Гигиенические и экологические значения объектов окружающей среды. Вопрос: Предмет гигиены и экологии человека

Занятие № 1

Тема занятия: Предмет гигиены и экологии человека. Основы общей экологии.

вопрос: Предмет гигиены и экологии человека.

Предмет «Гигиена и экология человека» является комплексной дисциплиной, объединяющей знания трех наук: гигиены, экологии и экологии человека. Эти науки находятся в тесной взаимосвязи.

Гигиена входит в комплекс медицинских наук. Главная цель гигиены- предупреждение заболеваний, поэтому в центре изучения гигиены находится здоровый человек. Термин «гигиена» происходит от греческого слова «здоровый». Гигиена является основой профилактической медицины.

Гигиена- это наука, изучающая влияние окружающей человека среды и производственной деятельности на здоровье людей и разрабатывающая оптимальные, научно обоснованные требования к условиям жизни и труда населения.

Экология- это наука о взаимосвязях между организмами и окружающей средой, о круговороте веществ и потоках энергии, делающих возможной жизнь на Земле.

Таким образом, и гигиена и экология изучают влияние факторов окружающей среды на организм. Гигиена оперирует гигиеническими понятиями и терминами и опирается на знание экологических законов. Как самостоятельные науки гигиена и экология появились во второй половине 19 века.

В настоящее время наука экология подразделяется на два основных раздела: общую и частную.

Общая экология изучает общие закономерности взаимоотношений организмов и их сообществ со средой в естественных условиях.

Частная экология изучает более узкие вопросы и делится на подразделы: экология почв. гидросферы, прикладная, социальная, экология человека. Наиболее активно развивается экология человека.

Экология человека изучает общие закономерности взаимоотношений природы и общества, рассматривает взаимодействие человека с окружающей средой.

В отличие от экологии человека, гигиена рассматривает места непосредственного обитания человека- жилище, предприятие, населенный пункт и т.д.

Задачи гигиены:

1. Разрабатывать мероприятия по профилактике заболеваний в больших коллективах, объединенных общими условиями работы.

2. Исследовать влияние всех условий существования человека на здоровье в целях разработки научно- обоснованных мероприятий по устранению или уменьшению влияния отрицательно действующих факторов и усилению положительно действующих факторов окружающей среды.

3. Изменение среды в соответствии с потребностями человека (улучшение условий труда, питания, благоустройство жилищ и т.д.).

4. Обоснование гигиенических нормативов окружающей среды.

2 вопрос: Методы гигиенических исследований .


1. Метод санитарного обследования- это обследование и описание объекта внешней среды (предприятие, жилище, столовая, школа и т.д.) с составлением акта о соответствии помещения его назначению.

2. Метод лабораторных исследований- физические, химические и биологические исследования с целью получения объективных данных для оценки и характеристики факторов внешней среды.

3. Экспериментальный метод- изучение влияния факторов окружающей среды на организм человека в искусственно созданных условиях.

4. Метод физиологических наблюдений- исследование функционального состояния органов и систем организма человека в различных условиях. На основании полученных результатов обосновывают и разрабатывают необходимые профилактические мероприятия.

5. Метод клинических наблюдений- применяется для оценки состояния здоровья населения, находящегося под воздействием негативных факторов окружающей среды. Для оценки состояния здоровья применяются тесты: биохимические, иммунологические и другие.

6. Санитарно- статистический метод- используют при оценке уровней заболеваемости, физического развития детей и подростков, демографических показателей естественного движения населения.

7. Эпидемиологический метод- включает изучение изменений здоровья населения под влиянием внутренних и внешних факторов и анализ медицинских учетных и отчетных документов при проведении одномоментных или длительных наблюдений с последующим расчетом показателей здоровья.

Гигиенические знания, основанные на жизненных наблюдениях, зародились в глубокой древности. Первые гигиенические трактаты, дошедшие до нас («О здоровом образе жизни», «О воде, воздухе и местностях»), принадлежат перу великого врача Древней Греции Гиппократу (460-377 гг. до н. э.). Первые городские водопроводы, больницы были построены в Древнем Риме.

До сих пор не только известен, но и представляет определенный научный интерес «Трактат по гигиене (устранение всякого повреждения человеческого тела путем исправления различных ошибок в режиме)», написанный великим арабо-мусульманским ученым, родившимся в Средней Азии Авиценной Абу Али ибн Сина (980-1037). В трактате излагаются важные вопросы гигиены, предлагаются способы и средства лечения и профилактики заболеваний, вызванных нарушением режима сна, питания и т. п.

Однако гигиеническая наука развивалась не только на основе эмпирических наблюдений, но и, безусловно, с учетом новых экспериментальных данных. Здесь необходимо вспомнить гигиенические руководства, написанные французом М. Леви (1844 г.) и английским ученым-медиком Э. Парксом. Первую гигиеническую кафедру при медицинском факультете Мюнхенского университета в 1865 г. организовал Макс Петтенкофер (1818-1901). Он не только исследовал факторы окружающей среды (воду, воздух, почву, пищу), но и создал первую школу гигиенистов.

Из Древней (Киевской, Новгородской) Руси к нам также приходят эмпирические знания о гигиене. Достаточно вспомнить известный трактат о быте русской семьи – «Домострой», где изложены основы правильного хранения продуктов, уделено внимание соблюдению чистоты и опрятности.

Много для охраны здоровья населения и предупреждения распространения болезней в России сделал Петр I, издавший ряд указов о санитарном состоянии городов, об обязательном извещении о случаях заразных болезней и т. п.

На особое значение профилактических мероприятий в предупреждении высокой заболеваемости указывали многие русские врачи: Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, Н. Г. Захарьин, М. Я. Мудров.

Н. И. Пирогов писал: «Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной». В актовой речи, произнесенной в 1873 г., другой известный русский клиницист, профессор Г. Н. Захарьин говорил: «Чем зрелее практический врач, тем более понимает он могущество гигиены и относительную слабость лечения, терапии... Самые успехи терапии возможны лишь при условии соблюдения гигиены. Победоносно спорить с недугами масс может лишь гигиена. Мы считаем гигиену одним из важнейших, если не важнейшим предметом деятельности практического врача».

В России гигиена как курс судной науки (судебной медицины) начинает преподаваться в Медико-хирургической академии (СПб) прямо с ее открытия, т. е. с 1798 г. Сначала курс называется «Медицинская полиция», а с 1835 г. «Медицинская полиция и гигиена». Самостоятельная кафедра гигиены в академии и первая в России открывается в 1871 г. под руководством приват-доцента Алексея Петровича Доброславина (1842-1889). А. П. Доброславин организовал при кафедре экспериментальную лабораторию, создал первую русскую школу гигиенистов, им были написаны первые русские учебники по гигиене.

Московская школа гигиенистов была создана Федором Федоровичем Эрисманом (1842-1915). В 1881 г. Ф. Ф. Эрисман был избран приват-доцентом кафедры гигиены медицинского факультета Московского университета. Он много работал в области гигиены детей и подростков (до сих пор известна универсальная парта Эрисмана), социальной гигиены, заложил основы изучения влияния средовых факторов на здоровье подрастающего поколения, доказал, что физическое развитие может выступать в качестве показателя санитарного благополучия детского населения.

В советский период для развития отечественной гигиены много сделали такие ученые, как профессора Григорий Витальевич Хлопин, Федор Григорьевич Кротков, Алексей Николаевич Сысин, Алексей Алексеевич Минх, Геннадий Иванович Сидоренко и многие другие.

Филологическое происхождение гигиены связывается по греческой мифологии с богиней здоровья (Hygieinos) – дочерью Эскулапа. Гигиена – богиня здоровья – символ здоровья.

Гигиена – медицинская, профилактическая дисциплина. Она изучает закономерности воздействия на организм факторов окружающей среды с целью предупреждения заболеваний и улучшения самой окружающей среды. Факторы окружающей среды изучают и другие дисциплины. Особенность гигиены состоит в том, что она изучает влияние факторов внешней среды на здоровье человека.

Задача гигиены как науки состоит в том, чтобы путем проведения гигиенических мероприятий ослабить действие факторов отрицательного характера и усилить действие положительных факторов. В частности, в настоящее время установлено, что фтор в составе питьевой воды оказывает определенное влияние на развитие и формирование зубов.

