Сущность и содержание социальных революций. Социальные революции, их типы

В социальной философии понятия революции и эволюции рассматриваются как формы развития обществ. Но они же являются и формами формационных и иных социальных конфликтов и в этом качестве выступают внутренними источниками развития обществ и человечества. Они представляют формы идеологической, экономической, политической борьбы различных формационных общностей за изменение формации общества, т.е. системы его основных сфер.

Социальные эволюция и революция как социальный конфликт

Социальные эволюции и революции как социальный конфликт между старой и новой формациями обществ и их цивилизациями включают изменения:

  1. своих предметов, т.е. связаны с конфликтом интересов разных социальных общностей
  2. социальных субъектов исторического творчества, т.е. ведущих формационных общностей, обладающих совокупностью фундаментальных интересов.

Они различаются именно способами развития социальных конфликтов, соотношения в них стадий становления, развертывания, разрешения, разными формами этих стадий и включают в себя:

1. Изменение мировоззрения и идеологии общества, осознание взамен старых идеалов и целей – новых. Например, в Советской России на смену идеям самодержавия, православия, народности пришли идеи советской власти, коммунистической идеологии, советского народа. В то же время на Западе взамен общества (марксовского капитализма) всеобщей конкуренции и наживы возникла идея «общества всеобщего благоденствия». В социальных революциях это изменение происходит резко, нигилистически по отношению к старому (Петр I, Ленин, Ельцин), а в социальных эволюциях – медленно, с сохранением преемственности: буржуазно-социалистическая идеология не устранила насильственно старую, а просто перестала ее учитывать.
2. Изменение политической сферы, перераспределение власти между нациями, классами, регионами страны в соответствии с изменившимися положениями этих субъектов. Вопрос о власти, как указывал Ленин во время Октябрьской революции, – это главный вопрос. Только через получение (или умаление) власти тот или иной субъект (нация, класс, регион и т.п.) способен выразить и реализовать свои интересы в обществе, повлиять на экономику, на распределение материальных благ в своих интересах. Нужно учитывать, что общество развивается, постоянно происходит изменение экономического положения субъектов, что требует постоянного изменения представительства их интересов в политический системе. Это и делается в странах, выбравших социально-эволюционный путь развития. В странах, где политическая система отстает от развития экономической и идеологической систем, это ведет к социальной революции.
3. Изменения в экономической сфере (форм собственности на средства производства, отношений собственности и менеджмента в управлении экономикой и т.д.) в современных обществах осуществляются и собственниками средств производства, и государством, которое регулирует отношения между собственниками, выступая политическим посредником. Поэтому так велика роль государства в осуществлении социальной эволюции и революции.
4. Изменение ведущего класса общества. Например, во время Французской революции 1789 г. к власти пришла буржуазия, которая свергла дворянство во главе с королем. Во время Октябрьской революции 1917 г. к власти пришли большевики, свергнувшие власть буржуазии. В 1991 г., свергнув власть большевиков, выражавших интересы советских рабочих, к власти пришли номенклатурные либералы, выражающие интересы новой российской буржуазии. Сейчас к власти пришли российские силовики (военные), выражающие интересы патриотической, державной и коллективистской части российского народа, которые хотят восстановить патриотизм, державность, солидарность. Мы можем снова въехать в накатанную колею политической формации.

Борьба классов

Социальные эволюция и революция совершаются в форме идеологической, экономической, политической борьбы, но различаются соотношением и характером этих видов борьбы.

Идеологическая борьба классов происходит на уровне мировоззрения, идеологии, политических программ, в которых выражаются коренные классовые интересы. Каждый класс, исходя из своего экономического, политического, образовательного положения открывает (формулирует) свое видение общества, его строя и развития. Это видение разрабатывается интеллигентами, встающими на позиции данного класса, т.е. рассматривающие все происходящее в мире с точки зрения этого класса. Например, с точки зрения пролетарско-большевистской интеллигенции (Ленин и др.) старое общество достойно уничтожения; в результате социалистической революции устанавливается диктатура пролетариата, на месте старого буржуазного общества создается новое пролетарское, выступающее прямой противоположностью первому и т.п. Буржуазная интеллигенция придумывает другую перспективу общества, его формации и развития. Так, буржуазно-социалистическая интеллигенция (Бернштейн и др.) разработала буржуазно-социалистическую перспективу, которая была реализована в странах Западной Европы. Эта перспектива была прямой противоположностью пролетарско-социалистической. Затем в результате пропаганды в сознание представителей своей формационной общности внедряется «своя» идеология и критика (а также высмеивание) идеологии противоположной.

