Примеры категории необходимость и случайность. Современные проблемы науки и образования

При рассмотрении категорий причины и следствия мы неоднократ-но обращались к понятиям случайности и необходимости, возможно-сти и действительности. Понятия случайности и необходимости были предметом внимания философов начиная с глубокой древности. Их трактовки изменялись, некоторые философы исключали наличие слу-чайности в природе, другие - абсолютизировали ее. В синергетике, например, понятию случайности и ее роли в самоорганизации сверх-сложных систем отводится значительное, даже определяющее место. Категории случайности и необходимости имеют большое методоло-гические значение в целом ряде научных направлений: в биологии и медицине, в правоведении и истории и т. д. Фактор случайности в практической деятельности людей не менее значим, чем необходи-мость. Но еще более важно понимать их диалектику, их противоречи-вое единство.

Необходимость вытекает из внутренней сущности вещи и определя-ется ее внутренними законами, структурой, порядком. Необходимость близка к понятию закона, она неизбежно проявляется, наступает. На-пример, неисправные тормоза с необходимостью приведут к аварии автомобиля, к столкновению pro либо с близлежащими предметами, либо с движущимися другими автомобилями, либо приведут к наезду на пешехода. Как конкретно может произойти авария, кто окажется жертвой - вопрос случайности, ибо на дороге в определенный момент может оказаться кто и что угодно. Необходимость здесь определяется внутренним состоянием автомобиля, случайность — внешними об-стоятельствами. Необходимость — то, что может произойти, то, что возможно.

Необходимость - явление внутреннего порядка, она имеет причину в самой себе, вытекает из внутренней взаимосвязи явлений. Но существует не только внутренняя, но и внешняя необходимость. Так, необходимостью является притяжение тел друг к другу с силой, прямо пропорциональной массе взаимодействующих тел и обратно пропорциональной расстоянию между ними. Это внешняя необходи-мость. Случайность также может быть внутренней и внешней. Напри-мер, мутации живых организмов носят случайный характер, но они представляют собой явление внутреннего порядка, поскольку сопря-жены с перестройкой всего организма. Как же в таком случае разли-чать необходимость и случайность?

Случайность имеет свое основание не в сущности вещи, а в воздей-ствии на нее других вещей и явлений. В определении необходимости и случайности обычно опираются на категории возможности. Поэто-му она может произойти или не произойти. Случайность определяют как то, что может произойти, а может и не произойти, то, что не обя-зательно возможно. Противоположность необходимости и случайно-сти — противоположность внутреннего и внешнего. Случайность — тип связи, определяемый внешними причинами. Важно иметь в виду, что понятия внутреннего и внешнего - соотносительные. То, что является внутренним в одном отношении, внешнее в другом отношении.


На-пример, движение планет по орбитам Солнечной системы обусловле-но внутренними отношениями, связывающими эти планеты в единое целое и определяющими форму орбит, по которым они вращаются. По отношению к Солнечной системе другие космические объекты со-ставляют внешнюю среду. Но Солнечная система - элемент галакти-ки, занимает определенное место в межзвездном пространстве, и по-тому эти самые объекты — внутренний источник эволюции и планет Солнечной системы, и ближайших к ним космических тел. Поэтому и понятия случайности и необходимости соотносительные: случайное в одном отношении является необходимым в другом.

Необходимость и случайность - противоположности, но они еди-ны. Всякое явление возникает в силу внутренней необходимости, но так как его возникновение связано с множеством внешних условий, то необходимость неизбежно дополняется случайностью. Это означает, что в чистом виде не существует ни случайности, ни необходимости. Случайность — форма проявления необходимости. Открыть необходи-мость, причину, закон - значит абстрагироваться от несущественного, случайного. Но важно и другое. Исследуя уникальное явление (напри-мер, устанавливая автора произведения искусства, либо воспроизводя детали какого-либо события, либо расследуя преступление и т. д.), мы отталкиваемся от общего, необходимого, закономерного, на фоне ко-торого можно высветить индивидуальные черты, случайное, единич-ное, принадлежащее только данному автору, только данному поступку или ситуации.

На первый взгляд случайность противоречит причинности. Объяс-нение этого противоречия может быть двояким: либо случайное яв-ление не имеет причины, либо случайных явлений вообще не бывает. В действительности любое, в том числе и случайное явление, причин-но обусловлено. В понимании случайности и необходимости в XVII-веках господствовало представление, что случайности в приро-де нет — Английский философ Т. Гоббс утверждал: «Дождь, который завтра пойдет, необходим, т. е. обусловлен необходимыми причинами; но мы рассматриваем его как нечто случайное и называем его так, ибо еще не знаем причин, которые уже существуют.