Например, концентрации фтора в воде менее 0,7 мг/л и особенно на уровне 0,5 мг/л приводят к развитию кариеса. Вода Волги, широко используемая для водопотребления в городах Поволжья, содержит фтор на уровне 0,2 мг/л. Такой уровень фтора в питьевых водах приводит к массовому развитию кариеса. 80 %, а в отдельных пунктах – 90 % населения Поволжских городов страдает кариесом. Наряду с таким известным отрицательным фактором недостатка фтора в питьевых водах избыточная его концентрация (выше 1,5 мг/л) приводит к развитию флюороза. Флюороз – это заболевание, развитие которого связано с действием фтора на организм как протоплазматического яда. В частности, высокая концентрация фтора приводит к изменениям в формировании и развитии зубов. Наряду со скелетной формой существует так называемая дентальная форма флюороза. Оптимальный уровень фтора, обеспечивающий профилактику кариеса и исключающий его токсическое действие, находится в пределах от 0,7 до 1,5 мг/л. Такой диапазон доз фтора в питьевой воде устанавливается с учетом региональных особенностей и некоторых других аспектов. Таким образом, отличительной особенностью гигиены является нормирование факторов, что мы с вами рассмотрели на примере фтора.

Предметами гигиены являются окружающая среда и здоровье. Что они из себя представляют?

Окружающая среда – это совокупность элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно-этнического характера, которые составляют единую, непрерывно изменяющуюся экологическую систему (экосистему).

Определение здоровья наиболее адекватно современным условиям дается экспертами Всемирной организации здравоохранения. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

За минувший XX в. основные средства, вкладываемые в здравоохранение, шли в основном на решение уже возникших проблем, а не на то, чтобы предотвратить их появление. Упор делали на излечение, или, во всяком случае, на уменьшение плохого здоровья, на терапевтическую помощь, а не на укрепление здоровья и предупреждение болезней. Должна быть проведена переориентация приоритетов. Большее внимание должно уделяться профилактическому направлению развития медицины.

Общеизвестно, что гигиена возникла из потребностей клинической медицины. За развитие гигиены высказывались прежде всего представители клинической медицины, такие видные ученые, как М. Я. Мудров, Н. Г. Захарьин, Н. И. Пирогов, С. П. Боткин. Общеизвестным является высказывание Захарьина: «Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лечения – терапии». Сами успехи терапии возможны лишь при условии соблюдения гигиены. Задача гигиены состоит в том, чтобы сделать развитие человека наиболее совершенным, жизнь – сильной, а смерть – наиболее отдаленной.

Знание гигиены необходимо в практической деятельности врачей различного профиля: лечебного, педиатрического и стоматологического.

Общеизвестно, что на развитие различных патологий оказывают влияние факторы окружающей среды. Если не учитывать эти факторы, эффективность проводимого лечения снижается. Например, в области патологии заболеваний ротовой полости известно влияние профессионального фактора.

Работа с теми или иными химическими веществами может усилить развитие патологического процесса в полости рта, кариеса, других заболеваний. На развитие кариеса оказывает значительное влияние такой фактор, как характер питания (алиментарный). Общеизвестно, что кариес чаще развивается у тех, кто потребляет большее количество рафинированных углеводов. В настоящее время в медицине известно значительное количество заболеваний, имеющих в генезе экологический фактор. На течение целого ряда заболеваний оказывают влияние жилищные условия, потребление воды того или иного минерального состава. Условия труда способствуют развитию тех или иных заболеваний, могут усугубить течение сердечно-сосудистой патологии, оказать негативное воздействие на развитие патологии органов дыхания. Нужно сказать, что есть заболевания, которые обусловлены воздействием на организм профессионального фактора. Эти болезни так и названы: профессиональные заболевания.

Врачу необходимы знания воздействия того или иного фактора на организм: алиментарного фактора, характера воды, ее состава, качества. При проведении того или иного лечения с использованием фармакологических препаратов следует учитывать характер питания, так как оно может ослабить или усилить действие препарата (так же, как и питьевая вода может усилить действие или, наоборот, ослабить эффективность проводимого медикаментозного лечения).

Развитие гигиены идет по двум направлениям. С одной стороны, отмечается процесс ее так называемой дифференциации. Процесс дифференциации связывается с выделением из общей гигиены таких ее самостоятельных отраслей, как социальная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена труда, гигиена детей и подростков, радиационная гигиена, военная гигиена, гигиена и токсикология полимерных материалов, космическая гигиена, авиационная гигиена. С другой стороны, развитие гигиены идет и по пути интеграции. Гигиена развивается в тесном контакте с клиническими направлениями медицины, терапией, педиатрией, акушерством и гинекологией и другими отраслями.

В настоящее время из гигиены выделился такой курс, как валеология – наука, изучающая закономерности формирования высокого уровня здоровья. Закономерностям формирования патологического процесса всегда уделялось большое внимание, но недостаточное внимание уделялось проблемам, связанным с условиями, факторами и закономерностями, определяющими условия формирования высокого уровня здоровья.

Методология гигиены

Методология гигиены – ее раздел, часть гигиены, занимающаяся вопросами использования ее методических приемов для изучения закономерностей взаимодействия организма и окружающей среды. Методология гигиены связывается с разработкой гигиенических нормативов, методических указаний, санитарных норм и правил. В гигиене существуют так называемые специфические классические гигиенические методы. К ним относятся метод санитарного обследования, метод санитарного описания и метод санитарного наблюдения. В гигиене широко используются различные методы, связанные с оценкой факторов, действующих на человека. Такими методами являются физические, химические, которые оценивают физическое и химическое состояние окружающей среды. В гигиене широко используются токсикологические методы, направленные на оценку характера токсического действия на организм тех или иных химических веществ. Широко применяются физиологические методы, недаром гигиену называют прикладной физиологией.

Для оценки воздействия факторов на те или иные системы организма широко используются биохимические, генетические, клинические и эпидемиологические методы исследования. Для обобщения полученных результатов широко используются статистические методы с привлечением современных технологий.

Методы изучения влияния факторов окружающей среды в натурных условиях. Это направление называют натурным экспериментом. Что связывают с изучением состояния здоровья тех или иных групп населения, проживающих под воздействием различных факторов окружающей среды. В натурных условиях можно изучать и влияния условий труда на здоровье работающих. Изучают и влияние факторов учебного процесса на растущий организм ребенка. Проводятся клинико-гигиенические исследования, позволяющие разрабатывать предельно допустимые концентрации вредных химических веществ в рабочей зоне. Таким образом, клинико-гигиенические исследования и лабораторный эксперимент дополняют друг друга и составляют единый подход к гигиеническим исследованиям окружающей среды и здоровья человека.

Окружающая среда и здоровье

Предметом гигиены являются окружающая среда и здоровье. В окружающей среде (экосистеме), биосфере происходят чрезвычайно сложные процессы. Одни из этих процессов связаны с действием факторов, направленных на обеспечение постоянства качества окружающей среды (воды, почвы, атмосферного воздуха). Это факторы стабилизирующие. Другие факторы (а они могут быть естественного, природного характера или связаны с деятельностью человека, так называемые антропогенные факторы) приводят к нарушению природного равновесия, гармонии в природе. Это дестабилизирующие факторы.

В экологии существует понятие антропогенного обмена. Антропогенный обмен имеет на вводе природные ресурсы, на выводе – производственные и бытовые отходы. Экологический антропогенный обмен крайне несовершенен. Он носит открытый, незамкнутый характер и лишен того кругооборота жизни, который присущ биосфере в целом. Для характеристики антропогенного обмена существует показатель – его коэффициент полезного действия, показывающий величину использованных природных ресурсов на благо человека. Величина КПД на сегодня составляет 2 %, т. е. 98 % – это неиспользованные природные ресурс, и, более того, эта та часть ресурсов, которая выступает в качестве отходов – загрязнителей окружающей среды. Среди этих загрязнителей существуют вещества, у которых ярко выражено дестабилизирующее действие, так называемые дестабилизирующие факторы. К ним относятся галогенсодержащие компоненты, редкие и тяжелые металлы, вещества, обладающие ионизирующим эффектом, и другие факторы. В целом эти факторы по характеру действия могут быть отнесены к физическим или химическим. Серьезную опасность представляют химические соединения. Действие отдельных химических веществ может привести к развитию дестабилизационных, деструктивных процессов, которые приводят к нарастающему эффекту. Этот процесс выходит из-под контроля человека. Он превышает действие природных стабилизирующих факторов, в результате чего отмечается развитие спонтанно неуправляемых, нарастающих дестабилизирующих явлений. Вещества и факторы, обладающие таким действием, получили название суперэкотоксикантов. Химические вещества, отнесенные к этому классу, – это редкие и тяжелые металлы, ионизирующее излучение, галогенсодержащие компоненты. Все они обладают особым характером воздействия на организм человека, выражающимся в повреждении мембран клеток, в развитии нарушений в ферментных системах организма, нарушениях гомеостаза, приводя к деструктивным явлениям в организме человека. Для экотоксикантов характерны высокая устойчивость в окружающей среде, стабильность. Они способны накапливаться в объектах окружающей среды. Стабильность и способность химических веществ к накоплению в окружающей среде обеспечивают их миграцию, что чрезвычайно опасно для человека и среды его обитания.