Экономическая борьба классов есть борьба за улучшение их экономического положения: изменение форм собственности, роли в общественной организации труда, форм и размеров получаемого дохода и т.п. Со стороны буржуазии, например, она выражается в совершенствовании орудий и организации труда, повышении его эффективности, увеличении инвестиций и т.п., что объективно усложняет работу, зарплату, занятость рабочих, вызывая с их стороны протест. В результате переговоров, забастовок, демонстраций, политических выборов и иных форм возникает определенный консенсус, арбитром которого сейчас между работодателями и профсоюзами выступает государство. В итоге развиваются экономика, социальная сфера и общество в целом.

Политическая борьба классов – это борьба за государственную власть, за власть над государственным аппаратом. Эта власть позволяет развивать общество (в определенных пределах) в нужном для Данного класса направлении. Например, российский пролетариат Под руководством большевиков захватил власть в России, создал пролетарское государство, с помощью которого организовал невиданный общественный строй (советский), который развалился в конце XX в. В современных условиях политическая борьба чаще всего Происходит во время выборов органов власти, это борьба разных политических партий, которые в рамках закона борются за свои политические интересы. Например, в результате классовой борьбы в России был избран новый парламент, в котором три основные фракции левых (КПРФ), центристов («Единство» – «Медведь»), правых (СПС, ОВР, «Яблоко»).

Анализ истории показывает, что в политических обществах (СССР, КНР и др.)социальные революции – типичное явление, что связано с отставанием политического базиса от происходящих в обществе экономических и мировоззренческих изменений. Для политических обществ социальные революции являются закономерностью, о чем свидетельствует, в частности, история России. В экономических обществах (США, Германия и др.) социальные революции становятся случайными: там закономерностью является социальная эволюция, относительно демократический переход власти от одной политической партии и стоящей за ней социальной общностью к другой.

Поэтому одно из важнейших достоинств экономических обществ, демократического и правового государства – временное, но исчезновение социальной революции как формы развития общества, а следовательно, и вызваных ею разрушений, жертв и страданий. Это связано со значительным изменением сознательности субъективного фактора, а также повышением общего уровня образованности и интеллекта народа. Переход России от политического общества к экономическому, а затем к смешанному и индустриальному, позволит нашему народу избежать в дальнейшем социальных революций и потрясений.

Социальные эволюция и революция как качественные изменения

В советском и западном обществоведении социальные эволюция и революция определялись по разному. В советском обществоведении под эволюцией понималось медленное, количественное изменение какого-либо явления, а под революцией – его коренное, качественное изменение.

Такое определение позволяет оправдать пролетарско-социалистическую революцию в нашей стране и другие революции в мире, снять историческую ответственность политических элит и классов за содеянное, принизить роль субъективного фактора в истории в пользу объективных условий и автоматизма исторического процесса.

В западной литературе эти понятия трактуются несколько по-иному. Прежде всего, и эволюция, и революция рассматриваются как качественные изменения, происходящие скачкообразно, т.е. с перерывом преемственности, но различающиеся способами, темпами, ценой, прочностью осуществленных изменений. В дальнейшем изложении будем придерживаться этой точки зрения при оценке развития людей, общностей, институтов, обществ и человечества.

Социальная эволюция использует мирные (демократические) средства, происходит медленно, сопровождается относительно незначительными разрушениями старого и жертвами (социальными и человеческими), ее результаты достаточно долговечны.

Социальная революция использует насильственные методы преобразований, происходит относительно быстро, сопровождается значительными разрушениями (до основания) прежнего общества, жертвами и страданиями людей, результаты ее непрочны и недолговечны. Но и социальная эволюция, и социальная революция представляют собой качественное изменение в развитии обществ.

Выбор эволюционного или революционного пути зависит от зрелости субъективного фактора, его способности вовремя оценить состояние противоположности классов, этносов, элиты и бюрократии и принять вовремя соответствующие решения. Эта точка зрения противоположна точке зрения советских исторических материалистов, изложенной во многих в том числе и современных учебниках.

В качестве примера рассмотрим пролетарско-социалистическую революцию в России и буржуазно-социалистическую эволюцию в Европе. Первая происходила в России с октября 1917 г. по 1937 г. (год строительства основ социализма) и сопровождалась установлением диктатуры пролетариата, уничтожением «до основания» старой России, колоссальными жертвами, созданием советского общества с социальным равенством и бедностью. Это общество развалилось почти до основания в течение 1901-2000 гг. к удивлению ее сторонников и противников.