Вообще случайным называется то, необходимую причину чего мы не можем усмотреть» (Гоббс Т. О теле // Избр. произв. в 2 т. Т. 1. С. 158-159). Того же мне-ния придерживается и Гольбах: «Ничто в природе не может произойти случайно; все следует определенным законам; эти законы являются лишь необходимой связью определенных следствий с причинами... Говорить о случайном сцеплении атомов, либо приписывать некото-рые следствия случайности значит говорить о неведении законов, по которым тела действуют, встречаются, соединяются, либо разъединя-ются» (Гольбах. Здравый смысл // Избранные антирелигиозные про-изведения в 2 т. Т. I.e. 35). Как видим, случайность определялась как необходимость, причина которой неизвестна. Достаточно установить причину, и случайность предстает как необходимость. Такова точка зрения механистического материализма.

Случайность изгонялась из научных теорий, она считалась второстепенным, побочным, не име-ющим принципиального значения фактором. Из отрицания случай-ности следует, что все в мире необходимо. Такая точка зрения имеет своим логическим следствием фатализм : все, что происходит, даже незначительные события, необходимы, неизбежны, являются неотъ-емлемым звеном в бесконечной цепи причинно-следственных связей. Например, герой «Театральной истории» А. Франса врач Трюбле го-ворит, что «уже в ту пору, когда солнечная система была еще только бледной туманностью... уже тогда наше существование было давным- давно обусловлено, безвозвратно предопределено, установлено раз и навсегда» (Франс А . Собр. соч. Т. 5. С. 76—77).

Фаталистическое представление оценивает как неизбежное любые события: неизбежны не только войны, революции, но и то, что у одного из руководителей нашей страны было рябое лицо, а у другого — большое родимое пятно на голове, что дочь Сталина сбежала в США и т. п. Неизбежно и то, что произойдет в будущем, и нам ничего не остается, как покорно ожи-дать приговора истории и нашей собственной судьбы. Только в начале 19 века в диалектике Гегеля , а затем и Маркса была показана связь случайности и необходимости. Энгельс подчеркивал: случайность — форма проявления необходимости, необходимость пробивает себе до-рогу сквозь толщу случайностей.

Хаос и организация. Римский император и философ Марк Аврелий Антонин писал в своем дневнике «Наедине с собой», что существуют две возможности: либо мир является огромным хаосом, либо в нем царствуют порядок и необходимость. В XX веке случайность рассма-тривается как один из важнейших факторов эволюции систем. Правда, имела место и абсолютизация случайности, связанная с отрицанием необходимости. Так, Л. Витгенштейн утверждал: «Не существует не-обходимости, по которой одно должно произойти потому, что произо-шло другое. Имеется только логическая необходимость... Вне логики все случайно» (Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958. С. 90, 94).

Однако современная наука наглядно продемонстри-ровала и ошибочность высказывания Витгенштейна, и ошибочность отрицания случайности. В науке и философии XX века случайность рассматривается как один из важнейших факторов эволюции систем. Любые природные процессы имеют стохастическую составляющую и протекают в условиях той или иной неопределенности. Исследова-ние поведения сложных открытых систем с нелинейным развитием показывает, что их динамика определяется случайным выбором пути в момент бифуркации. В синергетике установлено, что случайность оказывает длящееся воздействие на систему.

Например, после того как система вышла из состояния бифуркации, ее развитие по-прежнему определяется теми же случайными воздействиями, которые она испы-тывала в состоянии бифуркации. В понятиях самоорганизации цен-тральное место начинает занимать хаос, который с древнейших времен представлялся как сугубо деструктивное начало мира. Традиционно под хаосом понимается нагромождение случайностей как альтернати-ва «организации», «порядку». Синергетика зафиксировала ситуации, когда хаос выступал как некоторое созидательное начало, конструк-тивный механизм эволюции, когда из хаоса возникает принципиально новая организация.

Возможность и действительность

В категориях возможности и действительности отражена из-менчивость, динамика бытия, тенденции его изменений. Возмож-ность выражает объективные тенденции развития, она возникает на основе закономерности, необходимости, сущностных сторон изме-няющейся вещи. Все ли возможно? «Для нас ничего невозможного нет» — внушали нам в период построения социализма и коммуниз-ма. Однако следует иметь в виду, что невозможность имеет такие же объективные предпосылки, как и возможность. Невозможность — понятие, противоречащее возможности. Понятие невозможности имеет двоякий смысл. Во-первых, невозможно то, что несовместимо с природой предмета. Невозможно, например, вырастить огурец из семени кедра.