Между организмом человека и окружающей средой складывается тесное взаимодействие. Проблема единства организма и окружающей среды является важнейшей проблемой. Нужно сказать, что между окружающей средой и организмом складывается определенная форма равновесия. Это равновесие окружающей среды и организма формируется в результате важнейших механизмов физиологического реагирования организма на воздействия тех или иных факторов и осуществляется через работу центральной нервной системы. Этой формой равновесия является так называемый динамический стереотип, т. е., если фактор действует постоянно, носит повторяющийся характер, организм вырабатывает стереотипные реакции. Появление новых факторов приводит к разрушению этого равновесия. Особенно серьезную опасность в этом отношении представляют так называемые чрезмерные факторы. Они приводят к нарушению динамического стереотипа. Изменения динамического стереотипа связывают с существенным нарушением функций организма: нервно-психическим, стрессовым состоянием, экстремальным фактором.

Задача гигиены – изыскание путей и методов формирования нового стереотипа. Это может быть достигнуто путем соответствующих изменений внешней среды, а также путем совершенствования механизмов адаптации организма. В диаграмме, разработанной академиком РАМН профессором Ю. Л. Лисициным, по данным экспертов Всемирной организации здравоохранения представлены факторы, определяющие уровень соматического здоровья человека. Определяющим фактором соматического (общего) здоровья, по данным экспертов Всемирной Организации здравоохранения, является стиль, или, как мы говорим, образ жизни. Он определяет соматическое состояние здоровья человека на 53 %. 17 % соматического здоровья человека определяется качеством окружающей среды, 20 % приходится на наследственные факторы, и только 10 % соматического здоровья определяются уровнем и доступностью медицинской помощи населению. Таким образом, на 70 % уровень здоровья человека зависит от тех моментов, которые напрямую связаны с гигиеной. Это здоровый образ жизни человека, качество окружающей среды.

Окружающая среда оказывает влияние на основные показатели здоровья населения (продолжительность жизни, показатели рождаемости, уровень физического развития, заболеваемость и смертность). Более того, существует целый ряд заболеваний, которые носят ярко выраженный характер в зависимости от экологических условий. Это экологически обусловленные болезни. К ним, в частности, относится заболевание, получившее название «синдром хронической усталости». В основе данного заболевания лежат мембраноповреждающее действие и действие на ферментные системы химических загрязнителей и ионизирующих излучений. Неблагоприятное действие химических веществ приводит к резкому снижению иммунобиологических показателей. Массовые обследования крупных городов показывают резкое изменение иммунного гомеостаза у жителей. Изменение показателей иммунитета на 50 % отмечается у жителей Москвы. Возникает ситуация, свидетельствующая о так называемом вторичном неспецифическом иммунодефиците, связанным с воздействием на организм ряда неблагоприятных факторов, в том числе и химических веществ.

Оценка уровня здоровья населения, проживающего в различных условиях окружающей среды, в настоящее время заставляет говорить о существовании экологически обусловленных очагов заболеваний. Эти заболевания связаны с загрязнением городской среды редкими и тяжелыми металлами, к действию которых прежде всего чувствителен детский организм. Потому изучение воздействия факторов городской среды на организм населения, особенно детского, является актуальной задачей гигиенической науки.

Гигиена является профилактической медициной. Что же понимают под самой профилактикой? Существуют понятия первичной и вторичной профилактики. Начнем с понятия так называемой вторичной профилактики. Под вторичной профилактикой понимается комплекс мероприятий, направленных на локализацию и ослабление патологического процесса путем активной диспансеризация, противорецидивной терапии, санаторно-курортного лечения и лечебного питания, т. е. вторичная профилактика – это та деятельность, которая осуществляется врачами-практиками. Гигиена же осуществляет первичную профилактику. Основа первичной профилактики – устранение причин и факторов, приводящих к возникновению патологических процессов, и в целом заболеваний путем оздоровления природной, производственной, бытовой среды; формирования здорового образа жизни, направленного на повышение сопротивляемости организма и укрепление здоровья. Под профилактикой следует понимать не только предупреждение заболеваний и проведение оздоровительных мероприятий, имеющих целью охрану здоровья населения, а всю совокупность государственных, общественных и медицинских мер, направленных на создание для человека наиболее благоприятных условий жизни, в полной мере отвечающих его физиологическим потребностям.

Гигиена является профилактической дисциплиной, и основу профилактических мероприятий составляет гигиеническое нормирование.

Гигиеническое нормирование

Что следует понимать под гигиеническим нормативом? Гигиенический норматив – строгий диапазон параметров факторов среды, оптимальный и безвредный для сохранения нормальной жизнедеятельности и здоровья человека, человеческой популяции и будущих поколений. Санитарные правила, нормы, гигиенические нормативы – это нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его жизнедеятельности. Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйственными субъектами, организациями, учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

Гигиенические нормативы для химических веществ устанавливаются в виде предельно допустимых концентраций (ПДК). Для физических факторов они устанавливаются в виде допустимых уровней воздействия (ПДУ).

Для химических веществ ПДК устанавливаются в атмосферном воздухе населенных мест в виде максимальных разовых и среднесуточных предельно допустимых концентраций. Устанавливаются ПДК вредных химических веществ в воде водоемов, питьевой воде. Устанавливаются ПДК для содержания вредных химических веществ в почве. В пищевых продуктах вредные химические вещества нормируются в виде допустимых остаточных количеств (ДОК). Для химических веществ предельно допустимые количества в воде устанавливаются в миллиграммах на 1 дм 3 , или 1 л, для воздуха – в миллиграммах на 1 м 3 воздуха, пищевых продуктов – в миллиграммах на 1 кг массы продукта. ПДК характеризуют безопасные уровни воздействия вредных химических веществ в тех или иных объектах окружающей среды.

Также устанавливаются ПДУ воздействия физических факторов. В частности, существует представление об оптимальных и допустимых параметрах микроклимата, т. е. температуры, влажности, скорости движения воздуха и т. д. Устанавливаются оптимальные допустимые количества питательных веществ, их нормирование происходит с учетом физиологических потребностей. Существуют так называемые физиологические нормы потребности в белках, жирах, углеводах, минеральных веществах, витаминах. При установлении ПДК вредных химических веществ в окружающей среде соблюдают определенные принципы гигиенического нормирования, которые включают:

1) принцип этапности;

2) принцип пороговости.

Этапность в нормировании состоит в том, что работа по нормированию проводится в строго определенной последовательности, связанной с выполнением соответствующего этапа исследований. Для химических веществ первым этапом данных исследований является аналитический этап. Аналитический этап включает в себя оценку физико-химических свойств: данные о структуре химического вещества, его параметрах – температуре плавления, точке кипения, растворимости в воде, других растворителях. Для проведения аналитических исследований необходимо наличие специфических методов определения. Вторым обязательным этапом гигиенических исследований при установлении ПДК является токсикометрия, т. е. определение основных параметров токсичности. Токсикометрия включает проведение исследований по определению параметров острой токсичности (острая токсикометрия или, проще, острые опыты). Далее следуют подострый эксперимент и хронический санитарно-токсикологический эксперимент.

Главной и основной задачей острого опыта является определение среднесмертельных концентраций и доз LD 50 или CL 50 . Постановка острых опытов позволяет оценить степень опасности химических веществ, характер направленности действия, уязвимость тех или иных систем и функций организма. Острые опыты позволяют наиболее обоснованно подойти к постановке подострого и хронического санитарно-токсикологического экспериментов. Этапность нормирования позволяет также в отдельных случаях сократить объемы проводимых исследований, используя так называемый принцип нормирования по аналогии, т. е. изучение показателей оцениваемого токсического вещества по физико-химическим свойствам позволяет выяснить наличие так называемых веществ-аналогов и осуществить нормирование, используя принцип аналогичности. Этот подход так и называется – нормирование по аналогии. Для веществ, обладающих сходными свойствами, т. е. нормирование которых проводится по аналогии, обязательным является установление параметров острой токсичности. Наличие параметров острой токсичности также позволяет сократить объем проводимых исследований и экономить значительное количество материальных средств, а также время, затраченное на проведение эксперимента.

Важным этапом токсикометрических исследований является проведение подострого санитарно-токсикологического эксперимента. Подострый эксперимент позволяет выявить наличие кумулятивных свойств с позиции качественной и количественной оценки этого этапа действия. В подостром опыте также выявляются наиболее уязвимые системы организма, что позволяет объективно подойти к постановке основного этапа токсикометрии, связанного с определением параметров токсичного в условиях хронического эксперимента. В подостром эксперименте испытывается большой набор токсикологических тестов, оценивающих воздействие химического вещества на сердечно-сосудистую систему, нервную систему, желудочно-кишечный тракт, выделительную системы и иные функции и системы организма.