Буржуазно-социалистическая эволюция в Западной Европе происходила всю первую половину XX в., без военного насилия, демократическим путем. Она привела к установлению буржуазных и правовых демократий, резкому улучшению качества жизни народа, сохранила возможности дальнейшей трансформации в постиндустриальное общество.

Социальная революция и социальная эволюция представляют собой качественный переход обществ и человечества от одной формации и цивилизации к другой, вызываемый объективными социальными противоречиями, лежащими в основе общественной жизни. Поэтому эти процессы носят объективно обусловленный (и закономерный) характер. Но эволюция не доводит социальный конфликт до стадии развертывания (и насилия) между противоположными классами, а революция – доводит. И вина за случившееся в последнем случае лежит на господствующих классах, допустивших такое развитие событий, т.е. На субъективном факторе. Так, У. Черчилль считал причиной Французской революции 1789 г. неспособность королевского правительства упорядочить отношения между классами, т.е. неправильное (и преступное) правление.

То же можно сказать и по поводу пролетарско-социалистической революции, произошедшей по вине российского царя, дворянства и буржуазии, оказавшихся не способными понять и выразить в политических решениях интересы российского крестьянства и рабочих. Поэтому вина за разрушение России и установление советской власти лежит не на пролетариате и большевиках, а на дворянстве и буржуазии России во главе с царем и Государственной думой. И революции 1991 г. в СССР можно было избежать, осуществив социальную эволюцию в направлении буржуазного социализма, продолжая либо НЭП, либо экономические реформы (предпринятые Косыгиным в 1963 г.). Но неспособность правящей партии – КПСС на социальную эволюцию привело к краху и КПСС, и СССР, и советского народа. Винить в приходе к власти в 1991 г. номенклатурных либералов во главе с Ельциным нужно не американский империализм, а советских коммунистов, задубевших в ленинизме-сталинизме, что, в частности, и выражается в понимании ими социальной революции.

Война как форма социального конфликта

Такой же разрушительной формой социального конфликта, как социальная революция, является война. Она ведется между странами (обществами) и государствами из-за национальных идей, территории, союзников, путей сообщения и т.п. Например, в Первую мировую войну Россия вступила под давлением церкви, дворянства, буржуазии почти из-за всех перечисленных интересов. И в результате получила две революции, гибель всех старых классов, образование СССР и т.п.

Мне бы хотелось дать характеристику войны словами героини известного романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Лары:

Мы женились перед самою войной (1914 года – С В), за два года до ее начала. И только мы зажили своим умом, устроили дом, объявили войну. Я теперь уверена, что она была виною всего, всех последовавших, доныне постигающих наше поколение несчастий. Я хорошо помню детство. Я еще застала время, когда были в силе понятия разума. То, что подсказывала совесть, считали естественным и нужным. Смерть человека от руки другого была редкостью, чрезвычайным, из ряду вон выходящим явлением. Убийства, как полагали, встречались только в трагедиях, романах из мира сыщиков и в газетных дневниках происшествий, но не в обыкновенной жизни.

И вдруг этот скачок из безмятежной жизни, невинной размеренности в кровь и вопли, повальное безумие и одичание каждодневного и ежечасного, узаконенного и восхваляемого смертоубийства... Наверное, никогда это не проходит даром. Ты лучше меня, наверное, помнишь, как сразу все стало приходить в разрушение. Движение поездов, снабжение городов продовольствием, основы домашнего уклада, нравственные устои сознания...

Тогда пришла неправда на русскую землю. Главной бедой, корнем будущего зла была утрата веры в цену собственного мнения. Вообразили, что время, когда следовали внушениям нравственного чутья, миновало, что теперь надо петь с общего голоса и жить чужими, всем навязанными представлениями. Стало расти владычество фразы, сначала монархической – потом революционной.

В дальнейшем изложении социальной революции и эволюции как формационным конфликтам будет уделено основное внимание. Именно формационная структура, ее развитие позволяют рассмотреть разнообразные конфликты интересов и социальных субъектов в их взаимосвязи в рамках общественного организма. Формационные конфликты в их разнообразных видах характерны для России на протяжении всего XX в.

Социальные революции

П. Штомпка называет революции «пиком» соци­альных изменений.

От других форм социальных изменений революции отличаются пятью особенностями:

1. комплексность: они захватывают все сферы и уров­ни общественной жизни;

2. радикальность: революционные изменения носят фундаментальный характер, пронизывают основы соци­ального устройства;

3. скорость: революционные изменения происходят очень быстро;

4. исключительность: революции неизгладимо оста­ются в памяти людей;

5. эмоциональность: революции вызывают подъем массовых чувств, необычные реакции и ожидания, уто­пический энтузиазм.