Другой смысл понятия невозможности связан с отно-шениями категорий возможности и необходимости. Необходимость и возможность — звенья одной цепи: необходимость развивающегося предмета обусловливает возможность другого его состояния. Но по-скольку в развитии предмета существуют, как правило, много альтер-нативных возможностей, постольку выбор одной из них не является необходимым. Реализация одной возможности делает невозможной реализацию остальных. Кто из нас не испытывал сожаления о при-нятом решении, о необдуманных поступках, которые повлекли непо-правимые последствия. Зачастую невозможность существует в форме упущенной возможности. Возможность в таком случае предстает как то, что не невозможно, и одновременно то, что не необходимо. По-нятие действительности используется в двух смыслах.

Во-первых, действительность это наличное бытие, это мир, в котором мы живем, это наше сознание как образ мира. Понятие действительности отно-сится также к бытию отдельного предмета, это настоящий момент, характеризующий состояние объекта. Во-вторых, действительность определяется как реализованная возможность. В этом смысле по-нятие действительности является соотносительным с категорией возможности. Это противоположности, взаимно переходящие друг в друга. Возможность потенциальна, действительность актуальна. Возможность — понятие абстрактное и бедное в содержательном от-ношении. Действительность — понятие конкретное и богатое по со-держанию, поскольку в свой объем оно включает множество свойств, индивидуально-неповторимых черт.

Каждый предмет существует в определенной среде, создающей предпосылки для образования множества связей. Поэтому существу-ет множество возможностей, которые могут быть существенными или несущественными, случайными либб необходимыми. Решающая роль в реализации возможности принадлежит внутренним и необхо-димым связям, но условия ее реализации, хотя и имеют случайный характер, также оказывают большое, а иногда решающее влияние на ход развития. Поэтому и действительность также представляет собой единство необходимого и случайного.

Виды возможностей. Различают реальную и формальную, аб-страктную и конкретную возможности. Реальная возможность озна-чает наличие условий, при которых возможность может стать дей-ствительностью. Формальная возможность — результат случайных факторов развития. Например, формально каждый гражданин Рос-сийской Федерации может стать депутатом Государственной думы, миллиардером, иметь несколько детей и т. п. Очевидно, однако, что для большинства граждан такая возможность может и не стать дей-ствительностью.

Различие абстрактной и конкретной возможности — это различие сущности и существования, а также идеального образа предмета и его объективных, не зависящих от нашего сознания особенностей. В на-шей философской литературе зачастую отождествляются конкретная и реальная возможность, с одной стороны, и формальная и абстракт-ная — с другой. В этом случае реальная возможность определяется наличием условий ее реализации, а формальная или абстрактная воз-можность — отсутствием в данный момент условий для превращения возможности в действительность.

Для сложных систем существует, как правило, несколько альтер-нативных путей развития. В одной и той же среде могут возникать разные структуры, процесс развития может осуществляться многова-риантно, в силу чего возможны неожиданные повороты в развитии. Поэтому прогнозы — экстраполяции от наличного - могут быть не-надежными либо просто ошибочными. И тем не менее в данной сре-де возможен не любой вид эволюции, а лишь определенный спектр путей. Количественное соотношение между альтернативными воз-можностями может быть выражено математически как степень ве-роятности наступления некоторого возможного события. Человек в своей деятельности учитывает реальные возможности и создает условия для их превращения в действительность.

Необходимость и случайность – философские категории, выражающие отношение к основанию (сущности) процесса его отдельных форм (проявлений).

Развитие - процесс, совершающийся с необходимостью. Это значит, что необходимость чего-то означает, что это нечто должно обязательно произойти. Иными словами, необходимой называют такую однозначно обусловленную связь явлений, при которой наступление события – причины – обязательно влечёт за собой вполне определённое явление – следствие.

Случайность – понятие, противоположное необходимости. Случайностью называют такую связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множества возможных важных альтернативных следствий. При этом то, какой именно вариант связи осуществится, зависит от стечения обстоятельств, от неподдающихся точному учёту и анализу условий.

Данные категории по- разному рассматривались в истории философии. Так, с XVII по XIX вв. было широко представлено метафорическое понимание необходимости и случайности. Существовало 3 точки зрения:

  1. Одни утверждали, что необходимости не существует.
  2. Спиноза: “В природе вещей нет ничего случайного”, существует только необходимость (например, считалось, что Земля и другие планеты миллиарды лет повторяют абсолютно одинаковое движение, роковым образом предопределённое механикой);
  3. Позиция “золотой середины”. Мелкие, незначительные события, – говорят её сторонники, - это случайности (события, не подчиняющиеся законам, являются в сущности чудесными); крупные, значительные события необходимы, предотвратимы, роковым образом предопределимы.