Важнейшим принципом гигиенического нормирования является изучение порогового характера действия нормируемого фактора. По пороговому уровню воздействия в хроническом эксперименте определяется наименьшая концентрация, вызывающая сдвиги в организме лабораторного животного. По результатам хронического санитарно-токсикологического эксперимента для веществ, прежде всего обладающих выраженным токсическим действием, устанавливаются ПДК.

При нормировании вредных химических веществ в водной среде обязательными этапами исследования являются изучение влияния вещества на органолептические свойства воды и санитарный режим водоемов, т. е. для установления ПДК химических веществ в водоемах вводятся дополнительные этапы исследования. На всех этих этапах изучения воздействия вредных химических веществ обязательно устанавливаются пороговые уровни воздействия, пороговые дозы и концентрации. По пороговым концентрациям определяется лимитирующий признак вредности, т. е. устанавливается та наименьшая концентрация, в которой прежде всего проявляется действие вредного химического вещества либо на органолептические свойства воды, либо на санитарный режим водоема, либо при оценке токсических свойств. При установлении ПДК вредных химических веществ в воде водоемов выявляют лимитирующий признак либо органолептический, либо по санитарному режиму, либо токсикологический. По лимитирующему признаку вредности с учетом наименьшей пороговой концентрации устанавливается ПДК. Таким образом, определяющими принципами нормирования являются принципы пороговости и этапности.

Установленные принципы нормирования химических веществ и уровней воздействия физических факторов положены в основу действующего санитарного законодательства.

ПДК позволяют, с одной стороны, осуществлять контроль содержания вредных химических веществ в окружающей среде, с другой – создать так называемую систему контроля содержания вредных химических веществ, т. е. осуществлять их мониторинг в окружающей среде. ПДК также используются при проектировании промышленных предприятий, ПДК закладываются в проекты строительства промышленных и других предприятий.

Структура санитарной службы

Деятельность санитарно-эпидемиологической службы в Российской Федерации определяется Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Происходящие в 2004-2005 гг. в стране изменения затронули и структуру санитарной службы. Министерством здравоохранения и социального развития РФ Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) были преобразованы в территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ТУ) и федеральные государственные учреждения здравоохранения «Центры гигиены и эпидемиологии» (ФГУ).

Основными задачами Территориального управления Роспотребнадзора (ТУ) являются:

1) госнадзор и контроль исполнения требований законодательства РФ в области обеспечения санэпидблагополучия населения в сфере защиты прав потребителя;

2) предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания;

3) профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения.

Функции Территориального управления:

1) госнадзор и контроль за исполнением требований РФ в обеспечения санэпидблагополучия населения в сфере защиты прав потребителя;

2) санэпиднадзор при разработке, строительстве, реконструкции, ликвидации объектов градостроительства, промышленного строительства; за производством, реализацией продукции, за эксплуатацией систем водоснабжения, лечебно-профилактических учреждений;

3) организация и проведение социально-гигиенического мониторинга;

4) выдача санэпидемиологического заключения на программы, методики, режимы воспитания, обучения;

5) проведение противоэпидемических мероприятий, аттестация декретированного контингента и осуществление их контроля;

6) контроль лабораторных исследований и испытаний;

7) проведение санитарно-карантинного контроля.

Основной задачей федеральных государственных учреждений здравоохранения является проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и других экспертиз.

Главного государственного санитарного врача – руководителя Территориального учреждения и руководителя Федерального государственного учреждения здравоохранения в областном масштабе назначает на должность и освобождает министр здравоохранения и социального развития РФ по предоставлению руководителя Федеральной службы (Главного государственного санитарного врача РФ).

Финансирование расходов на содержание территориальных учреждений здравоохранения осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Санитарный надзор в России осуществляется в виде двух форм. В виде предупредительного санитарного надзора и текущего санитарного надзора.

Предупредительный санитарный надзор предусматривает разработку мероприятий, связанных с внедрением оздоровительных, профилактических мероприятий на этапе разработки проектов промышленных и гражданских объектов, строительстве коммунальных объектов, при разработке новых технологий, внедрении новых продовольственных и промышленных товаров, детских игрушек. Следует особо отметить действенную, а не созерцательную роль санитарной службы во всех вышеперечисленных мероприятиях. Другими словами, профилактика, предупредительный санитарный надзор должны всегда идти впереди человека, а не следовать за ним. В этом заключается важнейшая роль предупредительного санитарного надзора. Предупредительный санитарный надзор на примере строительства тех или иных объектов заканчивается на этапе его приемки. Начинается он с согласования проекта, контроля за ходом строительства и приемки. Важнейшим моментом при осуществлении предупредительного санитарного надзора за строящимися объектами является контроль за ходом скрытых работ. После приемки объекта начинается текущий санитарный надзор.

Текущий санитарный надзор охватывает практически все направления деятельности тех или иных учреждений, объектов на территории того или иного населенного пункта, района, области и в целом всей России. Органы санэпиднадзора осуществляют контроль деятельности промышленных предприятий, коммунальных объектов, ДДУ, школ, лечебно-профилактических и других учреждений. Санитарно-эпидемиологическая служба наделена большими правами надзора за деятельностью тех или иных учреждений и организаций. Санитарная служба осуществляет контроль выполнения санитарных правил теми или иными учреждениями, предприятиями и объектами. Санитарные правила обязательны для выполнения всеми государственными и общественными организациями и другими хозяйственными организациями независимо от их подчиненности и формы собственности, а также должностными лицами и гражданами. Санитарная служба осуществляет контроль, направленный на предотвращение санитарных правонарушений. Санитарными правонарушениями признаются посягаемые на права граждан и интересы общества противоправное, виновное умышленное или неосторожное действие или бездействие, связанные с несоблюдением санитарного законодательства РФ, в том числе различных санитарных правил и норм.. Гигиенические нормативы, разработанные санитарные нормы и правила обеспечивают эффективное выполнение предупредительного и текущего санитарно-эпидемиологического надзора, эффективное осуществление мероприятий по оздоровлению окружающей среды и улучшению здоровья населения.

По оценкам экспертов ВОЗ (2006), действие неблагоприятных факторов окружающей среды на заболеваемость населения составляет 24% всего бремени болезней в мире, а среди детей в возрасте до 5 лет достигает 33%. Особую актуальность эта проблема приобретает для урбанизированных территорий. При этом, если доля городского населения за последние 200 лет увеличилась примерно в 6 раз и в настоящее время почти половина населения земного шара - это жители городов, то в Российской Федерации она превысила 70%.

В связи с этим все более интенсивное развитие получает научное направление «экология человека >> - фундаментальная методологическая область науки по изучению на популяционном уровне основных биологических закономерностей и механизмов взаимодействия окружающей среды и человека с широким использованием в исследованиях биомониторинга различных показателей, характеризующих взаимодействие биологической системы с факторами физической, химической или биологической природы.

Важными и новыми разделами в оценке здоровья населения являются: разработка методологии неинвазивной диагностики состояния здоровья, изучение индивидуальной чувствительности человека к неблагоприятному действию факторов среды (составление генетического паспорта), включение социально-психологического блока оценки качества жизни, создание региональных стандартов различных показателей здоровья с учетом возрастных, этнических и других особенностей.

Дальнейшее развитие получило научное направление «гигиена окружающей среды» - прикладная область науки по разработке и внедрению государственной системы первичной профилактики с целью предупреждения неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды на здоровье настоящего и будущих поколений людей. Особо актуально гигиеническое нормирование огромного количества (от 50 до 90% в различных средах - воздух, вода, почва, жилище и др.) вновь выявляемых физических, биологических и, особенно, химических агентов, для которых еще не установлены гигиенические нормативы. Они необходимы для разработки технических регламентов, внедрения современных профилактических, технологических разработок по улучшению экологического состояния окружающей среды, совершенствованию научных основ оценки и анализа риска для здоровья с целью принятия соответствующих управленческих решений.

Все большее признание получает новое научное направление «медицина окружающей среды» - специальная область медицинской науки по разработке методов диагностики и лечения заболеваний, вызванных или опосредованных воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды, а также восстановление (реабилитация) здоровья населения с экологически обусловленной патологией.

Сформулированы основные принципы диагностики (донозоло- гическая, расчетно-аналитические способы оценки риска и ущерба здоровью, прогноз возможности полной или частичной реабилитации) и лечения экологически обусловленных заболеваний (выделение причинных экологических факторов, оценка функциональных резервов организма, индивидуализация лечения).

По указанным разделам гигиенической науки сформулированы приоритетные перспективные направления дальнейших научных исследований и практической деятельности с целью как улучшения экологической ситуации в целом, так и сохранения и укрепления здоровья населения.

В течение всей своей жизни человек постоянно испытывает на себе воздействие разнообразных факторов окружающей среды. Действие это постоянное, но меняющееся по интенсивности и длительности воздействия. По своей природе факторы окружающей среды подразделяются на химические, физические, биологические и социальные.