Определения революции акцентируют внимание на масштабах и глубине совершаемых преобразовании (в этом революции противопоставляются реформам), на элементы насилия и борьбы, а также на сочетании этих факторов. Вот примеры синтетических определений:

- «Быстрые, фундаментальные насильственные внут­ренние изменения в доминирующих в обществах ценно­стях и мифах, в его политических институтах, социаль­ной структуре, лидерстве и политике правительства» (С. Хантингтон).

- «Быстрые, базовые преобразования социальной и классовой структур общества путем переворотов снизу» (Т. Скокпол).

- «Захват насильственными методами государствен­ной власти лидерами массовых движений и последующее использование ее для проведения крупномасштабных социальных реформ» (Э. Гидденс).

Таким образом, главные отличительные черты революций - комплексность и фундаментальность происхо­дящих преобразований и вовлечение широких народных масс. Применение насилия не обязательно сопровожда­ет революционные преобразования: например, социаль­но-экономические преобразования последнего десятиле­тия в Восточной Европе были практически бескровными и ненасильственными.

Выделяют следующие типы социальных революций: антиимпе­риалистические (национально-освободительные, антиколониаль­ные), буржуазные, буржуазно-демократические, народные, народ­но-демократические и социалистические.

Антиимпериалистические - революции, происходившие в колониях и зависимых странах и направленные на достижение националь­ной независимости (были направлены против экономического и военно-политического господства иностранного капитала и поддерживающей его компрадорской или бюрократической буржуазии, феодальных кланов и т.д.)

Главной задачей буржуазных революций является ликвидация феодального строя и становление капиталистичес­ких производственных отношений, свержение абсолютных монар­хий и господства земельной аристократии, утверждение частной собственности, политического господства буржуазии. Движущие силы буржуазных революций - промышленная, финансовая, торговая буржуазия, массовая база - крестьянство, городские слои (пример - Вели­кая Французская Революция).



Буржуазно-демократическая революция- разновидность буржуазной революции. На ее ход решающее влияние оказывает активное участие в ней широких народных масс, поднявшихся на борьбу за свои интересы и права (европей­ские революции 1848 - 1849 гг., русская революция 1905 г.).

Социалистическая революция трактовалась (согласно марксистско-ленинской концепции) как высший тип социальной революции, в ходе которой осуществляется переход от капитализма к социализму и коммунизму.

Народ­ная революция- широкое и массовое движение в противополож­ность «верхушечным», «дворцовым», военным или политическим пе­реворотам. Они могут иметь различное социально-экономическое и политическое содержание.

Народно-демократическая революция - антифашистская, демократическая, национально-освободитель­ная революция, развернувшаяся в большой группе стран Восточ­ной Европы в ходе борьбы с фашизмом во время второй мировой войны. В ходе этой борьбы сложился широкий союз национальных и патриотических сил.

«Нежная» (бархатная) революция - демок­ратическая революция конца 1989 г. в Чехословакии. В ходе революции в результате мощных социальных выступлений мирным путем были лик­видированы существовавшие до этого государственные и политические структуры «реального социализма» и отстранена от власти коммунистическая партия. Близкими к «нежной» революции были революционные процес­сы, происходившие немного ранее или одновременно с ней и в др. странах Восточной Европы.

Социальные реформы - это:

1. изменение какой-либо суще­ственной стороны жизни общества при сохранении основ его экономического и государственного строя;

2. одна из форм социальных и политических изменений, соответствующая эволюционному развитию общества и характеризую­щаяся сравнительной постепенностью, плавностью, медленнос­тью таких изменений;

3. инновации, осуществляемые «сверху», с использованием легальных средств, хотя при этом не исключаются и меры принуждения.

Формально под социальными реформами понимается нововве­дение любого содержания; это изменение каких-либо сторон социальной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ су­ществующего общественно-политического строя.

Необходимость осуществ­ления социальных реформ встает на повестку политической жизни в условиях роста социальной напряженности в обществе. Социальные реформы разрабатываются и проводятся в жизнь господствующими социальными группами, которые таким путем стремятся ослабить давление оппозиционных сил и тем самым сохранить свое господство. Социальные реформы всегда нацелены на то, чтобы сохранить общественно-политическую систему как целое, изменяя ее отдельные части.

Ход по­литики социальных реформ определяется сложным переплетением объектив­ных и субъективных факторов. Успех или неуспех реформ в значитель­ной мере зависит от степени готовности правящей верхушки пойти на такие нововведения, которые действительно устраняют препят­ствия для нормального развития общества.