При таком подходе к взаимодействию явлений, их развитию человек оказывается перед неразрешимимым противоречием. С одной стороны все явления, события возникают под действием какой-то причины, следовательно, они не могли не возникнуть. С другой, - их появление зависит от бесконечного числа разнообразных условий, при которых данная причина действует, предугадываемое их сочетание делает такое появление необязательным, случайным. Не будучи в состоянии разрешить это противоречие, метафизическое мышление приходит либо к фатализму, при котором любое событие оказывается изначально предопределённым, либо к релятивизму и индетерминизму, при которых. События превращаются в конечном счёте в хаос случайностей. И в том, и в другом случае целесообразная человеческая деятельность оказывается бессмысленной.

Но метафизическому мышлению можно предложить альтернативу – это диалектическое понимание категорий необходимости и случайности, возникшее в ХХ в. Оно основываетяна развитии, как становлении процесса в неповторимых формах единичных событий на основе определённого способа разрешения исходного противоречия. Например, фазы, происходимые с дозвёздной материей, звёздами, галактиками, другими астрономическими образованьями, следуют друг за другом с необходимостью, присущим законам природы. Но законы эти не предопределяют с неотвратимостью дату отдельного астрономического явления, его индивидуальное своеобразие. Или, закономерен ли процесс смены геологических эпох на Земле, но каждый отдельный геологический факт не был фатально предопределён. Таким же образом совершается развитие общества, развитие мышления.

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – категории, с помощью которых отображается развитие материального мира. Категория возможности фиксирует объективную тенденцию развития существующих явлений, наличие условий их возникновения или, как минимум, отсутствие обстоятельств, препятствующих этому возникновению. Категория действительности представляет собой объект (предмет, состояние, ситуацию), который уже существует в качестве реализации некоторой возможности. Переход возможности в действительность основан на причинной связи явлений объективного мира. Различают 2 вида возможности:

1. Реальная означает наличие ряда необходимых условий реализации (превращение в действительность) данного явления;

Абстрактная (или формальная) выражает отсутствие каких-либо условий, порождающих некоторое явление, но вместе с тем и отсутствие условий, препятствующих его возникновению. Этим словом также выражают слабо выраженную тенденцию в развитии явления.

Натуральная косметика на основе компонентов Мертвого моря поможет в уходе за кожей, если вы следите за собой.

Необходимость и случайность представляют собой соотносительные категории, обозначающие существенные взаимосвязи между вещами и явлениями. Мир - это не бесформенная груда разрозненных вещей и явлений. Напротив, между ними существуют необходимые взаимосвязи. Все, что существует, порождается соответствующими причинами и постольку наступает с необходимостью.

Необходимость есть способ превращения возможности в действительность при котором в определенном объеме имеется только одна возможность, реализующаяся в действительность. Необходимость непременно, с неизбежностью вытекает из определенного круга условий и причин, осуществляется только так, а не как-то по-иному; она всегда в конечном счете пробивает дорогу через случайности.

В противоположность необходимости случайность при определенных условиях - это вещь, явление, изолированные от других, внутренняя связь которых еще не вскрыта, не осознана и не доказана. Она является выражением в основном внешних, неустойчивых, единичных связей действительности. Часто она - результат перекрещивания независимых причинных процессов, способ превращения возможности в действительность, при котором в данном объекте, при определенных условиях имеется несколько возможностей, но реализуется только одна из них.

Необходимость и случайность являются не абсолютными, а относительными противоположностями, находятся всегда в диалектическом соотношении. В реальной действительности нет ни одного явления, события, которые были бы только чисто необходимыми или только случайными. Далее эти категории существуют не сами по себе, абстрактно, а только в определенных условиях, в конкретной системе связей и отношений. Если изменяются эти условия, система связей, компоненты, причинные основания, то необходимость и случайность могут взаимно переходить друг в друга. То, что было необходимым в одних условиях, в одной системе связей, в данном отношении может стать случайным в других условиях, в более обшем отношении. И наоборот.