Химические элементы, или соединения, входящие в состав воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, могут быть природного или антропогенного происхождения. В определенных количествах химические вещества природного происхождения (кислород, водород, макро- и микроэлементы и др.) являются биологически необходимыми. Они входят в состав тканей организма человека, снижение или повышение их содержания в окружающей среде далеко не безразлично для здоровья человека. Нарастающее антропогенное рассеивание химических веществ в биосфере меняет не только химический состав воздуха, почвы, воды, но и растений и животных.

Следующей группой факторов являются физические факторы окружающей среды, солнечная радиация, атмосферное давление, температура, влажность, подвижность воздуха, ионизирующее излучение, вибрация, шум и др. По воздействию на организм выделяют семь классов физических факторов: механические, тепловые, оптические, электрические, магнитные, электромагнитные, ионизирующие.

Биологические факторы. В окружающей среде содержатся патогенные микроорганизмы, гельминты, дрожжеподобные грибы и т.д.; биологически активные вещества (антибиотики, аминокислоты, белки). В определенных условиях биологические факторы могут явиться причиной инфекционных и аллергических заболеваний, пищевых отравлений и т.д.

Социальные факторы окружающей среды. Поскольку сущность человека социальна, перечень этих факторов огромен. Это все виды взаимодействия людей в обществе: трудовые, учебные, семейные, межличностные и др. Эти факторы оказывают выраженное влияние на здоровье человека.

Важнейшей теоретической основой экологии человека является учение об адаптации. Адаптация - это постоянно развивающиеся в пространстве и во времени процессы приспособления, обеспечивающие формирование и сохранение целесообразных взаимоотношений человека и окружающей его среды обитания. Механизмы адаптации делятся на социальные и биологические.

Социальные механизмы адаптации представляют собой коллективные усилия людей, направленные на защиту или изоляцию человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Сюда же относятся изменения среды в желаемом для человека направлении. Например, защита человека с помощью одежды, благоустроенного жилья, питания, средств медицины - так называемая броня цивилизации.

Биологические механизмы адаптации:

  • ? морфологические изменения - в процессе адаптации растет масса мембранных структур клетки и тем самым увеличивается энергообеспечение клетки;
  • ? физиологические изменения - появляются и закрепляются новые функциональные возможности человека, которые помогают ему приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды и выжить в процессе естественного отбора;
  • ? поведенческие изменения способствуют формированию более адекватного образа жизни человека в ответ на действие окружающей среды.

Состояние адаптированности организма выражается понятиями - напряжение, резистентность или стабильность, утомление и болезнь. В соответствии с этим выделяют три фазы адаптации:

  • ? фаза «тревоги» - аварийная фаза содержит в себе призыв к мобилизации защитных сил организма в ответ на внешнее воздействие;
  • ? фаза резистентности, или стабильности функций. Она характеризуется наличием динамической устойчивости между состоянием функциональных систем организма и окружающей средой. Она универсальна для разных раздражителей;
  • ? фаза истощения. Она не обязательна и возникает лишь тогда, когда организм не в состоянии компенсировать очень сильное или длительное неблагоприятное воздействие любых факторов окружающей среды.

По отношению к адаптационным системам организма человека окружающая среда может быть:

здоровая, или комфортная - когда воздействие не превышает адаптационные возможности человека;

нездоровая, или дискомфортная - воздействие среды превышает адаптационные возможности и развиваются предпатологические или патологические состояния;

абсолютно экстремальная - невозможны взаимоотношения человека и среды без специальных систем жизнеобеспечения (космос, глубоководное погружение).

Интегральным показателем качества окружающей среды является здоровье человека. Академик В.П. Казначеев постоянно подчеркивает мысль, что в современной экологической обстановке «дальнейшее увеличение капитальных вложений в медицину не приводит к снижению заболеваемости. Строительство больниц, увеличение числа коек, числа врачей, диспансеризация населения без одновременного улучшения среды обитания не обеспечивает человеку сохранение и тем более укрепление здоровья».

Установлена зависимость между определенными факторами окружающей среды и неинфекционными заболеваниями. Из антропогенных факторов большее воздействие на распространенность инфаркта миокарда оказывает высокий уровень шума, гипертонической болезни - уровень шума и загрязнения атмосферного воздуха, бронхиальной астмы - высокая плотность населения и уровень загрязнения атмосферного воздуха.

В заболеваемости населения раком органов дыхания ведущую роль играет загрязнение атмосферного воздуха и высокая плотность населения, в заболеваемости раком органов пищеварения и брюшной полости, кроме названных причин, играет роль недостаток магния в окружающей среде, в распространении злокачественных новообразований мочевого пузыря - избыточная общая минерализация и высокое содержание кальция в воде.

Во всех случаях действие совокупности негативных факторов, в которую входят антропогенные и природно-климатические факторы, оказывает более выраженный эффект, чем отдельные факторы. Поэтому необходимо исключить возможность наслоения одного вредного фактора на другой.

Из физических факторов наиболее отрицательное влияние на здоровье оказывает шум. Высокий уровень шума в городской среде способствует повышению заболеваемости населения гипертонической болезнью, гастритом, язвенной болезнью желудка, болезнями обмена веществ, психозами, неврозами и др.

Отечественные гигиенисты первыми в мире обосновали научную концепцию управления качеством окружающей среды на основе системного подхода с учетом последних научных достижений технического прогресса, включая как природные, так и антропогенные факторы окружающей среды. В системе «человек - окружающая среда» основным приоритетом является состояние здоровья населения.

Конечной целью является достижение такого качества окружающей среды при минимальных финансовых и других затратах на природоохранные мероприятия, которое гарантировало бы сохранение и упрочнение здоровья населения.

Основные задачи гигиенической науки и практики:

  • ? выявление и изучение факторов риска окружающей среды, а также изучение механизмов взаимодействия их с организмом человека;
  • ? гигиеническое регламентирование или нормирование факторов окружающей среды;
  • ? научное обоснование и разработка оздоровительных мероприятий.

Анализ факторов риска окружающей среды можно провести на примере выявления источников химического загрязнения окружающей среды. Изучаются технологические процессы с целью установления места и условий образования того или иного химического выброса, анализируется его количественный и качественный состав, определяются условия, способствующие его образованию. После того как изучен состав выброса, оценивают степень его опасности для окружающей среды и здоровья населения. С этой целью изучается содержание химических веществ в воде, воздухе, почве на разных расстояниях от источника и при разных условиях, т.е. определяют зону загрязнения. Поскольку интегральным показателем качества окружающей среды является здоровье населения, то одновременно изучают показатели состояния здоровья (демография, физическое развитие, заболеваемость и продолжительность жизни).

Чтобы дать гигиеническую оценку качества окружающей среды, необходимо иметь гигиенические критерии этого качества. Решая задачу регламентирования, или нормирования, факторов окружающей среды, устанавливают природу фактора и механизм действия на организм человека, определяют границы негативного и положительного влияния. Гигиенический норматив гарантирует сохранение здоровья в широком смысле этого слова, включая генетическое и репродуктивное здоровье как отдельного человека, так и всей человеческой популяции в целом. Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды составляет теоретический фундамент гигиенической науки и имеет огромное практическое значение, поскольку является основой разработки оздоровительных мероприятий.

Современная гигиеническая наука и практика при обосновании профилактических мероприятий исходят из представления о первичной роли факторов окружающей среды в этиологии заболеваний, поэтому и существует понятие о первичной гигиенической профилактике заболеваний.

Цель первичной гигиенической профилактики: обеспечить сбалансированность взаимоотношений «среда - человек» и таким образом исключить неадекватное, превышающее физиологические адаптационные возможности человека, отрицательное влияние того или иного или, чаще всего, нескольких факторов окружающей среды. Если неблагоприятное влияние фактора не удается полностью исключить, то необходимо снизить его до величины гигиенического норматива.

Технологические реабилитационные мероприятия представляют собой такие изменения технологических процессов, когда процесс становится экологически чистым, ресурсосберегающим, малоотходным или безотходным, с многократным повторным или оборотным использованием сточных вод, с заменой высокотоксичного сырья менее токсичным, с заменой открытых технологических процессов закрытыми, прерывистых - непрерывными, с широким использованием автоматизированных линий, вычислительной техники и роботизации.

В основе санитарно-технических реабилитационных мероприятий лежит разработка новых, более совершенных методов очистки сточных вод и атмосферных выбросов, которые имеют высокую не только техническую, но и гигиеническую эффективность.

Градостроительные и планировочные мероприятия предусматривают правильное взаимное расположение селитебной и производственной зон с учетом местной розы ветров, организацию и благоустройство санитарно-загцитных зон и зон санитарной охраны, рекреационных зон отдыха населения, решение транспортных и жилищных проблем, борьбу с шумом, озеленение, благоустройство городов и т.д.