Многое зависит также и от сво­евременности проведения необходимых преобразований. Как пра­вило, запоздавшие реформы не приводят к желаемым результатам. Поэтому реформы следует проводить в надлежащее время и весьма умело, т. к. в противном случае они не только не могут не снизить существующее напряжение, но и привести к революционным процессам, которых как раз и стремилась избежать правящая элита. По мнению П. Сорокина,реформы не должны попирать человеческую природу и проти­воречить ее базовым инстинктам; социальным реформам должно предшествовать тща­тельное научное изучение конкретных социальных условий; каждую реформу вначале следует тестировать на малом социальном масштабе; реформы должны проводится в жизнь правовыми, конституционными сред­ствами.

Реформисты отрицают или принижают прогрессивное значение социальных революций, утверждают, будто бы социальная революция как форма общественного развития неэффективна и бесплодна, связана с колоссальными "издержками", что она во всех отношениях уступает эволюционным формам развития. Это утверждение не согласуется с реальной историей.

Многовековой опыт убедительно доказал, что революции являются мощным двигателем исторического развития. Революции – это локомотивы истории, могучие двигатели общественного и политического прогресса.

Великая историческая роль социальных революций состоит в том, что они устраняют преграды и расчищают пути для общественного движения. Социальные революции ликвидируют старый базис и старую надстройку, которые задерживают развитие производительных сил общества. Они обнажают и искореняют противоречия старого, отжившего общественного строя, пробуждают широкие народные массы к самостоятельной творческой деятельности, развязывают их активность. В период революций намного расширяется объем и содержание социального творчества.

По общему мнению, революции – это праздник демократических сил. Никогда масса народа не способна выступать таким активным творцом новых общественных порядков, как во время революции. В такие времена народ способен на чудеса. Революция является коренной ломкой экономического и социально-политического строя ускоренным, скачкообразным движением по пути прогресса.

Для более полного уяснения роли социальной революции в развитии общества необходимо также рассмотреть вопрос о соотношении революции и реформы. Реформами называются такие социальные перемены, которые не отнимают политической власти в государстве из рук старого господствующего класса, а сводятся к качественным преобразованиям в отдельных отраслях общественной жизни. Они могут носить экономический, политический, правовой, религиозный и другой характер, но не покушаются на политическую власть.

Противники революции рассматривают реформы как самоцель, как спасение от революции, пытаясь путем реформ отвлечь трудящихся от классовой борьбы. Революционеры считают, что реформы нс устраняют социальных противоречий, а лишь временно смягчают и отодвигают их решение. Однако было бы ошибочно думать, что революционный класс полностью отрицает использование реформ. В условиях капитализма, посткапитализма и постсоциализма реформы используются передовыми слоями общества как побочный продукт демократической борьбы, как мера для развития и расширения этой борьбы.

Реформы всегда имеют двойственную природу. С одной стороны, они улучшают положение трудящихся классов, а с другой, – служат средством для предупреждения и погашения их революционной борьбы. Реформа есть уступка, которую делают правящие классы, чтобы задержать, ослабить или затушить революционную борьбу, чтобы раздробить силу и энергию революционных классов и т.д. Поэтому прогрессивные силы не отвергают реформы, хотя бы в малой степени улучшающие положение народных масс, но одновременно указывают на их ограниченность и недостаточность, на необходимость революции. Все дело борьбы за положительные реформы должны быть подчинены конечной цели борьбы за свободу и демократию.

Понятию социальной революции противостоит понятие контрреволюция. Контрреволюция – это попытка или процесс реставрации власти реакционного класса и старых социально-экономических порядков. По своему объективному содержанию контрреволюция всегда регрессивна. Она задерживает развитие и мешает общественному прогрессу. Противоборство революции и контрреволюции – объективный закон классовой борьбы в эпоху перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Объясняется это тем, что господствующие классы никогда не отдают добровольно своей власти, оказывают упорное сопротивление новому строю.

При контрреволюции реакционные силы берут верх и революции терпят поражение. Так обстояло дело с буржуазнодемократической революцией в 1848 г. в Германии, Парижской коммуной 1871 г., демократической революцией 1936 г. в Испании, ликвидацией социализма в России в 1991–1999 гг., других европейских и азиатских странах.

Контрреволюция прибегает к различным формам борьбы и подрывных действий: вооруженные выступления, гражданские войны, мятежи, заговоры, саботажи, диверсии, иностранная интервенция, блокада и т.п. Решительная победа нового строя лишает контрреволюцию сил для открытого сопротивления, и она принимает более скрытые, замаскированные формы.