  • 1. Дождь выпадает с необходимостью в результате определенных атмосферных процессов, но появление его в том или ином районе, в то или иное время является случайным
  • 2. Смерть человека в биологическом отношении выступает необходимостью, так как все люди смертны. Если же смерть наступает вследствие различного рода непредвиденных обстоятельств, то она случайна.
  • 3. Изменение организмов путем приспособления к условиям и образу жизни случайно. Вместе с тем эти изменения необходимы, поскольку без них не было бы приспособления как необходимого процесса эволюционного развития организмов.
  • 4. Для отдельных детей случайным является место, где они родились, «родителей не выбирают», то какую среду они застали вокруг себя. Но в то же время их рождение необходимо, так как без этого прекратилось бы существование рода человеческого
  • 5. Появление выдающейся личности в определенной стране в данное время является случайностью. Но если эта личность влияет на исторический процесс, становится во главе массового движения, она необходима. «Что Наполеон, именно этот корсиканец, был тем военным диктатором, который стал необходим Французкой республике, истощенной войной, - это было случайностью. Но если бы Наполеона не было, то его роль выполнил бы другой. Это доказывается тем, что всегда, когда такой человек был нужен, он находился: Цезарь, Август, Кромвель и т.д.» (Ф. Энгельс)

Эти философские категории отражают различные типы связей вещей и явлений друг с другом. Необходимость - это внутренние, устойчивые, существенные связи явлений, которые определяют их закономерные изменения и развитие. Необходимость вытекает из сущности явления, процесса и неизбежно происходит в данных условиях. Так, смерть любого живого организма неизбежна, поскольку она обусловлена его природой и внутренними процессами, которые в нем происходят.

Но все, что появляется в мире, возникает как необходимо? Нет в мире есть и случайные явления, события. Случайность - категория, определяющая проблематичность, или необязательность возникновения или существования объектов; Случайно ли то, что при определенных условиях может быть, а может и не быть. Случайность отражает моменты действительности, вытекающих преимущественно из внешних условий, поверхностных, неустойчивых связей и побочных для данного явления обстоятельств.

Необходимость и случайность не существуют отдельно. их взаимосвязь заключается в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение. Например, реформы, которые проводятся в Украине, имеют необходимый характер. Случайным элементом в них есть конкретные политические деятели, которые направляют эти реформы.

Диалектика необходимости и случайности предполагает два существенных момента. Во-первых, случайность в ходе развития может превращаться в необходимость. Так, закономерные признаки того или иного биологического вида сначала появляются как случайные отклонения и накапливаются, а на их основе формируются необходимые качества живого организма. Во-вторых, необходимость прокладывает себе путь через большое количество случайностей. Например, развитие общества состоит из деятельности многих людей, которые имеют разные цели, характеры. Переплетения, скрещивания и столкновения всех этих стремлений приводит в результате к определенной линии развития, которая должна строго необходим, обязательный характер.

Как и все законы и категории диалектики, необходимость и случайность являются узловыми пунктами познания объективной действительности. Функции этих категорий не являются равноценными. Случайное в познании всегда выступает как начальная инстанция, необходимость - как месть. Познавательная деятельность разворачивается как движение от случайного к необходимому.

Возможность и действительность

Эти категории подчеркивают процессуальность, то есть выражают становления бытия. Как известно, из ничего не возникает что-то новое, оно может возникнуть только при определенных предпосылок, заложенных в лоне старого. Бытия нового в его потенциальном состоянии и является возможностью. Возможность - это философское понятие, которое отражает объективно существующий и внутренне обусловленный состояние предмета в его незавершенном, потенциальному развития. Действительность есть философская категория, характеризующая реализовано, актуализирован бытия: действительность реализованной возможностью.

В каждой сложившейся ситуации существует определенный набор возможностей, реализация одной из которых означает устранение других. На "противоборство" и характер реализации возможностей накладывают отпечаток условия, которые являются внешними и случайными по внутренне необходимых тенденций. Поэтому действительность всегда представляет собой диалектическое единство внешнего и внутреннего, сущности и явления, необходимого и случайного. В сфере общественного развития и покорения природы превращения возможности в действительность упорядочивается сознательным выбором и деятельностью людей.

Зрелость возможности может варьироваться в пределах от невозможности к действительности. Характеристику возможности в этом плане можно сделать с учетом ее качественной и количественной меры. Качественно возможности делятся на формальные и реальные. Формальная - это возможность с низкой вероятностью осуществления, которая приближается к нулю. Впрочем эта возможность допускается законами природного и социального развития. В этом смысле она в корне отличается от невозможности, которая идет вразрез с законами природного и социального бытия; невозможным является то, что противоречит законам объективного мира. Невозможно, например, построить вечный двигатель, невозможно вечную жизнь для человека и тому подобное. Высшую меру осуществления имеет реальная возможность, для реализации которой сложились все необходимые условия. Например, возможность полета человека в космос была прежде только формальной, а теперь она стала реальной.

Гораздо точнее будет количественная характеристика возможности. Если невозможность определить через "0", а "действительность" через "1", то все промежуточные значения от "0" до "1" будут характеризовать степень возможности. Мера возможности называется вероятностью.