Часто мероприятия, направленные на улучшение качества окружающей среды, при высокой технической эффективности не дают ожидаемого гигиенического эффекта. После их проведения содержание вредных веществ в окружающей среде не уменьшается или снижение бывает недостаточное, без достижения гигиенических нормативов. Поэтому очень важно своевременно дать гигиеническую оценку этим фактам, разработать дополнительные оздоровительные мероприятия или заменить их более эффективными.

Гигиенисты должны принимать участие совместно с другими специалистами в разработке приборов и автоматизированных систем для осуществления мониторинга качества окружающей среды. Это очень большой спектр средств контроля среды, включающий использование космических кораблей, орбитальных станций и спутников Земли.

Такие автоматизированные системы мониторинга качества окружающей среды включают в себя многочисленную сеть датчиков, средства связи и интерпретации данных, дают возможность эффективно управлять качеством окружающей среды не только в национальных, но и в системах глобального слежения. Они позволяют давать научные прогнозы природных и антропогенных изменений качества окружающей среды и на основании этого разрабатывать рекомендации к развитию отдельных территориально-производственных или экономических комплексов, всей национальной экономики.

Особую актуальность приобретает гигиеническое прогнозирование, т.е. прогноз влияния предполагаемых изменений в окружающей среде на здоровье населения в будущем. Целенаправленно влияя на факто 1

ры, роль которых наиболее значима, можно не допустить дальнейшего изменения окружающей среды в неблагоприятном для здоровья населения направлении и, наоборот, можно усилить влияние положительных факторов. Современные успехи применения прогнозирования в экономике и социологии, достижения информатики и вычислительной техники позволяют составлять реальные гигиенические прогнозы.

Гигиеническая наука и практика вносят большой вклад в разработку природоохранного законодательства в стране. При их участии и по их инициативе приняты такие основополагающие документы, как Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», постановление Правительства РФ от 2 февраля 2006 г. № 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга», Экологическая доктрина Российской Федерации и целый ряд других законопроектов и нормативно-методических документов.

Гигиена как наука. Гигиена и экология .

Гигиена – основная профилактическая дисциплина медицины, наука о здоровье и факторах, его моделирующих. Изучает факторы, формирующие и влияющие на здоровье, ответные реакции на факторы организменного, популяционного уровня. Цель: разработать правила, которые обеспечат здоровье человека и населения в целом.

Экология – наука об основных закономерностях, о взаимодействии живых систем и окружающей среды. Изучает функции, развитие, устойчивость биосферы в целом и отдельных экосистем.

Основной научный метод в гигиене и экологии – системный подход, когда единица изучения (организм, популяция) воспринимаются как совокупность элементов, как единое целое.

Основные характеристики этих систем:

· Саморегулирующиеся

· Высоко упорядоченные

· В стационарном неравновесном состоянии

Все живые системы любого уровня организации являются термодинамически открытыми (и живые, и абиотические), функционируют по общим законам. Понимание этого позволяет сформировать представление об особенностях взаимодействия человека с окружающей средой, формирование здоровья и т. д.

Единство человека и окружающей среды сформулированное Сеченовым, Павловым, динамическое равновесие является научной основой гигиены. Единство проявляется в том, что все живое состоит из тех же химических элементов. Человек, как любой биовид, перерабатывает эти элементы в своих функциях: питание, дыхание, размножение – поэтому человек является субъединицей системы. Единство так же в том, что человек состоит из одинаковых первичных морфофункциональных блоков (мембраны, синтез АТФ). Любой химический элемент возвращается в окружающую среду и может снова стать биогеном для других организмов. Все элементы могут функционировать только по закономерностям, которые допускает система с более высоким уровнем организации. Изменения проявляются на любом другом уровне, но чем дальше, тем менее заметны.

Один из законов функционирования саморегулирующихся систем – это принцип Ле-Шателье – Брауна: при внешнем воздействии, выводящем систему из состояния равновесия, это равновесие смещается в направлении, при котором эффект внешнего воздействия ослабляется.

Общие закономерности воздействия факторов окружающей среды на живые системы:

Условие, влияющее на процесс – фактор.

Экологический фактор – любой, который действует в экосистеме.

Гигиенический фактор – любой, который характеризует взаимодействие организма и среды.

В гигиене факторы:

1. физические.

2. химические.

3. биологические.

4. социальные.

Любой по отношению к организму вызывает ответную реакцию и характер ее общебиологический.

Кривая Куражковского выражает характер ответа:

Доза фактора


Ответ не линейный, так как проявляется способность системы отвечать на этот фактор на каждом уровне своей организованности. На один и тот же уровень ответа может быть получен на разную интенсивность действия одного и того же фактора. В одном случае ответ «+», в другом «-».

Для каждого фактора есть свой диапазон выносливости, который лежит между точками, когда ответа система не дает. Есть положительный диапазон у любого фактора, когда ответ соответствует оптимальному состоянию системы – устойчивости состояния здоровья.

Проявление лимитирующего действия фактора может быть сглажено, если фактор действует в комплексе сдругим, однако полной замены фактора не будет.

Симметричность кривой – это ее идеальный теоретический ход, встречается при медленном, равномерном, незначительном увеличении интенсивности. Импульсное воздействие изменяет ход кривой, и могут быть ответы. Особенно вариабелен ход кривой в правой части, здесь могут быть такие варианты ответа, как установление нового устойчивого состояния (здоровье) на более высокую интенсивность воздействия.

Понимание характера закономерности ответа помогает понять многие проблемы взаимодействия среды и организма, например, очевидно, что у любого фактора есть количество, на который по принципу Ле-Шателье – Брауна система отвечает совершенствованием механизмов устойчивости (адаптацией). У любого фактора есть количество, когда состояние устойчивости попросту невозможно. У любого фактора есть диапазон, когда на небольшую прибавку дозы система отвечает скачком (по принципу «скачка»), поэтому при прогнозе следует учитывать исходный уровень воздействия фактора.

Если ответ в зоне оптимума – рассматривается как состояние устойчивое, следовательно, выяснение параметров – основная задача, стоящая перед гигиеническим и экологическим нормированием.

Проблемы:

Гигиеническая норма – диапазон интенсивного воздействия фактора, количество вредного вещества, количество биогенов, обеспечивающих при неопределенно длительном их воздействии отсутствие неблагоприятных сдвигов в организме.

Любой норматив относителен.

Норма устанавливается в зоне оптимума, но не в крайних ее точках. Крайняя правая – порог в результате действия, после которого различные варианты ответа.

Чем не благоприятнее фактор, тем больше сдвиг нормы в левую часть зоны оптимума. При разработке нормы применяется коэффициент закала. При установке нормативов проводят эксперименты на животных для получения значений порога, летальных доз. Экстраполяция данных тоже вносит относительность. Относительность заключается и в том, что при воздействии нормируемого фактора в медленных нарастающих количествах система переходит в новое устойчивое состояние.

Гигиенические и экологические нормативы имеют ценность как точки отсчета, как критерии, позволяющие оценивать интенсивность воздействия антропогенных нагрузок на человека, на биосферу в целом.

Гигиенический мониторинг – входит в систему охраны здоровья человека, его содержание: наблюдение за состоянием, загрязнением окружающей среды , эффективностью мероприятий, за состоянием здоровья населения по демографическим показателям.

Экологический мониторинг – наблюдение за состоянием экосистем, за абиотическими факторами, видовым разнообразием, возрастным составом, численностью и т. д.

Мониторинг – это системный подход в изучении взаимодействия живой и абиотической среды, он решает задачи: наблюдение за окружающей средой, выяснение ответных реакций, воздействия на окружающую среду (оздоровительное), оценка эффективности этих мероприятий, без уточнения конкретных механизмов устойчивости, вырабатываются и применяются механизмы устойчивости.

Е.Л. ИГАЙ

Гигиена и Экология человека

(курс лекций)

Учебное пособие для преподавателей и студентов

образовательных учреждений среднего профессионального

образования, обучающихся в медицинских техникумах и колледжах

Минусинск, 2012 г.

Предисловие

Раздел 1. Предмет гигиены и экологии человека

Введение. Предмет и содержание гигиены, экологии и экологии человека

Основы общей экологии

Экологические факторы и здоровье населения

Раздел 2 Гигиена окружающей среды

Атмосферный воздух и его физические свойства

Химический состав воздушной среды и его гигиеническое значение

Экологическое значение воды

Гигиеническое значение воды

Экологическое значение почвы

Гигиеническое значение почвы

Раздел 3. Экологические и гигиенические проблемы питания

Питание и здоровье человека. Значение основных пищевых веществ в обеспечении жизнедеятельности организма. Роль витаминов и минеральных веществ. Основы рационального питания. Режим питания

Санитарно-гигиенические требования к пищеблокам лечебно-профилактических учреждений. Гигиенические требования к качеству пищевых продуктов. Пищевые отравления

Заболевания, связанные с характером питания. Лечебное и лечебно-профилактическое питание

Раздел 4. Влияние производственных факторов на состояние здоровья и жизнедеятельность человека. Классификация основных форм трудовой деятельности

Основные понятия о производственных вредностях и профессиональных заболеваниях. Гигиенические требования к оптимизации условий труда женщин и подростков. Производственный травматизм и меры борьбы с ним.