Опасность контрреволюционной деятельности возрастает в моменты относительного равновесия классовых сил - когда революционные классы еще не могут взять в свои руки всю власть и одержать решительную победу, а господствующие классы уже не в состоянии удерживать контроль за развитием событий. В такие моменты борьба обостряется. Контрреволюция активизируется, использует имеющиеся у нее рычаги власти, экономические позиции и влияние, средства информации для того, чтобы остановить революционный процесс, повернуть его вспять.

Если контрреволюция не встречает решительного отпора, она активизируется, стремится использовать неустойчивость политической обстановки в своих интересах. Только постоянное сохранение инициативы в руках революционных сил, их сплоченность и организованность дают возможность остановить контрреволюцию, навязать ей борьбу в тех сферах и в таких формах, которые отвечают интересам дальнейшего развития революции и обрекают реакцию на поражение.

Социальной базой контрреволюции являются, прежде всего, реакционные классы и слои, утрачивающие в результате революции власть, доходы, привилегии. Они выступают в качестве вдохновителей и организаторов контрреволюции. Численно эти классы и слои составляют незначительное меньшинство общества. Поэтому, чтобы противостоять революции, они нуждаются в более или менее широкой поддержке.

С этой целью контрреволюция стремится внести раскол в ряды угнетенных классов любыми средствами, включая обман, шантаж, клевету, демагогию. Она пытается привлечь на свою сторону политически отсталые и колеблющиеся слои населения, натравить их на авангард революционных классов. Так, в годы Французской буржуазной революции 1789 г. феодальная реакция использовала в контрреволюционных целях темноту и невежество крестьян провинции Вандея. В России во времена Б. II. Ельцина (последнее десятилетие XX в.) контрреволюционные силы задействовали стремление к обогащению партийно-комсомольской бюрократии, "цеховиков", криминальных элементов.

Социальной почвой для распространения контрреволюционных настроений могут стать некоторые слои мелкой буржуазии, которая в периоды обострения классовой борьбы "колеблется" между революцией и контрреволюцией. Контрреволюция использует и ошибки революционных сил, а также экстремистские действия левацких групп с тем, чтобы отпугнуть от революции те или иные слои населения. Ультралевые авантюристы, жонглируя революционной фразеологией, объективно являются пособниками контрреволюции.

В мировой исторической перспективе контрреволюция обречена. Она всегда временна, преходяща, не может остановить поступательного движения общества. Однако способна задержать общественный прогресс, вызвать зигзаги и отступления в развитии.

Контрреволюция, как правило, сопровождается жестоким террором. Об этом наглядно свидетельствуют кровавые расправы версальцев после падения Парижской коммуны, массовые расстрелы рабочих после поражения русской буржуазно-демократической революции 1905–1907 гг., белый террор вслед за подавлением Венгерской советской республики в 1919 г., трагедия Чилийской революции в 1974 г. и др.

Необходимость пресечения деятельности контрреволюционных сил обусловливает один из важнейших законов социальной революции. "Всякая революция, – по мнению В. И. Ленина, – лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться " . Для преодоления попятных тенденций в развитии социальной революции и доведения ее до конца важнейшее значение имеет седьмой этап – закрепление ее результатов. Объективные задачи этого этапа сводятся к стабилизации власти передового класса, выполнению экономической и социальной программы революции, осуществлению мер по защите ее завоеваний от внутренней и внешней контрреволюции.

  • Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 37. С. 122.

Существующих в обществе. Революция - это один из путей модернизации сложившегося общества, которое находится на переходном этапе.

На различных исторических периодах география революционного процесса расширялась. Буржуазные революции в Европе распространялись в следующей последовательности: Голландия - 1566-1609 года; Англия - 1640-1660 года; Франция - 1789-1794 года. В XIX веке число революций увеличилось, и они распространились на больших территориях.

Социальная революция возникает в результате обстановки тяжелого кризиса, за счет которого создается подобная ситуация. Как правило, критическая точка наступает в результате поражений в военных действиях, неудачной политической деятельности правительства, которая вызывает недовольство в широких слоях общества.

Англия перед революцией испытывала тяжелый финансовый кризис. Социальная обстановка характеризовалась массовыми гонениями пуритан, которые выступали против абсолютизма и боролись за буржуазные преобразования с целью создания новой церкви, которая должна была стать независимой от власти монархов. Но лагерь оппозиционеров не был единым и сплоченным. Среди пуритан в ходе революции выделилось три течения: пресвитериан (крупная буржуазия); индепендентов (среднее и мелкое дворянство, средние слои буржуазии); левеллеров (беднейшее крестьянство и пролетариат).