Завершая рассмотрение категории диалектики, сделаем общий вывод: 1) категории диалектики - универсальные формы мышления, в которых отражаются общие связи, свойства и отношения, которые имеют место в объективной действительности; 2) в категориях диалектики сконцентрировано опыт и предметно-причинную деятельность многих поколений человеческого общества. Без понятий и категорий, в них находят свое отражение результаты познания, само познание сегодня было бы невозможным; 3) особенностями категорий диалектики являются: объективность, определенность, связь с практикой, историчность, подвижность и т.

1

Некрасов С.И., Захаров А.М.

Философское осмысление категорий необходимости и случайности началось с античности и сохранило свою актуальность до настоящего момента. Анализ развития представлений об этих философских категориях подтверждает плодотворность их рассмотрения как диалектически взаимосвязанных.

Ожидаемое событие может быть оценено с позиции уверенности, что оно произойдет, свершившееся же событие - как факт, который не мог не произойти. Именно таким образом категории необходимости и случайности обнаруживаются в мышлении: при положительной уверенности в вышеописанных ситуациях события называют необходимыми, в противном случае - случайными.

В обыденном мышлении вера в то, что необходимые события существуют, играет важную роль. Их наличие «подтверждает» организованность окружающей действительности, делает целесообразным заблаговременное планирование и расчет. Случайность же обыденно мыслится как нечто, чего могло и не быть, дезорганизующее «верный» ход событий. Применимость этих категорий для определения будущего является их познавательным смыслом.

Являясь не только формой бытия, но и мышления, категория необходимости содержит в себе определенный пласт обыденного. Так необходимость «ощущается» исследователем в первую очередь там, где присутствует повторяемость, причем даже в том случае, если причины события не известны.

Одноразовые и непериодические события первоначально отождествляют с дезорганизацией, и только в исключительных случаях впоследствии делаются попытки познать определившие их причины. Поиск этих причин вырождается зачастую в простую констатацию их наличия, закрепляя за ними фатальность и непознаваемость.

Если вопрос о причинах события, нарушившего привычный порядок, поставлен, и определить их не удается, то, считая событие не имеющим оснований, его определяют как «случайное».

Очевидная (или неочевидная) необходимость осуществления событий, следствий, корреляционных эффектов, с одной стороны, и наличие фактора случайности, с другой, приводили в истории философии к рождению диаметрально противоположных концепций.

До XIX в., как отмечал Рассел, среди физиков преобладал взгляд, что вся материя гомогенна. По теологическим основаниям же человеческие тела часто освобождались от механического детерминизма, к которому вели законы физики. «Если, как некоторые думали, иногда и случаются чудеса, то они находятся вне сферы науки, поскольку они по своей природе не подчинены закону» .

В философии были созданы как парадигмы, роль необходимости в которых абсолютна, а случайность - лишь следствие временной непознанности объектов, так и системы, в которых, напротив, спонтанность и случайность довлеют над обусловленностью. Крайние модификации второго варианта вели, помимо прочих следствий, к отрицанию познаваемости мира.

Философское осмысление этих категорий началось с античности, разделившись на два направления. Первое направление - попытка осмыслить природу необходимого и случайного, имеют ли они причины, чем различаются они сами и их причины?

Второе направление - общемировоззренческое - заключалось в обсуждении вопроса: является мир необходимо организованным, подчиняется ли то, что в нем происходит, определенному порядку и закону, или же в нем есть также и случайность, не входящая в порядок? По указанному общемировоззренческому вопросу в целом мыслители античности стояли на позициях организованности мира.

Исследователи отмечают особую роль мифа как первоначальной ступени становления античных представлений о мире. Исходная рациональность, выявляющаяся в установлении взаимосвязей естественного со сверхъестественным в мифе, с одной стороны, утверждает причинность, а с другой - предопределенность. Античный миф - это не мир хаоса, стихии; здесь - узнаваемые действия сверхъестественного существа, а сам человек находится в описанной мифом цепи событий.

С этой точки зрения миф отражает борьбу хаоса с «божественным» порядком, защищая мир от натиска стихии. При этом защищенный мифом пространственный континуум характеризуется универсальным детерминизмом и взаимосвязанностью, а отмеченная неразрывность приводит к необходимости указания на вселенский смысл любого события.

Отмечается, что мифическое знание построено на волюнтаризме, необусловленной активности сверхъестественного, которая представляется человеку объективной реальностью . Рассматривая вопрос об ограниченности человеческих познавательных способностей, А. Фейербах писал о «наделении» сверхъестественных существ качествами, превосходящими человеческие.