Гигиена труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях

Раздел 5. Урбоэкология, экологические и гигиенические проблемы жилища, лечебно-профилактических учреждений

Особенности формирования городской среды. Основные мероприятия по оздоровлению окружающей среды населенных мест. Гигиенические требования к жилым помещениям.

Гигиенические требования к лечебно- профилактическим учреждениям

Раздел 6. Здоровый образ жизни и личная гигиена

Компоненты здорового образа жизни (ЗОЖ) и пути их формирования. Методы, формы и средства гигиенического воспитания

Основы личной гигиены здорового человека.

Раздел 7. Гигиена детей и подростков.

Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста. Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков. Школьная зрелость.

Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию детских учреждений.

Литература

ПРЕДИСЛОВИЕ

Средние медицинские работники, владеющие знаниями в области экологии могут оказать действенную помощь в процессе лечения, доводя до населения экологические представления о механизме происхождения болезненных состояний. Знание гигиены поможет ориентироваться в выборе рациональных рекомендаций по коррекции здоровья и выработке у населения санитарных навыков, умело использовать правила гигиены при реализации мероприятий по снижению отрицательных воздействий вредных факторов и усилению положительного влияния других на сохранение и укрепление здоровья.

В предлагаемом учебном пособии последовательно и доступно излагаются основные вопросы экологии человека и гигиенических знаний в виде лекций, составленных в доступной для изложения и понимания форме.

Методологической основой подготовки пособия послужила Примерная программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека», разработанная в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников базового (повышенного) уровня среднего профессионального образования для специальности 060101 «Лечебное дело», и 060109 «Сестринское дело. Пособие составлено в соответствии с Государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования для указанных специальностей. В соответствии с Государственным образовательным стандартом, рассчитанным на 40 часов теоретических аудиторных занятий, в пособие включено 20 лекционных тем по гигиене и экологии человека.

Тематика лекций объединена в 7 разделов.

В 1 разделе излагаются основы общей экологии и в частности экологии человека, как места его обитания, дыхания, питания, водопотребления и др. Иллюстрируются экологические факторы и их воздействие на здоровье человека. В отличие от экологии гигиена изучает действие этих факторов на здоровье и разрабатывает рекомендации по оздоровлению условий жизни и профилактике заболеваний. Вопросами практического претворения в жизнь гигиенических норм и правил занимается санитария, которая определяет уровень санитарной культуры человека.

Второй раздел посвящен экологической характеристике воздуха и его гигиеническому значению. Уделено внимание проблемам нарастающего загрязнения атмосферы. Иллюстрируется экологическое значение воды для человека, в частности отдельных водоисточников и их гигиеническая характеристика. Раскрывается важное значение почвы для здоровья человека с экологических и гигиенических позиций, действующей через пищевую цепочку.

Особое внимание проблемам питания уделено в 3 главе. Анализируются особенности современного питания в условиях гиподинамии, структура рационального питания, механизмы возникновения и особенности пищевых отравлений.

Учитывая высокую интенсификацию труда в современных лечебно-профилактических учреждениях, средние медицинские работники должны хорошо знать положения охраны труда, влияние производственных факторов на здоровье и жизнедеятельность человека, гигиенические требования к рациональному труду и отдыху. Этим вопросам посвящена 4 глава.

Экологические и гигиенические особенности проживания в современных городах и жилищах, их роль в возникновении патологии, особенно у детей, анализируются в 5 главе. Тут же отмечаются гигиенические проблемы лечебно-профилактических учреждений.

Актуальнейшей проблеме государства и здравоохранения – формированию здорового образа жизни посвящена 6 глава. Изучаются компоненты здорового образа жизни, методы, формы и средства их гигиенического воспитания.

В 7 разделе рассматриваются анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, методы оптимизации режима дня детей различного возраста. Достаточно уделяется внимания гигиеническим требованиям к планировке, оборудованию и содержанию детских дошкольных и учебных заведений.

Каждая тема содержит перечень контрольных тестовых вопросов по уточнению уровня восприятия студентами материала.

В список литературы включены право-установочные документы и основные литературные источники по актуальным проблемам гигиены в изложении, доступном для восприятия студентами среднего профессионального уровня подготовки.

Учебное пособие рассчитано для преподавателей дисциплины «Гигиена и экология человека» и студентов средних медицинских заведений по специальностям 060101 Лечебное дело, и 060109 Сестринское дело . Предполагается, что преподаватель самостоятельно будет определять объем учебного материала, излагаемого во время теоретического занятия, взяв за основу лекционный материал данного сборника. В то же время материал, не включенный в содержание занятия, можно предложить студентам как основу для внеаудиторной самостоятельной работы, для которой рационально использовать дополнительную литературу из прилагаемого списка.

Раздел 1. ПРЕДМЕТ ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

Тема № 1: ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ГИГИЕНЫ, ЭКОЛОГИИ И

ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА.

Терминология и структура дисциплины

    Роль экологии и гигиены в системе наук, изучающих природную среду.

    Задачи экологии и гигиены.

    Методы гигиенических исследований.

    Гигиеническое нормирование.

УМЕТЬ:

Использовать полученные знания в просветительской работе

    Определение понятий экология, экология человека и гигиена. Предмет и содержание экологии, экологии человека и гигиены.

    Взаимосвязь экологии, экологии человека и гигиены и их место в системе медицинских и биологических наук. Задачи экологии и гигиены. Санитария.

    Основные исторические этапы развития экологии и гигиены.

    Основные законы гигиены.

    Методы гигиенических исследований и гигиеническое нормирование.

    Роль среднего медицинского работника в просветительной работе с населением.

      Определение понятий экология, экология человека и гигиена. Предмет и содержание экологии, экологии человека и гигиены.

Экология (греч. – учение о доме) – это наука об отношениях растительного мира и животных организмов и образованных ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология» предложен немецким ученым Э. Геккелем в 1866 г. В целом, проблемы большой экологии охватывают все вопросы жизнедеятельности всех живых организмов. Поэтому по отношению к предметам изучения экология подразделяется на экологию любого живого существа- микробов, растений, животных и т.д.

Нас интересует экология человека , которая изучает влияние факторов окружающей среды на человека и в свою очередь влияние человека и групп людей на окружающую среду. С ней тесно связана медицинская экология , изучающая болезни человека, вызванные загрязненной средой, и способы их предупреждения. Здоровье населения на любой территории – лучший показатель состояния среды его обитания.

Понятие «гигиены» восходят в глубокую древность. Гигиея – дочь бога медицины Асклепия, изображавшаяся красавицей с чашей в руке, обвитой змеей – богиня здоровья, лечившая солнцем, водой и воздухом, соблюдением чистоты тела. Другая ее сестра – Панацея – лечила лекарствами.

Гигиена (греч. – здоровый) – это область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, оздоровлению условий жизни и труда человека, сохранению его здоровья и продлению жизни.

    Взаимосвязь экологии, экологии человека и гигиены и их место в системе медицинских и биологических наук. Задачи экологии и гигиены. Санитария.

Экология человека – это часть экологии – т. е. всей жизни на Земле. Если наука экология изучает способы жизни и выживания всех живых существ на Земле, то экология человека - изучает, как выжить человеку, особенно в эпоху перенаселения и увеличивающегося загрязнения Земли. Проблемой экологии человека является поиск методов нравственного и духовного воспитания человека, чтобы он осознал свое место в природе и не портил ее. Медицинская экология является составной частью экологии человека, изучающая экологические болезни человека.

Если для человека экология – это место проживания с ежесекундным общением с окружающими факторами –микроклиматом, воздухом, водой, пищей и др., с которыми организм ведет постоянное соприкосновение и борьбу за выживание, то гигиена – это инструмент, который изучает влияние условий жизни человека в экологической обстановке, как они влияют на его здоровье, работоспособность, продолжительность жизни, и на основании этого изучения разрабатывает рекомендации по снижению риска вредного влияния окружающей среды на здоровье.

Санитария – это практическое претворение в жизнь гигиенических норм и правил. Если гигиена – наука с рекомендациями по сохранению и улучшению здоровья, то санитария – это практическая деятельность человека, с помощью которой достигается выполнение гигиенических правил. Но в жизни «знаю и выполняю/но не выполняю» или «не знаю и не выполняю» – это и есть уровень санитарной культуры человека.

