита в Ирландию прибыли кельтские племена из Пиренейского полуострова. Распространение христианства в Ирландии связывают с именем Святого Патрика, прибывшего на этот остров примерно в середине V века.

С VIII века Ирландия подвергается столетнему нашествию викингов. В это время страна разделена на несколько графств.

В 1177 году значительную часть территории Ирландии захватывают английские войска. В середине XVI века англичане пытались навязать ирландцам протестантизм, но окончательно это сделать так и не смогли. Таким образом, до наших дней жители острова Ирландия разделены на две религиозные концессии – католики и протестанты (в республике Ирландия большинство населения – католики).

В 1801 году Ирландия вошла в состав Великобритании. Только в 1922 году, после ирландской войны за независимость, большая часть Ирландии отделилась от Великобритании, образовав Ирландское Свободное государство (но которое входило в Содружество Великобритании). Только в 1949 году Ирландия стала по-настоящему независимой. Однако, Северная Ирландия, где большинство населения – это протестанты, все еще входит в состав Великобритании.

В 1973 году Ирландию приняли в ЕС.

Культура Ирландии

Несмотря на то, что англичане на протяжении многих веков пытались включить Ирландию в состав своей империи, ирландцы все-таки сумели сохранить свое национальное самосознание, а также традиции и верования.

Самые популярные фестивали в Ирландии – фестиваль и парад во время дня Св. Патрика, Galway Oyster Festival, джазовый фестиваль в Корке, фестиваль Bloomsday, и Марафон в Дублине.

Кухня

Традиционные продукты в Ирландии – мясо (говядина, свинина, баранина), рыба (лосось, треска), морепродукты (устрицы, мидии), картошка, капуста, сыр, молочные продукты. Самое известное ирландское блюдо – это ирландское рагу, которое готовят из баранины, картошки, моркови, петрушки, лука и тмина.

Еще одно традиционное ирландское блюдо – вареный бекон с капустой. Также Ирландия знаменита своим традиционным хлебом на соде и чизкейком.

Повседневные безалкогольные напитки в Ирландии – чай и кофе (вспомните, знаменитое кофе по-ирландски, в состав которого входит виски, коричневый сахар и взбитые сливки). Что же касается алкогольных напитков, то ирландцы предпочитают виски, пиво и эль.

Достопримечательности Ирландии

Несмотря на то, что Ирландия – это маленькая страна, в ней все равно есть очень много интересных достопримечательностей. В десятку лучших из них, на наш взгляд, входят следующие:


Города и курорты

Самые большие города Ирландии – Корк, Лимерик, и, конечно же, Дублин. Самым большим из них является Дублин, в котором сейчас проживают около 550 тыс. человек. В свою очередь, население Корка составляет более 200 тыс. человек, а Лимерика – около 100 тыс. человек.

Сувениры/покупки

Туристы из Ирландии обычно привозят традиционные ирландские свитера из острова Аран (рекомендуем покупать белые аранские свитера, а не цветные), посуду из хрусталя Waterford Crystal, твидовые костюмы, льняное белье, компакт-диски с ирландской музыкой, рыболовные снасти, и, конечно же, ирландское виски.

Часы работы учреждений

Банки: Пн-Пт: 10:00-16-00 (по средам - 10:30-16-30).

Некоторые магазины в Ирландии открыты по будням до 21:00. Некоторые супермаркеты работают 24 часа в сутки. Бары и пабы в Ирландии открываются в 10:00 (Пн-Сб), а закрываются – в 23:00 (Пн-Чт), в 00:30 – в пятницу и субботу, а в воскресенье – в 23:00.

Виза

Для въезда в Ирландию украинцам необходимо оформить визу.

Валюта Ирландии

Ирландия входит в Евросоюз, и это значит, что на территории этой страны в качестве денежных знаков используется евро. В стране широко распространены все основные кредитные карты, включая Visa, MasterCard и American Express.

Таможенные ограничения

Ввозить иностранную валюту в Ирландию можно без ограничений, а вот вывозить можно не больше, чем было заявлено при въезде в страну. Таможенные правила в Ирландии такие же, как и в других странах ЕС.

Дохристианской религией Ирландии являлся друидизм .

Появление протестантизма

В XVII веке поселенцы из Великобритании начали формировать в Ирландии протестантскую общину. Постепенно численность протестантов в северо-восточных графствах превысила число католиков, что в сочетании с занятием протестантами правящих и руководящих позиций привело к дискриминации по религиозному признаку, сохраняющейся во многом и до сих пор. Основа ирландского протестантского национализма сформировалась в XVIII веке обществом «Объединённых ирландцев» под руководством У. Тона. Однако, католическое общество всегда объединяло большинство населения Ирландии, опираясь на массы сельских жителей.

Церковь Ирландии в XX веке

Противостояния между католиками и протестантами и диаметрально противоположное отношение у религиозных общин к союзу с Великобританией привели в XX веке к расколу страны, гражданской войне и многочисленным жертвам с обеих сторон. Шесть северных графств, образовавших в 1921 году Северную Ирландию, имели в составе своего населения протестантское большинство, что стало одной из причин разделения государства надвое. Три графства Ольстера, которые не вошли в состав Северной Ирландии, отличались от шести вошедших именно высоким процентом католического населения.

В конституции Ирландской республики одна из статей декларировала особое положение католической церкви в государстве как гаранта веры, исповедуемой большинством населения страны. Эта статья конституции была отменена в результате референдума только в 1972 году.

После Второй мировой войны и окончания периода цензуры позиции церкви в жизни общества постепенно начали слабеть, однако несмотря на это, Ирландия долгое время оставалась самой религиозной страной Европы. В 1949-1951 годах широкую огласку получило так называемое «дело о материнстве». Министр здравоохранения Ноэль Браун внёс законодательный проект о введении бесплатного медицинского обслуживания для детей до 16 лет и женщин. Иерархи католической церкви отреагировали на это предложение резко отрицательно, заявив в своём письме премьер-министру, что светская власть не должна вмешиваться в дела семьи и личности, и что право обеспечивать здоровье ребёнка принадлежит не правительству, а родителям, о чём премьер-министр и сообщил Брауну . Показательно, что министру после этого отказа пришлось оставить должность, но ни во время дебатов по этому вопросу, ни до и ни после, ни он ни его оппоненты не подвергали сомнению право церкви на влияние в социальной сфере и в области морали.

Важным этапом в изменении роли религии в обществе стало начало телевещания, которое привело к открытому обсуждению ранее запретных вопросов, таких как аборты, контроль рождаемости, разводы. Возвращавшиеся из-за рубежа ирландцы привозили с собой изменившиеся морально-этические ценности.

В 1986 году состоялся референдум по вопросу, нужно ли разрешать в Ирландии разводы. 63 % голосовавших высказались против разрешения, что говорит о большом влиянии католической морали даже в эти годы. И только в 1995 году после повторного референдума разводы в Ирландии были легализованы.

Буддизм в Ирландии

История приобщения ирландцев к буддизму начинается с биографии одного из первых монахов европейского происхождения урождённого ирландца У Дхаммалоки (1853-1914).

Современное состояние

Приведена таблица данных о религиозной ситуации в Ирландии .

Перепись 2006 года

Религия Численность последователей
Римо-католики 3,681,446
Церковь Ирландии 125,585
Мусульмане 32,539
Пресвитериане 23,546
Православие 20,798
Методисты 12,160
Апостольская церковь 8,116
Буддисты 6,516
Индуисты (в том числе Сознание Кришны) 6,082
Лютеране 5,279
Евангелисты 5,276
Свидетели Иеговы 6,291
Баптисты 3,338