Познание причинности, таким образом, шло через обращение к космическому порядку, который представлялся возможным при наличии волевого акта, действия, по сути, беспричинного. Миф становится интерпретацией причинности.

Демокрит отстаивал крайнюю позицию, согласно которой случайность является лишь субъективным мнением. В этом плане идеи Демокрита явились началом грядущей рационалистической традиции, оппонирующей детерминизму мифа. На последующее отрицание мифологического видения целостности мира философским рационализмом указывал, в частности, П. А. Флоренский.

По данному вопросу О. Шпенглер сформулировал следующее обобщение: «В силу же того, что устроенное неизменно по каузальным принципам человеческое мышление имеет тенденцию сводить картину природы к более простым количественным единицам формы, допускающим причинно-следственное постижение, измерение и исчисление, короче, механические дистинкции, в античной, западной и вообще всякой другой возможной физике неизбежно возникает учение об атомах» .

Считая Демокрита предтечей каузального детерминизма, исследователи отмечают, что атомизм явился «посягательством здравого смысла на теоретическую состоятельность» дотеоретического знания, реализованную в мифе .

Диаметрально противоположное отношение к необходимости, утверждавшее высокую важность случайности, высказывалось Эпикуром. Однако, обе эти точки зрения объединяло одно: закрепление особого статуса за одной из этих двух диалектически связанных категорий.

Для Платона «произвольная необходимость», характерная для мифа, также не согласуется с представлениями о рациональности и о философии в целом, являющейся познанием и воспитанием, не приемлющим примирения со сконструированной мифом действительностью. При этом идея Гераклита о непрерывном движении и изменении, носящая скорее мифологическую направленность, с позициями Платона уже не согласовывалась, так как здесь причинность была связана с миром идей. Полагая обманчивой причинность в материальном мире и проецируя востребованную рациональностью причинность в идеальный мир, Платон скорее не отрицает онтологически случайность, а утверждает знание как способ достичь стабильности через обусловленность.

Двойственная позиция, рассматривающая необходимость и случайность как равнозначные характеристики действительности, формулировалась уже Аристотелем. Несмотря на то, что Космос управляется Логосом, случайное в мире присутствует, однако в определенных случаях оно акцидентально: мы не можем его познать, рассматривая само явление. Причины здесь сосуществуют с понятием цели, выступая посредниками между ней и исходным импульсом к движению.

И. Кант определил случайность логически: это то, противоречащая противоположность чего возможна . Идея «свободной причины», сформулированная им, отчасти являлась преломлением аристотелевской трактовки, определяющей случайность как спонтанное появление дальнейшей необходимости, само не имеющее причины. Как и Аристотель, И. Кант по сути указывал на акцидентальность случайного, перенеся при этом функционирование свободной причинности из мира феноменов в мир вещей в себе.

Г. В. Ф. Гегель отмечал, что необходимость и случайность нельзя мыслить раздельно, т.к. эти категории предполагают друг друга, определяя их онтологически относительными. Если Аристотель выделял как необходимые, так и случайные события, то Г. В. Ф. Гегель отмечал, что они необходимы и случайны одновременно. С другой стороны, принципиально отличает его позицию то, что необходимость здесь не сводится к причинности.

С позиций диалектики в рамках целостного процесса развития случайность и необходимость представляются взаимосвязанными. В отсутствии случайности бытие становится предопределенным и по сути статическим, приобретая самопротиворечивый характер.

Можно сказать, диалектический вывод о необходимости наличия случайности следует исходя из того, что на развитие, происходящее в реальном мире, оказывают влияние причины как внутренние, так и внешние. В этом плане случайность отражает многофакторность развития, в рамках которой закономерности могут реализоваться именно благодаря наличию целого набора возможностей и путей их осуществления.

Несмотря на достижения диалектического подхода, возврат к дроблению сфер проявления необходимости и случайности и связанным с этим их противопоставлением отмечался и в XX в.

Так феноменология Э. Гуссерля основывалась на фундаментальном факте взаимодействия человека в эмпирическом опыте не с объективным бытием, а с конструкцией, созданной сознанием. Общая для индивидуумов работа сознания формирует индивидуальное бытие, которое, по Э. Гуссерлю, случайно в противовес сущности, в сфере которой случайности не существует. Указанная концепция все же содержит в себе скрытую диалектику, так как факт от сущности неотделим.

Изначально позитивистская установка «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна привела к утверждению необходимости логической как единственно возможной.