Пресвитерианское течение выдвигало требования ограничения королевского произвола и установления Они завладели лидирующими позициями и удерживали их в период с 1640 по 1648 год, с переходом от мирного развития революции к гражданской войне.

Индепенденты, во главе с Кромвелем, боролись за признание прав и свобод подданных, за упразднение централизации церкви и создания местных религиозных общин. Результатом революционных действий стало упразднение монархии и установление Республики (1649-1653 года).

Левеллеры выдвигали идеи народного суверенитета, равенства, а также провозглашения республики. Им не удалось захватить власть, но некоторые пункты их программы были приняты новым правительством.

Революции в Европе развивались следующим образом: от республиканского правления к военной диктатуре, а от нее к реставрации монархии. Так, в Англии она произошла в 1660 году, во Франции - в 1814-1815 годах.

Таким образом, социальная революция в Англии привела к утрате королевской властью своего могущества, а во Франции, несмотря на сохранение ее руководящей роли, к свержению абсолютизма.

5. Социальная революция

Понятие социальной революции Социальная революция означает глубокий переворот в социально-политической, экономической, и духовной жизни общества, когда осуществляется прежде всего переход от одной общественно-экономической формации к другой, более прогрессивной. Революция есть двигатель общественного прогресса: это и разрушение и творчество, она знаменует начало нового периода истории, который требует новых мыслей, чувств, песен и певцов. Она суть историческая необходимость, коренящаяся в экономической жизни общества. Самая глубинная причина социальных революций - конфликт.между производительными силами и производственными отношениями. Он составляет так называемую экономическую основу революции.

То, что социальные революции не случайное, а закономерное явление, с объективной необходимостью вытекающее из развития производства, не означает, что они происходят автоматически. Для их свершения необходимы объективные и субъективные предпосылки. Объективные противоречия в способе производства проявляются в ожесточенной борьбе прогрессивных и реакционных классов. Классовая борьба есть политическая основа революции. Субъективной формой выражения этой борьбы является столкновение классовых интересов, стремлений, идей. Социальная революция - высшая форма классовой борьбы угнетенных. Совокупность объективных условий, выражающих экономический и политический кризис общества, создает революционную ситуацию. Для революционной ситуации характерны следующие признаки: "Невозможность для господствующих классов сохранить в неизменном виде свое господство: тот или иной кризис "верхов", кризис политики господствующего класса, создающий трещину, в которую прорывается недовольство и возмущение угнетенных классов. Для наступления революции обычно бывает недостаточно, чтобы "низы не хотели", а требуется еще, чтобы "верхи не могли" жить по-старому... Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов... Значительное повышение... активности масс, в "мирную" эпоху дающих себя грабить спокойно, а в бурные времена привлекаемых, как всей обстановкой кризиса, так и самими "верхами", к самостоятельному историческому выступлению. Без этих объективных изменений, независимых от воли не только отдельных групп и партий, но и отдельных классов, революция - по общему правилу - невозможна"(Ленин В. И. Пили. собр. соч., т. 26, с. 218-219.).

Но не всякая революционная ситуация ведет к революции. Революции вспыхивают лишь тогда, когда к объективным условиям присоединяются и субъективные. Субъективный фактор включает в себя волю к борьбе, умелую организацию этой борьбы, сознательность се участников, осмысление целей и задач борьбы, решимость борющихся классов довести борьбу до конца. При наличии объективных предпосылок субъективный фактор приобретает решающее значение: старое правительство само не "упадет, если его не уронить".

Движущими силами революции выступают те социальные группы и классы, которые кровно заинтересованы в ломке старых порядков, в построении новых и которые совершают революцию. Один из этих классов играет особо активную роль: он увлекает за собой все другие участвующие в революции классы и социальные группы.

Если в относительно мирные периоды истории народные массы находятся как бы за кулисами политики, пребывая в состоянии "исторической спячки", то в разгар революционных событий народ поднимается на авансцену мировой истории и выступает в роли творца нового.

Основным вопросом всякой революции является вопрос о государственной власти. Когда пожар революции разгорается, пламя ее прежде всего направлено против основного стража старого мира - государства. "Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго-научном, так и в практически-политическом значении этого понятия" ". Взяв в свои руки политическую власть, новые классы, осуществляющие революцию, реорганизуют весь механизм социально-политической жизни общества: новые органы революции рождаются в ее же собственном огне. Захват власти революционными силами есть акт осуществления политической революции. Это и есть революция в узком смысле слова. Понятие же социальной революции в широком смысле - это, как уже сказано, коренные преобразования всех сфер общественной жизни.