Используя гигиенические знания, санитария помогает человеку выжить, продлить жизнь и размножиться.

Во взаимоотношении этих дисциплин можно ориентироваться с помощью следующих девизов: «ЭКОЛОГИЯ – ЖИВУ!», «ГИГИЕНА – ЗНАЮ КАК ДЕЛАТЬ!» и «САНИТАРИЯ – А ДЕЛАЮ ВОТ ТАК!».

Еще один пример на взаимоотношение этих дисциплин: укус комара – это экология; знаю, что он может вызвать малярию, надо сделать прививку – это гигиена; прихлопываю/не прихлопываю его, делаю/не делаю прививку от малярии – это санитария.

Поэтому все последующие наши лекции будут строиться из трех направлений или разделов: экологический раздел – изучение факторов окружающей среды и их свойств; в разделе гигиены – изучение воздействия этих факторов на здоровье человека и раздел санитарии – ознакомление с рекомендациями по способам и методам ограничения этих вредных воздействия и развития полезных навыков.

Подготовка современного фельдшера, акушерки или медсестры в современных условиях немыслима без гигиенических знаний, которые тесно связаны с экологическим мировоззрением, профилактикой и клинической медициной. Гигиенические знания касаются вопросов питания, труда, устройства больниц, здорового образа жизни и т.д. Познав их, вы поймете, что на первом месте идут гигиенические рекомендации по формированию здорового образа жизни, а потом лекарства.

Поэтому медицинский работник в области гигиены и экологии человека должен знать :

    основные экологические факторы окружающей среды, действующие на человека в местах его проживания и труда;

    закономерности влияния этих факторов на здоровье человека;

    способы санитарно-гигиенической оценки экологических факторов, в окружении которых живет и трудится человек, чтобы предвидеть появление болезни и дать рекомендации как избежать или снизить риски для здоровья воздействий факторов;

    методику санитарно-просветительной работы и уметь проводить ее среди людей с учетом экологических факторов и соответствующих им санитарно-гигиеническим рекомендациям.

В процессе изучения гигиены вы узнаете, что у значительной части населения отсутствуют элементарные экологические знания, что и определяет развитие у конкретного человека развитие определенной болезни. Опираясь на знания анатомии, физиологии, биологии и других предметов, которые вы изучите в училище, вы получите знания (а желательно, и убеждения!), необходимые для вашей профилактической деятельности, которые помогут бороться с болезнями, давать рекомендации по формированию здорового образа и самим оставаться здоровыми и служить образцом для подражания.

      Основные исторические этапы развития экологии и гигиены

Истоки гигиены – в глубокой древности. В Древней Греции в храмах большое внимание уделяли климату, мытью, паренью, посту. Расцвет гигиены – в Древне Риме – бани по 12 га, весь день в ней проводили в гимнастических упражнениях, беседах. В Средние века – упадок гигиены. Возрождается гигиена в Х1Х веке.

Интенсивно гигиена стала развиваться с середины Х1Х века с ростом капитализма, повлекшим скоплением людей в городах, ростом вредного производства и участившихся больших эпидемий холеры, чумы, тифов. Начались систематические научные исследования в области гигиены.

Макс Петтенкофер (1818-1901гг), немецкий ученый-врач, основоположник гигиенической науки: ввел эксперимент в гигиену, превратив ее в точную науку. Предлагая оздоровлять окружающую среду, он наметил пути профилактики многих болезней. Впервые обратил внимание на личную гигиену как важный фактор многих заболеваний: «насколько человек владеет личной гигиеной – таков его путь по жизни и такова его скорость к смерти»

На Руси гигиена как система навыков зародилась раньше, чем на Западе. Петр 1 ввел систему медико-санитарного обеспечения Армии, поскольку во всех армиях мира большое количество солдат гибло не в сражениях, а в болезнях (холера, дизентерия, тифы).

В развитии гигиены большую роль сыграли основоположники русского здравоохранения – терапевт М.Я. Мудров и акушер С.Г. Зыбелин

Необходимо знать о деятельности трех отечественных ученых, сыгравших основополагающую роль в развитии отечественной гигиены.

А.П. Доброславин (1842-1889 гг) – создал первую кафедру гигиены (1871) при Петербургской ВМА; издал первый русский учебник по гигиене, стал издавать журнал «Здоровье», открыл первую экспериментальную гигиеническую лабораторию, организовал Русское общество по охране народного здоровья и женского врачебного образования в России; разрабатывал основы коммунальной гигиены.

Ф.Ф. Эрисман (1842-1915 гг) – основал кафедру гигиены при Московском университете (1882 г), Гигиенический институт с городской санитарной станцией для исследования пищевых продуктов, воды и почвы; разрабатывал проблемы школьную гигиену и гигиены питания; издал трехтомное руководство по гигиене.

Г.В. Хлопин (1863-1929 гг) – ученик Эрисмана, поставил гигиену на обязательные лабораторные исследования и эксперимент, издал руководства по основам гигиены и общей гигиене.

В 1922 г. впервые в мире в СССР вышел государственный закон «О санитарных органах республики», который на государственном уровне обязал соблюдать вопросы гигиены и ввел государственный санитарный надзор. Деятельность санэпидслужбы в СССР была одна из самых эффективных в мире.

Принятие новой Конституции Российской Федерации (1993) потребовало пересмотра и ряда положений в сфере обеспечения санэпидблагополучия населения В настоящее время основу санитарного законодательства как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду составляет Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999). В настоящее время санитарное законодательство включает в себя 11 федеральных законов, 165 региональных законов и свыше 3 тыс. санитарных правил и иных нормативных правовых актов.

В 2004 г. образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по осуществлению функции контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке. Государственный санитарный надзор осуществляется в двух формах: а) предупредительного санитарного надзора – контроль за проектами, строительством, производством будущих изделий и б) текущего санитарного надзора – повседневного, планового и целенаправленного за действующими объектами. Роспотребнадзор представляет собой единую централизованную государственную систему, основной функцией которой является реализация государственной политики по обеспечению безопасности окружающей среды и снижение рисков для общественного здоровья. Сюда включаются такие виды деятельности, как санитарное нормирование, санитарный надзор, санитарно-гигиенический мониторинг, государственная регистрация и сертификация, исследование и испытание веществ и продукции, представляющих потенциальную опасность для человека и др. При этом осуществление практических мер по предупреждению эпидемий и их последствий, а также по охране окружающей среды возложено на субъекты Российской Федерации и является их обязательством.

В настоящее время Роспотребнадзор объединяет 2218 Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН), которые объединены в 90 территориальных управлений – по числу регионов и 1 - на железнодорожном транспорте. Кроме того, деятельность санэпидслужбы обеспечивают 21 научно-исследовательский институт (научные центры). Основной целью этих органов является обеспечение санитарно-эпидемического благополучия, предупреждение и ликвидация опасных и вредных влияний среды обитания человека на его здоровье. Это обеспечивается повседневным контролем за средой обитания человека и его здоровьем и управлением санитарно-эпидемической ситуацией на местах. Ведущим направлением деятельности госсанэпидслужбы в последнее время стал санитарно-гигиенический мониторинг по контролю за окружающей средой и оценкой рисков воздействия различных факторов на организм человека.

      Основные законы гигиены

Шесть законов гигиены по влиянию на окружающую среду для запоминания можно объединить в три «отрицательных», два – «положительных» и один – «технологический».

«Отрицательные» законы:

    Закон отрицательного воздействия на окружающую среду деятельности людей: производственной и бытовой. Чем ниже научно-технический прогресс в стране, тем сильнее загрязнение окружающей среды и ее воздействие на здоровье живущих тут людей.

    Закон отрицательного влияния на окружающую среду природных экстремальных явлений – вулканов, землетрясений, вспышек на солнце и т.д.

    Закон отрицательного воздействия загрязнений окружающей среды на здоровье населения: какие бы не были эти загрязнения, они снижают иммунитет, вызывают частые заболевания, ускоряют старость и смерть.

«Положительные» законы: ... Учебное пособие адресовано студентам преподавателям ... правил гигиены , ... лекции для ... школу с курсами для рабочих. ... воспитания, экология человека , ...

  • УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ ИСТОРИЯ

    Учебное пособие

    ... учебного пособия для студентов высших учебных ... Учебное пособие адресовано студентам вузов, осваивающим социально-педагогические профессии, а также преподавателям ... правил гигиены , ... лекции для ... школу с курсами для рабочих. ... воспитания, экология человека , ...

  • Перечень монографий учебников и учебных пособий выпущенных преподавателями за последние 5 лет

    Список учебников

    ... Учебное пособие для студентов II курса . Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина. учебное пособие ... Профессионально-личностное становление преподавателя и студента : практико-ориентированная... Общее библиотековедение: курс лекций учебное пособие 6,0 100 2008 ...