Однако при глубоком изучении данный подход оказался применим только к сфере теоретических конструкций, когда случайность уже теряет свой онтологический смысл в силу «неслучайности» оговоренных в логической конструкции событий. При разрушении логического построения случайность же возникает вместе с тотальным превращением объектов логических в случайные. В этом плане данная позиция повторяла размышления Аристотеля о необходимости и случайности в области преднамеренного.

Достраивание этой идеи приводит не только к отрицанию необходимости объективной, но и собственно невозможности научного исследования вообще. Устранение из мышления категории необходимости лишает исследователя важнейшей языковой конструкции.

Наука XX в. оказала огромное значение для признания фундаментальной роли случайности. Ее базовое значение в структуре бытия проявилось через учащение обращений естественных наук к исследованию стохастических процессов. Особенность вероятностного стиля мышления заключалась в его оперировании стохастическими законами. Результатом развития этой тенденции стало появление синергетики, разработавшей механизм рождения порядка в массиве случайностей.

Полагание случая в основу бытия, несмотря на связанные с этим практические и теоретические достижения, закрывает путь логического постижения этой категории. Кроме того, равенство онтологической значимости этих категорий, несмотря на различную функциональность, следует уже из их логической неразрывности.

Из гегелевской диалектики следует, что внешней причины у мира быть не может, так как даже при предположении, что мир создан Богом, он вырождается в бытие-для-одного. В том случае, если существование мира бесконечно, то он и его свойства не описываются в категориях необходимости и случайности, так как они не суть события.

Из вышеуказанных аргументов следует, что рассматривать возникновение мира как случайное, с точки зрения философии, не верно. Наряду с этим философы указывают, что и необходимым, в смысле динамической причинности, оно также быть не может. Ни Богу, ни «спонтанной случайности» сложность не присуща. Она - характеристика, которая исказит саму их идею. Категории случайности и необходимости поэтому характеризуют исключительно внутримировые отношения, соотносясь лишь диалектически с онтологией, имеющей в рамках данных дискуссий скорее надмировой характер.

На обыденном уровне категории необходимости и случайности представляются связанными с идеей о судьбе. Понятие судьбы предусматривает обусловленность событий в жизни конкретного человека, которые с необходимостью приводят к предопределенному итогу. В истории философии существовали и сосуществуют поныне несколько позиций по данному вопросу, являющихся своеобразными дополнениями к пониманию категорий случайности необходимости, с одной стороны, и понятиями времени и Вечности - с другой. Сложились два базовых направления этих рассуждений. Будущее либо уже существует и, наряду с настоящим, находится в Вечности, либо его еще нет, и все, что случится потом, на данный момент не существует. Обе позиции формально возможны, так как сами по себе внутренне непротиворечивы.

Достижения науки и философии продемонстрировали несостоятельность отделения человеческого свободного поведения от естественной природной необходимости, на котором настаивал И. Кант. Такой подход противоречит, с одной стороны, представлениям о целостности случайного и необходимого, и возможности эволюционных изменений - с другой. Законы, как природные, так и социальные, - лишь отражение всеобщей диалектики развития. При этом указание И. Канта на существование детерминации внутренней, связанной с нравственностью и самоопределением человека, свидетельствует лишь о большей доступности человеческому пониманию законов, носящих характер внутренний и личностный, нежели внешний и общемировой. В этом случае категория «закон», не теряя своего общемирового значения, функционирует в сфере нравственного и ценностного выбора.

Исследователи указывают и на экзистенциальность диалектики необходимости и случайности. Следование каким-то необходимым нравственным принципам подразумевает умение творчески применить их в каждой конкретной ситуации, то есть брать поправки на случайный характер обстоятельств и характер людей, с которыми тебя сводит жизнь. Подобное поведение как раз и говорит о том, что принципы у человека достойные, а сам он мудр и наделен диалектическим разумом .

Трактовка необходимости и случайности через ожидание или неожидание соответственно, подчеркивает указанную экзистенциальность, так как жизнь экзистенциально включает в себя ожидание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бондаренко Н. Г. Принцип детерминизма в коммуникативной теории общества: Дис. д- ра филос. наук: 09.00.11 Ростов н/Д, 2004.
  2. Иванов А. В., Миронов В. В. Университетские лекции по метафизике.- М., 2004.
  3. Книгин А. Н. Учение о категориях. - Томск: ТГУ, 2002.
  4. Рассел Б. Человеческое познание: его сферы и границы / Пер. с англ. - Киев: Ника-Центр, 1997.
  5. Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. / Пер. с нем. И. И. Маханькова. - М.: Айрис-пресс, 2003.т. 1.

Библиографическая ссылка

Некрасов С.И., Захаров А.М. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕОБХОДИМОСТИ И СЛУЧАЙНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=295 (дата обращения: 09.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»