Социальным революциям свойственна разная мера стихийности и сознательности. В процессе перехода от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, а от него - к феодальному революции совершались преимущественно стихийно и выражались в отдельных, как правило, локальных массовых движениях и восстаниях. Буржуазные революции, ломавшие устои феодализма, приобретают более осознанный, организованный характер: здесь все большую роль играет сознательная деятельность политических партий и организаций, имеющих в числе своих предпосылок и определенную идеологию. Принцип сознательности поднимается на высший уровень в эпоху социалистических революций, совершающихся как теоретически, тактически и стратегически обоснованный, закономерный социальный процесс перехода от капитализма к социализму.

Социальная революция принципиально отличается от социальной реформы: последняя направлена, как правило, лишь на частичные преобразования в рамках существования данного строя. "Но эта противоположность не абсолютна, эта грань не мертвая, а живая, подвижная грань, которую надо уметь определить в каждом отдельном конкретном случае" (Ленин В. И. Полн. собр. соч.. т. 31. с. 133. Там же. т. 20. с. 167). Опыт истории показывает, что реформы отнюдь не противопоказаны социальному прогрессу.

6.Типы социальных революций Тип социальных революций определяется тем, какие социально-политические противоречия она разрешает, какой общественный строй ниспровергает и какой создает заново. Это содержание выражает собой понимание революции в широком смысле слова - как переход от одного качественного состояния общества к другому (который совершается как путем вооруженных действий масс, так и не обязательно этим путем, а как совокупный результат действия многоразличных факторов общественной жизни). К такому типу революций можно отнести, например, переход общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму, то есть вообще переход от одной общественно-экономической формации к другой. Так, социальной революцией был переход от рабовладения к феодализму в результате разрешения внутренних противоречий рабовладельческого способа производства, хотя он и не имел характера политической революции.

Принципиально иной тип представляют собой революции, в которых ведущую роль играют социально-политические мотивы. Эти революции также способствуют смене одной общественно-экономической формации другой, но они осуществляются путем насильственных действий одного класса против другого. И эти действия осуществляются на основе теоретической программы, двигающей определенные социально-политические цели и идеалы. К такому типу можно отнести буржуазную и социалистическую революции. К особому типу социальных революций, способствующих осуществлению в конечном счете обеих названных революций, следует отнести революции, затрагивающие ту или иную отдельно взятую сферу общественной жизни. Сюда относятся научно-технические, культурные революции и т. д. Все они являются необходимыми составными частями указанных типов революции.

Высший тип революции являет собой социалистическая революция, имеющая своей целью коренные преобразования общества в интересах трудящихся. Она отличается от предшествующих социальных революций тем, что если прежние революции ограничивались изменением политической власти, приведением ее в соответствие с уже возникшими новыми экономическими отношениями, то социалистическая революция характеризуется прежде всего созидательным началом: ее высшее назначение - утверждение общественной собственности на средства производства, социалистических производственных отношений.


И для обобщающих оценочных выводов, и для прогнозных соображений. Практика подтвердила все, что он до этого предвидел теоретически. Марксизм В.И. Ленина как версия в интерпретации марксовского идейного наследия. А) Революционная деятельность Ленина. Ленин – крупнейший революционер XX века, инициатор и вождь Октябрьской революции в России, основатель советского государства и международного...

Имело происходившее ранее развитие общественной мысли: немецкой классической философии, классической английской политической экономии и французского утопического социализма. Глава 2. Развитие философии марксизма и основные труды Маркса. Уже в самом начале творческой деятельности (вскоре после получения степени доктора философии) Маркс осознает как свое призвание защиту...

Борьбы с какими–либо отклонениями в середине партии. В основе коммунистического движения лежит научная теория. Главное в марксизме - это диалектический, причем материалистический метод познания явлений.Глава 2. О диалектическом материализме. Диалектический материализм есть мировоззрение марксистско-ленинской партии. Оно называется диалектическим материализмом потому, что его подход к явлениям...

Правовых и политических учреждений, равно как религиозных, философских и других воззрений каждого данного исторического периода. Гегель освободил от метафизики понимание, он сделал его диалектическим, но его понимание истории было по своей сущности идеалистическим. Теперь идеализм был изгнан из понимания истории; теперь понимание истории стало материалистическим, и был найден путь для объяснения...